Для неграмотных людей самым доступным средством революционной агитации стало искусство ответ кратко
Обновлено: 18.05.2024
Пропаганда появилась ещё в древние времена, однако лишь сравнительно недавно её роль возросла настолько, что она стала решать исход военных конфликтов. Гражданская война в России — один из таких примеров. Слово или рисунок пропагандиста в ней зачастую были более значимыми, чем винтовка солдата или орудие артиллериста. А то, что агитация решила исход войны, признавала даже проигравшая сторона — и далее вы в этом убедитесь.
VATNIKSTAN рассказывает, каким образом большевикам удалось создать эффективную пропагандистскую машину и почему она оказалась в разы сильнее агитации белых.
На кого была рассчитана пропаганда?
Приступая к рассказу о советской пропаганде в годы Гражданской войны, в первую очередь необходимо в общих чертах изобразить портрет среднего её потребителя. На кого агитация была рассчитана?
В Российской империи с образованием дела обстояли очень скверно. Согласно первой всеобщей переписи 1897 года, 78% населения были абсолютно неграмотны, то есть не умели ни читать, ни писать. Подавляющее большинство оставшихся 22% населения за плечами имели лишь три–четыре класса церковно-приходской или начальной школы. Высшим образованием могли похвастаться лишь 0,5% жителей страны.
По регионам образованность была распределена крайне неравномерно. Наибольшее количество грамотных людей жили в Петербурге, Москве, а также Польше и Финляндии. Чуть меньше их было в Прибалтике и крупных городах европейской части страны. Значительно более низким уровень грамотности был в сельской местности, ещё ниже — в Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке.
Среди мужчин образованных было значительно больше, чем среди женщин. К 1914 году из тысячи призывников читать умели в среднем 500 человек. При этом грамотным считался даже человек, умеющий читать по слогам и совсем не владеющий письмом.
Исходя из этих данных, сразу можно определить главные черты, которыми должна была обладать претендующая на успех пропаганда. Это максимальная простота, лаконичность, минимум текста и максимум изображений, чтобы даже неграмотные поняли основной посыл. И напротив, агитация, которая использовала бы заумные фразы, сложные термины или образы, много литературно написанного текста, была обречена на провал. События Гражданской войны это наглядно продемонстрировали.
В годы противостояния красных и белых основными инструментами пропаганды были плакаты, газеты, листовки, а также устные речи и воззвания политиков и агитаторов. Радио и кинематограф уже существовали, но ещё не стали массовыми.
РОСТА
7 сентября 1918 года было создано Российское телеграфное агентство (сокращённо РОСТА), оказавшееся вплоть до 1925 года главным пропагандистским ведомством Советского государства. РОСТА было создано на основе существовавшего ещё с царских времён Петроградского телеграфного агентства, а также нескольких частных информационных компаний.
В годы Гражданской войны РОСТА включало в себя следующие отделы: Литературно-агитационный, Телеграфный, Иностранный, Инструкторский, Художественно-фотографический, Иногородний и Отдел московской хроники. Деятельность агентства заключалась в издании газет, журналов, плакатов, оно выполняло функции источника новостей, а также рассылало инструкции советским изданиям.
Вместе с этим при РОСТА была открыта первая в России Школа журналистов — советская власть остро нуждалась в новых пропагандистах, которых не нужно было бы обучать на ходу, в процессе работы. Отделения РОСТА были открыты в Украине, Туркестане и Закавказье.
Одним из центральных направлений деятельности Российского телеграфного агентства были пропагандистские плакаты, на которых следует остановиться более подробно.
Плакаты
До нашего времени дошло порядка трёхсот политических плакатов красных и белых времён Гражданской войны. Из них красных почти в два раза больше белых. Правда, агитматериалы белогвардейцев могли не дойти до нас попросту потому, что были уничтожены победителями. Важнее то, что именно в стане красных оказались самые профессиональные плакатные пропагандисты. Это видно не только по количеству плакатов, но и по их качеству. На конкретном примере рассмотрим, в чём именно выражалось превосходство, оказавшееся в руках у большевиков.
Если рассматривать другие плакаты, то стоит обратить внимание, что у красных гораздо больше (чем у их противников) агитматериалов, посвящённых триумфу и победе. Больше плакатов с требованием активных действий. И значительно больше визуальной пропаганды, посвящённой труду и образованию: 23% у красных и лишь 1% у белых. Это тоже играло свою роль, ведь в значительной степени победа куётся в тылу. У трудолюбивых и образованных людей гораздо больше шансов одержать верх.
Красный плакат, призывающий к труду. Художник Н. Н. Когоут. 1920 год
И ещё один важный аспект, который бросается в глаза при внимательном рассмотрении плакатов тех лет. Белые изображали своих противников жестокими преступниками, чертями и демонами. Красные изображали оппонентов опустившимися бездарями, алкоголиками, толстяками (что должно было подчёркивать, что они жируют за счёт голодающего народа). В этом выборе образа врага большевики опять обыгрывали белых: население ещё может поддержать преступников, если они выражают мнение большинства, но оно никогда не поддержит ничтожных и жалких людей.
Художник В. Н. Дени (Денисов). 1919 год
Окна РОСТА
Газеты, публицистика
В годы Гражданской войны было выпущено более двух тысяч советских газет. Это около двух третей от всех выходивших в тот период газет на территории бывшей империи. Их суммарный тираж подсчитать невозможно, но очевидно, что он гораздо больше всех антибольшевистских изданий вместе взятых. В 1919 году красные печатали в среднем от полутора до трёх миллионов экземпляров газет в сутки!
Эти незамысловатые правила были вызваны причинами, изложенными нами в начале статьи: в стране было много неграмотных и малограмотных людей.
Ленин и Троцкий были известны как плодовитые публицисты ещё задолго до революции. Привычка много писать никуда не делась у них и в разгар Гражданской войны. Даже несмотря на загруженность неотложными делами, они всё равно находили время для написания новых статей.
В белом лагере ситуация была обратной. Нельзя сказать, что все белогвардейцы поголовно были лишены писательского таланта: и Деникин, и Врангель, и многие другие офицеры уже в эмиграции написали объёмные мемуары, многие из них переиздаются и в наше время. Но тогда, в разгар боевых действий, они не нашли достойного применения своему дарованию. Поддерживал белых даже и будущий нобелевский лауреат по литературе Иван Бунин, но и он не создал таких текстов, которые привлекли бы значительную часть населения.
Речи, агитаторы, лозунги
Ряд большевистских лидеров, и прежде всего Ленин и Троцкий, были превосходными ораторами и часто выступали на различных митингах и демонстрациях. Конечно, их речи далеко не всегда были правдивы, но они звучали убедительно, часто подкреплялись фактами и железной логикой. В итоге эти публичные выступления привлекали новых сторонников. Записи речей Ленина слышали многие, поэтому предлагаю послушать одну из речей Троцкого.
Речь Льва Троцкого о единстве народов. 1919 год
Помимо лидеров, ораторской пропагандой занималась целая армия политработников. В 1919 году у красных действовало около полутора тысячи агитаторов на фронтах. Они работали как с солдатами, так и с местным населением. У белых в тот же период во всех их армиях было лишь 80 агитаторов. Результаты такого пренебрежительного отношения к пропаганде очевидны.
Кинематограф
Если в наше время кино имеет прежде всего развлекательную и просветительскую, а уж потом пропагандистскую функцию, то в годы Гражданской войны всё было иначе. Абсолютно все снятые большевиками в 1918–1922 годы художественные и документальные фильмы носили исключительно агитационный характер.
Вскоре после захвата власти большевиками выяснилось, что подавляющее большинство русских режиссёров и работников синематографа либо уехали в эмиграцию, либо оказались сторонниками антибольшевистских сил. Поэтому возрождать кино, находившееся в 1918 году в глубоком упадке, приходилось почти с нуля, закупая необходимое оборудование за границей и наскоро обучая новых сотрудников.
Когда Ленин говорил, что кино — важнейшее из искусств, то имел в виду прежде всего его колоссальное значение для пропаганды: живое действие на экране может убеждать лучше, чем плакаты и газеты. Вторили своему лидеру и другие большевики. Так, первый нарком просвещения Анатолий Луначарский писал:
О недопустимости создания объективных фильмов и об отношении к кинематографу как к пропагандистскому инструменту писал и ответственный руководитель РОСТА Платон Керженцев:
Хотя к началу Гражданской войны кинематограф и существовал уже более 20 лет, для большинства жителей России он всё ещё был в диковинку. В те времена российский зритель ещё не умел отличать художественные фильмы от документальных, что позволяло большевистским пропагандистам часто выдавать первое за второе. Агитационными оказывались даже ленты, подаваемые как научные.
Очевидно, этот фильм должен был донести до зрителя мысль, что старый режим был плохой, а новый — хороший. Но, с другой стороны, странно, что здесь никак не осуждается нарушение солдатом дисциплины и алкоголизм.
Эффективность
Правила эффективной пропаганды большевики понимали с самого начала Гражданской войны. А вот белые смогли осознать эффективность агитации своего противника, только будучи в эмиграции. Юрист, преподаватель и редактор Валерий Левитский, поддерживавший белое движение и после его поражения эмигрировавший во Францию, писал:
Белый генерал Алексей Лампе в мемуарах вспоминал:
Подведём итоги. Большевистская пропаганда в годы Гражданской войны оказалась не просто сильнее белогвардейской, но и масштабнее, качественнее, в разы убедительнее как для мирного населения, так и для вражеских бойцов. Увидев советские листовки, газеты и плакаты, многие белые солдаты переходили на сторону своих недавних врагов. Генералы армий Колчака, Юденича, Врангеля или Деникина могли отлично знать законы тактики и стратегии. Но в каком-то смысле это оказалось гораздо менее важным, чем умение убедительно донести до людей свою точку зрения.
Задачи урока: определить направления культурной политики советской власти; рассмотреть достижения и потери российской культуры 1920-х гг.
Оборудование: карта, иллюстрации, CD .
План урока
2. Календарь новой жизни.
3. Общественные потрясения.
5. Советская наука.
6. Искусство революционной эпохи.
ХОД УРОКА
• Проверка и актуализация знаний
В начале занятия учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания, выполняют письменное задание. Тестовое задание 1
1. Формирование Белого движения началось:
а) в октябре 1917 г.;
б) в ноябре 1917 г.;
2. Одна из причин иностранной интервенции:
а) национализация помещичьей земли;
б) отказ от выплаты царских долгов;
в) заключение Брестского мира.
а) октябрь 1917 г. — весна 1918 г.;
б) лето—осень 1918 г.;
в) декабрь 1918 г. — июнь 1919 г.
4. Определите, о ком идет речь. Видный военачальник царской армии, участник Первой мировой войны, проведший успешное наступление на Юго-Западном фронте. Отказался поехать на Дон, начал сотрудничать с большевиками. Его единственный сын был взят в плен белыми и расстрелян.
5. Красная армия была создана в 1918 г.:
а) 5 января; б) 15 января; в) 29 января.
Тестовое задание 2
1. Одной из причин Гражданской войны было:
а) установление диктатуры пролетариата;
б) принятие декрета о красном терроре;
в) начало интервенции.
а) октябрь 1917 г. — май 1918 г.;
б) март 1919 г. — март 1920 г.;
в) конец 1920—1922 г.
3. Определите, о ком идет речь. Участник Первой мировой войны, противник Временного правительства. Предпринял попытку установить военную диктатуру. Был арестован. После Октябрьского переворота освобожден. Стал одним из руководителей формирования Добровольческой армии. Погиб при попытке штурма Екатеринодара 17 апреля 1918 г.
4. Реввоенсовет республики (РВСР) был создан:
а) в 1917 г.; б) в 1918 г.; в) в 1919 г.
5. Выступление Краснова—Керенского против советской власти состоялось:
а) в октябре 1917 г.;
б) в ноябре 1918 г.;
в) в январе 1918 г.
• Изучение нового материала
1—3. Перед изучением темы урока учащиеся знакомятся с иллюстрациями и эпиграфом к параграфу. Далее им предлагается определить значение революции, охарактеризовать новшества, появившиеся в повседневной жизни, поработав с текстом учебника. Учащимся предлагается ответить на вопросы учебника.
4. Далее учитель отмечает, что главными задачами политики в области культуры стали: формирование культуры, основанной на социалистической идеологии; подъем общего уровня образования населения; формирование рабоче-крестьянской интеллигенции.
В соответствии с декретом 1918 г. преимущественным правом для поступления в вузы пользовались выходцы из рабочих и крестьян, из институтов исключали выходцев из бывших имущих сословий Российской империи. С 1922 г. среди студентов регулярно проводили чистки под предлогом исключения неуспевающих. На самом деле изгнанию подлежали выходцы из интеллигентных семей, представители бывших имущих классов.
Вопрос учащимся: К каким последствиям могла привести подобная тактика в образовательной политике государства?
Учитель может зачитать мнение ученого А. Рожкова:
1 Рожков А. Студент как зеркало Октябрьской революции // Родина. - 1999. - № 3. - С. 74.
Увеличение количества школ и вузов привело к снижению качества преподавания.
Декретом от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа — от церкви. В 1921 г. был основан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим, начавший сбор средств. Однако этого показалось мало, и в 1922 г. был принят декрет о насильственной конфискации церковных ценностей. Против выступил патриарх Тихон, за это он был арестован.
5. Учащимся предлагается вспомнить причины, побудившие большевиков привлечь военспецов к сотрудничеству с Красной армией. Старая российская интеллигенция отнеслась к Октябрьской революции неоднозначно. Первоначально власти стремились привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству, создавая специалистам естественного и технического направлений нормальные (по сравнению с основной массой населения) условия для работы. Многие ученые поддержали советскую власть: В. И. Ипатьев, И. П. Павлов, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский. 1920-е гг. — время становления таких ученых, как Л. С. Выготский, П. А. Капица, А. Ф. Иоффе.
Однако многие предпочли уехать за границу. В 1922 г. были арестованы и высланы из страны ученые, чьи имена составили золотой фонд не только отечественной, но и мировой науки (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, А. А. Кизеветтер, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков и др.). Из библиотек были изъяты их труды. В эмиграции оказались музыканты и певцы (С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов,
А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин, А. А. Вертинский), художники (И. Е. Репин, К. А. Коровин, М. Шагал). Были расстреляны ученый-химик М. М. Тихвинский и известный поэт Н. С. Гумилев. Под особый контроль попали ученые-обществоведы. Их научные изыскания сводились главным образом к обоснованию политики партии. Инакомыслие не допускалось и преследовалось. Во вредительстве были обвинены Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, В. В. Челинцев. Погиб в лагере П. А. Флоренский. Репрессиям подверглись Н. И. Вавилов, С. П. Королев, академики С. Ф. Платонов и Е. В. Тарле, был арестован Л. Д. Ландау (его спасло только смелое и решительное заступничество П. Л. Капицы и датского физика Н. Бора, имевшего мировую известность).
Вопрос учащимся: К каким результатам привела политика советского правительства в отношении творческой и научной интеллигенции?
Учащимся предлагается выписать в тетрадь мероприятия Советского правительства, направленные на формирование советской науки.
6. В 1920-е гг. новый импульс в развитии получило изобразительное искусство. Насыщенная событиями внутренняя жизнь страны стимулировала художественное творчество. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжали плодотворно работать и в советское время.
1920-е гг. ознаменовались началом процесса идеологического воздействия на творческую интеллигенцию, в том числе и на художников.
Внимание учащихся обращается к документу.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, почему творчество М. Шагала вызывало неприязнь наркома просвещения?
Из письма художника Марка Шагала наркому просвещения РСФСР А. В. Луначарскому (1921 г.)
Глубокоуважаемый Анатолий Васильевич.
Для усиления цензуры были образованы в 1922 г. Главлит и в 1923 г. Главрепертком (должен был контролировать репертуары театров).
1. Как революция повлияла на развитие культуры?
2. Почему из страны были высланы ученые?
3. Докажите, что советское правительство осознавало значимость развития науки и техники.
• Формирование универсальных компетенций
Домашнее задание: § 9, вопросы и задания в конце параграфа. Дополнительное задание: подготовить кроссворды по теме урока; выставку художественных произведений, созданных в годы Гражданской войны; виртуальную экскурсию по картинам, созданным в 1917—1922 гг.
Сто лет назад в столице империи Петрограде было неспокойно. Во время Февральской революции император Николай II отрекся от власти, а новое Временное правительство было слабым и неэффективным. Народ был недоволен, политическая обстановка накалялась.
Кульминация наступила в октябре, когда народ снова вышел на баррикады, и большевики во главе с Владимиром Лениным пришли к власти. Большевики быстро сформировали правительство — Совет народных комиссаров — и приступили к внедрению новой революционной идеологии.
Главным инструментом внедрения идей в массы была пропаганда. Для этой цели привлекли лучших художников России, а затем и Советского Союза.
Искусство стало инструментом массовой пропаганды
Революционные художники часто были авангардистами, например, Альтман дружил с Каземиром Малевичем, у которого он часто заимствовал идеи для своих работ.
Везде присутствует красный цвет
Первую годовщину революции отмечали в 1918 году. Художников попросили украсить Петроград монументальными произведениями, настенной живописью, плакатами и памятниками, которые отражали бы коммунистические идеалы.
Новые идеологические сервизы создавали, соблюдая традиции императорских фарфоровых заводов.
Случайно найденные предметы
В Петербурге, имя которого за революционные годы и годы гражданской войны менялось то на Петроград, то на Ленинград, работал Декоративный институт. В нем занимались внедрением агитационного искусства в массы — здесь создавались бытовые предметы и плакаты, разрабатывались новые художественные формы.
Институт занимался оформлением различных парадов и массовых идеологических мероприятий. Его деятельность закончилась в 1926 году, и большая часть творческих идей так и осталась не воплощенной в жизнь.
Экспонаты Декоративного института, впервые представленные на выставке, совсем недавно были обнаружены в запасниках Русского музея.
Пропаганда присутствует в плакатах
Революция дала начало совершенно новому искусству — искусству плаката. Сейчас плакаты представлены в Мраморном дворце Санкт-Петербурга.
На революционных плакатах изображен идеальный тип людей, новый советский человек — гармоничный, сильный и гордый. Будущее сулит ему только хорошее. Многие плакаты призывают к труду и учебе.
С другой стороны, кулакам и прочим капиталистам нет пощады: в плакатах звучит призыв уничтожать кулаков. Владимир Ленин всегда изображается на красном фоне — культ личности вождя на плакатах не скрывают.
Актуальное искусство
Искусство революционного плаката актуально и сегодня. Современные художники и архитекторы России до сих пор используют идеи и лозунги, существовавшие сто лет назад. То же самое происходит и в других странах мира.
Октябрьская революция создала потрясающее искусство, но с ней связан и жестокий тоталитаризм, она унесла много жизней. Однако для многих художников большевизм был единственным выбором.
Разговоры о революции вызывают в современной России противоречивые чувства.
"Важнейшим из искусств, в условиях всеобщей безграмотности, для нас является кино"
"Важнейшим из искусств, в условиях всеобщей безграмотности, для нас является кино" В.И. Ленин
Мы видим незаконнорожденного нищего паренька Тесея, натренированного как Цискаридзе, но всеми презираемого по причине безотцовщины и нищеты. Его маму тоже все пинают и зовут шлюхой. В общем, будни нормального передового общества. Тесей находит его несправедливым и не верит по этому поводу в богов. Боги, однако, существуют. Они крайне гламурны (даже на Аресе и Посейдоне тонны косметики), но не помогают Тесею, потому что не могут бороться с несправедливостью. Ведь это вмешательство в жизнь людей, а вмешиваться по причине своих высоких моральных принципов запретил Зевс.
Тут внезапно выясняется, что Греции грозит опасность. Ибо некто Гиперион (тоже, кстати, незаконнорожденный и происходящий из социальных низов) намерен отомстить системе за смерть своих жены и ребёнка. Для этого Гиперион собрал (как – непонятно: судя по всему, через социальные сети) гигантскую армию анонимов в масках. Он собирается:
а) отомстить кастовой системе Греции, завоевав её,
б) отомстить богам, освободив из Тартара титанов, содержащихся там в страшно напоминающих Гуантанамо условиях.
В родном селе Тесея начинается эвакуация, причём всех старых, слабых и нищих власти бросают на произвол судьбы. В результате Гиперион с анонимами берет населенный пункт без боя.
По логике Тесей должен присоединиться к отчаяному бунтарю, но сценаристов выручает опробованный ещё во времена Рейгана и Рэмбо приём. В клюквенных фильмах 1980-х про борьбу с русскими комми последние обязательно совершали необъяснимые зверства, окончательно помогающие героям совершить выбор. Например, отрезали головы детям, расстреливали женщин или насиловали стариков. Вот и Гиперион, чтобы отличный воин Тесей случайно не влился в ряды его сторонников, немотивированно перерезает глотку его маме, адски смеясь при этом ему в лицо. После чего отправляет его на античный лесоповал.
Тесей с лесоповала сбегает вместе с содержащейся там пифией, после чего начинает спасать миропорядок – старую добрую Грецию от Гипериона, а старых добрых богов от титанов. Руководство Греции пытается было вести с Гиперионом переговоры – но Тесей настаивает, что переговариваться с этим упёртым антиглобалистом не о чем: надо мочить.
Во время последней схватки с Гиперионом он, правда, погибает сам – но после смерти боги берут его на Олимп. В заключительной сцене фильма одарённый экстрасенсорными способностями сын Тесея от пифии (тоже, отметим, сирота) видит покойного папу сражающимся на какой-то глобальной бойне между мировым порядком и мировой чернью.
. Что в этом сюжете особенно поучительно. Если допустить, что голливудский масс-культ сознательно или невольно выполняет политзаказ по формированию моделей поведения у американского зрителя – то этот политзаказ с начала кризиса сильно изменился.
Раннекризисный героический кинематограф ещё обещал зрителю, что, если тот будет защищать финансово-политическую элиту, то будет за это вознаграждён и оценён по заслугам. Или, на худой конец – останется жив.
Конечно, кто-то скажет, что это не мифические злодеи нападают на цивилизованный мир, а наоброот цивилизованный мир взбесился и бомбит всё что движется, оставляя десятки и сотни тысяч трупов.
Читайте также: