Для неграмотных людей самым доступным средством революционной агитации стало искусство ответ кратко

Обновлено: 18.05.2024

Про­па­ган­да появи­лась ещё в древ­ние вре­ме­на, одна­ко лишь срав­ни­тель­но недав­но её роль воз­рос­ла настоль­ко, что она ста­ла решать исход воен­ных кон­флик­тов. Граж­дан­ская вой­на в Рос­сии — один из таких при­ме­ров. Сло­во или рису­нок про­па­ган­ди­ста в ней зача­стую были более зна­чи­мы­ми, чем вин­тов­ка сол­да­та или ору­дие артил­ле­ри­ста. А то, что аги­та­ция реши­ла исход вой­ны, при­зна­ва­ла даже про­иг­рав­шая сто­ро­на — и далее вы в этом убедитесь.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, каким обра­зом боль­ше­ви­кам уда­лось создать эффек­тив­ную про­па­ган­дист­скую маши­ну и поче­му она ока­за­лась в разы силь­нее аги­та­ции белых.

На кого была рассчитана пропаганда?

При­сту­пая к рас­ска­зу о совет­ской про­па­ган­де в годы Граж­дан­ской вой­ны, в первую оче­редь необ­хо­ди­мо в общих чер­тах изоб­ра­зить порт­рет сред­не­го её потре­би­те­ля. На кого аги­та­ция была рассчитана?

В Рос­сий­ской импе­рии с обра­зо­ва­ни­ем дела обсто­я­ли очень сквер­но. Соглас­но пер­вой все­об­щей пере­пи­си 1897 года, 78% насе­ле­ния были абсо­лют­но негра­мот­ны, то есть не уме­ли ни читать, ни писать. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство остав­ших­ся 22% насе­ле­ния за пле­ча­ми име­ли лишь три–четыре клас­са цер­ков­но-при­ход­ской или началь­ной шко­лы. Выс­шим обра­зо­ва­ни­ем мог­ли похва­стать­ся лишь 0,5% жите­лей страны.

По реги­о­нам обра­зо­ван­ность была рас­пре­де­ле­на крайне нерав­но­мер­но. Наи­боль­шее коли­че­ство гра­мот­ных людей жили в Петер­бур­ге, Москве, а так­же Поль­ше и Фин­лян­дии. Чуть мень­ше их было в При­бал­ти­ке и круп­ных горо­дах евро­пей­ской части стра­ны. Зна­чи­тель­но более низ­ким уро­вень гра­мот­но­сти был в сель­ской мест­но­сти, ещё ниже — в Сиби­ри, Сред­ней Азии, на Даль­нем Востоке.

Сре­ди муж­чин обра­зо­ван­ных было зна­чи­тель­но боль­ше, чем сре­ди жен­щин. К 1914 году из тыся­чи при­зыв­ни­ков читать уме­ли в сред­нем 500 чело­век. При этом гра­мот­ным счи­тал­ся даже чело­век, уме­ю­щий читать по сло­гам и совсем не вла­де­ю­щий письмом.

Исхо­дя из этих дан­ных, сра­зу мож­но опре­де­лить глав­ные чер­ты, кото­ры­ми долж­на была обла­дать пре­тен­ду­ю­щая на успех про­па­ган­да. Это мак­си­маль­ная про­сто­та, лако­нич­ность, мини­мум тек­ста и мак­си­мум изоб­ра­же­ний, что­бы даже негра­мот­ные поня­ли основ­ной посыл. И напро­тив, аги­та­ция, кото­рая исполь­зо­ва­ла бы заум­ные фра­зы, слож­ные тер­ми­ны или обра­зы, мно­го лите­ра­тур­но напи­сан­но­го тек­ста, была обре­че­на на про­вал. Собы­тия Граж­дан­ской вой­ны это нагляд­но продемонстрировали.

В годы про­ти­во­сто­я­ния крас­ных и белых основ­ны­ми инстру­мен­та­ми про­па­ган­ды были пла­ка­ты, газе­ты, листов­ки, а так­же уст­ные речи и воз­зва­ния поли­ти­ков и аги­та­то­ров. Радио и кине­ма­то­граф уже суще­ство­ва­ли, но ещё не ста­ли массовыми.

РОСТА

7 сен­тяб­ря 1918 года было созда­но Рос­сий­ское теле­граф­ное агент­ство (сокра­щён­но РОСТА), ока­зав­ше­е­ся вплоть до 1925 года глав­ным про­па­ган­дист­ским ведом­ством Совет­ско­го госу­дар­ства. РОСТА было созда­но на осно­ве суще­ство­вав­ше­го ещё с цар­ских вре­мён Пет­ро­град­ско­го теле­граф­но­го агент­ства, а так­же несколь­ких част­ных инфор­ма­ци­он­ных компаний.

В годы Граж­дан­ской вой­ны РОСТА вклю­ча­ло в себя сле­ду­ю­щие отде­лы: Лите­ра­тур­но-аги­та­ци­он­ный, Теле­граф­ный, Ино­стран­ный, Инструк­тор­ский, Худо­же­ствен­но-фото­гра­фи­че­ский, Ино­го­род­ний и Отдел мос­ков­ской хро­ни­ки. Дея­тель­ность агент­ства заклю­ча­лась в изда­нии газет, жур­на­лов, пла­ка­тов, оно выпол­ня­ло функ­ции источ­ни­ка ново­стей, а так­же рас­сы­ла­ло инструк­ции совет­ским изданиям.

Вме­сте с этим при РОСТА была откры­та пер­вая в Рос­сии Шко­ла жур­на­ли­стов — совет­ская власть ост­ро нуж­да­лась в новых про­па­ган­ди­стах, кото­рых не нуж­но было бы обу­чать на ходу, в про­цес­се рабо­ты. Отде­ле­ния РОСТА были откры­ты в Укра­ине, Тур­ке­стане и Закавказье.

Одним из цен­траль­ных направ­ле­ний дея­тель­но­сти Рос­сий­ско­го теле­граф­но­го агент­ства были про­па­ган­дист­ские пла­ка­ты, на кото­рых сле­ду­ет оста­но­вить­ся более подробно.

Плакаты

До наше­го вре­ме­ни дошло поряд­ка трёх­сот поли­ти­че­ских пла­ка­тов крас­ных и белых вре­мён Граж­дан­ской вой­ны. Из них крас­ных почти в два раза боль­ше белых. Прав­да, агит­ма­те­ри­а­лы бело­гвар­дей­цев мог­ли не дой­ти до нас попро­сту пото­му, что были уни­что­же­ны побе­ди­те­ля­ми. Важ­нее то, что имен­но в стане крас­ных ока­за­лись самые про­фес­си­о­наль­ные пла­кат­ные про­па­ган­ди­сты. Это вид­но не толь­ко по коли­че­ству пла­ка­тов, но и по их каче­ству. На кон­крет­ном при­ме­ре рас­смот­рим, в чём имен­но выра­жа­лось пре­вос­ход­ство, ока­зав­ше­е­ся в руках у большевиков.

Если рас­смат­ри­вать дру­гие пла­ка­ты, то сто­ит обра­тить вни­ма­ние, что у крас­ных гораз­до боль­ше (чем у их про­тив­ни­ков) агит­ма­те­ри­а­лов, посвя­щён­ных три­ум­фу и побе­де. Боль­ше пла­ка­тов с тре­бо­ва­ни­ем актив­ных дей­ствий. И зна­чи­тель­но боль­ше визу­аль­ной про­па­ган­ды, посвя­щён­ной тру­ду и обра­зо­ва­нию: 23% у крас­ных и лишь 1% у белых. Это тоже игра­ло свою роль, ведь в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни побе­да куёт­ся в тылу. У тру­до­лю­би­вых и обра­зо­ван­ных людей гораз­до боль­ше шан­сов одер­жать верх.


Крас­ный пла­кат, при­зы­ва­ю­щий к тру­ду. Худож­ник Н. Н. Кого­ут. 1920 год

И ещё один важ­ный аспект, кото­рый бро­са­ет­ся в гла­за при вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии пла­ка­тов тех лет. Белые изоб­ра­жа­ли сво­их про­тив­ни­ков жесто­ки­ми пре­ступ­ни­ка­ми, чер­тя­ми и демо­на­ми. Крас­ные изоб­ра­жа­ли оппо­нен­тов опу­стив­ши­ми­ся без­да­ря­ми, алко­го­ли­ка­ми, тол­стя­ка­ми (что долж­но было под­чёр­ки­вать, что они жиру­ют за счёт голо­да­ю­ще­го наро­да). В этом выбо­ре обра­за вра­га боль­ше­ви­ки опять обыг­ры­ва­ли белых: насе­ле­ние ещё может под­дер­жать пре­ступ­ни­ков, если они выра­жа­ют мне­ние боль­шин­ства, но оно нико­гда не под­дер­жит ничтож­ных и жал­ких людей.


Худож­ник В. Н. Дени (Дени­сов). 1919 год

Окна РОСТА


Газеты, публицистика

В годы Граж­дан­ской вой­ны было выпу­ще­но более двух тысяч совет­ских газет. Это око­ло двух тре­тей от всех выхо­див­ших в тот пери­од газет на тер­ри­то­рии быв­шей импе­рии. Их сум­мар­ный тираж под­счи­тать невоз­мож­но, но оче­вид­но, что он гораз­до боль­ше всех анти­боль­ше­вист­ских изда­ний вме­сте взя­тых. В 1919 году крас­ные печа­та­ли в сред­нем от полу­то­ра до трёх мил­ли­о­нов экзем­пля­ров газет в сутки!

Эти неза­мыс­ло­ва­тые пра­ви­ла были вызва­ны при­чи­на­ми, изло­жен­ны­ми нами в нача­ле ста­тьи: в стране было мно­го негра­мот­ных и мало­гра­мот­ных людей.

Ленин и Троц­кий были извест­ны как пло­до­ви­тые пуб­ли­ци­сты ещё задол­го до рево­лю­ции. При­выч­ка мно­го писать нику­да не делась у них и в раз­гар Граж­дан­ской вой­ны. Даже несмот­ря на загру­жен­ность неот­лож­ны­ми дела­ми, они всё рав­но нахо­ди­ли вре­мя для напи­са­ния новых статей.

В белом лаге­ре ситу­а­ция была обрат­ной. Нель­зя ска­зать, что все бело­гвар­дей­цы пого­лов­но были лише­ны писа­тель­ско­го талан­та: и Дени­кин, и Вран­гель, и мно­гие дру­гие офи­це­ры уже в эми­гра­ции напи­са­ли объ­ём­ные мему­а­ры, мно­гие из них пере­из­да­ют­ся и в наше вре­мя. Но тогда, в раз­гар бое­вых дей­ствий, они не нашли достой­но­го при­ме­не­ния сво­е­му даро­ва­нию. Под­дер­жи­вал белых даже и буду­щий нобе­лев­ский лау­ре­ат по лите­ра­ту­ре Иван Бунин, но и он не создал таких тек­стов, кото­рые при­влек­ли бы зна­чи­тель­ную часть населения.

Речи, агитаторы, лозунги

Ряд боль­ше­вист­ских лиде­ров, и преж­де все­го Ленин и Троц­кий, были пре­вос­ход­ны­ми ора­то­ра­ми и часто высту­па­ли на раз­лич­ных митин­гах и демон­стра­ци­ях. Конеч­но, их речи дале­ко не все­гда были прав­ди­вы, но они зву­ча­ли убе­ди­тель­но, часто под­креп­ля­лись фак­та­ми и желез­ной логи­кой. В ито­ге эти пуб­лич­ные выступ­ле­ния при­вле­ка­ли новых сто­рон­ни­ков. Запи­си речей Лени­на слы­ша­ли мно­гие, поэто­му пред­ла­гаю послу­шать одну из речей Троцкого.


Речь Льва Троц­ко­го о един­стве наро­дов. 1919 год

Поми­мо лиде­ров, ора­тор­ской про­па­ган­дой зани­ма­лась целая армия полит­ра­бот­ни­ков. В 1919 году у крас­ных дей­ство­ва­ло око­ло полу­то­ра тыся­чи аги­та­то­ров на фрон­тах. Они рабо­та­ли как с сол­да­та­ми, так и с мест­ным насе­ле­ни­ем. У белых в тот же пери­од во всех их арми­ях было лишь 80 аги­та­то­ров. Резуль­та­ты тако­го пре­не­бре­жи­тель­но­го отно­ше­ния к про­па­ган­де очевидны.

Кинематограф

Если в наше вре­мя кино име­ет преж­де все­го раз­вле­ка­тель­ную и про­све­ти­тель­скую, а уж потом про­па­ган­дист­скую функ­цию, то в годы Граж­дан­ской вой­ны всё было ина­че. Абсо­лют­но все сня­тые боль­ше­ви­ка­ми в 1918–1922 годы худо­же­ствен­ные и доку­мен­таль­ные филь­мы носи­ли исклю­чи­тель­но аги­та­ци­он­ный характер.

Вско­ре после захва­та вла­сти боль­ше­ви­ка­ми выяс­ни­лось, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство рус­ских режис­сё­ров и работ­ни­ков сине­ма­то­гра­фа либо уеха­ли в эми­гра­цию, либо ока­за­лись сто­рон­ни­ка­ми анти­боль­ше­вист­ских сил. Поэто­му воз­рож­дать кино, нахо­див­ше­е­ся в 1918 году в глу­бо­ком упад­ке, при­хо­ди­лось почти с нуля, заку­пая необ­хо­ди­мое обо­ру­до­ва­ние за гра­ни­цей и наско­ро обу­чая новых сотрудников.

Когда Ленин гово­рил, что кино — важ­ней­шее из искусств, то имел в виду преж­де все­го его колос­саль­ное зна­че­ние для про­па­ган­ды: живое дей­ствие на экране может убеж­дать луч­ше, чем пла­ка­ты и газе­ты. Вто­ри­ли сво­е­му лиде­ру и дру­гие боль­ше­ви­ки. Так, пер­вый нар­ком про­све­ще­ния Ана­то­лий Луна­чар­ский писал:

О недо­пу­сти­мо­сти созда­ния объ­ек­тив­ных филь­мов и об отно­ше­нии к кине­ма­то­гра­фу как к про­па­ган­дист­ско­му инстру­мен­ту писал и ответ­ствен­ный руко­во­ди­тель РОСТА Пла­тон Керженцев:

Хотя к нача­лу Граж­дан­ской вой­ны кине­ма­то­граф и суще­ство­вал уже более 20 лет, для боль­шин­ства жите­лей Рос­сии он всё ещё был в дико­вин­ку. В те вре­ме­на рос­сий­ский зри­тель ещё не умел отли­чать худо­же­ствен­ные филь­мы от доку­мен­таль­ных, что поз­во­ля­ло боль­ше­вист­ским про­па­ган­ди­стам часто выда­вать пер­вое за вто­рое. Аги­та­ци­он­ны­ми ока­зы­ва­лись даже лен­ты, пода­ва­е­мые как научные.

Оче­вид­но, этот фильм дол­жен был доне­сти до зри­те­ля мысль, что ста­рый режим был пло­хой, а новый — хоро­ший. Но, с дру­гой сто­ро­ны, стран­но, что здесь никак не осуж­да­ет­ся нару­ше­ние сол­да­том дис­ци­пли­ны и алкоголизм.

Эффективность

Пра­ви­ла эффек­тив­ной про­па­ган­ды боль­ше­ви­ки пони­ма­ли с само­го нача­ла Граж­дан­ской вой­ны. А вот белые смог­ли осо­знать эффек­тив­ность аги­та­ции сво­е­го про­тив­ни­ка, толь­ко будучи в эми­гра­ции. Юрист, пре­по­да­ва­тель и редак­тор Вале­рий Левит­ский, под­дер­жи­вав­ший белое дви­же­ние и после его пора­же­ния эми­гри­ро­вав­ший во Фран­цию, писал:

Белый гене­рал Алек­сей Лам­пе в мему­а­рах вспоминал:

Под­ве­дём ито­ги. Боль­ше­вист­ская про­па­ган­да в годы Граж­дан­ской вой­ны ока­за­лась не про­сто силь­нее бело­гвар­дей­ской, но и мас­штаб­нее, каче­ствен­нее, в разы убе­ди­тель­нее как для мир­но­го насе­ле­ния, так и для вра­же­ских бой­цов. Уви­дев совет­ские листов­ки, газе­ты и пла­ка­ты, мно­гие белые сол­да­ты пере­хо­ди­ли на сто­ро­ну сво­их недав­них вра­гов. Гене­ра­лы армий Кол­ча­ка, Юде­ни­ча, Вран­ге­ля или Дени­ки­на мог­ли отлич­но знать зако­ны так­ти­ки и стра­те­гии. Но в каком-то смыс­ле это ока­за­лось гораз­до менее важ­ным, чем уме­ние убе­ди­тель­но доне­сти до людей свою точ­ку зрения.

Задачи урока: определить направления культурной политики советской власти; рассмотреть достижения и потери российской культуры 1920-х гг.

Оборудование: карта, иллюстрации, CD .

План урока

2. Календарь новой жизни.

3. Общественные потрясения.

5. Советская наука.

6. Искусство революционной эпохи.

ХОД УРОКА

• Проверка и актуализация знаний

В начале занятия учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания, выполняют письменное задание. Тестовое задание 1

1. Формирование Белого движения началось:

а) в октябре 1917 г.;

б) в ноябре 1917 г.;

2. Одна из причин иностранной интервенции:

а) национализация помещичьей земли;

б) отказ от выплаты царских долгов;

в) заключение Брестского мира.

а) октябрь 1917 г. — весна 1918 г.;

б) лето—осень 1918 г.;

в) декабрь 1918 г. — июнь 1919 г.

4. Определите, о ком идет речь. Видный военачальник царской армии, участник Первой мировой войны, проведший успешное наступление на Юго-Западном фронте. Отказался поехать на Дон, начал сотрудничать с большевиками. Его единственный сын был взят в плен белыми и расстрелян.

5. Красная армия была создана в 1918 г.:

а) 5 января; б) 15 января; в) 29 января.

Тестовое задание 2

1. Одной из причин Гражданской войны было:

а) установление диктатуры пролетариата;

б) принятие декрета о красном терроре;

в) начало интервенции.

а) октябрь 1917 г. — май 1918 г.;

б) март 1919 г. — март 1920 г.;

в) конец 1920—1922 г.

3. Определите, о ком идет речь. Участник Первой мировой войны, противник Временного правительства. Предпринял попытку установить военную диктатуру. Был арестован. После Октябрьского переворота освобожден. Стал одним из руководителей формирования Добровольческой армии. Погиб при попытке штурма Екатеринодара 17 апреля 1918 г.

4. Реввоенсовет республики (РВСР) был создан:

а) в 1917 г.; б) в 1918 г.; в) в 1919 г.

5. Выступление Краснова—Керенского против советской власти состоялось:

а) в октябре 1917 г.;

б) в ноябре 1918 г.;

в) в январе 1918 г.

• Изучение нового материала

1—3. Перед изучением темы урока учащиеся знакомятся с иллюстрациями и эпиграфом к параграфу. Далее им предлагается определить значение революции, охарактеризовать новшества, появившиеся в повседневной жизни, поработав с текстом учебника. Учащимся предлагается ответить на вопросы учебника.

4. Далее учитель отмечает, что главными задачами политики в области культуры стали: формирование культуры, основанной на социалистической идеологии; подъем общего уровня образования населения; формирование рабоче-крестьянской интеллигенции.

В соответствии с декретом 1918 г. преимущественным правом для поступления в вузы пользовались выходцы из рабочих и крестьян, из институтов исключали выходцев из бывших имущих сословий Российской империи. С 1922 г. среди студентов регулярно проводили чистки под предлогом исключения неуспевающих. На самом деле изгнанию подлежали выходцы из интеллигентных семей, представители бывших имущих классов.

Вопрос учащимся: К каким последствиям могла привести подобная тактика в образовательной политике государства?

Учитель может зачитать мнение ученого А. Рожкова:

1 Рожков А. Студент как зеркало Октябрьской революции // Родина. - 1999. - № 3. - С. 74.

Увеличение количества школ и вузов привело к снижению качества преподавания.

Декретом от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа — от церкви. В 1921 г. был основан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим, начавший сбор средств. Однако этого показалось мало, и в 1922 г. был принят декрет о насильственной конфискации церковных ценностей. Против выступил патриарх Тихон, за это он был арестован.

5. Учащимся предлагается вспомнить причины, побудившие большевиков привлечь военспецов к сотрудничеству с Красной армией. Старая российская интеллигенция отнеслась к Октябрьской революции неоднозначно. Первоначально власти стремились привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству, создавая специалистам естественного и технического направлений нормальные (по сравнению с основной массой населения) условия для работы. Многие ученые поддержали советскую власть: В. И. Ипатьев, И. П. Павлов, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский. 1920-е гг. — время становления таких ученых, как Л. С. Выготский, П. А. Капица, А. Ф. Иоффе.

Однако многие предпочли уехать за границу. В 1922 г. были арестованы и высланы из страны ученые, чьи имена составили золотой фонд не только отечественной, но и мировой науки (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, А. А. Кизеветтер, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков и др.). Из библиотек были изъяты их труды. В эмиграции оказались музыканты и певцы (С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов,

А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин, А. А. Вертинский), художники (И. Е. Репин, К. А. Коровин, М. Шагал). Были расстреляны ученый-химик М. М. Тихвинский и известный поэт Н. С. Гумилев. Под особый контроль попали ученые-обществоведы. Их научные изыскания сводились главным образом к обоснованию политики партии. Инакомыслие не допускалось и преследовалось. Во вредительстве были обвинены Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, В. В. Челинцев. Погиб в лагере П. А. Флоренский. Репрессиям подверглись Н. И. Вавилов, С. П. Королев, академики С. Ф. Платонов и Е. В. Тарле, был арестован Л. Д. Ландау (его спасло только смелое и решительное заступничество П. Л. Капицы и датского физика Н. Бора, имевшего мировую известность).

Вопрос учащимся: К каким результатам привела политика советского правительства в отношении творческой и научной интеллигенции?

Учащимся предлагается выписать в тетрадь мероприятия Советского правительства, направленные на формирование советской науки.

6. В 1920-е гг. новый импульс в развитии получило изобразительное искусство. Насыщенная событиями внутренняя жизнь страны стимулировала художественное творчество. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжали плодотворно работать и в советское время.

1920-е гг. ознаменовались началом процесса идеологического воздействия на творческую интеллигенцию, в том числе и на художников.

Внимание учащихся обращается к документу.

Вопрос учащимся: Как вы думаете, почему творчество М. Шагала вызывало неприязнь наркома просвещения?

Из письма художника Марка Шагала наркому просвещения РСФСР А. В. Луначарскому (1921 г.)

Глубокоуважаемый Анатолий Васильевич.

Для усиления цензуры были образованы в 1922 г. Главлит и в 1923 г. Главрепертком (должен был контролировать репертуары театров).

1. Как революция повлияла на развитие культуры?

2. Почему из страны были высланы ученые?

3. Докажите, что советское правительство осознавало значимость развития науки и техники.

• Формирование универсальных компетенций

Домашнее задание: § 9, вопросы и задания в конце параграфа. Дополнительное задание: подготовить кроссворды по теме урока; выставку художественных произведений, созданных в годы Гражданской войны; виртуальную экскурсию по картинам, созданным в 1917—1922 гг.

Сто лет назад в столице империи Петрограде было неспокойно. Во время Февральской революции император Николай II отрекся от власти, а новое Временное правительство было слабым и неэффективным. Народ был недоволен, политическая обстановка накалялась.

Кульминация наступила в октябре, когда народ снова вышел на баррикады, и большевики во главе с Владимиром Лениным пришли к власти. Большевики быстро сформировали правительство — Совет народных комиссаров — и приступили к внедрению новой революционной идеологии.

Главным инструментом внедрения идей в массы была пропаганда. Для этой цели привлекли лучших художников России, а затем и Советского Союза.

Искусство стало инструментом массовой пропаганды

Революционные художники часто были авангардистами, например, Альтман дружил с Каземиром Малевичем, у которого он часто заимствовал идеи для своих работ.

Везде присутствует красный цвет

Первую годовщину революции отмечали в 1918 году. Художников попросили украсить Петроград монументальными произведениями, настенной живописью, плакатами и памятниками, которые отражали бы коммунистические идеалы.

Новые идеологические сервизы создавали, соблюдая традиции императорских фарфоровых заводов.

Случайно найденные предметы

В Петербурге, имя которого за революционные годы и годы гражданской войны менялось то на Петроград, то на Ленинград, работал Декоративный институт. В нем занимались внедрением агитационного искусства в массы — здесь создавались бытовые предметы и плакаты, разрабатывались новые художественные формы.

Институт занимался оформлением различных парадов и массовых идеологических мероприятий. Его деятельность закончилась в 1926 году, и большая часть творческих идей так и осталась не воплощенной в жизнь.

Экспонаты Декоративного института, впервые представленные на выставке, совсем недавно были обнаружены в запасниках Русского музея.

Пропаганда присутствует в плакатах

Революция дала начало совершенно новому искусству — искусству плаката. Сейчас плакаты представлены в Мраморном дворце Санкт-Петербурга.

На революционных плакатах изображен идеальный тип людей, новый советский человек — гармоничный, сильный и гордый. Будущее сулит ему только хорошее. Многие плакаты призывают к труду и учебе.

С другой стороны, кулакам и прочим капиталистам нет пощады: в плакатах звучит призыв уничтожать кулаков. Владимир Ленин всегда изображается на красном фоне — культ личности вождя на плакатах не скрывают.

Актуальное искусство

Искусство революционного плаката актуально и сегодня. Современные художники и архитекторы России до сих пор используют идеи и лозунги, существовавшие сто лет назад. То же самое происходит и в других странах мира.

Октябрьская революция создала потрясающее искусство, но с ней связан и жестокий тоталитаризм, она унесла много жизней. Однако для многих художников большевизм был единственным выбором.

Разговоры о революции вызывают в современной России противоречивые чувства.

"Важнейшим из искусств, в условиях всеобщей безграмотности, для нас является кино"

"Важнейшим из искусств, в условиях всеобщей безграмотности, для нас является кино" В.И. Ленин

Мы видим незаконнорожденного нищего паренька Тесея, натренированного как Цискаридзе, но всеми презираемого по причине безотцовщины и нищеты. Его маму тоже все пинают и зовут шлюхой. В общем, будни нормального передового общества. Тесей находит его несправедливым и не верит по этому поводу в богов. Боги, однако, существуют. Они крайне гламурны (даже на Аресе и Посейдоне тонны косметики), но не помогают Тесею, потому что не могут бороться с несправедливостью. Ведь это вмешательство в жизнь людей, а вмешиваться по причине своих высоких моральных принципов запретил Зевс.

Тут внезапно выясняется, что Греции грозит опасность. Ибо некто Гиперион (тоже, кстати, незаконнорожденный и происходящий из социальных низов) намерен отомстить системе за смерть своих жены и ребёнка. Для этого Гиперион собрал (как – непонятно: судя по всему, через социальные сети) гигантскую армию анонимов в масках. Он собирается:

а) отомстить кастовой системе Греции, завоевав её,

б) отомстить богам, освободив из Тартара титанов, содержащихся там в страшно напоминающих Гуантанамо условиях.

В родном селе Тесея начинается эвакуация, причём всех старых, слабых и нищих власти бросают на произвол судьбы. В результате Гиперион с анонимами берет населенный пункт без боя.

По логике Тесей должен присоединиться к отчаяному бунтарю, но сценаристов выручает опробованный ещё во времена Рейгана и Рэмбо приём. В клюквенных фильмах 1980-х про борьбу с русскими комми последние обязательно совершали необъяснимые зверства, окончательно помогающие героям совершить выбор. Например, отрезали головы детям, расстреливали женщин или насиловали стариков. Вот и Гиперион, чтобы отличный воин Тесей случайно не влился в ряды его сторонников, немотивированно перерезает глотку его маме, адски смеясь при этом ему в лицо. После чего отправляет его на античный лесоповал.

Тесей с лесоповала сбегает вместе с содержащейся там пифией, после чего начинает спасать миропорядок – старую добрую Грецию от Гипериона, а старых добрых богов от титанов. Руководство Греции пытается было вести с Гиперионом переговоры – но Тесей настаивает, что переговариваться с этим упёртым антиглобалистом не о чем: надо мочить.

Во время последней схватки с Гиперионом он, правда, погибает сам – но после смерти боги берут его на Олимп. В заключительной сцене фильма одарённый экстрасенсорными способностями сын Тесея от пифии (тоже, отметим, сирота) видит покойного папу сражающимся на какой-то глобальной бойне между мировым порядком и мировой чернью.

. Что в этом сюжете особенно поучительно. Если допустить, что голливудский масс-культ сознательно или невольно выполняет политзаказ по формированию моделей поведения у американского зрителя – то этот политзаказ с начала кризиса сильно изменился.

Раннекризисный героический кинематограф ещё обещал зрителю, что, если тот будет защищать финансово-политическую элиту, то будет за это вознаграждён и оценён по заслугам. Или, на худой конец – останется жив.

Конечно, кто-то скажет, что это не мифические злодеи нападают на цивилизованный мир, а наоброот цивилизованный мир взбесился и бомбит всё что движется, оставляя десятки и сотни тысяч трупов.

Читайте также: