Транспорт центрального района кратко

Обновлено: 16.05.2024

Район расположен в центре Европейской части России и поэтому имеет выгодное транспортно-географическое положение. К Москве подходят 11 железнодорожных, 15 автомобильных дорог, многочисленные трубопроводы, воздушные трассы, каналы и электронные линии. Поэтому Центральный экономический район наиболее мощный по своему экономическому потенциалу.
Целью курсовой работы является изучение экономико-географической характеристики производительных сил центрального экономического района (ЦЭР) с учетом размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленности, а также обеспечения района транспортными коммуникациями.

Содержание

Введение………………………………………………. ……………………3
1.Общая характеристика района. 4
1.1.Характеристика размещения производительных сил экономического района(региона)……………………………………………………………………. 5
1.2.Анализ экономико-географического положения экономического района………………………………………………………………………………. 7
2.Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале……………………………………………………………………………9
2.1.Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплекса………………………………………………………12
2.2.Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии………………………………………………………………………. 13
2.3.Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса…………………………………………………………………………. 14
2.4.Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса……………………………………………………..16
2.5.Экономико-географическая характеристика строительного комплекса…………………………………………………………………………. 17
2.6.Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности………….18
2.7. Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса…………………………………………………………………………. 19
3.Характеристика транспортной системы экономического района…….20
3.1.Общая характеристика транспортной системы………………………21
3.2.Железнодорожный транспорт…………………………………………22
3.3.Речной транспорт………………………………………………………24
3.4.Автомобильный транспорт…………………………………………….25
3.5.Трубопроводный транспорт…………………………………………. 26
3.6.География грузовых перевозок………………………………………..27
3.7.География пассажирских перевозок…………………………………..28
3.8.Внешнеторговые перевозки…………………………………………. 29
Заключение…………………………………………………………………30
Список используемых источников………………………………………..31
Приложения………………………………………………………………. 32

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовик ЦЭР.docx


Железнодорожный транспорт занимает 2-е место в грузообороте всех видов транспорта (38%) и 1-е — в пассажирообороте (43,2%). Ведущей железной дорогой на территории центрального экономического района является Московская железная дорога. Протяженность ее составляет 8985 км. Столичная магистраль проходит по территории 11 субъектов РФ, где находятся 7 отделений дороги : Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московско-Смоленское, Тульское, Орловско-Курское, Смоленское, Брянское.

Все железные дороги района являются электрифицированными, в связи с этим удельный вес протяженности дорог с электронной тягой к общей протяженности железных дорог составляет 100%.Данный показатель свидетельствует о высоком уровне развития железнодорожной сети района.

На центральный экономический район приходятся основные грузопотоки черных металлов.

Европейская часть страны обладает густой и разветвленной железнодорожной сетью. Конфигурация сети — радиально-кольцевая с центром в Москве. Москва замыкает на себе 11 железнодорожных линий,которые на периферии расходятся на 25 выходов. От Московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и др.

Железные дороги выполняют роль ключевых магистралей, когда речь идет о транспортных связях ЦЭР с другими регионами. Одновременно с этим, внутри района большая часть перевозок осуществляется автомобильным транспортом, в связи с чем налажено тесное взаимодействие железнодорожного и автомобильного транспорта в рамках района. Также следует отметить, что значительную роль играет связка железнодорожный- воздушный транспорт, когда речь идет о пассажирских перевозках, поскольку Москва является крупнейшим центром воздушного транспорта в России, обеспечивая широкую географию внутренних и международных авиаперевозок.

Основные грузопотоки по железным дорогам ЦЭР приходятся на магистрали в направлении Юга, Урала и Поволжья: по ним перевозятся массовые грузы(лес, нефтетопливо, уголь, продукция сельского хозяйства и др.)

Основный речные пути Центрального экономического района представлены такими реками, как Волга, Ока, Москва.

К основным гидроузлам относятся Москва, Ярославль, Кострома, Калуга, Рыбинск. Роль последнего велика в обеспечении функционирования Рыбинского водохранилища. В целом по району можно отметить недостаточную развитость транспортных терминалов на реках.

В структуре грузооборота речного транспорта традиционно преобладают минерально-строительных грузов, леса, нефти и каменного угля.

Основные направления грузовых потоков речного транспорта в Центральном экономическом районе связаны с внутрирайонными перевозками и включает следующие:

1)Перевозка по Волге до Ярославля, Костромы и далее по Волге в смежные районы.

2)Перевозка по Оке по направлению к Серпухову, Калуге, Центрально- Черноземному району.

Крупнейшими речными портами на территории Центрального экономического района являются Москва, Ярославль, Кострома, Серпухов, Калуга, Коломна.

Поскольку в основном речной транспорт используется для перевозки грузов из Москвы на периферию района, обеспечено его взаимодействие с железнодорожным транспортом( преобладание данной связки обусловлено спецификой перевозимых речным транспортом грузов).

От Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей. Создание московской многополосной кольцевой автодороги с многоуровневыми развязками позволяет осуществлять транзитные перевозки, минуя центр города. Высокой плотностью автодорог отличаются Московская, Тульская, Ивановская, Владимирская, Орловская, Рязанская, Ярославская области. По протяженности дорог с твердым покрытием Центральный район занимает первое место в России.

Для автомагистралей также свойственно радиальное размещение. От Москвы автомобильные дороги расходятся по направлению ко всем областным центрам региона.

Крупнейшим железнодорожно- автомобильным узлом является Москва, поскольку она является центром радиального размещения железных дорог и автомобильных дорог.

Перспективы развития автомобильного транспорта связаны с увеличением густоты автомобильных дорог, поскольку на сегодняшний день они достаточно загружены в районе Москвы. Также здесь следует отметить актуальность развития интермодальных перевозок, связанных с движением по железным дорогам в пределах загруженной Московской области и с дальнейшей перегрузкой развозимых грузов на автомобильный транспорт.

По нефте- и газопроводам в Центральный экономический район перекачивается нефть и газ Западной Сибири, Поволжья и Европейского Севера.

Учитывая факт отсутствия природных ресурсов на территории района, можно говорить об исключительной важности трубопроводного транспорта для обеспечения жизнедеятельности и развития данного региона.

Газопроводы проведены к основным городам от следующих направлений:

Нефтепроводы проведены со следующих направлений:

К газопроводам подключены все значительные центры района, к нефтепроводам следующие промышленные центры: Москва, Ярославль, Киров, Рязань, Коломна.

Учитывая тот факт, что в перспективе предполагается сворачивание энергоёмких производств в Центральном районе, в дальнейшем он будет выполнять транзитную функцию, что не требует развития трубопроводного транспорта в регионе.

3.6.География грузовых перевозок.

По объему перевозимых грузов лидирует автомобильный транспорт, его грузооборот составляет 5,3% от ЦЭР. На долю отправления грузов железнодорожным транспортом приходится 2,2%.

По отправлениям различных грузов Московская область лидирует в ЦЭР, ее доля в грузообороте железнодорожного транспорта в 2001 г. составила 17%, автомобильного — 23.Через систему водных каналов область обеспечивает выход к приграничным морям Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Одним из главных факторов экономического развития города является его выгодное экономико-географическое положение. В связи с этим Москва является крупнейшим транспортным узлом страны, в котором сходятся 11 железнодорожных линий, 13 автомобильных магистралей. На его территории располагаются 3 речных порта и 4 аэропорта. В грузообороте московского железнодорожного узла прибытие в семь раз превышает отправление. Система речных каналов связывает город с пятью морями. Вместе с тем через Москву проходит огромный поток транзитных грузов по направлению северо-запад страны — государства Балтии — Европа.

3.7.География пассажирских перевозок

3.8.География внешнеторговых перевозок

Объемы перевозок внешнеторговых и транзитных грузов железнодорожным транспортом через передаточные пункты Центрального экономического района в 2008 г. составили 148,7 млн т или 25,9% от объема перевозок внешнеторговых и транзитных грузов, прошедших через все передаточные пункты страны.

Для железнодорожного транспорта Центрального экономического района характерна концентрация погрузки и выгрузки грузов в относительно небольшом числе транспортных узлов - Московском, Брянском, Тульском, Рязанском, Ярославском и др., а также на крупнейших станциях, обслуживающих промышленно- сырьевые комплексы. Значительные объемы грузовой работы выполняли станции, обеспечивающие внешнеэкономические связи России. Наиболее крупными станциями по прибытию грузов являются Чугун-2, Новолипецк (Липецкая обл.), пограничные станции Злынка, Красное, Рудня, Соловей, Суземка. По отправлению лидируют Воскресенск, Елец (Липецкая обл.), Курбакинская (Курская обл.), Новолипецк, Новоярославская, Павловск (Воронежская обл.), Стенькино-2 (Рязанская обл.), Стойленская (Белгородская обл.), Яничкино (Московская обл.), Михайловский рудник (Курская обл.), а также пограничные станции Красный Хутор, Красное, Соловей, Суземка.

Изучив литературные источники, можно сделать вывод: - центральный экономический район – это один из самых развитых и экономически перспективных районов России. Учитывая удобное географическое положение, густонаселенность, широко развитую инфраструктуру транспорта, этот район привлекателен для промышленных инвестиций. Но существуют и проблемы такие как недостаток сырья, энергии, экологическая перегруженность района.

В перспективе район сохранит ориентацию на развитие преимущественно обрабатывающих отраслей промышленности с пониженной материала и энергоемкостью, но требующих высококвалифицированного труда.

В курсовой работе была дана характеристика центрального экономического района, была описана его экономико- географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, характеристика транспортной системы. Таким образом, поставленные в работе цели были достигнуты.

Центральный район располагает развитой транспортной сетью. Велика плотность железных и авто-мобильных дорог. Резко преобладают железнодорожные магистрали (11 железных дорог). От Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей.

Высокой плотностью автодорог отличаются Московская, Тульская, Ивановская, Владимирская, Орловская, Рязанская, Ярославская области. По протяженности дорог с твердым покрытием Центральный район занимает первое место в России. Большое значение, особенно в перевозках громоздких грузов, имеют водные пути. Велик объем внутрирайонных перевозок, значительная доля которых приходится на Москву и Московскую область. В Москве находятся три крупных речных порта (западный, северный и южный) и четыре аэропорта - Домодедово, Внуково, Шереметьево и Быково. Москва считается крупнейшим узлом межрайонных и международных воздуш-ных линий. В пределах района развит и трубопроводный транспорт. В радиусе 100 км от Москвы проходит газовое кольцо. Из районов Севера и Сибири поступают в Центр лесные грузы, из нефтяных и газовых районов западной Сибири и Поволжья - нефть и газ, с Юга и Урала - прокат металлов. Потоки продовольствия идут из южных районов РФ, из Центра в другие районы страны идет продукция машиностроения, химической, легкой, полиграфической и кондитерской отраслей промышленности.

Большое внимание уделяется реконструкции всех видов транспорта, его технической переоснащенности. В пределах района преобладают электрифицированные железные дороги.

В Центральном районе развиты все виды транспорта (кроме, есте­ственно, морского). Район обладает самой густой транспортной сетью, а Москва является крупнейшим транспортным узлом России (9 желез­нодорожных вокзалов, 4 аэропорта, 2 речных порта и более 100 авто­дорог).

В районе, особенно в Москве, развита непроизводственная сфера (сфера услуг). Москва — крупнейший финансовый, научный, образовательный и куль­турный центр России.

Из района вывозят: легковые и грузовые автомобили, авиационную и космическую технику, тепловозы, станки, часы, приборы, электронику и электротехнику, оборудование для ТЭС, продукцию химической про­мышленности, ткани, одежду, обувь. В район ввозят: нефть, природный газ, уголь, лес, чёрные и цветные металлы, машины, хлопок, шерсть, то­вары народного потребления и продукты питания.

Географическую карту местности центрального района России интересующийся родной культурой человек способен читать как роман.

Древняя земля подарила миру множество культурных, общественных и политических деятелей.

Характеристика центрального экономического района

На карте сразу видно, что пространственно это не центр России. Почему центральный район так называется?


Причинами являются несколько факторов:

  • история: истоки русской государственности и самобытной культуры;
  • географическое положение: середина центральной европейской части бывшего СССР;
  • наиболее оживленная и густонаселенная часть государства;
  • политическое значение: инициирование всех государственных реформ, регулирующих распределение производственных мощностей в масштабе всей страны;
  • социальное: формирование культурных, общественных, этнических и национальных принципов общественного устройства;
  • включает государственную столицу и одну из крупнейших мировых агломераций – Московскую.

Экономико-географическое положение

Здесь нет изобилия топливных и минеральных ресурсов, но экономически это наиболее оживленная область страны. Земля освоена практически полностью.


Пересечение крупнейших сухопутных и водных путей издавна способствовало развитию всех видов экономических связей. Вот уже второй век по местным путям и дорогам движутся различные виды транспорта: авто- и железнодорожный, водный и воздушный.

В наши дни активно набирают обороты центробежные силы к периферии: идет демократизация и отчасти децентрализация хозяйства, субъекты ЦФО развивают элементы самоуправления.

Окружение территории разнообразно. Среди соседей – как другие российские районы, так и находящиеся за пределами государственной границы (Украина и Белоруссия).

Состав

Все это на площади почти в полмиллиона квадратных метров.

Население и трудовые ресурсы

Здесь прослеживаются такие особенности современной жизни, как парадоксальность и неустойчивость по всем направлениям.


Например, здесь регистрируется самая высокая плотность населения по стране – 62 человека на квадратный метр. А для столицы показатель составляет 333.

Средний обыватель стареет – естественное увеличение количества жителей продолжает замедляться, несмотря на демографическую политику по стимулированию прироста населения.


Здесь расположены крупнейшие учебные заведения и наукоемкие производства страны, сосредоточено наибольшее количество высококвалифицированных специалистов.

И все же уровень безработицы достаточно существенен и продолжает расти. Ведь трудовой рынок испытывает дефицит неквалифицированных кадров, но не предлагает достойную оплату труда. Очень часто выпускник престижного университета не может найти работу по своей специализации.

Рельеф

Равнинный. Максимально высокое место (Валдайская возвышенность) не достигает четырехсот метров.

Характерно чередование равнины с низменностями на северо-восточной и южной стороне (Мещерская, Окско-Донская).

Хозяйственный комплекс

Даже краткое описание затягивается:

  1. Наукоемкое и многоэтапное машиностроение. Второе почетное место по стране. Продукция пятого вида машиностроения успешно конкурирует на мировом рынке: ракетно-космическая, радио и авиатехника, электроника, приборы, программируемые станки, робототехника. А также авто- и железнодорожное, тракторное и сельскохозяйственное, судовое, судоремонтное машиностроение.
  2. Черная металлургия. Главный поставщик качественной электротехнической, автолистовой и трубной стали. Приблизительно 70% местной продукции импортируется.
  3. Химическая промышленность. Изготовление химволокна, пластика, минеральных удобрений (фосфоритная мука, азотные удобрения), каучука, синтетических смол и жирных кислот, лаков и красок, поливитаминов.
  4. Легкая промышленность. Текстильная – одна из старейших в стране. И сегодня район лидирует в выпуске тканей из хлопчатника, льна, шерсти и шелка.
  5. В пищевой сегодня активно развивается выпуск кондитерской продукции, молоко- и мясопроизводство.
  6. Кроме того широко производятся стройматериалы, фарфорофаянсовые изделия и полиграфия.


Цели и задачи развития комплекса:

  • конверсия предприятий оборонного сектора;
  • техническая переоснащенность заводов;
  • импортозамещение;
  • увеличение конкурентоспособности на мировом рынке.

Культурно-географические особенности

Неотъемлемы в характеристике района. Ведь это центр древнего заселения славян и колыбель российской государственности. И в наше время территория достаточно однородна по национальности – в основном здесь проживают русские.

Среди коренного населения лишь небольшую часть составляют татары и карелы, на западной стороне -- белорусы и украинцы.


Традиционно оживленная торговля и хозяйство провоцировали освоение и развитие всевозможных ремесел: художественное шитье и вышивка, ковка, иконопись, лаковая миниатюра, валяние, кружевное и лозоплетение, резьба по дереву и многое-многое другое.

С развитием внутреннего и международного туризма, во многих областях пытаются возродить и развивать старинные национальные промыслы.

Расположение на пересечении важнейших транспортных путей всегда способствовало развитию гостиничного и ресторанного дела. С приходом интернета и строительством новых дорог знаменитое русское гостеприимство вышло на новый уровень.


Земля отличается огромнейшим богатством памятников культуры и искусства. Идет активная работа по реконструкции и реставрации церквей, поместий и памятников, работают многочисленные музеи.

Минеральные ресурсы центрального района России

По данному пункту это лидер с конца. Хотя ЦФР частично включает в себя залежи Курской магнитной аномалии.


Выпускаются также многочисленные стройматериалы. Кварцевые пески исстари способствовали изготовлению кварца, хрусталя и стекла, а залежи белой глины – фарфора и фаянса.

С топливными ресурсами туго: лишь небольшие запасы бурого угля. В числе прочего из него производят кокс. Сегодня активно развивается разработка торфяных месторождений.

Последние геологические исследования выявили наличие в земных недрах нефти, кимберлитовых трубок, титана.

Климат центрального района России

По теплу – умеренный, влажность средняя, а континентальность нарастает к югу и востоку. Образования в тропосфере движутся главным образом с запада.


Среднемесячная январская температура колеблется от -8 до -11 С, для июля замеры - от 8 до 22 С.

Природные зоны центрального района России

Леса и лесостепь. Леса в районе истоков Волги занимают до 40% территории, а в Тверской и Костромской областях это более половины земельного метража. Далее, по южному направлению, лесные массивы редеют.


На северо-западе главные лесные хозяева – хвойные (прежде всего ель, ближе к востоку – сосны), в сторону юга – постепенно начинают преобладать лиственные и широколиственные.

Для серьезной промышленности лесных ресурсов маловато – это скорее охрана от природных стихий.

Почвы

Дерново-подзолистые по направлению к югу сменяются черноземными. В сочетании с климатом они благоприятствуют сельскому хозяйству.

Уровень урбанизации

Численность сельского населения из года в год уменьшается. Благо на территории ЦФО расположены крупнейшие города с вековой историей. Всего же в районе почти 250 городов и 400 поселков городского типа.


Распространены скопления городских поселений. Прежде всего это Москва с целой системой городов-спутников, где проживает половина городского населения района.

За какие-то полвека результатом развития страны стало то, что подавляющее большинство жителей предпочитают проживание в городах: уровень урбанизации превышает 80 %.

Сельское хозяйство

Природа и климат создают хорошие условия для земледельческого труда. Район дает почти 70% валового сбора страны по льну, почти его половину – по сахарной свекле и треть – по картофелю.


Активно культивируют также зерно, подсолнечник, свыше трех десятков овощей. Производят молоко и мясо (говядина, особенно активно – свинина и птицеводство).

Из проблем: не налажено изготовление комбикорма для скота, хотя напрашивается решение о кооперации для этой цели предприятий по производству зерна, витаминов и пищевой продукции.

А добываемое сельскохозяйственное сырье не успевают переработать из-за устаревшей технической базы предприятий, большие потери скоропортящегося натурпродукта несут из-за слабой инфраструктуры. Кроме того, высока доля ручного труда.

Гидроресурсы

Природа одарила территорию неравномерно: от северо и северо-запада гидроресурсы постепенно убывают к юго и юго-востоку. Северная сторона сильно заболочена – здесь лежат тысячи топей самого разного размера.


[caption align="aligncenter" width="600"] Река Волга[/caption]

Земля отличается разветвленной речной сетью. Самые крупные водные потоки: Волга и Днепр со своими притоками, Западная Двина и Дон. По Волге, Оке и Москве-реке до сих пор ходят суда.

Озера весьма многочисленны, но не велики.

С течением времени все острее встает вопрос об охране внутренних вод от слишком агрессивного воздействия человека.

Проблемы и перспективы развития Центрального района

Самый ценный ресурс территории – люди. Между тем, население стремительно стареет и уровень рождаемости самый низкий по стране. Демографическая политика не успевает за этими процессами.


Безработица и возросшая доступность транспорта повлекли за собой маятниковую миграцию невиданных масштабов. Что ведет не только к разрушению традиционных общественных устоев, но и к экономическому упадку малых городов и сел.

Текстильная промышленность переживает упадок из-за многолетней работы с более дешевым привозным сырьем. Развитая промышленность оборачивается серьезными экологическими нарушениями.

Читайте также: