Алла прима это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Непостоянство природного настроения всегда обращало на себя внимание художников. Каждый из них мечтал запечатлеть течение времени, однако не каждый знал, как это сделать.

Суть и отличие алла прима заключается в том, что любое произведение должно быть завершено за один раз, то есть многослойная живопись не предусматривается.

Она развивает концентрацию на главных объектах, глазомер, образное мышление, дает полезную практику работы с красками, развивает общее живописное мастерство.

Основные материалы для алла прима – это акварель и масло. Но данное утверждение является скорее традицией, нежели законом, поэтому художник остается абсолютно свободным в поисках себя.

Надо заметить, что далеко не все живописцы стараются овладеть техникой а ля прима. Некоторые из них вообще считают ее недостойной внимания.

По заверениям таких скептиков художник должен оставить свои произведения в вечности, а мазки за один присест – это, скорее, развлечение, чем настоящая живопись. Не принимая ни чьей стороны, рассмотрим основные достоинства и недостатки алла прима.

Основное отличие техники А ля прима от других техник живописи заключается в том, что картина должны быть готова до полного высыхания красок. Она применяется как масляной, так и в акварельной живописи.

Следует заметить, что при этом слои могут перемешиваться и давать совершенно новые оттенки. Вот почему мастер просто обязан знать все тонкости работы с красками.

Каждый начинающий художник наслышан о необычайных свойствах акварельных красок. Они отличаются своей легкостью, сочностью и мягкостью. Но вряд ли кто знает о том, что этот вид краски может быть графичной и жесткой.

При необходимости можно добиться ярких, ярморочных оттенков. Благодаря тому, что акварель дает прекрасные контрасты, ее применяют в самых разных техниках, в том числе, в технике алла прима. Но здесь уже акварель предъявляет к художнику целяй ряд требований.

Изображение должно быть сформировано до высыхания красок, хотя это не столько требование акварели, сколько основное условие техники в целом. Лист бумаги должен быть увлажненным. Недостатки работы с сырым слоем художник может обратить в достоинства. Так, к примеру, подтеки дают очень красивые фактуры и цветовые сочетания.

История развития техники

Фрагменты техники в один присест начали использовать при написании пейзажных этюдов и прочих эскизов. В дальнейшем сделанные на скорою руку наброски дорабатывались в мастерских. На создание законченного произведения уходило несколько недель или даже месяцев.

Но уже через сто лет сама техника, равно как и отношение к ней, кардинально изменилась. Она стала постепенно обосабливаться и использоваться, как основной способ написания картины. К технике а ля прима чаще всего прибегали представители барокко и рококо.

Роза в стакане

Апогей своей популярности техника переживала в середине XIX века. Ярким художником, работавшим в стиле алла прима, считается Клод Моне.

Одновременно являясь основоположником импрессионизма, именно Моне смог усмотреть в новой технике необыкновенные возможности для передачи течения времени и жизни, передачи мгновенных настроений, красоты природы здесь и сейчас.

Постепенно живопись по-сырому стала фигурировать и в других направлениях искусства. К ней часто обращались представители постимпрессионизма, экспрессионизма, модернизма и авангарда.

Сегодня же алла прима является отличным инструментом молодых и начинающих художников для оттачивания навыков.

Основное преимущество техники алла прима заключается в том, что художник получает возможность нарисовать картину за относительно короткое время.

Обычно на работу уходит несколько часов, однако в некоторых случаях картина бывает готова меньше, чем за час.

Именно это достоинство и привлекло внимание мастеров-импрессионистов, ведь основная их задача – передать мимолетный момент, впечатление, явление природы, которое просто невозможно писать на протяжении длительного времени.

Натюрморт

А ля прима

Кстати, эта картина считается классикой жанра и принята за отправную точку развития импрессионизма. Запечатлеть утренний рассвет можно лишь за несколько минут, так как краски и игра света и тени начинают меняться буквально с каждой минутой.

Художник должен передать именно те оттенки неба или воды, которые произвели на него наиболее глубокое впечатление.

Наконец, начинающим художникам более опытные мастера рекомендуют отрабатывать навыки именно в технике а ля прима.

Она позволяет избавиться от скованности в манипуляциях, а также от излишней нерешительности жестов.

Если же начинающий художник старается освоить лишь отдельные приемы работы с маслом или акварелью, причем у него нет желания тратить время на тщательную прорисовку деталей, он использует метод быстрого рисунка, а затем делает анализ уже законченной композиции, который как раз и показывает, освоен ли этот прием или нет.

Работа с акварелью

Следует отметить, что для определенной категории живописцев более важен сам факт написания картины, нежели результат.

Для таких любителей рисунки алла прима становятся настоящей находкой, ведь свою коллекцию можно пополнять с большой скоростью. Длительная работа вообще требует от художника терпения и умения видеть наперед.

Так, некоторые живописцы, будучи неуверенными в положительном результате, бросают работу, чтобы не тратить время понапрасну. Создание быстрых зарисовок исключает возникновение подобных ситуаций.

Вообще, как говорят мастера, имеющие достаточный опыт работы с техникой а ля прима, эта техника представляет собой импульс художника, то есть, она позволяет отражать моментальные эмоции и наслаждаться их интерпретацией.

Резюмируя вышенаписанное, можно отметить несколько важных качеств, превозносящих технику а ля прима:

  • Преодоление стандартных фобий художника, таких как боязнь получить разочарование, боязнь не закончить картину или боязнь холста в целом;
  • Возможность получить результат и, следовательно, его оценить в кратчайшие сроки, не дожидаясь высыхания красок;
  • Техника предполагает начало работы без предварительной подготовки, без анализа и проработки деталей;
  • Возможность оценить результат своей деятельности за пару часов;
  • Возможность реализовать свои эмоции в режиме реального времени.

Недостатки

Техника алла прима не лишена недостатков, и данный факт не нужно скрывать.

К ним относится:

  • Общая незавершенность картины, уход от строгости запечатленных объектов, упрощение изображения;
  • Необходимость наличия огромного опыта работы с цветами и оттенками, так как предсказать поведение сырых красок достаточно тяжело;
  • Усложнение задачи при работе с рельефными картинами.

Многие художники сетуют на то, что определенное время работы в технике а ля прима зарождает непроизвольную склонность упрощения картин, даже в том случае, когда они переходят к многослойной живописи.

В этом случае их работы уже не представляют никакой художественной ценности, а превращаются в банальные мазки, которые художник преподносит, как интерпретацию своих мыслей и чувств.

Горный пейзаж

Несмотря на то, что технику а ля прима советуют новичкам, им-то как раз она тяжелее всего и дается. От художника нужны прочные знания свойств красок, преобразования цветов, игры света и тени.

Также при работе в один присест необходимо, чтобы рука была уверенно поставлена.

Новичкам же свойственны комплексы. Они слишком неуверенно наносят мазки, что совершенно недопустимо в быстром рисунке.

В истории живописи техника Алла прима сыграла ключевую роль. Именно она позволила этому виду искусства не исчезнуть после появления фотографии.

Сегодня картина составляет серьезную конкуренцию для фото. Если же нужно получить изображение быстро, то художник использует элементы вышеописанной техники.

Самое главное ее достоинство – возможность передать чувства автора.

Это означает, что техника а ля прима может применяться не только в документальном отображении образов. Благодаря фиксации чувств, живопись получила новый статус.

Рисунок шиповника

Пленэры обычно отличаются тем, что художник пишет пейзаж. Многие живописцы концентрируют свое внимание на природе, поэтому алла прима и приобрела достаточно большую популярность.

Несмотря на относительно медленное зарождение и развитие, техника буквально восхвалялась знаменитыми мастерами, ведь творить на лоне природы куда более приятно и романтично, нежели проводить время в тесной и душной мастерской.

Нападки критиков не подавили его желания экспериментировать в выбранном направлении. Приверженцами техники быстрого рисунка впоследствии стали Роберт Генри, Джон Сарджент и Винсент Ван Гог.

Если говорить о технике рисования по-сырому, то она появилась задолго до появления быстрых рисунков. Уже с XVI века мастера стали осваивать принципы работы с невысохшими красками.

Чаще всего к таким приемам приходилось прибегать на пленэре, перед тем, как продолжить работу в мастерской, а также при создании портретных эскизов. Но как законченные картины произведения в технике а ля прима появились гораздо позже.

  • Веласкес – испанский придворный художник, творивший в XVII веке;
  • Франц Хальс – голландский портретист;
  • Жан Оноре Фрагонар – французский мастер гравюр;
  • Эжен Делакруа – французский графист XIX века.

Полезные советы

Сложности возникают именно у тех, кто не имеет должного навыка наложения мазков и работы с цветом. Поэтому написать более или менее значимое завершенное произведение с первого раза практически невозможно.

В самоучителе рекомендуется к выполнению готовых работ приступать после освоения целого ряда упражнений. Эти упражнения учат новичка понимать и чувствовать краску, получать нужные оттенки, позволяют познать манеру нанесения мазков.

Также с помощью отдельных упражнений отрабатываются всевозможные эффекты, так как при написании картины необходимо, чтобы нужный эффект получился с первого раза.

Именно поэтому рекомендуется начинать с малого и, как минимум, прочитать несколько полезных советов.

Горы акварелью

В любом случае, работа с техникой принесет вам неоценимый навык, который обязательно будет востребованным в дальнейшей художественной деятельности.

Алла прима в масляной живописи - фото

Советы начинающим

История техники алла-прима

Техника рисования алла-прима, позволяющая написать картину за один раз, известна с давних времен. Первые картины, написанные в этой технике, датируются XVI веком.

Поначалу художники писали с ее помощью зарисовки и эскизы к будущим портретам. Также, использовали стиль алла-прима, когда выходили писать картину на природу. Аллу-приму использовали в пленэрной живописи того времени, но заканчивали картину у себя в мастерской. Поэтому, можно сказать, что некоторые работы эпохи Позднего Возрождения тоже были написаны в этой технике.

Но настоящий расцвет техники алла-прима в масляной живописи пришелся на XVIII-XIX века, и особенно хорошо отразилась эта техника в работах импрессионистов, в частности, Клода Моне.

В конце статьи вас будут ждать примеры знаменитых картин, написанных в технике алла-прима, художников разного времени. А пока, давайте я вам объясню, в чем собственно состоит суть этой техники и почему ее выбирают многие художники.

Суть техники алла-прима

Классической техникой в живописи считается многослойная техника наложения красок. Это когда вы прорабатываете эскиз будущей картины, накладываете подмалевок, а затем, слой за слоем покрываете холст масляными красками. Но не просто покрываете, а ждете, когда высохнет первый слой, чтобы потом наложить на него еще один слой, и так, пока не доведете картину до нужного вам состояния.

Учитывая, сколько сохнет масляная краска, картина, написанная в классической, многослойной технике будет написана не быстро и займет долгое время. Ведь вы же не хотите, чтобы все слои смешались между собой и получилась грязь из красок?

А вот работая в технике алла-прима, у вас все получится как раз наоборот – вы напишите картину сразу, не дожидаясь пока высохнут слои краски.

Когда нужно использовать эту технику

Как вы уже поняли, алла-прима в живописи маслом, это возможность написать картину быстро, здесь и сейчас, не дорабатывая ее часами и днями, а возможно, даже подарив ее кому-то сразу после того, как напишите.

Не зря именно импрессионисты выбрали эту технику для многих своих работ. Ведь основной принцип этого направления – передать чувство и эмоцию, которые возникли здесь и сейчас, передать момент.

А если бы они писали свои картины месяца, или даже годами, разве смогли бы они передать ту легкость и атмосферу момента в своих картинах? Определенно нет.

Представьте, например, что вы пишите закат или восход солнца с натуры, прямо стоя на улице или, выбравшись на природу, например, к морю. Вы хотите передать все величие и великолепие красок и красоты природы, окружающего вас мира. Поэтому вы пишите картину сразу. Ведь как известно, погода может измениться, да и свет может стать уже не тем, что вчера. Поэтому, если у вас есть идея написать такую картину, техника алла-прима станет для вас спасением!

Новичкам в живописи тоже понравится эта техника, ведь, во-первых, результат можно будет увидеть сразу, а во-вторых, можно на практике отработать некоторые приемы масляной живописи, потренироваться с подбором цвета и вообще поработать с цветовым кругом.

Итак, применяйте технику алла-прима, если:

  1. Вы не хотите ждать, не хотите рисовать много эскизов, хотите сразу красками писать настоящие картины на холсте;
  2. Вам нужно быстро написать картину кому-то в подарок;
  3. У вас появилось желание порисовать и вы знаете, что это просто хобби, но хотите попробовать.

И если вы настроены решительно, приглашаю вас на свой БЕСПЛАТНЫЙ мастер-касс по масляной живописи в технике алла-прима! Все подробности о мастер-классе смотрите тут

Недостатки техники алла-прима

Конечно, как и у всего, у техники алла-прима, или как иногда некоторые пишут аля прима, есть свои недостатки.

  1. Многие картины в этой технике выглядят просто, а зачастую и наивно. Это, конечно же, уже зависит от уровня и мастерства художника, но новичкам в масляной живописи следует об этом знать и помнить.
  2. Яркую, красочную картину, со множеством оттенков, будет сложно написать, если вы недостаточно хорошо разбираетесь в цветах.

На моем бесплатном мастер-классе, например, мы учимся работать с цветовым кругом Иттена, чтобы лучше понять и передать все необходимые оттенки.

  1. Рельеф и текстуру также будет непросто передать, когда не знаешь, как это сделать сразу, не выжидая пока краска высохнет.

В целом, кроме простоты самой картины, я не вижу серьезных недостатков этой техники.

Кто из художников писал в технике алла-прима

Как я уже говорила, техника алла-прима известна еще с XVI века, и особенно сильно полюбилась импрессионистам. А кто же еще из художников использовал эту технику в своих работах?

Испанский художник барокко и королевский портретист – Диего Веласкес.

Голландец, писавший портреты в контрастных цветах – Франс Халс.

Уинслоу Хомер, американский маринист и автор картин в бытовом жанре.

Томас Гейнсбор – англичанин, прославившийся тем, что мог написать картину максимально быстро мелкими мазками.

Жан-Оноре Фрагонара – еще один французский художник рококо, чьи картины и гравюры поражали своим мастерством, особенно, красочные пейзажи.

Ниже привожу примеры работ этих, и других художников, писавших в технике алла-прима!

Если вам понравилась эта техника масляной живописи и вы уже хотите написать картину, то не откладывайте свое желание надолго! Напишите картину уже на этой неделе, записавшись на мой бесплатный мастер-класс! ☺

Что такое алла прима?

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Алла прима — это одна из основных техник масляной живописи, главной отличительной особенностью которой является написание всей картины до полного высыхания красок. Этим она отличается от многослойной техники, которая считается классической.

При многослойной живописи краски наносятся на холст слоями, один на другой, причем следующий слой наносится уже после полного просыхания подлежащего.

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Портрет в технике Алла прима за 2 часа

Чем хороша техника алла прима?

Главное достоинство алла прима — это возможность написать картину очень быстро, буквально за несколько часов, а иногда — даже меньше, чем за час. За это её любят мастера-импрессионисты, которым нужно передать на холсте мимолетное впечатление, какое-то явление природы, которое невозможно зафиксировать и писать неделями.

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Очевидно, что такую картину можно было писать буквально несколько минут, пока ещё не рассвело. Также нужно было правильно передать оттенки неба, воды и других объектов именно в момент восхода солнца.

Дело осложнялось тем, что в разные дни восход солнца различен из-за тумана и облачности. И потому чтобы передать конкретный вид и особое впечатления, нужно было писать картину здесь и сейчас…. Пока художник находился под особым впечатлением!

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Техника по сырому

Также алла прима позволяет отработать те или иные элементы письма маслом с получением быстрого результата, не углубляясь в анализ композиции и разбор рисунка. Уже этот результат можно анализировать и выяснить, освоил художник тот или иной элемент, или нет.

А для некоторых начинающих художников важен сам факт завершения картины и получения сразу конечного результата. Длительная работа в многослойной манере, при которой на картину уходят дни и недели, может их смутить.

А не будучи уверенными в том, что конечный результат будет именно таким, каким они его видят сейчас, многие не доводят картину до конца и бросают живопись вообще!

Алла прима же дает возможность быстро завершить работу, получить удовольствие от её созерцания и уверенность в том, что в этом направлении стоит работать дальше. Техника алла прима- это импульс, особое состояние и эмоциональное впечатление от того, что выходит у вас из под кисти!

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Картина в быстрой технике по сырому

Какие недостатки техники по сырому?

В то же время, у техники алла прима есть некоторые недостатки. Скажу о них кратко:

  • Некоторая незавершенность картин, нестрогое запечатление на холсте объектов, их форм, мелких элементов, возможная простота изображения;
  • Сложность передачи игры цветов и оттенков без большого опыта;
  • Сложность работы с рельефностью картины без навыка

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Упрощенные сюжеты в технике Алла прима

Из-за чего в некоторых случаях работы теряют художественную ценность и превращаются просто в мазки красками, которые автор пытается преподнести и интерпретировать, как выражение своих чувств и мыслей. Абстракция, одним словом…

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Великие картины и мастера, писавшие в алла прима

И тем не менее, именно алла прима существенно изменила живопись и позволила всему направлению в искусстве пережить появление фотографии и выйти из конкуренции с ней.

Алла прима показала, что живопись может служить не только для документальной фиксации образов, пейзажей и предметов, но и для отображения внутренних чувств автора. Отчасти и алла прима посодействовала тому, что живопись превратилась из ремесла в искусство.

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Живопись а ля прима на свежем воздухе

На пленэрах обычно пишут различные пейзажи и не удивительно, что выйдя на публику, техника приобрела большую известность и большое число приверженцев. Творить на природе куда приятнее, чем прибывать в душной мастерской!

Про картину Клода Моне я уже говорила выше. Добавлю только, что она была жутко раскритикована критиками в пух и прах, что ничуть не повлияло на желание Моне продолжать писать в том же направлении! Позже писали в этой технике Винсент Ван Гог, Джон Сарджент, Роберт Генри и другие.

Техника написания картин по- сырому существует достаточно давно, с XVI века. Ее использовали для портретных эскизов, а также набросков пейзажей на полотне на свежем воздухе (плэнер), прежде чем продолжить картину в мастерской. Ну, а использовать такую манеру письма для законченых картин, стали чуть позже.

Из картин, полностью написанных в алла прима, известно не мало работ. Например, многие картины Веласкеса- испанского придворного художника XVII века, Франца Халса- голландского портретиста XVII века, Жана Оноре Фрагонара — француского мастера гравюр XVIII века или Эжена Делакруа- француского графиста и мастера красок XIX века.

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Картины известных мастеров в технике алла прима

Несколько советов тем, кто начинает осваивать технику алла прима

А теперь скажу несколько противоречивую вещь: техника алла прима сложна. Да-да, хоть я и говорила, что её предпочитают начинающие, нужно понимать, что написать действительно значимое произведение в ней сложно.

Здесь нужно идеально чувствовать оттенки красок и манеру их нанесения на холст, чтобы получить требуемый эффект с одного раза. Поэтому чтобы освоить технику, нужно начинать с малого:

А может случиться такое, что алла прима станет для вас только очередной ступенькой для покорения традиционной многослойной живописи маслом. Но чтобы это понять, попробовать написать картину нужно уже сейчас⇓

Суть этой техники заключается в следующем. Художник стремится к передаче в красках всего, что он видит в натуре: цвета, светотени, не расчленяя процесс работы на отдельные этапы.

Существует ряд способов поддержания красочного слоя в свежем состоянии. Незаконченный этюд ставят лицом к стене в прохладном, но не сыром помещении. Можно употреблять медленно сохнущие цинковые белила.

В другом случае перед началом очередного сеанса пленку на красочном слое (если она все-таки появилась) растворяют лаком для живописи (межслойные лаки) или протирают поверхность красочного слоя срезом дольки чеснока или лука (этот способ употребляли старые мастера).

Такая предварительная подготовка красочного слоя к последующей работе предотвратит жухлость краски, положенной на непросохший слой.

Работая пастозно, художник должен учитывать, что в начале работы слой краски не должен быть слишком толстым, особенно в первом сеансе.

Избыток красок удаляется мастихином, а фактурному письму отводятся последующие сеансы, на которых в процессе завершающего обобщения работы наиболее мощные мазки и цвета предельной силы появятся там, где художник определил самые активные цветовые акценты мотива.

Холст очень влияет на цвет тонкого красочного слоя. Учитывая это, используйте качество материала подобно тому, как используют в работе с акварелью белый цвет бумаги.

Работая жидко, следует стараться сразу правильно взять цветовой отношение. Затем вводятся пастозные мазки, освещенные участки предметов прописываются более фактурно (корпусно), тени наносятся тонкослойно.

Но не допускайте избыточного наслоения красок, так как в этом случае просыхание красочного слоя замедлится и будет неравномерным, что отрицательно скажется на качестве живописи.

Техника живописи Alla prima (алла прима)

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Такая техника отлично подходит для написания пейзажей, особенно на пленэре, натюрмортов и портретов. Смысл этой техники заключается в написании картины за один сеанс, то есть на одном дыхании, не дожидаясь высыхания слоев краски, а также в смелых и уверенных мазках с большим количеством краски на кисти. В написании пейзажей в технике alla prima отлично передается солнечный свет и тени, обширные участки неба и воды.

Техника алла прима подходит даже для новичков для наработки навыков масляной живописи, для понимания секретов поведения краски на холсте, смешения оттенков, форм и линий.

Алла прима помогает завершить картину быстро или внести выразительность и текучесть ее определенным областям. И выполняется “мокрым по мокрому”, то есть пишется не дожидаясь просыхания каждого слоя краски.

Считается, что такая техника наиболее простая в живописи, но в ней нужно уметь планировать несколько важных моментов:

  • размещение основных цветовых пятен на холсте;
  • основные и очаговые цвета, которые наносятся в первую очередь;
  • взаимодействие цвета на разных слоях краски. Цвет фона может повлиять на слой, наносимый поверх него. Если цвет сверху темнее, чем фон, то он станет светлее, и наоборот;
  • светлые участки лучше запланировать заранее, чтобы не загрязнить их темным фоном;
  • цвета лучше смешивать на палитре, а не на холсте – это гарантируем мазкам спонтанный характер без перегрузки лишним.

Техника алла прима освобождает художника от прописывания деталей и пишется на одном дыхании. А так как мы ограничены во времени, чтобы краска не начала подсыхать, такая техника считается наиболее спонтанной и инстинктивной в использовании цветовых смесей, размеров мазков и их форм.

Самыми яркими художниками, писавшими за один сеанс в технике алла прима, были импрессионисты и постимпрессионисты: Моне, Сезанн, Матисс, Пикассо, Ван Гог.

Интуитивный способ такой живописи на одном дыхании отличается очарованием, свежими и спонтанными чувствами, передаваемыми художником.

В начале работы используется самый тонкий слой масляной краски и большие кисти, а затем намечаются основные цветовые пятна по всему холсту, которые заполняются определенным тоном.

А уже в конце идет детальная работы небольшой мягкой кисточкой толстыми слоями краски. Такая картина сохранит следы от кисти и цветовые полосы, которые придадут ей свежесть и живость восприятия.

Техника живописи — Алла Прима (Особенности + Как рисовать)

Для новичков в искусстве подобный прием письма – колоссальный опыт, развивающий:

  • повышенную концентрацию на рисуемых объектах;
  • навыки работы с красками на палитре;
  • техническое живописное мастерство;
  • живость и спонтанность восприятия;
  • глазомер, чувство цвета, формы;
  • нестандартное, образное мышление и многое другое.

Классически сложилось, что в технике живописи алла прима работают маслом и акварелью. Но стоит ли себя ограничивать при таком огромном выборе художественных материалов? Главное в творчестве – это постоянный поиск.

О необыкновенной плавности, лёгкости, мягкости акварели знают все начинающие живописцы. Но мало кто догадывается, что эта краска может быть жесткой и графичной, по-ярмарочному яркой, насыщенной. За эти контрастные качества акварель применяют в разных живописных приемах. В том числе и в технике алла прима, быстрое письмо которой диктует свои правила:

Начнем с положительных моментов.

Главное достоинство техники быстрого письма – возможность написать работу за очень короткий отрезок времени. Это прекрасный выход для тех, кто занимается этюдной живописью на пленэре и ловит разные состояния природы.

Натюрморт + в технике алла прима позволит сохранить особое впечатление, свежесть и красоту. Особенно если в постановке живые цветы, фрукты или овощи.

Минусы техники алла прима в том, что:

  • Многие художники, освобождающие себя от детализации, со временем заметно упрощают свои картины, сводя их к совершенно абстрактным образам и пятнам. Ведь незавершенность работ и некоторая общность форм допускается с технике быстрого письма.
  • Алла прима не так легка для новичков! Сложность возникает уже с первых шагов. От художника требуется смелость в работе, знания о смешении цветов, разнообразных оттенков. Необходимо владеть и какой-либо техникой живописи. А в идеале – уметь работать красками сразу, без предварительных контуров карандашом.

Быть может, как раз в этом и кроется загадочная притягательность живописи алла прима? Мы часто стремимся поймать убегающее время, ускользающую, хрупкую красоту и постичь нечто неуловимое.

Для этого может потребоваться как один сеанс, так и несколько, хотя пуристы утверждают, что одного вполне достаточно. Это определение оставляет простор для различных интерпретаций.

Большинство сходятся на том, что можно стирать и переделывать те места, которые вам не нравятся. Вы можете выбрать то, что вам нравится. Для многих это любимая техника, поскольку в ней есть место спонтанности и свежести.

Она сильно отличалась от распространённой тогда и очень трудоёмкой практики использования подмалёвков и множества слоёв краски. На самом деле, его приёмы рисования в один этап использовались с древнейших времён и являются инстинктивно понятными.

Используйте тонированный холст или основу

Белая поверхность может отвлекать или смущать. Кроме того, будет не страшно, если где-то будут оставаться незакрашенные части холста. Используйте средний или нейтральный тон. Лично я больше всего люблю серовато-розовый.

Обдумайте цвета

Приготовьте цвета, которые вы хотите использовать, и постарайтесь ограничить палитру.

Переходите от тёмных цветов к светлым

Это моё личное предпочтение; некоторые художники делают наоборот, переходя от светлых к тёмным, или даже начинают с нейтральных цветов. Преимущество перехода от тёмных тонов к светлым состоит в том, что, когда вы работаете со свежей краской, цвета быстро смешиваются.

Будет сложно получить насыщенный тёмный цвет, если под ним уже будет более светлый. Самые светлые цвета лучше использовать последними.

Будьте уверенны

Не перегружайте отдельные участки

Три образца

Если у вас закончилось вдохновение, можно рассмотреть работы некоторых мастеров.

Здание парламента в Лондоне. Клод Моне
Мост Чаринг-Кросс. Клод Моне
Мост Ватерлоо. Клод Моне
Восход солнца. Клод Моне

Для новичков в искусстве подобный прием письма – колоссальный опыт, развивающий:

  • повышенную концентрацию на рисуемых объектах;
  • навыки работы с красками на палитре;
  • техническое живописное мастерство;
  • живость и спонтанность восприятия;
  • глазомер, чувство цвета, формы;
  • нестандартное, образное мышление и многое другое.

Классически сложилось, что в технике живописи алла прима работают маслом и акварелью. Но стоит ли себя ограничивать при таком огромном выборе художественных материалов? Главное в творчестве – это постоянный поиск.

Звездная ночь Ван Гога
Нарциссы. Джон Сингер Сарджент
Подсолнухи Анри Матисса
Художник за работой. Поль Сезанн

Почему так часто выбирают акварель в технике алла прима?

О необыкновенной плавности, лёгкости, мягкости акварели знают все начинающие живописцы. Но мало кто догадывается, что эта краска может быть жесткой и графичной, по-ярмарочному яркой, насыщенной. За эти контрастные качества акварель применяют в разных живописных приемах. В том числе и в технике алла прима, быстрое письмо которой диктует свои правила:

Порыв ветра. Джон Сингер Сарджент
Рыбачка. Джон Сингер Сарджент
Симплон. Большие скалы. Джон Сингер Сарджент

акварель Херри Арифина
акварель художника Херри Арифина
городской пейзаж Herry Arifin
акварельный пейзаж Herry Arifin

  • Яркость мазков, минимум перекрытий! Когда акварель высыхает, она теряет первоначальную выразительность в несколько раз. Особенно на сырой бумаге. В технике алла прима акварель желательно не перекрывать другими слоями, пытаясь вновь увеличить ее интенсивность. Есть опасность переборщить с количеством цветов и получить грязь. Следует сразу писать активными, сочными мазками. А необходимые акценты, придающие резкость и законченность, можно аккуратно подчеркнуть на высохшей работе.

пейзаж художника Ричарда Шмидта
алла прима Ричарда Шмидта
зимний пейзаж Ричарда Шмидта
водопад на картине Ричарда Шмидта

Плюсы и минусы техники алла прима

Начнем с положительных моментов.

В горах Алтая. Наталья Сергеевна Рахманина
Закат и рваные облака. Наталья Сергеевна Рахманина
Дали. Закат и рваные облака
Осень. Наталья Сергеевна Рахманина

цветочный натюрморт Ричарда Шмидта
букет художника Ричарда Шмидта
натюрморт в технике алла прима Ричарда Шмидта
картина в технике алла прима Ричарда Шмидта

Минусы техники алла прима в том, что:

  • Многие художники, освобождающие себя от детализации, со временем заметно упрощают свои картины, сводя их к совершенно абстрактным образам и пятнам. Ведь незавершенность работ и некоторая общность форм допускается с технике быстрого письма.
  • Алла прима не так легка для новичков! Сложность возникает уже с первых шагов. От художника требуется смелость в работе, знания о смешении цветов, разнообразных оттенков. Необходимо владеть и какой-либо техникой живописи. А в идеале – уметь работать красками сразу, без предварительных контуров карандашом.

акварельные лилии Daniel James Keys
акварельный натюрморт Daniel James Keys
цветы Daniel James Keys
акварель художника Daniel James Keys

апельсины Daniel James Keys
натюрморт художника Daniel James
акварельная сирень Daniel James Keys
белая лилия Daniel James Keys

Быть может, как раз в этом и кроется загадочная притягательность живописи алла прима? Мы часто стремимся поймать убегающее время, ускользающую, хрупкую красоту и постичь нечто неуловимое.

Читайте также: