Фовизм в искусстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

Популярный французский критик Луи Воксель так писал о фовистах: “Сегодня у нас есть роскошное поколение молодых художников - отважных до крайности, подлинных рисовальщиков, перспективных колористов, из которых вырастут будущие мастера”. Эпитет “роскошное”, несомненно, был отсылкой к шедевру Анри Матисса “Роскошь, покой и наслаждение”. Эта картина была экспонирована на той самой выставке, где фовисты получили своё имя в 1905 году .

Анри Матисс

Матисс - это первый из ключевых фигур фовизма. Вот он перед вами:

Этот автопортрет написан в фовисткой манере. Что сразу же бросается в глаза? Это то, что фовисты работают чистым цветом. Они не смешивают краски, добиваясь тонких переходов и всяких живописных нежностей, а пишут исходными цветами. Это же мы увидим в раннем творчестве всех художников сегодняшней статьи. Вся живописная система выстраивается, так сказать, из того, что выдавливается из тюбиков. Вот краски выплескивается на холст, и оказывается, что их достаточно, чтобы создать такую экспрессивную систему, которая дает грубые и сильные отношения плоскостей. Так Матисс лепит форму и создает ощущение какого-то внутреннего напряжения.

Матисс вообще едва не стал юристом. Он получил юридическое образование и начал работать в фирме. И уже будучи начинающим юристом увлекся всё-таки рисованием. Главным его учителем был никто иной, как Гюстав Моро. В мастерской Моро он встретился с некоторыми будущими фовистами, с которыми судьба связала его на всю дальнейшую жизнь. В частности, с Жоржем Руо. А когда Матисс начинал своё творчество, то (это сразу заметно) он познакомился с Полем Синьяком. Это ближайший друг и единомышленник Жоржа Сёра - инициатора и идеолога пуантилизма. Но Сёра рано умер, а Синьяк остался носителем этого метода раздельных мазочков. Матисс знакомится с ним и заболевает этой системой. Но употребляет её по-своему.

В отличие от пуантилистов он не добивается того, чтобы мазки сливались и создавали иллюзию оптического смешения цветов в глазу. А оставляет их как бы независимыми друг от друга. С ритмом мазков и цветом мазков значительную роль в его картинах играли и силуэты, и контурные линии. Впрочем, это увлечение длилось недолго.

ФОВИЗМ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ И ХУДОЖНИКИ - ИСКУССТВО - 2022

Фовизм (или фовизм) был гетерогенным художественным движением , связанное с краской и имеет свое происхождение во Франции в начале двадцатого века. Эта тенденция развивалась между 1905 и 1907 годами.

Основной характеристикой этого движения было использование чистого цвета, без примесей, чтобы разграничить, добавить объем, рельеф и перспективу работам.

История фовизма


Танец (1909) Анри Матисса - произведение с фовистскими чертами.

Фовизм зародился в 1901 году во Франции. Однако до 1905 года это не было признано художественным течением.

Искусство фовизма стремится привести людей к их естественному состоянию посредством примитивной эстетики, точно так же, как состояние чистоты детских творений. Эти характеристики также присутствуют в так называемом Arte Naif.

Художников этого движения интересовали не аспекты композиции в живописи, а выразительные качества, которые могла вызвать личная интерпретация.

Не опасаясь подвергнуть сомнению традиционные каноны, этот стиль живописи был создан как искусство баланса, чистоты, прославления жизненных инстинктов и ощущений. Все это - безудержные визуальные впечатления художников на своих экранах.

Более того, фовизм избегал самых удручающих тем. Он также отодвинул на задний план такие аспекты, как форма и содержание. Кроме того, он стремился представить легкие и веселые предметы без политической или критической коннотации.

Основные черты фовизма

Среди наиболее ярких характеристик фовистского движения выделяются следующие:

  • использование чистых цветов;
  • произвольное использование цвета;
  • упрощение форм;
  • неприязнь к представлению, верному действительности;
  • влияние первобытного искусства;
  • влияние постимпрессионизма.


Сиеста (1892-94) Поля Гогена. Художник был одним из вдохновителей фовистского движения.

Преобладали яркие и яркие цвета (пурпурный, зеленый, желтый, синий и красный), используемые произвольно и без соответствия с реальным.

Эти цвета, всегда в чистом виде, упрощали формы. Таким образом, они разграничили и смоделировали объем с помощью слабой или несуществующей градации цветовых оттенков.

Другой важный аспект - это широкие и спонтанные мазки, которыми художники-фовисты очертили планы и создали ощущение глубины.

Основные художники и произведения фовизма

Фовизм не был сплоченным и организованным художественным течением, но он объединил художников, которые имели общие черты в картинах того периода.

Сильными мазками, яркими и эмоциональными цветами или даже примитивным синтезом природы оба внесли свой вклад в этот аспект искусства.

Однако основными художниками-фовистами были:

Анри Матисс (1869-1954)


Портрет мадам Матисс (1905) работы Матисса. Справа: деталь выражения лица женщины с зеленой полосой по центру.

Поль Сезанн (1839-1906)


Натюрморт с подставкой для цветов (1905), Поль Сезанн

Жорж Брак (1882-1963)


Берег Желтого моря (1906), Жорж Брак.

Альбер Марке (1875-1947)


Пляж Фекамп (1906 г.), Альбер Марке

Андре Дерен (1880-1954)


Estaque (1905), Андре Дерен

Жан Пюи (1876-1960)


Прогулка по соснам (1905), Жан Пюи

Кис Ван Донген (1877-1968)


Женщина на балясинах (1911), Кис Ван Донген

Морис де Вламинк (1876-1958)


Ресторан (1905 г.) Мориса де Вламинка

Рауль Дюфи (1877-1953)


Купальщицы (1907), Рауль Дюфи

Также ознакомьтесь с этой подборкой вопросов, которые мы разделили для вас, чтобы проверить свои знания : Упражнения на европейском авангарде.

Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет , после чего художники , называвшие себя фовистами , углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля — Анри Матисс, Андре Дерен и Морис де Вламинк.

Фовизм

Рауль Дюфи. Три зонтика

Анри Матисс. Попугайные тюльпаны

Безусловно , существенное влияние на фовистов оказал художник-символист Гюстав Моро, которого часто называют идейным вдохновителем этого движения. Он был профессором парижской Школы изящных искусств , у которого в 1890-х годах учились Анри Матисс , Альбер Марке, Жорж Руо и многие другие художники. Моро воспитал в своих учениках интерес к чистому цвету и научил их тому , что одним из самых важных свойств великого художника является самовыражение через его картины.

Жорж Руо. Закат

Ключевые моменты

• Одной из самых важных и ценных вещей , которую фовисты привнесли в современное искусство , была их радикальная идея об отделении цвета от его описательного , репрезентативного предназначения и предоставлении ему возможности существовать на холсте в качестве независимого элемента. Цвет мог выражать определенное настроение или формировать структуру внутри картины , но ему больше не нужно было соответствовать реальности.

• Другой центральной художественной задачей фовистов было единство и баланс композиции. C помощью максимального упрощения форм и ярких насыщенных цветов художники привлекали внимание зрителя к изначальной плоскости холста или листа бумаги , где каждый элемент в живописном пространстве играет определенную роль. Моментальное визуальное впечатление от такой работы должно было быть сильным и цельным.

• Важнейшей ценностью фовизма было личное высказывание. Непосредственное переживание художником своих сюжетов , его эмоциональная реакция на природу и интуиция были важнее академической теории или возвышенных сюжетов. Для достижения этой цели использовались все элементы живописи.


Художники , представляющие стиль фовизм: Анри Матисс , Андре Дерен , Морис де Вламинк , Жорж Руо , Рауль Дюфи, Альбер Марке , Жан Метценже, Кес ван Донген, Жорж Брак.

Сюжетные ходы

Анри Матисс. Женщина в шляпе

Андре Дерен. Лодки в порту Коллиура

Морис де Вламинк. Обнаженная на диване

Жорж Руо. Обнаженная с поднятой рукой

Альбер Марке. Пляж в Фекане

Жан Метценже. Пейзаж с фонтаном

Рауль Дюфи. Лодки в Мартиге

Главной ценностью фовизма , безусловно , был цвет как средство самовыражения. Они могли выкрасить небо оранжевым , а человеческое лицо написать с помощью несочетаемых на первый взгляд оттенков. В итоге получалось не достоверное отображение действительности , а индивидуальное впечатление художника , зафиксированное на холсте. С помощью цвета же определялось и расположение на полотне элементов композиции.

Будучи сосредоточенными на цвете и форме , фовисты мало заботились о том , чтобы выбирать принципиально новые и необычные сюжеты. В отличие от своих предшественников , которые часто писали сцены из современной городской жизни , фовисты обычно выбирали традиционные сюжеты: портреты , пейзажи , марины и интерьеры. По большому счету , природу и людей они воспринимали скорее в качестве объекта для наблюдений и источника эмоций , которые можно выразить на холсте.

Андре Дерен. Мост Ватерлоо

Морис де Вламинк. Натюрморт

Фовизм: шпаргалка

Анри Матисс. Роскошь, покой и наслаждение

Рауль Дюфи. Яхты в Гавре

Вслед за Клодом Моне и Эженом Буденом Рауль Дюфи написал множество сцен на северо-западном французском побережье , в портовом городе Гавр. На этой картине он запечатлел несколько пришвартованных яхт на фоне местной архитектуры. И хотя изображение выглядит весьма натуралистичным , отказ художника от традиционной перспективы и необычное использование краски делают эту работу скорее авангардной. Композиция нарушается благодаря резкой диагональной линии причала в левой части полотна. Дюфи пишет быстрыми изогнутыми мазками волны , крошечными прямоугольниками обозначает здания на фоне и грубо упрощает фигуры пешеходов. Флаги , украшающее судно в центре композиции , художник превращает в маленькие абстракции. Отсутствие тщательной детализации и прорисовки создает эффект свободы и свежести , который усиливается за счет того , что некоторые фрагменты холста художник оставил незакрашенными.

Андре Дерен. Горы в Коллиуре

Морис де Вламинк. Река Сена в Шату

Жорж Руо. В цирке (Безумный клоун)

Анри Матисс. Танец (II)

Вы эксперт , если: знаете , что эксперименты фовистов с цветами и формами во многом предопределили развитие всего современного искусства за очень короткий срок.

Вы профан , если: уверены , что оранжево-сиреневые горы и красные деревья не имеют права на существование , потому что в реальном мире они такими не бывают.

Жан Метценже. Ибисы

Кес Ван Донген. Женщина с вишнями на шляпке

Жорж Брак. Пейзаж в Ла-Сьота

Андре Дерен. Биг-Бен

Морис де Вламинк. Садовник

Продукты распада

Несмотря на то , что фовизм оказал внушительное влияние на развитие авангардных художественных течений и современную живопись в целом , просуществовал он недолго. Стиль , который родился из противоречия нормам и традициям , в итоге стал слишком распространенным. К 1907 году десятки французских художников стали называть себя фовистами , что сводило на нет всю его провокационность и бунтарство.

Более того , амбициозные новички стали своими работами бросать вызов уже самим фовистам. Художники начали понимать , что на смену им приходит еще более свободное и открытое всему новому поколение творцов , которое плевать хотело на любые авторитеты. В случае с Матиссом , например , это вылилось в нешуточное соперничество с Пабло Пикассо , в котором оба художника были вынуждены непрерывно меняться и развиваться. И Матисс стал стремиться к еще большему упрощению в своих работах , не теряя при этом выразительности.

Анри Матисс. Статуэтка и вазы на восточном ковре

Альбер Марке. Сена в Пуасси

Приблизительно начиная с 1908 года фовисты стали постепенно двигаться в разных направлениях. Брак нашел нового союзника в лице Пикассо , Дерен тоже на короткое время посвятил себя кубизму , а палитра и сюжеты де Вламинка стали более мрачными. В конце концов и другие фовисты — Марке , Дюфи , Руо — начали работать в других стилях.

Жорж Брак. Виадук близ Эстака

Альбер Марке, Париж, набережная Лувра, 1906, Музей Фор, Экс-ле-Бен

Фови́зм (фр. Fauvisme , от фр. fauve — дикий) — модернистское течение во французской живописи периода постимпрессионизма конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало). Некоторые историки искусства относят фовизм к искусству авангарда. Классическим периодом фовизма принято считать время с 1904 по 1908 год [1] . Наиболее важный этап приходится на 1905—1907 годы. Характерный приём фовизма — обобщение формы и пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.

Читайте также: