Фовизм в искусстве кратко
Обновлено: 02.07.2024
Популярный французский критик Луи Воксель так писал о фовистах: “Сегодня у нас есть роскошное поколение молодых художников - отважных до крайности, подлинных рисовальщиков, перспективных колористов, из которых вырастут будущие мастера”. Эпитет “роскошное”, несомненно, был отсылкой к шедевру Анри Матисса “Роскошь, покой и наслаждение”. Эта картина была экспонирована на той самой выставке, где фовисты получили своё имя в 1905 году .
Анри Матисс
Матисс - это первый из ключевых фигур фовизма. Вот он перед вами:
Этот автопортрет написан в фовисткой манере. Что сразу же бросается в глаза? Это то, что фовисты работают чистым цветом. Они не смешивают краски, добиваясь тонких переходов и всяких живописных нежностей, а пишут исходными цветами. Это же мы увидим в раннем творчестве всех художников сегодняшней статьи. Вся живописная система выстраивается, так сказать, из того, что выдавливается из тюбиков. Вот краски выплескивается на холст, и оказывается, что их достаточно, чтобы создать такую экспрессивную систему, которая дает грубые и сильные отношения плоскостей. Так Матисс лепит форму и создает ощущение какого-то внутреннего напряжения.
Матисс вообще едва не стал юристом. Он получил юридическое образование и начал работать в фирме. И уже будучи начинающим юристом увлекся всё-таки рисованием. Главным его учителем был никто иной, как Гюстав Моро. В мастерской Моро он встретился с некоторыми будущими фовистами, с которыми судьба связала его на всю дальнейшую жизнь. В частности, с Жоржем Руо. А когда Матисс начинал своё творчество, то (это сразу заметно) он познакомился с Полем Синьяком. Это ближайший друг и единомышленник Жоржа Сёра - инициатора и идеолога пуантилизма. Но Сёра рано умер, а Синьяк остался носителем этого метода раздельных мазочков. Матисс знакомится с ним и заболевает этой системой. Но употребляет её по-своему.
В отличие от пуантилистов он не добивается того, чтобы мазки сливались и создавали иллюзию оптического смешения цветов в глазу. А оставляет их как бы независимыми друг от друга. С ритмом мазков и цветом мазков значительную роль в его картинах играли и силуэты, и контурные линии. Впрочем, это увлечение длилось недолго.
Фовизм (или фовизм) был гетерогенным художественным движением , связанное с краской и имеет свое происхождение во Франции в начале двадцатого века. Эта тенденция развивалась между 1905 и 1907 годами.
Основной характеристикой этого движения было использование чистого цвета, без примесей, чтобы разграничить, добавить объем, рельеф и перспективу работам.
История фовизма
Танец (1909) Анри Матисса - произведение с фовистскими чертами.
Фовизм зародился в 1901 году во Франции. Однако до 1905 года это не было признано художественным течением.
Искусство фовизма стремится привести людей к их естественному состоянию посредством примитивной эстетики, точно так же, как состояние чистоты детских творений. Эти характеристики также присутствуют в так называемом Arte Naif.
Художников этого движения интересовали не аспекты композиции в живописи, а выразительные качества, которые могла вызвать личная интерпретация.
Не опасаясь подвергнуть сомнению традиционные каноны, этот стиль живописи был создан как искусство баланса, чистоты, прославления жизненных инстинктов и ощущений. Все это - безудержные визуальные впечатления художников на своих экранах.
Более того, фовизм избегал самых удручающих тем. Он также отодвинул на задний план такие аспекты, как форма и содержание. Кроме того, он стремился представить легкие и веселые предметы без политической или критической коннотации.
Основные черты фовизма
Среди наиболее ярких характеристик фовистского движения выделяются следующие:
- использование чистых цветов;
- произвольное использование цвета;
- упрощение форм;
- неприязнь к представлению, верному действительности;
- влияние первобытного искусства;
- влияние постимпрессионизма.
Сиеста (1892-94) Поля Гогена. Художник был одним из вдохновителей фовистского движения.
Преобладали яркие и яркие цвета (пурпурный, зеленый, желтый, синий и красный), используемые произвольно и без соответствия с реальным.
Эти цвета, всегда в чистом виде, упрощали формы. Таким образом, они разграничили и смоделировали объем с помощью слабой или несуществующей градации цветовых оттенков.
Другой важный аспект - это широкие и спонтанные мазки, которыми художники-фовисты очертили планы и создали ощущение глубины.
Основные художники и произведения фовизма
Фовизм не был сплоченным и организованным художественным течением, но он объединил художников, которые имели общие черты в картинах того периода.
Сильными мазками, яркими и эмоциональными цветами или даже примитивным синтезом природы оба внесли свой вклад в этот аспект искусства.
Однако основными художниками-фовистами были:
Анри Матисс (1869-1954)
Портрет мадам Матисс (1905) работы Матисса. Справа: деталь выражения лица женщины с зеленой полосой по центру.
Поль Сезанн (1839-1906)
Натюрморт с подставкой для цветов (1905), Поль Сезанн
Жорж Брак (1882-1963)
Берег Желтого моря (1906), Жорж Брак.
Альбер Марке (1875-1947)
Пляж Фекамп (1906 г.), Альбер Марке
Андре Дерен (1880-1954)
Estaque (1905), Андре Дерен
Жан Пюи (1876-1960)
Прогулка по соснам (1905), Жан Пюи
Кис Ван Донген (1877-1968)
Женщина на балясинах (1911), Кис Ван Донген
Морис де Вламинк (1876-1958)
Ресторан (1905 г.) Мориса де Вламинка
Рауль Дюфи (1877-1953)
Купальщицы (1907), Рауль Дюфи
Также ознакомьтесь с этой подборкой вопросов, которые мы разделили для вас, чтобы проверить свои знания : Упражнения на европейском авангарде.
Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет , после чего художники , называвшие себя фовистами , углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля — Анри Матисс, Андре Дерен и Морис де Вламинк.
Безусловно , существенное влияние на фовистов оказал художник-символист Гюстав Моро, которого часто называют идейным вдохновителем этого движения. Он был профессором парижской Школы изящных искусств , у которого в 1890-х годах учились Анри Матисс , Альбер Марке, Жорж Руо и многие другие художники. Моро воспитал в своих учениках интерес к чистому цвету и научил их тому , что одним из самых важных свойств великого художника является самовыражение через его картины.
Ключевые моменты
• Одной из самых важных и ценных вещей , которую фовисты привнесли в современное искусство , была их радикальная идея об отделении цвета от его описательного , репрезентативного предназначения и предоставлении ему возможности существовать на холсте в качестве независимого элемента. Цвет мог выражать определенное настроение или формировать структуру внутри картины , но ему больше не нужно было соответствовать реальности.
• Другой центральной художественной задачей фовистов было единство и баланс композиции. C помощью максимального упрощения форм и ярких насыщенных цветов художники привлекали внимание зрителя к изначальной плоскости холста или листа бумаги , где каждый элемент в живописном пространстве играет определенную роль. Моментальное визуальное впечатление от такой работы должно было быть сильным и цельным.
• Важнейшей ценностью фовизма было личное высказывание. Непосредственное переживание художником своих сюжетов , его эмоциональная реакция на природу и интуиция были важнее академической теории или возвышенных сюжетов. Для достижения этой цели использовались все элементы живописи.
Художники , представляющие стиль фовизм: Анри Матисс , Андре Дерен , Морис де Вламинк , Жорж Руо , Рауль Дюфи, Альбер Марке , Жан Метценже, Кес ван Донген, Жорж Брак.
Сюжетные ходы
Главной ценностью фовизма , безусловно , был цвет как средство самовыражения. Они могли выкрасить небо оранжевым , а человеческое лицо написать с помощью несочетаемых на первый взгляд оттенков. В итоге получалось не достоверное отображение действительности , а индивидуальное впечатление художника , зафиксированное на холсте. С помощью цвета же определялось и расположение на полотне элементов композиции.
Будучи сосредоточенными на цвете и форме , фовисты мало заботились о том , чтобы выбирать принципиально новые и необычные сюжеты. В отличие от своих предшественников , которые часто писали сцены из современной городской жизни , фовисты обычно выбирали традиционные сюжеты: портреты , пейзажи , марины и интерьеры. По большому счету , природу и людей они воспринимали скорее в качестве объекта для наблюдений и источника эмоций , которые можно выразить на холсте.
Фовизм: шпаргалка
Вслед за Клодом Моне и Эженом Буденом Рауль Дюфи написал множество сцен на северо-западном французском побережье , в портовом городе Гавр. На этой картине он запечатлел несколько пришвартованных яхт на фоне местной архитектуры. И хотя изображение выглядит весьма натуралистичным , отказ художника от традиционной перспективы и необычное использование краски делают эту работу скорее авангардной. Композиция нарушается благодаря резкой диагональной линии причала в левой части полотна. Дюфи пишет быстрыми изогнутыми мазками волны , крошечными прямоугольниками обозначает здания на фоне и грубо упрощает фигуры пешеходов. Флаги , украшающее судно в центре композиции , художник превращает в маленькие абстракции. Отсутствие тщательной детализации и прорисовки создает эффект свободы и свежести , который усиливается за счет того , что некоторые фрагменты холста художник оставил незакрашенными.
Вы эксперт , если: знаете , что эксперименты фовистов с цветами и формами во многом предопределили развитие всего современного искусства за очень короткий срок.
Вы профан , если: уверены , что оранжево-сиреневые горы и красные деревья не имеют права на существование , потому что в реальном мире они такими не бывают.
Продукты распада
Несмотря на то , что фовизм оказал внушительное влияние на развитие авангардных художественных течений и современную живопись в целом , просуществовал он недолго. Стиль , который родился из противоречия нормам и традициям , в итоге стал слишком распространенным. К 1907 году десятки французских художников стали называть себя фовистами , что сводило на нет всю его провокационность и бунтарство.
Более того , амбициозные новички стали своими работами бросать вызов уже самим фовистам. Художники начали понимать , что на смену им приходит еще более свободное и открытое всему новому поколение творцов , которое плевать хотело на любые авторитеты. В случае с Матиссом , например , это вылилось в нешуточное соперничество с Пабло Пикассо , в котором оба художника были вынуждены непрерывно меняться и развиваться. И Матисс стал стремиться к еще большему упрощению в своих работах , не теряя при этом выразительности.
Приблизительно начиная с 1908 года фовисты стали постепенно двигаться в разных направлениях. Брак нашел нового союзника в лице Пикассо , Дерен тоже на короткое время посвятил себя кубизму , а палитра и сюжеты де Вламинка стали более мрачными. В конце концов и другие фовисты — Марке , Дюфи , Руо — начали работать в других стилях.
Фови́зм (фр. Fauvisme , от фр. fauve — дикий) — модернистское течение во французской живописи периода постимпрессионизма конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало). Некоторые историки искусства относят фовизм к искусству авангарда. Классическим периодом фовизма принято считать время с 1904 по 1908 год [1] . Наиболее важный этап приходится на 1905—1907 годы. Характерный приём фовизма — обобщение формы и пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.
Читайте также: