Познание природы в эпоху возрождения кратко

Обновлено: 02.07.2024

С XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения (Ренессанса). Эпоха Возрождения – это время, когда происходит укрепление светской культуры и постепенное её отделение от культуры церковно-религиозной. Этот процесс принимает здесь самые разнообразные формы – от отказа в науке и философии от схоластической учёности, разработки новых средств художественного отображения действительности в искусстве, до почти открытого противостояния интеллектуально-духовному диктату церкви, её политической власти как социального института.

Люди вновь открыли для себя ценность земной жизни, красоту природы и своё единство с ней. Человек значительно расширил свои представления о мире и о способах его познания. Это время отличает глубокое и всестороннее изучение различных областей жизни и сфер деятельности человека: природно-космической, культурно-исторической, социально-политической, познавательной, правовой, эстетической и нравственной. Это связано прежде всего с тем, что в культуре на первый план выдвигается идея высшей ценности знания для человека, знания для человека.

Возрождение – это время пробуждения интереса к классической древности, время, в котором совершилось величественное объединение античной и христианской культуры. Через всю историю христианской мысли проходят учения Платона, Аристотеля и неоплатоников. Возрождение также не обходит вниманием и остальные системы античной философии.

Понимание природы в философии Возрождения имеет свою специфику

Эта специфика выражается в том, что природа трактуется пантеистически, т.е. в ней видят проявление высшей божественной силы, божественного разума. Бог утрачивает при этом личностный характер, он как бы сливается с природой, растворяясь в ней, тогда как последняя обожествляется и приобретает черты, которые ей не были свойственны ни в античности, ни в средневековье.

Кроме названных платонизма, аристотелизма и неоплатонизма значительное влияние на развитие философии Возрождения оказывают такие системы античной философии, как стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. В эпоху Возрождения происходил процесс освобождения от схоластики.

Если стоицизм и эпикуреизм (не как замкнутые системы, но, скорее, как род мышления) имели своё значение для этической и политической областей культурной жизни, то в натурфилософии, помимо неоплатонизма, обнаруживаем возрождение атомистических теорий. Возобновление систем античного философского мышления явилось лишь первой, предварительной формой, в какую вылилось страстное стремление того времени к новому знанию.

Ещё одним важным шагом в истории развития ренессансного мировоззрения стало отделение философии от богословия. Уже в конце средневековья делается попытка обеспечить за наукой и философией их собственную область исследований. Философское мышление, по мере своего укрепления, становилось всё самостоятельнее и с большей смелостью выступало критически по отношению к церковным догматам и истинам веры.

Философия, наука и искусство Возрождения выражают идею сближения человека с природой. Человек освобождается от оков религиозных предрассудков и догматических установлений. Философский разум стремится к познанию устройства природы и к постепенному подчинению её практическим нуждам человека.

Необходимость в дальнейшем осмыслении отношений между людьми в обществе с учётом меняющихся культурно-исторических условий стала основой развития в эпоху Возрождения философии права и государства. Социальные отношения теперь рассматриваются как имеющие историческое происхождение и принимающие на разных этапах развития общества новые формы.

Философы эпохи Возрождения размышляют над проблемами социального устройства и социальной справедливости: проблемой равенства, проблемой частной собственности, её происхождения и влияния на жизнь людей и на отношения в обществе, проблемой семьи и отношений между поколениями, проблемой роли знания и науки в социальной жизни, проблемами власти и самоуправления, власти и нравственных принципов общества.

Эти идеи развивались в учениях Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и Никколо Макиавелли.

Таким образом, философия эпохи Возрождения предстаёт перед нами явлением многогранным и сложным. Многое из того, что было ею открыто, не утратило своего значения и в современном мире, в этом актуальность философии Возрождения.

Итак, в Возрождении происходит возрождение великих ценностей, которые связаны с античной культурой и философией. Дальнейший исторический путь философии явился развитием ценностей античной философии, как в её собственном варианте, так и в том варианте, который был предложен Возрождением. В этот период происходит отделение философии от теологии, возрастает авторитет науки, в философии ведущую роль играют проблемы социального и нравственного развития общества, духовного самосовершенствования человека.

В эпоху Возрождения была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции в эпоху Ренессанса, которая привела к изменению отношения человека к миру, природе, познанию человека. Ренессанс это эпоха сложных образно-логических синтезов из элементов культурных традиций Средневековья и античности. Право на существование имели все точки зрения, в том числе и те, которые содержат новации. Именно позиция, содержащая новизну оказалась предпочтительнее: изменяется отношение к истории – как процессе открытом в будущее и богатом новыми возможностями для человека. Человек эпохи Ренессанса начинает осознавать время как самоценность, как меру труда, источник материальных благ, как пространство развития способностей личности. Приходит осознание того, что время – это собственность не Бога, а самого человека.

Одухотворенный новаторством, Ренессанс выдвигает на первый план познавательную, логико-рациональную активность сознания, ведущим средством познания является разум.

Мировоззренческая революция эпохи Возрождения стала и религиозной революцией, она дополнила ренессансную перестройку системы духовной культуры, смену личностных ценностей и ориентиров, образа жизни, характера деятельности и общения. Реформация выработала такие ценностные установки, которые возвышали роль разума и обеспечили возможности научно-рационального познания природы, становление и развитие классического естествознания.

2.Зарождение научной биологии

Стихийно-эмпирическое накопление знаний о мире органических явлений длилось тысячелетиями, знания о природе не выделялись в самостоятельную отрасль. Биологические знания излагались вместе с химическими, физическими, географическими, климатическими, социально-историческими явлениями.

В эпоху Возрождения ситуация изменилась (16 в.). Отражением той эпохи является ориентация на человека, на совокупность его ближайших потребностей и решение медицинских проблем, т.е. шло быстрое развитие биологического познания. В сторону человека развернулась даже алхимия; результатом её слияния с медициной явилась ятрохимия, основоположником которой был Парацельс.

Мир животных тоже становится объектом интереса. В 16 в. Возникают первые зоологические музеи и кунсткамеры, совершенствуется организация коневодства и конных заводов.

Происходят изменения в способе биологического познания – вырабатываются стандарты, критерии и нормы исследования органического мира, появляется установка на объективное, доказательное, обоснованное знание. Накапливается колоссальный фактический материал, чему в большей степени способствуют географические открытия, раздвинувшие мировоззренческий горизонт европейцев. В Европе узнали множество новых биологических, геологических, географических и других явлений, новых видов культурных растений, познакомились с разнообразием жизни в тропиках. Флора и фауна открытых стран и континентов расширили эмпирический базис биологии и поставили вопрос о его систематизации.

В 16-17 вв. была проведена огромная описательная работа.

Во-первых, она вскрыла реальное многообразие растительных и животных форм (понятие о виде - Джон Рей, микроскоп Гука).

В-третьих, формируется научная методология и методика исследования живого

В-четвертых, развивается теоретический компонент биологического познания - выработка понятий, категорий, методологических установок, создание первых теоретических концепций, призванных объяснить фундаментальные характеристики живого. Прежде всего, это касалось природы индивидуального развития организма. Здесь сформировалось два противоположных направления - преформизм и эпигенез.

Преформисты (Аромати, Сваммердам, Ван Ливенгук) исходили из того, что в зародышевой клетке уже содержатся все структуры взрослого многоклеточного организма, поэтому процесс онтогенеза сводится лишь к количественному росту всех преобразованных зачатков органов и тканей (1. овистическая – взрослый организм предобразован в яйце, 2. анималькулистская – взрослый организм предобразован в сперматозоидах).

Теория эпигенеза отрицала предопределенность развития организма и придерживалась точки зрения, что развитие структур определяется воздействием внешних факторов на зародышевую клетку.

В целом же биология в 16-17 веке была зачаточной; растительный и животный мир были исследованы общих чертах, биологические объяснения носили поверхностный характер.

Эпоха Возрождения известна благодаря множеству крупных открытий, изобретений в области техники. Возрождение стало начальным этапом стремительного развития человечества. Бог перестал быть центром Вселенной для людей, основное внимание уделялось непосредственно человеку, его чувствам. Гуманизм поощрял творчество, знания. Это стало основой для развития нового философского течения – натурфилософии. Душа, тело и свобода являлись главными критериями.

В будущем натурфилософия окажет большое влияние на формирование философских взглядов в Новое время. Отрицание Бога как создателя всего живого на планете станет ключевым аспектом рассуждения. Философия отождествляет божество с природой.

Натурфилософия также именовалась как философия природы. Это исследования, направленные на рациональное постижение природной целостности. Они изучают первоначало всего живого, воспринимая природу единым, предельным понятием. Именно природа формирует понимание, объясняет важные аспекты. С помощью натурфилософии мыслители старались объяснить идеи регуляции, осмыслить сущность.

Натурфилософия эпохи Возрождения – кратко

Классическое естествознание зародилось в период Возрождения ввиду мыслительной работы известных философов. Толчком к этому послужила мировоззренческая революция. Человек полностью изменил свое отношение к природе, окружающему миру.

В основе натурфилософии Возрождения лежит принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектических положений. В процессе перехода от средневекового теоцентризма поменялись взгляды на божество.

Бог принадлежит миру внутренне. Природу классифицировали как субстанцию, которая существует, состоит из формы и материи. Деятельность философов сводилась поиску сути природы, ее первоначала. Они отрицали возможность рождения и исчезновения в мире. Ключевые понятия натурфилософии:

  • Задача человека – обосновать материализм в мировоззрении и отношении к окружающему миру;
  • Теология и философия – в корне различные понятия;
  • Следует сформировать отдельно от понятий теологии суждение, основанное на научном обосновании;
  • Для познания мира необходим разум, чувства человека. Божественное откровение не играет в этом никакой роли;
  • Формирование нового взгляда на мир. Объединение космоса, природы и Бога в единое целое. Поиск центра Вселенной. Отказ от понятия, что центром является Земля.

Натурфилософия эпохи Возрождения – понимание природы

Дух природы либо личность воспринимались натурфилософией как главная основа мира. Философы выдвинули идею целостного взгляда на природу. Появились и иные диалектические положения. Они гласили, что источником перемен является борьба между противоположными началами.

Взгляд средневековых мыслителей – безнравственный, неверный. Но в натурфилософии присутствовало чрезмерно много фантастического. Люди страстно желали получить природную силу. Это стало источником развития магии, появилась пифагорейская мистика, кабалистика. Опытные знания активно развивались, это привело к распространению паранормальных научных направлений. Многие увлеклись магией, алхимией, астрологией, но это не мешало важным открытиям и достижениям. Понимание природы в науке:

Была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции, которая привела к изменению отношения человека к миру, природе, познанию природы.

Природа становится объектом эстетического наслаждения и предметом научно-рационального познания.

Долгое время знания о биологических явлениях из общей совокупности знаний о природе не выделялись в самостоятельную отрасль. Отражением этого главной ориентации эпохи – ориентации на человека – было быстрое развитие биологического познания. В истории биологии именно эпоха позднего Возрождения (XVI век) – это период зарождения научной биологии, период перелома в способах познания живого.

В эпоху раннего Средневековья в Европе господствовала библейская картина мира. Затем она сменилась геоцентрической системой Птолемея.

Первой в истории человечества научной революцией явилось создание Н. Коперником гелиоцентрической системы мира. Эта теория:

· подорвала ядро (геоцентрическую систему) и основания старой (первой) научной картины мира;

· стала базой революционного становления нового научного мировоззрения и новой (второй) механистической картины мира;

· явилась одной из важнейших предпосылок революции в физике (ньютонианской революции) и создания первой естественнонаучной фундаментальной теории – классической механики;

· определила разработку новой, научной методологии познания природы.

В XIV—XV веках были совершены путешествие Марко Поло в Китай и открытие Америки. После совершения первых кругосветных путешествий стала очевидной правота Джордано Бруно и Николая Коперника о взаимоположении Земли и Солнца. Тем не менее система Коперника не была официально признана вплоть до середины XVIII в., и являлась научным инструментом избранного кружка научных новаторов: Галилея, Кеплера, Ньютона и некоторых других.

К середине XVII в. гелиоцентрическая теория окончательно победила геоцентризм. Возникла необходимость физически обосновать эту теорию, и в середине XVII в. астрономическая революция закономерно перерастает в физическую.

Читайте также: