Мобилизация народного хозяйства страны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ещё немного исторического материала. Недавно ознакомился с книгой А. А. Мелия "Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР". Предлагаю вниманию камрадов краткое изложение основных тезисов данной работы.

Стоит отметить, что издание охватывает лишь малую часть вопросов по обозначенной теме истории СССР 20-30-х гг.

Во второй половине 1920-х гг. были заложены основы системы подготовки народного хозяйства к длительной войне: разработаны принципы составления планов мобилизации народного хозяйства, создан мобилизационный аппарат , утверждены первые планы эвакуации промышленности . Основным противником в то время считалась Польша, ресурсов которой по расчетам хватало на войну продолжительностью от 1,5 до 3 лет в зависимости от объема экономической помощи полякам со стороны Англии и Франции.

В силу бOльшего плеча подвоза войск по сравнению с потенциальным противником СССР требовались бOльшие сроки для мобилизации. Объявление же мобилизации вслед за противником вело бы к тому, что последний опередил бы СССР в ее завершении и смог начать войну в более благоприятных условиях, с самого начала захватив стратегическую инициативу. Таким образом, возникало противоречие между желанием избежать войны и стремлением достигнуть максимальной готовности к отражению агрессии.

Частично разрешить это противоречие можно было с помощью введения особого подготовительного к войне периода , в течение которого мобилизационные мероприятия должны были проводиться тайно, без официального объявления мобилизации.

К угрожаемым районам были отнесены Карельская АССР, г. Ленинград с прилегающим районом, Западная область РСФСР, БССР, Правобережье УССР и Крымская ССР. По материалам ВСНХ в этих районах на 1 октября 1927 г. было сосредоточено 20 % основного капитала, вложенного в промышленность страны. Особенно остро стоял вопрос относительно Ленинграда, предприятия которого выполняли 14,7 % от общего объема мобилизационного задания промышленности СССР. При этом по некоторым видам продукции на город приходилось 100 % мобилизационного задания.

Особые сложности представляла эвакуация Ленинграда. НКПС разработал план, по которому объем перевозок предполагал использование около 23 тыс. вагонов. В Секторе обороны Госплана с большими сомнениями относились к эвакуации Ленинграда, которая «в силу транспортных и других условий военного времени представляется делом, крайне трудным вообще и особенно затрудняющим сохранение максимальной оборонной способности Ленинграда при непосредственной ему угрозе. В итоге СТО принял решение о том, что вследствие большого политического, экономического и военного значения города и сложных транспортных условий военного периода Ленинград эвакуации не подлежит . Взамен предлагалось осуществить постепенный перенос промышленности из Ленинграда вглубь страны и снижение мобилизационных заявок на ленинградских предприятиях.

Вопросы мобилизационной подготовки пришлось решать и при подготовке первого пятилетнего плана. В июне 1928 г. СТО принял постановление, ограничивающее строительство новых предприятий в зоне возможной оккупации и переоборудование уже существующих заводов. Сектором обороны Госплана был разработан ориентировочный перечень предприятий , которые не подлежат развертыванию в мирное время в приграничных районах.

Развитие железнодорожного транспорта в годы первой пятилетки значительно отставало как от развития народного хозяйства, так и от потребностей вооруженных сил. Одним из принципов экономической политики в годы первой пятилетки являлось приоритетное развитие глубинных районов СССР, что обеспечивало большую устойчивость экономики страны в условиях войны. Такой принцип размещения производительных сил ограничивал экономический рост в подлежащих эвакуации районах СССР. В то же время развитие экономики глубинных территорий страны привело к отставанию развития приграничных дорог , выполняющих основной объем мобилизационных и эвакуационных перевозок, от общего уровня развития железнодорожного транспорта. Так как в годы первой пятилетки железнодорожный транспорт не был приоритетным направлением капиталовложений, увеличение перевозок во внутренних районах СССР во многом шло за счет железнодорожного хозяйства западных районов страны, В итоге, если в 1930 г. на западных приграничных дорогах насчитывалось 4 207 паровозов, то к 1932 г. их число сократилось до 3 728, в то время как на дорогах восточной части СССР, практически не участвующих в мобилизационных перевозках, число паровозов возросло с 6 193 до 7 460. Кроме того, новые мощные паровозы направлялись, прежде всего, на дороги, обслуживающие внутренние районы.

В результате этого паровозный парк приграничных дорог практически полностью состоял из паровозов серий О, Щ и Р. Такое положение с подвижным составом на западных дорогах существенно ограничивало объемы перевозок в период мобилизации, в том числе эвакуационных. Проблему предполагалось решать путем организации перекомандировки 1020 паровозов, в т.ч. 448 до объявления мобилизации. По мобилизационному плану № 11 (1932 г.) для этого требовался предмобилизационнный период длительностью 10 дней. Это обстоятельство существенно затрудняло действия советского руководства в случае вероятного осложнения международной обстановки и могло затруднить проведение мобилизационных перевозок при внезапном нападении на СССР.

Для обеспечения плана воинских перевозок на второй день мобилизации (М-2) на железных дорогах должен был вводиться воинский график, в отличие от графика движения мирного времени, — с единой скоростью всех поездов на каждом участке и единым весом всех воинских поездов по всей сети. По графику 1930, 1931 и 1932 гг. предусматривался вес воинского поезда — 650 т . С учетом возможности различных происшествий на железных дорогах, вызванных техническим состоянием подвижного состава и путевого хозяйства, человеческими ошибками, а также воздействием противника (воздушные налеты и диверсии), в график движения поездов в мобилизационный период вводился определенный резерв, так называемый факультатив . Для прифронтовых дорог размер факультатива по плану 1932 г. составлял 33 % . Введение факультатива увеличивало надежность графика перевозок, но существенно снижало их объем в период мобилизации, прежде всего, на прифронтовых дорогах, отчего в значительной степени уменьшился лимит, выделяемый на эвакуационные транспортировки.

С учетом возможного воздушного нападения в план мобилизации железнодорожного транспорта включался план мероприятий ПВО. Предполагалось формирование 294 санитарных и 85 ремонтных поездов.

Для преодоления недостатка кадров за счет внутренних ресурсов НКПС производилась перекомандировка специалистов с одной дороги на другую. Всего должны были быть откомандированы 11 585 человек, из них 2 298 в предмобилизационный период. Недостаток покрывался также за счет кадровых перемещений внутри дорог и привлечения рабочей силы со стороны.

Для обеспечения функционирования предприятий народного хозяйства в этих условиях, в том числе и самих железных дорог, предполагалось создавать специальные мобилизационные запасы , за счет которых должен был покрываться дефицит сырья и материалов, образовавшийся вследствие снижения объемов народнохозяйственных перевозок.

P.S. В качестве иллюстрации схемы ж.д. западных районов по состоянию на 1916 и 1943 гг.

Отдельной главой в ней рассматривается вопрос топливного снабжения Вооруженных Сил.

Согласно советской оперативной доктрине будущая война должна была иметь преимущественно маневренный характер, с широким использованием авиации, механизированных и моторизованных соединений.

Еще большие трудности вызывало обеспечение авиации высокооктановым бензином , потребности в котором начали ощущаться с середины 30-х годов.

Отсутствие современного высокооктанового бензина в строевых частях приводило к тому, что авиационная техника имела заниженные характеристики для обеспечения работы на топливе, которое было в наличии.

В развитых странах совершенствование технологии производства высокооктанового бензина базировалось на развитой химической промышленности. В первую очередь это касалось США и Германии, работавших в тесном взаимодействии как в сфере обмена технологиями, так и в сфере прямого финансового участия американской нефтяной промышленности в развитии германской промышленности жидкого топлива. В этих условиях одним из путей преодоления технологического превосходства Германии в производстве авиационного топлива явилась технологическая разведка . Начиная с 1936–37 гг. добыча технологических секретов производства компонентов высокооктанового бензина оказалась в числе приоритетных направлений деятельности нашей разведки. Возможно, по своим масштабам эта работа была сравнима с деятельностью разведки по добыче ядерных секретов в послевоенные годы.

Были определены основные технологии , развитие которых создавало перспективы для обеспечения авиации высокооктановым топливом:

— Паро-фазный окислительный крекинг-процесс;

— Каталитическое сернокислотное алкилирование.

Согласно проекту плана развития народного хозяйства на 1941 г., прирост мощностей по крекингу должен был составить 600 тыс. т, по изооктановым установкам — 87 тыс. т, по алки-бензиновым установкам — 65 тыс. т. Должно было быть форсировано строительство III и IV очередей Уфимского, II и III очередей Московского, I очереди Комсомольского, I очереди Сызранского, II очереди Осипенского, II очереди Херсонского нефтеперерабатывающих заводов, а также заводов № 4 в Шаумянском районе, № 9 и № 11 в Баку, заводов № 2, № 3 и № 9 в Грозном, завода № 3 в Воронеже. Было запланировано начало строительства нефтеперерабатывающих заводов в Молотове, Армавире, Красноводске, Бутуруслане. Также в план капитального строительства на 1941 г. было включено строительство завода крекинг-оборудования в Сталинграде.

Кроме того, планировалось развернуть производство искусственного жидкого топлива , причем преимущественно для обеспечения потребления горючего в военное время.

В 1939 г. было принято решение о строительстве восьми заводов искусственного жидкого топлива мощностью 200 тыс. т бензина в год: во Владивостоке — производительность 30 тыс. т в год; Черемхово — 30 тыс. т в год; Гдове — 10 тыс. т в год; Сызрани — 10 тыс. т в год; Московской области — 30 тыс. т в год; Ивановской области — 30 тыс. т в год; на Колыме — 30 тыс. т в год; в Бурении — 30 тыс. т в год.

На первый взгляд, решение о производстве искусственного бензина было несколько необычным для страны с высокими объемами нефтедобычи. Но оно объяснялось большой уязвимостью Бакинского и Грозненского нефтяных районов в военное время, а также удаленностью районов потребления от районов нефтедобычи. Производство синтетического бензина позволяло получать топливо на месте и меньше зависеть от кавказских нефтепромыслов.

Планирование снабжения армии горючим в течение военного года было одним из элементов мобилизационного планирования, охватывающего как вооруженные силы, так и народное хозяйство.

Мобилизационным планом народного хозяйства на 1941 военный год было предусмотрено поставить НКО 174,5 тыс. т авиабензина Б-78. При наличии в неприкосновенных запасах НКО 56,9 тыс. т этого типа бензина обеспеченность годовой потребности составляла менее 22,5 %. По другим типам бензинов потребность НКО планировалось обеспечить (с учетом использования наличных неприкосновенных запасов) по Б-74 на 28,6 %, по Б-70 и РБ-70 — на 98,8 %. Но Б-70 и РБ-70 использовались в основном на устаревших типах самолетов.

Для наземных войск потребности в снабжении горючим удовлетворялись по КБ-70 и Б-59 на 82,5 %, по автобензину — на 62 %, по дизельному топливу — на 45,3 %. То есть наиболее благоприятной была ситуация с обеспечением горючим легких танков Т-26 и БТ. При этом перевооружение армии на новые типы танков с дизельными двигателями — КВ, Т-34, Т-50 — не было обеспечено горючим в должной мере .

По НКВМФ заявки по бензину Б-78 планировалось удовлетворить на 43,6 %, по флотскому мазуту — на 48,3 %. (В отличие от НКО эти цифры получены исходя из потребностей года войны и необходимости увеличения мобилизационного запаса).

Примерно в такой же степени удовлетворялась и заявка НКВД на 1941 военный год.

При этом разработанный Мобилизационно-плановым отделом Комитета Обороны мобилизационный план по снабжению ГСМ, по мнению НК нефтяной промышленности, не был полностью реальным . НК нефтяной промышленности планировал обеспечить отгрузку авиабензина Б-78 в количестве 200 тыс. т вместо предусмотренных МП-41 230 тыс. т. По автобензину планировалось поставить 3795,8 тыс. т вместо 4432,5 тыс. т., по дизельному топливу — 1100,2 тыс. т вместо. 1171 тыс. т.

Таким образом, объемы поставок горючего по мобилизационному плану народного хозяйства не только не удовлетворяли основные потребности вооруженных сил, но и были крайне напряженными для промышленности.

Основной проблемой при планировании обеспечения вооруженных сил горючим в военное время была невозможность значительно поднять производство горючего в данный период, тогда как его потребление, прежде всего со стороны авиации, сильно возрастало.

Автор книги делает вывод, что весной 1941 г советское руководство считало, что отечественная промышленность, несмотря на огромные успехи, достигнутые в годы первых пятилеток, пока еще не способна обеспечить потребности вооруженных сил в горюче-смазочных материалах в случае начала войны в 1941 г.

Как известно, уже 30 июня 1941 г. совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), в состав которого первоначально вошли только пять членов высшего партийно-государственного руководства страны: И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков и Л.П. Берия. В феврале 1942 г. в его состав были введены А.И. Микоян, Н.А. Вознесенский и Л.М. Каганович, а в ноябре 1944 г. новым членом ГКО вместо К.Е. Ворошилова стал генерал армии Н.А. Булганин. Первоначально заместителем И.В. Сталина по ГКО стал В.М. Молотов, который де-факто был вторым человеком в партии и государстве. Однако с созданием в декабре 1942 г. Оперативного бюро ГКО и утверждением Л.П. Берии его руководителем и еще одним заместителем председателя ГКО, В.М. Молотов стал постепенно утрачивать свое прежнее положение и на вторые роли после И.В. Сталина стал выходить новый всесильный тандем Л.П. Берия — Г.М. Маленков.

Все постановления ГКО имели силу законов военного времени, а все партийные, государственные, военные, хозяйственные и профсоюзные органы были обязаны беспрекословно выполнять его решения и распоряжения. В своей деятельности ГКО опирался на аппараты ЦК ВКП(б) и СНК СССР и своих уполномоченных на местах, в роли которых выступали первые секретари рескомов, крайкомов, обкомов и горкомов партии. Рабочими органами ГКО были наркоматы обороны, военно-морского флота, внутренних дел и их главные управления. Кроме того, во всех городах, находящихся в непосредственной близости к фронту, создавались городские комитеты обороны, в состав которых входили первый секретарь горкома и полномочные представители командующих фронтами и местных органов НКВД. Такие местные ГКО действовали в более чем 60 прифронтовых городах и наделялись правом объявлять город на осадном положении, производить мобилизацию и эвакуацию населения, создавать части народного ополчения и истребительные батальоны, давать прямые указания всем предприятиям по выпуску вооружения и боеприпасов, организовывать строительство оборонительных рубежей и т. д.




Осуществляя перестройку на военный лад, Совет Народных Комиссаров СССР уже в начале июля 1941 г. принял постановление, которое значительно расширило права наркомов в условиях военного времени. В сентябре — ноябре 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР создал два новых наркомата — танковой промышленности (В.А. Малышев) и минометного вооружения (П.И. Паршин), а Президиум СНК СССР провел коренную перестройку структуры наркоматов боеприпасов (П.Н. Горемыкин), вооружений (Д.Ф. Устинов) и авиационной промышленности (А.И. Шахурин). В основу перестройки деятельности всей партии и всех органов государственной власти и управления был положен принцип максимальной централизации руководства. За годы войны ни съездов ВКП(б), ни Пленумов ЦК, за исключением сентябрьского 1941 г. и январского 1944 г. Пленумов ЦК, не проводилось, Оргбюро ЦК не собиралось ни разу, а все решения от имени Секретариата ЦК принимались путем устного опроса его членов. Политбюро ЦК осуществляло свои функции постольку, поскольку практически все его члены входили в состав ГКО. На военный лад была перестроена и сама ВКП(б): свыше 500 партийных секретарей, начиная с ЦК компартий союзных республик до горкомов партии, были мобилизованы и назначены членами военных советов фронтов, армий, корпусов и дивизий. Кроме того, 270 ответственных сотрудников ЦК ВКП(б) были направлены на работу в ряды РККА и ВМФ в качестве армейских, корпусных, дивизионных, полковых и батальонных комиссаров. Одновременно был расширен институт парторгов ЦК, которые стали непосредственно работать на 1170 крупнейших предприятиях оборонного комплекса страны, а в ноябре 1941 г. были созданы политотделы во всех МТС и совхозах, которые просуществовали вплоть до мая 1943 г.

Немаловажную роль сыграло и то, что советской военной промышленности удалось в кратчайшие сроки решить и острую нехватку стрелкового оружия. В 1942 г. оружейные заводы Тулы, Куйбышева и Ижевска отправили на фронт более 4 млн винтовок Ф.В. Токарева и С.Г. Симонова и спешно освоили производство безотказных автоматов ППШ-41 Г.С. Шпагина и ППС-42 А.С. Судаева. Всего же за годы войны советская промышленность выпустила более 1,5 млн станковых и ручных пулеметов, более 12,3 млн винтовок и карабинов и более 6,2 млн автоматов.

В годы войны в Горьком, Свердловске, Челябинске и Нижнем Тагиле были созданы крупнейшие в мире танкограды, где на базе Уралмаша, Красного Сормово и эвакуированных Кировского, Харьковского и Сталинградского тракторных заводов стали серийно выпускаться лучшие в мире танки КВ-2 и Т-34 и самоходные артиллерийские установки СУ-100 и ИСУ-152, бронекорпуса которых с августа 1942 г. стали делать методом автоматической электросварки, разработанной академиком Е.О. Патоном. Уже в 1942 г. на советских оборонных предприятиях было изготовлено 27 тыс. танков и самоходок, в 1943 г. — 27,5 тыс. танков и самоходок, а в 1944―1945 гг. с поточных конвейеров всех советских танкодромов вышло более 48 тыс. танков и самоходок. Таким образом, в 1942―1945 гг. советские танкограды поставили на фронт более 102,5 тыс. танков и самоходок.

Как известно, уже 30 июня 1941 г. совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), в состав которого первоначально вошли только пять членов высшего партийно-государственного руководства страны: И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков и Л.П. Берия. В феврале 1942 г. в его состав были введены А.И. Микоян, Н.А. Вознесенский и Л.М. Каганович, а в ноябре 1944 г. новым членом ГКО вместо К.Е. Ворошилова стал генерал армии Н.А. Булганин. Первоначально заместителем И.В. Сталина по ГКО стал В.М. Молотов, который де-факто был вторым человеком в партии и государстве. Однако с созданием в декабре 1942 г. Оперативного бюро ГКО и утверждением Л.П. Берии его руководителем и еще одним заместителем председателя ГКО, В.М. Молотов стал постепенно утрачивать свое прежнее положение и на вторые роли после И.В. Сталина стал выходить новый всесильный тандем Л.П. Берия — Г.М. Маленков.

Все постановления ГКО имели силу законов военного времени, а все партийные, государственные, военные, хозяйственные и профсоюзные органы были обязаны беспрекословно выполнять его решения и распоряжения. В своей деятельности ГКО опирался на аппараты ЦК ВКП(б) и СНК СССР и своих уполномоченных на местах, в роли которых выступали первые секретари рескомов, крайкомов, обкомов и горкомов партии. Рабочими органами ГКО были наркоматы обороны, военно-морского флота, внутренних дел и их главные управления. Кроме того, во всех городах, находящихся в непосредственной близости к фронту, создавались городские комитеты обороны, в состав которых входили первый секретарь горкома и полномочные представители командующих фронтами и местных органов НКВД. Такие местные ГКО действовали в более чем 60 прифронтовых городах и наделялись правом объявлять город на осадном положении, производить мобилизацию и эвакуацию населения, создавать части народного ополчения и истребительные батальоны, давать прямые указания всем предприятиям по выпуску вооружения и боеприпасов, организовывать строительство оборонительных рубежей и т. д.

Осуществляя перестройку на военный лад, Совет Народных Комиссаров СССР уже в начале июля 1941 г. принял постановление, которое значительно расширило права наркомов в условиях военного времени. В сентябре — ноябре 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР создал два новых наркомата — танковой промышленности (В.А. Малышев) и минометного вооружения (П.И. Паршин), а Президиум СНК СССР провел коренную перестройку структуры наркоматов боеприпасов (П.Н. Горемыкин), вооружений (Д.Ф. Устинов) и авиационной промышленности (А.И. Шахурин). В основу перестройки деятельности всей партии и всех органов государственной власти и управления был положен принцип максимальной централизации руководства. За годы войны ни съездов ВКП(б), ни Пленумов ЦК, за исключением сентябрьского 1941 г. и январского 1944 г. Пленумов ЦК, не проводилось, Оргбюро ЦК не собиралось ни разу, а все решения от имени Секретариата ЦК принимались путем устного опроса его членов. Политбюро ЦК осуществляло свои функции постольку, поскольку практически все его члены входили в состав ГКО. На военный лад была перестроена и сама ВКП(б): свыше 500 партийных секретарей, начиная с ЦК компартий союзных республик до горкомов партии, были мобилизованы и назначены членами военных советов фронтов, армий, корпусов и дивизий. Кроме того, 270 ответственных сотрудников ЦК ВКП(б) были направлены на работу в ряды РККА и ВМФ в качестве армейских, корпусных, дивизионных, полковых и батальонных комиссаров. Одновременно был расширен институт парторгов ЦК, которые стали непосредственно работать на 1170 крупнейших предприятиях оборонного комплекса страны, а в ноябре 1941 г. были созданы политотделы во всех МТС и совхозах, которые просуществовали вплоть до мая 1943 г.

Немаловажную роль сыграло и то, что советской военной промышленности удалось в кратчайшие сроки решить и острую нехватку стрелкового оружия. В 1942 г. оружейные заводы Тулы, Куйбышева и Ижевска отправили на фронт более 4 млн винтовок Ф.В. Токарева и С.Г. Симонова и спешно освоили производство безотказных автоматов ППШ-41 Г.С. Шпагина и ППС-42 А.С. Судаева. Всего же за годы войны советская промышленность выпустила более 1,5 млн станковых и ручных пулеметов, более 12,3 млн винтовок и карабинов и более 6,2 млн автоматов.

В годы войны в Горьком, Свердловске, Челябинске и Нижнем Тагиле были созданы крупнейшие в мире танкограды, где на базе Уралмаша, Красного Сормово и эвакуированных Кировского, Харьковского и Сталинградского тракторных заводов стали серийно выпускаться лучшие в мире танки КВ-2 и Т-34 и самоходные артиллерийские установки СУ-100 и ИСУ-152, бронекорпуса которых с августа 1942 г. стали делать методом автоматической электросварки, разработанной академиком Е.О. Патоном. Уже в 1942 г. на советских оборонных предприятиях было изготовлено 27 тыс. танков и самоходок, в 1943 г. — 27,5 тыс. танков и самоходок, а в 1944―1945 гг. с поточных конвейеров всех советских танкодромов вышло более 48 тыс. танков и самоходок. Таким образом, в 1942―1945 гг. советские танкограды поставили на фронт более 102,5 тыс. танков и самоходок.


Внезапная война с Германией, требующая от Советского правительства и народа точных, и главное быстрых решений, в первую очередь была направлена на мобилизацию сил, готовых к отпору фашистов. Ранее правительство молодого государства создало указ о всеобщей мобилизации на случай войны. Под этот указ попадали лица, по возрасту (1905-1918 г.) являющихся военнообязанными и прошедшие специальную начально-военную подготовку. Также под этот указ попадали все предприятия и их работники, которые работали на МО и весь старший медицинский персонал.

Основными факторами, повлиявших на исход войны, ускорив, таким образом, победу над немцами, стали перестройка предприятий и организаций, оставшихся в тылу, на выпуск военной продукции.

За один год (1941-1942) были переправлены в глубокий тыл более 2,5 т. организаций и предприятий, а также заводов и фабрик, способных в военное время выпускать продукцию, требуемую для поддержки армии и народа. Основными регионами, куда вывозились в тыл предприятия, и заводы, являлись восточные районы страны, Урал и в места, считающиеся глубоким тылом по отношению к линии фронта.

Предприятия и заводы, в срочном порядке переформировывались под выпуск продукции необходимой для армии, сумели увеличить выпуск оружия, техники и боеприпасов, в период с июня1941 по июнь 1942 с 18% до 76%.

Валовая продукция по объему выпуска боеприпасов, техники и вооружения увеличилась, только за первый год войны в 1,5 раза. Постановлением правительства, во главе с ЦК ВКП(б) в 1943 году был создан специальный указ, который был направлен на восстановление народного хозяйства от разрушений, причиненных военными действиями. С 1941 по 1946 год, общими силами было восстановлено более 7,5 тыс. предприятий всесоюзного масштаба и построено 3,5 тыс. новых.

Сверх централизованная система управления

Централизованная система, используемая в условиях войны СССР и Германии, продемонстрировала в условиях войны преимущества такого способа управления экономикой. Несмотря на то, что на Германию работала промышленность других стран, благодаря мобилизации и правильно скоординированным действиям, уже к концу 1942 года заводы и другие предприятия выпускали в 2,4 раза больше различной боевой техники и специального оборудования.

Исходя из того, что в первые месяцы войны потери в военной технике и живой силе были огромные, также было выявлено, что в армии чувствовалась катастрофическая нехватка специального вооружения. Автоматы, минометы и другие виды современного для того времени оружия в первые месяцы войны практически отсутствовали. Уже к 1942 году оружейные заводы Ижевска и Тулы ликвидировали эту проблему. В войска было передано 4 миллиона различных видов стрелкового оружия, включая новейшие разработки автомата Шпагина, особенностью которого была безотказность и надежность в использовании. Всего же, за годы войны СССР с Германией, советская промышленность снабдила бойцов 1515,900 пулеметов всех типов, 6173,900 специальных пулеметов-пистолетов, 12 139,900 карабинов и винтовок. Выпуском боеприпасов, оружия и техники занимались в основном женщины, старики и дети, освоивших новые специальности за самые короткие промежутки времени.

Вывезенные в тыл и размещенные практически на голом месте заводы и фабрики начинали выпуск необходимой продукции практически на второй день. Несмотря на отсутствие самого необходимого, люди работали на производстве в три смены, постоянно увеличивая выпуск продукции.

Несмотря на различные сложности и потери, которые наблюдались в первый год войны, система экономики смогла в организованном порядке снабдить всем необходимым жителей городов и промышленных зон. Был введен порядок выдачи продуктов по специальным карточкам, где четко были распределены основные продукты питания. Карточная система помогла в крайне сложных экономических условиях выжить в тылу миллионам людей.

Благодаря четким действиям и организации, советский народ сумел в годы войны не только выжить, но и победить фашистскую Германию. Жители городов и деревень смогли не только выжить сами, но и снабдить армию всем необходимым для победы.

Так, 15 июля 1941 г. в ГКО обсуждались и по-деловому решались сложные вопросы организации массового производства танков при участии руководителя танковой промышленности В. А. Малышева, наркома вооружения Д. Ф. Устинова, наркома черной металлургии И. Ф. Тевосяна и председателя Госплана Н. А Вознесенского.

28 июля 1941 г. ГКО рассмотрел вопросы увеличения производства и обеспечения фронта боеприпасами, а также некоторыми видами вооружения с участием Н. А. Вознесенского, наркома боеприпасов П. Н. Горемыкина, Д. Ф. Устинова, а также начальника .

ГКО не имел своего особого аппарата и обычно не занимался организацией непосредственного выполнения того или иного вопроса. Главная его функция состояла в том, чтобы направлять и контролировать работу наркоматов. Действовал он через соответствующие партийные и государственные органы.

Нормализация управления народным хозяйством

Для повышения устойчивости снабжения экономики топливом и сырьем в самый острый период войны (в 1942 году) при Совнаркоме СССР были созданы Главснабуголь, а затем Главснабнефть и Главснаблес. Для преодоления трудностей с обеспечением военного хозяйства рабочей силой был образован Комитет по учету и распределению рабочей силы, а в республиках и областях – соответствующие бюро. После освобождения оккупированных районов от вражеских войск сразу же были приняты меры к восстановлению разрушенного хозяйства городов и сел. Для руководства этой работой в 1943 г. был создан Комитет по восстановлению при СНК СССР.

Таким образом, и в годы войны не прекращалась работа по совершенствованию организационной структуры управления экономикой. Несмотря на то, что было создано несколько новых наркоматов и ведомств, общая численность управленческого аппарата не только не возрастала, но, напротив, сокращалась.

Готовые работы на аналогичную тему

Большинство наркоматов имело половину довоенной численности сотрудников. Другая половина ушла на фронт или на работу непосредственно на предприятия. Это, естественно, возлагало дополнительную нагрузку на оставшихся специалистов. Действовавшие в военный период наркоматы и ведомства не только сократили свои штаты, но и качественно перестроили свою работу, сделали ее более простой и четкой, а вместе с тем более ответственной и действенной.

Механизмы управления военной экономикой

Основные структуры, методы и инструментарий механизма управления военной экономикой формировались и шлифовались на всем протяжении 1941–1945 гг. Кратко их можно характеризовать следующим образом:

В конечном счете советская система организации и управления военной экономикой показала себя в условиях войны более эффективной по сравнению с немецкой.

Административный и социальный ресурсы послужили одним из основных факторов, обеспечивших материальные предпосылки для нашей Победы.

Для решения стратегических важных вопросов, связанных с организацией производства продукции для нужд фронта, а также проведения ускоренной мобилизации, 30 июня 1941 года было принято постановление о создании Государственного Комитета обороны. Сам по себе ГКО не являлся каким-то аппаратом – это был контролирующий орган, который действовал через различные партийные и государственные структуры, направляя и контролируя работу определенных ведомств и наркоматов.


Нормализация управления народным хозяйством

Молниеносное продвижение нацистов и захват стратегически важных регионов в первые месяцы войны привел к нарушению устойчивого снабжения экономики. В частности, были серьезно нарушены поставки нефти, угля, руды и древесины. В критический момент войны, в начале 1942 года по инициативе ГКО были созданы отдельные структуры при Совнаркоме, основным предназначением которых являлось повышение устойчивости снабжения промышленных предприятий и экономики стратегическим сырьем.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

К таким структурам относились Главснабуголь, Главснаблес, Главснабнефть и ряд других. Созданный примерно в это же время Комитет по учету и распределению рабочей силы занимался обеспечением предприятий военно-промышленного комплекса рабочей силой, а образованный в 1943 году Комитет по восстановлению координировал работы по восстановлению населенных пунктов, освобожденных от нацистов.

Совершенствование организационной структуры управления народным хозяйством происходило на протяжении всего периода ВОВ. При этом удалось добиться даже значительного сокращения бюрократического аппарата при возросшем количестве ведомств и наркоматов.

Практически во всех наркоматах число сотрудников было уменьшено на 30-50% в связи с тем, что часть из них была мобилизована на фронт или отправились работать на предприятия. Это привело к тому, что наркоматы оптимизировали работу своих сотрудников, сделав ее более простой и четкой.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На протяжении всей ВОВ сформировались основные структуры и методы управления военной экономикой. Рассмотрим их подробнее:

  • Трехзвеньевая система централизованного управления. Высшим звеном являлся ГКО, формировавший общую стратегию развития и основные задания для наркоматов, возглавляемый лично Сталиным. Госплан и Совмин находились на среднем уровне, занимались координацией работы министерств и решением постоянных возникавших проблем в сети межхозяйственных связей. Основой всей системы являлись главки и наркоматы (министерства), которые выполняли всю работу по решению производственных задач в тяжелых условиях нехватки стратегически важного сырья, кадров, оборудования и транспорта.
  • Сам механизм централизованного управления экономикой действовал как неотъемлемая структура военного руководства страной. Благодаря сокращению управленческого аппарата удалось повысить качество и скорость его работы, избавившись от бюрократизма. Автономность и инициативность руководителей значительно повысилась.
  • Непосредственным объектом воздействия на производство являлись предприятия. Они подчинялись главкам, где четко понимали возможности и потребности каждого предприятия и старались сделать поставленные задачи более-менее реализуемыми.
  • Важную роль в выполнении поставленных задач играли сами рабочие и инженерно-технические работники. Они пытались найти способы решения даже трудно реализуемых задач, работая в условиях жестокого стресса, без отдыха и зачастую достаточного питания.

Как показала статистика, советская модель организации экономики в условиях военного времени показала высокую эффективность и превзошла немецкую экономику по всем параметрам.

Читайте также: