Езидизм религия кратко и понятно самое важное

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Основные убеждения

Езидизм знает только одного вечного Бога, которого часто называют Шведе. [5] Согласно некоторым езидским гимнам (известным как Qewls), у Бога есть 1001 имя. [7] Бог создал вселенную [5] и семь ангелов. Среди семи Ангелов Тавосе Мелек является лидером Ангелов. [6] Бог назначил Тавоси Мелека заниматься мирскими делами. [5]

Езидизм - явление уникальное, один из самых ярких примеров этнорелигиозный идентичность, которая основана на религии, характерной исключительно для езидов и названной ими шарфадином. [8]

Tawûsê Melek

Езидов называют Милете Тавасе Мелек (нация Мелек Таус). [9]

Тавоси Мелек отказался поклониться первому человеку, когда Бог приказал сделать это семи ангелам. На самом деле это повеление было испытанием, предназначенным для определения того, кто из этих ангелов наиболее предан Богу, не простираясь ниц перед кем-то, кроме своего создателя. [10]

Однако езиды считают, что Тавосе Мелек не является источником зла или зла. Они считают его лидером архангелыа не падший ангел. [12] [13]

Езиды утверждают, что приказ поклониться Адаму был лишь испытанием для Тавоси Мелека, поскольку, если Бог что-то приказывает, это должно произойти. Другими словами, Бог мог заставить его подчиниться Адаму, но дал Тавуси Мелеку выбор в качестве испытания: Бог повелел ему не кланяться никакому другому существу, и его отказ от более позднего приказа поклониться Адаму был, таким образом, послушанием Первоначальная заповедь Бога. [10]

Езиды верят в божественную триаду. [18] Первоначальный бог езидов считается удаленным и неактивным по отношению к своему творению, за исключением того, что он содержит и связывает его вместе в своей сущности. [19] Его первая эманация - Тавосе Мелек, который действует как правитель мира. Вторая ипостась этой троицы - это Шейх Ади. Третий - султан Эзид. Это три ипостаси единого Бога. Идентичность этих троих иногда размывается, при этом Шейх Ади считается проявлением Тавоси Мелек и наоборот. То же касается и султана Эзида. Популярная езидская история повествует о падении Тавосе Мелека и его последующем отвержении человечеством, за исключением езидов. [18]

Семь ангелов

Реинкарнация

Вера в реинкарнация меньших душ езидов также существует. Словно Аль-э Хакк, езиды используют метафору смены одежды для описания процесса. Духовное очищение души может быть достигнуто путем постоянного перевоплощения в религиозной группе, но его также можно остановить путем изгнания из общины езидов; это наихудшая судьба, поскольку духовный прогресс души останавливается и обращение обратно в веру невозможно. [23]

Миф о сотворении мира

По словам езидов космогония, Бог сотворил мир из жемчуга (Dur), который ранее находился на стадии до создания с именем Энзель (вечность до творения). [24] [25]

Езидские отчеты о творчество отличаются от Иудаизм, христианство и ислам, и ближе к таковым из Зороастризм. [26]

Езидские священные тексты

Курды – ближневосточный народ, преимущественно проживающий на территории четырёх стран: Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Немало их и на территории СНГ. Всего в мире сегодня насчитывается около 35-40 миллионов курдов.

Это крупнейший народ в мире, не имеющий собственного национального государства. На сегодняшний день курды вынуждены довольствоваться статусом меньшинств в своих странах.

Религия у курдов

Религиозная палитра курдского населения Ближнего Востока довольно-таки разнообразна. Несмотря на то, что большинство исповедуют ислам суннитского толка, среди курдов немалой популярностью пользуются и шиизм, и христианство, и алавизм, и другие верования. Однако наиболее уникальными и своеобразными верованиями курдов считаются езидизм и бахаизм.

Езидизм

Езиды верят, что создателем всего сущего стал Бог, который не имеет временных границ, а помогали ему в этом 7 его ангелов. Согласно их учению, у Бога имеется несколько имён, которые характеризуют Его атрибуты и качества.

Согласно этим текстам, Ади – Божий пророк, который существовал ещё до сотворения человечества и был ниспослан Богом для наставления езидов на путь истины. При этом езиды признаются богоизбранным народом, который должен заучивать все тексты наизусть и скрывать их от иноверцев.

Большинство современных езидов в целом исповедуют модель, предложенную Ади ибн Мусаффиром, который включил в езидизм многие положения других религий. В частности, в иудаизме он заимствовал веру в богоизбранность народа, в христианстве – обряд причащения вином и водного крещения, но больше всего Ади заимствовал в исламе. По всей видимости, причиной тому стало проживание шейха среди мусульман.

Бахаизм

Бахаизм – учение, возникшее на основе догматов ислама в XIX веке. Её основателем считается иранский священнослужитель Хусейн Али Нури, более известный как Бахаулла. Сам он, хоть и был последователем другого лжепророка – Баба (иранский проповедник, живший в первой половине XIX века, основатель бабизма), но все же создал собственное учение, которого в наши дни придерживаются более 5 миллионов человек по всему миру.

Основа бахаизма – вера в существование единого Бога, который являлся в земной мир в человеческом обличии 9 раз. Явлениями Бога бахаи считают: пророков Ибрахима (а.с.) и Мусу (а.с.), Будду, Заратустру, Кришну, пророков Ису (а.с.) и Мухаммада (с.г.в.), Баба и самого Бахауллу. Но при этом Баб предстаёт как важнейшее богоявление, которое по статусу выше других.

Бахаизм основывается на учении о единстве не только авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), но и всех мировых религий. Этим и объясняется почитание Будды или Кришны. Бахаи уверены, что на протяжении всей истории существовала и будет существовать одна единственная вера, которая принимала разные формы в тех или иных государствах.

Бахаизм стал своего рода формой религиозного глобализма, так как это учение призывает к объединению всех народов и конфессий, к установлению всеобщего равенства. К тому же бахаи активно выступали за создание единого международного языка, который должны изучать все люди, наряду с родным, и учреждение интернационального суда, который решал бы все имеющиеся противоречия планетарного масштаба.

Кроме того, каждый бахаи обязан совершать трёхкратную ежедневную молитву, а также поститься раз в год, воздерживаясь от еды и питья в светлое время суток. Пост оканчивается празднованием Нового года (Науруз). Бахаи также используют собственный календарь, который состоит из 19 месяцев. Один месяц равен 19 суткам.

Не менее важной обязанностью бахаи считается познание Бога и окружающего мира. При этом, согласно учению, человек должен самостоятельно трактовать священные тексты, не прибегая к помощи священнослужителей. По этой причине в бахаизме образованию верующих уделяется особое внимание. Религия не должна вступать в противоречие с наукой, так как это две взаимодополняющие модели познания. Согласно учению Бахауллы, если религия противоречит науке, то существует угроза распространения предрассудков и маразма, а наука без религии ведёт к материализму.

Знаменитые курды

Несмотря на отсутствие собственного государства, курдский народ подарил миру множество известных людей, которые оставили свой след в истории. Самыми известными курдами считаются Сефи ад-Дин – основатель иранской правящей династии Сефевидов, а также Саладин (Саладдин) – великий мусульманский завоеватель, прославившийся войнами с крестоносцами и взятием Иерусалима.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Национальная религия части курдов

Религия езидов до сих пор весьма мало изучена, поскольку на протяжении многих веков езиды скрывали свои религиозные представления. Более того, тайны их вероучения остаются закрытыми не только для иноверцев, но и для езидов-мирян.

Это обстоятельство не позволяет однозначно классифицировать езидизм. Некоторые исследователи считают религию езидов монотеистической, другие, напротив, называют езидов язычниками. Часть авторов вообще отказывается признавать езидизм религией, определяя его как синкретическую секту на основе ислама или зороастризма. Раньше езидов по недоразумению даже считали несторианами. Помимо этого среди окружающих народов, как мусульманских, так и христианских, езиды всегда имели репутацию дьяволопоклонников.

Есть и другие версии.

История возникновения и развития

Относительно возникновения религии езидов также существуют различные мнения. Часть исследователей полагает, что езидизм является собственно курдской религией, исповедовавшейся большей частью курдов до того, как они приняли ислам. Такой версии придерживается, в частности, Н. Я. Марр.

В представлениях езидов Шейх Ади не просто историческая личность и реформатор езидизма. Он считается вторым по значению божеством. Как гласит легенда, не имея ни отца, ни матери, он был послан Мелек-Таузом научить избранный им народ, чтобы тот не сбился с пути. Шейх Ади не умер, но вознёсся на небо.

Охарактеризовать представления езидов о Боге достаточно сложно. Некоторые учёные утверждают, что у езидов нет определённых молитв и жертвоприношений непосредственно Богу. На самом деле они есть, но их немного.

В езидизме совершенно определённо указано, что Бог только Творец вселенной. Правление миром предоставляется семи ангелам, созданным им. В этой религии Творец представляет всемогущего создателя мира, совершенно устранившегося от него и от его дел. По мнению А. А.Семенова, концепция Бога у езидов в некоторой степени похожа на идею Платона об Абсолюте.

Главная отличительная черта езидизма от других религий (кроме зороастризма) – это то, что езидом можно только родиться, принять эту религию нельзя. Всё их общество основано на кастово-теократическом принципе деления.
В вероучении езидов существует множество предписаний, каждый правоверный езид должен придерживаться их и руководствоваться ими в своей повседневной жизни. Это вызвано главным образом заботой о сохранении чистоты религии. Существуют некоторые пищевые запреты. Ношение синего цвета категорически запрещено. Также имеется ряд табу, связанных с огнём, водой и землёй. Как нам представляется, это восходит к зороастрийскому предписанию, запрещающему осквернение вышеупомянутых стихий. У езидов много праздников, такие как праздник соблюдения поста, в честь Султан Езида, праздник Хыдыр Наби, Новый год и другие.

Езиды — вечные борцы за свои права и свободу


История

Предки езидов проживали на севере Ирака с древних времен. Во времена существования Османской империи, вынуждены были переселяться в соседние государства, спасаясь от истребления, защищая свою свободу. Мусульманский мир подверг народ гонениям, которые длились веками. За 12 столетий на езидов 72 раза нападали соседние исламские народы, устраивали геноцид, стремились уничтожить их культуру, веру.

По словам представителей народности, последние 1 000 лет они вынуждены жить с оружием в руках, пытаясь сохранить свою религию. За этот период в местах проживания езидов было много сражений. Народ считает самым сильным ударом вторжение в регион арабов. Ислам принес народу огромные страдания, многих тогда вынудили принять эту религию. В 20 веке неподалеку от иракского города Сулеймания археологами был найден свиток, в котором подробно описывалось противостояние езидов захватчикам. За несколько дней враг казнил около 100 000 горожан, которыми были езиды, зороастрийцы, отказавшиеся принять ислам. Те, кто остался жив, был взят в плен или принял ислам. Их использовали для нападения, уничтожения сбежавших езидов, которые прятались в высоких горах.

Религия

Религия схожа с вероучениями али-илахов, алевитов, в большинстве опирается на устную традицию. Существуют 2 священные книги, в которых изложены каноны, догматика, космогония, обряды:

Кроме этих книг, существуют другие источники учения — религиозные гимны:

Наравне с джандиль, дуа, мисхабат, дуруз, они являются важнейшим жанром молитвенной поэзии. Певцы, знатоки гимнов входят в низшее духовное сословие, являются каввалами. Религиозные езидские писания написаны на языке курманджи. Мусульманские критики религии езидизма нередко ассоциируют Малак Тавуса с падшим ангелом, или Иблисом. Поэтому раньше и до сих пор езидов по ошибке считали поклонниками злого духа.

Главная святыня народа — храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафира в Лалеше — расположена в 40 км от Мосула на севере Ирака. Основными культовыми предметами верующих езидов являются 7 статуэток птицы на высокой подставке (санджак), вылитых из бронзы. Они хранятся в Лалеше, являются символами 7 основных ангелов. Иногда представители особого сословия (кавлы) носят их во время процессий по селениям езидов, собирают пожертвования.


Все езиды делятся на 2 эндогамные касты, которые представляют два сословия (касты): светское, духовное. Духовная каста делится на 3 главные группы, которые не имеют права родниться между собой:

Ритуалы, связанные с рождением ребенка, свадьбой похоронами, невозможно провести без пиров, шейхов.

  1. вступление в брак с иноверцем и переход в другую веру;
  2. вступление в брак, внебрачная связь с представителями других каст;
  3. поднятие руки на представителя духовной касты.

По сей день происходят убийства из-за браков с иноверцами или подозрений, что девушка езидка вступала в связь с представителем другой веры. Один из таких случаев даже стал темой сюжета в CNN. Примечательно, что когда человека наказывают за этот грех, никто не вступается за него, даже местные органы правопорядка.

Среди народа есть немало езидов, которые приняли ислам. До того, как появился езидизм, народ исповедовал зороастризм, дозорастрийские культы маздеизм, митраизм. С первых веков начало распространяться христианство.

Традиции

Основные религиозные праздники, которые отмечают верующие езиды:

  • Аиде Эзиде, или праздник Езидов, отмечается во вторую пятницу декабря. Это день примирения, за 3 дня до него держат строгий пост. Нельзя есть, пить, курить до захода солнца. В четверг вечером миряне, духовники собираются у священнослужителя, танцуют, поют религиозные гимны. В пятницу приходят к тем, у кого недавно умер близкий;
  • Аиде Шамс, праздник Солнца, отмечается через неделю после праздника Езидов;
  • Хызр, или Хырыд Наби, отмечается в феврале. Праздник назван в честь ангела-покровителя. Он помогает исполнению желаний, через него сбываются предначертания судьбы. Наби является покровителем влюбленных, воссоединяет любящие сердца. В праздник молодежь ест соленые лепешки. Считается, что после этого во сне они увидят суженых.
  • Рожие Эзид, трехдневный пост, после которого в декабре идет праздник сотворения мира, в феврале пост в память пророка Хадыр-Наби;
  • Сарсал, Новый год, отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который еще называют Чаршама Сор (красный четверг). На праздник готовят куличи (клоч), красят яйца. Их относят на кладбище в дар усопшим родственникам, посыпают скорлупой крашеных яиц поля, чтобы был богатый урожай. В этот праздник жилище нужно украшать красными цветами. Народ выходит на улицу, угощает бедных, соседей куличами. Строго запрещено в этот день мыться, бриться, стричься, шить, делить с супругом ложе. После Нового года езиды целый месяц празднуют дни святых (таваф), которые сопровождаются большим ликованием. Народ собирается в огромные хороводы, танцует под музыку зурны, барабана. И год начинается у народа не в январе, а в апреле, после Нового года.

Очень оригинальна езидская свадьба, во время которой соблюдают множество обычаев. Свадьбе предшествуют смотрины (сватовство). Раньше невесту выбирали родители, а именно мать. Сам жених права выбора не имел. Сегодня молодые выбирают себе спутников жизни самостоятельно. По старинному обычаю на смотрины в дом невесты приходят 4 человека со стороны жениха, сам он участия не принимает. По приходе они сообщают о цели визита, если родители девушки считают, что ей еще рано замуж, они должны дать гостям вежливый отказ.


Чтобы посмотреть на девушку, гости просят ее принести воды. Один из них очень медленно пьет, чтобы лучше ее разглядеть, в то время как девушка должна стоять и ждать, когда гость вернет ей посуду. Если будущая невеста сватам понравилась, они обговаривают с ее родителями дату следующего визита. Когда сторона девушки дает согласие на брак, родители жениха отправляют ей ценный подарок, например, золотое кольцо. Это знак успешных смотрин и начала подготовки к свадьбе.

Начинается торжество с раннего утра в доме жениха, куда зовут музыкантов. Без них свадьба не проходит. Зовут на праздник близких родственников, друзей, соседей. Ближе к обеду все идут в дом невесты, там их встречают праздничным столом, расположенным посередине двора. Гости со стороны жениха произносят торжественно поздравления, пьют, едят, дарят невесте подарки на специальных круглых подносах (сэни). Их заранее подготавливают, украшают. Среди подарков невесте обязательно должно быть красивое свадебное платье, красная шаль, алкоголь, сладости. Подносов с подарками должно быть не меньше пяти. Все подарки принимают родные, гости невесты, дарят их гости, родственники жениха, которые тоже получают дары. Проходит все под веселую музыку.

Для невесты подготавливают обряды, во время одного из них она должна связать на себе две шали, одна ее, вторую ей дарят гости жениха. Дальше до конца праздника невеста остается с этими связанными шалями. Если у нее есть брат, он должен намотать 3 раза на талию сестры ленту, развязать ее. Все три узла символизируют:

  1. благое дело
  2. благой помысел
  3. благое намерение

Переступить порог дома мужа невеста может только во время исполнения гостями танца гованд. На входе мать жениха осыпает молодых печеньем, конфетами.


После все входят в дом, произносятся слова благословения, рассматривают подарки. Родные невесты передают жениху золотое кольцо, которое невеста надевает при обручении. Родня невесты демонстрирует гостям приданое, которое потом родные жениха перевозят в его дом. Готовится приданое девушки довольно долгое время. Относится к нему все, в чем может нуждаться молодая жена во время семейной жизни. Обязательно должно быть теплое одеяло, подушки, постельное белье.

Жених встает на возвышение, кладет на макушку супруги яблоко, которое является символом плодородия, напутствия к размножению. На плечи молодых кладут лаваши, это означает богатство новой семьи. Молодые вместе должны разбить тарелку, одновременно ударив по ней ногами. Если посуда разбилась после удара жениха, первенцем будет мальчик, если разбила тарелку жена, родится девочка. Молодожены должны собрать все осколки вместе.

Перед свадьбой юноши, девушки наряжают дерево купюрами, конфетами, фруктами. Свидетель со стороны жениха должен потрясти его над молодыми, в знак счастливой семейной жизни. Во время всех обрядов должна играть веселая музыка. На свадьбе женщины и мужчины сидят отдельно. Обязательно на праздник зовут тамаду, который проводит все обряды, ведет торжество.

Езиды всегда живут по строгим правилам. Девушка должна сохранять девственность до замужества. Если она подверглась изнасилованию, ее родные отрекаются от нее, будь это дочь, сестра, жена. Если семья от нее не отказалась, всю свою жизнь она должна прожить в самой дальней комнате, не попадаться на глаза посторонним. Если кто-то ее увидит, могут убить, как человека, опозорившего семью. Есть люди, которые втайне спасают девушек и женщин из плена бойцов ИГИЛ (организация запрещена в РФ), где их пытают, насилуют, наносят увечья. Их возвращают в семьи или к соплеменникам.


Традиции езидской свадьбы

Перед езидской свадьбой обязательно проводятся смотрины, или по-нашему сватовство. В старые давние времена невесту молодому сыну выбирали его родители, в частности мама. Молодой человек не имел права выбора.

В настоящее время большинство молодых езидов предпочитают самостоятельно выбирать свою будущую жену.

Гости сообщают хозяевам дома о цели своего визита, а те в свой черёд впускают их в свой дом, чтобы поговорить. Родители, считающие, что их дочери ещё рано вступать в брак, должны вежливо отказать гостям.

Осмотреть предполагаемую невесту гости могут, попросив её принести попить воды. При этом один из гостей очень медленно пьёт воду, чтобы более близко посмотреть на девушку, а она, в свою очередь, ждёт возврата стакана в свои руки.

Если девушка приглянулась гостям, то они обговаривают с хозяевами дома дату своего будущего визита.

Если в итоге переговоров родители невесты соглашаются выдать свою дочь замуж, родители со стороны жениха одаривают её каким-либо ценным подарком, например, золотым кольцом. Это свидетельствует о том, что смотрины прошли успешно и далее следует начинать готовиться ко дню обручения.

Езидские свадьбы принято начинать с самого утра в доме жениха, куда обязательно приглашают музыкантов.

Гости со стороны жениха торжественно произносят поздравительные слова, затем пьют и кушают еду со стола, а потом вручают невесте подарки на специальных подносах в форме круга (сэни), которые заблаговременно до этого момента тщательно подготавливаются и украшаются.

Подарки

В качестве подарков выступают: обязательно красивое платье на свадьбу под стать невесты и красная шаль, а также разнообразные сладости, алкоголь и прочее. Таких подносов с дарами должно быть обязательно не менее 5 штук.

Подарки от жениха принимают родные и гости со стороны невесты под весёлую игривую музыку и отвечают им взаимными дарами.

По традиции, невеста может переступить порог родительского дома, когда все гости, как взрослые, так и дети, танцуют весёлый зажигательный танец гованд.


После танца все сразу входят в дом, где с благодарственными словами проходит всеобщий показ подаренных даров. Затем родные люди невесты передают её будущему мужу золотое кольцо. Это колечко невеста будет одевать ему при обручении.

После того, как жених примет дар, родные невесты приступают к показу гостям её приданного, которое затем родные жениха доставляют в его дом.

Приданное своей дочери родители подготавливают достаточно долго. Фактически к нему относится всё, что возможно понадобиться их дочери в предстоящей семейной жизни. Обязательно среди приданого должно быть постельное бельё, тёплое одеяло и подушки.

Ритуалы


Покуда невеста перешагнёт порог родительского дома и начнётся трапеза, для неё подготовлены ещё небольшие, но обязательные ритуалы:

  1. во-первых, необходимо связать между собой две шали, одну, которая уже была у невесты, а вторую, которую ей подарили гости со стороны жениха. Невесте необходимо в ходе всей последующей церемонии оставаться в этих связанных шалях.
  2. во-вторых, родному брату невесты (при его наличии) необходимо намотать по талии сестры и затем развязать три раза ленточку. Каждый из трёх узелков что-то символизирует: первый узел – это благой помысел, второй узел – благое намерение, третий узел – благое дело.

Ещё один ритуал направлен на жениха невесты – это выкуп подушки, принадлежащей его невесте.

Затем вся шумная компания во главе с невестой отправляется в дом жениха.

В тоже самое время их поездке сопутствует весёлая национальная мелодия.

Перед вхождением в дом, мать жениха осыпает молодых конфетами и печеньками.

А затем её сын встаёт на ступени или иное возвышение и кладёт своей избраннице на макушку головы яблоко, символизирующее плодородие и напутствие к размножению.


Далее плечи молодожёнов украшают лавашами, которые обозначают богатую жизнь в новой семье. Ещё один обряд – это совместное разбивание тарелки молодыми. Они это делают одновременно ударив её ногой.

При этом если тарелка разбилась от удара ногой жениха, в новой семье первым родится мальчик, если наоборот – то девочка. После этого молодым необходимо тщательно собрать все осколки, оставшиеся от разбитой тарелки.

По традиции перед свадебным торжеством молодые парни и девушки наряжают дерево фруктами, конфетами и денежными купюрами.

В день езидской свадьбы свидетель со стороны жениха трясёт это дерево над молодыми, как символ счастливой супружеской жизни.

Всем обрядам в день езидской свадьбы должна сопутствовать весёлая заводная музыка национального характера. За праздничным столом женщины находятся отдельно от мужчин.

Таким образом, езидские свадьбы имеют свою изюминку и свои исторические традиции. И для того, чтобы они были правильно соблюдены, на свадебное торжество приглашается тамада или ведущий с опытом работы на езидских свадьбах.

Популярные темы:

ля ответа на поставленный вопрос необходимо уточнить: что такое вообще цепь питания? Цепь питания, иными…

Космическая фотосъемка Первые снимки планеты были получены в 1953 году, но качество их было далеко…

Пожалуйста авторизуйтесь через одну из следующих служб:

5 марта
Суббота Великиго поста

ЕЗИДИЗМ

Национальная религия части курдов

Религия езидов до сих пор весьма мало изучена, поскольку на протяжении многих веков езиды скрывали свои религиозные представления. Более того, тайны их вероучения остаются закрытыми не только для иноверцев, но и для езидов-мирян.

Это обстоятельство не позволяет однозначно классифицировать езидизм. Некоторые исследователи считают религию езидов монотеистической, другие, напротив, называют езидов язычниками. Часть авторов вообще отказывается признавать езидизм религией, определяя его как синкретическую секту на основе ислама или зороастризма. Раньше езидов по недоразумению даже считали несторианами. Помимо этого среди окружающих народов, как мусульманских, так и христианских, езиды всегда имели репутацию дьяволопоклонников.

В настоящее время езиды представляют собой замкнутую этноконфессиональную группу. Миссионерство полностью исключается – езидом можно стать только родившись среди езидов. Не случайно в Советском Союзе езиды считались отдельной национальностью, которая указывалась в паспорте. В справочнике "Современный Ирак", (Москва, 1966 г., стр. 29) о езидах говорится: "Предполагают, что они переселились в эти районы совместно с курдскими племенами. Неизвестно также происхождение названия "езиды".

Существует несколько версий происхождения и самого слова "езид":

  1. Слово иезиди, от слова "иезден" – города в Адиабене;
  2. Иездани – от персидского слова "иезд", что значит Бог;
  3. Иезид – от "изед фервер" – злой дух в зороастрийском учении;
  4. Езид – от слова "иезид" – гений добра, князь света в зороастрийском учении;
  5. Езид – от названия идола – дуба "Яздад" ("Язад");
  6. Езид – слово происходит от имени халифа Йазида I, сына Омейядского халифа Муавийа;
  7. Эзид – от названия древневавилонского храма Эзида, развалины которого находятся в Ираке, в городище Бирс Нимруд (бывшая Борсиппа). Согласно этой версии, Эзид – имя божества, которому был посвящен храм.

Есть и другие версии.

История возникновения и развития

Относительно возникновения религии езидов также существуют различные мнения. Часть исследователей полагает, что езидизм является собственно курдской религией, исповедовавшейся большей частью курдов до того, как они приняли ислам. Такой версии придерживается, в частности, Н. Я. Марр.

В. П. Никитин в книге "Курды", (Москва, 1964 г., стр. 334) пишет: "… езидство, основанное, судя по дошедшим до нас данным, в XII в н. э. Основателем ее считается Шейх Ади ибн Музаффар (1073 – 1163), которого езиды считают своим пророком. Религия езидов синкретична и содержит элементы язычества, иудаизма, христианства и ислама".

В представлениях езидов Шейх Ади не просто историческая личность и реформатор езидизма. Он считается вторым по значению божеством. Как гласит легенда, не имея ни отца, ни матери, он был послан Мелек-Таузом научить избранный им народ, чтобы тот не сбился с пути. Шейх Ади не умер, но вознёсся на небо.

У езидов есть религиозные гимны кавлы и бейты – песенные отрывки из мифологических поэм. Известны, например, "Кавле мызгина Мера", "Кавле Эзиде Мир".

Охарактеризовать представления езидов о Боге достаточно сложно. Некоторые учёные утверждают, что у езидов нет определённых молитв и жертвоприношений непосредственно Богу. На самом деле они есть, но их немного.

В езидизме совершенно определённо указано, что Бог только Творец вселенной. Правление миром предоставляется семи ангелам, созданным им. В этой религии Творец представляет всемогущего создателя мира, совершенно устранившегося от него и от его дел. По мнению А. А.Семенова, концепция Бога у езидов в некоторой степени похожа на идею Платона об Абсолюте.

Главная отличительная черта езидизма от других религий (кроме зороастризма) – это то, что езидом можно только родиться, принять эту религию нельзя. Всё их общество основано на кастово-теократическом принципе деления.
В вероучении езидов существует множество предписаний, каждый правоверный езид должен придерживаться их и руководствоваться ими в своей повседневной жизни. Это вызвано главным образом заботой о сохранении чистоты религии. Существуют некоторые пищевые запреты. Ношение синего цвета категорически запрещено. Также имеется ряд табу, связанных с огнём, водой и землёй. Как нам представляется, это восходит к зороастрийскому предписанию, запрещающему осквернение вышеупомянутых стихий. У езидов много праздников, такие как праздник соблюдения поста, в честь Султан Езида, праздник Хыдыр Наби, Новый год и другие.

  1. Егиазаров С. А. "Краткий этнографическо-юридический очерк езидов Эриванской губернии", 1891;
  2. Шейх Хасан Калаш Хасанян "Путь следования народа Эзид, согласно постановлений религии", Ереван, 1995;

Читайте также: