Позитивное и деструктивное в конфликте кратко

Обновлено: 02.07.2024

Конструктивный и деструктивный конфликты: сущность и отличительные особенности

Конфликт – это противостояние двух или более сторон, возникающее вследствие противоречивости их желаний и интересов.

Противоречия могут возникнуть в результате разных взглядов на какие-то обстоятельства, ценности, информацию. Несмотря на то, что разногласия иногда можно спрогнозировать, чаще всего они непредвиденные и зависят не только от предмета спора, но и от личностей этого спора.

Специалисты, в соответствии с характером последствий, выделяют деструктивные и конструктивные конфликты, хотя нет четких критериев их различий. Значительная часть конфликтов имеет одновременно и деструктивные и конструктивные функции, причем независимо от той среды, в которой они возникают.

Давая оценку конфликту важно учитывать его субъективную сторону, потому что с одной стороны он может носить конструктивный, а с другой стороны – деструктивный характер. Также важной является заинтересованность третьих лиц, возможных инициаторов противостояния.

Деструктивные конфликты, как правило, приводят к ссорам и натянутым отношениям, а иногда и к физическому насилию. Причиной их возникновения может быть предвзятость, личная неприязнь, желание получить выгоду.

Противоположную роль играют конструктивные конфликты, способствующие разрешению скрытых проблем, укреплению дружеских отношений. С самого начала конструктивные конфликты не имеют негативной составляющей, они помогают людям понять друг друга, притереться, заявить о своих правах и научиться уважать права другого человека.

Позитивные конфликты несложно урегулировать, а иногда они могут быть разрешены сами собой. В ходе конструктивного конфликта возможным становится повышение самооценки, самоуважения, зарождаются новые стили поведения и ценности. Если большой коллектив понимает, что старые установки и методы не работают, то необходимо творчески приспосабливаться и вырабатывать новые. Спор, проводимый в конструктивном русле, предотвращает серьезные и затяжные разногласия, которые могут иметь разрушительные последствия.

Готовые работы на аналогичную тему

Отличительные особенности деструктивного и конструктивного конфликтов состоят в следующем:

  • не решает важных вопросов и уводит в сторону;
  • приводит к стрессу и вызывает низкую самооценку;
  • формирует негативный климат в коллективе;
  • делит участников конфликта на два лагеря;
  • вызывает агрессию.
  • раскрывает сложившуюся важную проблему;
  • вовлекает всех участников конфликта в решение обозначенной проблемы;
  • способствует выходу негативных эмоций;
  • способствует совершенствованию работников, получению и использованию ими знаний и опыта.

Последствия деструктивного конфликта

Латинское слово destructio означает разрушение, реструктуризацию чего-либо. В психологии деструктивность означает особенности личности, разрушительное влияние индивида не только на самого себя, но и на внешний мир. Как качество личности деструктивность развивается тогда, когда человек не сумел самореализоваться и его энергия не может найти себе выход.

Деструктивный конфликт возникает в том случае, если его участники переходят границы общественно дозволенного или усугубляют накаленную ситуацию.

Деструктивнй конфликт не приносит пользу, наоборот, он угрожает не только отношениям, но и здоровью и даже жизни человека. Несогласия в этом конфликте могут коснуться невинных людей, ставших случайными жертвами обстоятельств. В деструктивном конфликте не бывает победителей, жертвами становятся обе стороны, потерявшие контроль над собой и, желающие уничтожить друг друга морально и физически.

Ужасным последствием этого конфликта может быть попытка суицида, в лучшем случае – напряжение и разочарование, которые со временем приводят к недоверию даже в отношении к близким людям, вызывают симптомы невроза и, в крайнем случае, ведут к деградации личности.

Деструктивные конфликты относятся к самым опасным видам с постоянным соперничеством и непродуктивным общением, с чувством обиды и неудовлетворенности работой. Они отрицательно сказываются на психологическом климате коллектива, на корпоративной культуре, мешают работать даже тем, кто в них не принимает участия, об этом говорит служба исследований HeadHunter. Она провела опрос среди 5200 сотрудников российских компаний и 40% опрошенных подтвердили факт подавленности из-за конфликтующих сторон.

Однако деструктивный конфликт по своей природе может иметь благоприятный исход и здесь специалисты называют конструктивные способы его разрешения. Прежде всего, это ограничение контакта сторон – в организации это может быть разграничение полномочий или кадровые перестановки, возможна постановка общей цели, которая принудит участников к поиску общего языка, введение системы санкций, действующей на тот случай, если спор не удастся исчерпать. Очень важно разрушающую силу спора преобразовать в конструктивную, чтобы было возможно услышать друг друга и прийти к обоюдному согласию и пониманию.

Последствия конструктивного конфликта

Конфликт может выполнять функции положительного значения, например, конструктивная сторона состоит в следующем:

  • возможность выявить противоречия тогда, когда они достигли зрелой стадии и необходимости их устранении;
  • возможность снятия напряжения и разрешения стрессовой ситуации;
  • поиск выхода из конфликта позволяет интегрироваться, проявляя взаимопомощь и взаимопонимание;
  • стабильность социальной системы в результате разрешения спорной ситуации;
  • предостережение от более серьезных противоречий и столкновений.

Таким образом, конструктивный конфликт направлен на разрешение проблемы, а не на разрушение, он обнаруживает подлинные черты характера оппонента, истинные мотивы его поведения, способствует укреплению характера и становлению личности.

Конструктивная функция состоит в сближении участников, снятии напряжения, предоставлении полной информации о противоположной стороне. Если такой конфликт происходит в семье, то после его разрешения партнеры становятся ближе друг к другу, улучшают процесс общения, повышают уровень удовлетворенности и взаимопонимания.

Для конструктивного развития конфликта важно соблюдать такие условия как признание наличия разногласий и желание понять их природу, признать право оппонента на отстаивание своей позиции. Очень важно исключить повышенный тон и взаимные оскорбления, при необходимости привлечь незаинтересованную третью сторону для объективной оценки.

Конструктивной частью является установление правил поведения во время общения. Одним из основных правил является ясность, при которой оппонент становится понятным, в результате человек услышан и сохраняет чувство собственного достоинства.

Причины, вызывающие конструктивный конфликт, чаще всего связаны с неблагоприятными условиями труда, несовершенной оплатой труда, перегрузками в работе, низким уровнем дисциплины, несоответствием прав и обязанностей работников. Его конструктивные последствия выражаются в поиске взаимоприемлемых решений, снятии враждебного отношения друг к другу, эмоциональной разрядке и психологическом обновлении отношений.

Конфликт — это определенное противостояние, которое возникает между разными людьми или группами лиц, имеющими разные интересы, позиции, цели, предпочтения. При этом наблюдается ущемление этих интересов другой стороной. То, как возникают конфликты, их причины, закономерности, развитие и другие важные моменты изучает конфликтология. Наука появилась относительно недавно и содержит в себе элементы других наук — социальной психологии, менеджмента, медицины, педагогики, философии.


Конфликт считается самым острым способом решить проблему. Конфликтные ситуации в большинстве случаев сопровождаются исключительно отрицательными эмоциями.

Основные функции конфликта

Если рассматривать более подробно функции конфликтных ситуаций, то стоит изначально понимать, что они могут быть деструктивными или конструктивными. В большинстве случаев конфликт содержит в себе оба варианта, поэтому оценка ставится с учетом того, количество каких функций будет преобладать в конечном результате.

Конструктивные функции

  • полностью или частично устранить возникшее между собеседниками противоречие;
  • помочь произвести быструю и качественную оценку индивидуальных психологических особенностей участников конфликтной ситуации;
  • ослабить психологическую напряженность;
  • выступать в качестве источника для развития личности или взаимоотношений;
  • помочь в улучшении деятельности;
  • помочь личности самоутвердиться.

Конструктивные функции любого конфликта приносят пользу обеим сторонам.

Деструктивные функции

Деструктивные функции имеют отрицательное влияние:

  • негативно воздействуют на психику участников конфликтной ситуации;
  • провоцируют стресс, разного рода заболевания и нарушения в организме;
  • истощают личностные ресурсы, представленные жизненными силами, духовными и материальными компонентами;
  • нарушают взаимоотношения;
  • формируют негативный образ собеседника;
  • оказывают негативное влияние на деятельность собеседника.

Конфликтные ситуации могут возникать по самым разным причинам. Иногда такие неприятные моменты возникают из-за пустяков, а иногда могут в своей основе содержать веские причины. Несмотря на это, нужно учиться договариваться, обсуждать сложившуюся ситуацию, разбираться в событиях. Конфликты никогда не приводят ни к чему хорошему, хотя иногда и могут приносить пользу его участникам. Если есть возможность, то лучше избежать конфликтной ситуации и решить все мирным путем.

Особенности межличностного конфликта: функции, структура и элементы, динамика.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу.

Функции межличностного конфликта

К конструктивным функциям относят:

  • познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
  • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
  • инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
  • перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие -межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с:

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные, которые представлены в таблице 4.

Структура и элементы межличностного конфликта

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

Конструктивные функции конфликта

Среди них выделяют:

  • Познавательную. Возникновение конфликтной ситуации является симптомом неблагополучных отношений между субъектами, проявлением появившихся противоречий.
  • Развивающую. Именно конфликт выступает в качестве инструмента разрешения появляющихся противоречий.
  • Инструментальную. Противоречия выступают инструментом решения проблем.
  • Перестроечную. С помощью конфликта можно снимать факторы, которые подтачивают межличностные взаимодействия, что стимулирует формирование нормальных отношений между участниками диалога.

деструктивные функции конфликта

Введение

Конфликт, являясь одним из типов социального взаимодействия, которому присущи противоположность ценностей, интересов и целей социальных субъектов, присутствует в любом обществе.

В научной литературе освещаются проблемы управления конфликтами в организациях, приводится большое количество классификаций, разделов, описаний типов и видов конфликтов с определенными экономическими, психологическими, социальными и другими признаками. Изучая конфликты, основной проблемой выступает использование информации об их разновидности с целью управления ими, а также то, что основной вклад в исследование конфликтов в организациях сделала не управленческая наука, а психология и социология. Этим обусловлены доминирующие психологический и социальный взгляды на конфликты и на управление ими, что встречается в литературе по исследованию управления.

В соответствии с этим, крайне важное значение приобретают функциональные особенности конфликтов, не владея информацией, касательно которых разрешить конфликт крайне сложно. Однако, специфику данного вопроса так же составляет и то, что в научной литературе на сегодняшний день до сих пор отсутствует единый перечень функций конфликтов, что делает данную тему для исследования весьма актуальной.

Цель работы заключается в теоретическом исследовании различных подходов к определению функций конфликтов.

Для достижения данной цели в ходе работы необходимо выполнить такие задачи, как:

— исследовать функции конфликтов, определяемые современными исследователями теории управления персонала.

Причины и последствия конфликтов

Одним из важных показател ей социально-психологического климата в коллективе являются конфликт ные ситуации.

Конфликт- одна из наиболе е распространенных форм организационного взаимодействия, да и всех других взаимоотношений. Подсчитано, что на конфликты и их переживания уходит около 15% рабочего времени .

Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители.

Организационный конфликт – одно из типичных проявлений конфликта, то есть конфликта как социологического феномена, суще ствующего на разных уровнях общественной жизни: в отношениях между отдельными людьми в первичных группах, например, в семьях, внутри больших и малых организаций, между организациями, в том числе государствами и тому подобному. Вот почему кпониманию организационного конфликта применима общая теория конфликта и прежде всего теория социальных конфликтов. К социальным относятся такие конфликты, участниками которых являются два человека или более .

В основе конфликта лежат противоречия , столкновения людей и их мнений, позиций, взглядов, характеров и интересов.

Конфликты имеют процессуальный характер, т.е. представляют собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяются его различные стадии, этапы:

  • Зарождение, или возникновение.
  • Формирование.
  • Расцвет.
  • Угасание или преобразование

Приведенная классификация может использоваться при анализе конфликтов.

Развертывание конфликта не обязательно должно проходить все четыре указанные стадии. В принципе оно может быть блокировано на любом этапе .

Не останавливаясь детально на каждой из существующих сегодня многочи сленных классификациях конфликтов, отметим лишь те из них, которые касаются прежде всего конфликтов в организациях. Так, в зависимост и от количества и уровня участников конфликты делятся на:

  • Внутриличностные, то есть индивидуальные, характеризующиеся столкнове нием несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов, а также выполняемых человеком ролей ;
  • Межличностные, то есть конфликты между отдельными людьми;
  • Конфликты между личностью и группой;
  • Межгрупповые, то есть конфликты, сторонами которых являются группы различных уровней.

В классификациях по ранговым различиям конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт), например, между двумя рядовыми сотрудниками или двумя начальниками отделов ; между ниже стоящими и выше стоящими на социальной лестнице субъектами ( вертикальный конфликт), например, конфликт между руководителем и подчиненным.

В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина, и многофакторные, возник ающие в силу двух и более причин, а также кумулятивные конфлик ты, когда несколько причин накладываются одна на другой, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.

В рамках типологии, составленных, исходя из временных параметров, конфликты делятся на единичные, периодические и частые, а также на скоротечные и длительные, затяжные. В зависимости от форм проявления различаются открытые, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием такого рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством.

Негативные последствия конфликта

В общем, можно выделить следующие негативные последствия конфликта:

  • дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
  • отвлечение от реальных проблем и целей организации (класса, коллектива) ;
  • неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, коллективе, рост депрессий, стрессов и того подобного ;
  • нарастание эмоциональности, враж дебности и агрессивности поведения, недоверия к о кружающим;
  • ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;
  • отвлечение участников конфликта от решения задач организации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.

Позитивные последствия конфликта

При определенных условиях конфликты имеют позитивные результаты:

На основе оценки последствий конфликтов строится стратегия обращения .

Методы и типология конфликтного поведения

  • Методы управления конфликтами. Структурные методы
  • Методы управления конфликтом – это приемы и способы, позвол яющие осуществлять контроль за его протеканием и целенаправленно влиять на его последствия. Методы делятся на две группы: структурные и персональные методы.
  • Структурные методы предполагает воздействие через организационные факторы и направлены на предотвращение формирование либо устранение конфликтной среды, на ослабление или ликвидацию источников конфликта, предотвращение его эскалации.

К структурным методам относятся:

Анализ современных исследований позволяет рассматривать конфликт как движущую силу развития личности, как результат взаимодействия субъективных и объективных детерминант и свидетельствует о необходимости более детального рассмотрения собственно проблемы конфликта, конфликтных форм поведения, их психологической сущности и условий детерминации [3, с. 165].

Там, где есть человек, всегда есть конфликты, потому что они — постоянные спутники жизни и развития человечества. Общественная жизнь не может существовать без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мнений и различного рода противоречия, которые нередко перерастают в конфликты.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом, тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, которое (столкновение) сопровождается негативными эмоциональными переживаниями [5, с. 8].

Кроме того, функции объектов, элементов, процессов и т. д. определяют назначение таковых и основные задачи, которые та или иная категория, на которую направлено раскрытие особенностей функционального назначения, выполняют.

Таким образом, функция конфликта – определённое назначение конфликта в зависимости от принятых норм в группе, коллективе, обществе. Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.

Типология конфликта

С учетом организации общества формирование конфликтных ситуаций происходит на определенном уровне:

  • между индивидами;
  • группами;
  • крупными подсистемами или системами;
  • государствами.

В социальной психологии выделяют следующие виды конфликтов отдельной личности. При этом возникают острые негативные переживания человека, которые порождаются противоречивыми желаниями.

Например, в психоанализе Фрейда такой конфликт рассматривается как результат противоречия между моральными чувствами, инстинктивными побуждениями, реальными требованиями. По своей природе и содержанию такие ситуации вызываются противоречиями мотивов, интересов, самооценки личности. Они сопровождаются негативными переживаниями, серьезным эмоциональным напряжением.

Межличностный конфликт может иметь конструктивный и деструктивный характер, приводить к позитивным или негативным последствиям для отдельной личности.

Его базой могут стать различные причины:

  • противоречие основных потребностей;
  • сложность выбора между разными вариантами поведения.

Функции политических конфликтов связаны с серьезным недопониманием между государственными органами и структурами.

Примером подобных конфликтов можно считать вооруженное вторжение одного государства на территорию другой страны. Причины, которые приводят к подобным ситуациям, могут быть разными:

  • желание овладеть материальными и природными ресурсами;
  • жажда освоения новых территорий;
  • попытка доказать свое преимущество перед соперниками.

формы решения спорных сиутаций

Специфика деструктивных функций

Отрицательные функции социального конфликта в том, что противоречия мешают достигать поставленных целей. Деструкция приводит к следующим последствиям:

  • неудовлетворенности, плохому состоянию духа, текучести кадров, ухудшению качества труда;
  • уменьшению степени сотрудничества в будущем, разрушению системы налаженных коммуникаций;
  • абсолютной преданности группе и непродуктивной конкуренции с иными частями коллектива;
  • представлениям об иной стороне конфликта в качестве врага;
  • полному прекращению отношений между сторонами;
  • повышению враждебности между группировками, появлению неприязни и ненависти между ними;
  • смещению акцентов;
  • возможности подготовки к очередному витку конфликта, насильственному решению появляющейся проблемы.

как избежать конфликта

Вывод

Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).

Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.

В современной теории управления персоналом, и теории управления организацией в целом, представление о функциях конфликта весьма неоднозначное. Некоторые учёные насчитывают около 30 функций конфликта, некоторые ограничиваются пятью, однако существует определённый набор функций, которые безоговорочно признают все современные исследователи рассмотренного вопроса.

В соответствии с этим, в ходе работы было рассмотрено 3 основных подхода к определению и градации функций конфликта, а именно, функциональная классификация Л. Козера, функции конфликтов, определённые М.А. Юлюм и Н.В. Молоткова на основе работ классиков, а так же функциональная классификация по позитивному и негативному влиянию соответствующих функций на коллектив и деятельность организации в целом.

В процессе данного исследования было выяснено, что наиболее эффективным и оптимальным подходом к определению функций конфликтов, применительно к управлению персоналом, является подход конструктивно-диструктивного определения функций, в котором объективно представлены как позитивные, так и негативные функции конфликта.

Каждый конфликт может играть как положительную, так и отрицательную роль. Двойственность природы конфликта заключается в особенностях его влияния на жизнь и деятельность противоборствующих сторон. Кроме того, на разных этапах своего развития один и тот же конфликт может принимать как конструктивную, так и деструктивную окраску.

С точки зрения конфликтующих сторон в конфликте можно выделить следующие позитивные моменты .

1. Конфликт может полностью или частично нейтрализовать организационные противоречия, вызванные недостатками организации деятельности, неудовлетворительным менеджментом, несоответствием квалификации работника выполняемым обязанностям. Результат – разрешение приблизительно 65 % таких противоречий.

2. Результатом конфликта может стать более объективная оценка социально-психологических качеств людей, вовлеченных в конфликт. Способы противоборства показывают ценностные ориентации участников конфликта, их истинные мотивы, демонстрируют степень их психологической стойкости и стрессоустойчивости. Конфликт помогает проявиться как отрицательным, так и положительным чертам человека. Около 10–15 % конфликтов после своего окончания улучшают отношения между противниками.

3. Участие в конфликте позволяет снизить степень психологической напряженности у противоборствующих сторон. Действия оппонентов, которые часто сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, могут снизить интенсивность последующих отрицательных эмоций. Так, например, возникает феномен катарсиса, что означает освобождение накопившейся отрицательной энергии, оказывавшей сильное давление на человека.

4. Конфликтное взаимодействие может стать толчком к развитию личности, улучшению межличностных отношений. Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный опыт действий в конфликтных ситуациях, получить навыки эффективного взаимодействия, повысить свой социальный статус.

5. Результатом конфликта может стать повышение индивидуальной эффективности сотрудника. Например, у менеджеров итогом конфликта в 28 % случаев становится повышение качества деятельности, а снижение наблюдается в 17 % случаев. У рядовых работников, наоборот, в итоге конфликта качество их работы чаще ухудшается, поскольку им не удается добиться целей, достижение которых они преследовали в конфликте.

6. Конфликт может способствовать повышению авторитета одной из сторон, если в ходе конфликта ею преследовались цели, которые оценивались как справедливые коллегами по работе. Такое случается в 4 раза чаще, чем в том случае, если сторона отстаивает цели, которые считаются сомнительными.

7. Конфликт может послужить инструментом социализации личности, существенно повысить самооценку индивида.

При оценке каждого конфликта следует учитывать то влияние, которое он оказывает на макро– и микросреду. Помимо оппонентов, вовлеченных в конфликт, он оказывает непосредственное влияние на всю группу. Степень конфликта прямо пропорциональна силе отношений оппонента и группы, социальному статусу противоборствующих сторон, интенсивности их конфликтного противодействия. В этом случае выделяют следующие позитивные аспекты конфликта :

1) служит инструментом, стимулирующим социальную деятельность малой группы или сообщества (инновационный конфликт);

2) показывает актуальность некоторых неразрешенных проблем;

3) способствует выявлению сложившегося общественного мнения;

4) может послужить формированию новых (причем более благоприятных) условий функционирования организации;

5) иногда становится важным фактором сплочения социальной группы (и даже целой нации).

12. Деструктивные стороны конфликта

Конфликт является неотъемлемой принадлежностью человеческого общества на протяжении всей истории его существования.

Традиционно в сознании людей сложилась однозначно отрицательная оценка любых конфликтов. Опыт участия в бытовых и семейных ссорах, в конфликтах на производстве, страшные последствия межэтнических, политических конфликтов способствуют укреплению отношения к конфликту как исключительно нежелательному явлению. При этом большинство конфликтов сопровождаются таким крайне отрицательным явлением, как дезинтеграция. Все это подтверждает отрицательное отношение к конфликтам.

В то же время необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт деструктивен, а для кого конструктивен (в случае выполнения конфликтом функции поддержания социально-политической стабильности). Оценивая сложившуюся конфликтную ситуацию, следует учитывать тот факт, что может существовать третья сила, провоцирующая возникновение конфликта, в то время как сами оппоненты, иногда не подозревая об этом, будут выполнять волю этой стороны. В других случаях одна из сторон может хотеть изменить сложившееся положение, пытаясь уклониться от конфликта или разрешить его мирным путем.

В конфликте можно выделить следующие негативные (деструктивные) стороны .

1. Участие в конфликте в тридцати одном из ста случаев приводит к серьезному ухудшению настроения сторон, участвующих в конфликте. Требуется довольно длительное время, чтобы вернуть стороны в первоначальное состояние или даже в относительное равновесие.

2. Некоторые конфликты могут сопровождаться серьезными психическими, моральными или даже физическими травмами. Так, например, применение физического насилия в конфликтах часто заканчивается смертью одного из оппонентов в результате эскалации конфликта.

3. Конфликт в обязательном порядке вызывает стресс у каждой из сторон, участвующих в конфликте. Часто этот стресс настолько силен, что приводит к обострению многих заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также болезней, связанных с нарушениями работы желудочно-кишечного тракта.

4. Результатом конфликта может стать создание образа врага, который сохраняется на длительное время, даже если конфликт уже завершен. При любых незначительных трениях этот образ моментально восстанавливается, что часто приводит к развитию новых конфликтных ситуаций.

5. В случае, когда конфликт прекращается при помощи насилия, к которому прибегает одна из сторон, в следующий раз в аналогичной ситуации (причем даже без достаточных к тому оснований) эта сторона вновь может использовать метод насилия для разрешения конфликта.

6. Поражение понижает самооценку личности.

В отношении влияния на макро– и микросреду выделяют следующие негативные последствия конфликтов .

1. Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом.

2. В случае разрешения конфликта с использованием деструктивного решения, в 19–30 % случаев из 100 % наблюдается серьезное ухудшение взаимоотношений в коллективе.

3. При учащении конфликтов наблюдается резкое снижение групповой сплоченности.

4. Конфликт может привести к ухудшению группового взаимодействия, результатом чего может стать серьезное ухудшение качества работы коллектива в целом. В том случае, если конфликт то вспыхивает то погашается, после завершения конфликта качество работы группы будет понижаться.

Нежелательность конфликта часто объясняют его способностью нарушать нормальное функционирование социума, поскольку изначально он является чуждым элементом системы, которая обладает ресурсами для саморегулирования, позволяющими ей вернуться в состояние равновесия и стабильности.

13. Границы конфликта

Люди на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода.

Чтобы точнее уяснить природу конфликта и его отличие от смежных явлений, необходимо определить границы конфликта, т. е. его внешние пределы в пространстве и во времени.

Для более полного понимания природы и сущности социального конфликта необходимо возможно четче очертить его границы. При определении границ конфликта используют три критерия: временной, пространственный и внутрисистемный.

Временная граница конфликта – это его продолжительность во времени (от начала до завершения). Часто определение начала конфликта влияет на его дальнейшую юридическую оценку, в т. ч. действий, которые были произведены противоборствующими сторонами в тот или иной момент времени. Началом конфликта считается осуществление активных действий одного из участников против другой стороны. Однако это происходит только в том случае, если подвергшаяся нападению сторона осознает эти действия как направленные против нее и вступает в противодействие. Окончание конфликта означает прекращение конфликтных взаимодействий всех конфликтующих сторон, причем независимо от того, какая из них начала этот конфликт первой.

Временные границы конфликта определяются целым набором специфических переменных, в числе которых следует выделить следующие: прозрачность целей противоборствующих сторон; уровень их согласия в отношении смысла, который несет поражение или победа; способность лидеров враждующих сторон понять, какой ценой можно заплатить за победу, и убедить своих сторонников, что в определенных условиях желательно прекратить конфликт и пойти на достижение компромисса с противоборствующей стороной. Продолжительность конфликта находится в тесной связи с тем, как далеко простираются цели конфликтующих сторон. Чем глобальнее и противоречивее эти цели, тем более продолжительным станет конфликт.

Пространственные границы конфликта обычно определены территориально. Поэтому определение пространственных границ имеет значение только в международных и межэтнических конфликтах, когда идет борьба за спорные территории.

Читайте также: