Детектив это кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

ДЕТЕКТИВ (лат. detectio – раскрытие англ. detective – сыщик) – художественное произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления.

Первые детективные рассказы создал в 1840-х Э.По, считающийся родоначальником детектива, но и до него многие авторы использовали отдельные детективные элементы. В числе его предшественников почетное место занимает философ-анархист У.Годвин, в его романе Калеб Уильямс (1794) главные персонажи – сыщик-любитель, которым движет любопытство, и безжалостный полицейский агент. Возможно, самый существенный стимул развитию детектива дали Мемуары Э.Видока. Он был вором, несколько раз сидел в тюрьме, затем подался в агенты полиции и дослужился до начальника знаменитой французской сыскной полиции Сюрте. В Мемуарах он подробнейшим образом описал свои следственные методы и живо, хотя и с преувеличениями, поведал об увлекательных приключениях, связанных с ловлей преступников.

Мастер детектива второй половины века – Ж.Сименон; его книги об инспекторе французской полиции Мегрэ начали выходить с конца 1920-х. Помимо Сименона, европейский детектив представлен сочинениями Дж. Ле Карре, С. Жапризо и др., отличающимися от американского детектива некой ностальгической грустью и практически отсутствием иронии.

Шпионский роман, или остросюжетный боевик, долгое время считался паралитературным жанром, хотя к его форме изредка обращались даже серьезные мастера литературы, например англичане У.С.Моэм (Эшенден, или Британский агент, 1928) и Г.Грин (Наемный убийца, 1936) и американцы Дж.Кейн (Почтальон всегда звонит дважды, 1934) и Х.Маккой (Саван шьется без карманов, 1937).


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Детекти́в (от лат. detectio — раскрытие, англ. detect — открывать, обнаруживать; detective — сыщик) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости.

ДЕТЕКТИ'В [дэтэ], а, м. [англ. detective]. Сыщик, агент сыскной полиции.

детекти́в I

1. тот, кто профессионально занимается расследованием преступлений, сыщик (обычно — сотрудник сыскной полиции или частного сыскного агентства)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

детекти́в II

1. жанр литературы, кино и т. п., использующий сюжеты, в основе которых лежит расследование какого-либо преступления; также произведение такого жанра

2. перен. о захватывающих и запутанных событиях, ситуациях, приключениях

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова рекрутчина (существительное):

Ассоциации к слову «детектив»

Синонимы к слову «детектив»

Предложения со словом «детектив»

  • Я даже хотел нанять частного детектива, чтобы он всё проверил и либо опроверг, либо подтвердил мои сомнения.
  • Действительно, в его комнату вошел торопливой походкой человек довольно неопределенного вида, в котором, однако, опытный глаз судьи различил некоторые специфические черты детектива (сыщика).

Сочетаемость слова «детектив»

Детекти́в (от лат. detectio — раскрытие, англ. detect — открывать, обнаруживать; detective — сыщик) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся.

Исторический детектив - поджанр детектива в литературе или кинематографе, события которого разворачиваются в прошлом. Допускается расследование сыщиком нашего времени событий и преступлений, происходивших в далёком прошлом. В сущности это - исторический роман с детективной сюжетообразующей линией.

Фантасти́ческий детекти́в — использование сюжетных элементов детективной литературы (расследование преступления, деятельность сыщика) в произведениях научной фантастики, фэнтези и хоррора. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире. Особенностью фантастической детектива является двойная логика в произведениях (детективная и фантастическая) и двойная роль героев (следователей и учёных).

Определение

ДЕТЕКТИВ (англ. - сыщик; от лат. - раскрытие) — художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки: 1) наличие тайны преступления (чаще всего убийства); 2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника; 3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование; 4) установление личности преступника; 5) восстановление всех обстоятельств преступления.

 Д.Н. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)

ДЕТЕКТИ́В дэтэ, детектива, ·муж. (·англ. detective). Сыщик, агент сыскной полиции.

Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство . Москва. 2003.

ДЕТЕКТИ́В Английское – detective (сыщик).

Латинское – detego (обнаруживаю).

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Детекти́в (англ. detective , от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Жанровые особенности детектива

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам.

Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

Начиная с инфернальной обезьяны, родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, с голубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского лунного камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он патологически привержен к готическому роману (средневековый замок — излюбленные подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы).

В отличие от научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть сыщика! Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектива, подобно тому как опытный драматург подгоняет роли под конкретных актёров.

Типичные персонажи

Приветствую вас, друзья. Сегодня хочу поговорить о детективе. Конечно, в одной статье такой выдающийся жанр полностью описать и проанализировать сложно. Но я особенно углубляться не собираюсь. В этой теме есть несколько вопросов, которые мне интересны, вот на них я и остановлюсь.

Признаки детективного жанра

Обнаружить книги этого жанра довольно просто, так как в нём есть три ключевых, обязательных признака.

Загадочное происшествие и его расследование

Это главный признак, без которого произведение нельзя отнести к детективному жанру. Чаще всего происшествие носит характер преступления, хоть бывают и исключения, когда, как говорят юристы, состава преступления нет. И всё же обычно в центре повествования убийство, кража, мошенничество, шантаж и т. д., то есть противоправное действие. Его расследование и поиски преступника и составляют сюжет детектива. В классическом детективе это не просто главная, а единственная сюжетная линия.

Стандартный набор действующих лиц

Если в книгах других жанров персонажи могут быть самые разнообразные, то в детективе они строго определены.

Впрочем, строго обязательны только первые три персонажа, а помощник, консультант и эксперт присутствуют не всегда.

Роль читателя

На мой взгляд, самым интересным признаком детектива является особая роль читателя, который активно участвует в расследовании, а не просто читает об этом книжку. Хороший детектив написан так, чтобы вовлечь читателя в поиски разгадки преступления. Он также получает определенную информацию, вместе с сыщиком изучает улики, строит собственные версии, делает выводы и сам же потом опровергает их или читает эти опровержения в книге.

Одним из условий успешного детектива является то, что читатель не должен знать больше сыщика. Никаких забеганий вперёд, ретроспектив или рассказов о событиях, неизвестных следователю, быть не должно. Так что шансы на раскрытие преступления у сыщика и читателя должны быть равные.

Логика, а не экшен

Всё это, в первую очередь, касается классического детектива, который как жанр сформировался в XIX веке. Однако это именно те его законы, которые актуальны и для современной детективной литературы. Но отличия всё же есть.

Детектив вчера и сегодня

В позапрошлом веке, да и в начале прошлого детектив считался вполне серьёзным жанром, к которому предъявлялись жесткие требования. И А. Конан Дойля нередко критиковали за то, что он не всегда их придерживался.

Законы детективного жанра были сформулированы английским писателем Уиллардом Хэттингтоном, писавшим под псевдонимом Стивен Ван Дайн, в 1928 году. Всего в его своде правил было 20 законов. Среди них были и такие, о которых современные авторы детективов даже не подозревают. Например:

  • запрещение любовной линии, потому что романтика отвлекает читателя от расследования;
  • каким бы загадочным ни было преступление, его разгадка должна быть исключительно рациональной и не иметь отношения к мистике и сверхъестественным силам;
  • расследование должно проводиться исключительно логическими методами;
  • в детективе запрещались различные чисто литературные приёмы: метафоричность, картины природы, увлечение психологией персонажей и т. д.;
  • преступник должен быть один, в детективе нет места преступным или тайным сообществам.

Особенно предостерегались авторы детективов от шаблонных решений. Умный читатель может увидеть разгадку, но она не должна быть слишком очевидной.

Как вы понимаете, современные детективы далеки от этих требований. И не потому, что этот жанр устарел, или писатели стали более небрежными. Дело в том, что детектив всё больше переплетается с разными другими жанрами. Поэтому сейчас принято говорить о наличии в книге детективной линии, хоть сама книга может быть историческим или любовным романом, фэнтези или фантастикой, психологическим триллером или мистикой.

Если же детективная составляющая становится основной, то есть сюжетообразующий, то появляются разные виды детективов: психологический, исторический, фантастический, иронический, шпионский, мистический и т. д. Классические детективы остались только на экране, в литературе они уже почти не встречаются. Среди зарубежных изданий разве что произведения Ю Несбё и Р. Гэлбрейт ближе к классическому детективу. Да и то они больше воспринимаются как психологические триллеры, чем как детективы.

А в отечественной литературе даже произведения Б. Акунина об Эрасте Фандорине — это не столько стилизация под классический детектив, сколько исторические романы в форме детектива. И книги Д. Донцовой и А. Марининой не зря относят к ироническому детективу – они весьма далеки от классики.

Жалко ли мне ушедший в прошлое классический детектив? Если честно, нет. Мне интересно, когда детективная линия оживляет, делает более увлекательным произведение другого жанра. Хороший микс, на мой взгляд, лучше жёстко заданных канонов жанра.

Читайте также: