Построение и структура учебно тренировочного занятия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов физического воспитания. Общепринятым является учебно-тренировочное занятие, состоящее из подготовительной, основной и заключительной частей.

Подготовительная часть занятия выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7-10% отводимого на занятие времени или 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания).

Задачами подготовительной части являются:

- организация занимающихся (построение);

- создание рабочей обстановки (активизация внимания, ознакомление с содержанием занятия);

- психологический настрой на эффективное выполнение заданий преподавателя;

- подготовка организма занимающихся к предстоящим нагрузкам.

Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки — активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для этого применяется медленный бег (6-15 мин) и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц (15-20 мин).

Специальная разминка направлена на повышение координационных способностей, создание энергетической основы, подготовку организма к выполнению последующих, более сложных по координации движений и более интенсивной тренировочной нагрузки.

В этой части разминки выполняются специальные подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части тренировочного занятия.

Специальная часть разминки на одном занятии может выполняться несколько раз, когда занимающиеся в основной части переходят к выполнению других физических упражнений.

Например, если в основной части занятия после тренировки в спринтерском беге занимающиеся переходят к занятиям метанием, то перед началом выполнения метаний необходима специальная разминка.

Физиологические сдвиги, вызванные разминкой, не исчезают сразу после ее прекращения. Они оставляют следы, которые обеспечивают улучшение работоспособности при последующей деятельности. Предварительная работа укорачивает время до начала потоотделения при последующей работе.

Оптимальным для отдыха между разминкой и началом основной работы является трехминутный интервал. Непосредственно перед началом работы (при большем интервале) рекомендуется дополнительно выполнить несколько упражнений, соответствующих предстоящей работе. Разминка не должна вызывать утомление.

Отсутствие разминки или небрежное ее проведение может отразиться на состоянии здоровья занимающихся (особенно сердечно-сосудистой системе) и привести к травмам.

Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 3000—5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).

Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением принципиально новым материалом, действиями большой координационной сложности, решаются в начале основной части занятия. При этом необходимо соблюдать последовательность этапов обучения - ознакомление, детализированное разучивание, совершенствование. Упражнения для развития физических способностей обычно проводят в следующем порядке: скоростные, силовые, упражнения на выносливость. Последовательность различных упражнений варьируется таким образом, чтобы занимающиеся смогли проявить высокую работоспособность при различных состояниях организма. На основную часть приходится 70-80% общего времени.

В заключительной части, занимающей 5-10% общего времени, постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное, состояние. Резкий переход от активных движений к покою включает действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после занятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние. В заключительной части применяются медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление.

При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др.

Для анализа эффективности урока (занятия) важным показателем является плотность занятий.

Общей плотностьюзанятия называется отношение педагогически оправданно использованного времени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданное время - это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений, на отдых между упражнениями. При проведении занятий следует стремиться к стопроцентной общей плотности.

Моторная плотность - отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10-15 до 80-90%. Моторная плотность зависит от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера тренировочных заданий.

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов физического воспитания. Общепринятым является учебно-тренировочное занятие, состоящее из подготовительной, основной и заключительной частей.

Подготовительная часть занятия выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7-10% отводимого на занятие времени или 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания).

Задачами подготовительной части являются:

- организация занимающихся (построение);

- создание рабочей обстановки (активизация внимания, ознакомление с содержанием занятия);

- психологический настрой на эффективное выполнение заданий преподавателя;

- подготовка организма занимающихся к предстоящим нагрузкам.

Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки — активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для этого применяется медленный бег (6-15 мин) и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц (15-20 мин).

Специальная разминка направлена на повышение координационных способностей, создание энергетической основы, подготовку организма к выполнению последующих, более сложных по координации движений и более интенсивной тренировочной нагрузки.

В этой части разминки выполняются специальные подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части тренировочного занятия.

Специальная часть разминки на одном занятии может выполняться несколько раз, когда занимающиеся в основной части переходят к выполнению других физических упражнений.

Например, если в основной части занятия после тренировки в спринтерском беге занимающиеся переходят к занятиям метанием, то перед началом выполнения метаний необходима специальная разминка.

Физиологические сдвиги, вызванные разминкой, не исчезают сразу после ее прекращения. Они оставляют следы, которые обеспечивают улучшение работоспособности при последующей деятельности. Предварительная работа укорачивает время до начала потоотделения при последующей работе.

Оптимальным для отдыха между разминкой и началом основной работы является трехминутный интервал. Непосредственно перед началом работы (при большем интервале) рекомендуется дополнительно выполнить несколько упражнений, соответствующих предстоящей работе. Разминка не должна вызывать утомление.

Отсутствие разминки или небрежное ее проведение может отразиться на состоянии здоровья занимающихся (особенно сердечно-сосудистой системе) и привести к травмам.

Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 3000—5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).

Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением принципиально новым материалом, действиями большой координационной сложности, решаются в начале основной части занятия. При этом необходимо соблюдать последовательность этапов обучения - ознакомление, детализированное разучивание, совершенствование. Упражнения для развития физических способностей обычно проводят в следующем порядке: скоростные, силовые, упражнения на выносливость. Последовательность различных упражнений варьируется таким образом, чтобы занимающиеся смогли проявить высокую работоспособность при различных состояниях организма. На основную часть приходится 70-80% общего времени.

В заключительной части, занимающей 5-10% общего времени, постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное, состояние. Резкий переход от активных движений к покою включает действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после занятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние. В заключительной части применяются медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление.

При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др.

Для анализа эффективности урока (занятия) важным показателем является плотность занятий.

Общей плотностьюзанятия называется отношение педагогически оправданно использованного времени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданное время - это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений, на отдых между упражнениями. При проведении занятий следует стремиться к стопроцентной общей плотности.

Моторная плотность - отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10-15 до 80-90%. Моторная плотность зависит от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера тренировочных заданий.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Построение учебно-тренировочного занятия разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основную и заключительную.

Вводная часть. Здесь проводится перекличка, озвучивают цель, задачи занятия, доводится содержание основной части. Продолжительность вводной части около 1–3 мин.

Подготовительная часть содержит общую и специальную разминку, от 15 до 30 мин. Задача – активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Применяется медленный бег и гимнастические упражнения для основных групп мышц. Специальная разминка готовит организм к основной части. Выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации и нагрузке с предстоящими двигательными действиями.

Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью (кроссовый бег на 4000–5000 м). В сложной части применяются разнохарактерные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки.

Заключительная часть направлена на постепенное снижение функциональной активности студентов. Здесь применяется медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление. Проводится анализ проделанной работы, ставятся задачи для самостоятельной подготовки.

Общая и моторная плотность занятия

Структура методов физического воспитания определяется в значительной мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный или интервальный (прерывистый) характер.

Известно, что эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности. Если рассматривать физические упражнения как воздействующий фактор, то понятие объема нагрузки будет относиться к длительности воздействия, суммарному количеству выполненной работы. Интенсивность нагрузки будет характеризоваться силой воздействия в каждый момент времени. Общая нагрузка нескольких физических упражнений определяется по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в отдельных упражнениях.

Оптимизация нагрузки зависит от её дозирования. Принято различать общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.

Общая плотность – это отношение педагогически оправданного времени к продолжительности занятия. Педагогически оправданное время – это время, затраченное на подготовку инвентаря и обору­дования, объяснение и показ упражнений, выполнение упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.К неоправданным затратам времени относятся задержки начала занятий, недостаток инвентаря, нерациональная трата времени. При проведении учебно-тренировочного занятия стремятся к стопроцентной общей плотности.

Моторная плотность – это отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10–15 до 79–90 %. Рациональная моторная плотность и дозирование учебной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, подготовленности занимающихся, условий занятий, характера учебных заданий. Моторная плотность определяет кривую изменения ЧСС в течение занятия, фактическую интенсивность физической нагрузки, перенесённой занимающимися.

Таким образом, методические принципы обусловливают деятельность педагога и студента в процессе обучения, конкретизируют организацию и содержание процесса физического воспитания. Средства и методы физического воспитания обеспечивают укрепление здоровья, достижение необходимого уровня физической подготовленности и сформированности двигательных умений и навыков, создают благоприятные условия для использования студентами научно обоснованного объёма двигательной активности, не менее 5 часов в неделю, необходимой для полноценного функционирования организма.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о целях, задачах общей физической подготовки.

2. Что понимается под интенсивностью физической нагрузки, каков характер нагрузки в связи с различными целями подготовки?

3. Назовите зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

4. Дайте характеристику нулевой зоны интенсивности.

5. Дайте характеристику первой тренировочной зоны.

6. Охарактеризуйте вторую тренировочную зону.

7. Охарактеризуйте третью тренировочную зону.

8. Каковы энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности?

9. Раскройте понятие мышечной релаксации. Расскажите о его значении при занятиях физкультурными и спортивными упражнениями.

10.Каковы возможности и условия коррекции физического развития и телосложения средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте?

11. Расскажите о возможностях и условиях коррекции двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в период обучения в вузе.

12. Какие формы занятий физическими упражнениями Вы знаете?

Заключение

Физическая культура является частью общей культуры человечества. Она считается творческой деятельностью, направленной на освоение прошлых и создание новых ценностей в сфере развития физических способностей и воспитания населения. В то же время это многогранноесистемное явление, удовлетворяющее потребности общества и каждого участника физкультурного движения.

Будущим специалистам следует помнить, что уровень развития физической культуры в обществе определяется: массовостьюприобщения к ней населения; научной обоснованностьюразработки и применения методов и средств физической культуры; уровнем здоровья и физической подготовленности занимающихся, независимо от пола и возраста; уровнем спортивных результатов в регионах страны и на международной арене. Существенное значение имеют и обеспечение безопасности, педагогического и медицинского контроля в период подготовки и проведения состязаний; квалификация профессиональных и общественных физкультурных кадров; уровень пропаганды физической культуры и спорта, культура проведения спортивных мероприятий; оснащённость мест занятий и соревнований инвентарём и спортивными сооружениями.включая лыжные, легкоатлетические и велосипедные трассы, трамплины и специальные сооружения для тренировки и проведения соревнований здорового населения и лиц с ограниченными возможностями.

В процессе физического воспитания студентов должно уделяться внимание теоретическим знаниям о структуре и сущности физической культуры, влиянии упражнений на развитие функциональных систем организма, динамику работоспособности в течение рабочего дня, недели, месяца и года. Учет методических принципов и знание методов физического воспитанияпозволят обеспечить постепенность и надёжность положительных результатов обучения движениям.

В завершение подчеркнём, что занятия физической культурой и спортом должны стать неотъемлемой частью жизни будущего специалиста. Они должны носить непрерывный, системный характер, строиться с использованием знаний полученных в процессе физического образования в вузе. Эти знания необходимо постоянно пополнять, из методической, научной и популярной литературы.

Учебно-тренировочное занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока, создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние и дать четкое представление о содержании основной части занятия: объеме, интенсивности и распределении тренировочных нагрузок. Продолжительность вводной части около 5 минут.

В подготовительной части разминка обеспечивает преодоление периода врабатывания организма. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, готовое к выполнению повышенных физических нагрузок.

К сожалению, многие студенты недооценивают значение разминки, стремятся или вообще ее не выполнять или выполняют небрежно с нарушением правил, а следовательно, и объективных физиологических закономерностей периода врабатывания организма в более интенсивную двигательную деятельность.

Разминка делится на две части – общую и специальную. Задача общей разминки – активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных частей организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для достижения этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех групп мышц и частей тела. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 10 до 20 минут.

Основная часть занятия выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). К ним относятся: формирование знаний в области двигательной деятельности; обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма; воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств. Продолжительность основной части составляет 80–85 % времени, отводимого на занятие.

Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма занимающихся в сравнительно спокойное состояние.

У студентов наблюдается снижение внимания к проведению заключительной части занятия, что может вредно отразиться на деятельности сердечно-сосудистой системы, так как резкий переход от активных движений к покою выключает действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после занятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние.

В заключительной части применяется медленный бег, ходьба, упражнение на расслабление с глубоким дыханием и т.п. В конце заключительной части рекомендуется провести анализ проделанной на занятии тренировочной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки.

При физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия проводятся в форме:

  • теоретических, методико-практических, контрольных занятий;
  • элективных практических занятий (по выбору студентов);
  • индивидуальных и индивидуально- групповых дополнительных занятий;
  • самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;

В содержание учебной работы входит:

  • организация и проведение учебных занятий и зачетов в соответствии с учебным планом и программой по физической культуре;
  • разработка содержания и проведения занятий по профессионально- прикладной физической подготовке;
  • участие в организации и проведении внутривузовских спортивных мероприятий.

Учебные формы занятий составляют основу физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах вузов по всем специальностям, включаются в расписание на всем периоде обучения.

Внеучебные занятия организуются в форме:

  • индивидуальных самостоятельных занятий;
  • занятий в спортивных клубах, секциях;
  • самостоятельных занятий спортом, туризмом;
  • специализированных форм занятий (массовые оздоровительные и спортивные мероприятия);

Взаимосвязь разнообразных форм обучения и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно- ценностного отношения к физической культуре.

6.5. Структура учебно-тренировочного занятия

Вводная часть занятия

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов физического воспитания. Общепринятым является четырехчасовое учебно-тренировочное занятие, состоящее из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей.

Тренировочное занятие с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов строятся из трех частей, где две первые части объединяются в одну вводно- подготовительную часть, или разминку.

Можно рекомендовать следующее примерное распределение времени по частям занятий:

  • при четырехчасовом занятии вводная часть - 5 мин, подготовительная (разминка) - 25 мин, основная - 53 мин, заключительная часть - 7 мин, всего - 90 мин.
  • при трехчасовом занятии вводно-подготовительная часть (разминка) - 20-30 мин, основная - 50-60 мин, заключительная часть - 5-10 мин, всего- 90 мин.

Вводная часть занятия сводится к организации занимающихся (построение), созданию рабочей обстановки и психологического настроя на эффективное выполнение ими заданий преподавателя по обучению и совершенствованию техники физических упражнений, а также к выполнению запланированных на данное занятие объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Во вводной части перед занимающимися ставятся конкретные задачи, создается четкое представление о содержании основной части, что позволяет более плодотворно решать задачи данного тренировочного занятия.

Подготовительная часть занятия

Разминка обеспечивает преодоление периода вырабатывания. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, в состояние готовности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности.

Физиологический механизм действия разминки следующий:

  • медленный бег в начале разминки приводит к раскрытию большого количества капилляров в сердечной мышце и скелетных мышцах. Активируются кровообращение и дыхание, температура внутренней среды организма повышается на 0,5-1,0?С, что способствует увеличению проницаемости мембран легочных пузырьков, эритроцитов крови, мышечных волокон и клеток всех других тканей, повышает эффективность обмена веществ, улучшает питание тканей кислородом и питательными веществами, значительно увеличивает снабжение организма энергетическими веществами, а также повышает эффективность вывода из клеток продуктов распада, образующихся в процессе их активной деятельности;
  • гимнастические упражнения активизируют кровообращение в мышцах, мышечных сухожилиях, связках, окружающих суставы, в результате чего повышается их эластичность, что способствует увеличению работоспособности организма и профилактике травматизма.

Отсутствие разминки или небрежное ее проведение может отразиться на состоянии здоровья занимающихся (особенно сердечно-сосудистой системе) и привести к травмам.

Разминка делится на две части: общую и специальную.

Общая разминка решает задачу активизации опорно-двигательного аппарата и деятельности внутренних систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. Для достижения этого применяются медленный бег (6-15 мин) и гимнастические упражнения на все группы мышц и все части тела (15-20 мин).

Специальная разминка направлена на повышение координационных способностей, создание энергетической основы, подготовку организма к выполнению последующих, более сложных по координации движений и более интенсивной тренировочной нагрузки.

В этой части разминки выполняются специальные подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части тренировочного занятия.

Специальная часть разминки на одном занятии может выполняться несколько раз, когда занимающиеся в основной части переходят к выполнению других физических упражнений.

Например, если в основной части занятия после тренировки в спринтерском беге занимающиеся переходят к занятиям метанием, то перед началом выполнения метаний необходима специальная разминка.

Основная часть занятия

В основной части выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием, т.е. происходит обучение и совершенствование техники физических упражнений, и выполнение тренировочной нагрузки по воспитанию физических качеств.

Выполнение задач, связанных с разучиванием техники физических упражнений большей координационной сложности, осуществляется в самом начале основной части занятия.

Тренировочные нагрузки с целью воспитания физических качеств рекомендуется планировать в следующем порядке: сначала выполняются упражнения на быстроту движений, затем- на силу и в конце- занятия на выносливость (гибкость воспитывается в процессе разминки).

Иногда эта последовательность может меняться в целях развития у занимающихся способности проявлять высокую работоспособность при различных состояниях утомления организма.

Заключительная часть занятия

Эта часть занятия направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма в сравнительно спокойное состояние. Резкий переход от активных движений к покою включает действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после занятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние.

В заключительной части применяются медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

В конце заключительной части рекомендуется провести анализ проделанной тренировочной работы, связать ее с выполнением задач на данном этапе тренировки, определить содержание самостоятельных занятий и пр.

При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную.

Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о содержании основной части. Продолжительность вводной части около 5 мин.

Подготовительная часть включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки - активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функций основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Основная часть бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 3000-5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (при переходе от прыжков к силовым упражнениям).

В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

Общая плотность - отношение педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятия.

Моторная плотность - отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10-15 до 79-90%. Рациональная моторная плотность и дозирование учебно-тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретных учебных или тренировочных заданий. Моторная плотность часто определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физической нагрузки занимающегося.

6.1.Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий

Формы самостоятельных занятий физическими упражне­ниями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнасти­ка, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировоч­ные занятия. Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхатель­ные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статичес­кого характера, со значительными отягощениями, на выносливость (на­пример, длительный бег до утомления). Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или умень­шение их интенсивности и объема, обеспечивается: изменением ис­ходных положений; изменением амплитуды движений; уско­рением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха. Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражне­ния предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержа­нию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10- 15 мин через каждые 1-1,5 ч работы оказывает вдвое больший стиму­лирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить инди­видуально или в группе из 3-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2-7 раз в неделю по 1- 1,5 ч. Лучшее время для тренировок - вторая половина дня, через 2-3 ч после обеда. Не рекомендуется тре­нироваться утром сразу после сна. Самостоятельные тренировочные занятия проводятся по общепри­нятой структуре. Содержание самостоятельных занятий: наиболее распространенные средства самостоятельных занятий в вузах - это ходьба и бег, кросс, дорожки здоровья, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая гимнас­тика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, спор­тивное ориентирование, туристские походы, занятия на тренажерах.

6.3.Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности.

Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателей. Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения, т.е. на 4-6 лет. В зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физи­ческой и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в вузе и в дальнейшей жизни и деятельности - от контрольных тестов учебной программы до нормативов разрядной классификации. Студентам всех учебных отделений при планировании и проведе­нии самостоятельных тренировочных занятий надо учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность и объем самостоятельных тренировочных занятий следует несколько снижать. При планировании самостоятельных тренировочных занятий общая тренировочная нагрузка, должна с каждым годом иметь тенденцию к повыше­нию. Только при этом условии будет происходить укрепление здоро­вья, повышение уровня физической подготовленности, а для занима­ющихся спортом - повышение состояния тренированности и уровня спортивных результатов.

Управление самостоятельными занятиями. Чтобы управлять процессом самостоятельных занятии, необходимо

провести ряд мероприятий: определить цели самостоя­тельный занятий; определить индивидуальные особенности занимаю­щегося; скорректировать планы занятий; определить и изменить содержание, органи­зацию, методику и условия занятий, применяемые средства трениров­ки. Рекомендуется проводить предварительный, теку­щий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самокон­троля. Цель предварительного учета - зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся. Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность тренировочной работы: результаты участия в соревно­ваниях и выполнения отдельных тестов и норм разрядной классифи­кации. Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годичного цикла тренировочных занятий. Он предполагает со­поставить данные состояния здоровья и тренированности. На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тре­нировочных занятий на следующий годичный цикл. Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и др.

Читайте также: