Плюсы и минусы конфликта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Негативные функции конфликта:
материальные и эмоциональные затраты,
дух конфронтации, ухудшение отношений,
снижение производительности труда.

Позитивные функции конфликта:
не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию,
стороны лучше узнают друг друга,
выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки,
стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости,
снимает напряженность, дает выход пару,
сплочение единомышленников,
выдвижение и формирование лидеров,
диагностика и прояснение ситуации.

Плюсы в том, что иногда недосказанность, как гноящийся нарыв, и его нужно вскрыть, т. е. в конфликте, спорте определяются позиции, достигаются компромиссы, рождается истина. А минусы - они губят отношения, наносят душевные травмы, убивают любовь.

ПЛЮС: ты выплеснула эмоции, а не держишь их в себе.
МИНУС: заболела голова и ты переживаешь что поскандалила.

Негативные функции конфликта:
материальные и эмоциональные затраты,
дух конфронтации, ухудшение отношений,
снижение производительности труда.

Позитивные функции конфликта:
не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию,
стороны лучше узнают друг друга,
выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки,
стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости,
снимает напряженность, дает выход пару,
сплочение единомышленников,
выдвижение и формирование лидеров,
диагностика и прояснение ситуации.

Отрицательные стороны: Стресс; обида; Негатив. Положительные: Учение на ошибках, понимание, осознание

минусы конфликта:
• расход сил, времени и энергии;
• выход негативных эмоций;
• ухудшение психологического климата;
• ухудшение отношений;
• снижение результативности работы;
• падение авторитета при неправильном и несвоевременном разрешении конфликта.

Достоинства конфликта:
• знакомство с истинным лицом человека;
• развитие отношений после разрешения спора;
• объединение единомышленников;
• снятие возникшего напряжения;
• прояснение ситуации;
• повышение ответственности.

Негативные функции конфликта:
материальные и эмоциональные затраты,
дух конфронтации, ухудшение отношений,
снижение производительности труда.

Позитивные функции конфликта:
не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию,
стороны лучше узнают друг друга,
выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки,
стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости,
снимает напряженность, дает выход пару,
сплочение единомышленников,
выдвижение и формирование лидеров,
диагностика и прояснение ситуации.

минусы конфликта:
• расход сил, времени и энергии;
• выход негативных эмоций;
• ухудшение психологического климата;
• ухудшение отношений;
• снижение результативности работы;
• падение авторитета при неправильном и несвоевременном разрешении конфликта.

Достоинства конфликта:
• знакомство с истинным лицом человека;
• развитие отношений после разрешения спора;
• объединение единомышленников;
• снятие возникшего напряжения;
• прояснение ситуации;
• повышение ответственности.

Большинство из нас привыкли, что конфликт – это поражение, стресс, и поэтому мы стараемся обходить конфликты, не допускать их. Тем более в производственной сфере. Но ведь конфликт – это один из естественных форм общения между людьми. Ведь по сути – что такое конфликт? Это когда у двух (или более) сторон появляются противоположно направленные мнения, цели, интересы.

Поэтому в деловом общении есть такое понятие, как управление конфликтом. Что есть управление? Это знание и понимание неких закономерностей конфликта, умение анализировать и управлять конфликтной ситуацией и нахождение путей решения. Результатом неумения управлять конфликтами могут стать: затянувшееся недовольство сторонами друг другом и отсюда снижение мотивации сотрудников и их уход из компании, разрыв партнерских отношений, кардинальное расхождение целей участников деятельности, отражение на имидже и организационной культуре, повышение количества стрессовых ситуаций и ухудшение психологического климата в коллективе.

Напряжение

Вроде все в порядке, внешние формы взаимоотношений сохраняются прежними и ситуация выглядит вроде как ни в чем не бывало. Однако чувствуется напряжение. Взаимоотношения между участниками конфликта становятся источником беспрерывного беспокойства. Это же наблюдают и чувствуют все окружающие люди. Ситуация в любой момент может перерасти в конфликт.

Хотите вы того или нет, но в процесс втягивается большое количество людей. При этом напряжение может неделями, месяцами, а то и годами. Такое часто можно наблюдать в отдельно взятом отделе. Или происходить между сотрудниками.

Кризис

Во время кризиса, то есть обострения, участники конфликта начинают явное воздействие друг на друга. Это может выражаться в оскорблениях, ругани, открытых бойкотах, нападках на личность, разрывах отношений. Люди на какой-то момент теряют контроль над своим поведением и переходят границы допустимых норм.

Можно списать это на усталость или какие-то неприятности. А можно отследить и сделать вывод о том, что здесь присутствует конфликт, который участники не хотят решать.

Дискомфорт

Если напряжение – это скорее ощущение от внешней ситуации, то дискомфорт – внутреннее состояние, от общения, например, с определенным человеком (или группой людей). Скорее всего, это признак того, что с вами не согласны, но вслух претензии и требования почему-то не высказываются. Ощущение дискомфорта тонкое и интуитивное. Если научиться вовремя распознавать это состояние, чтобы повлиять на ситуацию и прояснить позиции, и напряжение, и кризиса, тем более, можно избежать.

Инцидент

Инцидент может быть случайным, а может быть закономерным. Когда в одну и туже ситуацию инцидента вы попадает с одним и тем же человеком, вполне вероятно, что вы находитесь в состоянии скрытого конфликта.

Например, во время переговоров, которые вы ведете со своим напарником, каждый раз оказывается, что мнения-то у вас с ним разные, и вы начинаете спорить прямо при клиенте. А так – у вас нормальные отношения.

Говоря о признаках и сигналах конфликта, можно добавить, что, наверное, не стоит становиться слишком подозрительным и во всем искать конфликт. Часто причиной может стать личная неудовлетворенность сотрудников, плохое настроение, болезнь или проблемы. Однако умение наблюдать за своей компанией и ее людьми с этой точки зрения, анализировать происходящее, поможет вам вовремя принять меры, раскрыть ситуацию, решить ее. А значит, избежать очередной проблемы. Честь и хвала тем руководителям, которые не только не создают конфликты, но и умеют их решать. Об этом в следующих статьях.

Анализ ситуации

Конфликт, как мы уже говорили, это одна из форм общения, при которой у сторон появляются противоположно направленные мнения, цели, интересы. И как у любой формы общения, в ней есть и плюсы и минусы. Они и служат основой для анализа и управления конфликтом.

Минусы конфликтов

  • Дестабилизация организации, снижение управляемости
  • Отвлечение персонала от текущих проблем и рабочих задач, смещение организационных целей.
  • Увеличение стрессов и депрессии на рабочих местах, снижение производительности труда, текучесть кадров
  • Нарастание агрессивности и эмоциональности, снижение доверия к руководству

Плюсы конфликтов

  • Обновление организации, прогресс
  • Четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон, что позволяет яснее увидеть назревшую проблему и решить ее
  • Формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает ее реализацию
  • Побуждение участников к взаимодействию и выработке новых эффективных решений, устраняющих саму проблему
  • Разрядка психологической напряженности между людьми в коллективе
  • Вовлечение пассивной части сотрудников в решение организационных проблем
  • Выявление группировок, неформальных лидеров, что может быть использовано руководителем для повышения эффективности управления
  • Усиление групповой сплоченности, если конфликт носит внешний характер

И, как мы видим, зачастую плюсов в конфликтных ситуациях гораздо больше, чем минусов. Ведь зачастую конфликт не нужно и даже нельзя гасить и закрывать, иначе это может только усугубить ситуацию.

Посему правило первое: Прежде чем действовать, проанализируйте конфликт и осознайте, что он даст и как его можно использовать.

Для анализа и дальнейших действий также поможет понимание, каков этот конфликт по содержанию: деструктивный или конструктивный.

Деструктивный конфликт

Причинами деструктивных конфликтов могут быть: несправедливая оценка руководителем подчиненных, нарушение трудового законодательства и служебной этики, личностные разборки между подчиненными.

Конструктивный конфликт

Созидательный конфликт, энергия которого направлена в сторону решения проблемы, а не усиления давления сторон друг на друга. Партнеры понимают невыгодность деструктива, поэтому не выходят за рамки этических норм общения и делового этикета. И, самое главное, конфликт решается приемлемым для всех его участников способом, где каждый чувствует удовлетворение и видит, как данный конфликт сделает ситуацию лучше, изменит то, что кого-то не устраивало, задаст новую динамику и даст возможность для дальнейшего развития людей и организации в целом.

Для того, чтобы перевести деструктивный конфликт в созидательный, зачастую нужно сделать всего несколько шагов:

    Ограничить число участников конфликта до минимума. Обычно стороны любят втягивать в свои распри всех, кто есть вокруг.

Начав спорить с глупцом, вы очень быстро поймете, что вас уже двое

Иногда хотим-то мы одного и того же!

И многие конфликты могут быть исчерпаны. Или хотя бы переведены в конструктивное, созидательное русло. Созидания вам!

Профилактика конфликтов

Доверяйте ощущениям

Ответственный за конфликты

В небольших организациях есть смысл сделать специального человека, который будет нести дополнительную ответственность за разбор и решение конфликтных ситуаций. В моей практике такие меры приносили свои плоды. Во-первых, с руководителя эта обязанность автоматически снимается, и он может стать либо консультантом в этих вопросах, либо в редких случаях судьей действительно серьезных вопросов. Этот человек может решать как межличностные конфликты, так и конфликтные ситуации с клиентами.

Живое общение

Общайтесь напрямую с сотрудниками, не через их непосредственных начальников хотя бы изредка. А лучше, если это станет привычным ритуалом. Пусть они расскажут, что их не устраивает, чем они недовольны, что хотели бы изменить. Тогда не будут эти недовольства бродить долгое время, вызывая вспышки возмущений, стычек и других нелицеприятных ситуаций.

Научите конфликтовать

Есть множество замечательных книг, семинаров и тренинговых программ по конфликтологии. Обучите своих сотрудников вести себя в конфликтах, применять верные стратегии, избегать провокаций, грамотно критиковать и дискутировать вместо спора. Может, просто люди по-другому не умеют? А мы от них требуем.

Тренинги командообразования и корпоративного сплочения

Любой тренинг командообразования несет в себе уникальные функции, такие как: вскрытие существующих и начинающихся конфликтных ситуаций, обучение бесконфликтным способам взаимодействия, осознание реального отношения людей друг к другу, снятие негативных переживаний и объединение людей, налаживание доверительных отношений.

На одном из тренингов мне пришлось полностью изменить программу, приостановить действо, так как люди стали очень активно проговаривать накопившееся годами(!) неудовлетворение. К счастью, руководитель оказался очень мудрым и не стал настаивать на продолжении тренинга, и мы вместе смогли прояснить ситуацию, разобраться с причинами и принять решение, которым были довольны все.

Личный пример

Если руководитель сам ведет себя бесконфликтно, умеет грамотно управлять конфликтной ситуацией и тому же учит сотрудников, он смело может ожидать, а в некоторых случаях и требовать, чтобы любые инциденты решались спокойно и конструктивно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Между людьми с радикально отличающимися интересами и взглядами нередко возникают конфликты. Их суть многообразна. Но всегда вне зависимости от ситуации между участниками возникает напряжение и явно ощущаемый негатив, испытываемый ими по отношению друг к другу.

Эмоциональный аспект

О нём следует сказать в первую очередь. В конфликтах ничего приятного нет, так как сопровождаются они негативными эмоциями, разрушительно воздействующими на участников. Особо впечатлительных людей частые их всплески могут привести даже к возникновению и развитию различных заболеваний, которые обычно затрагивают ЦНС, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы, печень, суставы и т. д. Странно?

Столкновение интересов

Зачем так поступать, когда из столкновения интересов можно извлечь пользу? Плюс тут заключается в возможности расширить свои личные границы, пересмотреть взгляды на привычные вещи, попробовать мыслить по-другому. Такой подход нередко даже даёт толчок к выстраиванию межличностных отношений по-новому.

Вражда

Рассказывая про плюсы и минусы конфликтов, нельзя не отметить, что именно к вражде нередко приводят столкновения интересов. Ничего хорошего в этом нет. Но в то же время конфликт – это повод разобраться в сложившейся ситуации спокойно, без скандалов. Оппоненты могут просто успокоиться и выяснить точку зрения друг друга, выслушав мнение и аргументы собеседника без перебивания. Это тоже не каждому дано, так как сначала нужно взять верх над эмоциями и нередко над своим эго. Но именно посредством спокойной беседы можно понять причины и суть возникшей ситуации, а также найти пути выхода из неё.

Типология

Что ж, после краткого рассмотрения плюсов и минусов конфликтов хотелось бы уделить немного внимания их классификации. Хорошую типологию выделяют в социальной психологии. Вот какие бывают конфликты:

В то же время, к какому бы типу столкновение интересов не относилось, оно может быть либо конструктивным либо деструктивным. В первом случае участники конфликта приходят к единому мнению касательно его решения.

Разногласие устраняется, и отношения между людьми укрепляются. Во втором случае участники конфликта не приходят к решению проблемы. Условно о случившемся они, конечно, могут забыть. Но если последствия разногласий неблагоприятно в дальнейшем отражаются на их отношениях, то конфликт считается деструктивным – нерешённым.

Виды Если в качестве критерия взять объект конфликтов, то получится выделить пять следующих видов:

  • Экономические. Возникают на почве столкновения экономических интересов. Характеристика конфликта проста – он возникает из-за того, что потребности одной стороны удовлетворяются другой.
  • Социально-политические. Их основой являются противоречия, затрагивающие политику государства и прочие аспекты данной сферы.
  • Идеологические. Они возникают из-за противоречий во взглядах на различных проблемы государства, общества и жизни.
  • Социально-психологические. Тут характеристика конфликта проста и понятна, так как данный вид противоречий встречается чаще всего. Возникают они из-за психологической несовместимости людей, идейных расхождений, борьбы за лидерство, эгоизма и т. д.
  • Социально-бытовые. Эти конфликты связаны с разными представлениями людей о быте и жизни. Самый простой пример – дисгармония в семейных отношениях. Причинами возникновения могут быть как бытовые неурядицы, так и идейные расхождения.

Это довольно узкая и обобщенная классификация. Также стоит отметить, что ещё конфликты бывают эмоциональными и рациональными, длительными и кратковременными, духовными и материальными.

Стратегии поведения

О них тоже стоит вкратце рассказать. Всего известно пять стратегий поведения в конфликте. Соревнование. Человек, следующий данной стратегии, намерен удовлетворить свои личные интересы в ущерб чужим. Он уверен, что победить в конфликте может только кто-то один. Такой человек будет настаивать на своём до последнего, даже не пытаясь выслушать оппонента.

Приспособление. Противоположная стратегия. Ей следуют люди, которые готовы поступиться личными интересами, лишь бы оппонент успокоился. Обычно они не уверены в себе, морально слабы и имеют низкую самооценку. Избегание. Нейтральная стратегия. Её предпочитают люди, которые стараются избежать конфликтов. Они не принижают свои интересы, но и чужие тоже не учитывают. Компромисс. Данная стратегия подразумевает частичное удовлетворение интересов каждой стороны. Один человек уступает другому, если и тот сделает то же самое. Сотрудничество. Самая разумная стратегия. Ей следуют люди, которые хотят, чтобы в выигрыше оказались все.

Несмотря на негативную эмоциональную окраску конфликта, ситуация, в которой противоборствуют разные мнения и позиции, характеризуется плюсами и минусами. Спор возникает, когда действия, поведение одной стороны ущемляют интересы другой, препятствуют осуществлению желаний и достижению целей. В результате субъект спора испытывает отрицательные эмоции, чувство неудовлетворенности, психического напряжения, что относится к минусам распрей. Положительные моменты спорной ситуации – возможность урегулирования разногласий и стабилизация отношений между субъектами.

спор

Определение в психологии

Конфликт – столкновение интересов, взглядов, позиций. В структуре конфликтной ситуации выделяют объект (из-за чего произошел спор), субъектов (участников спора), действия (стратегию), исход. В зависимости от вида субъектов различают социальные, политические и экономические конфликтные ситуации.

В социальной распре участвуют люди. Социальные конфликты бывают внутриличностными и межличностными. В первом случае речь идет о наличии устойчивых противоречий в системе взглядов индивида, что приводит к внутренней борьбе на бессознательном уровне. Примером может служить неудовлетворенность индивида собой, социальным статусом, результатами жизнедеятельности.

Межличностный конфликт предполагает столкновение с внешними силами – одним человеком или группой людей. В политических и экономических конфликтных ситуациях субъектами выступают государства, политические партии и экономические образования. Конфликтная ситуация всегда сопровождается негативными эмоциями. Распространенные причины межличностных споров:

  1. Некомпетентность, отсутствие практического опыта.
  2. Слабо развитые навыки бесконфликтного поведения.
  3. Индивидуальные особенности человека – психические отклонения, свойства характера.
  4. Несформированные психологические установки и морально-нравственные принципы.
  5. Неорганизованная система ценностей и убеждений.
  6. Низкая социальная культура, отражающая неумение общаться с окружающими в рамках общепринятых норм.

конфликт в коллективе

Причины конфликтов всегда связаны с объективным несовпадением мнений, интересов, взглядов участников. Конфликтные ситуации в межличностных отношениях часто происходят по причине фрустрации – невозможности осуществить мечту или удовлетворить потребности.

Другие причины связаны с несоответствием выполняемой социальной роли, когда ожидания окружающих людей не соответствуют реальным возможностям и способностям индивида. Разногласия возникают из-за проблем в личной жизни. Причем в этом случае агрессия индивида нередко направлена на посторонних, а не на реальный источник психологического дискомфорта.

Функции

Распри любого характера влияют на участников и окружающих людей. Отрицательные стороны конфликта проявляются в нарушении привычного ритма жизни. Участие в распре отнимает большое количество ресурсов, требует затрат времени, материальных средств, интеллектуальных вложений.

Негативное влияние спора прослеживается в возникновении устойчивого эмоционального напряжения, неприятных чувств, которые нередко сохраняются после завершения распрей. Положительные функции конфликта связаны с его сигнальной ролью. Конфликтная ситуация указывает на наличие противоречий, расхождений во взглядах, которые присутствуют в скрытой или открытой форме.

Психологи считают, что открытая разумная конфронтация способствует выявлению причин неудовлетворенности сторон и устранению разногласий. Конструктивная реакция на наличие противоречий в виде открытого диалога и сотрудничества помогает устранить разногласия на стадии, предшествующей активному соперничеству, противоборству.

Урегулирование конфликта положительно сказывается на взаимоотношениях субъектов в отличие от ситуации, когда латентное течение распри осложняет ведение диалога на протяжении длительного времени. Скрыто протекающие конфликтные ситуации дестабилизируют деятельность, сопровождаются вспышками обострения, поэтому нуждаются в своевременном выявлении и разрешении.

Позитивная функция социальных конфликтов заключается в возможности устранения накала страстей, достижения психологической разрядки, что уравновешивает их негативные проявления в виде психоэмоционального напряжения участников. Усиление переживаний субъектов приводит к благотворному кризису, который ставит точку в споре.

разрешение спора

Одновременно не стоит недооценивать негативные стороны спора с яркой эмоциональной окраской, которые выражаются в разрушительном влиянии на психику и здоровье. Выход из кризисной ситуации считается продуктивным, если индивид освобождается от трудностей и мучивших его противоречий, больше не возвращается к теме разногласий по данному поводу.

Среди положительных функций конфликтной ситуации отмечают возможность достижения целостности или восстановления ранее нарушенного единства. Речь идет о групповых социальных спорах, в которых яркий эмоциональный кризис нередко становится поводом для выяснения и дальнейшего налаживания отношений.

Для группы взаимодействующих людей типичны черты: соперничество требований членов коллектива, интенсивность эмоциональных проявлений. Причем эмоции и чувства людей выражены тем больше, чем теснее они взаимодействуют. Враждебность на фоне несогласия с требованиями других воспринимается как опасность, подавляется и аккумулируется. В результате неизбежна вспышка агрессии, когда предел терпимости индивида будет превышен.

Внутригрупповая ссора способствует выявлению противоречивых мнений, что обуславливает возможность согласования и восстановления равновесия, баланса интересов. Положительный характер внутригрупповых споров проявляется в запуске механизмов приспособления к новым правилам и условиям функционирования коллектива, что приобретает особое значение при недостаточном уровне коммуникации его членов или постоянно меняющихся нормах, правилах, распорядке.

Плюсы и минусы

Конфликтная ситуация отражает дисгармонию в межличностных отношениях, столкновение интересов, идей, противоположностей. Конфликт влияет на человека, который является участником, на уровне психоэмоционального состояния. Для субъектов типичны страдания, переживания, обусловленные жизненными трудностями. Психологи наряду с отрицательными сторонами конфликта выделяют положительные моменты, которые подчеркивают двойственную природу спора.

плюс и минус

Позитивные последствия конфликта просматриваются в контексте стимуляции развития индивида. Психологи отмечают признаки ускоренного интеллектуального развития у людей, которые в конфликтной ситуации, спровоцированной разнонаправленностью взглядов, сознательно увеличивали потенциал знаний, чтобы доказать правоту.

Разные ответы на вопрос с одновременной необходимостью поиска оптимального решения стимулируют людей на интенсивную познавательную и мыслительную деятельность. Позитивные последствия конфликтной ситуации, состоящие в возможности интенсивного развития индивида, проявляются по-разному в зависимости от значимости объекта спора для сторон.

Чем больше значимость объекта, тем больше усилий прилагается для формирования научной базы, которая аргументирует позицию субъекта. Противоречия, возникающие в интеллектуальной сфере, как и процессы конкуренции, влияют на развитие личностных характеристик участников распри. Конфликты, как и феномен конкуренции, могут оказывать положительное воздействие на общество, провоцируя повышение активности и продуктивности его членов.

Положительные последствия социальных споров проявляются в их связующей, объединяющей функции. В рамках межличностных взаимодействий открытый спор позволяет выяснить причины недовольства друг другом. Определив предмет разногласий, можно устранить препятствия, мешающие достижению гармонии в отношениях.

Конфликт в личных отношениях часто становится своеобразным прорывом, началом новой позитивной стадии межличностного взаимодействия, хотя часто сопровождается негативными переживаниями и влечет непредсказуемые последствия. Например, партнерам, которые стоят на грани разрыва отношений, нечего терять, они откровенно высказывают свою позицию и причины недовольства.

в споре рождается истина

Позитивные и негативные последствия стратегий

Разрешение конфликтной ситуации возможно при четком выделении объекта, на который направлены интересы сторон. Для устранения разногласий применяют стратегии. Плюсы и минусы стратегий, направленных на разрешение социальных конфликтов, представлены в таблице:

Стратегия ПлюсыМинусы
СоперничествоБыстрое урегулирование разногласий, достижение полной победы.Ухудшение отношений с оппонентом. У победителя возникает чувство вины, у проигравшего – чувство внутренней неудовлетворенности.
ПриспособлениеВозможность частично урегулировать разногласия.Ущемление собственных интересов в пользу оппонента. Понижение самооценки, невозможность полного разрешения конфликта.
УклонениеВозможность поддерживать отношения в рамках допустимых норм. Если у субъекта не хватает средств для борьбы, в случае уклонения он выигрывает время для пополнения ресурсов.Длительное, затяжное течение конфликта. Скрытое недовольство оппонентом, что сказывается на уровне коммуникации и достижении общих целей.
КомпромиссЧастичное удовлетворение требований, сохранение с оппонентом хороших отношений.Невозможность полного удовлетворения претензий. Вероятность повторного конфликта из-за сохранения причин для притязаний.
СотрудничествоКонструктивное, продуктивное разрешение разногласий, сохранение с оппонентом хороших отношений.Необходимость тесного взаимодействия с оппонентом с целью поиска оптимального решения.

Частота возникновения разногласий коррелирует с уровнем психоэмоционального напряжения, которое испытывает индивид при взаимодействии с другими людьми. Произойдет ли спор, зависит от психологической атмосферы, сложившейся в группе. Факторы, имеющие влияние на инициацию конфронтации: общий уровень удовлетворенности индивида, степень свободы действий, степень расхождения или схожести целей членов группы.

Конфликтная ситуация характеризуется плюсами и минусами. Доминирование положительных или отрицательных влияний зависит от вида и значимости объекта спора для конфликтующих сторон, особенностей взаимоотношений субъектов до момента развития конфликта и других обстоятельств.

Читайте также: