Императивное общение это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио– и видеотехники).

В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по формам.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, заставить его определенным образом действовать и поступать. Конечная незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной.

Объединенные вместе на основе общих признаков императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела, общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

В свою очередь диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

Трудности общения. В процессе общения человека с человеком могут встречаться трудности, которые часто являются препятствиями на пути к достижению индивидом целей и меняются в зависимости от обстоятельств. Например, неразговорчивость человека может мешать ему в установлении первого контакта при знакомстве, но на более поздних этапах воспринимается как проявление его индивидуальности, не мешающее, не препятствующее взаимопониманию.

Со стороны личности трудности общения могут возникать в связи с мотивами общения. Если человек испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в виде появления состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это зависит и от их ролевого положения. Например, известно, что руководители больше ориентируются на нормативы, стандарты, директивные указания, в то время как подчиненные больше ориентированы на взаимопонимание. Несовпадение этих ориентаций приводит к неудовлетворенности в общении.

Особую группу трудностей общения составляют нарушения стратегий, заранее разработанных участниками. Например, неожиданность в форме контакта, несовпадение ожидаемого поведения с реальными действиями партнера по общению может привести к полной растерянности. Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения ведет также к психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.

Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого под категории (плохой – хороший, надежный – ненадежный и т. п.) существенно искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают продуктивность в установлении отношений.

Обучение тактикам общения предполагает знание и учет расстояний, определяющихся отношениями между людьми. Нарушение этих расстояний приводит к психологическому дискомфорту общающихся. Эти расстояния подразделяются на зоны пространств: интимную, личностную, ролевую, социальную. В разных культурах эти зоны несколько отличаются, что определяется такими факторами, как возраст, индивидуально-психологические особенности, принадлежность к определенной культуре и т. д., но в среднем они колеблются от 0-15 см до 15–46 см при интимных отношениях, от 35–60 до 80-120 см – при межличностных отношениях, от 120 до 210 см – при ролевых взаимодействиях и в самых крайних случаях могут достигать 3,6 м. Социальные пространства – это пространства взаимодействия групп людей, массового общения с аудиториями. Они начинаются с расстояния 3,6 м и представляют собой общедоступную зону индивида. Вхождение в зону другого человека, не соответствующее установившимся с ним отношениям, вызывает выделение большого количества адреналина, покраснения кожи, учащение сердцебиения и другие физиологические реакции, характерные для стресса.

Психологические барьеры, то есть препятствия, преграды в общении могут возникать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и по причине несовпадения смыслов высказывания, просьб, приказов и т. п. у различных людей. Барьер общения (психологический) – психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению. В состоянии субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).

В целом барьеры общения можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера заранее воспринимается как потенциальный правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких противоправных поступков.

В социальной психологии и теории коммуникации выделяют три типа межличностного общения: императивное, или директивное, авторитарное; манипулятивное; диалогическое(Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании. Ч. 1. М., 1995. С. 96, 97).

Диалогическое общение – это процесс не созерцательного, а «конкретного деятельностного приобщения одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс целостного сопереживания ему, и духовного, и практического (Докучаев И. И.Введение в историю общения. Историография и методология решения проблемы. СПб., 2001. С. 5).Культуролог и семиотик Ю.М. Лотман, рассматривая такие культурно-исторические формы духовного общения, как искусство беседы, культуру письма и семейного чтения, называлистинным общением (диалогом) познание человеком человека и познание человеком окружающего мира. Он считал общение средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Манипулятивное общение– это субъект-объектное общение (горизонтальное – мягкая манипуляция и вертикальное – агрессивная манипуляция), при котором воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно. Манипуляция – это воздействие на человека (группу людей) с целью побуждения к действиям, противоречащим его (их) собственным интересам. Как и императив, манипулирование предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, но манипулятивное воздействие, в отличие от открытого приказа, осуществляется незаметно, скрытно. При этом реальные цели и мотивы манипуляторов практически всегда расходятся с декларируемыми. В манипулятивной коммуникации партнер воспринимается не как уникальная, свободная, равноправная личность, а как носитель определенных качеств и свойств, нужных манипулятору. Разница между манипуляцией и внешне схожим с ней приемом так называемого скрытого воздействия состоит в стремлении активной стороны к достижению одностороннего выигрыша. Сущность манипуляции заключается в видимой открытости информации, декларировании возвышенных целей, но одновременно существует нечто скрытое, некий механизм, который позволяет воздействовать на людей, не будучиобнаруженным (Николайшвили Г.Г.Социальная реклама: теория и практика. М., 2008. С. 99, 100).

В социальной психологии выделяет несколько типов межличностного общения:

2) диалогическое общение.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

2) конечная цель общения – принуждение партнера (не завуалирована);

3) в качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Особенности: 1) как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека;

Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения. Человека, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его (субъект-объектное воздействие).

Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

2) использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям;

3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения)

4) содержания общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);

5) следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Можно указать ряд сфер и ситуаций медицинской деятельности, где достаточно эффективно использование императивного общения (В.П. Дуброва). К таким сферам и ситуациям относятся:

– работа врача при чрезвычайных обстоятельствах.

В социальной психологии выделяет несколько типов межличностного общения:

2) диалогическое общение.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

2) конечная цель общения – принуждение партнера (не завуалирована);

3) в качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Особенности: 1) как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека;




Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения. Человека, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его (субъект-объектное воздействие).

Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

2) использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям;

3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения)

4) содержания общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);

5) следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Можно указать ряд сфер и ситуаций медицинской деятельности, где достаточно эффективно использование императивного общения (В.П. Дуброва). К таким сферам и ситуациям относятся:

– работа врача при чрезвычайных обстоятельствах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Императивное – авторитарная, дилективная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, мыслями. В качестве средств оказания влияния на партнера используются угрозы, приказы, распоряжения, требования.

В ряде сфер деятельности использование императивного общения достаточно эффективно (уставные военные отношения, отношения начальник-подчиненный в экстремальных ситуациях, при работе в чрезвычайных ситуациях).

2. Манипулятивное – форма межличностного взаимодействия, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Манипуляция предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, отношение к партнеру.

Ярким представителем манипулятивного общения является Дейл Карнеги.

3. Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, целью которого является достижение глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров. Возможно только тогда когда соблюдаются определенные принципы:

· восприятие партнера как равного, имеющего собственное мнение;

· безоценочное восприятие личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям;

· психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное психологическое состояние.

· диалогическое общение должно быть содержательным.

· необходима персонификация общения. Вести разговор нужно только от своего мнения, без ссылок на авторитеты.

9.Коммуникативная сторона общения.

Коммуникативная сторона общения характеризует процесс обмена информации между общающимися индивидами.

Говоря о коммуникации мы имеем в виду обмен различной информацией (идеи, знания, представления, настроения, интересы, чувства и т.д.).

В коммуникативном процессе можно выделить:

ü коммуникатор – тот, кто сообщает (передает) информацию.

ü канал передачи – устно-письменно, вербально-невербально и т.д.

ü реципиент – тот, кто принимает информацию.

ü результат – эффект с которым передается информация.

Цель информационного обмена – выработка общего смысла, единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуации и проблем.

10.Коммуникативные барьеры.

На пути адекватной передачи информации между партнёрами могут стоять коммуникативные барьеры.

Коммуникативный барьер – фактор существенно искажающий информацию или блокирующий ее поступление. Они носят социальный и психологический характер.

3 группы барьеров:

1. Установкавыражает готовность субъектов общения к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении.

§ барьер предвзятости - негативные установки.

§ барьер неверных стереотипов.

2. Понимание.

§ фонетический барьерсвязанный с погрешностью в канале передачи информации (невнятная, быстрая речь, слова паразиты).

§ семантический барьерсвязан с отсутствием смыслового поля при общении представителей разных культур и субкультур.

§ стилистический барьер – возникает когда информация формулируется людьми в разном стиле.

§ логический барьервозникает, когда логика рассуждения принятая коммуникатором либо слишком сложна для восприятия партнером, либо противоречит присущей ему манере доказательств.

§ барьеры отношений - психологический барьер при котором чувство неприязни к коммуникатору распространяется и на передаваемую им информацию.

§ социокультурные барьеры определяются принадлежностью партнеров по общению к различным социальным группам (политическим, экономическим).

3. Барьеры связанные с индивидуальными особенностями человека

Читайте также: