Постмодернизм в живописи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Постмодернизм в живописи – это современное направление в изобразительном искусстве, которое появилось в ХХ веке и довольно популярно в странах Европы и в Америке.

Постмодернизм

Концепции постмодернизма таковы:

  • Это итог политики и неоконсервативной идеологии, для которых характерны эклектика, фетишизм.
  • Умберто Эко (о котором будет написано ниже) определял этот жанр как механизм, который служит для смены одной эпохи в культуре на другую.
  • Постмодернизм - это способ переосмысления прошлого, поскольку уничтожить его нельзя.
  • Это уникальный период, в основе которого - особое понимание мира.
  • Х. Летен и С. Сулейман считали, что постмодернизм нельзя считать целостным художественным явлением.
  • Это эпоха, главной чертой которой была вера в то, что разум всемогущ.

Постмодернизм в искусстве

Этот стиль не делает попыток создавать какие-либо универсальные каноны. Единственная ценность здесь - это свобода творца и отсутствие ограничений для самовыражения. Главный принцип постмодернизма - "всё разрешено".

постмодернизм в живописи картины

Изобразительное искусство

Постмодернизм в живописи 20 века провозгласил свою основную идею – между копией и оригиналом нет особенной разницы. Эту мысль художники-постмодернисты успешно демонстрировали в своих картинах – создавая их, затем переосмысливая, преображая то, что уже было создано ранее.

Постмодернизм в живописи возник на основе модернизма, который когда-то отверг классику, всё академическое, но в итоге сам перешёл в разряд классического искусства. Живопись вышла на новый уровень. В итоге произошёл возврат к периоду, предшествовавшему модернизму.

представители постмодернизма в живописи

Россия

  • А. Менус.
  • Гипер-Пуппер.
  • М. Ткачев.
  • Макса-Максютина.
  • А. Подобед.
  • П. Вещев.
  • С. Носова.
  • Д. Дудник.
  • М. Котлин.

Русский постмодернизм в живописи полностью соответствует основному принципу этого направления.

Художники, творившие в этом жанре

Самые известные представители постмодернизма в живописи:

  • Йозеф Бойс.
  • Убальдо Бартолини.
  • В. Комар.
  • Франческо Клементе.
  • А. Меламид.
  • Никола де Мария.
  • М. Мерц.
  • Сандро Киа.
  • Омар Галлиани.
  • Карло Мария Мариани.
  • Луиджи Онтани.
  • Мимо Паладино.

постмодернизм в живописи 20 века

Йозеф Бойс

Этот немецкий художник родился в 1921 году. Йозеф Бойс – яркий представитель течения "постмодернизм" в живописи. Картины и арт-объекты этого художника стремятся выставлять у себя все музеи современного искусства. Талант к рисованию проявился у Йозефа в детстве. С ранних лет он занимался живописью и музыкой. Неоднократно бывал в мастерской художника Ачиллеса Муртгата. Ещё будучи школьником, Й. Бойс прочитал большое количество книг по биологии, искусству, медицине и зоологии. С 1939 года будущий художник совмещал учёбу в школе с работой в цирке, где он ухаживал за животными. В 1941 году, после окончания школы, он ушёл добровольцем в Люфтваффе. Сначала он служил радистом, затем стал задним стрелком на бомбардировщике. Во время войны Йозеф много рисовал и стал серьёзно задумываться о карьере художника. В 1947 году Й. Бойс поступил в Академию художеств, в которой после преподавал и получил звание профессора. В 1974 году он открыл Свободный университет, куда мог поступить учиться каждый желающий без ограничений по возрасту и без вступительных экзаменов. Его живопись представляла собой рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением разных животных, походившие на наскальные росписи. Также он был скульптором и творил в стиле экспрессионизма, на заказ ваял надгробия. Скончался Йозеф Бойс в 1986 году в Дюссельдорфе.

постмодернизм в живописи фото

Франческо Клементе

Ещё один известный во всём мире представитель стиля "постмодернизм" в живописи - итальянский художник Франческо Клементе. Он родился в Неаполе в 1952 году. Первая выставка его работ состоялась в Риме, в 1971 году, ему тогда было 19 лет. Художник много путешествовал, бывал в Афганистане, в Индии. Его женой стала театральная актриса. Франческо Клементе обожал Индию и бывал там очень часто. Ему настолько полюбилась культура этой страны, что он даже сотрудничал с индийскими миниатюристами и мастерами по изготовлению бумаги – рисовал миниатюры гуашью на бумаге ручной работы. Известность художнику принесли картины, на которых были изображены эротические образы зачастую изуродованных частей тела человека, многие его творения были выполнены им в очень насыщенных тонах. В начале 80-х годов ХХ века он написал серию картин маслом. В 90-е годы ХХ века он стал работать в новой для себя технике – восковая фреска. Работы Ф. Клементе принимали участие в большом количестве выставок в разных странах. Самыми убедительными его работами считаются те, в которых он передаёт своё собственное настроение, свои душевные терзания, фантазии и увлечения. Одна из последних его выставок проходила в 2011 году. Франческо Клементе по сей день живёт и работает в Нью-Йорке, но часто посещает Индию.

русский постмодернизм в живописи

Сандро Киа

Ещё один итальянский художник, который представляет постмодернизм в живописи. Фото одной из работ Сандро Киа продемонстрировано в данной статье.

Он не только художник, он также график и скульптор. Известность пришла к нему в 80-е годы ХХ века. Родился Сандро Киа в Италии в 1946 году. Образование получил в родном городе, Флоренции. После учёбы много путешествовал, искал для себя идеальное место жительства, в результате своих поисков в 1970 году стал жить в Риме, а в 1980 г. переехал в Нью-Йорк. Сейчас С. Киа живёт то в Майами, то в Риме. Работы художника начали выставлять как в Италии, так и в других странах – в 70-х годах. У Сандро Киа свой художественный язык, который наполнен иронией. В его работах яркие насыщенные цвета. Многие его картины изображают мужские фигуры героического вида. В 2005 году президент Италии наградил Сандро Киа золотой медалью за вклад в развитие культуры и искусства. Огромное количество картин художника находится в музеях Германии, Японии, Швейцарии, Израиля, Италии и других стран.

постмодернизм в живописи россии

Миммо Паладино

Итальянский художник-постмодернист. Родился в южной части страны. Окончил колледж искусств. В возрождении изобразительного искусства в 70-х годах он играл одну из ведущих ролей. В основном работал в технике темперной фрески. В 1980 году в Венеции его работы были впервые представлены на выставке, в числе картин других художников-постмодернистов. Среди них были такие имена, как Сандро Киа, Никола де Мария, Франческо Клементе и других. Через год художественным музеем города Базеле была организована персональная выставка картин Миммо Паладино. Затем было ещё несколько персоналий в других городах Италии. Помимо написания картин, художник был скульптором.

постмодернизм в живописи

Свои первые работы он изваял в 1980 году. Его скульптуры обрели популярность практически сразу. Они были выставлены в Лондоне и в Париже в самых престижных залах. В 90-е годы Миммо создал свой цикл из 20 белых скульптур, выполненных в смешанной технике. Художник получил звание почётного члена Королевской Академии художестве в Лондоне. Также М. Паладино является автором декораций к спектаклям театров Рима и Аргентины. Живопись в жизни Миммо играла ведущую роль.


После того, как модернизм исчерпал себя, как направление в искусстве, ему на смену пришел постмодернизм. Модернизм утратил свой потенциал, так как признаки жанра стали приобретать однообразие и монотонность. А вот постмодернизм стал совмещать многообразие стилей, культур и направлений.

Основные принципы постмодернизма

Благодаря тому, что в постмодернизме смешано несколько стилей, написанные картины стала отличать яркость и красота. Профессионалы выделяют следующие принципы жанра:

  1. художники перестают рисовать шаблонно, так как отходят от одинакового восприятия происходящего. Благодаря сочетанию разных стилей, художники смогли добиться революционного прорыва в разных направлениях искусства;
  2. художники, работающие в данном направлении, признают право не только на существование культурно-художественных средств, но и на появление в работах национальных и религиозных особенностей;
  3. постмодернисты заимствовали направление в творчестве у предшественников;
  4. теперь отпали четкие рамки, которые ранее было принято соблюдать в работах;
  5. художники не воспевают новых идеалов, но при этом и не отвергают их;
  6. работы, написанные авторами, должны, прежде всего, развлекать, поэтому создание зрелищности выходит на первый план;
  7. постмодернисты относились ко всему с юмором.

Зная о данных особенностях в направлении, любой, даже не профессиональный зритель, сможет отличить написанную картину в данном стиле.

Время появления постмодернизма

Направление в живописи, стало широко развиваться в начале XX века. Теперь авторы картины предложили идею, в рамках которой нет разницы между копией и оригиналом произведения. Художники с легкостью могли использовать оригинальную картину, сделав с легкостью из нее копию. В нашей стране, пик развития жанра относится к 90-м годам прошлого века. Особенно ярко в данном направлении работали художники, входящие в группу "Свои". В группу входили такие художники, как Иозеф Бойс, В.Комар, А. Меламид, Никола де Мария и многие другие.

Художники, работающие в жанре

Предлагаем более подробно ознакомиться с тем, что предлагали художники в своих работах и чем работы отличались от других.

  1. Й. Бойс - яркий представитель течения постмодернизма. Его картины стремятся выставлять современные галереи, так как картины отличают яркие краски и чувство вкуса. Бойс начал рисовать еще с детства. Особое внимание написанию картин, Бойс отдавал во время войны и задумывался о том, чтобы в серьез заняться рисованием профессионально. Его картины были написаны акварелью, а чаще всего на них были изображены животные, которые больше напоминали наскальные живописи;
  2. Франческо Клементе - итальянский художник, который работал в данном направлении живописи. На протяжении длительного времени, Франческо сотрудничал с индийскими миниатюристами, а также мастерами, которые изготавливали бумагу. Мастер рисовал миниатюры прямо на бумаге. Особая известность мастера проявилась при рисовании эротических образов, при этом многие части тела были изуродованы. Рисовал художник в насыщенных тонах. Посмотрев на большее количество работ, можно заметить, что мастер пытался передавать свое настроение, фантазии и увлечения;
  3. одним из интересных художников, является Сандро Киа, который был еще и графиком и скульптором. Наибольшая популярность настигла автора в 80-х годах XX века. Это один из немногих художников, которые работают в собственном стиле, наполненном иронией.

Постмодернизм интересен для изучения. Его особенности действительно сказались на картинах, представленных зрителю в XX веке.

Постмодернизм — это не единый стиль, а комплекс направлений, объединяемых общим мировоззренческим базисом. Многие из них даже вступают в конфронтацию друг с другом.

Постмодернизм — термин, пришедший из французского языка (postmodernisme). Это название отражает смысл направления, сменившего искусство эпохи модернизма (не путать с модерном). В конце XIX — начале XX столетия модернистские (или авангардистские) течения нанесли мощный удар по классическому искусству. Но постепенно творцов перестали удовлетворять и модернистские подходы.

Особенности постмодернизма

Что такое постмодернизм в живописи? Искусствоведы дают разные ответы на этот вопрос, поскольку постмодернистская культура — феномен многоликий и не имеющий чёткой идеологической платформы. Постмодернисты не создали универсального канона, более того — принципиально отказались от его создания. Пожалуй, единственная базовая ценность, декларируемая приверженцами этого направления, — бесконечная свобода самовыражения.

Тем не менее, можно выделить ряд особенностей, характерных для постмодернистского искусства:

  • Неограниченная, абсолютная свобода художника в выборе методов самовыражения.
  • Переосмысление традиционных образов, включение их в новый контекст (отсюда — широкое распространение ремейков, интерпретаций, художественных цитат, заимствований, аллюзий).
  • Синкретизм, то есть сплав в единое целое разнородных элементов, порой даже противоречащих друг другу (например, использование художником разных стилей в одной картине, а то и сочетание живописи с другими видами искусства).

История постмодернизма и его стили

Постмодернистское течение оформилось в 1960-1970-х годах, но предпосылки его появления связаны с кризисом мировоззрения, возникшим гораздо раньше. Среди них:

Постмодернисты пришли к выводу, что современный мир невозможно описать в рамках классических подходов в философии, науке, культуре. А следовательно, и классические методы искусства не подходят для его описания.

Какие же художественные стили можно отнести к постмодернистским? На этот у искусствоведов нет единства мнений: например, некоторые стили одновременно относят и к авангарду, и к постмодерну. Но всё-таки можно выделить следующий список стилей постмодернизма:

    , основанный на принципе коллажа; , синтезировавший масскульт и искусство; , ставящий во главу угла передачу идеи; , постживописная и лирическая; — коллаж из объёмных элементов, скомпонованных на плоскости картины;
  • живопись цветового поля;
  • процесс-арт, в котором презентация работы зрителю (перфоманс) — неотъемлемая часть творческого процесса.

Известные художники-постмодернисты

К таковым относятся, к примеру:

  • дадаист, сюрреалист и основатель концептуализма Марсель Дюшан (Marcel Duchamp);
  • лидер поп-арта Энди Уорхол (Andy Warhol);
  • пионер ассамбляжа Сезар Бальдаччини (César Baldaccini);
  • известный концептуалист Брюс Науман (Bruce Nauman); (Robert Rauschenberg), Ремедиос Варо (Remedios Varo Uranga), Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon), Дэмиен Херст (Damien Hirst), Джефф Кунс (Jeff Koons).

Постмодернизм — один из самых распространённых сейчас творческих методов. Сотни современных художников-постмодернистов из разных стран выставляют свои работы на сайте VeryImportantLot. Эти картины можно приобрести, связавшись напрямую с автором. А произведения мастеров-постмодернистов, работавших десятилетия назад, можно найти на онлайн-аукционах. Они пользуются большим спросом у ценителей современного искусства и инвесторов, вкладывающих средства в перспективные имена.

Урок 7. Постмодернизм в искусстве

Постмодернизм – это течение в искусстве, пришедшее на смену модернизму. Такая замена трендов была вызвана накопившимся разочарованием от отсутствия видимых положительных результатов развития модернизма в разных сферах искусства. Основная проблема состояла в том, что модернизм перестал отвечать на насущные вызовы эпохи.

Построенный на отрицании всего прошлого и стремлении уничтожить национальные черты в искусстве, модернизм со временем утратил потенциал к дальнейшему развитию, а творения модернизма стали обретать признаки однообразия и монотонности. Такой путь в перспективе является тупиковым и саморазрушительным. В противовес модернизму, постмодернизм построен на совмещении и смешении множества стилей, культур и направлений.

Цель урока: изучить постмодернизм во всех его проявлениях, познакомиться с наиболее выдающимися авторами и произведениями искусства постмодернизма.

Изучив урок, вы сумеете отличить постмодернизм от модернизма и прочих родственных направлений в искусстве.

Содержание:

Как и прочие течения в искусстве, постмодернизм захватил разные страны, виды и жанры искусства не одновременно. Постмодернизм – это, ориентировочно, вторая половина 20 столетия.

Многообразие проявлений постмодернизма в его смешении и совмещении стилей и культур столь велико, что в данном случае видится логичным сначала рассказать о том, что же такое постмодернизм в целом. И только потом переходить к рассмотрению его проявлений в различных видах искусства.

Основные идеи и принципы постмодернизма

Мы уже начали говорить о том, что постмодернизм – это смешение и совмещение стилей. Из этого базового постулата проистекают многие характеристики постмодернизма. Рассмотрим их все по порядку.

7 основных принципов постмодернизма:

Помимо вышеназванных принципов, следует остановиться на философских идеях постмодернизма. Философия постмодернизма – это конструктивизм и эпистемологический или познавательный релятивизм. В понимании постмодернистов, истина не может быть познана в принципе, поэтому любое знание относительно, и даже наука является не более чем интерпретацией окружающей действительности. Более того, интерпретаций может быть бесчисленное множество, и все они абсолютно равноправны.

Возможно, вам будет проще понять суть постмодернизма и его основные отличия от модернизма, если вы изучите сравнительную таблицу определяющих признаков, которыми обладает модернизм и постмодернизм:

Сравнительные признаки модернизма и постмодернизма

Итак, с основными идеями и принципами постмодернизма мы разобрались, и теперь можем перейти к рассмотрению его проявления в различных видах искусства.

Постмодернизм в архитектуре

Постмодернистская архитектура стала своего рода ответом на минимализм модернизма. Изначально казавшийся передовым отказ от дизайнерских украшений зданий привел к однообразию архитектуры, которое тиражировалось на протяжении десятилетий и изрядно обедняло облик городов.

В облик зданий возвращаются украшения фасадов, элементы различных стилей прежних эпох в новой интерпретации. Под украшением следует понимать не элементы декора, а сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями. Так, архитектор Джеймс Стирлинг (1926-1992) разработал красочные проекты в секторе государственного жилищного строительства и множество зданий общественного назначения, в том числе здание Новой галереи в Штутгарте в Германии:

Галерея в Штутгарте

Столь же знаковой фигурой постмодернизма в архитектуре является Терри Фаррелл. Он известен, прежде всего, как архитектор, распространивший традиции постмодернизма в сферу обороны и спроектировавший здание штаб-квартиры британской разведки:

Здание штаб-квартиры британской разведки

Еще один выдающийся архитектор постмодернизма – Альдо Росси (1931-1997). Работы этого итальянского зодчего можно увидеть как в Италии, так и в Германии, Нидерландах и даже Японии. Один из красивейших его проектов – это театр Карло Феличе в Генуе:

Театр Карло Феличе

Если в раннем постмодернизме заимствования стилей, особенно классицизма, видны невооруженным глазом, в более поздний период смешение и совмещение разных направлений ведет к формированию собственных эксклюзивных стилей, присущих исключительно постмодернизму.

Так, деконструктивизм – это прямое отрицание традиций модернизма и, безусловно, новое слово в архитектуре. Визуальная асимметрия и дисгармония, заостренность и угловатость форм порой доходят до абсурда, хотя в итоге здания смотрятся весьма нетривиально. Например, модернизированный в стиле деконструктивизма Королевский музей в провинции Онтарио архитектора Даниеля Либескинда:

Королевский музей в провинции Онтарио

Еще один стиль, выросший из традиций постмодернизма, это хай-тек. Начав формироваться в 70-е, к концу 20 столетия хай-тек уверено шагал по всему миру. В разных странах построено множество зданий в стиле хай-тек, а одним из самых оригинальных по праву считается башня Мэри-Экс архитектора Нормана Фостера:

Башня Мэри-Экс

Верхом комфорта по тем временам считался проект жилого 9-этажного дома, где санузел и кухня находились в разных концах квартиры и не имели общей стены, а коммуникации – вода и канализация – были подведены отдельно на кухню, отдельно в санузел. В большинстве домов, в которых живет большая часть горожан по сей день, кухня соседствует с туалетом и имеет общую канализацию и общий водовод.

За рубежом достижения модернизма в архитектуре точно так же по-прежнему высоко ценятся. В частности, самую первую Притцкеровскую премию за достижения в архитектуре получил Филип Джонсон (1906-2005), который считается одним из главных представителей интернационального стиля в Америке. Напомним, интернациональный стиль зародился в эпоху модернизма. Уточним дополнительно, что Притцкеровская премия утверждена представителями рода Прицкеров, которые являются владельцами сети отелей Hyatt.

Постмодернизм в скульптуре

Постмодернизм в скульптуре проявился в новых формах. В какой-то мере это можно считать развитием трендов, зародившихся в эпоху модернизма. Так, уже тогда Пабло Пикассо и Сальвадором Дали были представлены неожиданные скульптурные решения. Эпоха постмодернизма отличается еще большей экстравагантностью идей. В самых общих чертах можно выделить несколько основных направлений в скульптуре постмодернизма.

Экзистенциальный стиль, реализованный швейцарским художником и скульптором Альберто Джакометти, как бы передает хрупкость и недолговечность всего сущего. Формы нарочито небрежны, и без пояснений автора многие вряд ли бы поняли, что перед ними, к примеру, скульптура собаки:

Альберто Джакометти, Собака

Кинетизм, наиболее полно реализованный в работах скульптора из Швейцарии Жана Тэнгли. Единичные образцы кинетической скульптуры начали появляться еще в эпоху модернизма, а в постмодернизм кинетическое направление получило столь мощное развитие, что в швейцарском городе Базеле создан музей Тэнгли, где можно увидеть его движущиеся скульптуры:

Из прочих представителей кинетизма известны Хайнц Мак, Отто Пине, Гюнтер Юккер. Они в 1957 году объединились в группу Zero. С их подачи в скульптуре начал развиваться такой формат, как инсталляция – пространственная композиция из различных материалов и предметов. Весьма интересна инсталляция посреди пустыни Сахара, которую делал Хайнц Мак:

Хайнц Мак, Инсталляция в Сахаре

Отто Пине, Инсталляция История огня

Индустриальный стиль, представляющий собой изготовление арт-объектов из различных металлических деталей, крепежных элементов, проволоки, гвоздей и прочего. Так, французский творец Жан Мартин предпочитал делать фигурки животных, например, змею из гаек:

Жан Мартин, Змея

А вот румынский скульптор Дариус Хулеа предпочитает ваять исторических персонажей. Весьма интересна фигура Короля Румынии Фердинанда II, выполненная из металлических прутьев и проволоки:

Дариус Хулеа, Король Румынии Фердинанд II

Постмодернизм в живописи

Мы начали наш разговор о постмодернизме с того, что данному течению свойственны смешение и совмещение разных, зачастую не всегда совместимых стилей. В живописи это заметно особенно остро, потому что многие направления, сформировавшись на основе трендов предыдущей эпохи, являют собой нечто принципиально новое. Это вполне закономерно, ведь многие художники, родившиеся в конце 19 – начале 20 столетий, успели сказать свое слово как в модернизме, так и в постмодернизме, сохранив при этом преемственность своего творчества.

Дюшан, Дано 1

Дюшан, Дано 2

Кристек, Звуконепроницаемая эстетика роскоши

Энди Уорхол, 33 банки

Бэкон, Голова VI

Варо, Спиральное путешествие

Стертый рисунок де Кунинга

О постмодернизме в живописи можно говорить практически бесконечно, однако не менее интересен постмодернизм и в литературе.

Постмодернизм в литературе

Литературе постмодернизма свойственны все признаки, о которых мы говорили в самом начале урока: плюрализм, интертекстуальность как неизбежная включенность в контекст мировой литературы, юмор, ирония, в какой-то степени антропологический пессимизм и т.д.

С интертекстуальностью связано и такое явление постмодернистской литературы, как пастиш – компоновка из нескольких произведений, стилей, авторов, имитация творчества одного или нескольких писателей. К пастишу можно отнести посмертные продолжения рассказов Роберта Э. Ховарда, которые написали Лайон Спрэг де Камп и Лин Картер.

И, наконец, отдельно хотелось бы подчеркнуть тему иронии и юмора, подчас черного юмора в литературе постмодернизма. В зарубежной литературе 20 века черный юмор свойственен произведениям таких авторов, как Джозеф Хеллер, Джон Барт, Уильям Гэддис и уже упоминавшийся Курт Воннегут.

Конечно, не все, что написано во второй половине 20 века, однозначно подходит под определение постмодернизма. Однако, в целом, литературный постмодернизм получает наибольшее развитие именно в этот период, период второй половины 20 столетия. Это можно сказать и по отношению к музыке и зрелищным искусствам.

Постмодернизм в музыке и зрелищных искусствах

Поиск новых форм и форматов, новых интерпретаций используемых стилей затронул всю культуру, в том числе музыку и зрелищные искусства. Кроме того, технический прогресс открыл принципиально новые возможности совмещения и сочетания того, что раньше было невозможно сочетать.

Технические возможности звукозаписи достигли такого уровня, что позволили отказаться от традиции имитировать звук зрительного зала на записи. Теперь голос солиста и аккомпанемента в записи звучит максимально чисто, без посторонних вкраплений.

В музыке появились принципиально новые направления, такие как электронная музыка, рок и рок-н-ролл, рэп, хип-хоп, рэгги, R’n’B, получили новый импульс к развитию джаз и блюз. Важный момент: именно во второй половине 20 века сформировалась популярная эстрадная музыка в том формате и понимании, которое мы имеем сейчас.

В 60-70-е годы на эстраде появилось множество артистов, предопределивших дальнейшее развитие популярной музыки на десятилетия вперед. Среди них Адриано Челентано, Джо Кокер, Майкл Джексон, Элтон Джон, Карел Готт, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Джо Дассен, Стиви Уандер, Бонни Тайлер, Дайна Росс, Дорис Дэй, Алла Пугачева, София Ротару, Анна Герман и многие другие. Если мы начнем вспоминать музыкальные поп- и рок-группы, предопределившие музыкальный облик эпохи, список получится вообще безразмерным.

На сегодняшний день мы имеем прогресс в развитии форм художественного выражения, музыкальном оформлении, оформлении декораций концертов и подготовке костюмов певцов. Однако основные форматы массовой подачи – радио, телевидение – зародились именно в рамках постмодернизма, и сегодня лишь дополняются возможностями цифровой эпохи.

Вторая половина 20 века – это время расцвета киноиндустрии. К постмодернизму относится практически все, что снято в Голливуде. Из отечественного кинематографа наиболее ярким образцом постмодернизма является творчество Киры Муратовой с ее мозаикой смыслов и душевных состояний героев кинолент.

И, наконец, в рамках постмодернизма зародился такой вид искусства, как искусство перформанса. Базовый элемент перформанса и его принципиальное отличие от прочих зрелищных искусств – это обязательное взаимодействие устроителя действа со зрителем.

Проверьте свои знания

Два направления в искусстве, модернизм и постмодернизм, тесно связаны и в то же время совершенно различны. Сами названия нацеливают на сопоставление этих двух терминов. Модернизм подразумевает нечто совершенно новое, это попытка полностью обновить приевшиеся веками художественные формы.

Постмодернизм идет дальше: он сметает любые догмы, отрицает единообразие форм и художественных приемов и словно краски на палитре смешивает стили, культуры и направления. Попробуем разобраться, чем отличается модернизм от постмодернизма, и узнаем имена главных представителей этих направлений.

Модернизм – новое прочтение реальности

Модернизм зародился во Франции в конце XIX – начале XX вв. Это было совершенно новое искусство, которое по словам теоретиков модернизма целиком состояло из отрицания старого. За пальму первенства в модернизме условно боролись два французских живописца – Эдуард Мане и Гюстав Курбе.


Произведения этих двух живописцев в сюжетном плане во многом сходны: подчеркнутая реалистичность, изображение повседневности, порой использование обнаженной натуры. В противовес привычным ранее мифологическим и религиозным сюжетам, модернизм в живописи и искусстве утвердил приоритет обычного человека – с заурядной внешностью, без регалий и украшательств.


Русский модернизм был представлен в живописи не менее ярко- Бенуа, Бакстом, Врубелем, Лансере, Сомовым, Анной Остроумовой-Лебедевой.



Модернизм в живописи не был однородным искусством. В его рамках зародилось множество течений, отличающихся стилем и манерой исполнения – импрессионизм, символизм, сюрреализм, абстракционизм и некоторые другие.

Художественные направления модернизма

Модернизм провозгласил абсолютную творческую свободу. Реалистичность уступила место чувственному восприятию творца. Лучшие представители модернизма в живописи изображали окружающий мир так, как видели его сами, в разрез с общепринятыми канонами. Философией модернизма стало самовыражение. Привычные образы художники стали подавать по-новому, опираясь на собственное мировосприятие.

Импрессионизм и постимпрессионизм

При взгляде на картины Клода Моне и Пьера Ренуара создается ощущение, что их персонажи застыли лишь на мгновение. Еще секунда, и зонтик вырвется из рук девушки, подвластный порыву ветра, или кавалер наступит нечаянно на туфельку своей партнерши.


Для постимпрессионизма характерна стилизация изображений. Таким способом художники стремились показать сложное через простое, загадочное и таинственное – через обыденное и привычное. Сложный внутренний мир творца интерпретировался в понятных для восприятия образах. Яркие представители представители постимпрессионизма в живописи– Ван Гог и Поль Гоген.


Символизм

Художественные приемы символизма – загадочность и недосказанность, взгляд на предмет изнутри, а не извне. Использование символов и аллегорий в большой степени характерно для литературных произведений. Поэты и писатели с их помощью выражали то, что невозможно было сказать обычными словами.

Глубоким символизмом, избытком чувств и мыслей наполнены живописные полотна Гюстава Моро и Джорджа Фредерика Уоттса. Одним из видных представителей символизма, и в целом русского модернизма в живописи, был Михаил Врубель.

Кубизм

Основоположники кубизма – Пабло Пикассо и Жорж Брак. Суть кубизма заключается в перенесении привычного трехмерного пространства в двухмерную плоскость. Последователи кубизма утверждали и развивали постулат Сезанна о том, что в основе любого предмета лежат четкие геометрические формы. Глядя на портрет, сразу отмечаешь если не геометрическое совершенство, то однозначно оригинальное видение художника.


Абстракционизм


Прочие разновидности модернизма – сюрреализм, экспрессионизм, футуризм и другие менее выраженные по характеру направления сменяли друг друга в попытках утвердить свою значимость. Построенный на отрицании прошлого модернизм постепенно изжил себя и утратил потенциал к развитию. На смену модернизму пришел постмодернизм, утвердивший смешение стилей, совмещение разных культур и направлений.

Постмодернизм


Постмодернизм имел столько ответвлений и разночтений, что о создании универсального канона не могло быть и речи. Единственный базовый принцип заключался в неограниченной свободе самовыражения. Направления постмодернизма – дадаизм (Марсель Дюшан), концептуализм (Брюс Науман), ассамбляж, или объемный коллаж (Сезар Бальдаччини), поп-арт (Энди Уорхол), а также абстракция, минимализм и множество других.

К середине XX века постмодернизм утвердился как совокупность течений, объединенных общими характерными особенностями:

Постмодернизм имеет глубокое философское обоснование. В трактовке постмодернистов любое знание относительно. Это означает, что каждая интерпретация существующего абсолютна равноправна с оригиналом. Именно на почве такого восприятия возникли произведения Уорхола, изображающие Мэрилин Монро или Венеру Ботичелли.


Сравнивать модернизм и постмодернизм довольно сложно хотя бы потому, что одни и те же художники творили в обоих направлениях. Характерными чертами модернизма можно условно назвать символизм, последовательность, четкий замысел. Постмодернизму, напротив, присущи нарочитая бессмысленность, случайность, игра воображения и высмеивание авторитетов. Модернизм – это поиск глубины и единства, приоритет духовности в искусстве и в жизни. Постмодернизм – это поверхностность и смешение стилей, желание вызвать шок и возмущение, насмешка над миром и самим собой.

Читайте также: