Солнце с белыми лучами сжатое изложение 6 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

Задание:

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения:

Пчёлы известны человеку с незапамятных времён. И вполне естественно, что человек стремился побольше узнать о своих медоносных соседях. Почему? Причин, пожалуй, две. Во-первых, пчёлы — единственные насекомые, дающие человеку целебную и вкусную еду, и потому, безусловно, полезные. Во-вторых, с давних пор пчела служит символом трудолюбия.

Вылепляя свои ячейки, пчёлы решают непростую математическую задачу — найти форму сосуда наибольшей вместимости при наименьших расходах стройматериала. Математики и инженеры доказали, что он должен быть только шестигранным. И пчёлы, в полном согласии с этими расчётами, строят шестигранные ячейки. В них выращивается потомство и хранятся запасы еды.

(По С. В. Воловнику)

Микротемы:

1. Человек стремится больше узнать о пчёлах, поскольку они дают нам вкусную и целебную еду и являются символом трудолюбия.

2. Удивителен строительный материал пчёл — воск, который человек использует в сорока отраслях промышленности. Благодаря воску мы многое узнаём о жизни и искусстве древнего мира.

3. В шестигранных ячейках сот — наиболее вместительном сосуде при минимальных расходах материала — пчёлы выращивают потомство и хранят запас еды.

Пример сжатого изложения:

Пчёлы известны человеку с незапамятных времён. Человек стремится больше узнать о них, потому что они дают нам целебную и вкусную еду и служат символом трудолюбия.

Вылепляя ячейки, пчёлы решают математическую задачу — найти форму сосуда наибольшей вместимости при наименьших расходах стройматериала. Учёные доказали, что он должен быть только шестигранным. И пчёлы строят шестигранные ячейки, в которых выращивают потомство и хранят еду. (113 слов)

Урок русского языка в 6 классе

Выборочное изложение

: выборочное изложение по литературному произведению.

научить выбирать необходимый материал при работе с текстом художественного произведения и строить на этом связное высказывание; продолжить работу по развитию языка, умению находить и употреблять в речи синонимы; развивать грамотность.

2. Работа с текстом сказки – были М.М.Пришвина. Постановка задачи: отобрать материал для описания Митраши.

Примерные отрывки для изложения:

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Они были очень милые.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

После (смерти) родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям. Умненькие и дружные ребята скоро всему научились и стали жить хорошо.

Помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.

3. Работа по содержанию отрывка:

  • Только ли о Митраше идет речь в тексте?
  • Какие части прочитанного текста не надо использовать в нашей работе?
  • Что нужно оставить?
  • Что мы узнаем из отрывка о детях – Насте и Митраше?
  • Опишите Митрашу (возраст, внешний вид, прозвище).
  • Что умел делать мальчик? На кого равнялся в своей работе? Кому подражал?
  • Только ли в работе он старается походить на отца? Как он относится к Насте?
  • Почему Настя посмеивается над братом? Как может помириться с ним?

4. Составление плана текста:

1). В одном селе осиротели двое детей.

2). Внешность Митраши.

3).Митраша выучился у отца делать деревянную посуду. Мальчик вникает и в общественные дела.

4).Митраша пытается поучать сестру, хорохорится.

5) Погладит Настя Митрашу по затылку, и задор покидает мальчика.

5. Словарная работа.

˜
АЙКА1,
–и,
ж.
Низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам.
Банная ш.
ЛОХ

˜
АНКА,
–и и
ЛОХ
˜
АНЬ,
–и,
ж.
Круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.
Деревянная л.
Б

˜
ОНДАРЬ,
–я и
БОНД
˜
АРЬ,
–˜я,
м.
Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).

˜
АВИТЬ2,
–влю, –вишь; –вленный;
сов., кого (что) на что.
Научить кого–н. чему–н. хорошему.
Н. на ум
(вразумить; разг.).
Н. на путь истинный.
ЛАДИЛО

–инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.

– огладить, приноровить перед употреблением.

ЗАДИРАТЬ НОС

– упрямиться, проявлять несговорчивость, высокомерие.

  • Почему автор использует забытые, устаревшие слова? Чего добивается употреблением таких слов?

6. Повторение литературоведческих терминов, нахождение этих терминов в отрывках из сказки-были. Запись необходимых для передачи текста – описания Митраши — средств художественной выразительности в тетрадь по развитию речи.

7. Повторное чтение текста.

  • Перескажите текст по плану. Используйте в рассказе записанные эпитеты, метафоры, гиперболу.
  • Какие числительные встретились вам в тексте?

8. Последнее чтение текста. Работа над черновиком и чистовиком изложения.

Подборка текстов для изложений по русскому языку в 6 классе

Тексты изложений по русскому языку. Предназначены для 6 класса.

Обучающее сжатое изложение

Собиратель русских слов.

Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык. Умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.

Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.

Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.

Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.

Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…

К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями

Подробное изложение по заданному плану.

Измученного голодного детёныша косули подобрали пограничники.

Козлёнку требовалась кормилица. А где её найти? Кто-то указал на Дамку – охотничью собаку, у которой были щенята.

Дамка сердито встретила подкидыша. Собака скалила зубы и рычала. Во время кормления люди крепко держали собаку, а малыш сосал молоко. Но скоро Дамка приняла козлёнка в собачью семью.

Козлёнок охотно принимал участие в щенячьих играх. Вместо козьего с удовольствием пил собачье молоко. Так детёныш косули вырос в семье охотничьей собаки Дамки.

2. Поиски кормилицы.

3. Примет ли Дамка подкидыша?

4. Неприятное знакомство.5. В собачьей семье.

Изложение с элементами сочинения.

Ответьте на вопрос: Как маленькой девочке удалось совершить чудо?

Контрольное выборочное изложение.

Однажды к знаменитому нидерландскому художнику Франциску Гальсу приехал двадцатидвухлетний Ван Дейк.

Гальс с обычным своим мрачным видом принялся за работу и закончил её даже ранее обычного срока. Заказчик остался очень доволен качеством работы, но ни сколько не был удивлён той необыкновенной быстротой, с которой работал художник.

Улыбаясь, он прибавил: « Живопись, кажется, искусство более лёгкое, чем я мог предполагать. Мне интересно было бы посмотреть, что я смог бы сделать, поменявшись с вами ролями.

Изложение повествовательного характера с изменением лица.

Ушёл в поход храбрый русич и домой не воротился. Сложил буйну голову на краю степи половецкой. А Лада всё ждала его, и светился огонёк в её окошке.

Состарилась Лада, умерла, а огонёк заветный в красивый цветок превратился. Цветок, о котором сложена легенда, называют огоньком. Ещё его зовут бальзамин. Как он забрёл в наши края из Африки, сейчас уже никто не помнит.

Многим светил в ночи этот удивительный цветок-огонёк.

Летний день погас. На баскетбольной площадке в парке вспыхнули яркие лампы. Десятки людей стекаются к ней со всех сторон. Может быть, особо интересный матч и здесь собираются болельщики? Где же тогда игроки?

Это цветок таньхуа. Он цветет один раз в год и успевает распуститься и увянуть в течении пяти-шести часов. Его разводят во многих парках Китая. В эту летнюю ночь сотни людей приходят полюбоваться этим редким и красивым зрелищем.

Сжатое изложение с элементами сочинения

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот и говорит одна женщина другой:

-Мой сыночек ловок да силён, никто с ним не сладит.

-А мой поёт, как соловей,- говорит другая.

-Что же ты про своего сына не скажешь?- спрашивают её соседки.

-Ничего в нём особенного нету,- отвечает им женщина.

-Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? Я только одного сына вижу!- ответил им старик.

Согласны ли вы со старичком? Выскажите своё мнение.

Учитель. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, чем оно будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учитель. Следовательно, какие цели мы перед собой поставим? ( Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения; определять главную информацию в тексте, обобщить её и исключить второстепенную информацию)

Учитель. Именно умению излагать существенную, главную информацию мы и будем сегодня учиться. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать,

Юрий Яковлев (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?

Юрий Яковлев родился в Ленинграде (теперь это Санкт-Петербург) в 1922 году. Школу закончил в 1940 и был призван на службу в армию. Он участник Великой Отечественной войны, наводчик зенитной батареи. После войны учился в Литературном институте, написал много рассказов для детей и подростков. Один из них – “Солнце с белыми лучами”.

— О чём вам говорит название рассказа? (Речь пойдёт о ромашке) слайд 2.

— Какое средство выразительности использует автор?( Солнце с белыми лучами- метафора – скрытое сравнение)

Почему? (так интереснее, загадочнее)

4. Чтение текста учителем или подготовленным учеником. (приложение 1)

Несмотря на то, что на экзамене учащиеся будут воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

( Обучающимся раздаются листы с текстом.)

5. Анализ текста:

– Перечитайте текст и ответьте на вопросы:

– Когда происходят события, изображённые в тексте? ( Действие разворачивается в будущем).

– Определите тему текста. (Исчезновение ромашки)

– Определите основную мысль текста (идею, с какой целью написан рассказ?) (Автор предупреждает нас о том, к чему может привести неразумное отношение к природе)

– Определите стиль речи (художественный, так как много изобразительных средств)

– Какие средства выразительности использует автор и что этим достигается? (эпитеты: странный цветок, удивительное растение, незнакомое, самый родной метафоры: белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами, цветок-инопланетянин сравнения: казалось, что выпал снег; стал чужим, как инопланетянин олицетворения: покрывали поля, новосёл таинственный, белое колёсико встречало человека)

– А что такое “тёплый летний снег”? Как вы понимаете это выражение? (тёплый снег – это оксюморон (совмещение несовместимого, например, страшно весело, живой труп, жутко смешно).

– Что изменится, если не использовать средства выразительности? (стиль будет научным)

– Сможем ли мы тогда выразить свои чувства, эмоции, отношение к изображаемому предмету? (нет)

– Что же отличает художественный стиль от научного? (использование изобразительно-выразительных средств)

– Определите тип речи, докажите. (Повествование)

– Только ли? (описание ромашки есть)

– Что в тексте важнее: описание цветка или повествование? (Описание ромашки)

Следовательно, сокращать будем повествовательную часть.

5. Работа над сжатием текста.

Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? (

(Основных приемов сжатия информации – два: обобщение частной информации и исключение второстепенной.

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания.

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)

— Прочитайте 1-й абзац. Слайд 3.

— О чём идёт речь?

— Какие можно выделить ключевые слова?

-Как сократим этот абзац? Передаем самую главную информацию, при этом опускаем диалог.

— Его нужно пересказывать сжато или подробно? (Этот абзац передаём сжато)

-(На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова).

1.Странный цветок. Слайд 4.

Странный цветок, белое колесико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами

— Перескажите 1-ю часть.( Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.)

— Прочитайте 2-й абзац. Слайд 5

-Подчеркните ключевые слова.

-Как сократим этот абзац? ( кратко передадим действия отца)

2. Отец изучает незнакомца. Слайд 6

Рост стебля, диаметр колесика, экзотические цветы.

— Перескажите эту часть сжато. Обязательно ли использовать диалог?( Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.)

— Прочитайте 3-й абзац.слайд 7

— О чем идет речь? ( Для всех это растение – загадка: никто не узнает его)

-Как сократим этот абзац?

— Основную мысль передадим кратко.

-Озаглавьте и подчеркните ключевые слова

3. Таинственный новосел. Слайд 8

Таинственный новосёл, цветок-инопланетянин, не оставил равнодушным.

— Перескажите эту часть сжато. (Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.)

— Прочитайте 4-й абзац. Слайд 9

а) Какой была бабушка? (Старенькая, ей сто лет, она много знает)

б) Почему слёзы на её глазах? (Вспомнила цветы)

-.Прочитайте 5-й абзац. (слайд 10),

— Можно ли объединить эти два абзаца? ( Конечно, говорится об одном)

Эта часть текста очень важна, поэтому и сокращать будем осторожно.

– Слова бабушки важны? (Очень)

В них разгадка тайны растения, бабушка назвала цветок и рассказала о нём.

-Как озаглавим эту часть?

4. Ромашка из бабушкиного детства. Слайд. 11 Подчеркните ключевые слова

Удивительное растение, она из детства, ромашка, слёзы на глазах, безжалостно срывали, низко наклонилась к ромашке.

— Перескажите фрагмент близко к тексту. (Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег.

Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.)

— Прочитайте 6-й абзац. Слайд 12.

— Какая мысль содержится в данной части? (Главная, здесь заключена идея всего текста)

— Какие слова повторяются дважды? (Не уберегли)

— Почему? (Люди виновны в том, что исчезла ромашка. Так автор привлекает наше внимание к проблеме бережного отношения к природе.

5. ”Мы виноваты перед вами, дети!” слайд 13. Подчеркните ключевые слова

Не уберегли ромашку, самый родной цветок нашей земли, стал чужим, инопланетянин.

Перескажите сжато эту часть. (Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку.

Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.)

6. Словарная работа.

– Сумели ли мы сохранить тему и основную мысль текста?

– Давайте запишем, как по-разному в тексте назван цветок. Что это? Зачем нужны? (Синонимы текстовые или контекстуальные используются, чтобы избежать повторов, ярче и образнее выразить мысль) слайд 14

  • Ромашка – странный цветок
  • неизвестный цветок
  • белое колёсико с жёлтой сердцевинкой
  • солнце с белыми лучами
  • таинственный новосёл
  • цветок-инопланетянин
  • удивительное растение
  • самый родной цветок

– Теперь мы готовы к написанию сжатого изложения?

На втором уроке учащиеся пишут сжатое изложение в тетрадях по развитию речи. Слайд14, 15,16 (приложение 2)

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос:

А мы ответственны за природу?

  • Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл. : Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева и др.– М. : Просвещение, 1991. – С. 113-115.

Текст для изложения (рассказ Ю.Яковлева “Солнце с белыми лучами)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

– Мама, мы нашли странный цветок!

– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

– Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

– Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали…

ТОЛЬКО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ

Солнце с белыми лучами.

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:

- Мама, мы нашли странный цветок!

- Он растет за домом, около клена с красными листьями.

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

- Значит, не ты посадила этот цветок? – сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слезы.

-Это ромашка, - тихо сказала бабушка. – Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их безжалостно срывали.

-Зачем? – спросили дети.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно:

- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.

1. Определить тему текста, основную мысль;
2. Выделить микротемы;
3. Определить, какие фрагменты текста необходимо сжать, а какие писать подробно (сжатию должны подвергнуться преимущественно повествовательные фрагменты; основной способ сжатия – обобщенное изложение мысли с исключением деталей);
4. Определить способ сжатия;
5. Запишите сжатый вариант изложения первых двух частей.

Учитель. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, чем оно будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учитель. Следовательно, какие цели мы перед собой поставим? ( Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения; определять главную информацию в тексте, обобщить её и исключить второстепенную информацию)

Учитель. Именно умению излагать существенную, главную информацию мы и будем сегодня учиться. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать,

Юрий Яковлев (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?

Юрий Яковлев родился в Ленинграде (теперь это Санкт-Петербург) в 1922 году. Школу закончил в 1940 и был призван на службу в армию. Он участник Великой Отечественной войны, наводчик зенитной батареи. После войны учился в Литературном институте, написал много рассказов для детей и подростков. Один из них – “Солнце с белыми лучами”.

— О чём вам говорит название рассказа? (Речь пойдёт о ромашке) слайд 2.

— Какое средство выразительности использует автор?( Солнце с белыми лучами- метафора – скрытое сравнение)

Почему? (так интереснее, загадочнее)

4. Чтение текста учителем или подготовленным учеником. (приложение 1)

Несмотря на то, что на экзамене учащиеся будут воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

( Обучающимся раздаются листы с текстом.)

5. Анализ текста:

– Перечитайте текст и ответьте на вопросы:

– Когда происходят события, изображённые в тексте? ( Действие разворачивается в будущем).

– Определите тему текста. (Исчезновение ромашки)

– Определите основную мысль текста (идею, с какой целью написан рассказ?) (Автор предупреждает нас о том, к чему может привести неразумное отношение к природе)

– Определите стиль речи (художественный, так как много изобразительных средств)

– Какие средства выразительности использует автор и что этим достигается? (эпитеты: странный цветок, удивительное растение, незнакомое, самый родной метафоры: белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами, цветок-инопланетянин сравнения: казалось, что выпал снег; стал чужим, как инопланетянин олицетворения: покрывали поля, новосёл таинственный, белое колёсико встречало человека)

– А что такое “тёплый летний снег”? Как вы понимаете это выражение? (тёплый снег – это оксюморон (совмещение несовместимого, например, страшно весело, живой труп, жутко смешно).

– Что изменится, если не использовать средства выразительности? (стиль будет научным)

– Сможем ли мы тогда выразить свои чувства, эмоции, отношение к изображаемому предмету? (нет)

– Что же отличает художественный стиль от научного? (использование изобразительно-выразительных средств)

– Определите тип речи, докажите. (Повествование)

– Только ли? (описание ромашки есть)

– Что в тексте важнее: описание цветка или повествование? (Описание ромашки)

Следовательно, сокращать будем повествовательную часть.

5. Работа над сжатием текста.

Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? (

(Основных приемов сжатия информации – два: обобщение частной информации и исключение второстепенной.

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания.

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)

— Прочитайте 1-й абзац. Слайд 3.

— О чём идёт речь?

— Какие можно выделить ключевые слова?

-Как сократим этот абзац? Передаем самую главную информацию, при этом опускаем диалог.

— Его нужно пересказывать сжато или подробно? (Этот абзац передаём сжато)

-(На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова).

1.Странный цветок. Слайд 4.

Странный цветок, белое колесико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами

— Перескажите 1-ю часть.( Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.)

— Прочитайте 2-й абзац. Слайд 5

-Подчеркните ключевые слова.

-Как сократим этот абзац? ( кратко передадим действия отца)

2. Отец изучает незнакомца. Слайд 6

Рост стебля, диаметр колесика, экзотические цветы.

— Перескажите эту часть сжато. Обязательно ли использовать диалог?( Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.)

— Прочитайте 3-й абзац.слайд 7

— О чем идет речь? ( Для всех это растение – загадка: никто не узнает его)

-Как сократим этот абзац?

— Основную мысль передадим кратко.

-Озаглавьте и подчеркните ключевые слова

3. Таинственный новосел. Слайд 8

Таинственный новосёл, цветок-инопланетянин, не оставил равнодушным.

— Перескажите эту часть сжато. (Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.)

— Прочитайте 4-й абзац. Слайд 9

а) Какой была бабушка? (Старенькая, ей сто лет, она много знает)

б) Почему слёзы на её глазах? (Вспомнила цветы)

-.Прочитайте 5-й абзац. (слайд 10),

— Можно ли объединить эти два абзаца? ( Конечно, говорится об одном)

Эта часть текста очень важна, поэтому и сокращать будем осторожно.

– Слова бабушки важны? (Очень)

В них разгадка тайны растения, бабушка назвала цветок и рассказала о нём.

-Как озаглавим эту часть?

4. Ромашка из бабушкиного детства. Слайд. 11 Подчеркните ключевые слова

Удивительное растение, она из детства, ромашка, слёзы на глазах, безжалостно срывали, низко наклонилась к ромашке.

— Перескажите фрагмент близко к тексту. (Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег.

Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.)

— Прочитайте 6-й абзац. Слайд 12.

— Какая мысль содержится в данной части? (Главная, здесь заключена идея всего текста)

— Какие слова повторяются дважды? (Не уберегли)

— Почему? (Люди виновны в том, что исчезла ромашка. Так автор привлекает наше внимание к проблеме бережного отношения к природе.

5. ”Мы виноваты перед вами, дети!” слайд 13. Подчеркните ключевые слова

Не уберегли ромашку, самый родной цветок нашей земли, стал чужим, инопланетянин.

Перескажите сжато эту часть. (Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку.

Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.)

6. Словарная работа.

– Сумели ли мы сохранить тему и основную мысль текста?

– Давайте запишем, как по-разному в тексте назван цветок. Что это? Зачем нужны? (Синонимы текстовые или контекстуальные используются, чтобы избежать повторов, ярче и образнее выразить мысль) слайд 14

  • Ромашка – странный цветок
  • неизвестный цветок
  • белое колёсико с жёлтой сердцевинкой
  • солнце с белыми лучами
  • таинственный новосёл
  • цветок-инопланетянин
  • удивительное растение
  • самый родной цветок

– Теперь мы готовы к написанию сжатого изложения?

На втором уроке учащиеся пишут сжатое изложение в тетрадях по развитию речи. Слайд14, 15,16 (приложение 2)

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос:

А мы ответственны за природу?

  • Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл. : Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева и др.– М. : Просвещение, 1991. – С. 113-115.

Текст для изложения (рассказ Ю.Яковлева “Солнце с белыми лучами)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

– Мама, мы нашли странный цветок!

– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

– Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

– Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали…

Читайте также: