Физиологические особенности дошкольников кратко

Обновлено: 05.07.2024

В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности.

У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания - 30 в минуту, 5-6 лет - 25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 3-4 лет составляет 400- 500 см, 5-6 лет -800-900 см3.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей до 3 лет. В этом периоде заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон.

Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

У 6-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в пси­хическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.

Головной мозгпри рождении 350-380 гр. (10% от массы тела), к 3-м годам увеличивается в 3 раза. Имеются все борозды и извилины. Основная дифференцировка заканчивается к 8 годам. Спинной мозг к 2 годам напоминает спинной мозг взрослого человека. К 5 годам его масса увеличивается в 3 раза, доходит по длине до первого поясничного позвонка. Спинной мозг функционально более совершенен, чем головной.

Вегетативная нервная системаобеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует функции внутренних органов. Однако, эта регуляция легко нарушается при воздействии неадекватных возрасту внешних факторов.

Кожа и подкожно-жировая клетчатка– осуществляет защитную, терморегуляторную, выделительную, дыхательную и др. функции. Защитная функция выражена слабо. Потовые железы полностью развиваются к 5-7 годам и через них удаляются шлаки. Больше потовых желез располагаются в подмышечной, паховой области и заканчивают свое развитие к половому созреванию. Подкожно-жировая клетчатка развита достаточно. До 6 лет идет увеличение жировых клеток.

Костная система. Кости постепенно уплотняются и с 2-3 лет уже имеют пластинчатое строение. Швы на голове закрываются ко 2-3 месяцу, а их полное сращение происходит в 3-4 года. Укрепление позвоночника и его изгибов происходит к 7-12 годам. Стопа и ее свод укрепляются к 5 годам. Грудная клетка имеет цилиндрическую форму и оканчивает свое формирование, как и позвоночник к 12-13 годам.

К 2-3 годам имеется полный набор молочных зубов в количестве двадцати. Постоянные зубы начинают прорезываться к 5-7 годам. Смена молочных зубов идет с 6-7 лет. С 3-х лет ребенок должен хорошо полоскать и чистить зубы и не злоупотреблять сладостями (зубы разрушает молочная кислота, которую вырабатывают бактерии, живущие в крахмале и сахаре)

Мышечная система.Мышечная масса прирастает к 5 годам. Дети много двигаются, увеличивается сила мышц, выносливость, совершенствуется координация движения. Очень важно знать, что движения в этом возрасте ребенку жизненно необходимы. С движением параллельно развивается зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. А т.к. центральное звено двигательного анализатора расположено рядом с центром речи, письма, то сигналы из двигательного центра распространяются на соседние области и стимулируют их развитие. Если давать ребенку задание выполнять движения пальцами рук, можно совершенствовать его речь, учить счету, письму и т.д.

Органы дыханиятоже совершенствуются. Носовые ходы становятся более широкими. Придаточные пазухи носа формируются к 2-х летнему возрасту и полного развития достигают к периоду полового созревания. Лимфатическая ткань разрастается и пик роста приходится на 4-10 лет. Гортань и трахея обильно кровоснабжены. Бронхи прекращают свое ветвление к 7 годам. Увеличивается масса легких и их объем, созревает ацинус. В легких идет развитие эластической ткани, они богато васкуляризированы. Дыхание имеет свои особенности. В 1-2 года ЧД 30-35 в минуту, в 5-6 лет ЧД 25 в минуту, к 10-12 годам становится как у взрослого – 17-18 в минуту. К 5-7 годам ребенок может делать глубокий вдох.

Сердечно-сосудистая система. В 1,5-2 года вес сердца увеличивается в 3 раза, а к 6 годам – в 11 раз. При рождении у ребенка просвет артерий и вен одинаковый, в диаметре они широкие, поэтому и давление низкое – 70/36 мм.рт.ст. С возрастом артерии становятся уже, давление увеличивается.

Давлениеможно определить по формуле

Систолическое 90 + 2п,где п – число лет

Диастолическое 60 + п

Пульс 1 год – 120-135 уд./ мин.

Года – 100-120 уд./ мин.

Года – 100-110 уд./мин.

Лет – 80-100 уд./ мин.

Лет – 70-100 уд./ мин.

Органы мочевыделения. Идет интенсивное созревание ткани почки. Снижена способность сохранять воду при длительном голодании, что ведет к быстрому обезвоживанию. Мочеточники и лоханки широкие. Это может привести к застою мочи и развитию ИМВП. У грудных детей удельный вес мочи низкий за счет сниженной концентрационной функции почек. Частота мочеиспусканий 20-25 в сутки. Объем мочевого пузыря к году 200 мл, число мочеиспусканий 15 раз в сутки.

Количество выделенной мочи за сутки = 600 + 100 (п – 1), где п- возраст ребенка в годах.

Иммунная система. На нее оказывает влияние активная иммунизация. Посещение детьми ДОУ также приводит к частой антигенной стимуляции. Процесс созревания иммунной системы заканчивается с наступлением половой зрелости. Лимфатическая ткань является основным субстратом иммунной системы. К лимфоидным образованиям относят вилочковую железу, лимфоузлы, селезенку, миндалины, лимфоузлы кишечника (пейеровы бляшки). Центральным звеном является вилочковая железа. От 1 до 3-х лет идет интенсивное ее увеличение, а к 12 годам – ее инволюция.




Физическое развитие

Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формуле:

10,5 + 2п,

где п - возраст ребенка до 11 лет, а 10,5 – масса ребенка в 1 год.

Для ориентировочного расчета длины тела пользуются формулой:

Ребенок в 4 года имеет рост 100 см.

Если меньше 4 лет,

Если больше 4 лет,

То его рост = 100 + 6(п-4)

Где п –возраст в годах.

Окружность головына 1-ом году увеличивается на 10-11 см, за 2 год – на 2 см, за 3 год – на 1 см. В дальнейшем прирост головы идет очень медленно, а после 6 лет она увеличивается всего на 5-6 см.

Окружность грудиза 1 год увеличивается на 13-15 см, за 2 год – на 2,5-3 см, за 3 год – на 1,5-2 см.

Оценку ФР можно проводить по центильным таблицам.

НПР дошкольника.

Выделяют 6 линий развития от 1до 2-х лет:

Рп, Ра, И, С, Д, Н.

Ведущие линии Рп, Ра, Н.

Головной мозгпри рождении 350-380 гр. (10% от массы тела), к 3-м годам увеличивается в 3 раза. Имеются все борозды и извилины. Основная дифференцировка заканчивается к 8 годам. Спинной мозг к 2 годам напоминает спинной мозг взрослого человека. К 5 годам его масса увеличивается в 3 раза, доходит по длине до первого поясничного позвонка. Спинной мозг функционально более совершенен, чем головной.

Вегетативная нервная системаобеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует функции внутренних органов. Однако, эта регуляция легко нарушается при воздействии неадекватных возрасту внешних факторов.

Кожа и подкожно-жировая клетчатка– осуществляет защитную, терморегуляторную, выделительную, дыхательную и др. функции. Защитная функция выражена слабо. Потовые железы полностью развиваются к 5-7 годам и через них удаляются шлаки. Больше потовых желез располагаются в подмышечной, паховой области и заканчивают свое развитие к половому созреванию. Подкожно-жировая клетчатка развита достаточно. До 6 лет идет увеличение жировых клеток.

Костная система. Кости постепенно уплотняются и с 2-3 лет уже имеют пластинчатое строение. Швы на голове закрываются ко 2-3 месяцу, а их полное сращение происходит в 3-4 года. Укрепление позвоночника и его изгибов происходит к 7-12 годам. Стопа и ее свод укрепляются к 5 годам. Грудная клетка имеет цилиндрическую форму и оканчивает свое формирование, как и позвоночник к 12-13 годам.

К 2-3 годам имеется полный набор молочных зубов в количестве двадцати. Постоянные зубы начинают прорезываться к 5-7 годам. Смена молочных зубов идет с 6-7 лет. С 3-х лет ребенок должен хорошо полоскать и чистить зубы и не злоупотреблять сладостями (зубы разрушает молочная кислота, которую вырабатывают бактерии, живущие в крахмале и сахаре)

Мышечная система.Мышечная масса прирастает к 5 годам. Дети много двигаются, увеличивается сила мышц, выносливость, совершенствуется координация движения. Очень важно знать, что движения в этом возрасте ребенку жизненно необходимы. С движением параллельно развивается зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. А т.к. центральное звено двигательного анализатора расположено рядом с центром речи, письма, то сигналы из двигательного центра распространяются на соседние области и стимулируют их развитие. Если давать ребенку задание выполнять движения пальцами рук, можно совершенствовать его речь, учить счету, письму и т.д.

Органы дыханиятоже совершенствуются. Носовые ходы становятся более широкими. Придаточные пазухи носа формируются к 2-х летнему возрасту и полного развития достигают к периоду полового созревания. Лимфатическая ткань разрастается и пик роста приходится на 4-10 лет. Гортань и трахея обильно кровоснабжены. Бронхи прекращают свое ветвление к 7 годам. Увеличивается масса легких и их объем, созревает ацинус. В легких идет развитие эластической ткани, они богато васкуляризированы. Дыхание имеет свои особенности. В 1-2 года ЧД 30-35 в минуту, в 5-6 лет ЧД 25 в минуту, к 10-12 годам становится как у взрослого – 17-18 в минуту. К 5-7 годам ребенок может делать глубокий вдох.

Сердечно-сосудистая система. В 1,5-2 года вес сердца увеличивается в 3 раза, а к 6 годам – в 11 раз. При рождении у ребенка просвет артерий и вен одинаковый, в диаметре они широкие, поэтому и давление низкое – 70/36 мм.рт.ст. С возрастом артерии становятся уже, давление увеличивается.

Давлениеможно определить по формуле

Систолическое 90 + 2п,где п – число лет

Диастолическое 60 + п

Пульс 1 год – 120-135 уд./ мин.

Года – 100-120 уд./ мин.

Года – 100-110 уд./мин.

Лет – 80-100 уд./ мин.

Лет – 70-100 уд./ мин.

Органы мочевыделения. Идет интенсивное созревание ткани почки. Снижена способность сохранять воду при длительном голодании, что ведет к быстрому обезвоживанию. Мочеточники и лоханки широкие. Это может привести к застою мочи и развитию ИМВП. У грудных детей удельный вес мочи низкий за счет сниженной концентрационной функции почек. Частота мочеиспусканий 20-25 в сутки. Объем мочевого пузыря к году 200 мл, число мочеиспусканий 15 раз в сутки.

Количество выделенной мочи за сутки = 600 + 100 (п – 1), где п- возраст ребенка в годах.

Иммунная система. На нее оказывает влияние активная иммунизация. Посещение детьми ДОУ также приводит к частой антигенной стимуляции. Процесс созревания иммунной системы заканчивается с наступлением половой зрелости. Лимфатическая ткань является основным субстратом иммунной системы. К лимфоидным образованиям относят вилочковую железу, лимфоузлы, селезенку, миндалины, лимфоузлы кишечника (пейеровы бляшки). Центральным звеном является вилочковая железа. От 1 до 3-х лет идет интенсивное ее увеличение, а к 12 годам – ее инволюция.

Физическое развитие

Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формуле:

10,5 + 2п,

где п - возраст ребенка до 11 лет, а 10,5 – масса ребенка в 1 год.

Для ориентировочного расчета длины тела пользуются формулой:

Ребенок в 4 года имеет рост 100 см.

Если меньше 4 лет,

Если больше 4 лет,

То его рост = 100 + 6(п-4)

Где п –возраст в годах.

Окружность головына 1-ом году увеличивается на 10-11 см, за 2 год – на 2 см, за 3 год – на 1 см. В дальнейшем прирост головы идет очень медленно, а после 6 лет она увеличивается всего на 5-6 см.

Окружность грудиза 1 год увеличивается на 13-15 см, за 2 год – на 2,5-3 см, за 3 год – на 1,5-2 см.

Костная система. Скелет человека выполняет опорную функцию, защищает внутренние органы от различных сотрясений и ударов. Эту же функцию выполняет череп относительно мозга. В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах.

Позвоночный столб дошкольника состоит в основном из хрящевой ткани. Поэтому он очень податлив и может легко подвергаться искривлениям, например при неправильном положении тела во время сидения за столом, если мебель не соответствует росту ребенка и т. д. Родители должны учитывать это, чтобы обеспечить нормальное физическое развитие детей.

Костная система детей до семи лет, в отличие от взрослых, характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса. Поэтому необходимо тщательно оберегать развитие костного скелета, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза и конечностей.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей и вызывает их искривления. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Особенно полезны упражнения влазаний, беге, прыжках и различные подвижные игры.

Мышечная система. У детей дошкольного возраста мышечная система развита еще очень слабо. Прежде всего у них развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3—4 лет довольно часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая.

К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей, возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

Работа с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении). Поэтому длительное стояние или сидение всегда утомляет ребенка.

Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и костям, что обеспечивает их интенсивный рост. Дети, которые достаточно двигаются, как правило, лучше физически развиты по сравнению с малоподвижными.

Нормальное физическое развитие организма невозможно без всестороннего развития мускулатуры. Однако наряду с систематической тренировкой мышечного аппарата ребенка следует ограничивать для него мышечные напряжения, связанные с длительным сохранением неподвижного положения туловища. Учитывая быструю утомляемость мышц у дошкольников, нужно избегать чрезмерных физических усилий при выполнении упражнений и во время подвижных игр.

Дыхательная система. Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. К седьмому году жизни в основном заканчивается процесс формирования тканей легких и дыхательных путей.

Однако развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовые ходы, трахеи и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не в состоянии делать глубоких вдохов. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых.

У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ. Повышенная потребность детского организма в кислороде при физической нагрузке удовлетворяется в основном за счет частоты дыхания и в меньшей мере — изменения его глубины.

С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется. Этого не происходит при дыхании через рот.

Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, необходимо, чтобы они как можно больше находились на свежем воздухе. Полезны также упражнения, способствующие развитию дыхательного аппарата: ходьба, бег, прыжки, передвижение на лыжах и коньках, плавание и др.

Сердечно-сосудистая система. Сердечно-сосудистая система у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Сосуды у ребенка шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет значительно быстрее. Детское сердце обладает большей жизнеспособностью, потому что оно еще не перенесло различных болезней и лучше питается, благодаря широкому просвету сосудов.

В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85—105 уд. в 1 мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма : во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается. В старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) пульс становится более устойчивым и достигает 7899 уд. в 1 мин. Причем у девочек на 5—7 ударов больше, чем у мальчиков.

С целью контроля за физической нагрузкой во время гимнастических упражнений, подвижных игр, упражнений спортивного характера необходимо периодически фиксировать частоту сердечных сокращений сразу же после выполнения двигательных действий. Для этого на лучевую артерию (верхняя часть кисти) накладывают пальцы и по колебаниям ее стенки подсчитывают пульс в течение 10 с (время фиксируется по секундной стрелке часов). Затем полученную цифру умножают на 6 и узнают количество сокращений сердца за 1 мин.

Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса не превышает 150—180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить (уменьшить количество повторений упражнений, продолжительность подвижных игр и т. п.).

Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3—4 года оно составляет 96/58 мм рт. ст. в 5—6 лет — 98/60 мм рт. ст.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка. Систематические занятия физическими упражнениями, правильно организованные и проведенные подвижные игры, посильная физическая нагрузка способствуют тренировке сердечнососудистой системы и укрепляют её.

Нервная система. Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой. Головной мозг–высший отдел центральной нервной системы – руководит работой всех органов и систем организма человека, благодаря чему осуществляется связь с внешней средой.

Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается. В соответствии с физиологическим учением И. П. Павлова процесс сложного приспособления организма к внешней среде осуществляется корой головного мозга, прежде всего через условно-рефлекторную деятельность.

Основной формой проявления деятельности высшей нервной системы является рефлекс – ответная реакция на раздражитель. Первую группу рефлекторных реакций составляют безусловные (врожденные) рефлексы. У детей это прежде всего пищевой, защитный и ориентировочный. Они обеспечивают ребенку примитивное приспособление к окружающей среде.

Важно учитывать также еще одну существенную особенность центральной нервной системы ребенка – способность сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда становится понятным способность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Об этом не следует забывать при формировании у дошкольников новых двигательных навыков.

Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков – ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания и др. Причем правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала имеет большое значение, так как исправлять их очень трудно.

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человек больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:

1) новорожденный – первые 4 недели жизни;

2) грудной (младенческий) – до 1 года;

3) ранний детский – от 1 года до т3 лет;

4) дошкольный – от 3 до 6 лет.

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост, масса тела и ОГК. С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологии системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит, в основном, за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6-7 лет) – мышцы рук. К пяти годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6-7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Некоторые особенности игровой деятельности младших дошкольников Особенности игровой деятельности дошкольников. Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности дает возможность.

Особенности музыкально-ритмического воспитания дошкольников Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно.

Психолого-педагогические особенности ФЭМП у дошкольников Ведущими психологическими процессами являются: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Мышление- бывает: предметно- действенное.

Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5–6 лет Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Приморского района Санкт-Петербурга «Особенности.

Особенности развития зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР Консультация для воспитателей Особенности развития зрительно – моторной координации у дошкольников с ОНР. Родителей и педагогов, конечно.

Эмоциональные особенности дошкольников Эмоциональные особенности дошкольников. К дошкольному возрасту у ребенка уже сравнительно богатый эмоциональный опыт. Он быстро и ярко реагирует,.

  1. Цикличность. Возраст, рассматриваемый как стадия развития, подобен циклу, имеющему особое содержание и темп. На смену периодам подъёма и интенсивного развития здесь приходят периоды замедления. Подобные циклы развития наблюдаются при развитии отдельных психических функций (речи, памяти, интеллекта), заметны они и при общем развитии психики.
  2. Неравномерности развития. На каждом возрастном этапе отдельные стороны личности развиваются непропорционально и неравномерно.
  3. Метаморфозы. Ребёнка нельзя сравнить с маленьким взрослым, который мало что умеет и знает, ведь он постепенно обрастает нужным опытом. На каждом возрастном этапе психика ребёнка своеобразна и сильно отличается от предшествующей.
  4. Сочетание при развитии ребёнка процессов эволюции и инволюции. Развившееся на предшествующем этапе либо отмирает, либо видоизменяется, например, вместо лепета малыш начинает говорить.

Особенности развития дошкольников в разном возрасте

Не бывает одинаковых детей, но всё же для каждого возраста есть характерные особенности психического и физиологического развития. Например, для годовалых малышей свойственно обучение ходьбе и постепенное овладение первыми словами. Пятилетние же дети превращаются в почемучек, зато десятилетние ребята уже смотрят на окружающий мир взглядом почти взрослого человека. При этом у каждого возраста есть свои плюсы и минусы, потери и ограничения.
Далее последует оценка главных детских возрастных особенностей, позволяющих их классифицировать. К таким возрастным периодам относятся:

  • младенчество (до года);
  • ранний период (1-2 года);
  • дошкольный период (3-5 лет);
  • младший школьный период (6-11 лет).

Малыш до 1 года

Ребенок в двух-трехлетнем возрасте

Особенности этого возраста:

Ребенок в трехлетнем возрасте

Ребенок в 4 года

В четыре года малыш превращается в маминого помощника. Выполняя доверенное ему дело, он очень старается, и бывает очень доволен, получая похвалу. Мелкая и крупная моторика ребёнка продолжает совершенствоваться. Он уже легко бросает через голову мяч, спускается по лестнице, переступая обеими ногами, прыгает на одной ножке, копирует простые изображения и обводит по контурам. Малышам в этом возрасте легче даются логические задачи. Можно поставить перед ребёнком красный, зелёный и синий кубики и попросить, чтобы он дал не синий и не красный кубики. Либо можно попросить дать кубик цвета как у травки. Можно также усложнить задачу, попросив малыша дать кубик такого же цвета, как и шторы в комнате. Обычно подобные логические задачи дети решают легко. Четырёхлетнему ребёнку уже легко даются сравнительные степени, а также понятие времени и отличие настоящего от прошлого. В счёте дети продвигаются до десятка, а некоторые из них уже способны решать элементарные задачи на сложение. Обычно ребёнок в этом возрасте уже способен замечать в окружающих предметах геометрические фигуры, различает левую и правую руки, осваивает названия времён года.
Особенности этого возраста:

Ребенок в пяти-шестилетнем лет

Ребенок в шести-семилетнем возрасте

У 6-7-летних детей возраст имеет свои особенности. Ребёнок, став первоклассником, совершает огромный скачок на новую ступень развития. В процессе обучения он не только усваивает навыки, умения и знания, но также учится ставить себе учебные цели, ищет способы усвоения знаний и их применения, учится оценивать и контролировать свои действия. В этом возрасте малыш может на слух запомнить ряд цифр и повторить их все, либо ошибиться в 1-2 случаях. То же касается десятка несложных слов. Прослушав их в первый раз, он должен вспомнить хотя бы половину из них, а после 3-4 повторений способен уже запомнить 9 или все 10. В этом возрасте многие дети уже читают самостоятельно и могут пересказать текст. Ребёнок уже имеет представление о природе и основных её явлениях. Пополняется багаж его знаний в географии (о странах и городах, морях, реках и озёрах, солнце и планетах). Ребёнок знает о видах спорта и профессиях.
Особенности этого возраста (здесь проявляется готовность к школе):

  • Математические и общие знания. Перечисляет цвета радуги. По часам определяет время. Уверенно называет время суток, дни недели, месяцы и времена года. Знает все цифры и решает простейшие примеры.
  • Память. Если ребёнка попросить на слух запомнить недлинный ряд цифр (например, восемь), то в норме он должен повторить 5-6 из них. Также с набором из 10 простых слов. После прослушивания ребёнок повторяет запомнившиеся слова. После первого прослушивания в норме их должно быть не менее половины, после 3-4 повторений запоминаются все или почти все, а через час ребёнок должен забыть не более пары слов.
  • Мышление. Способен классифицировать предметы и явления, определять различие и сходство между ними.
  • Развитие речи. Текст читает самостоятельно и пересказывает его. Умеет писать простые слова.
  • Представление об окружающем мире. Отлично, если у ребёнка есть представления о природе: домашних и диких животных, травоядных и хищниках, перелётных и зимующих птицах, деревьях, кустарниках и травах, полевых и садовых цветах, различных плодах, природных явлениях. Он должен иметь багаж знаний в географии, знать важнейшие профессии и виды спорта.

Некоторые родители полагают, что если их ребёнок пошёл в школу, умея писать, читать и считать, то ему уже обеспечен успех. Но важным также является и степень развития у него познавательных механизмов в виде мышления, памяти, мелкой моторики и воображения.
Психологически подготовленный к школе ребёнок должен иметь:

Похожие книги из библиотеки

Научитесь злиться. Секреты счастливых родителей

Научитесь злиться. Секреты счастливых родителей

Человеческий суперорганизм

Человеческий суперорганизм

Каждый из нас представляет собой суперорганизм, состоящий из тысяч разновидностей бактерий, а результаты последних научных исследований подтверждают: объявленная в ХХ веке война со всеми микробами без разбора — это война с самими собой. Родни Дитерт, авторитетный американский микробиолог, более 35 лет изучавший воздействие различных внешних факторов на иммунную систему, наглядно демонстрирует, как посредством небольших изменений в рационе и поведении можно приручить свой микробиом и заставить наших биологических партнеров служить нам верой и правдой долгие годы.

Секреты вечной молодости

Секреты вечной молодости

Йога для здоровья груди

Йога для здоровья груди

Бобби Кленнелл предлагает эффективную и доступную программу асан (поз) и пранаям (дыхательных техник) для поддержания груди в идеальной форме. Для широкого круга читателей.

Коморбидный пациент. Руководство для практических врачей

Коморбидный пациент. Руководство для практических врачей

Четыре гавани нашей жизни

Четыре гавани нашей жизни

В своей профессиональной деятельности Сергей Елисеев столкнулся с тем, что многие его консультации связаны с проблемами, повторяющимися у большинства посетителей. Люди разные, а проблемы – одинаковые. Такие общие проблемы он условно назвал гаванями жизни. Если в четырех гаванях – полный порядок, то у человека все прекрасно: он хорошо себя чувствует, стрессоустойчив. Покой и комфорт помогают ему выжить в очень тяжелых ситуациях, наполняя жизнь смыслом и помогая воспрянуть духом. Издание будет полезно всем, кто интересуются вопросами психологии.

Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка)

В учебном пособии представлены современные концепции онтогенеза человека с учетом новейших достижений антропологии, анатомии, физиологии, биохимии, нейро- и психофизиологии и т. п. Рассмотрены морфофункциональные особенности ребенка на основных этапах возрастного развития, их связь с процессами социализации, в том числе с обучением и воспитанием. Книга иллюстрирована большим количеством схем, таблиц, рисунков, облегчающих усвоение материала, предложены вопросы для самопроверки.

Разделы Библиотеки

  • Дополниетльные направления
    • Диетология 91
    • Справочники 263
    • Растения и травы 17
    • Физиотерапия и ЛФК 101
    • Психиатрия 31
    • Психология 165
    • Детям / О детях 91
    • Мужчинам 16
    • Женщинам 55
    • Стоматология 2
    • Педиатрия 74
    • Нейрохирургия 2
    • Ревматология 33
    • Кардиология 14
    • Хирургия 10
    • Материалы на сайте могут иметь возрастное ограничение 18+
    • Сайт носит информационный характер, для лечения заболеваний проконсультируйтесь с врачом!
    • Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
    О проекте

    Очень надеемся, что наш справочник сможет принести Вам реальную помощь в борьбе с недугами и в укреплении Вашего здоровья на основе знаний, полученных на нашем сайте.

    Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников - имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Модерация осуществляетвляется по официальным заявлениям правообладателей, через форму обратной связи.

    Читайте также: