Поселения и жилища ингушей кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ингуши представляют коренной народ Кавказа, что издавна создаёт и хранит свои многовековые традиции. На протяжении столетий ингуши придерживаются особого морального кодекса, что лежит в основе их жизни и культуры. В их селениях и сегодня существуют свод всеобщих правил, абсолютный авторитет старейшин, крайне почтительное отношение к старшим.

Сегодня в мире насчитывается около 700 тысяч человек, причисляющих себя к этой народности. Большая их часть проживает на исторической родине, в Ингушетии, крае, где можно воочию увидеть старинные обычаи и уклад жизни, не изменившиеся в течение последних веков. Какие же они – ингуши? Что выделяет их среди прочих народов?

Название народа произошло от названия селения Ангушт, которое начиная с XVIII века являлось одним из крупнейших населенных пунктов в Тарской долине. Сами ингуши нередко называют себя галгаями.

Как считают историки, это именование связано со словом “гала”, обозначающее башню или крепость. Это вполне логичное объяснение, ведь в старину у каждого ингушского рода была своя башня, по внешнему виду и состоянию которой можно было судить о материальном положении и успехах семейства.

Ингуши – один из автохтонных народов Северного Кавказа. Большинство их и в наши дни занимает земли, что много веков принадлежали их предкам. В частности, это Ингушетия и часть регионов Северной Осетии.

Ингуш

Пожилой ингуш с кинжалом кама на поясе во второй половине 19 века
Фото Николая Карловича Зейдлита

После вхождения в состав Российской империи на землях ингушей происходят значительные перемены, и далеко не все они были положительными. Часть народа не хотела терпеть власти русских, из-за чего вынуждена была покинуть родину. Немало ингушей было выселено в Османскую империю, Казахстан, Среднюю Азию.

Как считают историки, предки современных ингушей были носителями древней кобанской культуры, что существовала в XII-IV столетиях до нашей эры. Именно эти племена, которых в источниках называют “кавкасионами” и “дзурдзуками”, заложили основы ряда народностей Северного Кавказа, в том числе и ингушей.

Дмитрий Иванович Менделеев вместе с горцами-ингушами у Фуртоугского водопада во время научной экспедиции

Дмитрий Иванович Менделеев вместе с горцами-ингушами
у Фуртоугского водопада во время научной экспедиции, 30 июля 1880 года

Древнегреческий историк Страбон в своих трудах упоминает о “гаргареях”, которыми вполне могли быть ингушские племена. Античный автор указывал, что этот народ населяет северокавказские земли, граничащие с владениями амазонок.

Верования ингушей

Изначальными верованиями ингушей были местные языческие представления о мире, наполненном духами-покровителями. Впоследствии в Ингушетии появляются христианские миссионеры и приверженцы ислама, что стали активно распространять свою религию. Несмотря на достаточно быстрый переход к новым верованиям, даже в прошлом веке среди ингушей оставался немалый процент язычников.

“Ингуши большей частью мусульмане-сунниты, но встречаются среди них и христиане, и совершенные язычники. Мусульманство водворилось у них не ранее половины прошлого столетия, в древности же Ингуши были христианами, о чём свидетельствуют многие часовни и остатки старинных церквей, которые пользуются у ингушей большим уважением и в которых они совершают жертвоприношения, справляют различные празднества, представляющие собой смесь христианских преданий и языческих воззрений”.

Элмаз-Хаджи Хаутиев - последний жрец Ингушетии

Элмаз-Хаджи Хаутиев – последний жрец Ингушетии

Внешность ингушей

Ингуши, как отмечают антропологи, представляют внешний типаж своих далёких предков, причём многие особенности почти не изменились с ходом времён. Отличительными чертами представителей народа считаются тёмные глаза и волосы, высокий рост, стройное телосложение, выступающий подбородок.

На протяжении многих столетий ингуши считали подтянутость и стройность достоинствами – как для мужчины, так и для женщины. Иметь большой живот, выступающий вперёд, считалось недостойным. Именно поэтому этот народ весьма сдержан в количестве принимаемой пищи, однако для гостей делает исключение.

Горные ингуши. Фото начала XX века

Горные ингуши. Фото начала XX века

Жилище – башня

Как я уже заметила, традиционное жилище ингушей имело крайне необычную форму. Оно представляло собой башню из камня. В высоту такие сооружения могли достигать 10-16 метров, а строились они преимущественно в горах и ущельях. Стены башен украшались резьбой по камню, всевозможными орнаментами и родовыми символами, подчёркивающими статус жильцов.

При знакомстве с человеком ингуши обращали внимание на его башню, её состояние. Дом мог очень многое “рассказать” о своём хозяине. Конечно, сегодня эти сооружения в большинстве своём представляют лишь исторические памятники и не предназначаются для проживания.

Одежда ингушей

Традиционная одежда ингушей принадлежит к общекавказскому типу. В костюме присутствуют нательная рубаха с высоким воротом, бешмет, шаровары. Мужской наряд дополнялся поясом, к которому крепился кинжал. Ингуши считали, что доставать кинжал без крайней необходимости нельзя. А достав его, нельзя положить в ножны, не использовав. Даже в шутку нельзя было замахиваться на человека оружием.

А вот при возникновении критической ситуации, во время борьбы, ингуши считали, что удар необходимо наносить сверху, чему были посвящены многие годы тренировок. В наши дни эти обычаи являются частью истории ингушей, а традиционные костюмы можно увидеть во время национальных праздников.

Ингуши – народ, свято хранящий память о прошлом, свои многовековые традиции особенности культуры. Для этих людей история является не просто актами, связанными с их краем, но и знаниями, которые передали предки. Ингуши верят, что именно эта наука поможет избежать многих ошибок, допущенных в прошлом, а также использовать сильные стороны своего характера и мудрость, которой наделили их прежние поколения.

Ингуши — автохтонный народ Кавказа, чья древнейшая история уходит корнями во второе тысячелетие до нашей эры. Жизнь народности столетиями регулируют нормы единого для всех морально-этического кодекса. Свод неписаных правил позволил до сегодняшних дней сохранить непререкаемый авторитет старейшин, уважение к предкам, ценность семьи и чести.


Где живут, численность

Ингуши — автохтонное население Северного Кавказа. Большая часть представителей народности продолжает занимать места исторического расселения: Ингушетию, часть Северной Осетии. В результате захвата территорий российскими властями во второй половине XIX столетия, репрессий в конце Великой Отечественной войны, значительная часть ингушей выселена в Османскую империю, Среднюю Азию, Казахстан. Передел исторических ингушских территорий в сороковых годах прошлого столетия между Грузией и Грозненской областью поныне является причиной конфликтов чеченских, ингушских, осетинских народов.


Общая численность ингушей в мире, по данным на 2012 г., составляет порядка 700 000 человек. Разделение народа по государствам:

  • Россия — 444 833 чел.
  • Турция — 85 000 чел.
  • Сирия — 35 000 чел.
  • Иордания — 25 000 чел.
  • Ливан — 20 000 чел.
  • Казахстан — 15 000 чел.

В России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия — 385 537 человек. Значительная часть — 28 336 человек, продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии. От 1000 до 5000 ингушей живет в Республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях.

Название

Жилище


Традиции


Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.
До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.
С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.

Свадебные традиции


Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет. Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа. Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.
В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.
На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.

Внешность


Ингуши относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. По мнению исследователей, именно этому народу удалось сохранить наибольшее число аутентичных признаков внешности. К ним относят:

  • высокий рост;
  • худощавое телосложение;
  • жесткие, прямые волосы темных оттенков;
  • серые, карие, горизонтально расположенные глаза;
  • низкий выступающий подбородок;
  • волосяной покров развитый.

Ингушских мальчиков с детства приучали к тяжелым физическим нагрузкам, спорту, джигитовке, обращению с оружием, что делало их физически сильными. Правилами поведения регламентировалась умеренность в еде. Мужчинам налагалось до старости иметь подтянутую фигуру, стыдно было иметь лишний вес, особенно в области живота. Существовала особая проверка стройности: ложась на бок на плоскую поверхность, в области талии необходимо иметь просвет, сквозь который сможет пробраться кошка.
Женская красота ценилась, однако при выборе невесты определяющим были другие качества: ум, смелость, скромность, благородство, честь, трудолюбие, способность к деторождению. Именно последний фактор позволял женщинам, особенно имеющим детей или готовящимся стать матерями, иметь фигуру, далекую от сегодняшних идеалов.

Одежда


Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.
Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.
Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.

Жизнь


Религия


Традиционными религиями ингушей были анимизм, тотемизм, магические верования. Тотемными животными считались волк, медведь, олень. Существовал сложный пантеон божеств, который населяли существа мужского и женского пола. Верховным был бог Дяла, не меньше почитались:

  • бог грома и молнии — Села;
  • мать воды — Хи-нана;
  • богиня плодородия — Тушоли;
  • мать ветров — Миханана
  • покровитель скотоводства — Галь-Ерда;
  • богиня горной местности — Мехканана;
  • покровитель охотников, властитель диких животных — Елта;
  • мать вьюги — Дарза-нана;
  • бог войны — Молдз-Ерда;
  • владыка загробного мира — Эштр.

В Средние века в регионе значительно распространилось христианство, о чем свидетельствуют сохранившиеся каменные церкви, кресты. Ислам начинает проникать в регион в XIII-XV вв., однако на равнинах укореняется лишь в XVII-XVIII столетиях, в горах еще позже — в конце XIX в.

Ингуши являются одним из древнейших народов Северного Кавказа. Они имеют свою самостоятельную историю и культуру. Предками ингушей была создана богатая, разнообразная, самобытная материальная и духовная культура, имевшая связи с культурой народов Кавказа и Передней Азии. Материальная и духовная культура ингушей развивалась в соответствии с характером его хозяйственной деятельности, социальных отношений, природно-географическими и историческими условиями.

Материальная культура ингушей представлена, прежде всего, памятниками архитектуры, жилищно-оборонительного, погребального и культового назначений. Заметное место в производственной деятельности ингушей занимало строительное дело. Башни, храмы, святилища, склепы являются достижением народного зодчества. Ингуши умели строить жилые, полубоевые и боевые пирамидальные башни. Башенные поселения располагались в горах: на уплощенных отрогах гор или в глубине ущелий. Возводились также замковые комплексы и заградительные стены. У ингушей были свои мастера-профессионалы, владеющие целым арсеналом техники. Известны имена ингушских мастеров, снискавших славу не только у себя в крае, но и за его пределами. Это Дуго Ахриев из Фуртоуга, Дяци Льянов и Хазби Цуров из Джейраха, Барханоевы из Бархане, Янд из Эрзи, Ханой Хинг из Хани, Тэт-Батык из Таргима, Албаковы из Тумги и многие другие. Строителям-профессионалам отводили важную роль. Убийство зодчего считалось тяжелым преступлением против всего общества.

Неизменным атрибутом самобытной материальной культуры ингушей являются поселения и жилища. Ингушские поселения в русских источниках назывались кабаками, аулами, хуторами и селами. Они в основном располагались по берегам рек Фортанга, Армхи, Кистинка (Охкар-хи), Камбилеевка, Назранка, Асса, Сунжа и Терек. Место для поселения ингуши выбирали тщательно, они учитывали наличие водных источников, стратегическое положение местности, удобное расположение для обороны, наличие поблизости пастбищных, сенокосных, лесных угодий и земель под пашни. Поселения были небольшими и находились неподалеку друг от друга. Основным типом ингушских жилищ в горах являлись строившиеся из камня жилые башни — г1ала. На плоскости — жилищем являлся однокамерный дом. Постепенно происходили изменения в жилищах ингушей, особенно в равнинной зоне. Ингуши стали строить длинные прямоугольные, турлучные или саманные дома, в которых каждая брачная пара имела свою комнату. Большое влияние на жилище ингушей оказала русская домостроительная культура.

Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы, в то же время использовались и привозные ткани. В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом шляпу (мангал-кий). В начале XX в. стали носить фуражки позднее шляпы. Обувь была разнообразной — ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш), и калоши. Повседневной одеждой женщин были платье-рубаха (коч) и надевавшиеся под нее штаны (шарбал). Праздничным костюмом женщин было чукхи, которое шили из шелка, бархата и парчи. Атрибутами чукхи были шапочки в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем, а также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой, чернью, зернью, позолотой, полудрагоценными камнями. Головные уборы женщин были разнообразными — это платки, шали, а также встречается и особый головной убор рогообразной формы — курхарс. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и тд. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что было связано с развитием овцеводства.

Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.

Развиты у ингушей такие ремесла как оружейное, гончарное, кузнечное, ювелирное, которые в целом по наличным материалам характеризуются достаточно высоким уровнем профессионализма. Широкое развитие у ингушей издревле получила металлообработка. Местные ремесленники умело сочетали различные операции по обработке металла: зернение, чернение, золочение, инкрустацию разноцветными вставками. Наиболее известными центрами ювелирного дела у ингушей были Цеча-Ахк, Цори, Евлой, Верхний Алкун, Эгикал, Эрзи, Мецхал.

Предки ингушей были также искусными оружейниками. Вооружение средневекового ингушского воина составляли: лук, стрелы, дротики, копья, топоры, пращи, мечи, позже кинжалы и сабли. С XVl в. среди ингушей распространяется огнестрельное кремневое оружие. В качестве защитного вооружения служили панцири и кольчуги, шлемы, щиты, налокотники и боевые перчатки. До наших дней дошли имена некоторых ингушских оружейников это: Дудик из Дошхакле, Дост из Салги, Патиев Темарко из Хамишки, Зокк из Шуана, Алпи из Хани, Берд из Цизди и др.

Деревообработка играла заметную роль в хозяйственном быту ингушей. Они умели изготавливать посуду из дерева. Развивалась резьба по дереву. Мастера изготавливали резные оконные наличники, двери, мебель. Среди ингушей было развито также производство колес, седел, ободьев для колес.

Посуду с древнейших времен делали из камня, дерева, глины, меди, бронзы и железа. У ингушей развивалось керамическое производство. Различные сосуды, бокалы, кувшины и блюда изготовлялись из глины с применением лощения. Со времен кобанской культуры, носителями которой были предки ингушей, сохранилась традиция украшать ручки сосудов стилизованными головами или фигурками животных. Во второй половине XlX в. появляется уже и фабричная посуда из стекла и фаянса.

Наряду с другими компонентами материальной культуры пища является одним из важных составляющих и характеризующих показателей этноса. Кухня ингушей отличалась многообразием блюд. Пища в основном состояла из молочных, мучных и мясных блюд. В рацион была также включена пища из яиц, меда, фасоли, картофеля и напитки. Многие исследователи отмечают умеренность ингушей в еде. Национальными блюдами ингушей считаются мясо с галушками и чесночным соусом (дулх хьалтам), чурек из кукурузной муки (сискал), ч1апильгаш, даьттах, к1одар, хьовла, хингал и т.д.

Составной частью культуры ингушей была духовная культура, структура и характер которой были обусловлены экономическим укладом, уровнем материального производства. Духовная культура ингушей отличалась богатством и разнообразием форм, играла ведущую роль в их жизни.

У ингушей высоко ценилось искусство врачевания. В памяти народа сохранились имена лекарей, облегчавших людям телесные страдания и лечивших их недуги. Это Бурсак Бузуртанов, Бунхо Бузуртанов, Берд Дзейтов, Берд Евлоев, Бунхо Точиев и многие другие.

Каждый месяц делился на четыре недели из семи дней. Календарные циклы тесно были связаны с земледелием и скотоводством, основывались на большом практическом опыте народа, астрономических наблюдениях и математических расчетах. Основные даты традиционного календаря отмечались обрядами, праздниками. Календарные праздники, трудовые в своей основе, приуроченные к хозяйственным работам можно было разделить на зимние, весенние, летне-осенние. Это были: праздники весеннего равноденствия, в честь богини Тушоли, бога Сели, празднование зимнего солнцестояния, нового года, праздники, связанные с началом уборки урожая, сенокоса и тд.

Важной сферой духовной культуры является устное народное творчество, которое выступает ценным источником для изучения истории ингушского народа. Исторические события прошлого, представления об окружающем мире, отголоски древних религий, знания, которые имелись, но были забыты, сохранились в памяти народа в виде преданий, легенд, мифов, сказок, героических и лирических песен. В произведениях устного народного творчества прослеживаются мировоззрение, миропонимание, нравственно-этические идеалы народа, различные стороны его жизни и быта, представление о добре и зле, благородстве и справедливости, дается народная оценка многим событиям и человеческим поступкам. Фольклор ингушей имеет вместе с ярко выраженным своеобразием много общего с устным народным творчеством других народов. Особое место в фольклоре ингушей занимает нартский эпос, являвшийся духовной опорой, и в какой-то степени предопределивший наиболее общие черты национального характера, менталитет и этико-эстетические идеалы. Главными героями нартского эпоса были: Колой Кант, Сеска Солса, Села Сата, Малха Аза, Хамчи Патараз, Нясар, Боткий Ширтка, Пхьагал Баьрий и др. Жизнь главных героев эпоса, их изречения и моральные нормы, были для ингушей образцом мужества, смелости, верности в дружбе, примером честности и благородства. Ингушей в нартском эпосе привлекал рыцарский дух. На эпосе воспитывалось подрастающее поколение. Исторические мотивы, наметившиеся в нартском эпосе, получают дальнейшее развитие в других жанрах фольклора. Большую роль в фольклоре занимают героико-эпические песни (илли). В этих песнях развиваются темы национально- освободительной и социальной борьбы. В конце XlX начале XX вв. появляются абреческие песни, герои которых выступают заступниками народа. Песенный репертуар был разнообразным. Выделялись лирические и колыбельные, обрядовые, шуточные, и песни-плачи. В каждом ауле были свои песнотворцы и исполнители народных песен, которых приглашали на праздничные мероприятия. При этом использовались оригинальные музыкальные инструменты — трехструнная скрипка с дугообразным смычком, дахчан-пандар (горская балалайка), позднее появилась гармоника, на которой играли девушки. Излюбленным танцем ингушей была парная лезгинка. Для наблюдения за порядком во время танцев назначался распорядитель-тамада. Танцы ингушей имели много вариантов, но все они отличались пластикой, грациозностью, изяществом и простотой.

Значительный пласт в духовной культуре занимают религиозные воззрения ингушей, которые прошли в своем развитии ряд этапов — от ранних представлений до более развитых систем. К наиболее ранним формам религии относятся: тотемизм, анимизм, погребальный культ и магия. Тотемными животными ингушей были: волк, олень, медведь и др. Анимистические представления связаны с духами природы и стихий, среди которых: Хинана (Мать воды), Дарзнана (Мать вьюги), Миханана (Мать ветров), Мехканана (Мать страны) и др. С ранними религиозными верованиями связано почитание местных гор, скал, камней, рощ и озер. Полагали, что здесь обитали самые почитаемые языческие божества. Для общения с ними возводили каменные святилища-молельни. Ингушский пантеон языческих божеств отличался сложностью и достаточно высоким уровнем развития. В сознании народа он представлялся в виде иерархической лестницы, где божества в соответствии с их значением в жизни народа занимали определенные ступени. Во главе этой лестницы находились — Дяла (верховный бог), Села — бог грома и молнии, Тушоли — богиня плодородия, Галь-Ерда — покровитель скотоводства, Елта — хозяин диких зверей и покровитель охотников, Эштр — бог загробного мира, Молдзы-Ерда — бог войны. Каждому из перечисленных божеств возводили одно или несколько святилищ, у которых устраивали общественные моления с жертвоприношениями.

Таким образом, в ходе исторического развития была выработана религиозная система, достаточно хорошо приспособленная к уровню социально-экономического развития ингушей, к определенному хозяйственно-культурному типу, связанному с пашенным, террасным земледелием и отгонным скотоводством. Заметное место в истории религиозных верований занимает христианство, которое проникает к ингушам сначала со стороны Грузии (Xll-нач.-Xlll вв. и XVll в.), позже России (XVlll — XlX вв). В Ассиновской котловине были расположены три христианских храма Тхаба-Ерда, Алби-Ерда и Т1аргам-Ерда. Раннехристианские каменноящичные захоронения этого периода обнаружены у селений Памет, Ляжги, Мецхал, Шуан и др. Христианство среди ингушей не закрепилось. Причинами его упадка являются устойчивость языческих верований, и прекращение миссионерской деятельности Грузии в связи с нашествием монголо-татар.

Одновременно с христианством на территорию Ингушетии проникает со стороны Чечни и Дагестана ислам, который на плоскости прослеживается раньше чем в горах. Источниками о процессе исламизации являются раннемусульманские могильники, письменные свидетельства и некоторые этнографические данные. Закрепился ислам на территории Ингушетии в XlX веке. Последними в 1861 г. приняли новую религию жители ингушского аула Гвилети (гелатхой). Надо отметить, что религиозный синкретизм в ингушской среде прослеживался еще долго.

Четко был разработан ингушский этикет. Характерной чертой, бытовавшей среди ингушских традиций, было уважительное отношение к родителям, старшим по возрасту. Правила ингушского этикета включают в себя такие нормы как право старших сидеть на почетном месте, говорить первыми, не перебивать и не вмешиваться в разговор старших, уступать старшим дорогу. Дети обязаны обеспечить родителям достойную старость. В присутствии старших запрещалось непристойно говорить, курить, оговариваться. У ингушей никогда не было домов престарелых, сирот. Неуважение к старшим, к родителям сурово осуждается обществом.

К древним традициям и обычаям относятся: общественная взаимопомощь (белхи), гостеприимство, куначество, побратимство, усыновление и покровительство.

В ходе взаимопомощи (белхи) друг другу оказывали помощь при строительстве дома, ограды, пахоты, севе, уборке урожая. Это была бескорыстная помощь, которая в первую очередь оказывалась родственниками, соседями.

Важную роль в общественном быту играл обычай гостеприимства. Для гостей отводили специальную комнату, в которой были лучшие постельные принадлежности, хорошая мебель. Гостя развлекали, в его честь резали барана, устраивали вечеринку. Он находился под защитой хозяина. Нарушение обычая гостеприимства расценивалось обществом как преступление.

Среди разнообразного и своеобразного культурного наследия ингушей определенное место занимали народные игры и развлечения. Они были как бытовые, так и общественные, направленные как на духовное, так и на физическое развитие.

Материальная культура населения Чечено-Ингушетии в золото-ордынский период продолжала традиции предшествующего времени. Основная часть обитателей равнины проживала в поселениях сельского типа, которые в полосе лесистых предгорий и примыкающих к ним участков равнины частично имели, видимо, смешанный алано-вайнахский характер. Крупных центров раннегородского типа, выступавших центрами сосредоточения ремесла и торговли, до монгольского нашествия на территории края было немного. К таковым можно отнести, например, Алхан-Калинское городище.

Археологические бытовые памятники XIII-XV вв. оседлого населения в равнинных районах края практически не изучены, поэтому можно только предполагать, что их жители обитали в жилищах турлучного типа, основу которых составляли стены из плетней, обмазанных глиной. Как сообщают материалы археологических раскопок, население Центрального Предкавказья было также знакомо с техникой возведения жилых и хозяйственных построек из сырцового кирпича (самана) и глинобита, причем такие сооружения были обнаружены не только при исследовании городских центров (Татартуп, Нижний Джулат), но и рядовых поселений (Змейские поселения). Указанные города продолжали существовать и развиваться в эпоху Золотой Орды, однако в их этническом составе произошли заметные изменения, связанные с притоком нового тюркоязычного населения, принесшего и новые элементы материальной культуры.

Развитие военного дела у чеченцев и ингушей в XIII-XV вв.

Для XIII-XV вв. характерен резкий скачок в развитии всех сторон военного дела у вайнахского населения, вызванный прежде всего нависшей внешней угрозой нападений со стороны пришлых монголо-татарских орд. В качестве оборонительного снаряжения местным воинам служили различные металлические шлемы, кольчуги и кольчатые панцири, щиты, налокотники и кольчатые перчатки.

В числе наступательных видов оружия использовались луки, арбалеты, пращи, копья, пики и дротики, мечи, палаши и сабли, боевые ножи, топоры, палицы, булавы и шестоперы. Вайнахские воины владели большим искусством применения данных видов оружия в боевой обстановке, а местные оружейники отличались своим высоким мастерством в изготовлении их высококачественных образцов. Некоторые виды военного снаряжения чеченцы и ингуши переняли у монголо-татарских воинов, которые в свою очередь заимствовали их у воинов из Малой Азии, Руси и соседних районов Кавказа.

Зарождение у вайнахов военной аристократии в XIII-XV вв.

Одновременно в это сложное время существенным изменениям подверглось и военное искусство вайнахов. В результате поиска новых форм и конструкций, наиболее надежных фортификационных сооружений в крае начинается массовое возведение башенных построек и заградительных рубежей. Каждое поселение чеченцев и ингушей превращается в крепость и совершенствуются методы его обороны. Для жилья и надежной защиты вайнахскими зодчими умело строятся каменные сакли, высокие и многоэтажные жилые, полубоевые и боевые башни, мощные замки и малоприступные скальные убежища, длинные заградительные стены. Наряду с этим местные мастера-строители возводили подземные, полуподземные и наземные склепы (где порой хоронили до 350 человек), каменные ящики и пещерные усыпальницы. Кроме того, их умелыми руками сооружались столпообразные святилища, святилища-здания, храмы и пещерные культовые места. Все перечисленные постройки отличались своей прочностью, долговечностью и красотой исполнения. И поэтому чеченские и ингушские зодчие заслуженно славились на всем Центральном Кавказе на протяжении веков своим непревзойденным мастерством в строительном деле.

Формы и виды одежды и обуви чеченцев и ингушей в XIII- XV вв.

Религиозные верования чеченцев и ингушей в XIII-XV вв.

Господствующей формой религии у горных чеченцев и ингушей на протяжении всего периода средневековья было язычество (политеизм), христианство (храмы Тхаба-Ерды, Алби-Ерды, Таргимский), а в равнинной и восточной частях — мусульманская религия.

Фольклор чеченцев и ингушей в XIII-XV вв.

К достижениям духовной культуры относится замечательный фольклор вайнахов. Истоки чеченского и ингушского фольклора уходят вглубь истории. К древнему пласту фольклора относятся нарт-орстхойские сказания чеченцев и ингушей, представляющие собой самобытную версию общекавказского нартского эпоса, известного многим народам Кавказа (адыгам, осетинам, абхазам, карачаевцам и балкарцам). Немало общего заметно и в таких жанрах фольклора народов Северного Кавказа, как сказки, рассказы о мулле Насреддине (у ингушей — Цаген), бытовые песни. Именно в фольклоре наиболее полно проявилось художественное сознание чеченского и ингушского народов. Художественная оригинальность и самобытность, яркость образов и глубина Мысли, богатство жанров чечено-ингушского фольклора сделали его тем первым вкладом, который чеченский и ингушский народы внесли в сокровищницу мирового искусства.

Искусство чеченцев и ингушей в XIII-XV вв.

Искусство танца, по-видимому, отличавшегося от современного, уходит в глубь изучаемой эпохи и даже ранее. Вайнахи владели и музыкальным искусством. Им были известны музыкальные инструменты: шедаг,, 1адхьоку-пондур, дечиг-пондур. Значительное развитие получило декоративно-прикладное искусство: поделки из дерева и кости, обработка металла, украшение мебели и утвари, золотое шитье и др. Особенно славились чеченские и ингушские мастера башенной архитектуры и резчики. Они украшали надгробные памятники геометрическим, растительным рисунком и орнаментом с изображением зверей.

Таким образом, в XIII-XIV веках, несмотря на разорительное нашествие монгольских феодалов и их жестокий гнет, шел медленный процесс экономического возрождения народов Северного Кавказа и развития феодальных отношений, заторможенный в конце XIV века нашествием другого завоевателя — Тимура. Во время его нашествия погибли многие средневековые города Северного Кавказа, что явилось большой катастрофой для края. Народы Северного Кавказа начали выходить из глубокого кризиса в середине XV-XVI века.

Ингуши

Ингуши проживают на севере Кавказа, в Республике Ингушетия и соседних регионах. История народа уходит вглубь веков – предположительно начало второго тысячелетия до нашей эры. Жизнь народа регулируется определенным моральным кодексом, построенном на уважении к семье и моральным ценностям. Эти неписаные правила до сих пор соблюдаются.

Происхождение народа ингуши

Где проживают ингуши

Ингуши живут на Северный Кавказ, в основном в Ингушетии и Северной Осетии. Часть ингушей переселилась на Кавказ, часть жила в Османской империи и Средней Азии. В связи с историческими событиями XIX-XX веков часть ингушей переместилась на другие территории.

Между ингушским, осетинским и чеченским народами и по сей день ведутся споры из-за территорий. Согласно переписи населения 2012 года, ингушей насчитывается 700 тысяч. Но в России проживают не все, диаспоры есть в:

  • Турции – 85 000 человек;
  • Казахстане – 15 000 человек;
  • Сирии – 35 000 человек;
  • Ливане – 20 000 человек.

В России же на данный момент проживают 444 000 ингушей. Из них в Ингушетии живет 385 000 человек. Часть ингушей проживает на близлежащих территориях – в Северной Осетии, Чечне и Кабардино-Балкарии.

История народа ингуши

В раннем Средневековье ингуши входили в состав Аланского государства и были тесно связаны с аланцами. Магас – столица Алании, как раз находился на территории современной Ингушетии.

В начале XIV века монголо-татары захватили Аланию, и в 1395 году аланское объединение распалось окончательно. Оставшиеся люди перебрались в горы. Эти события способствовали формированию большинства современных северокавказских народов.

Основные общества ингушей были сформированы в XIV веке, их территориальная расположенность способствовала полной консолидации. Ингушские общества-шахары объединяли несколько поселений.

Границы обществ со временем стали меняться, расположение селений тоже. Многие ингуши стали перебираться с гор на равнины после ухода Тимура с Кавказа.

В XVIII веке ингуши стали возвращаться на свои земли возле рек Сунжа и Терек. Эти земли считались более плодородными. В 1770 году ингуши стали частью Российской империи, где постепенно переселяются ближе к долине Назранки, где позже создали селение Назранка.

В 1860 году на территории Ингушетии был создан Ингушский округ, через 10 лет его объединили с Осетинским и создали округ Владикавказский. На 1897 год численность ингушей в России составляла 47 000 человек.

После входа в СССР Ингушетия стала развиваться: выпускались газеты, создавались школы и создался алфавит. В 1944 году ингушей заподозрили в связи с фашистами и депортировали: почти все коренное население выселили в Среднюю Азию и Казахстан.

Ингуши вплоть до 70-х готов XX века боролись за признание своей государственности и возвращения территорий. В 1991 году приняли закон о реабилитации жертв политических репрессий.

Язык ингушей

Ингуши говорят на ингушском языке. Частично он распространен в странах Средней Азии. В Российской Федерации на ингушском языке общаются 444 000 человек. В Республике Ингушетия этот язык официальный.

В XX веке ингушский алфавит состоял из арабских букв. Октябрьская революция поспособствовала созданию нового алфавита – на основе латиницы. В 1938 году был создан окончательный вариант ингушского алфавита – кириллического.

На родном языке выходят газеты, есть ингушское национальное телевидение, выпускаются журналы. Естественно, ингуши владеют и русским языком.

Религия и обычаи ингушей

Ранее ингуши были приверженцами анимизма, магических верований и тотемизма. Они чтили тотемных животных: медведя, волка и оленя. Ингуши признавали многих богов, главный среди которых – Бог Дяла. Кроме этого, поклонялись:

  • Молдзу-Ерде – богу войн;
  • Эштру – бог подземного мира;
  • Селе – богу молнии и грома;
  • Хи-нане – водной матери;
  • Миханне – матери ветров;
  • Мехканне – горной повелительнице;
  • Елте – покровителю охотников;
  • Галь-Ерде – богу скотоводства.

Ингуши верили, что, задобрив покровителей, можно получить от них заботу и помощь в охоте и труде.

Сохранившиеся кресты и церкви из камня свидетельствуют о распространенности христианства среди ингушей. Согласно мнению ученых, первые христиане появились в Ингушетии в X веке и предположительно были грузинами. В Ингушетии и Чечне христианство распространялось широко.

Сейчас большинство ингушей являются исламистами суннитского толка и шафиитского мазхаба. Религия ингушей стала неотъемлемым элементом культуры и традиций современности.

Каждый ингуш гордится традициями и обычаями своего народа. Особое внимание уделяется гостеприимству: в своде правил, передающихся из поколения в поколение, оно прописано как обязательное. Во времена, когда среди ингушей была распространена практика кровной мести, именно гостеприимство способствовало ее прекращению – если враги встречались в чужом доме, то они не могли причинить вреда друг другу. В каждом доме для гостя была отдельная комната, а каждый гость, оказавшийся на пороге, становился желанным другом семьи.

К браку молодежь относилась со всей серьезностью, ведь если семья расходилась, женщина не имела права воспитывать детей. Муж в семье главный, и он должен чтить жену и сохранять семью. Если же семья развалилась, на всю семью мужа это ложилось большим позором.

Смерть тоже сопровождается множеством устоявшихся обрядов. Вести о смерти родственника разлетаются по всем близким. Все родственники должны оставить некую сумму и принимать активное участие в заботах. Тело обмывают и кладут в гроб. Старейшины говорят о добрых делах умершего, и тело хоронят. После захоронения родственники принимают в своем доме гостей.

Культура народа ингушей

Ингуши – народ, сформировавший свою аутентичную культуру, переплетающуюся с азиатской.

Ингуши развивались и в ремеслах, освоив:

  • гончарное дело;
  • кузнечество;
  • изготовление оружия;
  • ювелирное ремесло;
  • металлообработку.

Владели ремеслами они профессионально и выбирали качественные материалы. Для оттачивания ювелирного мастерства были созданы специальные ювелирные центры. Поэтому сейчас можно найти памятники культуры в хорошем состоянии. Эти занятия ингушей наложили отпечаток на современную культуру.

Ингуши искусно владели оружием. У них был широкий арсенал, состоявший из лука, дротиков, топоров, ножей, мечей, кинжалов, сабель. В XVI веке они начали изготавливать кремневое огнестрельное оружие.

В хозяйстве и ингушском быту большую роль играла обработка дерева. В приоритете была резьба и изготовление деревянной посуды. Посуда также могла быть железной, керамической, глиняной и бронзовой. Керамические кружки было принято украшать головами животных, изготовленных тоже из керамики. Эта традиция перешла к ингушам со времен кобанской культуры.

Рацион ингушей состоял из мяса, молока и овощей. Ингуши были умеренны в еде, что позволяло сохранять физическую форму и здоровье.

Фольклор также определяет культурные черты народа. Илли – героические песни того времени, в них прослеживается личная и национальная борьба народа за свои земли. Репертуар песен был разным: колыбельные, лирические, военные, календарно-обрядовые, плачи и шуточные песнопения.

Танцы также были в жизни и играли большую роль в ингушской культуре. Любимый танец ингушей – лезгинка, отличающаяся грацией, пластичностью.

Жилища ингушей

В горах было изобилие камней, а значит выбор материала для постройки башен был очевиден. Стены сооружений украшали рисунками и иероглифами, имеющим сакральный смысл. Старейшина на передней стене оставлял отпечаток своей ладони, чтобы защитить помещение от нападений врагов и злых духов.

Новую башню нужно было возвести за год, если строительство длится дольше – считалось, что род будет угасать и терпеть неудачи в будущем. Чем больше сооружение, тем высшим считался статус семьи.

На равнине жилище представляло собой хату-мазанку, тоже немалых размеров. Сейчас жилье ингушей современное, хоть и сохранило элементы традиционной культуры.

Внешность ингушей

Типичный ингуш – представитель европеоидной расы с чертами кавкасионского типа. Ингуши имеют такие внешние признаки:

  • худое тело;
  • рост выше среднего;
  • темные волосы, жесткие и прямые;
  • серые или карие глаза;
  • подбородок низкий и немного выступает;
  • развитый волосяной покров.

Внешность ингушей яркая и запоминающаяся. Мужчины ингуши физически сильные, ведь с детства их приучали к труду и нагрузкам. Умеренность в пище поспособствовала крепкому здоровью. Лишний вес считался стыдным, мужчины до преклонных лет имели подтянутую фигуру. Сейчас тоже редко встретишь полного ингуша.

Национальный ингушский костюм – нательная рубаха, шаровары и бешмет. Праздники встречали с черкеской. На поясе у мужчин хранилось холодное оружие.

Женщины носили белую рубашку до пола, под нее надевали шаровары. Поверху надевали платье нараспашку. Праздничное платье обязательно шилось из дорогих тканей. Голова покрывалась платком или традиционной шапочкой – курхас.

Известные ингуши

Ингуши талантливые и упорные, среди них есть много известных людей. Ингуши – писатели, танцоры, правоохранители и даже спортсмены.

Лейла Албогаичева была единственной российской женщиной, покорившей Эверест два раза. Учительница русского языка смогла покорить наивысшую гору с двух сторон. Ее пристрастие стало и ее роком – в 2014 году она погибла на Эльбрусе.

Исса Костоев – ингушский правоохранитель, ставший известным благодаря поимке особо опасного маньяка Чикатило.

Яндиев Джамалдин – первый народный поэт Ингушетии.

Наурбиев Руслан – известный певец, актер, народный артист Ингушетии.

Руслан Зангиев – певец, исполняющий гимн Ингушетии, актер и народный артист Республики.

Читайте также: