Романтизм в живописи 19 века в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Победа в Отечественной войне 1812 г. послужила одной из причин появления нового идеала, в основе которого лежало представление о независимой, гордой личности, обуреваемой сильными страстями. В живописи утверждается новый стиль – романтизм, постепенно вытеснивший считавшийся официальным стилем классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика.

Специалисты по оптимизации сайтов работают с несколькими десятками параметров, которыми описывается каждая площадка. Узнайте, как рассчитывается заспамленность ссылками, если решили освоить эту непростую науку.

Плеяда русских художников, представителей романтизма:

Кипренский О. А., Тропинин В. А., Венецианов А.Г., Федотов П. А., Брюллов К. П., Иванов А.А., Айвазовский И. К.

Любой вид искусства неизбежно отражает изменения в обществе.
На фоне победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, восстание дворян на Сенатской площади 1825 года влияет на развитие нового направления в живописи - романтизм.
Он приходит на смену классицизму.
Патриотический подъем у людей, интерес к народной жизни, недовольство существующим обустройством общества порождает и новые веяния.
Вырос интерес к искусству, в том числе к живописи. Очень популярны стали выставки.
Господствующим стилем в живописи первой половины XIX века стал романтизм.

Кипренский Орест Адамович (1782 - 1836) - писал портреты современников поэтов Пушкина А. С. и Жуковского В. А.

Тропинин Василий Андреевич (1776 - 1857) – прославленный портретист. От крепостной зависимости освободился в 45 лет. Получил звание академика

Венецианов Алексей Гаврилович (1780 – 1847) - основал бытовой жанр в русском искусстве. Характерна идеализация народного деревенского быта. Подтолкнул к развитию реалистического искусства.

Живопись эпохи романтизма

Романтизм — это направление, сменившее в XIX веке холодный и идеальный неоклассицизм. Живописцы возвысили эмоции, чувства, индивидуальность. Появились новые герои — мятежные, страстные, противоречивые натуры. Появление этого течения можно назвать реакцией на научно-технический прогресс. Люди стали больше отдаляться от природы и ставить на первое место материальный мир, а не духовный. Последователи романтизма вновь вернулись к теме поиска гармонии.

  • Описание стиля
  • История возникновения
  • Герои и сюжеты картин романтизма
  • Отличия романтизма и классицизма
  • Развитие романтизма в других странах
  • 10 великих зарубежных художников-романтиков
  • Знаменитые русские романтики
  • 10 знаменитых картин в жанре романтизм

Описание стиля

Расцвет романтизма в живописи пришелся на XIX век. Художники-романтисты возвысили значение эмоций, чувств, мечтаний. Они делали акцент на внутренних переживаниях героев их картин. В живописи начался период персонажей с дерзкими, противоречивыми характерами. Это была эпоха героев, способных повести за собой толпу, зажечь огонь в их сердцах.

Сторонники романтизма отвергали любые проявления рационализма, они сосредоточились на личности, ее переживаниях и исканиях. Они придерживались схожих взглядов с сентименталистами, но старались придать сюжетам картин больше драматизма.

У романтизма в живописи есть свои отличительные черты и признаки:

  • практически отсутствие строгой геометрической формы;
  • динамичная композиция;
  • доминирование мифологических сюжетов;
  • повышенная выразительность, которой живописцы добивались при помощи игры тени и цвета;
  • эстетика страсти, которая пришла на смену холодной идеальной красоте.

Несмотря на влияние сентиментализма, в романтизме нет места для слезливых сюжетов. Это смелые герои, которые не боятся бросить вызов миру. Приверженцы этого течения хотели пробудить в людях сильные эмоции, вдохновить их на великие свершения. Полотна эпохи романтизма отличались высокой художественной выразительностью.

История возникновения

Первые попытки писать в этом стиле пробовали Эль Греко, Клод Лоррен, но не совсем удачно. Лишь в конце XVIII века романтизм стал набирать популярность вместе с неоклассицизмом. Теперь центральное место стали занимать героически-романтические сюжеты. Живописцы черпали вдохновение в романах той эпохи.

Главными героями рисунков и полотен в стиле романтизма будут революционеры, бунтари, вечные искатели истины. На формирование такого представления об идеальном человеке повлияла Французская революция. В то время у людей появились новые идеи, которые нашли свое отражение в появлении нового направления в искусстве.

Ключевой идеей стало уважение личности, которая уже возникла в период неоклассицизма. Полотна художников-романтистов выделялись эмоциональным содержанием, чувственными героями. В XIX веке романтизм приобрел уже знакомые черты и стал доминирующим направлением в живописи.

Герои и сюжеты картин романтизма

Персонажи полотен живописцев, писавших в этом направлении, напоминают литературных героев. Это тонко чувствующие натуры, постоянно находящиеся в поиске истины. Но это не сентиментальные романтики, а страстные мятежники, сильные духом.

Нередко живописцы исследовали темные стороны человеческой натуры. Поэтому нередко на их полотнах можно увидеть грозу, молнии и мистические сюжеты. Художники вдохновлялись стилем барокко, поэтому в их работах виден накал страстей, динамика. Они позаимствовали инструменты для повышения выразительности картины — игру света и тени, динамичный сюжет.

В период романтизма произошла эволюцией портретного жанра. Живописцы перестали писать парадные портреты. Для них главной целью было раскрытие личности, индивидуальности, демонстрация переживаний, эмоций. Одной из любимых тем художников-романтистов — тема сломленного человека. Они не боялись исследовать темные грани человеческой души, так как были уверены, что в человеке есть свет и тьма.

Для сюжетов живописцы выбирали темы, вызывающие эмоциональный отклик у людей. Но приверженцы романтизма не писали абстрактные идеалы, им не нравилась чрезмерная театральность.

В этот период происходит расцвет пейзажной живописи в романтизме. Но художников больше интересует буйство стихий, бескрайние дали. Живописцы романтизировали ночь, воспевали ее мистицизм, красоту луны и звезд. Природа теперь перестала быть фоном для сюжета — она стала его полноправной участницей. На многих полотнах герои вступают в противостояние со стихией. В других работах природа вторит переживаниям человека.

Чаще всего на картинах писали грозы, бурю, землетрясение, извержение вулканов. Романтисты восхищались буйством стихий, их необузданной, первозданной красотой, потому что только она способна вызвать сильные эмоции у человека при просмотре картины.

Отличия романтизма и классицизма

Представители этих направлений вели между собой непримиримую борьбу из-за противоположных взглядов на живопись. В этом художники-романтисты похожи на персонажей своих полотен — мятежники, пребывающие в вечном поиске идеала.

Для классицизма в живописи характерны следующие особенности:

  • стремление к симметричности, пропорциональности;
  • преобладание строгих геометрических линий и форм;
  • тяга к гармонии, никакой хаотичности в сюжете;
  • следование всем канонам живописи;
  • выбор высоких тем для сюжета;
  • написание людей с гармоничным телосложением, близким к анатомическому идеалу.

Художники-романтисты отказались от гармонии, строгих пропорций и возвышенных тем. Их интересует индивидуальность человека, его внутренние терзания. Они выбирают яркие краски, захватывающие динамичные сюжеты, которые вызовут эмоции и желание сопереживать героям полотна.

Но несмотря на противоположные взгляды на живопись, нашлись мастера, объединившие в своем творчестве романтизм с классицизмом. Благодаря своему таланту и умению использовать инструменты обоих направлений, им удалось создать шедевры мировой живописи.

Развитие романтизма в других странах

Расцвет этого направления пришелся на XIX век, но зарождение началось еще в конце XVIII. В эту эпоху стало больше образованных людей, появились революционные идеи, которые отразились на романтизме. Но в каждой стране у развития стиля были свои особенности.

Англия

Английские романтики искали баланс между гармонией природы и прогрессом в науке и живописи. Поэтому в их творчестве преобладают романтические пейзажи, на которых человеку нет места. Самые яркие представители — Дж. Констебль и Дж. Милле.

Главные темы романтизма — одиночество, бунт против всего мира, героизм. Это отлично легло на настроения художников из-за Наполеоновских войн, в которых Россия принимала участие. Узнаем, каким был русский романтизм.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.











1. Орест Кипренский. Портрет поэта В.А. Жуковского, 1816
2. Карл Брюллов. Портрет В.А. Перовского, 1837
3. Джон Доу. Портрет Дениса Давыдова, 1828
4. Максим Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены, 1842
5. Максим Воробьев. Вид Иерусалима, 1836
6. Сильвестр Щедрин. Лунная ночь в Неаполе, 1828
7. Сильвестр Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, 1828
8. Сильвестр Щедрин. Щедрин. Большая гавань на острове Капри, 1827-28

В этой части мы поговорим о романтизме в русской живописи.

💥 В первой трети 19 века атмосфера в Европе изменилась. На это повлияли Наполеоновские войны, в которых Россия принимала участие. Если сентиментализм с его галантными играми на свежем воздухе был чем-то наивным, немного детским, то романтизм больше похож на подростковые переживания: бунт против всего мира, чувство одиночества.

🌖 Главные темы романтизма — одиночество, бунт, готовность принести себя в жертву. Если любовь, то обязательно страсть, трагедия, гибель. К этому добавляется тема бегства и путешествий. Природа вторит чувствам романтического героя: на картинах мы часто видим ночь, порывы ветра, несущиеся по небу тучи, разгул стихий. На портретах эпохи романтизма у героев часто всклокоченные, словно развевающиеся на ветру волосы. Также романтизму присущ интерес к сказочному, мифическому, фольклорному.

🎨 Романтический пейзаж — особый жанр. Романтики любят вечер, ночь, когда есть несколько источников света — луна, огонь, фонари: написать подобное освещение не так просто. Часто на пейзажах появляется экзотическая природа: художники-романтики посещали не только европейские страны, но и Ближний Восток, Африку.

🖼 Русский романтизм отличался от европейского по форме. В Европе романтизм стал первым течением, в рамках которого художники начали экспериментировать с техникой письма (например, писать более длинными, свободными мазками) и отходить от академического канона. В России академизм только сформировался, и русские живописцы не предпринимали попыток выйти за его границы. Романтизм проявляется преимущественно в сюжетах и более ярком, сочном колорите.

👨‍🎨 Сильвестр Щедрин — ярчайший русский пейзажист-романтик. Как и многие студенты академии, любил Италию. Поехал туда, получив золотую медаль, и жил до самой смерти — а картины присылал на выставки и писал на заказ. Щедрину удается показать в пейзаже гармонию: благодаря правильно подобранной цветовой гамме и композиции он умеет создавать ощущение рая на земле, где и небо, и горы, и вода, и люди пребывают в удивительной гармонии. Это завораживает сейчас, завораживало и тогда — поэтому Щедрина любили и пытались повторить его работы.











Орест Кипренский
1. Автопортрет, 1828
2. Портрет князя Н. П. Трубецкого, 1826
3. Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной, 1823
4. Молодой садовник, 1817
5. Неаполитанская девочка с плодами, 1831
6. Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе, 1804
7. Портрет графини М.А. Потоцкой и графини С.А. Шуваловой с десятилетней эфиопянкой, 1835
8. Бедная Лиза, 1827
9. Вид Везувия в зимнее время, 1830
10. Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча), 1819

Теперь познакомимся с Орестом Кипренским — человеком, который полностью соответствует образу романтического художника.

👦 Был незаконнорожденным сыном помещика Дьяконова. После рождения Ореста Дьяконов выдал его мать замуж за крепостного Адама Карловича Швальбе, который его и воспитывал. В 6 лет мальчик начал учиться в Академии под руководством Левицкого и Угрюмова. Получил Золотую медаль и право поехать в Италию.

⏳ Поездка за границу отложилась из-за Отечественной войны 1812 года. В эти годы Кипренский жил в Москве, бывал в Твери, Петербурге, писал множество портретов. Современники говорили о нем как о пылком, страстном, влюбчивом человеке — типичном художнике романтизма. Только в 1816 году Академия восстановила программу поездок, и Кипренский смог поехать в Италию.

👤 Привез в Италию портрет отца — Адама Швальбе. Там его заподозрили в мошенничестве: художники Неаполя заявили, что эту картину не мог написать современный художник — использовалась уникальная техника, в которой тогда никто не работал. Даже предполагали, что это неизвестный шедевр Рубенса или Рембрандта. Кипренскому в итоге удалось доказать авторство.

👨‍🎨Путешествовал по Европе, но в итоге поселился в Италии. Получал много заказов, был очень востребован. Галерея Уффици даже заказала Кипренскому автопортрет для отдельной галереи лучших художников — такой чести удостаивались немногие.

🩸 Стал подозреваемым в убийстве. В его мастерской нашли мертвой натурщицу. Выяснилось, что это сделал ее любовник, слуга Кипренского, но молва все равно разнесла слухи, что убийца — художник. От него все отвернулись, так что ему пришлось покинуть Италию. В Париже Кипренского тоже встретили холодно, и он вернулся в Россию.

👰 Женился на дочери погибшей натурщицы — Мариучче. Кипренский еще девочкой взял ее под опеку, оплатил проживание и обучение в итальянском пансионе. Спустя десять лет художник вернулся в Италию, встретился с уже 17-летней подопечной и решил на ней жениться. Для этого ему пришлось принять католичество. Молодая жена его не любила, он много пил, мало работал, денег не хватало. Кипренский совсем немного не дожил до рождения дочери. Что стало с семьей художника после его смерти, неизвестно.











Карл Брюллов
1. Автопортрет, 1849
2. Портрет Эмилии Тимм, 1838
3. Последний день Помпеи, 1833
4. Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году, 1843
5. Вирсавия, 1832
6. Сон молодой девушки перед рассветом, 1831
7. Итальянское утро, 1823
8. Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград), 1827
9. Гадающая Светлана, 1836
10. Ромео и Джульетта, 1830-е (акварель)

👦 Родился в семье художников. Отец был гравером, мастером миниатюры, преподавал в Академии художеств в Петербурге. Все в семье занимались искусством, но прославились только Карл и его брат Александр — известный архитектор.

🎨 Воспитывался в строгости. В детстве болел, много времени проводил в кровати, и отец давал ему задания: нарисовать определенное количество фигур. Если не справлялся, могли даже оставить без еды. Суровая подготовка сделала его великолепным рисовальщиком.

👥 Толпа людей упорядочена по-академически правильно. Люди разбиты на группы, и в каждой группе своя история: сын помогает матери, дети несут больного отца, молодая семья спасает детей. В центре, где обычно располагают главных героев, ужасная сцена: мертвая женщина в желтом платье, рядом с ней плачет младенец.

🙅‍♂️ Со временем признание Брюллова сходило на нет, его стали считать странным. К тому же он неудачно женился: сразу после свадьбы начались скандалы. Жена и ее родственники обвиняли Брюллова к том, что он пил и бил жену. Свет встал на сторону жены, и за художником закрепилась скандальная репутация.

⛪️ Здоровье Брюллова пошатнулось во время работы над росписью центрального купола Исаакиевского собора. Это была сложнейшая работа, которая проходила на огромной высоте и холодных сквозняках. После этого художник долго лечился. Под конец жизни уехал в Италию, где умер спустя три года.

Евгений Баратынский:

Александр Пушкин:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Николай Гоголь написал целую статью:

Читайте также: