Опасность это обж 10 класс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Опасность - центральное понятие, как сферы безопасности жизнедеятельности в техносфере, так и промышленной безопасности. Под опасностью понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека, ущерб окружающей природной среде и социально - экономической инфраструктуре, т.е. вызывать нежелательные последствия непосредственно или косвенно. Другими словами, опасность - следствие действия некоторых негативных (вредных и опасных) факторов на определенный объект (предмет) воздействия. При несоответствии характеристик воздействующих факторов характеристикам объекта (предмета) воздействия и появляется феномен опасности (например, ударная волна, аномальная температура, недостаток кислорода в воздухе, токсичные примеси в воздухе и т.п.).

Опасность - свойство, внутренне присущее сложной технической системе. Она может реализоваться в виде прямого или косвенного ущерба для объекта (предмета) воздействия постепенно или внезапно, и резко в результате отказа системы. Скрытая (потенциальная) опасность для человека реализуется в форме травм, которые происходят при несчастных случаях, авариях, пожарах и пр., для технических систем - в форме разрушений, потери управляемости и т.д., для экологических систем - в виде загрязнений, утрате видового разнообразия и др.

Определяющие признаки - возможность непосредственного отрицательного воздействия на объект (предмет) воздействия; возможность нарушения нормального состояния элементов производственного процесса, в результате которого могут возникнуть аварии, взрывы, пожары, травмы. Наличие хотя бы одного из указанных признаков является достаточным для отнесения факторов к разделу опасных или вредных.
Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С опасностями человек знаком с момента своего появления на Земле. Нашим дальним предкам угрозу несли природные опасности, например, лесные пожары, засуха, морозы, ливневые дожди, встречи с дикими животными. Правда и сейчас природные катаклизмы часто ставят человека в затруднительное положение. Уже тысячелетия жизнь человека полна неожиданностей, часто неприятных. Ежегодно землетрясения, извержения вулканов, ураганы, лавины и другие опасные явления уносят тысячи жизней. Несмотря на успехи в науке и технике, человечество зачастую бессильно перед бедствиями. Наряду с этим высокое индустриальное развитие современного общества порождает негативные явления, связанные с высокой аварийностью промышленных предприятий и приводящие к гибели десятков тысяч людей.

В XXI веке проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности заявляет о себе всё более настойчиво: преступность, терроризм, военные конфликты, экологические катастрофы, аварии на производстве и на транспорте, многое другое делают жизнь человека чрезвычайно опасной. 1

Опасность поджидает человека везде. Люди получают травмы и гибнут в результате транспортных аварий, криминогенных происшествий, пожаров и отравлений в быту, при купании в водоёме, прогулке по лесу или при пользовании электробытовыми приборами.

Между человеком и природой в последнее время стало быстро углубляться серьёзное противоречие. Почти всякое техническое новшество, призванное облегчить жизнь человека, сопровождается новыми опасностями и разрушениями естественной окружающей среды. Это одно из основных и наиболее опасных противоречий эпохи. 2

К сожалению, реальную опасность в своей деятельности представляет сам человек. Ведь известно, что травматизм в быту или на отдыхе является не следствием действия каких-то неподвластных человеку сил, а есть результат его собственных ошибок, легкомыслия или незнания.

Как правило, жизнь и здоровье человека зависят от его своевременных и грамотных действий. Поэтому осознать это – значит сделать первый шаг в овладении основами выживания в природе и обществе.

Понятие опасности

Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность человек, защита.

Опасность – это центральное понятие в безопасности жизнедеятельности, под которым понимается свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Мы представляем себе опасность как возможность или угрозу бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления, процесса. Можно дать следующее определение опасности: опасность – это явление, процессы, объекты. Свойства предметов, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени. 4 Риск – количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события. 5

Опасные ситуации – это такие ситуации, которые могут привести к развитию неблагоприятных событий для человека или окружающей среды.

Экстремальные ситуации – это ситуации, представляющие угрозу жизни человека. Последствия опасных и экстремальных ситуаций могут быть самые разные. Они обусловливаются видом, характером и масштабами распространения.

В жизни современного человечества большое место занимают заботы связанные с преодолением различных кризисных явлений. Это глобальные проблемы, имеющие планетарный масштаб и несущие серьёзные угрозы для человечества. К основным из них можно отнести природные, экологические и энергетические кризисы, демографические и этнические конфликты, противоречия сосуществования мировых религий, проблемы защиты продовольствия, истощения полезных ископаемых, распространения известных и новых эпидемических болезней, наркомании, проблемы войн, а в последнее время появилась угроза террористических актов.

Перечень возможных опасностей насчитывает более 150 наименований и при этом не считается полным. С целью анализа, обобщения и разработки мероприятий по предотвращению негативных последствий существует необходимость классификации опасностей, источников, поражающих их и факторов, которые непосредственно приводят к негативному воздействию на человека.

Классификация опасностей

Воздействующие на людей опасности можно классифицировать по ряду признаков:

по происхождению:

на естественные, то есть природные, обусловлены климатическим природными явлениями и возникают при изменении погодных условий;

на антропогенные, то есть вызванные деятельностью человека, возникают в результате неправильных действий или халатного отношения человека;

на техногенные – это аварии на промышленных предприятиях, разрушения, пожары, химическое и бактериальное заражение местности, обусловлены наличием большого количества радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасных объектов промышленности, а также определяются наличием отходов, возникающих при любом виде деятельности человека в производстве;

на социально – политические, то есть события, происходящие в социуме (грабежи, насилие), межнациональные и религиозные конфликты, противоречия между государствами с использование оружия, эпидемии, терроризм;

комбинированные, то есть такие, в которых возможны две и более причины происхождения и чаще взаимосвязанные между собой или вытекающие одна из другой;

по сфере проявления:

по характеру воздействия на человека:

пассивные – опасности, активизирующиеся за счёт энергии, носителем которой является сам человек (уклоны, подъёмы, неровности поверхности, по которой перемещается человек);

активные – опасности, проявляющие активность при воздействии на человека;

по вероятности воздействия на человека:

потенциальные – опасности, которые представляют угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем (шум вреден для человека);

реальные – всегда связаны с конкретной угрозой воздействия, координированы в пространстве и времени (опасный объект в зоне пребывания человека до момента отдаления от него);

реализованные – факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья, летальному исходу, материальным потерям (аварии, катастрофы, происшествия, стихийные бедствия);

С первых лет своего образования предмет ОБЖ развивается в рамках общей теории безопасности, которая имеет множество понятий и определений.

1. Жизнедеятельность:

  • способ существования человека, повседневная деятельность (учеба) и отдых;
  • преобразование человеком вещества, энергии, информации в себе и в коружающей среде.

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми, образуя в достаточной степени понятную ситсему, компонентами которой являются: сам индивид и среда, в которой он обитает: биосфера, техносфера, социосфера и инфосфера.

Среда обитания может оказывать различное (благтворное или неблаготворное) влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие, работоспособность, отдых. В большинстве случаев выделяют несколько уровней воздействия на человека:

  • комфортное (оптимальное), такие внешние факторы, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности;
  • допустимое, когда воздействие на человека и его среду обитания не оказывает негативного влияния на здоровье, но приводит к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновеня и развития необратимых процессов у человека и в его среде обитания;
  • опасное, когда сила взаимодействия превышает допустимые уровни и может оказать негативное воздействие на здоровье человека, вызвав при длительном взаимодействии заюолевания, и/или привести к деградации окружающей среды;
  • экстремальное, когда сила взаимодействия меняется внезапно, что может привести к быстрому росту угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализациицелесообразной деятельности в данных условиях;
  • чрезвычайное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести (нанесли) травму, привести (привели) человека к летальному исходу, вызвать (вызвали) нарушения в природной среде.

Только первые два уровня (комфортное и допустимое) соответсвуют позитивным условиям повседневной жизни, а остальные - допустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Безотносительно уровней все негативные воздействия в системе "Человек - среда обитания" принято называть опасностями. Это одно из ключевых понятий теории безопасности.

2. Опасность - возможность, угроза действия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного. Опасность - это возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, после, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что это приведет к ухудшению или невозможности ее функционирования и развития. Опасность - это негативное свойство живой и неживой материи, информации, полей, способное причинять ущерб, вред самой материи.

Понятию "опасность" противопоставлено понятие "безопасность".

3. В самом общем виде безопасность - это отсутствие опасности. Содержание безопасности поясняется при рассмотрении возможных опасных и вредных факторов жизнедеятельности, реальной опасной ситуации, конкретных экстремальных условий и т.д. Для понимания содержательного наполнения понятия "безопасность" важно обратить внимание на слова, используемые для обозначения противоположных безопасности состояний и процессов: "нежелательные последствия", "негативное влияние", "потери", "ущерб", "вред", "беда" и т.д. Следует отличать опасные и вредные факторы, которые приводят к нежелательным последствям, и сами нежелательные последствия в виде вреда человеку и обществу. Иногда разные опаснные факторы могут привести к одному и тому же ущербу. Наоборот, один и тот же опасные фактор в разных условиях приводит нередко к различному ущербу или вообще не приводит к потерям.

Как опасные и вредные факторы, ак и негативные последствия по своему наполнению могут быть самыми разними. Вред могут причинить самые разнообразные по содержанию, интенсивности и масштабам явления, выделяемые в курсе ОБЖ по различным основаниям: природные, техногенные, сициальные и т.д.

Ущерб в опасных ситуациях может быть физическим, моральным или материальным. Ущерб причиняется явлениям и процессам, которые значимы для человека и фиксируются в его сознании как ценность. И чем выше в сознании человека ценнсть, которой причинен ущерб, тем больше вред, котрый этот человек усматривает в этом ущербе. К ценностям, ущерб которых представляет опасность для человека и общества, относятся не только физические (витальные), нравственные (моральные) и материальные (экономические) ценности, но и ценности этические, религиозные, национальные, политическиее, идеологические, научные, экологичекие и т.д. Данную тенденцию отражает конкретное содержание школьного курса ОБЖ, в котором раскрываются разнообразные по содержанию факторы риска и различные средства защиты в экономической, политической, культурной сферах, в семейных, производственных отношениях, в воинских, учебных коллективах и т.д.

В общем плане под вредными и опасными факторами понимаются обстоятельства, оказывающие неблагоприятное воздействие на человека и общество.

4. Вредные факторы- обстоятельства, негативно действующие на человека и общество, причиняющий вред весь период взаимодействия с человеком, группой людей. Для вредных факторов характерна постепенность, протяженность во времени влияния на людей и общество. Например, вредным является табачный дым в помещении( ущерб причиняется физическому здоровью), неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе( причиняется моральный и психологический ущерб) и т.д.

5. Опасные факторы- обстоятельства, которые могут вызвать несчастье, нанеси вред человеку, ущерб( экономический, физический, нравственный и т.д.). Например, опасно входить в помещение, заполненное табачным дымом, так как он способен причинить вред здоровью.

Вредные и опасные факторы могут привести к возникновению различных ситуаций, являются их причинами. Под ситуациями целесообразно понимать естественные сегменты социальной жизни, для которых характерны место, время, субьекты, содержание их деятельности, социальный контекст. Ситуации бывают различными. С точки зрение предмета ОБЖ наибольший интерес представляют опасные ( имеющие опасные факторы, т. е. возможно причинение ущерба человеку, обществу), экстремальные ( опасность столь велика, что для ее преодоления нужно действовать на пределе возможностей) и чрезвычайные ( когда опасность уже проявилась, вплоть до прямого ущерба людям и окружающей среде) ситуации.

6. Опасная ситуация- совокупность опасных факторов, способных причинить ущерб человеку, окружающей среде.

7. Экстремальная ситуация- обстановка на определенной территории, при которой опасность для человека, окружающей среды настолько велика, что для ее устранения требуются огромные усилия.

Чрезвычайная ситуация- обстановка на определенной ситуации, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В процессе жизнидеятельности человек попадает в ситуации различного вида и типа. В зависимости от роли самого человека в возникновении опасности и от того, насколько реально причинение вреда, ситуации могут быть безопасными, когда они не содержат предпосылок к причинению вреда человеку; потенциально опасными ( субьективно или обьективно); реально опасными и др.

Иногда при рассмотрении проблемы подготовки детей к опасным ситуациям авторы учебников не поясняют, какие именно ситуации ( потенциальные или реальные) они имеют в виду. Между тем готовность к активным, адекватным действиям в реальной опасной ситуации (при пожаре, наводнении, нападении хулигана и т.д.) не всегда означаетготовность к правильным действиям в потенциально опасной ситуации. Другими словами, плохо подготовленный человек своими действиями в потенциально опасной ситуации способен причинить реальный ущерб и себе, и окружающим.

Подводя краткий итог, можно заключить следующее:

  • понятие "безопасность" служит критерием( мерой оценки) защищенности человека и общества от опасностей (вреда, ущерба, потерь, нежелательных последствий);
  • безопасность как обьективная реальность проявляется в отсутствии или минимальном (достаточно низком, чтобы быть приемлимым для конкретного человека в конкретной ситуации) уровне риска возникновения ущерба интересам человека ( здоровью, материальному благополучию и т. д.)

Не вызывает сомнения, что безопасность жизнидеятельности зависит и от внешней среды, и от самого человека, от его умения не попадать в опасные ситуации, готовности к принятию мер защиты, ультуры безопасности.

Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодейтвии человека со средой обитания.

Основная цель безопасности жизнидеятельности (далее БЖ) - ослабление негативных воздействий на человека опасных, вредных факторов различного происхождения и достижение комфортных условий жизнидеятельности.

В настоящее время приняты несколько аксиом БЖ:

  1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.
  2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие ее максимальной эффективности.
  3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и обекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.
  4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека его среду обитания.
  5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их коплексного воздействия.

Для научного анализа БЖ общепринято использовать различные модели, соответствующие уровням рассматриваемых обектов опасности (в порядке усложнения):

  • личность (индивид);
  • семья;
  • группа;
  • профессиональный коллектив;
  • население региона;
  • народ, нация;
  • человечество;
  • биосфера (с человечеством как своим компонентом в космической среде).

При этом при переходе от системы низшего уровня к системе более высокого порядка первая сама становится подсистемой. Такие структуры азывают "самовложенными". Кроме того, у каждой системы:


Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность человек, защита.

Опасность – это центральное понятие в безопасности жизнедеятельности, под которым понимается свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Мы представляем себе опасность как возможность или угрозу бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления, процесса. Можно дать следующее определение опасности: опасность – это явление, процессы, объекты. Свойства предметов, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени. 4 Риск – количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события. 5

Опасные ситуации – это такие ситуации, которые могут привести к развитию неблагоприятных событий для человека или окружающей среды.

Экстремальные ситуации – это ситуации, представляющие угрозу жизни человека. Последствия опасных и экстремальных ситуаций могут быть самые разные. Они обусловливаются видом, характером и масштабами распространения.

В жизни современного человечества большое место занимают заботы связанные с преодолением различных кризисных явлений. Это глобальные проблемы, имеющие планетарный масштаб и несущие серьёзные угрозы для человечества. К основным из них можно отнести природные, экологические и энергетические кризисы, демографические и этнические конфликты, противоречия сосуществования мировых религий, проблемы защиты продовольствия, истощения полезных ископаемых, распространения известных и новых эпидемических болезней, наркомании, проблемы войн, а в последнее время появилась угроза террористических актов.

Перечень возможных опасностей насчитывает более 150 наименований и при этом не считается полным. С целью анализа, обобщения и разработки мероприятий по предотвращению негативных последствий существует необходимость классификации опасностей, источников, поражающих их и факторов, которые непосредственно приводят к негативному воздействию на человека.

Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность человек, защита.

Опасность – это центральное понятие в безопасности жизнедеятельности, под которым понимается свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Мы представляем себе опасность как возможность или угрозу бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления, процесса. Можно дать следующее определение опасности: опасность – это явление, процессы, объекты. Свойства предметов, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени. 4 Риск – количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события. 5

Опасные ситуации – это такие ситуации, которые могут привести к развитию неблагоприятных событий для человека или окружающей среды.

Экстремальные ситуации – это ситуации, представляющие угрозу жизни человека. Последствия опасных и экстремальных ситуаций могут быть самые разные. Они обусловливаются видом, характером и масштабами распространения.

В жизни современного человечества большое место занимают заботы связанные с преодолением различных кризисных явлений. Это глобальные проблемы, имеющие планетарный масштаб и несущие серьёзные угрозы для человечества. К основным из них можно отнести природные, экологические и энергетические кризисы, демографические и этнические конфликты, противоречия сосуществования мировых религий, проблемы защиты продовольствия, истощения полезных ископаемых, распространения известных и новых эпидемических болезней, наркомании, проблемы войн, а в последнее время появилась угроза террористических актов.

Перечень возможных опасностей насчитывает более 150 наименований и при этом не считается полным. С целью анализа, обобщения и разработки мероприятий по предотвращению негативных последствий существует необходимость классификации опасностей, источников, поражающих их и факторов, которые непосредственно приводят к негативному воздействию на человека.


-75%

Читайте также: