Порядок обращения в конституционный суд рф кратко

Обновлено: 08.07.2024

Следует различать поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Поводом к рассмотрению дела является сам факт обращения в Конституционный Суд РФ, основанием – обнаружившаяся неопределенность в вопросах о конституционности оспариваемого акта или толковании Конституции РФ, противоречие в позициях сторон при возникновении спора о компетенции либо выдвижение обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Приведем ряд примеров. Группа граждан обращается в Конституционный Суд РФ с жалобами о проверке конституционности норм уголовно-процессуального законодательства. Лицам, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, отказано в ряде процессуальных прав (на ознакомление с материалами, участие в деле, заявление ходатайств и т.д.). На практике это выглядело следующим образом: с момента приобщения к материалам уголовного дела заключения судебно-психиатрической экспертизы, все процессуальные права фактически переходили к законным представителям или защитникам. В данном случае основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие эти общественные отношения[13].

Еще один пример. Между Президентом РФ, Советом Федерации и Государственной Думой возникает спор о компетенции: обязан ли Президент РФ подписать федеральный закон после преодоления его вето палатами Федерального Собрания, если в парламенте были нарушены правила законодательной процедуры? При подобных обстоятельствах наблюдается противоречие в позициях сторон. Президент РФ считает, что он должен возвратить закон в Федеральное Собрание без рассмотрения, а Совет Федерации и Государственная Дума полагают, что Конституция РФ обязывает главу государства подписать и обнародовать принятый закон[15].

Законодатель устанавливает три формы обращения в Конституционный Суд РФ: запросы, ходатайства и жалобы.

В случае возникновения споров о компетенции обращение в Конституционный Суд РФ осуществляется в форме ходатайства. В отличие от государственных органов, должностных лиц и депутатов, граждане и их объединения обращаются в Конституционный Суд РФ с жалобами.




К обращению прилагается ряд документов. Часть из них должна быть приложена в обязательном порядке (текст проверяемого акта или положения Конституции РФ, подлежащие толкованию; документы, подтверждающие полномочия представителя и об уплате государственной пошлины; перевод на русский язык материалов, изложенных на другом языке). Остальные документы (например, списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание) прилагаются по усмотрению заявителя.

По общему правилу обращение в Конституционный Суд РФ и прилагаемые документы представляются с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане их представляют в количестве трех экземпляров.

Обращение в Конституционный Суд РФ оплачивается государственной пошлиной. Конституционный Суд РФ с учетом материального положения гражданина может освободить его от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственной пошлиной не оплачиваются: запросы судов; запросы о толковании Конституции РФ; ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной; запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Государственная пошлина возвращается, если обращение не было принято к рассмотрению, а также в случае прекращения производства по делу.

Следует различать поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Поводом к рассмотрению дела является сам факт обращения в Конституционный Суд РФ, основанием – обнаружившаяся неопределенность в вопросах о конституционности оспариваемого акта или толковании Конституции РФ, противоречие в позициях сторон при возникновении спора о компетенции либо выдвижение обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Приведем ряд примеров. Группа граждан обращается в Конституционный Суд РФ с жалобами о проверке конституционности норм уголовно-процессуального законодательства. Лицам, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, отказано в ряде процессуальных прав (на ознакомление с материалами, участие в деле, заявление ходатайств и т.д.). На практике это выглядело следующим образом: с момента приобщения к материалам уголовного дела заключения судебно-психиатрической экспертизы, все процессуальные права фактически переходили к законным представителям или защитникам. В данном случае основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие эти общественные отношения[13].

Еще один пример. Между Президентом РФ, Советом Федерации и Государственной Думой возникает спор о компетенции: обязан ли Президент РФ подписать федеральный закон после преодоления его вето палатами Федерального Собрания, если в парламенте были нарушены правила законодательной процедуры? При подобных обстоятельствах наблюдается противоречие в позициях сторон. Президент РФ считает, что он должен возвратить закон в Федеральное Собрание без рассмотрения, а Совет Федерации и Государственная Дума полагают, что Конституция РФ обязывает главу государства подписать и обнародовать принятый закон[15].

Законодатель устанавливает три формы обращения в Конституционный Суд РФ: запросы, ходатайства и жалобы.

В случае возникновения споров о компетенции обращение в Конституционный Суд РФ осуществляется в форме ходатайства. В отличие от государственных органов, должностных лиц и депутатов, граждане и их объединения обращаются в Конституционный Суд РФ с жалобами.

К обращению прилагается ряд документов. Часть из них должна быть приложена в обязательном порядке (текст проверяемого акта или положения Конституции РФ, подлежащие толкованию; документы, подтверждающие полномочия представителя и об уплате государственной пошлины; перевод на русский язык материалов, изложенных на другом языке). Остальные документы (например, списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание) прилагаются по усмотрению заявителя.

По общему правилу обращение в Конституционный Суд РФ и прилагаемые документы представляются с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане их представляют в количестве трех экземпляров.

Обращение в Конституционный Суд РФ оплачивается государственной пошлиной. Конституционный Суд РФ с учетом материального положения гражданина может освободить его от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственной пошлиной не оплачиваются: запросы судов; запросы о толковании Конституции РФ; ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной; запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Государственная пошлина возвращается, если обращение не было принято к рассмотрению, а также в случае прекращения производства по делу.

Для гражданина:

Правом на обращение в Конституционный суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

Жалоба, подаваемая гражданином на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

— закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

— закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, меняющем закон.

Конституционный суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу. Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон вправе приостановить производство до принятия решения Конституционна судом Российской Федерации.

Жалоба направляется в Конституционный суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). В жалобе должны быть указаны:

— Конституционный суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

— наименование заявителя (фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

— необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

— наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

— нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федера ного конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный суд Российской Федерации; — точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и сданные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

— конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным судом Российской Федерации;

— позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

— требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному суду Российской Федерации;

— перечень прилагаемых к жалобе документов.

Документы, прилагаемые к жалобе:

— текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право выступать в Конституционном суде Российской Федерации в качестве представителя;

— документ об уплате государственной пошлины;

— перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке;

— копия официального документа, подтверждающего применение либо ясность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

К жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Размер госпошлины при обращении в суд

Обращения в Конституционный суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной:

запрос и ходатайство — в размере пятнадцати минимальных размеров труда;

— жалоба юридического лица — в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

— жалоба гражданина — в размере одного минимального размера оплаты труда.

Конституционный суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Следует различать поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Поводом к рассмотрению дела является сам факт обращения в Конституционный Суд РФ, основанием – обнаружившаяся неопределенность в вопросах о конституционности оспариваемого акта или толковании Конституции РФ, противоречие в позициях сторон при возникновении спора о компетенции либо выдвижение обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Приведем ряд примеров. Группа граждан обращается в Конституционный Суд РФ с жалобами о проверке конституционности норм уголовно-процессуального законодательства. Лицам, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, отказано в ряде процессуальных прав (на ознакомление с материалами, участие в деле, заявление ходатайств и т.д.). На практике это выглядело следующим образом: с момента приобщения к материалам уголовного дела заключения судебно-психиатрической экспертизы, все процессуальные права фактически переходили к законным представителям или защитникам. В данном случае основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие эти общественные отношения[13].

Еще один пример. Между Президентом РФ, Советом Федерации и Государственной Думой возникает спор о компетенции: обязан ли Президент РФ подписать федеральный закон после преодоления его вето палатами Федерального Собрания, если в парламенте были нарушены правила законодательной процедуры? При подобных обстоятельствах наблюдается противоречие в позициях сторон. Президент РФ считает, что он должен возвратить закон в Федеральное Собрание без рассмотрения, а Совет Федерации и Государственная Дума полагают, что Конституция РФ обязывает главу государства подписать и обнародовать принятый закон[15].

Законодатель устанавливает три формы обращения в Конституционный Суд РФ: запросы, ходатайства и жалобы.

В случае возникновения споров о компетенции обращение в Конституционный Суд РФ осуществляется в форме ходатайства. В отличие от государственных органов, должностных лиц и депутатов, граждане и их объединения обращаются в Конституционный Суд РФ с жалобами.




К обращению прилагается ряд документов. Часть из них должна быть приложена в обязательном порядке (текст проверяемого акта или положения Конституции РФ, подлежащие толкованию; документы, подтверждающие полномочия представителя и об уплате государственной пошлины; перевод на русский язык материалов, изложенных на другом языке). Остальные документы (например, списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание) прилагаются по усмотрению заявителя.

По общему правилу обращение в Конституционный Суд РФ и прилагаемые документы представляются с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане их представляют в количестве трех экземпляров.

Обращение в Конституционный Суд РФ оплачивается государственной пошлиной. Конституционный Суд РФ с учетом материального положения гражданина может освободить его от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственной пошлиной не оплачиваются: запросы судов; запросы о толковании Конституции РФ; ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной; запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Государственная пошлина возвращается, если обращение не было принято к рассмотрению, а также в случае прекращения производства по делу.

Следует различать поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Поводом к рассмотрению дела является сам факт обращения в Конституционный Суд РФ, основанием – обнаружившаяся неопределенность в вопросах о конституционности оспариваемого акта или толковании Конституции РФ, противоречие в позициях сторон при возникновении спора о компетенции либо выдвижение обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Приведем ряд примеров. Группа граждан обращается в Конституционный Суд РФ с жалобами о проверке конституционности норм уголовно-процессуального законодательства. Лицам, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, отказано в ряде процессуальных прав (на ознакомление с материалами, участие в деле, заявление ходатайств и т.д.). На практике это выглядело следующим образом: с момента приобщения к материалам уголовного дела заключения судебно-психиатрической экспертизы, все процессуальные права фактически переходили к законным представителям или защитникам. В данном случае основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие эти общественные отношения[13].

Еще один пример. Между Президентом РФ, Советом Федерации и Государственной Думой возникает спор о компетенции: обязан ли Президент РФ подписать федеральный закон после преодоления его вето палатами Федерального Собрания, если в парламенте были нарушены правила законодательной процедуры? При подобных обстоятельствах наблюдается противоречие в позициях сторон. Президент РФ считает, что он должен возвратить закон в Федеральное Собрание без рассмотрения, а Совет Федерации и Государственная Дума полагают, что Конституция РФ обязывает главу государства подписать и обнародовать принятый закон[15].

Законодатель устанавливает три формы обращения в Конституционный Суд РФ: запросы, ходатайства и жалобы.

В случае возникновения споров о компетенции обращение в Конституционный Суд РФ осуществляется в форме ходатайства. В отличие от государственных органов, должностных лиц и депутатов, граждане и их объединения обращаются в Конституционный Суд РФ с жалобами.

К обращению прилагается ряд документов. Часть из них должна быть приложена в обязательном порядке (текст проверяемого акта или положения Конституции РФ, подлежащие толкованию; документы, подтверждающие полномочия представителя и об уплате государственной пошлины; перевод на русский язык материалов, изложенных на другом языке). Остальные документы (например, списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание) прилагаются по усмотрению заявителя.

По общему правилу обращение в Конституционный Суд РФ и прилагаемые документы представляются с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане их представляют в количестве трех экземпляров.

Обращение в Конституционный Суд РФ оплачивается государственной пошлиной. Конституционный Суд РФ с учетом материального положения гражданина может освободить его от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственной пошлиной не оплачиваются: запросы судов; запросы о толковании Конституции РФ; ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной; запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Государственная пошлина возвращается, если обращение не было принято к рассмотрению, а также в случае прекращения производства по делу.


Спикер напомнила, что до 9 мая 2021 г. действует переходный период: для обращения в КС достаточно любой кассационной жалобы. Если же судебные акты могут обжаловаться только в надзорном порядке, нужно дождаться их вступления в силу.

После официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них

Напомним, большая часть масштабных поправок в Закон о КС, принятых по инициативе президента, вступила в силу 9 ноября 2020 г.

Юрист напомнила, что ранее ст. 96 Закона о КС указывала на возможность граждан обжаловать закон, а какие именно акты подпадают под понятие закона, Суд решал самостоятельно. Теперь в этой норме закреплен исчерпывающий перечень нормативных актов, о конституционности которых можно поспорить:

  • федеральные конституционные и федеральные законы;
  • нормативные акты президента, Совета Федерации, Госдумы и правительства;
  • конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъекта РФ, если они изданы по вопросам совместного с Федерацией ведения или в рамках компетенции РФ.

По ее словам, этот подход КС применял и ранее. Так, он не стал рассматривать жалобу Игоря Граженского, оспаривавшего невозможность рассмотрения в суде присяжных уголовного дела подсудимого, которому не могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь (Определение № 62-О/2017). Отказ КС обосновал в том числе тем, что мужчина не заявлял ходатайство о рассмотрении его дела с участием присяжных.

Ольга Подоплелова напомнила, что до 9 мая 2021 г. действует переходный период: для обращения в КС достаточно любой кассационной жалобы. Если же вступившие в силу судебные акты могут обжаловаться только в надзорном порядке, достаточно их вступления в силу.

Первые впечатления от обновленной законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля

Часть выступления Ольга Подоплелова посвятила типам конституционных вопросов в уголовно-правовой сфере. По ее словам, наиболее часто КС рассматривает проблемы равенства и пропорциональности ограничения прав, а также вопрос о том, можно ли понять, что именно запрещено УК. Гораздо реже в Суд попадают дела об обратной силе уголовного закона и запрете наказывать дважды за одно и то же.

В заключительной части вебинара юрист обозначила типичные ошибки заявителей при подготовке жалоб в КС: обжалование не закона, а судебных ошибок или действий госорганов, и постановка перед Судом проблемы, по которой он уже высказывался. Если КС последовательно отклоняет жалобы на норму, не нужно идти в него снова и снова, подчеркнула Ольга Подоплелова. Недавние поправки в Закон о КС, по ее мнению, максимально сужают пространство для использования этого Суда не по назначению.

Читайте также: