Кризис старого порядка во франции кратко

Обновлено: 07.07.2024

В XVII-XVIII вв. идет формирование так называемой новой европейской цивилизации. Для этой эпохи были характерны все большее распространение капиталистических отношений при сохранении элементов феодализма, ожесточенная борьба западных государств за господство на мировом рынке и широкомасштабная колонизация ими огромных территорий на континентах Африки, Азии и Америки. Становление цивилизации нового типа сопровождалось утверждением класса – буржуазии, завершением формирования европейских наций и централизованных монархических государств. Происходило разложение феодальной формации. Эта эпоха отмечена многочисленными изобретениями. В 1765 г. была создана первая прядильная машина Джеймсом Харгривсом. В 1796 г. Ричард Аркрайт изобрёл прядильный станок. Тепловой двигатель, был создан Джеймсом Уаттом в 1784 г. Благодаря быстрому развитию капиталистических отношений и техническому прогрессу во второй половине XVIII в. в Великобритании начался промышленный переворот, т.е. от мануфактурного производства к фабрично-заводскому. Главной характеристикой цивилизации стал рационализм. В экономике он проявился в характерном для предпринимателя-буржуа строгом расчете. Еще одна важная особенность новоевропейской цивилизации – практицизм. Он основывался на стремлении приумножить имущество, получить наибольшую прибыль от своего капитала. Практицизм лег в основу буржуазного мировоззрения и образа жизни.

Восемнадцатый век можно назвать эпохой просвещения. Во Франции выдающимися представителями просвещения были Жан Жак Руссо (1712-1778 ), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1634-1778), Дени Дидро (1783-1784). Политические взгляды Руссо изложил в сочинении "Об общественном договоре". Руссо предлагает обществу взять власть в свои руки для создания демократически-республиканского государства. Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство. Главный труд Монтескье назывался "О духе законов". В нем Монтескье высказывался за разделение ветвей власти, где бы исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная — выборным народным представителям, при этом суд должен был быть независимым от администрации. Вольтер проповедовал начала гуманности и справедливости, настаивал на коренном преобразовании средневековых форм судопроизводства, на отмене пыток, призывал к отмене крепостного права, к уничтожению феодальных привилегий. Большое влияние на общество оказали и так называемые энциклопедисты — члены кружка философа Дидро, издававшие с 1751 по 1776 гг. "Энциклопедию наук, искусств и ремесел". Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.

Во второй половине XVIII в. в правящих кругах европейских государств появилось осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя государственных форм абсолютной монархии, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712-1786). Под влиянием идей просветителей Фридрих II издал свод законов - "Фридрихов кодекс", вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость и отменил пытки. Однако Фридрих II не отменил крепостные порядки и сословное деление общества. Более последовательно проводил политику просвещенного абсолютизма Иосиф II (1741-1790), который был германским императором, а после смерти своей матери Марии Терезии стал императором Австро-Венгерской империи. В годы его правления с 1780-1790 гг. были проведены многочисленные реформы, главными из которых были освобождение крестьян от крепостной зависимости и наделение их землей. В целом же просвещение способствовало росту революционных настроений в обществе.

Решающая роль во внешней политике Европы в XVIII в. принадлежала: Франции, Англии, России, Австрии и Пруссии. Главная сфера борьбы между этими державами - раздробленные Италия и Германия, Польша и страны Балканского полуострова, находившиеся под властью Турции. В течение XVIII в. главными конфликтами между европейскими державами были борьба Англии и Франции за морскую и колониальную гегемонию, Австрии и Пруссии - за преобладание в Германии, России - за выход к Балтийскому и Черному морям.

В 1768 г. Османская империя подстрекаемая Австрией и Францией, объявила войну России. Началась война, которая продолжалась до 1774 г. В ходе войны турецкие вооруженные силы были разгромлены. В июле 1774 г. в болгарском селении Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, согласно которому России отходили земли между Бугом и Днепром, включая морское побережье, крепости в Крыму, а Крымское ханство объявлено независимым. Торговый флот России получил право свободного плавания через проливы Босфор и Дарданеллы. В 1783 г. Екатерина II издала манифест о принятии Крымского полуострова в состав России. С присоединением Крыма Россия прочно обосновалась на берегах Черного моря. В то же время грузинский царь попросил взять Грузию под защиту России. В 1783 г. в городе Георгиевске был установлен протекторат России над Грузией.

Великобритания стремилась привлечь русские войска для участия в войне с Америкой. Но Екатерина II не проявила стремления сражаться за других. Напротив, в связи с англо-американской войной Россия в 1780 г. выступила с декларацией о морском вооруженном нейтралитете. Эта декларация была направлена против Великобритании, стремившейся хозяйничать в международных водах. Таким образом, Россия оказала молодому государству США помощь.

Османская империя недовольная присоединением Крыма к России и протекторатом над Грузией объявила в 1787 г. России войну. В это время оформился союз Англии, Пруссии и Голландии, направленный на подрыв позиций России на Балтике. Эти страны спровоцировали Швецию напасть на Россию. Таким образом, Росси пришлось воевать одновременно с двумя государствами. Война закончилась поражением Швеции в 1790 г. Разгром турецких войск и флота, овладение русскими войсками турецкой крепостью Измаилом вынудили правительство Османской империи заключить мирный договор мир в Яссах в 1792 г. По этому договору Османская империя признала присоединение Крыма к России.

Хотя в истории Франции период Старого порядка охватывает целых три века, основные институты и принципы функционирования Французского государства оставались достаточно устойчивыми на протяжении всего этого периода. Разумеется, за столь продолжительное время они претерпевали определенные, порою весьма существенные изменения, однако такое развитие носило эволюционный характер и не сопровождалось разрывом преемственности.

В научной литературе политическую систему Франции Старого порядка принято определять как абсолютизм. Абсолютизм – это такое государственное устройство, где вся полнота власти безраздельно принадлежит монарху. Французский король издавал законы, руководил текущим управлением, был высшим судьей. Все остальные государственные институты обладали лишь теми полномочиями, которыми их наделил монарх.

С ростом государства и усложнением функции управления, внутри Королевского совета образуются специализированные подразделения. При Франциске I такими подразделениями стали Деловой совет и Ординарный совет. В первый из них входила группа наиболее доверенных лиц, с которыми король обсуждал наиболее важные государственные вопросы, прежде всего военные и внешнеполитические. Второй занимался делами текущего управления и осуществлением правосудия. Сначала Ординарный совет рассматривал административные, финансовые и судебные дела вперемежку, затем каждую из этих групп вопросов по определенным дням и, наконец, к концу XVI в. он разделился на соответствующие специализированные секции: Государственный финансовый совет (администрация), Финансовый совет (финансы), Совет тяжб или Частный совет (правосудие). В начале XVII в. из Делового совета (его в XVII в. называли также Верховным, а в XVIII в. – Государственным) выделилась еще одна секция – Совет депеш. К ней перешли дела текущего администрирования от Государственного финансового совета, который в дальнейшем занимался лишь тяжбами по налогам. Такая структура Королевского совета просуществовала до конца Старого порядка.

В Королевский совет входили следующие должностные лица:

Канцлер – высшая судебная должность. Назначался патентом короля и был несменяем. Если же канцлер попадал в опалу, его фактически отстраняли от дел, передавая его функции хранителю печати. Реальное значение должности канцлера неуклонно падало. Если в XVI в. некоторым из них еще доводилось руководить правительством, то в последующем роль их преемников свелась к руководству юстицией. В 1774 г. эту должность вообще ликвидировали.

Первый министр – должность, введенная Генрихом III. Звание министров имели только члены Делового совета, первый же министр был главным из них. Наиболее известные из первых министров Старого порядка – кардиналы Ришелье и Мазарини, осуществлявшие руководство всей государственной политикой. После смерти Мазарини в 1661 г. должность была ликвидирована, в 1723 г. восстановлена, а в 1726 г. упразднена окончательно.

Сюринтендант финансов – руководитель финансовой политики. При Генрихе IV герцог Сюлли, занимавший этот пост, фактически возглавлял правительство. После ареста Фуке в 1661 г. должность была ликвидирована.

Государственный секретарь – должность покупная, но король мог заставить владельца должности перепродать ее другому человеку. Обычно было четыре государственных секретаря: по иностранным делам, по военным делам, по делам королевского дома, по делам протестантов (после отмены в 1685 г. Нантского эдикта – по переписке с провинциями). Помимо основных обязанностей каждый из них курировал одну из четвертей королевства.

Генеральный контролер финансов занимался внешне– и внутри-экономическими делами, а также значительной частью административных вопросов, руководил интендантами провинций. В XVIII в. обладатель этой должности чаще всего выступал де-факто главой правительства.

Интенданты финансов подчинялись генеральному контролеру. Их число в разные периоды колебалось от 2 до 12. Менялся и порядок заполнения этой должности: в некоторые периоды король на нее назначал, в другие – ее продавал.

Государственный советник – одна из самых почетных должностей в королевстве – давалась как отличие. Таких советников обычно было чуть более 30.

Докладчик прошений (рекетмейстер) – самая многочисленная категория членов Королевского совета (от 70 до 90). Они готовили дела для рассмотрения на Совете. Из их числа также назначались интенданты в провинции. Должность можно было купить, но с разрешения короля.

Несмотря на иерархию должностей (выше они перечислены в нисходящем порядке), четкого распределения обязанностей между их обладателями не было. В разные времена руководителями правительства становились и канцлеры, и первые министры, и сюринтенданты, и генеральные контролеры. Решающее значение имела не столько сама должность, сколько политический вес занимавшего ее лица. Не было четкого разделения полномочий и между секциями Королевского совета, нередко их зоны ответственности пересекались.

Устройство местной администрации отличалось большим разнообразием не только от провинции к провинции, но и от коммуны к коммуне. Тем не менее, и здесь можно проследить общие для всей страны тенденции. Главной из них было постепенное укрепление позиций представителей центрального правительства по отношению к традиционным местным администрациям.

Другим центром власти в провинциях были местные парламенты и подчинявшиеся им суды. Они не только занимались делами юстиции, но и активно вмешивались в текущее управление. Трения между губернаторами и парламентами даже выливались в XVII в. при ослаблении центральной власти во вспышки гражданской войны.

Впрочем, и губернаторов, и парламенты объединяло негативное отношение к начавшемуся в XVII в. усилению роли интендантов – представителей центрального правительства на местах. Если в XVI в. уполномоченные короля появлялись в провинциях лишь с разовыми поручениями, то, начиная с правления Ришелье, их деятельность приобрела постоянный характер. После временного ослабления в годы Фронды, они при Людовике XIV становятся главными действующими лицами в провинции. Интенданты (в конце Старого порядка их насчитывалось около 30) назначались из числа рекетмейстеров и обладали самыми широкими полномочиями, охватывавшими все стороны государственного управления: полицию, налогообложение, общественные работы, правосудие, надзор над муниципальными и коммунальными властями и т. д.

Быстрое, по сравнению со Средними веками, увеличение при Старом порядке государственного аппарата сопровождалось непрестанным ростом государственных расходов. Соответственно, правительству приходилось постоянно изыскивать средства для удовлетворения своих растущих финансовых потребностей. Доходы государства делились на обычные (ординарные) и экстраординарные.

Наиболее традиционным источником ординарных доходов был королевский домен – владения рода Капетингов. В Средние века из него покрывались практически все государственные расходы. При Старом порядке доля домена в общем объеме доходов резко снижается: в 1523 г. это – 10 % от всех поступлений в казну, в конце XVI в. – 2,5 %, в XVII в. – 1–4%. Домен как неотъемлемый атрибут короны отчуждению не подлежал, но в критических ситуациях, когда экстренно требовались большие суммы денег, короли закладывали доходы с него. При стабилизации же обстановки правительство с большим или меньшим успехом старалось их выкупить. Сюлли достаточно успешно начал соответствующую операцию, но вспыхнувшая в регентство Марии Медичи гражданская смута не позволила довести выкуп до конца. Ришелье, также планировавший подобную меру, не смог получить от собрания нотаблей, необходимых для ее осуществления средств. Больше других в этом деле преуспел Кольбер, сумевший посредством выкупа доходов увеличить поступления с домена почти в 70 раз.

Основное средство пополнения казны составляли налоги – прямые и косвенные.

В периоды войн короли могли также устанавливать временные добавки к талье, которые порою превращались в постоянные, как, например, введенный Генрихом II тальон.

При Людовике XIV появился новый поголовный и всесословный прямой налог – капитация, сначала тоже временно, а с 1701 г. постоянно. Тот же король ввел в 1710 г. к этому налогу добавку – десятину, превратившуюся позднее в двадцатину.

Косвенные налоги. Самый старый из них – октруа, рыночный сбор, взимавшийся на городских заставах при ввозе продовольствия в город.

Из остальных косвенных налогов, носивших название эд, наиболее доходными были те, которыми облагались вино и крепкие алкогольные напитки.

Экстраординарные доходы включали в себя средства от продажи должностей, королевские ренты и займы.

Впервые ренты были выпущены при Франциске I в 1522 г. В дальнейшем правительство стало регулярно использовать такую форму займа. Формально ренты выпускались муниципалитетами Парижа и других городов, но выплата процентов производилась из той части городских денег, что была предназначена для государственной казны. Доходность рент была разной. При экстренной нужде в деньгах (война, гражданские смуты) ренты выпускались на более привлекательных для кредиторов условиях, но после стабилизации обстановки государство порою эти условия пересматривало, а наиболее невыгодные для себя ренты выкупало. Так, например, поступали Сюлли и Кольбер.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Французское государство в XIII в.

Французское государство в XIII в. В течение XIII в., особенно в царствование Людовика IX (1226—1270), усиление королевской власти было закреплено рядом важных реформ. В результате реформы на территории королевского домена были запрещены судебные поединки (т. е. решение тяжб с

Французское государство в начале XIV в.

Французское государство в начале XIV в. В начале XIV в. королевский домен охватывал уже большую часть страны. Присоединение в XIII в. Лангедока (так стало называться бывшее графство Тулузское) дало Капетингам возможность проникать в юго-западные области не только с

Крах старого порядка в Азии

Крах старого порядка в Азии 14 августа 1945 г. японское правительство приняло американские условия капитуляции. А 2 сентября на рейде Токио представители Японии подписали условия капитуляции.Именно в эти дни американцы выработали условия своего безоговорочного

Глава III Так называемая административная опека есть институт Старого порядка

Глава III Так называемая административная опека есть институт Старого порядка Во Франции муниципальная свобода пережила феодализм. Города сумели сохранить право самоуправления даже тогда, когда сеньоры не управляли более своими селами. Еще и в конце XVII века можно

Глава IV О том, что административная юстиция и судебные изъятия в пользу чиновников суть порождения Старого порядка

Глава IV О том, что административная юстиция и судебные изъятия в пользу чиновников суть порождения Старого порядка Ни в одной из европейских стран обычные суды не были столь мало зависимы от правительства, как во Франции, но в то же время ни в какой другой стране

ОТ СТАРОГО ПОРЯДКА К НОВОМУ

ОТ СТАРОГО ПОРЯДКА К НОВОМУ Начиная свой рассказ о Революции, французский историк Ф. Фюре писал, что «она дала имя тому, что сама же упразднила. Она назвала это “Старым порядком”. Однако тем самым она определяла не столько то, что уничтожала, сколько то, чем стремилась

Крах старого порядка в Азии

Крах старого порядка в Азии 14 августа 1945 г. японское правительство приняло американские условия капитуляции. А 2 сентября на рейде Токио представители Японии подписали условия капитуляции. Именно в эти дни американцы выработали условия своего безоговорочного

Анархия – мать порядка? Анархизм и государство

Анархия – мать порядка? Анархизм и государство Анархизм (греч. безвластие) – общественно-политическое течение, отрицающее любую государственную власть. Анархизм проповедывает абсолютную свободу личности.Анархизм имеет несколько видов и оттенков. Анархизм – учение о

16 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ЭПОХУ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ (1593–1613 ГГ.). ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ СМУТЫ

16 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ЭПОХУ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ (1593–1613 ГГ.). ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ СМУТЫ События рубежа ХVI—ХVII вв. получили название Смутного времени.Данный термин достаточно точно отражает историческую действительность этого периода, для которого было характерно

1.Первое и второе сословия (дворянство и духовенство) были освобождены от уплаты любых налогов, имели исключительные политические права и ряд других привилегий по отношению к остальному населению. Большинство государственных должностей могли занимать только дворяне, они же формировали парламенты, куда практически невозможно было попасть представителям третьего сословия.
Третье сословие включало около 98 % населения Франции и было неоднородным. Наиболее крупными социальными группами в его составе были крестьянство (более 85 % населения) и буржуазия.

Главным в стране являлся король. Он имел абсолютную власть. Его семья уже более 150 лет не организовывала собрание парламента. Вторые по влиянию в стране были две клики: дворянство и духовенство. Священники насаживали на людей католичество примерно как и в Средневековье, а также получало налог на церковь. Дворяне и король были бедны, всё время тратили деньги казны. Самым богатым сословием была буржуазия, заработав своё богатство в Новом мире, однако не имело широких прав, как дворянство. Простые крестьяне и ремесленники были людьми, на которых наживалась верхушка державы, постоянно создавая новые налоги.


Великая французская революция стала одним из самых важных событий не только XVIII века, но и всего периода Нового времени. Ее влияние испытали на себе все страны Европы. В дальнейшем, она оказала решающее влияние на историю XIX века.

На сегодняшнем занятии вы узнаете о положении Франции во второй четверти XVIII века. Определите причины, по которым в этой стране назрела необходимость перемен. Познакомитесь с событиями начального этапа Великой французской революции.

Положение во Франции. Франция в XVIII веке являлась монархией. Во главе страны находился король – абсолютный монарх. Главной опорой правителя был централизованный аппарат чиновников и регулярная армия.

В экономике Франции в последней четверти XVIII века активно развивались капиталистические отношения:

· наблюдался подъем мануфактурного производства;

· на отдельных предприятиях стали применять машины;

· активно развивалась внешняя и внутренняя торговля;

· помимо торгового и промышленного, Париж стал финансовым центром страны.

В деревне продолжало существовать множество феодальных пережитков. Главный из них – собственность дворянства и церкви на землю. Отчасти сохранялась средневековая цеховая регламентация, это мешало нормальному развитию мануфактур. Продолжали существовать внутренние таможни, отсутствовала единая система мер и весов, что мешало торговле.

Население Франции подразделялось на три сословия. Первое – духовенство. Второе – дворянство. Являлись привилегированными. Третье – все остальные слои населения: крестьяне, ремесленники, буржуазия и прочие.

Первое и второе сословия владели основным богатством страны – землей, не платили налогов. Вместе они составляли около 2% от всего населения Франции. Все высшие церковные, государственные, военные должности занимали только дворяне.

Особую категорию населения составляло титулованное дворянство – самые знатные представители высшего сословия. Насчитывалось порядка 4 тысяч таких семей. Они были приближенными ко двору и часто жили за счет королевских пожалований. Суммы, уходившие на их содержание, были огромны.

Третье сословие составляло абсолютное большинство населения. Но было ограничено в политических правах. Кроме того, оно платило основную массу налогов в казну.

Верхушкой третьего сословия являлась буржуазия. Ее представителями были банкиры, купцы, чиновники, владельцы мануфактур. Среди буржуа было много состоятельных людей. Зачастую они выдавали кредиты самому королю.

Труднее всего жилось крестьянам. В 1770-х годах их насчитывалось 22 миллиона от всего 25-миллионного населения Франции. Крестьяне обладали личной свободой, но не были собственниками достаточного количества земли. За пользование наделами они несли повинности в пользу своего сеньора. Платили налоги церкви и государству. Во второй четверти XVIII века такая ситуация привела к массовому обнищанию деревни.

Внешняя политика государства во второй половине XVIII века также была не совсем удачной. Затратив большие средства на ведение войн, Франция ничего не добилась. Страна утратила большую часть своих колоний.

Предпосылки революции во Франции.

Своими действиями Людовик XV довел страну до разорения. Закономерным стало падение авторитета короля. Его правление стало временем кризиса абсолютизма во Франции.

В 1774 году королем Франции стал Людовик XVI.

Многие возлагали надежды на то, что новый монарх проведет реформы. Исправит сложившуюся плачевную ситуацию. Однако Людовик не смог ничего изменить. Как правителю ему недоставало твердости и решительности, он плохо знал свою страну. Ситуация повторилась, король быстро потерял популярность.

К этому времени Старый порядок (такое название носит устройство государства и общества Франции до начала Великой французской революции), основой которого был абсолютизм, вызывал недовольство абсолютного большинства населения:

· крестьяне хотели избавиться от налогового и феодального гнета, получить в собственность достаточное количество земли;

· буржуазия требовала широких политических прав, отмены старых порядков, мешавших развитию капитализма;

· против абсолютизма была направлена идеология французского Просвещения;

· часть дворянства также выступала за перемены, так как понимала, что без реформ государство не сможет не только нормально развиваться, но и существовать.

Организатором и душой подобных мероприятий стала жена Людовика XVI, австрийская принцесса Мария Антуане́тта.

Несмотря на то, что она имела большое влияние на монарха, проблемы государства и народа ее не интересовали. В 1780-е годы Францию в очередной раз поразил ряд стихийных бедствий, погубивший урожай. Начался голод, которого еще не знали. По стране прокатилась волна беспорядков. Население вновь требовало от правительства решительных мер.

Но казна государства к этому времени была пуста. Единственным доступным способом ее пополнения была налоговая реформа, которая предполагала введение налогов для всех сословий.

Генеральные штаты.

В итоге 5 мая 1789 года в Версале открылось заседание Генеральных штатов. До этого последний раз они собирались в 1614 году.

Между сословиями начались долгие переговоры. 17 июня 1789 года представители третьего сословия объявили себя Национальным собранием – представительным органом французского народа. Они дали клятву не расходиться до тех пор, пока не примут конституцию Франции.

Король был возмущен и приказал разогнать непокорных депутатов. Но к этому времени к ним уже присоединилась часть представителей первого и второго сословий, желавших проведения реформ. Людовик XVI был вынужден 27 июня признать собрание законным.

Начало революции.

9 июля 1789 года Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием – законодательным органом Франции (парламентом). Но король не захотел мириться с этим. К Парижу стали стягиваться войска. В отставку были отправлены поддерживавшие Учредительное собрание министры правительства. Эти действия вызвали протест парижан. С работой Собрания они связывали улучшение своего положения.

До сегодняшнего дня 14 июля (День взятия Бастилии) отмечается во Франции как национальный праздник.

Монарх был вынужден уступить революции:

· он признал законность Учредительного собрания;

· восстановил ранее уволенных министров;

· согласился с переходом власти в Париже новому органу управления – Парижской коммуне.

17 июля Людовик XVI в сопровождении делегации Учредительного собрания прибыл в Париж. От мэра города он принял трехцветную кокарду в знак победы революции и присоединения к ней короля. Ее цвета: красный и синий символизировали парижский герб, белый – цвет королевского знамени. Эта расцветка до сих пор используется в национальном флаге Франции.

В течение нескольких недель после взятия Бастилии по всей Франции королевские чиновники были отстранены от власти. Новую администрацию сформировали представители третьего сословия. В Париже была образована Национальная гвардия – вооруженные отряды для поддержания порядка на улицах города. Ее первым командиром стал ветеран Войны за независимость США маркиз Жильбе́р де Лафайе́т.

Желая успокоить население, Учредительное собрание декретами 4–11 августа отменило личные феодальные повинности, феодальные суды, церковную десятину, привилегии провинций, городов и цехов. Объявило о равенстве всех перед законом, о всеобщем налогообложении, о праве каждого занимать гражданские, военные и церковные должности.

Подведение итогов

Таким образом

· во второй четверти XVIII века во Франции разразился экономический, социальный и политический кризис;

· главной причиной начала Великой французской революции стала неспособность правителей страны решить насущные проблемы, облегчить жизнь всех категорий населения;

· на начальном этапе революции был уничтожен абсолютизм, ряд принятых Учредительным собранием документов отменял прежние феодальные порядки, наделял население Франции гражданскими правами и свободами.


-75%

Читайте также: