Анатомические рисунки леонардо да винчи кратко

Обновлено: 08.07.2024

1. Гастев А.А. Леонардо да Винчи. – М.: Мол. Гвардия, 1982. – 400 с., Ил. – (Жизнь замечательных Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627).

4. Петров Б.Д. Леонардо да Винчи-естествоиспытатель. Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. – М., Наука, 1965. – С. 555 – 562.

5. Терновский В.Н. Леонардо да Винчи – анатом // Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. – М.: Наука, 1965. – С. 539 – 554.

Что первое приходит в голову каждому из нас, когда мы слышим имя великого Да Винчи? Живописец, скульптор-вот, что скажут многие. А также замечательный изобретатель, писатель, музыкант, астроном, математик, ботаник…какие только науки не давались единственному в своем роде гению. А многие ли знали, что Леонардо являлся одним из самых выдающихся ученых в области медицины?

В своей статье, будучи студенткой Медицинского института и тесно увлекающейся развитием медицины и самих медицинских наук, я хочу заглянуть глубоко в ее истоки, но начну не с начала, а с эпохи Возрождения, в которую и жил великий Да Винчи.

Согласно философским предпочтениям того времени, считалось, что тело состоит из четырех стихий (огонь, вода, воздух, земля), определяемых четырьмя жидкостями тела (кровь, флегма, черная и желтая желчь). Здоровье зависит от равновесия этих элементов в организме. Данная теория поддерживалась церковью и была основополагающей в Средние века. Но в начале XV века стали происходить изменения. Интерес к медицине возрос. В обществе укрепляется авторитет медиков, появляются медицинские факультеты при университетах, разрешены вскрытия. На практике доктора шли методом проб и ошибок.

Труды Леонардо представляют собой дневники или рабочие тетради. Полностью преобразовать и систематизировать свои рукописи мастер не успел. Поскольку труды Леонардо представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны. Это – своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания автора самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией. Интересно, что Леонардо писал не на обычном в его время для людей науки латыни и не на литературном итальянском языке своего времени, а на простом разговорном – volgare.

Обширны и разнообразны интересы мастера к книгам. Говоря о медицине, он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа.

Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи – первая рукопись относится к 1484 году, а последняя – к 1515. Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Санта Мария Нова, основанном в 1255 году. При госпиталях занимались анатомией и другие флорентийские художники, например, Микеланджело – при госпитале святого Духа.

podl1.tiff

В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй – груди, в третий – сердца и в четвертый день – конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно – основание черепа.

Художники Возрождения понимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления о теле, их интересовала только анатомия мышц. Первоначально интерес Леонардо был таким же. Но увлекаясь анатомией колоссально, он пошел гораздо дальше. Да Винчи удивительно точно и правильно отразил пропорции скелета человека, которые ранее изображались схематично, предположил, что крестец состоит из 5–ти позвонков (что и подтвердилось в наше время), а не из 3-х, как считали ранее. Он совершенно правильно описал лордозы и кифозы, то есть анатомические изгибы позвоночника, а также угол наклона крестца. Интересный факт: знаете ли вы, почему прямая кишка называется именно так? Да потому, что до Леонардо крестец считался прямым, то есть не имел никаких изгибов, поэтому анатомы того времени считали, что часть толстой кишки, лежащая у крестца, так же прямая [5].

Очень важно было то, что Да Винчи так же обозначил точное количество позвонков и разделил их на отделы. Отдельно изображал шейный отдел, отмечая первый позвонок-атлант, второй-осевой-позвонок и третий позвонок.

Помимо изучения скелета, Да Винчи увлекался динамической анатомией, пытался изучить строение мышц и суставов в нагрузке и тесной взаимосвязи. Именно он предложил классификацию мышц по величине, силе, форме, а также характеристику сухожилий по способу прикрепления к костям скелета. Леонардо да Винчи первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля [1].

podl2.tiff

podl3.tiff

podl4.tiff

Вопреки представлениям выдающихся ученых, Леонардо справедливо считал сердце мышечным органом, волокна которого он определяет, как мышечные, подчиняющиеся всем тем же законам сокращения, как скелетные мышцы. Но именно сердце он считает сильнейшей мышцей [4].

Конечно, перечислять успехи Да Винчи в сфере медицины можно очень и очень долго, ведь, как и говорилось выше, он был весьма разносторонним человеком. Помимо опорно-двигательной, репродуктивной, кровеносной систем он изучал и пищеварительную, и дыхательную, и физиологические функции организма, и даже явления старости и возможности омоложения.

Те системы, которые были описаны в статье, были изучены великими ученым наиболее глубоко. На основе его знаний были воспроизведены многие анатомические рисунки современных учебников, созданы модели органов человека, как отдельно, так и в системе.

Хочется добавить, что данные относятся к такой науке, как история медицины, которую необходимо знать нынешним поколениям студентов медицинского института, преподавателям и собственно врачам. Ведь на ошибках и достижениях прошлого мы творим светлое настоящее и неизведанное, но многообещающее будущее, воспитываем врачебную мораль, познаем тайну врачевания, тайну человеческого организма, начиная с молекулярного и заканчивая организменным и над организменным уровнями организации живого.

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи.

Мало кто знает о том, что легендарный живописец Леонардо да Винчи с особым пристрастием относился к изучению анатомии человеческого тела , не единожды проводя вскрытия, а всё для того, чтобы максимально точно изобразить на своих полотнах фигуры людей. Благодаря британской организации Rоyal Collеction Тrust, которая оцифровала большую часть анатомических рисунков выдающегося учёного и знаменитого художника, у зрителя появилась уникальная возможность взглянуть на эти научные эскизы четырёхсотлетней давности, которые и по сей день хранят в себе множество тайн и загадок…

Несмотря на то, что многие художники эпохи Возрождения интересовались анатомией, именно да Винчи удалось более детально и досконально изучить строение человеческого тела, о чём и говорят его научные труды, в которых подробно описаны все его действия и исследования связанные с этой наукой. Леонардо не просто делал наброски и эскизы частей тела и групп мышц, но и показывал их в разрезе, сопровождая каждый рисунок всеми необходимы записями в виде зеркально начертанных строк.

Научные труды гения. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи.

Анатомические эскизы Леонардо да Винчи.

Анатомические наброски Леонардо да Винчи.

Об этом мало кто знает. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи.

Анатомия в эскизах Леонардо да Винчи.

Человеческая анатомические в эскизах Леонардо да Винчи.

Анатомические эскизы, сопровождаемые подробными записями. Леонардо да Винчи.

Анатомические пристрастия Леонардо да Винчи.

Изучение анатомии. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи питал особое пристрастие к анатомии.

Научные труды по изучению анатомии. Леонардо да Винчи.

Анатомические эскизы, в которых подробно описаны все действия Леонардо да Винчи.

Анатомические рисунки гения Леонардо да Винчи.

Мало кто знал о том, что именно анатомия была особым пристрастием Леонардо да Винчи.

Ему удалось не просто изучить строение человеческого тела, но и использовать эти познания в своих художественных работах. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи.

Ему удалось не просто изучить строение человеческого тела, но и использовать эти познания в своих художественных работах. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи.

Рисунки с анатомическими эскизами. Леонардо да Винчи.

Спустя четыреста лет, эти записи и эскизы были оцифрованы и выставлены на всеобщее обозрение. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи.

Спустя четыреста лет, эти записи и эскизы были оцифрованы и выставлены на всеобщее обозрение. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи.

Пожалуй, Леонардо да Винчи, единственный, кому удалось более досконально изучить строение человеческого тела.

Пожалуй, Леонардо да Винчи, единственный, кому удалось более досконально изучить строение человеческого тела.

Анатомические наброски безумного гения Леонардо да Винчи.

Редкие анатомические рисунки Леонардо да Винчи.

Анатомическое строение человеческого тела в рисунках Леонардо да Винчи.

Свои анатомические рисунки Леонардо да Винчи всегда сопровождал подробными комментариями.


Видео: Анатомические рисунки Леонардо да Винчи.

Некоторые рисунки Леонардо да Винчи в анатомическом стиле.

Анатомический рисунок черепа. Леонардо.

Анатомический рисунок черепа

Анатомические рисунки Леонардо

Черепа и лица

Человеческий череп в сагиттальном разрезе с краниальными нервами. 1489.

Человеческий череп в сагиттальном разрезе с краниальными нервами

Детальный рисунок человеческого черепа изображает его сбоку в сагиттальном разрезе, так что видны краниальные нервы и полости. Сагиттальный разрез — это разрез, идущий в плоскости двусторонней симметрии тела или части тела; часто применяется в анатомии. Эти рисунки — такое же произведение искусства, как и его религиозные картины или портреты придворных. Рисунок изображает череп, разрезанный пополам, в деталях, включая внутреннее строение.

Анатомические рисунки Леонардо (около 1489).

Анатомические рисунки человеческого черепа

Рисунок человеческого черепа (вид сбоку). В разрезе показаны глазница и верхнечелюстной пирамидальный синус. На рисунке Винчи видны три углубления синуса.

Рисунки двух черепов в профиль (около 1489)

Рисунки двух черепов в профиль

Множество анатомических рисунков, созданных Леонардо, отражают его глубокое знание анатомии и интерес даже к самым незначительным деталям. Этот рисунок изображает человеческий череп в профиль, чтобы можно было видеть полости головного мозга, структуру глазниц, носа и рта, он показан в разрезе. Рисунок черепа в сагиттальном разрезе, представленный внизу, включает изображение спинного мозга и его соединения с головой.

Рисунок пропорций лица и глаза (около 1489— 1490)

Рисунок пропорций лица и глаза

Этот рисунок отражает изучение и измерения Винчи в области пропорций лица и глаза по отношению к голове и шее. Эти измерения он проводил на двух натурщиках, Караваджо и Треццо, которых нанял именно для того, чтобы вычислять по их телам пропорции человеческой фигуры.

Наброски пропорций для трех фигур. 1490.

Наброски пропорций для трех фигур

Рисунок бюста мужчины в профиль. 1489-1490.

Рисунок бюста мужчины в профиль

Торс мужчины сбоку, голова построена в соответствии с идеальными пропорциями

Торс мужчины сбоку, голова построена в соответствии с идеальными пропорциями

Органы

Анатомический рисунок желудка и кишечника (около 1506).

Анатомический рисунок желудка и кишечника

Леонардо занимался изучением анатомии в течение 30 лет. Он начал интересоваться этой темой приблизительно в 1485 году, во время пребывания в Милане. Наброски, относящиеся ко второму периоду увлечения анатомией (1506–1510), показывают, что он далеко продвинулся в изучении формы и строения человеческого тела. Здесь представлены рисунки желудка и кишечника.

Рисунок легких, сердца и органов брюшной полости свиньи (около 1508).

Рисунок легких, сердца и органов брюшной полости свиньи

Этот рисунок изображает внутренние органы свиньи, включая легкие, сердце и органы брюшной полости. Леонардо, изучая строение тела животных, в том числе свиней, сравнивал внутреннюю структуру тел человека и животного.

Рисунок легких, сердца и органов брюшной полости свиньи (около 1508).

Рисунок легких, сердца и органов брюшной полости свиньи

Леонардо полагал, что анатомия некоторых животных, таких, например, как бык и свинья, схожа с человеческой анатомией, и считал, что это можно использовать для досконального изучения тела и его функций. На этом рисунке Леонардо изображает легкие, сердце и органы брюшной полости свиньи.

Рисунок внутренних органов грудной клетки и брюшной полости

В этом рисунке органов грудной клетки и брюшной полости особенный акцент делается на изображении сердца, кровеносной системы и легких. В 1510 году Леонардо посетил Павию, чтобы пообщаться с доктором, ученым-анатомом, университетским профессором Марк-Антонио делла Торре. Именно здесь Леонардо удалось присутствовать при вскрытии человеческих тел, и он значительно углубил свои познания в анатомии. Он прекрасно разбирался в структуре человеческого скелета, мускулов и сухожилий, строении сердца и кровеносной системы, что очевидно по его рисункам.

Анатомический рисунок бычьего сердца и кровеносной системы (1513).

Анатомический рисунок бычьего сердца и кровеносной системы

Леонардо дотошно изучал структуру человеческого тела и тела животных. Этот рисунок, занимающий половину листа, заполненного рисунками сердца, показывает грудную клетку быка. Легочные артерии сердца нарисованы даже с перегородкой между желудочками. Этот рисунок датирован 9 января 1513 года.

Рисунок строения мозга (около 1506-1508)

Рисунок строения мозга

Этот рисунок с комментариями изображает мозг, его отделы и нервную систему. Доступ Леонардо к процессу вскрытия трупов позволял ему непосредственно изучать каждую часть человеческого тела, включая мозг и череп. На этом листе слева внизу изображена мужская мочеполовая система.

Анатомический рисунок: желудок, печень, селезенка и кишечник

Анатомический рисунок: желудок, печень, селезенка и кишечник

Этот очень подробный рисунок изображает внутренности брюшной полости, указывая расположение печени, селезенки и кишечника. Комментарии Леонардо свидетельствуют о том, что он хорошо разбирался в строении органов и их взаимодействии.

Анатомический рисунок развития эмбриона (около 1510)

Анатомический рисунок развития эмбриона

Этот детальный рисунок показывает возникновение и развитие плода во чреве женщины. Это один из серии рисунков, отражающих процесс роста эмбриона от зачатия до рождения. В комментариях Леонардо пишет, что эмбриону на этом рисунке около 4 месяцев. Чтобы постичь процесс развития плода, он вскрывал и изучал коров и свиней в разные периоды беременности. Его рисунки показывают, что он хорошо разбирался в строении плаценты и кровеносных сосудов матки.

Анатомия мускулов

Леонардо советовал начинающим художникам не изображать мускулатуру человеческого тела слишком рельефно. Если во времена профессиональной деятельности Леонардо изображение строения человеческого тела с художественными целями еще не было распространено, то вскоре после его смерти это стало обязательным условием обучения художников и их творческой деятельности. Здесь мы видим детальный рисунок человеческого тела в разрезе, позволяющий рассмотреть мускулы правой части торса.

Мускулы плеча и фазы движения ключицы (1509-1510)

Мускулы плеча и фазы движения ключицы

Наброски мускулов плеча и руки (1509-1510)

Наброски мускулов плеча и руки

Органы дыхательной системы, внешняя поверхность ноги (1509-1510)

Органы дыхательной системы, внешняя поверхность ноги

Живот и левая нога обнаженного мужчины (около 1490)

Живот и левая нога обнаженного мужчины

Заключение

Конечно, это не все черновики и чертежи великого мастера. Часть из них не дожили до нашего времени.

Анатомические рисунки олицетворяют мистику изобразительного искусства точность науки и пространство, построенное в эпоху итальянского Возрождения, когда границы между искусством и научными познаниями были размыты и часто не существовали.

Исследования анатомии в эпоху Возрождения

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи

Легендарный художник Леонардо да Винчи особенно любил изучать анатомию человеческого тела. Он старался как можно точнее изобразить человеческие фигуры на своих полотнах.

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи

Леонардо не только изучал анатомическое строение человека, но и проводил вскрытие, чтобы понять его физиологию. Он подходил к человеческому телу как к органической машине, и был абсолютно убежден в рациональном расположении органов, а также в его привилегированном положении в природе.

Анатомические эскизы Леонардо да Винчи сегодня

Благодаря британской организации Royal Collection Trust, которая перепечатала 400-летние эскизы Леонардо, сегодня у нас есть большая часть анатомических рисунков известного ученого и известного художника.

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи

Рисунки черепа

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи

Анатомические рисунки черепа

Анатомические рисунки черепа

Теперь мы можем увидеть десятки анатомических рисунков Леонардо, изображающих людей и животных (например, ступни медведя наверху) в одном месте, благодаря Доверию Королевской коллекции Букингемского дворца, которое оцифровало свою большую коллекцию.

Читайте также: