Порядок физических вопросов декарт кратко

Обновлено: 05.07.2024

  1. Соображения, касающиеся наук.
  2. Основные правила метода.
  3. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода.
  4. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие Души, или основания метафизики.
  5. Порядок физических вопросов.
  6. Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы.

По мнению Декарта недостаточно иметь хороший разум – главное хорошо его применять. Хорошо направлять свой разум, увеличивать свои знания, доводить их до высшей степени позволяет метод. Декарт выделяет четыре главных правила метода:

  1. не принимать за истину то, что нельзя принимать таковым с очевидностью, избегать поспешности и предубеждения, включать в суждения ясное, отчётливое, несомненное
  2. делить трудности на части, чтобы лучше их разрешить
  3. руководить ходом мыслей, начинать с познания простого и постепенно переходить к сложному
  4. делать общие обзоры, чтобы ничего не пропустить

Таким образом, если не принимать за истинное то, что не является таковым, соблюдать порядок в ходе мыслей, не будет истин, которые нельзя было бы раскрыть.

Декарт не пытается научить обязательному методу, а показывает, как он сам направлял свой разум. Декарт приобрел опыт, изучив Великую книгу мира – путешествуя, впоследствии решив изучать самого себя. Из метода Декарт извлекает некоторые правила морали:

  • повиноваться законам и обычаям страны придерживаюсь религии
  • решительность в действиях
  • стремиться побеждать себя, а не судьбу, менять себя, а не мир
  • достаточно правильно судить чтобы правильно поступать

Первый принцип философии по Декарту: Я мыслю, следовательно, я существую. Из этого принципа он приходит к идее субстанции, которая не зависит от материального и сущность которой есть мышление; и к идее бога, являющимся совершеннейшим существом.

Метод позволил Декарту пользоваться разумом как можно лучше, представлять предметы ясно и отчётливо, легко разрешать вопросы сложных наук.

В первой части метода Декарт рассуждает о том, как изучить себя и свой путь предназначения, обращаясь к наукам. В частности, он говорит о математике. Что данная наука приводит в порядок мысли, помогает человеку лучше понять окружающий мир и создать четкую картину того, каким путем должен следовать человек.

Третья часть произведения рассказывает о правилах морали. О том, что нужно следовать законам и религии государства, чтобы оставаться моральным человеком. А также Декарт говорит о том, что нужно оставаться решительным в своих суждениях, если они следуют истине.

Четвертая часть трактата повествует о бессмертии души. Рене Декарт пишет, что наше тело тленно, но разум бессмертен. Это происходит потому, что разум и есть наша душа. Отсюда автор делает вывод, что душа бессмертна.

В пятой части автор пишет о нескольких физических вопросах. Он рассуждает о растениях, животных и человеческом организме. Описывает возникновения растений, животных и человека. Далее Декарт пишет подробно о человеческом организме. Описывает систему кровообращения, легкие и остальные органы.

Завершается произведение Декарта шестой частью. Этот кусок философского трактата повествует об исследовании природы. Что нужно для того, чтобы продвинуться дальше в этом деле.

Данное произведение учит тому, как привести в порядок свои мысли. Помогает лучше осознать происходящее вокруг: природные процессы, процессы, происходящие не только в человеческом организме, но и в других живых организмах. Рене Декарт учит через познание истины жить в ладу с окружающим миром.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

fill / Декарт. Рассуждение о методе

Декарт Рассуждение о методе

никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.

делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления.

придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов более простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного…

И последнее

Правила простоты подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которое распадается любое строгое исследование. Они являются моделью знания именно потому, что ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений.

При решении сложных проблем и выяснении непонятных явлений следует выделить простые элементы, далее неделимые, чтобы потом полностью исследовать их. Простота, по Декарту, не есть всеобщее из традиционной философии, так же как интуиция не есть абстракция.

Установив правила метода, следует подтвердить их, или, точнее, выявить универсальность и плодотворность. Декарт применяет свои правила к традиционному знанию с целью проверить, содержит ли оно такие истины, с помощью которых можно избавиться от любых сомнений. Если с помощью этих правил нельзя достичь надежной истины, то это знание бесплодно. А если применение этих правил приведет к несомненной истине, то ее надо признать основой знания. Достаточно изучить основы, на которых держится традиционное знание, если рухнут основы, то следствия не будут иметь силы.

Прежде всего, надо отметить, что большая часть традиционного знания имеет в качестве основы чувственный опыт. Но знания, исходящие из чувств нельзя считать бесспорными, так как чувства обманчивы. Этот принцип представляется Декарту неясным и ненадежным.

В части 3 (“Некоторые правила морали, извлеченные из этого метода”)

представлены следующие “временные правила нравственности”:

— это подчиняться законам и обычаям моей страны, блюдя религию… и во всем остальном руководствоваться мнениями, наиболее умеренными и далекими от крайностей…”

Второе правило

— “оставаться возможно более твердым и решительным в своих действиях…”.

“…Моим третьим правилом

было стремиться всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок мира…”.

В 4-й части (“Доводы, доказывающие существование Бога и человеческой души, или Основание метафизики”)

излагается в краткой форме “методическое” движение по пути сомнения к “первому принципу философии”, а именно к идее “я мыслю, следовательно, я существую”, а от нее — к идее субстанции, “вся сущность и вся природа которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи”.

Аналогичным образом “я знаю некоторые совершенства, мне не присущие”, и по контрасту представляю себе существо, способное быть “бесконечным, вечным, неизменным, всесведущим, всемогущим”, т. е. прихожу к идее Бога.

В частях 5 (“Порядок физических вопросов”) и 6 (“Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы”)

излагаются принципы и порядок естественнонаучных исследований: сначала отыскиваются “вообще принципы, или первопричины всего того, что есть и может быть в мире…”, затем выясняется, “каковы первые и самые обычные следствия”, какие можно вывести из этих причин. На этом пути предметом исследования стали небеса, звезды, земля, а на земле — вода, огонь, минералы, т. е. вещи “наиболее общие из всех и наиболее простые, а следовательно, и наиболее легкие для познания” (там же); в частности, была предложена гипотеза о возникновении Земли, Солнца из хаоса материального движения, затем совершился переход “к более подробному рассмотрению Земли”. Таким же образом вначале исследовались движения животных и человеческого тела; Декарт подробно обсуждает движение сердца, крови, чтобы доказать, что “все это согласуется с правилами механики, являющимися и правилами природы”. Отличие человека от животных — наличие “разумной души”, которая “никоим образом не может быть продуктом материальной силы наподобие других вещей” и которая сотворена Богом и является бессмертной. Хотя принципы философии “крайне просты и очевидны”, ученые мужи не торопятся обладать светом истины, ограничиваясь “тщеславной видимостью всезнайства”. Впрочем, своими судьями Декарт желает иметь тех, “кто соединяет здравый смысл с ученостью”.

Основы анатомии

Старинный портрет Декарта.

Структура

Книга разделена на шесть частей, описанных в предисловии автора:

  1. Различные соображения касательно наук.
  2. Основные правила метода, которые автор открыл.
  3. Некоторые из правил морали, которые он вывел из этого метода.
  4. Мотивы, посредством которых он устанавливает существование Бога и человеческой души.
  5. Порядок физических вопросов, которые он исследовал, и, в частности, объяснение движения сердца, а также различия между душой человека и животного.
  6. То, что, по мнению автора, требуется для большего прогресса в исследовании природы.

Декарт с книгой.

История книги

Важные мысли

Декарт начинает с предупреждения:

Юный Декарт.

Путь философа

Философ, математик, логик и выдающийся мыслитель своего времени Рене Декарт явился одним из основателей философии Нового времени, когда от религиозности, искусственно принесённой в науку, последняя старалась избавиться. Так и Декарт, с отличием закончив иезуитский колледж, был неудовлетворён знаниями, там полученными. Мыслитель, как и большинство великих, обратился к самостоятельному поиску знания в окружающем его мире.

Усмотрев, в многом справедливо, в религиозной философии, например, схоластике спорность, Декарт подвергал её критике. Картезианская (по латинскому произношению Cartesius), читай Декартовская философия Нового времени искала знания твёрдого, достоверного, доказанного, то есть, Рене Декарт искал истины. А для достижения истинного знания, знания доказанного, достоверного мыслитель разработал собственные методы, подходы и принципы поиска, в этом заключается рационализм философии Декарта.

В основу философии Декарта легла математика как устойчивая к спекуляциям и своей неподкупной логикой изобличающая спорность из знания. Но, несмотря на рационализм философии Декарта, изображаемая им наука, которая должна была объять все грани мира и человеческого существования, в корне имела метафизику, развиваясь к физике и делясь на частные науки.

Выступая за развитие методологии науки как важнейшего инструмента исследования, Декарт критиковал философию прошлого в связи с тем, что в прошлом методу и его роли не уделялось должного внимания. В методологии прошлого зачастую использовалось лишь сложение подобного, отсутствовали поиск основ, источника, заявление тезисов и постулатов, а так же иерархия взаимосвязей. Последнее не позволяло выделять в научном поиске важное от несущественного, а критерий и признак от случайности, с этим рационалистическая философия Декарта мириться не могла.

Последнее зависимо от принципа философии Декарта, где в ходе познания интеллектуальной интуицией, к которой редуцируют все остальные виды познания, необходимо ставить под сомнение любое утверждение, ведя поиск очевидности, тогда исследователь не может говорить о истинности чего бы то ни было кроме самого факта сомнения. И это сомнение само в себе несомненно и очевидно, как форма мышления — это один из методов философии Декарта.

  1. В-первых, мыслитель сформулировал основные гносеологические и метафизические идеи, то есть общие принципы своей философии кратко.
  2. В-вторых, размышления о натурфилософии как философские основы картезианской физики, где отходит от основных категорий физики вроде массы, количества, пространства и свойств к движению, сформулировав закон инерции.
  3. В-третьих, мыслитель затрагивает космогонические вопросы, то есть рассуждает о происхождении мира и планеты Земля в частности.

Эти рассуждения, равно как и поиск Декарта на поприще методологии приводят к заявлению о доказательстве существования некоего бога или божественного как необходимого условия всякого эмпирического исследования и материального мира в целом.

Три упомянутых в этой статье произведения Декарта — не все его труды, а лишь основные и наиболее значительные. Например, последнее произведение является по самому признанию мыслителя компиляцией философии Декарта кратко. Важно также отметить, что переводя свой номинально финальный труд с оригинального латинского на родной французский, сам мыслитель переписал некоторые части произведения. Последнее не говорит о ошибках, а намекает на вечный поиск и всеобъемлющее проникновение метода Декарта — сомнения.

Рационалистическая философия Декарта оставляла место дуализму, например, телесного и разумного. Дуализм Декарта заявлял о пространственно протяжённой телесной субстанции и внепространственной метафизической мыслящей, если угодно – душе. А так же дуализм божественного и материального, где, сотворив мир и его организовав, божественное более не вмешивается в него, то есть не осуществляет управление миром. Это деистическая позиция философии Декарта, заявляющая полную независимость мира после акта его сотворения божественным, ставит некоторых исследователей в тупик, так как, в общем, мыслитель был сторонником рационализма и критиком религиозности.

Труды французского мыслителя объёмны и затрагивают обширные области знания, вследствие чего в одной статье трудно описать философию Декарта кратко, не говоря уже о детальном рассмотрении. Однако многие произведения этого философа сохранились и с его взглядами можно познакомиться из первоисточника, что я и советую, если тебя, читатель, заинтересовало то, о чём рассказано в этой статье.

(с) Algimantas Sargelas

Философия Рене Декарта

Исходя из него утверждается крайний субъективизм (Я – субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении).

Из этого тезиса следовал еще один вывод: все вещи, воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Такую отчетливость может дать только разум, ибо ощущения легко изменяются под воздействием внешних обстоятельств.

Достоверное знание может находиться только в самосознании познающего субъекта, в его аналитической деятельности.

Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта.

Субстанцией является только Бог. При этом Декарт делил мир на два рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога, а также математические и научные идеи.

Материальная субстанция отождествляется с природой, главным свойством которой является протяженность.

Врожденные науки – это еще не готовые истины, а предрасположение разума. Вместе с тем разум неизбежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода (дедукции), который включает в себя:

• ясность и отчетливость познания, не вызывающего никаких сомнений,

• разделение всякого исследуемого вопроса на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания,

• осмысление предмета исследования по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных.

Абсолютизировав роль разума в познании, Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно вывести все истинные знания о мире.

Она обошла всю Европу и вызвала ряд возражений, на которые Декарт написал пространные ответы. В этих возражениях и ответах видно, как развертывается целая серия драматических и глубоких дискуссий, в которых такие известные мыслители, как Гоббс, Гассенди и Арно, скрестили шпаги с Декартом.

Хотя Декарт испытал глубокое влияние схоластической философии, которая предшествовала его времени, проблемы, которые он ставил, вопросы, которые он поднимал, и его требования абсолютной субъективной достоверности знания вели к подрыву двухтысячелетних традиций аристотелевского философствования.

В действительности работы почти всех великих философов в течение 150 лет после смерти Декарта можно рассматривать как попытку ответить на вопросы, поднятые блестящим французским иконоборцем.

Философская система Р. Декарта

Жизнь и деятельность Р. Декарта

Одним из гениев эпохи Нового времени был Рене Декарт, который произвел в содержании науки, но особенно в западно-европейской философской методологии суперрадикальный переворот.

Р. Декарт, в латинском написании Картезий (1596-1650) — французский философ, математик и физиолог.

Р. Декарт родился в местечке Лаэ (департамент Турень) в дворянской семье. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш (аристократическое среднее учебное заведении), после окончания которой служил вольнонаемным офицером в войсках различных европейских военачальников, принимавших участие в Тридцатилетней войне в Германии. В 1621г., покинув армию, Декарт много путешествовал, завязывал знакомства с известными европейскими учеными.

Вскоре он переселился в Нидерланды — передовую капиталистическую страну того времени, где провел 20 лет в уединенных научных и философских занятиях, лишь ненадолго приезжая во Францию.

Преследования нидерландских богословов вынудили его переехать в 1649г. В Швецию, где он и умер.

Рационализм Р. Декарта

Р. Декарт в познании естественного Мира не отделял философию от науки.

Но, как справедливо отмечал при этом, и философии, и науке нужны новые методы познания, иные принципы и правила мышления. Причем совсем не важно, если затем они будут более структурированы в одном направлении и менее — в другом. Речь идет о методах, принципах и правилах, которые смогли бы обеспечить сооружение нового, современного здания науки и принципиально иной парадигмы философии.

У Р. Декарта, таким образом, философия как бы сцепляла воедино все теоретические и эмпирические знания. А всех их (философию, научные знания) объединяло стремление к истине, которая легче всего достигалась с помощью строго научного метода.

Таким образом, рационалистический метод Р. Декарта представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика. Рационализм Декарта сложился, как попытка объяснить свойственную математическому знанию всеобщность и необходимость.

Суть рационалистического метода Р. Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания должна лежать интеллектуальная истина.

Интеллектуальная истина — это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения.

Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия.

Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.

Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага.

С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

Р. Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода:

1) Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

2) Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3) В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Таким образом, дедукция — это определение неизвестного через ранее познанное и известное.

Философия Декарта и его научные идеи оказали значительное влияние на последующее развитие философии.

Современная реакционная буржуазная философия подчеркивает в учении Декарта его идеалистическое учение о боге, о духовной субстанции, а также идеалистические черты его учения о познании.

Передовая общественная мысль, отвергая идеализм и дуализм Декарта, высоко ценит в нем гениального мыслителя, новатора науки — математики, физики, физиологии, одного из творцов материалистического понимания природы.

Учение Р. Декарта о сомнении

Рядом аргументов Р. Декарт доказал, что в составе знания, доставляемого нам ощущениями и мышлением, нет ни одного положения, в истинности которого нельзя было бы усомниться. Можно усомниться даже в существовании внешнего мира и собственного тела.

При этом единственным несомненным фактом, с точки зрения Р. Декарта, остается лишь акт самого сомнения, самого человеческого мышления.

«Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о Мире, мы можем легко допустить, — писал Р. Декарт, — что нет ни Бога, ни неба, ни Земли и что мы не существуем, в то время как сомневаться в истинности всех этих вещей.

Это положение представлялось Р. Декарту тем самоочевидным, неоспоримым принципом, исходя, из которого можно развить всю систему философии и построить достоверное знание.

Таким образом, достоверное познание внешних вещей и явлений природы может и должно осуществляться только разумом, а не чувствами. Однако, анализируя сам умственный процесс познания, мыслитель обнаружил удивительный факт: все, что дано познать мышлению человека, имеет место только в самом его мышлении.

Любые предметы, явления, схватываемые мыслью, всегда есть мыслимый предмет, явление, т.е. единственное, что прямо или непосредственно придано человеческому мышлению, — это и есть само мышление.

Познание простирается лишь настолько, насколько простирается ясное и отчетливое мышление. Поэтому мышление должно быть самостоятельным, уверенным. Всякая зависимость от чужих мнений и особенно позиций есть ложный шаг.

Теоретическое мышление требует системного порядка.

Открытие Р. Декарта означало революционный переворот в философии и стало важным вкладом в новую теорию познания (гносеологию). Оно, правда, противоречило предположению (со времени Платона), превратившемуся в одно из основных допущений философии и науки о том, что предметом познания всегда является объект, т.е. только то, что лежит вне сознания и трансцендентно по отношению к нему, обладает независимым от него существованием.

Расщепление же всей действительности на субъект и объект — это, то принципиально новое, привнесенное Р. Декартом в философию и науку в конечном итоге, как он сам квалифицирует, есть реальность особая, — субъективная, находящаяся внутри познающего субъекта.

Следует отметить, что принцип сомнения применялся в философии и до Р. Декарта в античном скептицизме, в учении Августина, в учении Ш. Монтеня и др. Уже Августин на основе сомнения утверждал достоверность существования мыслящего существа.

Оригинальность же учения Р. Декарта состоит в том, что он приписывает несомненный характер самому сознанию, мышлению и бытию субъекта мышления, обратившись к самому себе, и сомнение по Декарту исчезает.

Декартово сомнение, призвано было снести прежней умозрительной философии или отменить прежний способ познавательного мышления, чтобы тем самым расчистить почву для построения нового здания философии, рациональной в самом истоке.

Р. Декарт был убежден, что сознание нового метода мышления потребует прочного и незыблемого основания, которое должно быть найдено не где-нибудь, а в самом человеческом разуме, т.е. в его внутреннем мире — самосознании.

Физиология Р. Декарта

Будучи родоначальником рационального познания, Р. Декарт стал и отцом научной механики, чьи принципы распространял на все, включая живую природу и человека — физиологию. Р. Декарт осознавал недостаточность анатомических и физиологических сведений своих предшественников и проводил самостоятельные эксперименты.

Он подробно исследовал строение различных органов, а также строение зародышей на различных стадиях развития. Р. Декарт подчеркивал необходимость изучения эмбриогенеза животных.

Р. Декарт объяснял рефлекторным механизмом не только сокращение скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты. В понятии рефлекса у Р. Декарта выступает идея стимула и причиной связи между действием стимула и ответной реакцией.

Животное — простая машина, полагал Р. Декарт. В этом взгляде, имевшем прогрессивное значение в борьбе со средневековой схоластикой, отобразилась вместе с тем ограниченность науки в эпоху, когда жил Р. Декарт.

Принципы своей физиологии и психофизиологии Р. Декарт распространял и на человека. Значительная доля жизнедеятельности человека объяснялась им, в противоположность господствующим теолого-схоластическим представлениям, механико-материалистическими принципами.

Учение Р. Декарта о страстях заключается в том, что главное действие аффектов и страстей — располагать душу к желанию тех вещей, к которым подготовлено тело.

Однако с позиций механизма Р. Декарт не мог объяснить жизнедеятельности человека. Ни механическая физиология, ни идеалистическая метафизика не позволяли Р. Декарту распространить свою теорию на область «произвольных актов, характерных для человеческого поведения.

Таким образом, человек по Декарту, есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с разумной душой, обладающей волей и мышлением.

Р. Декарт убеждал, что состояние тела и телесных органов обуславливается состоянием души и наоборот.

Заключение

Р. Декарт считается основателем новой философии с точки зрения проблематики и методологии. Для нас сегодня важно, что он не столько открыл некие новые истины, сколько определил сам строй современного мышления, в котором философия и наука стали играть определяющую роль.

Знаменитый ученый — философ и наука стали играть определяющую роль. Знаменитый ученый-философ Б. Рассел (1872-1970) в связи учении апеллируя к разуму, стал основоположником рационализма — философского направления, признающего сугубо умственное познание как единственно верный путь к истине.


Суть такова

Трактат Декарта "Рассуждения о методе" является одним из самых влиятельных произведений в истории современной философии и важных для развития естественных наук. В этой работе Декарт решает проблему скептицизма, которую ранее изучали Секст Эмпирик, Аль-Газали и Мишель де Монтень. Философ изменил его, чтобы объяснить аксиому, которую он счел неопровержимой. Декарт начал свою линию рассуждений, сомневаясь в том, что мир можно оценить про помощи каких-либо предвзятых понятий.

Портрет Декарта.

История книги

Книга была первоначально опубликована в Лейдене, Нидерланды. Позже она была переведена на латынь и опубликована в 1656 году в Амстердаме. Книга была дополнена тремя приложениями, названными по-гречески и соответствующими изысканиям философа: "Диоптрика", "Метеоры" и "Геометрия". Первый том содержит первоначальные концепции Декарта, которые позже превратились в одноименную систему координат. Текст был написан и опубликован на французском языке, а не на латыни, на которой в то время наиболее часто писали и публиковали философские и научные тексты. Большинство других работ Декарта были написаны на латыни.

Значение

Вместе с "Размышлениями о первой философии", "Принципами философии" и "Правилами направления разума" она составляет основу эпистемологии, известной как картезианство. В работе обосновывается значение рационализма в процессе исследования и основные правила познания, которые позже стали широко известны как научный метод Декарта.

Структура

Книга разделена на шесть частей, описанных в предисловии автора:

  1. Различные соображения касательно наук.
  2. Основные правила метода, которые автор открыл.
  3. Некоторые из правил морали, которые он вывел из этого метода.
  4. Мотивы, посредством которых он устанавливает существование Бога и человеческой души.
  5. Порядок физических вопросов, которые он исследовал, и, в частности, объяснение движения сердца, а также различия между душой человека и животного.
  6. То, что, по мнению автора, требуется для большего прогресса в исследовании природы.

Декарт с книгой.

Важные мысли

Декарт начинает с предупреждения:

"Для того чтобы обладать энергичным умом, недостаточно много знать. Величайшие умы, так как они способны к высшим совершенствам, также открыты для самых больших аберраций, и те, кто путешествует очень медленно, могут добиться гораздо большего прогресса, если они всегда будут придерживаться прямой дороги, чем те, кто спешит, сбиваясь с истинного пути".

Юный Декарт.

Путь философа

  1. Никогда не принимать ничего за истину, ведь никто ничего не знает наверняка. Осторожно избегать предрассудков.
  2. Разделять и анализировать каждую из рассматриваемых трудностей на максимально возможное количество частей, которые понадобятся для ее адекватного решения.
  3. Формулировать мысли в особом порядке, начиная процесс осмысления с объектов, простейших для понимания, поднимаясь шаг за шагом к более сложным явлениям.
  4. Делать наиболее полные перечисления интересующих предметов и фактов.

Максимы

На этом "Рассуждения о методе" Рене Декарта не заканчиваются. Философ использует аналогию с восстановлением дома на основе надежного фундамента и связывает ее с идеей необходимости временного проживания, когда его собственный дом перестраивается. Декарт принял следующие три максимы, чтобы эффективно функционировать в реальном мире, экспериментируя со своим методом радикальных сомнений. Они сформировали рудиментарную систему убеждений, из которой можно было действовать до того, как он разработал новую систему, основанную на истинах, которые он открыл с помощью своего метода.

Декарт и формулы.

Первая максима заключалась в том, чтобы подчиняться законам и обычаям своей страны, твердо придерживаясь веры, в которой, по милости Божьей, его воспитывали с детства и регулировали его поведение во всех других вопросах в соответствии с самыми умеренными требованиями. Декарт советует быть таким же решительным, каким был и он сам, особенно в своих сомнениях. Всегда старайтесь побеждать себя, а не удачу, и меняйте свои желания, а не порядок мира, и вообще приучите себя к убеждению, что кроме наших собственных мыслей нет ничего абсолютного в нашей власти. Так что когда мы сделаем все, что в наших силах, любой результат не может считаться неудачей.

Космогония

Применяя метод к себе, Декарт бросает вызов собственным рассуждениям и мыслям. Но философ полагает, что три вещи не поддаются сомнению, и поддерживают друг друга, чтобы сформировать стабильную основу для познания. Метод сомнения не может приводить к сомнению в причине, поскольку он основан на самой причине. По логическим заключениям философа, все-таки существует Бог, и Он является гарантом того, что разум не ошибается. Декарт выводит три разных доказательства существования Бога. Среди них есть даже то, что теперь называется онтологическим.

Молодой Декарт.

Несмотря на это признание, кажется, что проект Декарта для понимания мира - это воссоздание творения, т. е. самая настоящая космологическая система, которая, по образцу экспериментального метода Декарта, направлена на то, чтобы показать не только собственные возможности, но и дать понять, что этот способ взглянуть на мир - один единственный. Никаких других предположений о Боге или природе не может быть, поскольку они не обеспечивают реалистичное и рационалистичное объяснение мироздания. Таким образом, в работе Декарта мы можем увидеть некоторые фундаментальные предположения современной космологии через логические доказательства - проект изучения исторического построения Вселенной посредством набора количественных законов, описывающих взаимодействия, которые позволили бы упорядоченное настоящее построить из хаотического прошлого.

Современный портрет Декарта.

Основы анатомии

Далее в "Рассуждениях о методе" Декарт переходит к описанию движения крови в сердце и артериях, одобряя выводы английских врачей о кровообращении, ссылаясь на Уильяма Харви и его работу De motu cordis. Но в то же время он категорически не согласен с функцией сердца как насоса, приписывая движущую силу циркуляции теплу, а не мышечному сокращению. Он описывает, что эти движения кажутся полностью независимыми от того, что мы думаем, и заключает, что наши тела отделены от наших душ. Этот вывод логически выводится из метода познания Декарта.

Старинный портрет Декарта.

Заключение

Метод Декарта - это начало рационального познания окружающей действительности, которое на сегодняшний момент является общепринятым. Его книга, описанная в этой статье, положила начало современному научному мышлению. В этом плане она сыграла очень важную роль в формировании современной науки и цивилизации как таковой. Ознакомиться с идеями Декарта нужно всем, кому интересна не только философия, но и наука как таковая.

Читайте также: