Попытки реформ в россии в начале 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

19 столетие в истории России время кардинальных изменений в привычном укладе жизни. Начали появляться общественные движения, высказывающиеся против монархии, попытки государственных переворотов, террор, изменения в крепостном праве. На международной арене Россия уже теряла свою популярность и силу из-за нескольких необдуманных действий со стороны правителей.

Внутренняя политика

Главной целью царское правительство ставило сохранение существующих социально-политической и экономической систем.
В центре внимания встали три острых вопроса:
 административный: усовершенствование управления государством;
 социальный: решение крестьянского вопроса;
 идеологический: изменение системы просвещения и образования.

Начало 19 века связано с правлением Александра I. Сын убитого Павла I.

Молодой император имел противоречивый характер, что отразилось на внутренней политике. На формирование характера Александра Павловича оказала большое влияние его бабушка Екатерина Великая и его француз учитель Лагарп, прививший либеральные идеи.
Александр I осознавал необходимость кардинальных перемен в стране, но боялся проводить кардинальные реформы открыто. Причиной его опасения стала мысль о заговоре против Павла I.

Первыми мероприятиями во внутренней политике стали:
 восстановление Жалованной грамоты дворянству и городам, которые были отменены его отцом;
 объявил крупную амнистию людям, подвергавшимся гонениям со стороны Павла I;
 было разрешено выезжать за границу;
 разрешалась торговля с Англией.

Первые начинания молодого императора вызывали симпатию большинства населения России.
Александр Павлович заявил, что это только начало и что он намерен провести ряд крупных реформ. Для этого в 1801 году был создан Негласный комитет из самых приближенных к императору людей. В его состав вошли: П.А. Строганов, А.Е. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев.

Реформы Александра I

 в 1802 году петровские коллегии были заменены на министерства. В результате этого сильно укрепилась исполнительная власть. Множество коллегий были упразднены. Было сформировано 8 министерств:военно-сухопутных сил, военно-морских дел, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Для общего обсуждения вопросов был сформирован Кабинет министров.
 в этом же году Сенат получал назначен высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления.
 Синод продолжал ведать духовными делами, но контроль за ним осуществлял обер-прокурор;
 февраль 1803 года - указ о вольных хлебопашцах. По указу помещики могли отпускать крепостных с землей за выкуп;
 в 1803 году было принято решение “Об устройстве учебных заведений”. была принята 4 ступенчатая образовательная система; Открываются университеты в Дерпте, Вильно, Харькове;
 1804 год - принят Университетский устав, расширяющий полномочия учреждения;
 1809 г. - начало созданий военных поселений. Попытка поставить на сомообеспечение армию в мирное время.
 10 марта 1809 года - запрет на высылку крепостных в Сибирь. Запрещалось подавать объявления о продаже крестьян;
 1 января 1810 года был создан Государственный совет. Идейным вдохновителем становится М.М. Сперанский;
 1815 г. - дарование Конституции Польше;
 1816-1818 гг. - отмена крепостного права в Прибалтике;

Но все реформы Александра I не были доведены до конца. Императора разрывали между собой консерваторы и либералы. Большое влияние на окончательные решения оказала внешняя политика России, а в большей степени борьба с Наполеоном.
Внешняя политика
Основными направлениями во внешней политике России стали:
 борьба с Наполеоном;
 взаимоотношения с Османской империей;
 противоречия на Кавказе;

Отношения с Францией

Изначально Александр и Наполеон относились друг к другу с симпатией, но в дальнейшем отношения обострились.
В 1805 году Российская империя вступает в 3 антифранцузскую коалицию вместе с Англией, Пруссией и Швецией. Но в течение нескольких дней коалиция была развалена.

В 1807 году Россия вновь вступает в ряды противников Франции. Союзники потерпели крупное поражение от французской армии при Фридлянде. Это событие вынудило вступить Александра I в переговоры с Бонапартом. Летом 1807 года был подписан Тильзитский мир. По договоренностям создавалось Герцегство Варцавское под властью Наполеона, а Россия вынуждена присоединиться к континентальной блокаде Англии.

Условия перемирия были невыгодными для Российской империи, но дали значительную передышку для следующего противостояния и борьбы с Турцией.

Войны с Турицей и Ираном

1806-1812 гг Русско-турецкая война за усиления влияния России на Ближнем Востоке. В мае 1812 года страны подписали Бухарестский мир. Россия получала Бессарабию, часть Черноморского побережья Кавказа с городом Сухум. Молдова, Валахия, Сербия получали широкую автономию. Значение этого мирного договора значительное - юыли расстроены планы Наполеона на помощь турков в Отечественной войне.

1804-1813 гг. война с Ираном. Попытка предотвратить проникновение России в Закавказье. По итогу был заключен Гюлистанский мир. По Россия получала власть над большей территорией Закавказья.

Отечественная война 1812 г.

Наполеон Бонапарт стремился к мировому господству и главной своей целью ставил захват Российской Империи. В 1810 году обеим сторонам стало понятно, что войны не избежать и стороны начали готовиться к противостоянию.

Во главе русских войск стояли: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, А.П. Ермолов, Н.Н. Раевский, М.А. Милорадович.
По численности армия Наполеона превышала русское войско.

12 июня 1812 года французы форсируют реку Неман и вторгаются на территорию России. Армии Барклая де Толии и Багратиона были вынуждены отступать. их целью стало объединение под Смоленском.

За оставленый Смоленск Александр I снимает с должности Барклая де Толли и назначает главнокомандующим М.И. Кутузова. полководец продолжает отступать, и принимает решение дать генеральное сражение недалеко от Москвы у д.Бородино.

26 августа состоялось главное сражение всей войны. Обе армии оказывали ожесточенное сопротивление, потери были огромными. В бою погиб П.Багратион. Укрепления неоднократно переходили из рук в руки. К концу дня обе армии отступили, победитель так и не был определен.

1 сентября состоялся знаменитый совет в Филях, где было решено оставить Москву Наполеону. Русская армия отходила.

Французский император триумфально вошел в столицу, но увидел ее пустой и соженой. До начала октября Бонапарт ждал согласия Александра на мир, но вынужден был отступать ни с чем. Французская армия за это время была полностью деморализована.

Одновременно с этим армия Кутузова,совершив Тарутинский марш-маневр, была пополнена новыми силами и ждала боя. Войска столкнулись под Малоярославцем. Наполеон со своей армией был вынужден отступать. Русские начали преследование и окончательно разбили французов у р. Березина 14-17 ноября. Наполеон бежал, оставив своих солдат.

Война была завершена победой Российской империи. После триумфа русская армия приняла участие в Заграничных походах 1813-1814 гг. В ходе которых Наполеон был свергнут окончательно.

В 1814-1815 году состоялся Венский конгресс по обустройству послевоенной Европы. Россия оказалась приглашенной, как страна-победительница.

В 1815 году был создан Священный Союз. В него вошли русский, австрийский и прусский правители. В основу соглашения легла поддержка укрепившихся монархических династий и устоев.

Заключение

Начинался век с множества либеральных преобразований, но не доведенных до логического завершения. Все привело к тому, что в России стали появляться радикальные общественные движения, приведшие к печальным последствиям.

В первой половине XIX века Россия была одной из крупнейших европейских держав. Её территория составляла около 18 млн. квадратных километров, а население превышало 70 млн. человек.

Основу экономики России составляло сельское хозяйство. Крепостные крестьяне были самой многочисленной категорией населения. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства.

Промышленное развитие России, несмотря на общее увеличение количества предприятий примерно в 5 раз, было невысоким. В основных производствах применялся труд крепостных крестьян, который был мало рентабелен. Основу промышленности составляли кустарные крестьянские промыслы. В центре России существовали крупные промышленные села (например, Иваново). В это время значительно возросло количество промышленных центров. Это сказывалось на росте городского населения. Самыми крупными городами являлись Санкт-Петербург и Москва.

Развитие добывающей и текстильной промышленности привело к интенсификации торговли как внутри страны, так и на внешнем рынке. Торговля имела преимущественно сезонный характер. Главными торговыми центрами являлись ярмарки. Их количество в тот период доходило до 4000.

Первая четверть XIX века - это эпоха правления Александра I (1801 - 1825 г.г.). Александр I - старший сын императора Павла I и его второй жены императрицы Марии Федоровны. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.

Он взошел на престол в результате заговора, при котором был убит император Павел I. Этот период истории России характеризуется борьбой двух направлений во внутренней политике: либерального и консервативного. Вдохновителем либерального, господствовавшего в 1810 - 1810 г.г. и 1815 - 1820 г.г. был М. М. Сперанский, сторонник идеи правового государства, ограничения самодержавия рамками закона. Сам Александр I, воспитанный швейцарским политическим деятелем Ф. С. Лагарпом, приглашенным Екатериной II, республиканцем по убеждению, который внушал идеи либерализма будущему императору, в молодые годы увлекался идеями Монтескье и Руссо.

Александр был умен, и во время своего правления не мог не считаться с духом времени, и в первую очередь с влиянием идей Французской революции. Более того, некоторые из этих идей он использовал в своей государственной деятельности.

С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных императору Павлу I. Однако теоретические мысли о свободе и равенстве он не отделял от самодержавной формы правления. Половинчатость стала особенность преобразований Александра I.

1.1 Реформы в государственном управлении

Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. 5 апреля 1801 был создан Непременный (Государственный) совет - законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. Председатель совета и его члены назначались самим царем. Он централизовал законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм. Оформилась исполнительная власть и появились зачатки будущей законодательной. Хотя все ветви власти и были замкнуты на императоре, а законодательной, как самостоятельной сферы политической деятельности, еще не существовало, Россия сделала новый значительный шаг к разделению властей. Однако общество по прежнему не имело никаких каналов влияния на систему власти и полностью зависело от бюрократии. Были предприняты некоторые меры по борьбе с бюрократией. Так в 1809 году был принят указ царя о введении экзамена на чин. Но, к сожалению, принятые меры не были достаточно эффективными.

1.2 Попытки проведения реформ в земельном укладе страны




Таким образом, крепостное право сохранилось. С введением военных поселений на казенных землях ряда губерний ухудшилось положение государственных крестьян. Фактически они потеряли личную свободу, должны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и ложиться спать. Положение же помещичьих крепостных было еще хуже. В особенно тяжелом положении была деревня. Рост задолженности помещиков привел к тому, что к 1859 году в государственных кредитных учреждениях было заложено 65% всех крепостных крестьян.

1.3 Реформа системы образования

В 1803 году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру цензурный устав. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самой широкой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.

1.4 Реформа системы государственного управления

В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

Изменения в системе государственного управления не могли не отразится на положении православной церкви которая во многом была частью государственного аппарата. Здесь единовластным начальником становится государственный чиновник - обер-прокурор, который в XVIII веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода. В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.

1.5 Государственная реформа Сперанского

Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809 г., когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников.

1 января 1810 г. был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11гг. в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.

В первой половине XIX века Россия была одной из крупнейших европейских держав. Её территория составляла около 18 млн. квадратных километров, а население превышало 70 млн. человек.

Основу экономики России составляло сельское хозяйство. Крепостные крестьяне были самой многочисленной категорией населения. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства.

Промышленное развитие России, несмотря на общее увеличение количества предприятий примерно в 5 раз, было невысоким. В основных производствах применялся труд крепостных крестьян, который был мало рентабелен. Основу промышленности составляли кустарные крестьянские промыслы. В центре России существовали крупные промышленные села (например, Иваново). В это время значительно возросло количество промышленных центров. Это сказывалось на росте городского населения. Самыми крупными городами являлись Санкт-Петербург и Москва.

Развитие добывающей и текстильной промышленности привело к интенсификации торговли как внутри страны, так и на внешнем рынке. Торговля имела преимущественно сезонный характер. Главными торговыми центрами являлись ярмарки. Их количество в тот период доходило до 4000.

Первая четверть XIX века - это эпоха правления Александра I (1801 - 1825 г.г.). Александр I - старший сын императора Павла I и его второй жены императрицы Марии Федоровны. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.

Он взошел на престол в результате заговора, при котором был убит император Павел I. Этот период истории России характеризуется борьбой двух направлений во внутренней политике: либерального и консервативного. Вдохновителем либерального, господствовавшего в 1810 - 1810 г.г. и 1815 - 1820 г.г. был М. М. Сперанский, сторонник идеи правового государства, ограничения самодержавия рамками закона. Сам Александр I, воспитанный швейцарским политическим деятелем Ф. С. Лагарпом, приглашенным Екатериной II, республиканцем по убеждению, который внушал идеи либерализма будущему императору, в молодые годы увлекался идеями Монтескье и Руссо.

Александр был умен, и во время своего правления не мог не считаться с духом времени, и в первую очередь с влиянием идей Французской революции. Более того, некоторые из этих идей он использовал в своей государственной деятельности.

С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных императору Павлу I. Однако теоретические мысли о свободе и равенстве он не отделял от самодержавной формы правления. Половинчатость стала особенность преобразований Александра I.

1.1 Реформы в государственном управлении

Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. 5 апреля 1801 был создан Непременный (Государственный) совет - законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. Председатель совета и его члены назначались самим царем. Он централизовал законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм. Оформилась исполнительная власть и появились зачатки будущей законодательной. Хотя все ветви власти и были замкнуты на императоре, а законодательной, как самостоятельной сферы политической деятельности, еще не существовало, Россия сделала новый значительный шаг к разделению властей. Однако общество по прежнему не имело никаких каналов влияния на систему власти и полностью зависело от бюрократии. Были предприняты некоторые меры по борьбе с бюрократией. Так в 1809 году был принят указ царя о введении экзамена на чин. Но, к сожалению, принятые меры не были достаточно эффективными.

1.2 Попытки проведения реформ в земельном укладе страны

Таким образом, крепостное право сохранилось. С введением военных поселений на казенных землях ряда губерний ухудшилось положение государственных крестьян. Фактически они потеряли личную свободу, должны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и ложиться спать. Положение же помещичьих крепостных было еще хуже. В особенно тяжелом положении была деревня. Рост задолженности помещиков привел к тому, что к 1859 году в государственных кредитных учреждениях было заложено 65% всех крепостных крестьян.

1.3 Реформа системы образования

В 1803 году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру цензурный устав. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самой широкой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.

1.4 Реформа системы государственного управления

В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

Изменения в системе государственного управления не могли не отразится на положении православной церкви которая во многом была частью государственного аппарата. Здесь единовластным начальником становится государственный чиновник - обер-прокурор, который в XVIII веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода. В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.

1.5 Государственная реформа Сперанского

Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809 г., когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников.

1 января 1810 г. был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11гг. в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.

Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского.

Попытки реформ в начале XIX века

Правящие круги России стремились усилить государственный аппарат и провести некоторые меры, которые могли бы сгладить остроту общественных противоречий. Перестройка государственного аппарата пошла по пути усиления бюрократического начала. Был реорганизован Сенат; вместо коллегий образовались министерства, которыми единолично управляли министры, непосредственно подчиненные царю.

Результаты деятельности Негласного комитета были очень невелики; даже те представители царской бюрократии, которые считали необходимым проведение отдельных реформ, стремились только сочетать основы самодержавия с внешними признаками представительного правления, почерпнутыми из конституций буржуазных государств. Таким путем предполагалось обезоружить растущую в стране критику самодержавия и в то же время сохранить неизменными основы существующего строя. Наступившее после Тильзита временное сближение с Наполеоном усилило эту группировку бюрократии. Разработка плана реформ была поручена М. М. Сперанскому. В своем проекте Сперанский придавал самодержавной монархии форму конституционного устройства. Он предполагал создать сложную четырехстепенную систему представительных учреждений, право выбора в которые ограничивалось имущественным цензом и не распространялось на помещичьих крестьян. Вместе с тем в плане Сперанского законодательная инициатива предоставлялась особому Государственному совету из назначенных сановников, а окончательное утверждение принятых законов по-прежнему сохранялось за царем.

Не ставя вопроса об отмене крепостного права в России, Сперанский все же ограничивал произвол помещичьей власти над крестьянами: крепостные подлежали наказанию только по решению суда, и их феодальные повинности регламентировались законом или добровольным соглашением. Помещичьи крестьяне получали также право приобретать движимую и недвижимую собственность. Они не могли самовольно оставлять имения своих помещиков, но и последним запрещалось продавать крестьян без земли.

Уступая требованиям реакционного дворянства, Александр I отстранил Сперанского от дел и отправил его в ссылку. Накануне назревавшей войны с наполеоновской Францией царское правительство стремилось обеспечить себе единодушную поддержку всей массы дворян.

Реформы Александра I сыграли двоякую роль в становлении государства. Некоторые из них способствовали развитию империи, другие вызывали недовольство среди народных масс. Правитель ввел преобразования в различных отраслях жизни страны. Он вступил на престол в 1801 году и оставался у власти двадцать четыре года. За время правления Александра к Российской империи присоединились польские земли, территория Финляндии.

В начале девятнадцатого века реформирование проводилось с особой интенсивностью. Император уделял особое внимание государственному строю, он хотел убрать крепостной строй, облегчить жизнь крестьян. В создании реформ принимали участие сторонники правителя – Новосильцев, Сперанский. Были написаны масштабные программы преобразований, но лишь малая толика была реализована.


Александр I

Реформы Александра I кратко

Высокий чин давал право соратникам императора принимать участие в реформировании. Основными преобразованиями во время правления Александра считаются:

  1. Ослабление крепостничества. Каждый крестьянин получал некоторые свободы. Выпущен запрет на раздачу казенных крепостных. Земля может быть приобретена крестьянами. Чтобы стать свободным, необходимо выкупить земельный надел. В период пятидесяти лет позволить себе свободу смогло не более двух процентов крепостных. Реформа оказалась не слишком эффективной.
  2. Проведение министерского реформирования. Характеризуется упразднением коллегий, созданных Петром Первым, появлением восьми министерств. Каждое министерство возглавлял соратник правителя.
  3. Планирование Сперанского программы реформ. Он создал масштабную программу, которая касалась различных сфер жизни государства, но большую часть не удалось воплотить в жизнь. Имя деятеля прославило создание Государственного совета как законодательного органа. Он предложил провести корректировку министерской реформы путем создания единого образца министерства. Император самостоятельно назначает министров. Все представители должны лично отвечать перед правителем.
  4. Конституция для Бессарабского государства и Польши. Власть приняла решение дать конституцию польским землям в 1815 году.
  5. Крепостное право и Конституция России. Установление конституционной монархии стало важным шагом для страны. Были сформированы Сенат и Посольская палата, которые были ключевыми органами парламента. Дворянство избирало членов палаты, после чего выбор утверждал государь. Участники Сената подбирались исключительно правителем. Он же полностью отвечал за предложение законов. В России появились наместничества в количестве десяти штук. Вместе с новой Конституцией должна была начаться новая эпоха.
  6. Военные поселения. Эта реформа вызвала отрицательную реакцию у народа. Содержать армию становилось слишком неэкономно, потому был предложен переход к самостоятельному финансированию. Солдаты вынуждены были выполнять крестьянскую работу параллельно военному делу. Военные поселения стали заменой казарм, частей. Они находились в разных концах страны. Порядки здесь можно было назвать тюремными.

Реформы Александра I и их значение

Реформирование позволило реорганизовать часть правительственных, центральных учреждений. Комитет усовершенствовал бюрократическую структуру, она обрела безличность, что было крайне важно для развития государства.

Государственный совет стал постоянным, он заменил хаотичные временные совещания, учрежденные прежней властью. Исполнительный комитет стал более организованным. Государь назначил министров, губернаторов. Процедуру контролировал министр внутренних дел.

Отечественная война, начатая в 1812 году, привела к сворачиванию реформ. Император не успел реализовать преобразования в полном масштабе. Ему также удалось провести реформирование образовательной системы, открыть университеты в крупных городах. Либерализм правителя положительно отразился на культурной сфере, но ему не удалось полностью решить проблему крепостничества в стране.

Аграрная реформа

В результате отмены крепостного права крестьяне стали лично свободными, но все еще находились в экономической зависимости от помещика и государства. Аграрная реформа 1861 г. ликвидировала крепостничество, но сохраняла помещичье землевладение.


Крестьянам зачитывают манифест об освобождении от крепостной зависимости. Художник Б. Кустодиев

Проведение аграрной реформы стало началом реформирования всех других сторон общественной и государственной жизни.

Земская реформа

Городская реформа

В 1870 г. была проведена городская реформа, которая обеспечила создание системы городского самоуправления. Создавались выборные городские думы, членов которых избирали все налогоплательщики города. Городская дума избирала исполнительную власть — городскую управу во главе с председателем.

Все избиратели делились по имущественному цензу на три разряда; от каждого разряда избиралось по 24 гласных, а полный состав Думы комплектовался из 72 гласных. В делах, касающихся благоустройства города, городского хозяйства и управления, Дума была органом совещательно-решающим, а городская управа — исполнительным; последняя во всех своих действиях подчинялась городской Думе. Председательство как в заседаниях Думы, так и в городской управе возлагалось на городского голову.

Органы самоуправления городов подчинялись губернатору или министру внутренних дел.

Реформа образования

Развитие промышленности и технический прогресс заставил правительство встать на путь реформирования системы образования. В 1864 году было введено начальное образование. Создавались классические и реальные мужские и женские гимназии, в которых право учиться предоставлялось представителям всех сословий, способных оплатить обучение. Выпускники классических мужских гимназий имели право поступать в университет, а выпускники мужских реальных училищ — в высшие технической школы. Выпускницы женских гимназий не имели права на высшее образование.

Судебная реформа

Завершение реорганизации системы судопроизводства связано с проведением в 1864 г. судебной реформы. Суд становился гласным (на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публики) и внесословным, то есть единым для всего населения. Судопроизводство происходило с участием двух сторон — обвинения и защиты. Вину подсудимого определяли присяжные заседатели, избранные населением. Суд был независимым от местных органов (судью назначало правительство, но отстранить от должности мог только суд). Предварительное следствие вели следователи, которые не подчинялись полиции. В то же время судебная реформа не ликвидировала всех пережитков крепостничества — отдельных судов для духовенства, военных, волостного суда для крестьян, наказания крестьян розгами. Но благодаря ей в политической системе России постепенно стал внедряться принцип приоритета законности и права.

Военная реформа

Военная реформа проводилась в течение 1864-1883 гг. Изменения коснулись организации вооруженных сил империи. Было введено разделение территории страны на 10 военных округов, принят новый военный устав, введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 21-летнего возраста, установлены новые сроки службы: в пехоте — 6, на флоте -7 лет. Создавалась сеть военных заведений — гимназий, училищ, академий. Армия начала оснащаться современными видами оружия, строился паровой военный флот.

Итоги реформ

Читайте также: