Концепция томаса мора кратко

Обновлено: 18.05.2024

В статье рассматриваются социально-политические взгляды Томаса Мора. Особое внимание уделяется изложению его концепции государства.

Ключевые слова

Текст научной работы

Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви. Скорее всего, его взгляды должны быть охарактеризованы как традиционализм, но революционный дух его книги говорит о присущей ему симпатии к новшествам, к умеренному либерализму [3; 4; 5].

Главной темой размышлений Мора стали проблемы социально-политического устройства. Он не создал оригинальной социально-философской концепции, основанной на глубоко разработанной теоретической философии, однако вызывает интерес его содержательный подход к рассмотрению социальных проблем, в котором тем не менее прослеживается его отношение к проблеме взаимоотношений индивида и общества. Важное место в мировоззрении Мора занимают религиозные убеждения. С одной стороны, он образцовый католик, выступающий против протестантизма и англиканской церкви. С другой стороны, он гуманист, понимающий необходимость научного мышления, просвещения людей своей эпохи. Мы считаем, что он является последователем католического философа Фомы Аквинского, предложившего искать союз между религией, наукой и образованием [6; 7]. Такую же позицию отстаивают и ряд мусульманских богословов [8].

Самая специфическая черта социально-философской концепции Т. Мора – антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимая им в его версии идеального государства. Последовательный антииндивидуализм требует отмены частной собственности, уравнивая всех в потреблении (эту идею мы впоследствии обнаруживаем в теории научного коммунизма марксизма). И если у Платона частная собственность отсутствует лишь в правящих сословиях, то в утопическом государстве Т. Мора она отсутствует у всех. Т. Мор пытался свести государство к большой семье, в которой не может быть имущественного расслоения, ибо в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл. При этом необходимо, чтобы люди осознали эту утрату и приняли ее.

По примеру Платона Т. Мор считает справедливость и следование законам главнейшей опорой государства. Причем жители Утопии подчиняются не столько юридическим, сколько этическим законам: писаных законов у них очень мало. Интересно, что такой взгляд на регулирование общественной жизни высказывали классики марксизма-ленинизма. У жителей Утопии своя религия, более древняя, чем христианство. Содержание ее сводится к убеждению в существовании единого божественного существа (Родителя), разлитого во всем мире. Здесь мы видим противоречие во взглядах католика Мора и идеолога Утопии. Впрочем такие противоречия обнаруживаются и по ряду других вопросов этого социалиста-утописта.

Методология анализа общества, предложенная Мором, вряд ли оправдана. Но для своего времени она была прогрессивна, она показывала, что есть и другие пути общественного устройства. К сожалению, Мор не видел других путей объяснения общественного развития, многомерности исторического и социологического знания [9].

На основе сказанного выше, можно сделать следующие выводы:

  1. Поскольку Т. Мор утверждает, что несовершенство индивидуального существования людей в государстве детерминируется сложившейся системой собственности, это фактически означает объективный подход к взаимоотношениям индивида и общества, при котором социальное целое в лице общественных отношений воздействует на индивидов, превращая их в страдающие объекты.
  2. Изменив социальное целое, можно добиться изменения индивидуального существования в лучшую сторону.

Список литературы

Цитировать

Фото Что такое утопия. Томас Мор, коммунизм и антиутопия

Слово используется и в отрицательном смысле - как ничем не подкрепленный мечтания, и в положительном - как нечто идеальное, к чему нужно стремиться.


Томас Мор. Портрет работы Ганса Гольбейна Младшего. 1527

Чиновников в Утопии выбирают, причем на высокие должности - только из числа ученых. Эти мудрые мужи образуют городской сенат, а тот выбирает князя. Просвещенный монарх правит пожизненно, если не будет уличен в деспотизме.

В Утопии нет частной собственности - Томас Мор считал ее злом. Поэтому почти нет преступности, не нужны сложные законы. Утопия ни с кем не воюет, но готова к обороне. В Утопии царит веротерпимость, запрещен только атеизм .

Судьба самого Томаса Мора сложилась печально. Он вступил в конфликт с королем Генрихом VIII. Когда монарх решил развестись с очередной женой, порвал отношения с Папой Римским и создал независимую Англиканскую церковь, Мор ушел с поста лорда-канцлера. Он отказался принести присягу на верность династии. За это вольнодумец был в 1534 году посажен в Тауэр, а летом 1535-го ему отрубили голову.


Казнь Томаса Мора. Иллюстрация 1870 года из Библиотеки конгресса США

От Атлантиды до Стругацких. Знаменитые утопии

Что такое утопический социализм

Утопический социализм - общее название для социалистических учений, существовавших до появления марксизма.

В первой половине XIX века идеи о справедливом преобразовании общества выдвигали Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн.


Проект Новой Гармонии - колонии, которую предложил основать в Америке Роберт Оуэн. Гравюра Ф. Бейта. 1838 год

Возникновение научного социализма подорвало социальное значение утопии… Марксистская социология рассматривает утопию как одну из форм неадекватного отражения социальной действительности

Философский энциклопедический словарь. 1983

Что такое антиутопия и дистопия

Антиутопия или дистопия - это жанр, противоположный утопии. В антиутопических произведениях доказывается, что построить идеальное общество невозможно: эти попытки порождают тоталитаризм и жестокость. Государство вмешивается во все стороны жизни людей, лишает их свободы, а попытки бороться за человеческое достоинство пресекает репрессиями.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Томас Мор (1478 - 1535) - английский писатель и политический деятель. Гуманистическое мировоззрение Т. Мора отражен в его главном труде "О наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия . " В этой книге дается весьма критический описание состояния английского общества времен первоначального накопления капитала

, а также проект идеального общества, вроде платоновской "Государства". В своем проекте Т. Мор опирался на идеи, заимствованные из Библии, на определенные идеи античных и раннехристианских авторов, некоторых итальянских гуманистов.

Сторонник христианского гуманизма, Т. Мор именно с раннего христианства выводил идеи равенства и социальной справедливости. Значительной степени Т. Мор опирался на идеи платоновской "Государства", но в отрицательном отношении к частной собственности он пошел значительно дальше Платона. Если у Платона собственности лишены только два высших правящих состояния, то у Т. Мора в утопической стране собственности лишены все ее граждане. В жизни этого государства деньги, драгоценности, золото ничего не значат. Высшей ценностью здесь провозглашается человек. Т. Мор формулирует идеал всесторонне развитого человека, для которой чужды пренебрежение к земной жизни и аскетизм. Согласно эпикуреизма счастье человека он видит в чувственном удовольствии. Однако среди земных радостей жизни первое место принадлежит здоровью, оно мера всех чувственных наслаждений.

Значительное место в жизни утопийцев занимает религия. Сторонник христианского гуманизма, Т. Мор всячески подчеркивает ее значение как морального учения. В своем стремлении восстановить истинный смысл христианства он был далек от того, чтобы навязывать его силой. В Утопии царит веротерпимость. Утопийцам присущи миролюбие, отрицательное отношение к войне и насилию.

Томас Мор родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора — он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность — он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии — стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю как новому главе церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, — Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег — деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т. д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью — это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы — это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственными телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора, царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которое утопийцы называют Митрой.

По сути дела, Утопия — это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможноть расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопией прекрасно понимает — его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

32. Гоббс, Томас

32. Гоббс, Томас Английский философ семнадцатого столетия. Отстаивал теорию общественного договора, позволявшую ему пропагандировать абсолютную монархию — такую форму власти, которую он сам именовал Левиафаном. Так же называется и самое знаменитое из его произведений.

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН

ТОМАС ПЕЙН

ТОМАС КУПЕР

Верфель, Томас Манн

Томас Гоббс

Томас Гоббс 1588–1679Левиафан1651Томас Гоббс родился в Вестпорте, местечке близ Мальмсбери, на юге Англии. В 1608 году он окончил Оксфордский университет, где получил блестящее классическое образование. Молодой философ поступил на службу к герцогам Девонширским. Этой службе

Томас Карлейль Этика жизни

Томас Карлейль Этика жизни Предисловие Труды английского историка, философа и публициста Томаса Карлейля, который, безусловно, является одним из самых выдающихся мыслителей человечества, сейчас, к сожалению, знакомы только узкому кругу специалистов. А в конце XIX начале

3. Томас Гоббс

3. Томас Гоббс Гоббезий выдавался и прославился благодаря оригинальности своих взглядов. Он родился в Мальмесбери в 1588 г., умер в 1679 г.[255] и был воспитателем графа Девонширского. Будучи современником Кромвеля, он нашел в событиях того времени, в английской революции,

1. Томас Рид

1. Томас Рид Томас Рид, родившийся в 1710 г., был в Глазго профессором и умер там в 1796 г. Он выставил принцип общего всем людям чувства. Он подверг исследованию вопрос о том, каковы принципы познания, и его представление о них сводится к следующему. а. Существуют известные

Томас Гоббс

Томас Гоббс Следующим нашим персонажем будет Гоббс. Можно было и не о Гоббсе вначале говорить, а о Спинозе, но я хочу пояснить, почему кратко я расскажу вам сейчас о Гоббсе. Все дело в том, что дальнейшая история европейской философии во многом развивается под знаком

ТОМАС ГОББС (1588–1679)

ТОМАС ГОББС (1588–1679) Английский философ. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления. Природа — совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением. Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому

Читайте также: