Положение рабочих история 8 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Охарактеризуйте положение рабочего класса промышленных государств.

  • Андрюша Ясковец
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-29 00:10:39
  • 19
  • 1

Рабочий класс не имел иных средств к существованию, не считая продажи собственного труда, из-за этого стопроцентно зависел от конъюнктуры базара: во время кризисов безработица росла, зарплаты понижались, условия труда падали. При этом даже меж кризисами положение рабочих нельзя назвать завидным, поэтому что в начале не было никаких законодательных норм, которые могли бы ограничить их эксплуатацию, а сами они принуждены были соглашаться на любые условия, так как не могли заработать на жизнь иным путём. При этом рабочие вначале были склонны к коллективной борьбе за права. На самом производстве они работали большими коллективами, кроме того, непрерывно лицезрели общность собственного образа жизни и собственных потребностей.

В 60 годах 18 века в Англии
происходил
промышленный переворот переход от ручного труда к
машинному , от мануфактур к
фабрике .
В ходе промышленного переворота
становилось больше
предпринимателей и наемных
рабочих.
30.05.2021

Положение рабочих
Часто на фабриках трудились всей
семьей.
Женщины работали прядильщиками , а
детям поручалось связывать оборванные
концы нитей или убирать мусор .Мужчины
часто
работали здесь же -ремонтировали
машины.
Фабрики не разлучали семьи, но изменили
их
жизнь
30.05.2021

Положение рабочих семей было очень тяжелым.
12 часовой рабочий день начинался в 6 утра с перерывом на обед.
Условия труда и проживания рабочих семей были очень плохие.
Существовала система
неопрятность, ругань.
Возле фабрик росли
владельцами фабрик.
многочисленных
целые
города
из
штрафов
бараков
за
,
опоздание,
построенные
Семьи рабочих арендовали в 1 или 2 комнаты для проживания своих
семей.
Фабриканты использовали в качестве дешевой рабочей силы детей.
Чаще всего это были дети-сироты. Дети начинали работать с 5-8 лет.
Женщины и дети за свой труд получали намного меньше мужчин. На
растущих фабриках не существовало никакой охраны труда и здоровья.
30.05.2021

На этом уроке мы продолжим рассмотрение положения основных слоев общества. Речь пойдет о пролетариате: его зарождении в конце XIX в., крестьянских корнях и особенностях как класса. Познакомимся с условиями быта и труда рабочих, фабричным законодательством. Узнаем также о выступлениях рабочих за улучшение своего положения (в частности о Морозовской стачке).

“Пролетарии всех стран соединяйтесь!” Этот лозунг был чуть ли не самым главным слоганом всего 20 века. Но кто же это такие пролетарии? И почему, собственно, они должны соединяться? Вот давайте на эти вопросы сегодня и попытаемся ответить.

Положение основных слоев общества во второй половине 19 века

Кто такие пролетарии

Ну, грубо говоря, пролетариями можно назвать вообще всех наемных рабочих. То есть, если человек нанимается к кому-то за заработную плату, то есть продает свою квалификацию и продает свое рабочее время, покупая при этом, как бы, вакансии на рабочие места, то тогда он является представителем рабочего класса. Он — пролетарий.

Но, безусловно, костяк пролетариата всегда составляли заводские рабочие, рабочие горных предприятий, железных дорог. То есть, условно говоря, это люди рабочих профессий так называемых. Именно эта среда, именно эта группа людей в 20 веке будет творить главные событийные действия, то есть самые главные революции. Самые главные выступления будут связаны именно с рабочим движением.

Специфика пролетариата в 19 веке

Но если мы берем вообще весь наемный труд, то нужно оценивать его гораздо более шире. Так вот, например, в том же самом 19-м веке в России наемных работников было свыше 10 миллионов человек, в то время, как чистых пролетариев, то есть людей заводских, фабричных было только полтора миллиона. То есть мы видим очень большую разницу, большой диссонанс между общей численностью наемных работников и чистыми пролетариями. Но и это очень узкая группа все равно в России была весьма и весьма специфической.

Специфика русского пролетариата заключалась в том, что он очень тесно был связан с селом, с деревней. Большинство из людей, шедших на работу на фабрики и заводы, — это были вчерашние крестьяне. Иногда и даже скажем так зачастую — это были работники в первом поколении.

Бурный рост российского капитализма после шестидесятых годов 19 века, он и определил, и обусловил вот такую заданность. С одной стороны после появления рынка свободного труда, когда крестьянство перестало быть зависимым, многие крестьяне разорились и, соответственно, поехали в города. У предпринимателей появилась возможность нанимать большое количество свободных рабочих рук.

Но эти свободные рабочие руки были очень низко квалифицированные. Поэтому заработная плата их была невелика, но и еще одна особенность была — это были вчерашние крестьяне, люди привыкшие жить очень тесным, очень узким миром.

Особенности сельских рабочих

Тесная связь рабочих с сельской местностью, с сельскими жителями и вообще с сельским укладом жизни была, что называется в России, на лицо. Ну во-первых, очень много предприятий, фабрик, заводов строились непосредственно в сельской местности. То есть это был такой русский феномен. Объяснение очень простое: капиталист пытается снизить свои издержки, на селе много рабочей силы, зачем тащить этих людей в города, когда можно нанять их прям там.

Но тут определялось, соответственно, и то условие, при котором и люди шли на работу. Это крестьяне, которые считали, что на фабрике или заводе они могут работать только временно. Больше того, они зачастую даже эту работу не относили к основной своей занятости, они все-таки считали себя по-прежнему крестьянами.

Это даже обуславливало тот факт, что крестьяне нанимались на работы в определённый промежуток времени. Они нанимались, как правило, от Покрова до Пасхи, с октября месяца по примерно март-апрель. То есть это такие сезонные рабочие. И, конечно же, чистыми пролетариями таких людей назвать было ни в коем случае нельзя.

Особенности городских рабочих

Но даже те люди, которые переехали в города все равно имели свои особенности. Как правило, эти городские рабочие селились исходя из принципа местничества. То есть кто из какой губернии приехал, тот, соответственно, с тем рядом и живет. А жили в прямом смысле слова рядом. Дело в том, что тогда работодатели, владельцы заводов и фабрик, они особенно не заботились о том, каким образом будут жить их работники.

Считалось, что чем дешевле обходится работник, тем лучше. Капитализм был в этот период времени еще очень-очень жестким. Лицо этого капитализма было еще совершенно некрасивым.

Как жили и работали рабочие

Выглядело это примерно так: вот во главе работников из одной местности стоял мастер, этот мастер и нанимал людей на работу на предприятии, рабочих поселяли в специальные бараки, казармы казарменного типа, где не было никаких перегородок, ну максимум, что могло быть, поскольку все-таки это не воинская часть, это люди отделяли свои койки занавесками для того, чтобы хотя бы как-то создать иллюзию уединения.

Но в целом это было абсолютное общежительство. Антисанитария, отсутствие элементарных бытовых условий были совершеннейшей нормой и не считались чем-то из ряда вон выходящих. Наоборот, это была нормальная система. Люди жили и работали в очень тяжелых условиях. Работали они гораздо дольше, чем это принято работать сейчас. То есть, если сейчас у нас с вами норма 8 часов рабочий день, то тогда зачастую на очень тяжелых работах люди работали по 12, а иногда и 13 часов.

Причины вспышек рабочих

И все это, безусловно, очень плохо сказывалось на том, каков будет социальный характер вот этой группы, как рабочие будут позиционировать себя в обществе. Поэтому выступления в рабочей среде были совсем не редкими. Люди пьянствовали, люди зачастую дебоширили. Их материальная необустроенность, их бытовое, совершенно ужасающее положение, конечно, вызывало недовольство. И люди время от времени, они свои вспышки ярости обращали вовне.

Обращали на своих обидчиков. На владельцев заводов, на мастеров, на начальников цеха и так далее, так далее. Они видели, безусловно, виноватыми прямых людей, вот конкретного человека. Если у нас увеличивались штрафы, увеличились поборы, значит кто виноват? Ну, соответственно, виноват фабрикант. Ты — начальник цеха, его ставленник. Значит ты виноват не меньшей степени.

И вот люди бунтуя, соответственно, свой гнев, обращали на этих, в общем-то, зачастую, и ни в чем не повинных людей.

Но постепенно такие стихийные спонтанные бунты, очень похожие на выступления русских крестьян, бунтовавшие в 18 веке, начинают приобретать уже более менее организованные формы. Как знаменитая, например, Морозовская стачка, произошедшая 7 января 1885 года в Орехово-Зуеве. Тут рабочие действовали организовано, действовали слаженно. Они не выдвигали еще, конечно, политических требований, но, все-таки, это было уже самое настоящее рабочее движение.

Это было начало. Начало грандиозной борьбы рабочего класса за свои права, за свои свободы, за свою жизнь во многом.

На этом уроке мы продолжим рассмотрение положения основных слоев общества. Речь пойдет о крестьянстве. Познакомимся с дореформенным укладом жизни крестьян – крестьянской общиной. Узнаем об особых законах и волостном суде, о других органах общинного самоуправления. Далее рассмотрим положение крестьян после отмены крепостного права, главным последствием которой стало расслоение крестьян.

Крестьянство — самое многострадальное сословие России, самое многочисленное сословие России. Как изменилось? И изменилось ли в лучшую или худшую сторону положение российского крестьянства в 19-м веке.

Положение основных слоев общества — крестьянство

Крестьянское сословие

Русское крестьянство по-настоящему было главным сословием нашего государства. Крестьяне численно превосходили все сословия вместе взятые и составляли свыше 90% населения. Но по своим правам, даже после отмены крепостного права в 1861 году, крестьяне все-таки были очень существенно ущемлены.

А государство в лице политического руководства да и вообще, как система не очень-то верило своему собственному населению; оно считало, что это население темное, неграмотное, и, кстати говоря, в этом было оно абсолютно право, потому что грамотность тогдашнего населения (крестьянского имеется в виду) составляло очень низкий процент: не выше 17% вообще умели читать или писать; остальные не умели ни читать, ни писать, а значит, соответственно, стоит ли доверять этим безграмотным людям.

Давайте ими управлять сообразно отчасти их желаниям, их традициям, их устоям, а отчасти таким специфическим повелением, волеизъявлением самого государства. Вот поэтому крестьяне составляли такую специальную корпорацию, хотя чисто формально этот термин никогда не употреблялся.

Крестьянские общины

Корпоративность крестьянского быта обуславливалась той формой, в которой крестьяне жили; а жили они совместными общинами. Больше ни одно сословие в России не было принуждено вот к такому типу жительства; и даже мещане и горожане, они обладали определенными правами свобод намного более широкими; а здесь речь шла о такой круговой поруке.

Крестьяне были вынуждены жить своими сельскими общинами, а несколько таких общин составляли волость — такую главную техническую административную единицу крестьянского мира.

Крестьяне были ограничены в перемещении — им нельзя было мигрировать по стране. Эта привязанность к месту, где ты родился, эта привязанность к твоей непосредственно крестьянской общине (сельской или волостной) она, как бы, обуславливала эту замкнутость этого мира.

Как правило, русский сельский житель не знал ничего того, что происходит за пределами привычного его круга. Ему вполне всего хватало, он всё свободное время тратил на работу, поэтому свободного времени у него попросту не было. Вообще, тогда сказать крестьянину, что ты занимаешься праздностью, было пожалуй каким-то даже оскорблением, поскольку крестьянин не мог себе позволить заниматься праздным времяпрепровождением, он всегда работал, он постоянно трудился. Это было частью его повседневной жизни, он просто иного быта не знал.

Органы управления крестьянством

Как же управлялись крестьяне? Верховным органом управления крестьянства был сельский сход – это, когда все мужчины, а позднее, между прочим, уже и женщины, соответственно, участники данной сельской общины, собирались и решали какие-то совместные дела. Этих дел было не так уж и много, но главным из них был выбор сельского старосты.

Самый уважаемый чиновник внутри сельской общины — староста — был очень важной персоной в крестьянской общине. Но сход выбирал не только старост, он выбирал в том числе и сборщика подати, поскольку после отмены крепостного права это финансово-денежное бремя легло на крестьянские плечи довольно тяжело.

То есть, условно говоря, крестьянин должен был стать экономической единицей, а одному ему это сделать было практически невозможно. Поэтому, как правило, крестьяне действовали сообща.

И вот они выбирали, соответственно, человека, который отвечал за налогообложение, они выбирали людей, которые потом в дальнейшем решали крестьянские дела, дела данной общины уже на волостном сходе, и были представителями данной конкретной общины на общем собрании всех христианских общин волости.

Волостная община в свою очередь выбирала уже волостного старосту, и он отвечал за довольно крупное уже административное формирование, хотя, безусловно, он подчинялся государственным чиновникам, но в его функции входило очень важное ответственное поле: он возглавлял волостной крестьянский суд.

Волостной суд

Дело в том, что какие-то проступки, а вернее даже не проступки, а преступления уголовного характера, безусловно, рассматривал уже, соответственно, Суд Российской Империи, мировые судьи и так далее, так далее. Это было фактом неприкосновенным, но крестьянская жизнь очень широка и там очень много было обычаев, традиций и устоев, которые никак не подпадали под законы Российской Империи, но вместе с тем являлись, скажем так, обязательными требованиями для нормальной крестьянской жизни.

Это обыденное право, эти социальные нормы, которые не могли быть зафиксированы в общей системе законов Российской Империи, они должны были быть кем-то урегулированы. Они регулировались волостным судом. Волостной суд имел право осуждать крестьян по таким делам, которые сейчас могут показаться даже смешными. Например, крестьянина могли осудить за то, что он пьянствует; или за то, что он бездельничает.

Крестьян могли осудить даже за то, что они занимаются колдовством или ворожбой, то есть понятно — такие вещи рассматривать в суде общей юрисдикции было невозможно. Любой адвокат тут же бы отмел с точки зрения закона все обвинения, но крестьянской общине для того, чтобы нормально поддерживать свою жизнедеятельность, где все зависят ото всех, безусловно необходим был такой орган.

Православие крестьянства

Это было еще и в силу того, что крестьянская община была по сути самым архаичным наследием Российской Империи. В силу отсутствия образовательного ценза, вообще отсутствия каких бы то ни было основ образования среди крестьян, в силу того, что крестьянство исповедовало православие, исповедовало его, скажем так, в самой низкоинтеллектуальной форме, если можно так выразиться, крестьяне были скорее набожными, нежели верующими. В чем тут отличие?

Крестьяне очень четко знали, что быть православным — значит, быть русским; они точно знали, что быть православным — значит, ходить в церковь, значит, ходить на службу, значит, отправляться какими-то празднествами, исполнять их согласно установленного неизвестно кем регламента, зачастую, между прочим, очень сильно расходящегося с официальной трактовкой по необходимости праздника у русской православной церкви.

И тем не менее, быть русским, быть крестьянином — значит, быть сопричастным к этой жизни. Но при этом крестьяне ведь не читали Библии. Как правило, они не понимали того, о чем говорит священник, да и священники очень часто крестьянских общин, это сельские приходы знаменитые, они были очень бедными, они мало отличались от самой крестьянской общины. И, соответственно, образовательный ценз этих священников был не очень высок.

И вот все это вместе и создавало такую определенную корпорацию, которая и регулировалась изнутри собственными понятиями, собственными принципами.

Результаты крестьянской реформы

В какой-то степени крестьяне, безусловно, были довольны тем, что их освободили, но они были бы по-настоящему довольны, если бы их освободили с землей. Но их освободили без земли — их заставили выкупать те земельные наделы, которыми они изначально и пользовались. Но это был обман. Александр II не мог пойти на то, чтобы выбить из-под себя, что называется, основы государства; он не мог настолько сильно обидеть дворянство, оставить его без средств к существованию.

Дворянство на тот момент, на момент отмены крепостного права, никаких иных доходов фактически и не имело, кроме, как от своих крепостных крестьян. Так вот он не мог пойти на то, чтобы их совершенно разорить — они бы взяли в руки оружие и пошли против императорской власти. Поэтому крестьянство оказалось заложником этой реформы.

Для нас важно что? Что в этот момент начинается очень серьезное расслоение крестьянского мира. Да, крестьяне были объединены в общины, мы с вами об этом сказали. Они были связаны корпоративной этикой быта. Преодолеть эти принципы было невозможно, просто в силу того, что это особый уклад жизни, особый уклад мира. Но важно то, что все таки это крестьянство становится неоднородным — выделяется очевидно богатое крестьянство.

По какому принципу делились крестьяне

Появляются люди зажиточные, что ранее на селе было невиданно. С другой стороны появляются совершенно нищие крестьяне, при этом мерилом главным для определения того, богат ты или беден, было наличие лошади. Почему? Да потому, что конская сила тогда в прямом смысле слова — это главное богатство крестьянина. На лошадях можно было обрабатывать землю, а как делать это, если у тебя нет тягловой силы?

Тебе приходилось батрачить, то есть наниматься на работу к тем же крестьянам побогаче. И это, безусловно, обуславливало этот процесс расслоения крестьянского мира. Очень многие крестьяне уезжали из деревень, просто потому, что они не могли более справляться с экономическими условиями жизни. Иногда получалось так, что мужчины уезжали из села в город на заработки, работая на каких-то поденных работах, а женщины оставались в деревне и в силу этих причин они становились совершенно, скажем так, людьми иного статуса.

Потому что раньше женщина — она имела в крестьянском хозяйстве намного меньший статус. Женщина – это, согласно домостроя, тесто. Тесто, которое лепит муж. А теперь, если муж уехал на заработки и очень подолгу не бывает дома, значит, кто ведет все хозяйство? Она. Она — хозяйка дома. Вот так русское крестьянство начинает меняться — это процесс медленный, очень постепенный. Почему? Да потому, что сам по себе крестьянин был крайне консервативным человеком, и крестьянский мир тоже был консервативен, но эти процессы идут.

Итоги крестьянской реформы

Поэтому подводя общий итог, мы с вами должны сделать такой вывод у себя в голове: мы видим русское крестьянство в 19 веке изменившимся. Оно меняет свой социальный статус, оно обретает свободу, оно меняется внутренне, начинаются процессы расслоения русского крестьянства.

Меняется статус участников крестьянской жизни: женщина становится совершенно иным фактором крестьянского быта, крестьянского мира. И тем не менее, крестьянство оставалось для России проблемой. Это такой спящий океан. Его необразованность, его забитость, его раболепие перед властями – это, безусловно, был потенциал. Потенциал, который рано или поздно должен был сыграть свою историческую роль. И он сыграл эту историческую роль. Но сыграл уже в 20-м веке.

Читайте также: