Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г кратко

Обновлено: 05.07.2024

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Трутовский - заседание Земства

Суть реформы

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году
Курия Получали избирательные права
Земледельческая При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
Крестьянская На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.
Городская Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Избирательные курии с 1864 года

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Структура Земского самоуправления после 1864 года

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Структура Волостного самоуправления после 1864 года

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Земская реформа 1864 года - органы управления

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

Волна контрреформ захватила в 80–90-е гг. и сферу органов местного самоуправления.

Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось.

Крестьяне фактически лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников, и по представлению этого съезда губернатор утверждал гласных.

Духовенство лишалось избирательных прав.

Дальнейшее наступление на полномочия органов местного самоуправления произошло при проведении городской контрреформы.

Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться состоящими на государственной службе чиновниками, а не избранными представителями городского населения.

Таким образом, основные изменения сводились к усилению контроля губернаторов над этими учреждениями и увеличению доли дворянства и крупной буржуазии в составе гласных.

Волна контрреформ захватила в 80–90-е гг. и сферу органов местного самоуправления.




Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось.

Крестьяне фактически лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников, и по представлению этого съезда губернатор утверждал гласных.

Духовенство лишалось избирательных прав.

Дальнейшее наступление на полномочия органов местного самоуправления произошло при проведении городской контрреформы.

Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться состоящими на государственной службе чиновниками, а не избранными представителями городского населения.

Таким образом, основные изменения сводились к усилению контроля губернаторов над этими учреждениями и увеличению доли дворянства и крупной буржуазии в составе гласных.

ЗЕ́МСКОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ 1890 (По­ло­жение о гу­берн­ских и уезд­ных зем­ских уч­ре­ж­де­ни­ях), за­ко­но­дат. акт, ре­фор­ми­ро­вав­ший ус­та­нов­лен­ные зем­ской ре­фор­мой 1864 прин­ци­пы фор­ми­ро­ва­ния земств в Рос. им­пе­рии, уси­лив­ший гос. рег­ла­мен­та­цию их дея­тель­но­сти и рас­ши­рив­ший их ком­пе­тен­цию. Ут­вер­жде­но имп. Алек­сан­дром III 12(24) ию­ня. Раз­ра­бот­ка ре­фор­мы земств на­ча­лась в Осо­бой ко­мис­сии для со­став­ле­ния про­ек­та ме­ст­но­го управ­ле­ния (пред. – член Гос. со­ве­та М. С. Ка­ха­нов, дей­ст­во­ва­ла в 1881–85), стре­мив­шей­ся чёт­ко раз­гра­ни­чить ком­пе­тен­цию земств и гос. ор­га­нов и ук­ре­пить гос. власть на мес­тах. Ко­мис­сия пред­ло­жи­ла рас­ши­рить ком­пе­тен­цию земств, при­бли­зить ста­тус зем­ских глас­ных к ста­ту­су гос. чи­нов­ни­ков, а так­же соз­дать гу­берн­ские и уезд­ные по зем­ским де­лам при­сут­ст­вия для уси­ле­ния взаи­мо­свя­зи ме­ж­ду зем­ст­ва­ми и ме­ст­ны­ми гос. ор­га­на­ми. Мень­шин­ст­во чле­нов Ко­мис­сии вы­сту­пи­ло так­же за пе­ре­ход от из­би­рат. со­б­ра­ний, об­ра­зо­ван­ных по иму­ще­ст­вен­но­му при­зна­ку, к со­слов­ным со­б­ра­ни­ям, но боль­шин­ст­во по­счи­та­ло это не­до­пус­ти­мым. С кри­ти­кой про­ек­та вы­сту­пил мин. внутр. дел Д. А. Тол­стой , ко­то­ро­го под­дер­жал имп. Алек­сандр III. В 1886 пра­ви­те­лем кан­це­ля­рии ми­ни­ст­ра внутр. дел А. Д. Па­зу­хи­ным раз­ра­бо­тан др. про­ект, пре­ду­смат­ри­вав­ший соз­да­ние на мес­тах силь­ной и еди­ной адм. вла­сти и уси­ле­ние ро­ли дво­рян в ме­ст­ном управ­ле­нии. Пред­ла­га­лось вве­сти вы­бо­ры в зем­ские со­б­ра­ния на со­слов­ной ос­но­ве, за­ме­нить вы­бор­ную зем­скую упра­ву при­сут­ст­ви­ем по зем­ским де­лам, со­сто­яв­шим из пред­ста­ви­те­лей ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции и 2 зем­ских глас­ных, а так­же ог­ра­ни­чить ком­пе­тен­цию земств. Зна­чит. часть выс­шей бю­ро­кра­тии вы­сту­пи­ла про­тив та­ко­го про­ек­та, в свя­зи с этим он был пе­ре­ра­бо­тан под ру­ко­вод­ством мин. внутр. дел П. Н. Дур­но­во .

12.06.1889 г. Александром III и российским правительством была осуществлена Земская контрреформа. В этот день было утверждено Положение о земских учреждениях.

Работа над проектом контрреформ

Разрабатывать контрреформу земств начала Особая комиссия. Ее целью работы было составление проекта местного управления. Председателем был член Госсовета М. Коханов. Проработала комиссия с 1881 г. по 1885 г. Комиссия планировала разделить компетенции земств и государственных органов, одновременно укрепляя государственную власть на местном уровне. Ее предложения включали и расширение компетенций земств с приближением статуса земских гласных к положению государственного чиновничества. В проекте предусматривалось создание губернских и уездных по делам земства присутствий, чтобы усилить взаимосвязь самих земств с государственными органами на местах.

1890, 12 июн. Положение о земских учреждениях

Со стороны меньшинства членов Комиссии поступило предложение обеспечить переход от избирательных собраний, которые формировались в соответствии с имущественным признаком, к сословным собраниям. Однако большая часть членов Комиссии высказалась против этой идеи. Критика проекта прозвучала и от министра внутренних дел Д. Толстого. Его поддержал и император Александр III.

Работа над альтернативным вариантом проекта была начата в министерстве внутренних дел. Ответственным за эту работу назначили правителя канцелярии министра – А. Пазухина. В 1886 г. ему удалось закончить разработку проекта, в соответствии с которым на местном уровне формировалась сильная единая административная власть. При этом в министерстве выбрали путь усиления роли дворян в местном самоуправлении. Было также предложено:

  • перейти к сословному принципу при проведении выборов в земские собрания;
  • уйти от выборной земской управы к присутствию по делам земства – в ее состав входили представители администрации на местах и 2 земских гласных;
  • ввести ограничения в компетенциях земств.

Однако данный проект не был принят высшей бюрократией, большинство представителей которой выступили категорически против него. Поэтому министр внутренних дел П. Дурново был вынужден возглавить работу по переработке проекта.

Проведение Земских контрреформ

Земское положение было утверждено императором Александром III 12.06.1889 г. В нем правительство заменило 3 избирательных собрания 2-мя. Состав первого собрания был представлен дворянами, второго – остальными избирателями, за исключением крестьян. При этом крестьянское население выбирали кандидатов на волостных сходах. Из состава указанных кандидатов губернатором назначались гласные, что привело к потере крестьянами более 40% ранее выбираемых ими гласных.

Земским положением была учтена тенденция к сокращению дворянского землевладения на фоне активного развития промышленного производства. В этих целях был понижен имущественный ценз для дворянства при его повышении для городской курии. Это привело к потере половиной избирателей права на участие в выборах по курии. Лишилось прав участия в выборном процессе и духовенство. Благодаря новой избирательной системе дворянское сословие стало преобладать в земствах.

Надзирать за вопросами законности функционирования земств формировались губернские учреждения по земским делам. Их состав был представлен высшими представителями губернской администрации и членами от земств. Губернатору предоставили право проводить ревизию земских учреждений, а также утверждать решения земств и право выносить протест на постановления земских собраний.

Список компетенции земств был расширен. В него вошли вопросы, по которым они издавали обязательные постановления, касающиеся санитарных условий жизни людей, противопожарной безопасности, устройства и содержания пристаней, переправ и т.д.

С 1892 г. нормы Земского положения были учтены в изменениях к основному закону о городском самоуправлении. Положение сохраняло силу до момента проведения в 1917 г. временным правительством комплекса реформ.

1 (13) января 1864 г. было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, вводившее всесословное выборное местное самоуправление в уездах и губерниях.

Земская реформа явилась частью преобразований во внутренней жизни страны, вызванных отменой крепостного права, и осуществлённых в 60-е-70-е гг. XIX в. Крестьянская реформа неизбежно вела к необходимости изменений в области центрального и местного управления.

Подготовительные работы по проведению земской реформы начались с 1859 г. В марте при Министерстве внутренних дел была создана особая комиссия о губернских и уездных учреждениях. В её состав входили крупные чиновники из министерства юстиции, государственных имуществ, иностранных дел; председателем комиссии был Н. А. Милютин. В мае 1861 г. работу комиссии возглавил граф П. А. Валуев.

В губернии и в уезде органы, заведующие делами земского хозяйства, были разделены на распорядительные и исполнительные. Распорядительными органами являлись земские собрания, образуемые из гласных, которые избирались по трём куриям: частных землевладельцев, городских избирателей, сельских обществ. В первую курию входили землевладельцы, имевшие не менее 200 дес. земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход более 6 тыс. рублей. Вторую курию составляли купцы всех трёх гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы промышленных предприятий с годовым доходом более 6 тыс. рублей. В третьей курии не было имущественного ценза, но выборы по ней были многостепенными: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они уже избирали гласных в уездные земские собрания. Исполнительными органами земства являлись земские управы — губернские и уездные, состоявшие из председателя и нескольких членов каждая. Выборы земских органов проводились раз в три года.

Действие Положения распространялось на 33 губернии и не затрагивало такие регионы как Сибирь, Прибалтийский край, западнорусские губернии, Кавказ, Среднюю Азию и ряд других. В 1865 г. земства были открыты в 19 губерниях, в 1866 г. — еще в 9, к 1871 г. – в остальных. В 1875 г. земство было введено в Уфимской губернии. В 1876 г. было открыто земство в Области Войска Донского, однако в 1882 г. оно было упразднено. Ещё в 9 губерниях земское самоуправление было введено в 1911-1913 гг.

С 1866 г. правительство приняло ряд законодательных актов и правил, ограничивавших земскую деятельность, таких как установление цензуры для земских изданий, запрет губернским земствам поддерживать отношения между собой, требование к земствам оплачивать всю свою корреспонденцию и т. д. 12 (24) июня 1890 г. вступило в силу новое Положение о земских учреждениях, которое изменило избирательный порядок и усилило опеку над земством со стороны губернатора и министра внутренних дел.

Несмотря на то, что компетенция земств была ограничена хозяйственной сферой, политические вопросы в их деятельности занимали важное место. Земские собрания, стремясь к расширению и укреплению земского самоуправления, активно обсуждали вопросы о мелкой земской единице, центральном земском учреждении, участии земства в законодательных работах, выступали с ходатайствами о созыве всероссийского земского съезда и т. д.

Финансовой основой деятельности земств служили налоги на доходы с торгово-промышленных заведений, лесов, земель, а также доходы с имуществ и капиталов земства, пошлины за пользование учреждениями и услугами земства и т.д., к ним присоединялись пособия из казны и частные пожертвования. Основной статьей расходов являлось выполнение обязательных повинностей и финансирование органов образования и здравоохранения. Недостаточность местных средств и ограниченность источников доходов, а также административный надзор связывали работу земств. Однако и в этих условиях они успешно решали стоявшие перед ними социальные, экономические и культурные задачи, привлекая профессионально подготовленных специалистов — врачей, учителей, агрономов, техников, страховых агентов, статистиков.

Лит.: Верещагин А. Н. Земский вопрос в России: Политико-правовые отношения. М., 2002; Гармиза В. В. Подготовка земской реформы 1864. М., 1957; Захарова Л. Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968; Морозова Е. Н. У истоков земской реформы. Саратов, 2000; Пирулова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе. М., 1986.

Читайте также: