Положение евреев при александре 1 кратко

Обновлено: 07.07.2024

В эпоху правления императора Александра 1 Россия уже была крупнейшей страной мира по размерам, поэтому на ее территории проживало огромное количество различных народов и наций. Постоянное присоединение новых земель приводило к тому, что в Российскую империю входили территории со своей культурой, традициями и обычаями. Всё это нужно было учитывать при проведении внутренней политики страны. Поэтому национальная политика Александра 1 это очень важная тема, которая позволяет понять процессы, происходившие в России первой четверти 19 века, а также продемонстрировать позицию власти в отношении присоединенных земель и народов.

Применение категории национальной политики осуществлялось в следующих регионах:

Каждый из этих регионов уникален, у каждого свои традиции и обычаи. Поэтому изучим особенности внутренней политики Российской империи эпохи Александра 1, направленной на национальные окраины страны.

Великое княжество Финляндское

Финские земли долгое время входили в состав Швеции. Ситуация изменилась в 1809 года, когда шведы проиграли русско-шведскую войну. Условия мира получились довольно умеренными, но шведы потеряли Финляндию. На новой земле России нужно было проводить нацполитику, поскольку в состав империи вошли земли с народами, которых раньше не было. В Финляндии в основном жили 2 народности: шведы и финны. Александр 1 избрал для этого региона весьма сдержанную политику, наделив эти земли большой самостоятельностью.

Отличительные особенности национальной политики России в Финляндии эпохи Александра 1 следующие:

  • Делопроизводство в княжестве велось на шведском языке. Обращаю внимание, что язык не финнский, поскольку у Финляндии самостоятельного статуса не было никогда. Веками здесь правили шведы и основным языком был шведский.
  • Управление княжеством осуществлял сейм - сбор представителей различных категорий населения. Сейм - это нечто похожее на славянское вече. Без согласия сейма на территории Финляндского княжества нельзя было вводить новые законы, либо отменять старые.
  • Княжеством управлял генерал-губернатор. Его, как и любых других чиновников назначал Император.
  • Комитет главного управления Финляндии руководил всеми административными вопросами. Он состоял из 12 местных жителей, которые подчинялись генерал-губернатору. Из этих 12 жителей 6 представляли дворянские сословия, а 6 нет.
  • Княжество сохраняло полную самостоятельность в системе образования и самоуправления.

Александр 1 на открытии сейма в Финляндии

Финляндия в статусе отдельного княжества Российской Империи получала статус государства в государстве. Да, российский император назначал генерал-губернатора и других чиновников, но, как правило, изначально эта кандидатура согласовывалась с финляндским сеймом. В остальных же аспектах развития княжества никаких ограничений и никаких попыток задавить национальное движение или полностью подчинить России народы Финляндии или Швеции не предпринимались. Поэтому Финляндия очень уверенно развивалась в России и жила без каких-либо потрясений.

Польское царство

В состав Российской Империи Польша была присоединена в 1815 года. В качестве территориальной единицы и официального наименования использовалось - Польское царство. В этом же году утвердили Конституцию, согласно которой руководителем царства был утвержден действующий император. Конституция была довольно либеральной, поэтому поляки очень радостно ее восприняли. С другой стороны это привело к большим проблемам, которые вылились в русско-польские конфликты уже через 10 лет, после смерти Александра 1. Польский вопрос очень важен, поскольку поляков в России было много. Они занимали 3 место по численности среди всех народов, населявших России, уступая по численности только русским и украинцам. Примечательно, что четвертым по количеству национальных представителей в Российской империи были евреи, которых в огромном количестве проживало на территории Польши.

Национальная политика Александра 1 в отношении Польши предполагала:

  • Русский император становился полноправным и единственным правителем Царства. Однако, вводилась Конституция, которая была главным законом этого региона, и которой присягал в том числе и император.
  • Законодательная власть принадлежала императору. Частично эти функции ложились на местные сейм, в который ходили только поляки. Сейм имел право рекомендации царю необходимых законов, но принятие законов отводилось исключительно Государственному совету при Александре I.
  • На всех ключевых постах управления Царством должны были назначаться только поляки.
  • Официальный язык в данном регионе оставался польский. Делопроизводство также велось на польском языке.

Конституция Польского царства - важная тема, поскольку трактовать ее однозначно невозможно. С одной стороны она сохраняла либеральное отношение России к полякам (особенно к знати), но с другой стороны создавала огромные противоречия. Сама Конституция со стороны императора и польского дворянства воспринималась по-разному. Польское дворянство была уверены, что либеральная конституция это только первый шаг, а в дальнейшем территория Польши может разрастаться за счёт территорий Украины и Белоруссии, чтобы воссоздать в дальнейшем распавшуюся Речь Посполитую. Александр Первый был уверен, что принятие либеральной Конституции давало Польскому царству и так огромные преимущества и возможности, которые, возможно, даже были излишними. Поэтому со стороны Императора национальная политика в отношении поляков предполагала передачу конкретных прав и возможностей, расширение которых не предполагалось, а польские дворяне были уверены, что российский Император и дальше должен увеличивать их права. В результате был заложен фундамент для последующих национальных конфликтов в этом регионе.

Сравнительное положение Польши и Финляндии

Для детальной характеристики национальной политики России эпохи Александра 1 предлагаю сравнить положение Финляндии и Польши в составе Российской Империи, найти общие и отличительные особенности в управлении каждым из этих регионов. Для этого приготовим специальную таблицу.

Таблица: Общее и отличия в национальной политике в Польше и в Финляндии
Элемент национальной политики В Польше В Финляндии
Официальный язык и язык делопроизводства Польский Шведский
Право принимать законы Император Местный сейм
Система образования Зависимая Полностью независимая
Глава региона Император Генерал-губернатор. Его часто выбирали из Прибалтики.
На ключевых должностях были Поляки Финны и шведы

Сравнивая положение двух регионов Российской империи важно отметить, что Финляндское княжество обладало большей самостоятельностью, чем Польское царство. Во многом этому способствовало то, что у поляков были разногласия исторического плана с Российской империей, и предоставление им полной самостоятельности могло создать большие проблемы.

Прибалтийские земли

В западной национальной окраине России, Прибалтике, очень остро стоял национальный вопрос. В основном этот вопрос касался земли. Начать следует с того, что Прибалтика на момент царствования Александра 1 состояло из 3-х губерний:

  1. Курляндская. Вошла в состав Российской империи с распадом Речи Посполитой.
  2. Лифляндская. Присоединена к Российской империи в 1721 году.
  3. Эстляндская.

Лифляндская губерния в составе России

Прибалтика не обладала такими широкими национальными привилегиями, какие были у Польши или у Финляндии. Основной вопрос в этом регионе касался земли. Вопрос был очень острым, поскольку крестьяне в основном были эстонцами и латышами, а помещики, в силу исторических причин, были германцами. Поэтому национальные конфликты в данном регионе носили не русский характер, а исключительно немецко-прибалтийский. Для решения этой проблемы в 1804 году Александр фактически отменяет крепостное право в Прибалтике. По Указу, изданному императором, каждый крестьянин получал в распоряжение землю, которую имел право передавать по наследству. Помещики утратили право продавать или обменивать крестьян без земли. Вместе с этим были значительно сокращены земельные и иные повинности крестьян перед помещиками.

Проведение такой национальной политики со стороны Александра 1 привело к противоречиям с прибалтийскими помещиками. Для их устранения в 1816-1819 годах на территории всех 3-х прибалтийских губерний осуществили частичные контрреформы, которая частично откатила то, что было сделано ранее. Крестьяне сохранились независимость от помещиков, однако утратили право на землю даже личную, не говоря уже о наследуемой. Вся земля вернулась к помещикам. Крестьяне получили только право арендовать эту землю. Все органы управления и исполнения для крестьян были своими, но контролировали теперь их помещики.

Территория Кавказа

Кавказ всегда был сложным регионом для России. В начале XIX века здесь проживало порядка 50 народностей, каждая из которых обладала своим языком, своей культурой и религией. Основные языковые группы Кавказа этого периода следующие:

  • Иранская. Представители - таты, курды и осетины.
  • Армянская. Представителя - армяне.
  • Тюркская. Представители - балкарцы, кумыки, азербайджанцы, карачаевцы, ногайцы.
  • Карельская. Представители - грузины.
  • Северо-кавказская. Представители - ингуши, черкесы, абазины, лезгины, сокуры, абхазы, даргинцы, рутульцы и другие.

Все народы обладали своим языком. У них была различная религия. У них была различная культура и обычаи. Они занимались разными вещами и разными промыслами. Российская Империя расширяла свои владения на Кавказе. Национальная политика здесь была довольно мягкой и регионы не утратили свой статус и свое право на религию, язык и традиции. Для самой же Российской империи присоединение регионов Кавказа портило отношения прежде всего с Ираном и Турцией. Эти страны также заявлялись свои права на данный регион.

Присоединение различных народов проходило по-разному. Многие из них, спасаясь от Турции и Ирана, сами добровольно вступали в Российскую империю, а некоторые народы приходилось подчинять силой.

Сибирь

Национальный вопрос в Сибири стоял для Российской империи не менее остро. Достаточно сказать, что в начале 19 века здесь проживало 200 тысяч человек, а к середине столетия здесь проживало уже более 600 тысяч человек. Такой рост связан не только с демографическими факторами, но и с переселением людей из западной части Империи на восток. В это время все сибирские народы назывались инородцы. Таких инородных народов было достаточно много и Российская Империя ставила своей задачей сохранения национальной самобытности каждого из этих народов. Вторая задача заключалась в том, чтобы плавно и постепенно вписать эти народы в жизнь империи. Для решения этих задач в 1822 году был принят Устав об управлении инородцев. Его автором выступил Сперанский, который по состоянию на этот год занимал должность генерал-губернатора Сибири. Устав был очень прогрессивным и делил всех инородцев на три большие группы:

Устав Сперанского предполагал, что бродячие и кочевые народы со временем должны перейти в статус оседлых, и также получить права государственных крестьян. Важно отметить только факт, что все инородцы Сибири освобождались от военной службы. Даже оседлые народы, которые были приравнены к государственным крестьянам, от воинской службы освобождались, и к ней не допускались. Устав Сперанского с точки зрения истории интересен тем, что подобного документа в отношении национальных окраин и национальностей не было ни в одной другой стране мира. В этом отношении национальная политика Александра 1 была очень гибкой и очень прогрессивной. Он не стремился подчинить и уничтожить присоединенные народы, а стремился наоборот сохранить их самобытность.

Присоединив Польшу, Российская империя стала страной с самой высокой численностью еврейского населения: к концу XIX века тут проживало более половины (56%) всех иудеев мира. На протяжении предыдущего столетия евреи хаотично населяли европейские страны, причем правительства старались не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Потому такие еврейские общины становились своеобразными миниатюрными государствами, которые порой немало страдали от притеснений и социальных несправедливостей.

Иллюстрация 1.jpg

Иллюстрация 2.jpg

Царь-реформатор Александр II склонялся к идее либерализации юридических норм по отношению к еврейскому населению. Так, в 1859 году была ликвидирована черта оседлости (граница, дальше которой евреям запрещено было селиться) для наиболее зажиточных представителей — купцов 1-ой гильдии и иностранцев.

В 1861 году евреи получают право устраиваться на государственные должности, а богатейший город Киев становится центром еврейской торговли. Решение еврейского вопроса осуществляется поступательно: в 1865 году все ремесленники-евреи и их семьи могут переселяться за черту оседлости, а в 1867 году такие привилегии получают и все, отслужившие в армии. Однако, император так и не решился на самую ожидаемую меру — полную отмену черты оседлости.

Иллюстрация 3.jpg

Лишившись возможности получения высшего образования на родине, дети многих зажиточных евреев уезжали в европейские университеты, возвращаясь потом в Россию в статусе широко образованных специалистов, решительно настроенных на достижение равноправия и гражданских свобод для своих соотечественников. Возможно, это обстоятельство может частично объяснить, почему многие талантливые еврейские юноши сильно радикализировались и стали принимать активное участие в деятельности разнообразных революционных групп и кружков. В ответ на это правительство принимает еще ряд ограничений для еврейского населения: прекращается выдача лицензий на занятие адвокатской практикой, евреям запрещается участвовать в земских выборах. Безусловно, все обязанности по отношению к государству (сбор податей и налогов) сохранялись в полной мере. Ряд наиболее либеральных сановников во главе с членом Государственного совета графом Константином Ивановичем Паленом представляют императору в 1888 году доклад, в котором настойчиво рекомендуют наделить 5 миллионов евреев всей полнотой гражданских прав во избежание радикализации их настроения. Однако, Александр III не внял советам своих приближенных и проигнорировал изложенные в докладе рекомендации.

Иллюстрация 4.jpg

Важным этапом, значительно усилившим революционные настроения в рядах русского еврейства, стала серия еврейских погромов (наиболее трагичный из них — в Кишиневе в 1903 году), вызвавшая широчайший общественный резонанс. Дальнейших путей в окончательном решении еврейского вопроса виделось два: либо использование самых жестоких методов для отвоевания своих прав, в том числе и террористических, либо активное участие в деятельности появившегося сословно-представительного органа — в Государственной Думе.

Иллюстрация 5.jpg

Правления Александра I следует рассматривать в двух временных периодах, так как ведение как внешней, так и внутренней политики, в том числе и национальной, до начала Отечественной войны и после ее завершения несколько отличались. Однако если анализировать национальную политику следуя общим аспектам, то она значительно отличалась от манеры решения национальных вопросов всех предшественников и приемников Александра I, в первую очередь своим либерализмом.

Еврейский вопрос

В первые годы царствования, Александр I активно вводил в государстве просвещенный абсолютизм, который значительно улучшил правовое и экономическое положение еврейского населения в государстве. В 1802 году был создан Еврейский комитет, главной целью деятельности которого было отстаивать права евреев и приобщать их к общественным отношениям. Заседания комитета проводились в присутствии делегатов этой национальности из разных уголков империи, которые принадлежали к различным сословиям общества.

С 1807 года со стороны царской власти еврейскому населению был дарован ряд либеральных прерогатив. Такая политика была направлена на то, чтобы евреи не встали на сторону французов, которые в этот период активизировали свою интервенцию в Европе. После завершения Отечественной войны, Александр I значительно ужесточил свою политику по отношению к этой национальностью.

В 1816 году начало проводиться массовое насильственное обращение в христианство. С 1819 года, еврейскому населению запрещалось покидать черту оседлости без разрешения государственных органов. Особенно тяжелым было положение евреев, которые проживали на территориях окраин. В 1824 году император издал указ о запрещение переселения евреев – иностранцев на территорию Российской империи. Следует отметить, что Александр I не использовал экономические методы утеснения иудеев – они не был обременены налогами, разрешалась свободная торговля.

Положение поляков при Александре I

В 1815 году, часть территории Польши стала принадлежать российской короне. Присоединение стало результатом передела польского государства между Пруссией, Австрией и Россией. Восточная часть Польши, размером более 130 кв. км и населением свыше 3 млн. человек, в статусе Польского Королевства стала частью Российской империи. Такое присоединение требовало от Александра I проведения мудрой национальной политики, касаемо польского населения.

Следует отметить, что императору удалось ее осуществить. Александр I уже в конце 1815 года даровал полякам Конституцию, согласно которой Польское королевство сохраняло свой суверенитет. Польша сохраняла все государственные структуры: Сейм, армию, правительство и суды. Единственной государственной денежной единицей продолжали оставаться злотые. Самые важные правительственные должности занимали исключительно поляки.

В 1818 году, император лично открыл работу польского законодательного органа – Сейма Царства Польского. Во времена правления Александра I Польское королевство было единственным государством на всем европейском континенте, где проводились демократические гласные выборы в законодательный орган.

Антисемитские высказывания русских царей привели к новым ограничениям. В начале 19-го века была окончательно сформирована область, за пределы которой евреям нельзя было выезжать.

РУССКИЕ ПРИТЕСНЕНИЯ ПРИ ЦАРЯХ —

Царь Александр I

3 1777—1825, сын царя Павла I.

4 Энциклопедия Британика, т. 1, 1968, стр. 568.

5 Это области, отделенные от окружающей страны четко очерченными границами или управляемые иной законодательной или административной системой.

6 Продажа (и производство) водки — традиционное еврейское занятие в Восточной Европе, которым евреи вначале занимались именно по желанию и настоянию заинтересованных властей — Г.С.. Запрет повлиял почти на треть еврейского населения.

7 Это симптом ужасной болезни — ненависти к себе, которая поразила многих светских евреев.

8 Было даже небольшое движение неевреев в обратном направлении, они хотели принять иудаизм! См. Эттингер, т. 3, стр. 99.

Читайте также: