Август шлейхер вклад в языкознание кратко

Обновлено: 04.07.2024

Задача сравнительно-исторического языкознания (компаративизма) - изучение родственных языков, установление родственных отношений между языками и их взаимоотношения во времени.

Август Шлейхер (1821-1868) – крупный исследователь в компартивистике и общ языкознании. Вклад: реконструкция праязыка и разработка генеалогического древа индоевроп.языков.

Создание генеалогического древа: волновал вопрос распада праязыка. Попытка графически отразить это. Все языки, происходящие из одного праязыка, образуют языковой род, или языковое дерево, который затем делится на языковые семьи, или языковые ветви. Языки, возникшие первыми из праязыка, называет языками-основами. Языки-основы дифференцируются в языки; языки могут распадаться на диалекты, а диалекты –на поддиалекты. Полагал, что деление всегда происходит на два.

Теория была подвергнута критике. Генеалогическое древо не вполне точно отражает степень близости языков друг к другу, т.к кроме процесса распада праязыка в истории языков имеет место и процесс взаимодействия языков. Не учитывал и историческое развитие языка.

А. Шлейхер явился основоположником натуралистического (или биологического) направления в языкознании. Свои взгляды на язык он изложил в работах: "Язык Европы в систематическом осве­щении" (1850), "О морфологии языка" (1859), "Теория Дарвина и наука о языке" (1863, рус. пер. 1864), "Значение языка для есте­ственной истории человечества" (1865, рус. пер. 1868), и др.

А. Шлейхер считал, что язык должен рассматриваться как создание природы, потому что человек бессилен по своему произволу изменить что-либо в языке, как он не может изменить строение своего тела.

А. Шлейхер писал: "Все языки, которые мы прослеживаем на протяжении длительного времени, дают основание для заключения, что они находятся в постоянном и беспрерывном изменении. Язы­ки, эти образованные из звуковой материи природные организмы, притом самые высшие из всех> проявляют свои свойства природно­го организма не только в том, что все они классифицируются на роды, виды, подвиды и т. д., но и в том, что их рост происходит по определенным законам".

После выхода в свет труда Ч. Дарвина "Происхождение видов и естественный отбор" (1859) А. Шлейхер утверждает понимание языка как живого организма, причем не метафорически, а буквально (от­метим, что у В. фон Гумбольдта организм — это система). На этом основании А. Шлейхер представление о жизни живого организма пе­реносит на жизнь языка: как отдельное животное или растение, язык рождается, достигает зрелости, дает потомство и умирает.

По образу и подобию классификации животных и растений (вспомним его образование ботаника), А. Шлейхер создает генеа­логическую классификацию индоевропейских языков: семейству животных или растений в биологии соответствует семейство язы­ков в языкознании; родам, на которые делятся семейства в биоло­гии, в языкознании соответствуют группы и подгруппы языков; ви­дам, на которые делятся роды, в языкознании соответствуют отдель­ные языки, а подвидам — наречия и диалекты. Отдельно же взято­му животному или растению соответствует язык отдельно взятого индивида.

Таким образом, впервые в истории языкознания А. Шлейхер представил историю индоевропейских языков в образе генеало­гического дерева в виде расщепления и дальнейшего развития, на­чиная с праязыка, причем каждый раз такое расщепление было разделением на две ветви, что также навеяно биологическими кон­цепциями.

А. Шлейхер считал, что семьи языков (индоевропейская, тюркс­кая и т. д.) каждая происходит от своего праязыка, и праязыки се-•действ не являются родственными (отметим: В фон Гумбольдт счи­тал, что все языки произошли из одного корня).

А. Шлей­хер, как и другие представители натурализма, подчеркивал, что язык — исключительное свойство, привилегия человека, так как у животных нет языка, есть лишь "ужимки". Изменения языка различны в трех эпохах его существования — "первоначальном созда­нии, развитии, жизни".

Поскольку материальной основой языка являются мозг, органы речи и чувств, постольку, по мнению А. Шлейхера, создание языка есть очеловечивание природы, т. е. формирование материального субстрата мышления и механизма говорения. Выработке рефлек­сов речевой деятельности способствуют звукоподражания и непро­извольные выкрики, однако это еще не язык, назначение которо­го — быть органом (аппаратом) мысли, мышлением в звуковой ма­терии.

Воплощение идеи в звук и есть развитие языка как собственно человеческого свойства; в доисторическую эпоху дух нашел свое воплощение в членораздельных звуках и образовал множество праязыковых форм.

Язык как форма (организм) возникает только тогда, когда понятия и представления, материализуясь в звуках (корнях), становятся значениями, а их отношения выражаются суффиксами или флексиями. Так возникают корневые, агглютинативные и флективные классы языковых организмов.

Таким образом, три различных класса праформ рассматривались не только с точки зре­ния морфологической классификации (о ней мы скажем чуть ниже), но и с точки зрения их развития и совершенности. Утверждалось, что в историческую эпоху происходил распад праформ под воздей­ствием фонетических процессов и аналогии; историческая эпоха породила дифференциацию языковых областей, привела к образо­ванию родственных языков и диалектов.

А. Шлейхер утверждал, что все языки мира, независимо от их происхождения и принадлежности к той или иной семье, идут по одному и тому же пути развития. Рядом с генеалогической класси­фикацией он строит типологическую (морфологическую) класси­фикацию по способу соединения слов в предложении.

Таким образом, А. Шлейхер различает в языке значения и отно­шения. Выражением значений являются значимые единицы — слова и словоформы; выражением отношений являются формальные эле­менты — суффиксы и флексии, которые выработал язык для связи слов между собой.

А. Шлейхер устанавливает три типа языков: аморфные (изоли­рующие), агглютинативные и флективные (напомним, что у В. фон Гумбольдта были еще полисинтетические языки).

У изолирующих языков (юго-восточная Азия — китайский, ти­бетский и т. п.) нет склонения имен и спряжения глаголов, нет флексии. Слова представляют собой изолированные, т. е. свободные от каких-либо аффиксов корни. Это и дало основание А. Шлейхеру назвать такие языки бесформенными (аморфными), т. к. форма по­нималась узко — как наличие флексии.

В агглютинативных языках (тюркских, финноугорских и др., их большинство) уже появляются средства выражения отношений — прилепы, однако их связь со словом-корнем слабая.

Наиболее высоких способов выражения отношений достигают флективные языки (индоевропейские и семитские) с появлением в них флексий.

А. Шлейхер считал, что эти три типа языков представляют три последовательные ступени в их развитии: сначала все языки были бесформенными, затем из них развиваются языки агглютинатив­ные, а из них флективные.

Значение научных идей и трудов А. Шлейхера велико: он спо­собствовал выработке в историческом языкознании принципа сис­темности и метода реконструкции праязыка; морфологическая и ге­неалогическая классификации прочно вошли в общую теорию язы­ка; рассмотрение создания языка как очеловечивания природы ста­ло компонентом учения о происхождении языка и мышления. Од­нако такие положения теории натурализма как объяснение причин эволюции языка только биологическими факторами, характеристи­ка индоевропейских языков как самых современных, отрыв разви­тия и истории языка от функционирования и истории общества, подверглись критике уже с момента их выдвижения.

Август Шлейхер ( 19 февраля 1821 г. - 6 декабря 1868 г. ) был немецким лингвистом . Его основная работа - Compendium der vergleichenden Grammatik der indogermanischen Sprachen , где он пытается реконструировать общий индоевропейский язык . Он охарактеризовал англо-фризской ветвь на Запад германских языков .

Резюме

биография


Август Шлейхер родился в Майнингене , столице Тюрингии. Его отец, врач , Иоганн Готтлиб Шлейхер (1793–1864), учился в Йене в 1815 году, где он зарекомендовал себя как один из лидеров студенческого движения Urburschenschaft , которое было одновременно патриотическим и вдохновенным, либеральным и осуждающим архаизм феодальных Kleinstaaterei, разделивших Германию. В 1822 году семья переехала из Майнингена в Зоннеберг . Передовые идеи отца и музыкальная культура его матери благотворно повлияли на юного Августа. С 14 лет он был зачислен в гимназию Casimirianum в соседнем городе Кобург ; но в конце учебы учитель средней школы почувствовал, что подросток недостаточно хорош, чтобы заниматься грамматикой, и подтолкнул его к изучению богословия .

Вот почему в 1840 году Август Шлейхер поступил на богословский факультет в Лейпциге . Но после первой половины, он решил поступить в институт протестантской теологии в Эрлангене ; там он должен был признаться себе, что теология все больше и больше отвергала его. Из Эрлангена он уехал в Тюбинген и там открыл для себя философию Гегеля . Там были гегельянцы из Тюбингенской школы : Давид Штраус , Якоб Райфф , Фердинанд Баур или даже Фридрих Фишер . Именно в этом круге , что Шлейхер интересовался философскими вопросами , безусловно , от богословия и поступил на восточных языках из Генриха Эвальда . За несколько лет он усвоил не только основы иврита, но также санскрит , арабский и персидский языки . Его отец неохотно позволил ему в 1843 году снова сменить школу, чтобы поступить в Боннский университет . Чтобы умилостивить своего отца, студент написал ему следующее: «Филолог - жалкий нищий, если только это . Совсем другое дело для деревенского пастора, когда он формирует свою общину и смягчает ее. Сердце своей паствы. .. "

В Бонне, Шлейхер изучал латинский и древнегреческий , был представлен на филологические идеи Гумбольдта по филологов Фридрих Ритчль и Фридрих Готлиб Welcker . В 1846 году защитил докторскую диссертацию.

После завершения учебы Август Шлейхер вернулся в Тюрингию в свой город Зоннеберг и сначала искал работу учителем языка. В Бонне , Принс Джордж Саксен-Майнинген , который сам был студентом университета, он заметил: наследный принц не только предложил свою дружбу Шлейхер, он дал ему значительную стипендию, которая позволила ему, между 1848 и. 1850 г., чтобы надолго задержаться в Париже , Лондоне и Вене . Шлейхер воспользовался этим пребывания на работу в качестве корреспондента для Allgemeine Zeitung в Аугсбурге и Kölnische Zeitung . В отчете о политических событиях 1848 года в Париже, а затем в Вене он открыто выражает свои симпатии к либеральному движению Национального собрания, собравшегося в церкви Святого Павла во Франкфурте . Вот так он теперь оказался под прицелом полиции Габсбургов , которая не переставала шпионить за ним во время его пребывания в Вене и Праге . Он отправился в Прагу в 1849 году, чтобы изучать славянские языки, в частности чешский .

Август Шлейхер, вероятно, заболел туберкулезом легких, первые симптомы которого появились еще в студенческие годы. Следуя совету отца, он столкнулся с приступами чахотки, тщательно соблюдая правила гигиены. В Бонне он занялся гимнастикой и продолжал заниматься этим видом спорта с Эрнстом Геккелем. Он регулярно отдыхал и подзаряжал свои батареи в лесу, окружающем его городок Зоннеберг, где он часто останавливался с родителями, двоюродными братьями и друзьями. Когда он умер, в городе воздвигли ему памятную стелу и назвали улицу его именем.

Шлейхер и индоевропейцы

Шлейхер был первым лингвистом, который серьезно занялся восстановлением индоевропейских диалектов .

Научные требования Шлейхера не ограничивались группировкой слов из каждого языка по общему изначальному корню посредством романтических поисков истоков: речь шла о сведении разнообразия форм к единому правилу, методу, который лишил санскрит статуса матери. язык, чтобы определить индоевропейское состояние языка до разветвления диалектов.

Он был здесь очень внимателен и даже сочинил на этом реконструированном языке краткую басню . Работа Шлейхера пометила индоевропейские исследования тремя способами: во-первых, мы обязаны ему условием отмечать воссозданные формы звездочкой; затем Шлейхер первым составил историческое древо индоевропейских языков. В правилах фонетической мутации упоминавшегося всюду начертаны на дереве Шлейхера; наконец, это выдающийся ученик Шлейхера, Август Лескен , который основал Школу неограммаристов в Лейпциге.

Неслучайно лейпцигская школа создана исследователем, который сделал индоевропейские исследования своего рода наукой о наблюдениях. Первые слова его шедевра ( Компендиума ) таковы:

« Грамматика - это раздел лингвистики или голосовой щели . Это, в свою очередь, является составной частью естественной истории человека. Их характерный метод - метод естественных наук . Одной из основных задач голосовой щели является классификация и описание групп диалектов или лингвистических ветвей, то есть языков, происходящих от одного и того же исходный язык, и классификация этих ветвей в соответствии с естественным порядком . "

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Август Шлейхер. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Содержание Труды А. Шлейхера Периоды в истории развития языка Типологическая классификация языков. Концепция развития языков А. Шлейхера Учение А. Шлейхера о родословном древе Реконструкция индоевропейского праязыка Заключение

- Руководство по литовскому языку (Handbuch der lituanischen Sprache, 1855); - Руководство по литовскому языку (Handbuch der lituanischen Sprache, 1855); Немецкий язык (Die deutsche Sprache, 1860); - Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков (Compendium der vergleichenden Grammatik der indogermanischen Sprachen, 1861); - Теория Дарвина и наука о языке (Die Darwinische Theorie und die Sprachwissenschaft, 1863); - Значение языка для естественной истории человека (Über die Bedeutung der Sprache für die Naturgeschichte des Menschen, 1865); - Индоевропейская хрестоматия (Indogermanische Chrestomatie, 1869).

Типологическая классификация языков. Концепция развития языков А. Шлейхера Изолирующие Агглютинативные Флективные В основе - различие между значением и отношением. Под значением Шлейхер понимал выражение в языке понятия и представления. Между понятиями и представлениями существуют отношения, которые могут быть выражены с помощью звуков, а могут и не быть выражены. Значение выражается только с помощью корней, а корни есть во всех языках. Отношения же материально (с помощью звуков) выражаются не всегда.

Во флективных языках, имеющих часто внутреннюю флексию, отношения могут быть выражены в пределах корня Во флективных языках, имеющих часто внутреннюю флексию, отношения могут быть выражены в пределах корня (ср. рус. лёг - прошедшее время глагола лечь - ляг! - повелительное наклонение того же глагола).

Три этапа: 1) недифференцированное тождество значения и отношения (изолирующие, или корневые языки); 2) дифференциация значения и отношения (агглютинативные языки); 3) различие между значением и отношением включается в единство бесконечно более высокое, так как оно выросло из различия, имеет его своей предпосылкой и включает в себя как снятый момент (флективные языки).

Учение А. Шлейхера о родословном древе Одной из заслуг А. Шлейхера было четкое формирование понятия индоевропейского праязыка и определение реконструкции его как цели компаративных исследований.

Читайте также: