Полный контроль партии над армией и силовыми ведомствами в италии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Загрузить презентацию (944 кБ)

Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о тоталитарных режимах в европейских странах в 20-30 гг. XX века. Выяснить причины прихода фашистов к власти, общие и особенные черты фашистских режимов в Италии, Германии и Италии. Уделить внимание роли личности в истории (На примере характеристики Бенито Мусолини и Адольфа Гитлера) и моральной оценке фашизма.

План.

Список литературы.

Задания.

Вопросы для сравнения

Италия

Германия

Год создания фашистской партии

Год формирования правительства фашистским лидером

Период стабильности был прерван крахом на Нью-Йоркской бирже (24 октября 1929 г.), ознаменовавшим начало мирового экономического кризиса. Мировой экономический кризис 1929-1933гг. обострил социальные и политические противоречия капиталистического общества. Возникла угроза разрушения европейской цивилизации со стороны фашизма.

1. Что такое фашизм?

Ученики: фашизм является одной из форм тоталитаризма.

Что такое тоталитаризм? Каковы характерные черты тоталитаризма?

  • установление однопартийной системы
  • уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии
  • полное сращивание партийного и государственного аппарата, превращение государственной машины в орудие партии
  • ликвидация системы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей
  • уничтожение гражданских свобод
  • построение системы всеохватывающих массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом
  • унификация (приведение к единообразию) всей общественной жизни
  • авторитарный способ мышления
  • культ национального вождя
  • массовые репрессии

Каковы причины прихода фашистов к власти?

Ученики:

2. Сравнительная характеристика фашистских режимов в Италии и Германии. Общее и особенное

Вопросы для сравнения

Италия

Германия

Год создания фашистской партии

1919. Мюнхен. Основатель партии рабочий А. Дрекслер

Год формирования правительства фашистским лидером

  • Контроль за экономикой (отраслями промышленности, торговлей) через корпорации. Действие вертикальной системы корпораций в четырех отраслях: промышленность, сельское хозяйство, торговля, финансы
  • Милитаризация экономики
  • Монополизация банковской системы
  • Автаркия
  • Государственное регулирование (Верховный орган руководства экономикой – Генеральный совет немецкого хозяйства; гос. военные заказы; контроль производства и сбыта в сельском хозяйстве). Были приняты законы, допускавшие конфискацию или ограничение собственности
  • Сочетание частной и государственной собственности
  • Милитаризация экономики
  • Планирование (диктат номенклатуры выпускаемой продукции, цен на неё, размера зарплаты и числа работников, порядок использования прибыли )
  • Автаркия

Корпорации регулировали социальные отношения

Урегулирование отношений с Ватиканом.

1929г – Латеранские соглашения были подписаны между Пием ХI и Муссолини, предусматривающие государственный суверенитет города Ватикан

Любая оппозиция среди верующих подавлялась

Расизм: элита белой расы – арийцы и национализм

Таким образом, мы констатируем, что в 20-е годы в Италии и в 30-е годы в Германии к власти приходят фашисты. В этих странах устанавливаются тоталитарные режимы, степень контроля над обществом становится достаточно высокой. Государства носят антиправовой характер. В них беззаконие и возможность произвола по отношению к гражданам были возведены в ранг закона.

При жесткой регламентации должностных функций и субординации чиновников внутри государственных ведомств, упорядоченность в межведомственных отношениях, как и четкое построение вертикали власти, отсутствовали. Фактор воли лидеров, субъективных отношений между ними был осознанно поставлен выше фиксированных правил и норм разработки, принятия и исполнения решений.

Во внешней политике обеспечивалось решение задачи, связанной с подготовкой к войне.

Какой из политических режимов: фашистский в Италии или нацистский в Германии представляется вам тоталитарным в более полной мере?

Политический режим в Германии представляется тоталитарным в более полной мере, т.к. в Италии главой государства считался король Виктор Эммануил III, т.е. сохранялась монархия, определенное влияние в стране имел Ватикан, юг Италии контролировала мафия.

Основателем европейского фашизма считается Б.Муссолини, а одним из тех, кто оставил самый мрачный след в истории ХХ в – А. Гитлер. Еще в 1922г. в письме к Гитлеру Йозеф Геббельс писал: «Подобно восходящей звезде вы предстали пред нами, вы совершили чудо, прочистили наши мозги и дали нам веру, нам – блуждавшим в мире отчаяния и скепсиса… Впервые мы увидели человека, сорвавшего маски с лиц, искаженных жаждой наживы, - с лиц всех этих парламентских ничтожеств… Вы выразили больше, чем вашу собственную боль… Вы высказали потребность целого поколения, блуждающего в поисках цели в мире утраченных идеалов.

Характеристики Б. Муссолини и А.Гитлера

Какие личные качества Гитлера способствовали тому, что безвестный ефрейтор, каким он был в первую мировую войну, недоучившийся художник стал вождем немецкого народа?

Решительный, волевой, фанатично преданный идее.

Согласны ли вы с тем, что в 1933 г. в Германии произошла простая смена правительства?

Нет. Т.к., произошла смена буржуазно-демократического режима на тоталитарный. То есть изменилась одна из форм государства.

Работа с документами. См. приложение №1.

Что означают выражения?

3. Особенности франкизма.

Особый режим, который сложился в Испании в годы франкизма, получил название умеренно-тоталитарного. Каковы особенности данного режима?

  • фашистское движение в Испании не обрело массовой социальной базы
  • режим навязан извне
  • большое влияние сохранила церковь
  • режим Франко никогда не пытался установить жесткий контроль над экономикой
  • Франко уклонился от официального вступления в войну
  • все годы диктатуры Франко Испания оставалась монархией

Работа с документами. См. приложение №2

Итак, в 20-30-е гг. в европейских странах к власти приходят фашисты, совершившие в дальнейшем злодеяния, поражающие воображения. Эти злодеяния нельзя оправдать, какими бы то ни было теориями, концепциями, ссылками на объективный ход исторического развития, на особенности массовой психологии немцев и т. п. Моральная оценка фашизма однозначна, но она не освобождает нас от необходимости понять, что сделало эти преступления возможными. Разумеется, было бы самонадеянным считать, что на одном семинаре мы сможем изучить все аспекты, касающиеся зарождения и развития тоталитарных режимов. Разговор будет продолжен на уроках по обществознанию и отечественной истории.

Необходимо напомнить о неофашистах на современном этапе. Каждый из нас волен выбирать свой путь, но в одном я убеждена, человеку мыслящему, думающему, образованному не по пути с фашистами.

Фашизм – это форма открытой диктатуры с опорой на шовинизм или расизм, направленная на искоренение демократических основ, на установление жестокой реакции и на ведение агрессивных войн.

Предпосылки зарождения фашизма

Фашизм стал результатом развития основных противоречий западной цивилизации. Идеология фашизма вобрала в себя идеи социального равенства и расизма, этатистские и технократические концепции.

В начале 1919 года в Германии возникает множество организаций национал-социалистского направления. В ноябре 1921 года в Италии создается фашистская партия, насчитывавшая 300 тысяч членов, из которых 40% были рабочими. Признавая такую значительную политическую силу, итальянский король поручил в 1922 году лидеру партии Бенито Муссолини сформировать новый кабинет министров, в 1925 году ставший фашистским.

По схожему сценарию фашисты приходят к власти и в Германии. В 1933 году руководитель национал-социалистической партии Адольф Гитлер получил должность рейхсканцлера от президента Германии Гинденбурга.

Фашисты с самых первых шагов показали себя непримиримыми антисемитами и антикоммунистами, реваншистами, и в то же время хорошими организаторами, способными охватить все слои населения. Их деятельность не смогла бы стать столь стремительно успешной, если бы еене поддерживали реваншистские монополистические круги своих стран.

Наличие прямых связей монополистов с фашистами подтверждаются хотя бы тем, что на скамье подсудимых в Нюрнберге в 1945 году рядом оказались как главари преступного нацистского режима, так и крупнейшие хозяйственные магнаты Германии. Можно смело утверждать, что фашизации стран способствовали финансовые средства монополий, укреплявших фашизм, который был призван уничтожить коммунистический режим в Советском Союзе (антикоммунистическая идея), неполноценные народы (идеи расизма), перекроить послевоенную карту мира, созданную Версальской системой (реваншистская идея).

Готовые работы на аналогичную тему

Феномен фашизации европейских стран отчетливо продемонстрировал острое кризисное состояние западной цивилизации. По существу, это идейное и политическое течение представляло альтернативу ее фундаментальным основам через сворачивание демократии, регулирование рыночных отношений и их замены политикой этатизма, построения общества социального равенства только для избранных народов, культивирования коллективистской формы жизни, антигуманного отношения к неарийцам.

Однако фашизм не предполагал полного уничтожения Западной цивилизации. Возможно, это частично объясняет относительно лояльное в течение долгого времени отношение правительств демократических стран к этому феномену.

Фашизм как разновидность тоталитаризма

Помимо прочего фашизм можно отнести к разновидностям тоталитаризма. Западными политологами было предложено определение тоталитаризма на основе ряда критериев, в дальнейшем получивших признание и развитие в политологии.

Тоталитаризм — это форма устройства государственной власти, основанная на всеобъемлющем контроле государства над всеми сферами общественной жизни и отдельными людьми.

Для тоталитаризма характерны:

  • наличие официальной идеологии, которая охватывает самые жизненно важные сферы общественной жизни и поддерживается подавляющим большинством граждан. Идеология должна быть основана на неприятии существовавших ранее порядков и преследует задачу объединения общества для создания новых укладов, не исключая применение насильственных методов;
  • господство одной массовой партии, которая строится на строго иерархических принципах управления, как правило, во главе с вождем;
  • партия выполняет контролирующие функции за бюрократическим государственным аппаратом или растворяется в нем;
  • наличие развитой системы пронизывающего все общественные стороны жизни полицейского контроля;
  • полный или практически полный контроль партии над всеми средствами массовой информации;
  • полный контроль партии над всеми силовыми структурами, прежде всего над армией;
  • руководство центральной власти над всей хозяйственной жизнью страны.

Подобная характеристика тоталитаризма может быть применима как к режимам, сложившемся в Германии, Италии и остальных фашистских странах, так во многом и к сложившемуся в 30-е годы в СССР сталинскому режиму. Нельзя исключать то, что подобная схожесть разных обличий тоталитаризма затруднила осознание исходящей от него опасности политиками, которые находились во главе демократических стран в тот период истории.

Мир накануне Второй мировой войны

Уже в 1935 году Германия отказалась выполнять военные статьи Версальского договора. Вслед за этим последовали:

Видя, что Англия и Франция не собираются заключать договоры о взаимопомощи и не пытаются активно противостоять Германии, СССР проводит политику, не оглядываясь на западные страны. Он быстро изменил внешнеполитическую ориентацию и 23 августа 1939 года подписал с Германией Пакт о ненападении, разворачивая тем самым Гитлера на Запад, выигрывая для подготовки к войне несколько лет, так как в Москве все понимали, что война с Германией рано или поздно произойдёт. Это ход стал решающим в мировой политической системе.

Наконец в апреле 1939 года в одностороннем порядке Германия расторгла договор о ненападении с Польшей и англо-германское морское соглашение, так возник повод к войне.

Ответ чёткий пожалуйста, нужно для практической работы по history.

Португалия - Салазар.
Италия - Муссолини.
Германия - Гитлер.
СССР - Сталин.
Чили - Пиночет.
КНДР- Ким Чен Ын.
КНР - Мао Цзэдун.
Япония - Хирохито.
Иран - Хомейни.
И все-все-все.

Признаки тоталитаризма:
Господство одной общеобязательной идеологии.
Единовластие одной партии, срастающейся с государством.
Особый культ вождя.
Полный контроль партии над армией и силовыми ведомствами.
Полный контроль над средствами массовой информации.
Всевластие тайной полиции. Тотальный террор.
Централизованное руководство экономикой, господство монополий.
Тотальный контроль и поглощение гражданского общества государством.

Точка зрения, заключающаяся в том, что повышенная вовлеченность военных, даже если она не угрожает официальной верховной гражданской власти, опасна для института гражданского контроля, распространяется не только на внутреннюю политику. Она относится – и, возможно, даже в большей степени – и к сфере национальной безопасности. Наиболее ярко она подтвердилась в ситуации, сложившейся во время Второй мировой войны вокруг Объединенного комитета начальников штабов армии США. Вследствие уникального стиля правления президента Ф.Д. Рузвельта (1882–1945), который не был особенно близок ни со своим государственным секретарем, ни с министрами армии и военно-морского флота, степень вовлеченности военных в решение стратегических и политических вопросов беспрецедентно возросла. Военным было предоставлено право решения ряда проблем (в том числе дипломатических и экономических), обычно находящихся в ведении гражданских властей 9 . По мнению многих, это представляло угрозу гражданскому контролю, хотя в действительности могло быть нарушено надлежащее равновесие между военной и гражданской властями в сфере национальной безопасности, но не основной принцип, заключающийся в том, что гражданская власть осуществляет конечный контроль над военным руководством. Из-за этих опасений Конгресс отклонил предложения Объединенного комитета начальников штабов об организации после войны Департамента обороны. Конгресс был заинтересован в расширении полномочий Совета по национальной безопасности, сильном министре обороны и надежном гражданском контроле 10 .

Отсюда следует, что для понимания сути гражданского контроля необходим тщательный анализ опыта разных стран, разработавших различные механизмы приведения в действие и поддержания этого института. Даже принимая во внимание восстания и военные перевороты в странах третьего мира, можно сказать, что гражданский контроль над армией и другими силовыми структурами распространен в большинстве государств мира. Он существует не только во всех великих державах, имеющих большой военный потенциал и развитую экономику (включая Японию, Канаду и страны Западной Европы), но и в других государствах, таких как Индия (вторая по численности населения страна в мире), Мексика и, разумеется, Израиль. Ни одна из великих держав и ни одно европейское государство не находятся в настоящее время под властью военного режима. Более того, в последние несколько лет, особенно в странах Латинской Америки, просматривается тенденция к уменьшению числа военных режимов и усилению демократических правительств и гражданского контроля над армией. Тем не менее, было бы ошибкой ставить знак равенства между демократией и гражданским контролем. Разумеется, существование демократических правительств невозможно без гражданского контроля армии. Однако гражданский контроль в высокой степени характерен и для многих тоталитарных государств, причем в некоторых из них признаки такого контроля выражены едва ли не более отчетливо, чем в западных демократиях 13 .

В ХХ веке подобные тенденции угрожали демократической форме правления в, казалось бы, самых стабильных странах. Подобным образом маршал Анри Филипп Петен (1856–1951) заявлял, что Третья республика предала Францию, оправдывая этим совершенный им переворот и учреждение пронацистского режима Виши. Менее чем через поколение возникла похожая ситуация, когда французская армия навязала парламенту генерала Шарля де Голля (1890–1970). В отличие от Петена, де Голль – несмотря на свое крайне негативное отношение к Четвертой республике – не хотел участвовать в антиконституционном захвате власти. Тем не менее, невозможно усомниться в том, что влияние французской армии и французских генералов было решающим фактором, заставившим парламент согласиться на его требования 16 .

Армия противостояла этой тенденции в прошлом и продолжает противодействовать ей в настоящее время. Для этого она обычно выбирает один из трех путей. Во-первых, она может ставить под сомнение цели и программы гражданских властей, саботировать их указания, не выполнять их решения или обходить их. Во-вторых, военные могут, действуя по своей инициативе, выходить за пределы своих полномочий. В третьих, что наиболее опасно, военные командиры могут отказаться повиноваться приказам гражданских властей. Обычно такой отказ сопровождается угрозой ухода в отставку. Эта угроза может быть индивидуальной, исходящей от командующего Генеральным штабом или одним из округов, или коллективной, исходящей от всего Генерального штаба или высшего командования. Хотя высшие военные чины имеют полное право отказываться от своих постов, такая угроза, если к ней прибегают для того, чтобы не подчиняться приказам, является прямым вызовом принципу главенства гражданской власти. В таких случаях суть именно в факте угрозы, а не в самой отставке.

Может показаться странным, что в сфере внутренних дел гражданский контроль наименее уязвим. Вовлеченность военных во внутренние дела выражается двояко: в поддержке гражданской власти, когда армия играет роль инструмента последней, и в расширении роли армии, которая начинает выполнять изначально несвойственные ей гражданские функции. Парадоксально, что в первом случае проблемой является не слишком активное участие, а напротив, его недостаток: дорожа своей ролью символа национального согласия, армия может активно противостоять своему вовлечению во внутриполитические споры. Крайним выражением этой тенденции является прямой отказ высшего командования армии действовать, пусть и получив соответствующий приказ, против своих сограждан – и эта ситуация представляет собой угрозу гражданскому контролю. Именно это и произошло в Каррахе.

Попытки военных расширить свою роль во внутренних делах государства могут создать напряженность в отношениях между ними и гражданскими властями. Некоторые ученые считают, что участие бывших генералов в политике и расширение роли военных в правительстве, независимо от того, находятся они в отставке или на военной службе, представляет опасность для гражданского контроля. С. Хантингтон отмечает, что в США в высшие органы исполнительной власти входило больше отставных военных, чем в какой-либо другой стране. За последние двести пятнадцать лет десять из сорока двух президентов США были генералами. За тот же период времени в Англии генералом был лишь один премьер-министр – сэр Артур Уэлсли, герцог Веллингтон (1769–1852). Возможно, по этой причине американское общество более чувствительно к этой проблеме, чем жители стран Европы. (Следует заметить, что политическая карьера отставных военных – весьма широко распространенное явление в Израиле). Однако, почти нет реальных доказательств того, что участие в политике гражданских лиц с героическим военным прошлым представляет угрозу гражданскому контролю над силовыми структурами. В этом контексте стоит вспомнить о Дуайте Эйзенхауэре, единственном профессиональном военном, ставшем президентом США в ХХ столетии, который первым забил тревогу по поводу опасностей, связанных с военно-промышленным комплексом 28 .

Что позволяет одним государствам справляться с факторами, дестабилизирующими гражданский контроль над силовыми структурами, в то время как другие не могут им противостоять? Почему система гражданского контроля в США выстояла в случаях с Дж. Вашингтоном, Дж. Мак-Клелланом и Д. Мак-Артуром, в то время как в Германии П. Гинденбург и Э. Людендорф фактически подчинили себе правительство? В чем секрет эффективного и сбалансированного гражданского контроля?

Обращают на себя внимание четыре ключевых фактора, которыми объясняются большинство различий в эффективности гражданского контроля в разных государствах в разные периоды времени. К ним относятся: во-первых, твердая решимость гражданского истеблишмента удержать свою власть, сохранить свои привилегии и прерогативы и ни при каких обстоятельствах не отказываться от ответственности за свою деятельность; во-вторых, основанная на идейных убеждениях непоколебимая приверженность военных принципам демократического правления, и их абсолютная уверенность в том, что верховная власть в государстве должна принадлежать гражданским лицам; в-третьих, уважение политическим руководством профессиональной автономии военных и его доверие высшему командованию вооруженных сил; в-четвертых, недвусмысленно сформулированные законы, определяющие функции, полномочия и ответственность гражданских и военных властей.

Признавая решающую роль гражданского контроля над армией в жизни государства и принимая необходимые меры для его обеспечения, гражданское руководство не всегда оказывается в состоянии его сохранить. Чтобы гражданский контроль реально существовал, профессиональные военные, включая высший офицерский корпус, должны быть не менее, чем их штатские руководители, привержены идее о том, что гражданская власть должна при всех обстоятельствах быть высшей государственной властью. Верно, что в развитых и зрелых обществах военным очень трудно (если, вообще, возможно) эффективно противостоять законной гражданской власти. Это видно на примере неудачной попытки восстания в Алжире, предпринятой французскими генералами в 1961 г. 36 Однако нельзя недооценивать чрезвычайную мощь, ресурсы и влияние армии, а также то обстоятельство, что во времена войн и национальных кризисов фигура военного героя становится чрезвычайно притягательной для широких слоев общества. Именно в такие решающие моменты лояльность высших военных командиров определяет исход событий.

1 Автор статьи И. Бен-Меир (Розенберг) родился в Нью-Йорке в 1939 г., в 1962 г. репатриировался в Израиль. Учился в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, доктор наук. Депутат Кнессета седьмого–десятого созывов (1971–1984 гг.), с 1981 по 1984 гг. был заместителем министра иностранных дел Израиля. Данная статья является частью исследования, проведенного автором в период работы в Центре стратегических исследований Тель-Авивского университета. Перевод выполнен по изданию: Yehuda Ben Meir, Civil–Military Relations in Israel (New-York: Co­lum­bia University Press, 1995), pp. 9–26, сноски на стр. 200–202. Перевела с английского Нелли Хеймец.

2 Samuel P. Hungtington, The Soldier and the State (New York: Vintage Books, Random House, 1957), p. 80.

3 Lyman L. Lemnitzer, James L. Holloway, Louis Wilson, John W. Vogt, Leslie M. Fry, Robert Cockrill, and J. Russel Blanford, A Report by the Committee on Civil-Military Relations (Indianapolis: Hudson In­sti­tute, 1984), pp. 2–3.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обострил социальные и политические противоречия. Возникла непосредственная угроза разрушения европейской цивилизации со стороны правоэкстремистских сил, фашизма. Каждая из крупных европейских индустриальных стран и США имела своеобразные пути и методы выхода из кризиса, но между ними была чёткая грань, разделявшая государства тоталитарные и государства демократические.

Появление в межвоенный период группы фашистских государств, где была чрезвычайно велика роль государства и насилия, не было случайным стечением обстоятельств. В Италии и Германии фашизм пришёл к власти при опоре на массовые движения и утверждался с соблюдением поначалу легальных форм. Были созданы коалиционные правительства.

Тоталитарные и авторитарные режимы скорее утверждались для решения задач выхода из кризиса, преодоления разрухи, предотвращения угрозы революции, создания нового социального порядка и, в конечном итоге, внешней экспансии. Это было характерно для Германии, Италии, Испании, Японии и ряда других стран с профашистскими, авторитарными режимами.

Вопросы для самоконтроля

1. Гитлер пришёл к власти:

б) в январе 1933 г.;

г) в августе 1935 г.

2. Дата мирового экономического кризиса 20-30- х гг.:

в) 1922-1927 гг.;
г) 1929-1936 гг.

3. Одна из особенностей тоталитарного режима:

а) поддержка конкуренции;

б) свобода слова;

в) всевластие тайной полиции;

г) ограничение политического многообразия.

4. Тоталитарный режим характерен для:

5. Мировой экономический кризис начался осенью 1929 г:

а) в Латинской Америке;

6. Период Веймарской республики:

7. Президент США, для которого была сделана персональная поправка в Конституции, разрешавшей ему избираться несколько сроков подряд:

а) Теодор Рузвельт;

б) Дуайт Эзенхауер;

в) Франклин Рузвельт;

г) Вудро Вильсон.

8. Страна, в которой в XX веке зародился фашизм:

9. Международные отношения после первой мировой войны регулировались:

Читайте также: