Правление александра 1 кратко либерал и консерватор

Обновлено: 05.07.2024

Негласный комитет. Представители передовой мысли России, личные друзья Александра 1. Реформы: вернул из ссылки всех противников Павла 1 (друзья Екатерины 11); установил свободные контакты с зарубежными странами; вырыл позорные столбы, возведённые при Павле1 (фиксировались имена нарушителей и неугодных императору). Реформы под идеей либерализма: система управления; система просвещения; крестьянский вопрос (поднял вопрос о наделение собственностью всех кто желает).

1.- 1802 – предлагается реформа преобразования коллегии (центральный исполнительный орган власти, в основе принцип – камерализма (коллегиальность в обсуждении вопросов, контроль и регламент), создан при Петре 1) в министерства (в основе единоначалие – министр отчитывается перед императором). Министерство выполняет лишь административные полномочия –> судебные передаются в Сенат. 1802г. – реализации реформы, куратор Сперанский. Количество министерств было 8 затем увеличилось до 12. В 1909г. Сперанский разрабатывает свод законов (нач. с 1907г.). Приобретает систему государственного правления по принципу разделения властей с ведущим мнением императора -> дуалистическая монархия. Всё население делилось на: собственники, народ рабочий (могли избирать и быть избранными); чернь (не имела избирательных прав). Государственная система : судебная власть – сенат ; законно-совещательный орган – государственный совет, с 1810г. император назначал в него членов(до 1917); исполнительная власть – министерства. Территория разделена на губернии и уезды – > появляются такие же органы как и в центре. Чтобы система работала Сперанский предлагает создать Гос.думу т.о. гос.совет сенат– >губернский суд– >окружной суд– >волостной суд. Предложение о губернском начальнике. Чтобы получить 5 ранг необходимо было предоставить диплом о высшем образовании – > недовольство дворянства – > боязнь свержение с престола – > отстранение Сперанского.

2. – В данном отношении Ал.1 определился в 3-х основных принципах: образование должно быть бесплатным на низких ступенях; должен существовать принцип преемственности программ; всесословное образование. В связи с этим рассматривается 4 ступени образования: приходские школы (1 год, для низших сословий); уездные училища (3 года, обучение платное); гимназии (4 года); университет. 5 – Петербург, Харьков, Казанский, Прибалт –Вильно, Дерп. 1803г. принимается университетский устав (офиц 1804): университеты получают автономию; должность ректора и профексура выбирается на дневном совете; администрация не вмешивается в административный устав; принимается университетский устав, который освобождает автора от административного произвола ценза.

3. – 1801 – Алек. 1 официально запрещает печатать объявление о продаже крестьян.

1802 – указ о возможном приобретение земельной собственности состоящий из государственных, семейных земель. Приобретали их представители мещанского сословия и сословными крестьянами.

1816 – латышские и эстонские крестьяне получили личную свободу. Отпускались без земли.

Конституция Новосельцева. Рассматривается после войны 1812г. Был создан священный союз (закон. 1815г.), который разделил тер. Напол. Бонапарт. Россия получает республиканскую Польшу – > власть выборная, Алекс. 1 предоставляет ей конституцию. По характеристики самая демократическая конституция того времени. Он обещает позже разработать конституцию для России. Поручил Новосельцеву, готова была к 1820г. Похожа на проект Сперанского, где гос. Дума наз. Представительством. Но проект был не допущен к народности осуществление. Это принцип ограничения монархией власти, но в связи с болезнью императора данная проблема не поднималась. С 1815г. правой рукой становится министр департамента Аракчеев – возникает с 1815г. военное поселение. Цель: Уменьшить расходы казны на содержание армии, перевод растущей армии на самообеспечение. Режим стремился на наращение армии, но при этом не идти на ведение всеобщей избирательной повинности – >изменение соц. структуры.

С 1817г. начинается процесс организации военных поселений, возникает новая категория крестьян: вольные хлебопашцы, крестьянские военные поселения.

Выделяется специальные волости населённые гос. крестьянами. Эти территории переходили в гражданское ведомство, а из гражданского – > в военное. Освобождались от обычных податей и повинностей, а за это насел. Данный территории комплектовались и содержала военные части. Гос. крест – > в категор. Воен. Посел. В эти же волости расселялись военные полка, к жен. Доставлялись семьи, а не женат. Женили и поселяли в дома семейные.

Второй 1817 – 1825 гг.

Деятельность Аракчеева сыграла важную роль в войнах при Алекс.1. Заграничные походы сделали своё дело. При Аустерлице он коман. рус. войсками.

Основные направления во внутренней политике:

В 1818г. несколько царских сановников получили секретные поручения царя разработать проекты отмены крепостного права. Один из таких проектов подготовил Аракчеев. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян в казну: помещики получали за освобождаемых крестьян деньги, которые могли их избавить от долгов и помочь наладить хозяйство на рациональной основе; крестьяне освобождались с землёй – по две десятины на душу, но на условиях аренды, хотя в перспективе они могли её приобрести в собственность посредством выкупа у помещиков. Летом 1818г. состоялась встреча Алек с представителями дворянства Полтавской и Черниговской губерний. Он призывал дворян проявить инициативу и освобождении крепостных крестьян, но встретил с их стороны упорное сопротивление.

2. Политика в сфере просвещения и печати: В 1803г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Все учебные заведения подразделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трёхклассным обучением, гимназии и университеты. Всей системой образования ведало Главное управление училищ (позднее министерство народного просвещения). Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Однако попечителям принадлежал лишь общий надзор за учебными заведениями во вверенных им округах. Всеми делами в учебном округе ведал университет через посредство своего учёного совета. Университетский устав 1804г. предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, право университетов назначить учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

При открытии первого заседания Сейма в Варшаве, март 1818г., Александр в речи заявил о распространении конституции на всей территории Р. В 1818г. министру юстиции Н.Н. Новосельцеву было поручено подготовить Гос Уставную грамоту для Р, в которой были широко использованы принципы польской конституции 1815г. Текст был готов к 1820г. и одобрен царём. Был написан и высочайший манифест, долженствующий возвестить об обнародовании Уставной Гос грамоты, но в связи с поворотом царя к реакции проект был заморожен.

Реакционные меры: в стране насаждались мистицизм и обскурантизм. Развернуло свою деятельность учреждённое ещё в 1812г. Р Библейское общество, занимавшееся изданием, распространением и пропагандой Священного писания. Оно было тесно связано с деятельностью Британского библейского общества. Во главе стоял обер-прокурор священного Синода князь А.Н. Голицын. Обществу покровительствовал император, который пожертвовал ему 25 тыс руб, подарил дом в Спб. В 1817г. министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе тот же А.Н. Голицин. Поскольку Библейское общество ущемляло права Р православной церкви, то по настоянию влиятельного при дворе архимадрида Фотия, поддержанного Аракчеевым, который ненавидел Голицина, деятельность его в 1824г. была прекращена.

В 1821 – 1825гг. наступление реакционного политического курса обозначилось по всем направлениям: отменялись указы изданные в начале царствования Александра., несколько сдерживавшие произвол помещиков, вновь подтвердилось право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь, крестьянам запрещалось жаловаться на жестокость своих господ. Усилилось гонение в области просвещения и печать.

Период правления Александа I делится на 2 части: либеральный и консервативный.

Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г),в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Основными вопросами стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов.8 сентября 1802 г . был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

С осени 1803 г . значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: учрежден Государственный совет 1810 г.

В начале 1811 г . Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Консервативный период правления Александра I

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.




В ноябре 1825 г . император неожиданно скончался в Таганроге (по другой версии - он тайно ушел в монастырь). Второй сын Павла I , брат Александра I - Константин в 1822 г . отказался от правления. Составленный в 1823 г . Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла – Николай.

Период правления Александа I делится на 2 части: либеральный и консервативный.

Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г),в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Основными вопросами стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов.8 сентября 1802 г . был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

С осени 1803 г . значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: учрежден Государственный совет 1810 г.

В начале 1811 г . Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Консервативный период правления Александра I

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.

В ноябре 1825 г . император неожиданно скончался в Таганроге (по другой версии - он тайно ушел в монастырь). Второй сын Павла I , брат Александра I - Константин в 1822 г . отказался от правления. Составленный в 1823 г . Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла – Николай.

Период правления Александра I стал важным этапом русской истории. Россия одержала победу над Наполеоном, в стране были проведены глобальные преобразования.

С момента начала царствования, новый монарх сразу замыслил целый ряд реформ, затрагивающих многие сферы жизни страны. Успешными были преобразования в сфере устройства государственного аппарата и в образовании. Что касается военной и финансовой реформ, то они часто подвергались критике.

Время царствования Александра I можно охарактеризовать следующими основными факторами :

активные реформаторские усилия;

желание иметь в своем окружении как можно больше умных и талантливых людей;

удачное начало правления;

не слишком успешные реформы в середине и утрата интереса к управлению государством на последнем этапе царствования.

Внешняя политика Александра I была на правлена на защиту и увеличение территории России, на рост авторитета государства на международной арене.

Первые годы царствования

Александр I родился 12 декабря 1777 года. Его отец, император Павел I, был в плохих отношениях со своей матерью, Екатериной Великой, которая на тот момент правила Россией. Еще младенцем императрица удалила внука от родителей и решила, что сама воспитает его, и подготовит идеального императора. Наставником мальчика стал швейцарец Лагарп. Он дал ему прекрасное образование западного образца.

Наследник имел замысел создать гуманное общество. Поддерживал идеи Французской революции, желал помочь полякам, которые были лишены своей государственности.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в ходе дворцового переворота был убит Павел I. Александра I провозгласили новым российским императором. Он мучительно переживал смерть отца, и пронес чувство вины через всю жизнь.

Либерализм и консерватизм в политике

Среди наиболее ярких представителей комитета были графы Строганов, Новосельцев, Кочубей, польский князь А. Чарторыйский и другие.

С 1803 г. Негласный комитет стал утрачивать влияние, а его место занял Комитет министров, которым была проведена финансовая реформа. Удачной считается реформа образования. В больших городах создавались университеты, в губернских городах — гимназии, в уездных — училища.

В России в начале XIX века открылись университеты в Дерпте (ныне г. Тарту в восточной Эстонии), Харькове и Казани, а также институт в Санкт-Петербурге и частное Демидовское училище в Ярославле. Появились лицеи в Царском Селе, Одессе и Нежине.

Министерская реформа привела к упразднению коллегий, их заменили восемь министерств:


Либеральный. Стремление провести либеральные преобразования.

Негласный комитет ( 1801-1803)- неофициальный орган власти, входили друзья: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский. Они разрабатывали реформы. Полностью Негласный комитет распущен в 1805 году из-за несогласий с императором по ряду вопросов.

Преобразования

Реформа органов центрального управления

1802 г. - расширение прав Сената, верховного органа в империи (административная, судебная и контролирующая власть);

Из всего проекта осуществлён один пункт: в 1810 г. создан Государственный Совет – законосовещательный орган при императоре, за Сенатом сохранены функции высшего судебного органа.

Указом 12 декабря 1801 г. лишение дворян монопольного права на частную собственность. Купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне получали право покупать землю.

Запрещение публикаций объявлений о продаже крестьян без земли;

Реформа системы образования:
• Создание 4-ступенчатой единой системы бесплатного образования для всех сословий (одноклассное приходское училище при церковном приходе, уездное трехклассное училище, шестиклассная гимназия в губернском городе, университет во главе учебного округа); Было создано 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.

ВЫВОД:

Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири — фактически отправлен в почетную ссылку.

2 период: 1815-1825. Консервативный

Период характеризовался постепенным отказом от реформ.

А.А.Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. Д.А.Гурьева, министр финансов: отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно.

Е.Ф.Канкрин,министр финансов: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 г

Н.Н. Новосильцев, министр юстиции – Государственная уставная грамота

Ни один из проектов них так и не был реализован.

ВЫВОД: был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права. Но само оно не было ликвидировано, так как большинство помещиков выступало против этого, а повторять судьбу отца Александр 1 не хотел.

Читайте также: