История искусств с нуля кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ключевые моменты истории искусств с древних времен до наших дней.

История изобразительных искусств

Все даты, представленные в таблице, приблизительны. На сайте вы можете ознакомиться с более философским взглядом на развитие живописи.

Доисторическое искусство

Античное искусство

Искусство античного периода характеризует скульптура, фрески и различные гончарные изделия. В изобразительном искусстве преобладает энкаустика — восковая живопись.

Синопсис:

Период Темных веков

В этот период зарождается византийское и средневековое искусство, православная иконопись и мозаичная живопись. В изобразительном искусстве важным шагом является интерес к масляной живописи.

Тенденция на создания работ религиозного содержания остается актуальной длительное время. Многие идеи этого направления повлияли и на мастеров поздних времен.

Европейское Возрождение (начало)

Эра Прото-Ренессанс развивается под влиянием готического стиля. Создается большое число памятников архитектуры. Новые готические соборы, храмы и церкви украшаются пано, витражами и габиленами. Некоторые мастера начинают писать работы темперой на дереве.

Синопсис:

  • Керамическая и фарфоровая посуда (Китай);
  • Запрестольная живопись;
  • Работы христианской тематики от неизвестных мастеров; .

Ренессанс

Итальянское Раннее Возрождение (1400-1490)

Три главных центра итальянского Возрождения: Флоренция, Рим и Венеция. Этот этап развития был первым крупным выражением классицизма в мировом искусстве. В области скульптуры следует отметить мастера Донателло, которого многие специалисты признают лучшим.

Итальянское Высокое Возрождение (1490-1530)

Дальнейшее творчество трех великих мастеров, не нуждающихся в представлении, оказало влияние на весь мир изобразительного искусства.

Синопсис:

  • Известный пример линейной перспективы: Оплакивание Мертвого Христа (Мантенья);
  • Шедевр на мифологическую тему: Рождение Венеры (Боттичелли);
  • Первый шедевр живописи Высокого Возрождения: Тайная вечеря (Да Винчи); (Да Винчи);
  • Скульптура Давида (Микеланджело);
  • Фрески Сикстинской капеллы (Микеланджело);
  • Станцы Рафаэля.

Золотой век нидерландской живописи

Живопись Германии

Эра маньеризма (1530-1600)

Золотой век венецианской живописи наступил благодаря творчеству Джорджане, Тициана, Тинторетто и Веронезе. Греческий художник Эль Греко переезжает в Испанию, где начинает рисовать, внося вклад в культурный код того времени.

Барокко (1600-1700)

Эпоха барокко в живописи и архитектуре стала смелой, драматичной и красочной благодаря Караваджо, Веласкесу и Рубенсу. Новый стиль сочетает в себе натурализм, религиозные и мифологические мотивы, а также порождает массу подражателей ведущих мастеров.

Синопсис:

  • Во Флоренции появляется первая академия художеств в Европе;
  • Открытие академии художеств в Париже;
  • Скульптуры Бернини;
  • Строительство Тадж-Махала и развитие монгольской архитектуры;
  • Аллегорические натюрморты (Ванитас).

Американское колониальное искусство(1700-1770)

Эпоха рококо и архитектурного дизайна отражает упадок французского правительства благодаря капризному и декоративному стилю.

Появление неоклассических художников (Гойя, Энгр и Жак-Луи Давид) и подобной архитектуры (здания сочетали в себе колонны в греческом стиле и классические крыши, купала ренессанса).

Важные музеи:

  • Екатерина Великая создает Эрмитаж (Санкт-Петербург).
  • Открытие Лувра, одного из крупнейших художественных музеев.

Романтизм(1800–1860)

Романтизм характеризуется идеями героических идеалов французской революции. Среди романтиков ведущими являлись Делакруа, Уильям Блейк, Томас Коул, Джон Констебл, Каспар Давид Фридрих и другие.

В Германии образуется движение Назарян (Изначально, Фридрих Овербек и Франц Пфорр), для которого характерен романтизм, реализм и многие другие популярные тенденции в немецком искусстве 19 века.

Синопсис:

  • Картина «Свобода, ведущая народ«, Делакруа;
  • Французские художники закладывают основы импрессионизма;
  • Начало фотографии;
  • Движение прерафаэлитов, основанное Данте Россетти.

Импрессионизм

Эпоха импрессионизма, зародившегося во Франции, началась с работ Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Писсарро и многих других. Импрессионисты сосредотачивались на написании естественных пейзажей, однако, спустя некоторое время большинство из них начали писать в помещениях и студиях.

В 1880-е годы можно видеть проявление американского импрессионизма (Чейс, Робинсон, Кассатт).

Синопсис:

Экспрессионизм и постимпрессионизм

Стиль постимпрессионизма по праву ассоциируют с Гогеном и Эмилем Бернардом.

Модерн

Сецессия и модерн стремятся оторваться от официальных правил и рамок в искусстве. Модерну характерны идеи объединения изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры. Зачастую, эта идеология скептично воспринималась критиками, а выставки модернистов вызывали споры.

Сюрреализм (1920-е)

В Европе, под влиянием дадаизма, кубизма и коммунистической философии возникает сюрреализм. Движение характеризуется в первую очередь работами Сальвадора Дали, Хуана Миро, Рене Магритта и Марселя Дюшана.

Поп-арт (1960-е)

Идеи поп-арта отстаивали Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг. Поп-художники пытались придать банальным предметам и образам статус произведения искусства.

Постмодернизм

История искусства

Дорогие друзья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое искусство? Определений бесчисленное множество. Однако в самом общем виде искусство можно трактовать как образное переосмысление действительности и передачу смыслов художественными средствами, такими как живопись, архитектура, скульптура, музыка и прочими.

Тогда что такое история искусства? Это наука, изучающая стадии и закономерности развития разных видов искусства в различные периоды мировой истории. В ходе такого изучения выявляются общие закономерности и тренды, которым подчиняются произведения искусства, созданные в какой-либо исторический период.

Содержание:

А теперь – о целях и задачах курса и о том, где вам могут пригодиться полученные знания.

Цели и задачи курса

Основная цель и задача курса – компенсировать это упущение и восполнить возможный пробел в ваших знаниях, познакомив вас с основными трендами в развитии искусства с древнейших времен и до наших дней.

Кроме того, вы научитесь разбираться в стилях и направлениях различных видов искусства, что поможет вам более уверенно чувствовать себя, например, на всевозможных выставках, премьерах, экскурсиях.

Где и кому нужна история искусства?

Можно уверенно сказать, что история искусства нужна любому культурному человеку. Даже если вы не горите желанием распознавать художников по взмаху кисти или авторство оперетт по первым аккордам, в современном мультикультурном мире очень желательно иметь представление об искусстве разных периодов и регионов.

А уж если вы работаете с людьми, базовые знания об искусстве вам просто необходимы. Просто потому, что в центре внимания большинства произведений искусств – человек, его мысли и переживания, эмоции и желания. Изучив историю искусства, вы научитесь лучше понимать людей каждый день, изо дня в день и в самых разных обстоятельствах.

Кому пригодится история искусства:

  • Менеджеры, управленцы, собственники бизнеса.
  • Работники сферы обслуживания.
  • Преподаватели школ, вузов, колледжей.
  • Психологи, социологи, философы.
  • Журналисты, обозреватели, корреспонденты новостных редакций.
  • Завсегдатаи культурных мероприятий.
  • Любители театра, живописи, архитектуры.
  • Все, кто работает в совместных предприятиях.
  • Все, кто общается в мультикультурной среде.
  • Все, кто часто путешествует за рубеж.

Как освоить историю искусства?

Мы построили наш курс так, чтобы материал был понятен даже тем, кто никогда всерьез не задумывался, что история искусства – это целая наука, которая подчиняется своим закономерностям. Подача упрощена до базовых понятий и главных отличительных черт той или иной эпохи в истории искусства и подкреплена наглядным материалом, дающим визуальное представление об основных трендах в том или ином виде искусства.

При построении курса мы придерживались следующей периодизации:

  • Искусство первобытного общества и Древнего мира.
  • Античное искусство (Древняя Греция и Древний Рим).
  • Искусство Средневековья.
  • Эпоха Возрождения. Ренессанс.
  • Искусство Нового времени.
  • Модернизм.
  • Постмодернизм.
  • Современное искусство.

В специальной литературе можно встретить другие принципы периодизации. Например, деление истории искусства на Античность, Ренессанс и Постренессанс, а истории искусства Новейшего времени – на авангард, модернизм, постмодернизм.

Однако такое деление несколько отходит от периодизации всеобщей истории. Поэтому мы решили ориентироваться на периоды, на которые делится она и которые знакомы всем со школьной скамьи хотя бы в общих чертах.

Курс не является заменой полноценному высшему образованию и не вмещает в себя информацию абсолютно обо всех произведениях искусства, созданных с древнейших времен до наших дней. Это бы существенно увеличило объем курса и затруднило восприятие, которое при избытке деталей сложно сфокусировать на главном.

Уроки и структура курса

Урок 1. Искусство первобытного общества и Древнего мира

Искусство Древнего мира

Цель урока – изучить развитие искусства первобытного общества и Древнего мира. Из этого урока вы узнаете, что искусство зародилось в эпоху Среднего палеолита, узнаете, что и почему рисовали на скалах древние люди, познакомитесь с основными памятниками искусства Позднего палеолита, мезолита, неолита и Древнего мира: Древнего Египта, Индии, Китая, Месопотамии.

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Урок 3. Искусство Средневековья

Искусство Средневековья

Цель урока – изучить развитие искусства в эпоху раннего Средневековья и Византии, классического или высокого Средневековья. Вы узнаете, почему в Византии была слабо развита скульптура, чем отличались романский и готический стили западноевропейского Средневековья, какие фрески и мозаики рисовали в храмах и как оформляли рукописные книги того периода. А еще вы узнаете, кто такие ваганты и какие их песни поют с древних времен и до сих пор.

Урок 4. Эпоха Возрождения и Ренессанс

Эпоха Возрождения

Цель урока – изучить основные тренды искусства эпохи Возрождения. Изучив материал урока, вы узнаете, как развивались архитектура, скульптура, живопись и литература данного периода, познакомитесь с наиболее знаковыми произведениями. Вы узнаете, какие элементы античного искусства были позаимствованы в полной мере, что такое маньеризм, какие сонеты писал художник Рафаэль Санти, и ощутите энергию Ренессанса.

Урок 5. Искусство Нового времени

Искусство Нового времени

Цель урока – изучить основные стили и направления в искусстве Нового времени, познакомиться с работами известных архитекторов, скульпторов, художников и литераторов данной эпохи. Изучив материал урока, вы научитесь определять, к какому стилю относится то или иное произведение искусства и в чем его историческая ценность.

Урок 6. Модернизм

Модернизм

Цель урока – изучить проявления модернизма в разных жанрах искусства, познакомиться с наиболее яркими представителями модернизма в искусстве и наиболее известными произведениями в этом стиле. Изучив урок, вы научитесь отличать модернизм от прочих направлений в искусстве, разберетесь в его основных чертах и отличительных особенностях.

Урок 7. Постмодернизм

Постмодернизм

Цель урока – изучить постмодернизм во всех его проявлениях, познакомиться с наиболее выдающимися авторами и произведениями искусства постмодернизма. Изучив урок, вы сумеете отличить постмодернизм от модернизма и прочих родственных направлений в искусстве.

Урок 8. Современное искусство

Современное искусство

Цель урока – понять, что такое современное искусство, по каким критериям можно отнести ту или иную работу к произведению искусства. Изучив урок, вы разберетесь в структуре многообразия современного искусства, его жанрах, стилях и направлениях. И, возможно, задумаетесь о том, чтобы внести свой собственный вклад в современное искусство.

Как проходить курс?

Сначала изучали тривиум: грамматику, логику, она же диалектика, и риторику. Затем изучали квадривиум: арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В традиционном понимании искусством в этом списке является только музыка (и отчасти риторика).

Дополнительные материалы

Для тех, кто заинтересуется историей искусства более предметно, мы подготовили список дополнительной литературы, из которой вы сможете узнать массу интересного и заметно расширить свой кругозор.

Книги по истории искусства:

Статьи и курсы по искусству:

Цитаты великих людей об искусстве

В конце вводного урока мы хотим подарить вам минутку вдохновения, поделившись цитатами известных людей об искусстве:

Сенека - цитата об искусстве

Всякое искусство есть подражание природе.


Сенека

Аристотель - цитата об искусстве

Искусство является очищением страстей.


Аристотель

Гиппократ - цитата о музыке

Жизнь коротка, а путь искусства долог.


Гиппократ

Платон - цитата об искусстве

Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых.


Платон

Демокрит - цитата об искусстве

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.


Демокрит

Дени Дидро - цитата об искусстве

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.


Дени Дидро

Пабло Пикассо - цитата об искусстве

Искусство смывает пыль повседневности с души.


Пабло Пикассо

Фридрих Ницше - цитата об искусстве

Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины.


Фридрих Ницше

Оскар Уайльд - цитата об искусстве

Цель искусства – раскрыть красоту и скрыть художника.


Оскар Уайльд

Лев Толстой - цитата об искусстве

Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.


Лев Толстой

Георг Гегель - цитата об искусстве

Искусство имеет своей задачей раскрыть истину в чувственной форме.


Георг Гегель

Теодор Драйзер - цитата об искусстве

Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства.


Теодор Драйзер

Андре Моруа - цитата об искусстве

Художник – лжец, но искусство – правда.


Андре Моруа

Иосиф Бродский - цитата об искусстве

Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.


Иосиф Бродский

Оноре де Бальзак - цитата об искусстве

Искусство – это одежда нации.


Оноре де Бальзак

История искусства насчитывает десятки тысяч лет — люди самых древних цивилизаций использовали доступные им методы для изображения значимых для них объектов. С ранних времен и до наших дней появлялось множество художественных течений, каждое из которых имело черты, отражающие политические и социальные особенности того периода, когда они возникали.

Выдающиеся произведения изобразительного искусства от эпохи Возрождения до модернизма, несомненно, оставили свой след в истории. Многие современные художники используют исторические отсылки к искусству прошлого в своих произведениях, поэтому для понимания многих картин решающее значение имеет знание исторического контекста и значения каждого периода для истории искусства в целом. Ниже представлена хронология художественных направлений, их характеристики и выдающиеся представители каждого периода в истории западного искусства.

Доисторическое искусство (~40 000–4 000 до н. э.)


Истоки истории искусства восходят к доисторической эпохе, задолго до появления письменности. Самые ранние артефакты относят к эпохе палеолита или древнего каменного века — это наскальные рисунки, гравюры, живописные изображения, скульптуры и каменные композиции.

Искусство этого периода основывалось на использовании натуральных красителей и резьбе по камню для создания изображений предметов, животных и ритуалов, которые были крайне важны в жизни древних цивилизаций. Одним из самых известных примеров доисторического искусства являются наскальные рисунки эпохи палеолита, обнаруженные в пещерах Ласко во Франции в 1940 году. Их возраст превосходит 20 000 лет, и на них изображены крупные животные и растительность этой местности.

Древнее искусство (~4 000 до н. э.–400 н. э.)


Древнее искусство создавалось развитыми цивилизациями (которыми в данном случае считаются цивилизации с устоявшейся письменностью), включавшими Месопотамию, Египет, Грецию и страны Америки.

Произведения искусства этого периода различались в разных цивилизациях, но большая часть произведений служила одним и тем же целям: рассказывать истории, украшать бытовые предметы (посуду и оружие), изображать религиозные и символические образы, демонстрировать социальный статус. Многие работы создавались для того чтобы рассказывать потомкам истории великих правителей, богов и богинь.

Одно из самых известных произведений древней Месопотамии — Кодекс Хаммурапи, созданный около 1792 года до нашей эры. Этот предмет содержит высеченный на камне свод вавилонских законов, украшенный изображением царя Хаммурапи (шестого царя Вавилонии) и месопотамского бога Шабаша.

Средневековое искусство (500–1400 гг. н. э.)


В этот период в мире появляются и достигают расцвета иллюминированные рукописи (украшенные миниатюрами и орнаментами) и стиль готической архитектуры. Яркие примеры средневекового искусства включают катакомбы в Риме, собор Святой Софии в Стамбуле, Евангелие Линдисфарна, один из самых известных примеров иллюминированной рукописи, и конечно, собор Парижской Богоматери — выдающийся образец готической архитектуры.

Искусство эпохи Возрождения (1400-1600)


Этот стиль живописи, скульптуры и декоративного искусства характеризовался акцентом на природе и индивидуализме, идее о независимом и самостоятельном человеке. Хотя эти гуманистические идеалы присутствовали и в позднем средневековье, но расцвета они достигли в XV–XVI веках, параллельно с социальными и экономическими изменениями, такими как секуляризация.

Ренессанс достиг своего апогея во Флоренции, Италия, во многом благодаря Медичи, богатой купеческой семье. Медичи на протяжении нескольких поклений поддерживали искусство и гуманистические философию и учения. Итальянский дизайнер Филиппо Брунеллески и скульптор Донателло были главными новаторами этого периода.

Высокое Возрождение (1490–1527) породило таких влиятельных художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, которые привнесли новые творческие идеи и определили идеалы эмоционального выражения в искусстве на многие поколения вперед. Произведения искусства в эпоху Возрождения характеризовались реализмом, вниманием к деталям и точным изучением анатомии человека. Художники использовали линейную перспективу и создавали глубину за счет интенсивной игры света и тени. Искусство начало стилистически меняться, когда столкновения христианской веры и гуманизма уступили место маньеризму.

Маньеризм (1527–1580)


Некоторые из самых известных художников-маньеристов: Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми и Бронзино, который считался самым важным художником-маньеристом во Флоренции.

Барокко (1600–1750)


Периоду барокко, следовавшему за маньеризмом, было свойственно преувеличенное изящество в живописи и архитектуре. Он отличался величием и богатством, интересом к развитию человеческого интеллекта и знаний и глобальным открытиям. Произведения художников барокко были стилистически сложными, неоднозначными.

Картины барокко характеризовались драматизмом, как это видно в культовых произведениях итальянского художника Караваджо и голландского живописца Рембрандта. Художники использовали интенсивный контраст между светлым и темным и создавали энергичные композиции, сочетающиеся с богатой цветовой палитрой.

Рококо (1699–1780)


Стиль зародился в Париже и охватывал декоративное искусство, живопись, архитектуру и скульптуру. Эстетика Рококо предполагала более мягкую декоративную манеру изображения по сравнению с изобилием барокко. Рококо отличается легкостью и элегантностью, с акцентом на использование естественных форм, асимметричный дизайн и нежные цвета.

Такие художники, как Антуан Ватто и Франсуа Буше, сочетали мягкую манеру письма, активные мазки кисти и свежие цвета. Стиль рококо проник не только в живопись и архитектуру, но и в украшение серебрянной, фарфоровой посуды и предметов интерьера. Многие стулья и шкафы того времени отличались изогнутыми формами, цветочным орнаментом и частым использованием позолоты.

Неоклассицизм (1750–1850)


Как следует из названия, неоклассический стиль опирался на элементы античной классики. Руины древних цивилизаций в Афинах и Неаполе, обнаруженные во время археологических раскопок, разожгли страсть ко всему прошлому, и художники стремились воссоздать великие произведения древнего искусства. Это привело к возобновлению интереса к классическим идеалам гармонии, простоты и пропорции.

Художники-неоклассики находились под влиянием классических изобразительных элементов, в частности, стремление к идеализму. Естественно, они включали в свои работы актуальные образы своего времени. Например, итальянский скульптор Антонио Канова использовал классические элементы в своих мраморных скульптурах, но избегал холодной искусственности, заметной во многих античных творениях.

Романтизм (1780–1850)


Выдающимися художниками романтизма считаются Генрих Фюссли, создававший странные, мрачные картины, исследующие темные тайны человеческой психологии, и Уильям Блейк, чьи таинственные стихи и изображения передают мистические видения и разочарование в социальных ограничениях.

Реализм (1848–1900)


Реализм зародился во Франции в 1840-х годах и иногда считается одним из первых направлений современного искусства. Реализм стал результатом множества событий: антиромантического движения в Германии, подъема журналистики и появления фотографии. Каждый из них вызывал новый интерес к точному изображению повседневной жизни. Это внимание к точности проявляется в созданных в это время произведениях искусства, которые содержат подробные, правдивые изображения предметов.

Модерн (1890–1910)


Известные художники-модернисты работали в различных направлениях, включавших архитектуру, графику и дизайн интерьеров, изготовление ювелирных изделий и живопись. Чешский графический дизайнер Альфонс Муха наиболее известен своими театральными плакатами с французской актрисой Сарой Бернар. Испанский архитектор и скульптор Антонио Гауди не ограничивался прямыми линиями и создавал изогнутые, яркие конструкции, такие как Храм Святого Семейства в Барселоне.

Импрессионизм (1865–1885)


Художники-импрессионисты стремились запечатлеть свое непосредственное впечатление от определенного момента. Характерные черты — короткие, быстрые мазки кисти и ощущение незавершенности картины. В качестве предмета изображения импрессионисты использовали окружающую их современность, изображая такие ситуации, как танцевальные залы и регаты парусных лодок, а не исторические или мифологические события.

Постимпрессионизм (1885–1910)


Несмотря на то, что постимпрессионисты работали независимо, не объединяясь в группу, у всех известных представителей этого течения были схожие идеи. Они сосредоточили свое внимание на субъективном видении мира и личных символических смыслах, а не на наблюдениях за внешним миром. Часто эти идеи выражались с помощью абстрактных форм.

Постимпрессионистом был Жоржа Сёра, известный своей техникой пуантилизма, в которой для формирования изображения использовались маленькие четкие точки. Винсент Ван Гог также считается художником-постимпрессионистом, искавшим личного выражения в искусстве, часто с помощью резких мазков и темных тонов.

Фовизм (1900–1935)


Возглавляемый Анри Матиссом фовизм основывался на работах Винсента Ван Гога и Джорджа Сера. Будучи первым авангардным движением 20-го века, этот стиль характеризовался использованием интенсивных цветов, линий и мазков кисти, толстым рельефным слоем краски и плоской композицией.

Как видно из многих работ самого Матисса, отделение цвета от его описательного, устоявшегося значения было одним из основных элементов, сформировавших это движение. Фовизм был значимым предшественником кубизма и экспрессионизма.

Экспрессионизм (1905–1920)


Экспрессионизм возник как ответ на все более противоречивые мировоззрения общества начала XX века и утрату духовности. Экспрессионисты изображали внутренний мир человека, беспокойство и живые эмоции с помощью искажения форм и ярких цветов. Художники искали вдохновение во всем, выходящем за рамки сдержанного западного искусства, часто посещали этнографические музеи, чтобы пересмотреть местные народные традиции и способы самовыражения диких племен.

Корни экспрессионизма восходят к Винсенту Ван Гогу, Эдварду Мунку и Джеймсу Энсору. Две выдающиеся арт-группы, работавшие в стиле экспрессионизма, Die Brücke (Мост) и Der Blaue Reiter (Синий всадник), были созданы для коллективного творчества и проведения совместных выставок.

Кубизм (1907–1914)


Сюрреализм (1916–1950)


Сюрреализм возник из художественного движения Дада в 1916 году, представляя собой произведения искусства, бросающие вызов здравому смыслу. Сюрреалисты обвиняли логику и рациональное мышление, в том, что они завели человечество в тупик — к конфлиткам и Первой мировой войне, и считали, что он подавляет воображение. Сюрреалисты находились под влиянием Карла Маркса и теорий Зигмунда Фрейда, исследовавшего психоанализ и силу воображения.

Влиятельные художники-сюрреалисты, такие как Сальвадор Дали, искали корни происходящих вокруг событий в области человеческого подсознания. В частности, картины Дали соединяют в себе точное изображение исторических событий с яркими и причудливыми снами.

Абстрактный экспрессионизм (1940-е–1950-е)


Среди наиболее значимых художников-абстрактных экспрессионистов — Джексон Поллок, известный своим уникальным стилем капельной живописи, и Марк Ротко, который использовал большие цветные блоки для выражения духовных переживаний.

Оп-арт (1950–1960-е)


Английская художница Бриджет Райли — одна из самых известных представителей оп-арта. Ее картина Blaze 1964 года состоит из зигзагообразных черно-белых линий, которые создают иллюзию движения по кругу.

Поп-арт (1950-е–1960-е)


Поп-арт — одно из самых узнаваемых художественных течений XX века. Художники отказались от методов, используемых в абстрактном экспрессионизме. Вместо этого они использовали повседневные, бытовые предметы для создания инновационных произведений искусства, бросающих вызов потребительству и средствам массовой информации. Это включение в изобразительное искусство знакомых, опознаваемых образов было смещением от основной линии модернизма.

Арте повера (1960-е)


Минимализм (1960-е–1970-е)


Движение минимализма возникло в Нью-Йорке, где группа молодых художников начала подвергать сомнению чрезмерно выразительные работы художников-абстрактных экспрессионистов. Вместо этого минималистское искусство сосредоточилось на анонимности, фокусируя внимание зрителей на материальности своих произведений. Художники использовали простые формы, порядок и гармонию и призывали зрителей сосредоточиться именно на том, что они видят перед собой, не проводя параллелей с внешними реалиями, эмоциями и мыслями.

Концептуальное искусство (1960-е–1970-е)


Современное искусство (1970-е–наши дни)


1970-е годы стали началом периода современного искусства, который продолжается сегодня. Современному искусству свойственно разнообразие — появление различных школ и отдельные движения.

История западного искусства — это череда сменяющих друг друга художественных стилей и техник, форм и носителей искусства. Разные течения оставляют после себя выдающиеся живописные полотна, скульптуры, архитектурные сооружения. Каждое творческое направление отражает не только эстетические идеалы, но и мировоззрение людей соответствующего времени. Нам оно помогает заглянуть в прошлое, понять своих предков и найти истоки всего, что создается сегодня вокруг нас.

Пока мы так общались прямо посреди понедельнишной суеты дня, я все больше испытывала чувство глубокой благодарности к своей преподавательнице Мировой Художественной Культуры, доценту Ольге Николаевне Оболенской, за то, что сформировала у нас цельное представление о взаимосвязи культуры внешней и внутренней, за то, что у меня есть возможность делиться с детьми своими представлениями о прекрасном и безобразном, о добре и зле, о смысле жизни и творчества.

Вместе с этой беседой родилось желание кратко отобразить те процессы, что в полной мере подробно осветила нам Ольга Николаевна во время наших лекций. Однако, пробежавшись по поисковику, я с радостью обнаружила текст, написанный человеком с псевдонимом Marinin, который гораздо острее и глубже, чем это сумела бы я выразил то, что я пыталась донести детям. Нам осталось только щедро снабдить его примерами. В подборке иллюстративного материала мне опять помогала Валечка Рогозянская, моя 15-летняя помощница, за что ей от меня огромная благодарность.

Итак, Очень краткая история искусства с иллюстрациями.

Вначале рисовали, как могли (после это назовут примитивом).

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 1

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 2

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 3

Потом стали рисовать, как нужно. В зависимости от того, что и кому было нужно, назвали это по-разному: от иконографии.

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 4

Святой Пантелеимон в житии. Икона. XIII век. Монастырь святой Екатерины на Синае.

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 5

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 6

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 7

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 8

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 9

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 10

Когда появились свободные художники, стали они рисовать все, как видят. А видели они все по-своему.

Одни видели античность,

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 11

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 12

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 13

Другие видели романтичность

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 14

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 15

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 16

Третьи видели реальность

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 17

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 18

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 19

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 20

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 21

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 22

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 23

После импрессионистов появились постимпрессионисты, которые рисовали не так, как импрессионисты. Они рисовали не так, потому что они так видели.

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 24

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 25

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 26

Вслед за постимпрессионистами в изобразительное искусство пришли фовисты,

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 27

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 28

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 29

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 30

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 31

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 32

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 33

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 34

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 35

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 36

и другие авангардисты. Которые научились видеть не так как все. И рисовали они соответственно. Они рисовали так, потому что, они не так видели.

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 37

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 38

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 39

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 40

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 41

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 42

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 43

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 44

Лучше уж никак не рисовать, чем рисовать никак – решили минималисты.

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 45

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 46

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 47

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 48

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 49

В отличии от концептуалистов поп артисты и разные пост модернисты поняли, что для достижения успеха, рисовать надо то, что видит народ. А так как народ видит все в основном по телевидению, то и рисовать надо соответственно.

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 50

Туфли Charlotte Olympia. Принт Рой Лихтенштейн

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 51

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 52

И стали поп артисты рисовать то, что должно нравится народу, а постмодернисты – Все, что нравится народу, смешивая это Все, подобно кулинарам. И стали они грести деньги лопатой. А там, где деньги – там арт-бизнес. И вписались они успешно во все коммерческие структуры, которые должны заниматься искусством. И стало все коммерческое искусство популярным, а популярное искусство коммерческим.

Вот такой вот занимательный текст мы нашли.

В следующих публикациях я хочу собрать небольшие подборки современных произведений искусства, которые не только не уступают лучшим достижениям мировой классики, но продолжают совершенствовать свою технику и изумляют современников тонкостью, красотой и гармонией линий, цветовых решений, выбором сюжета.

Итак, продолжение следует.

Как всегда всем хорошего настроения, мастерам побольше продаж, а покупателям приятных покупок на Ярмарке Мастеров.

У меня нет искусствоведческого образования, но тяга к прекрасному не дает покоя. Всегда хотелось иметь более основательную базу, нежели информация из книг и статей на эту тему. Вот несколько полезных ресурсов, с помощью которых, как мне кажется, можно систематизировать знания в этих областях и узнать массу интересного.

На этой платформе есть множество онлайн-курсов от ведущих вузов, которые можно освоить абсолютно бесплатно.

Я сейчас прохожу три курса от Высшей школы экономики :

Из минусов – преподаватели немного скучно излагают материал, особенно лектор курса по современному искусству. Можно сказать, он не рассказывает, а читает по суфлеру, это видно и немного отвлекает от освоения материала.

Из плюсов еще – помимо знаний в конце курса можно получить сертификат о прохождении курса (если для кого-то это важно). Для этого надо успешно выполнять еженедельные тесты, а в завершении сдать экзамен под онлайн-присмотром преподавателя.

Академия Пушкинского

Просветительский онлайн-проект государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина , посвященный мировой культуре.

Там их столько, что описывать можно до бесконечности, просто зайдите и выберите, что по душе вам. Мне, например, понравились курсы:

Подписаться на наш YouTube-канал можно по ссылке .

Короткие репортажи из нашей мастерской по реставрации и созданию мебели мы выкладываем в группу в ВК и в Instagram . Welcome!

Читайте также: