Политическое устройство великобритании кратко

Обновлено: 04.07.2024

Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка.

Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии — британский монарх, ныне - Королева Елизавета II. По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708). Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначать министров, объявлять войну), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны премьер-министром и Кабинетом. Роль Монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.

Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время - глава партии Лейбористов Гордон Браун (с 27 июня 2007 г. ). Носителем суверенитета является "Королева в Парламенте".

В настоящее время Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Европейского Союза, Большой Восьмёрки (G8), Организации Экономического Сотрудничества и Развития.

Содержание

Исполнительная власть

Функции исполнительной власти принадлежат Правительству, называемому также Кабинетом. Монарх назначает Премьер-министра с учётом конвенции (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.

В ноябре 2005 года правительство Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом - а также коалиционные - более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с остальными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.

Законодательная власть

Палата общин

Территория Великобритании разделена на округа (constituencies), примерно равные по численности населения (определяемой Комиссией по границам), в каждом из которых выбирается один парламентарий в палату общин.

В наши дни все премьеры-министры и главы оппозиции выбираются из членов палаты общин, а не палаты лордов. Алек Дуглас-Хоум отказался от пэрства через несколько дней после вступления на пост премьер-министра в 1963 году, а последний премьер-министр-лорд до него был в 1902 году (Роберт Гасконь-Сесиль, 3-й маркиз Салисбери).

Палата лордов

Палата лордов является также самым последним апелляционным судом Великобритании, на практике дела слушают только лорды-законники. По Акту о конституционной реформе 2005 года планируется заменить лордов на Верховный суд Великобритании.

Избирательные системы и реформа

В Великобритании используются разные системы выборов:

  • First Past the Post используется для всенародных выборов, а также при выборе местного самоуправления в Англии и Уэльсе (раньше и в Шотландии).
  • Additional Member System была введена после введения региональной автономии (devolution) в 1999 для Шотландского парламента, Уэльского собрания и Лондонского собрания.
  • Система Single Transferable Vote используется для выборов в Ассамблею Северной Ирландии и местные советы.
  • Партийные списки используются для выборов в Европейский парламент.
  • Supplementary Vote используется для выбора мэров городов, например, Лондона.

Судебная власть

В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.

Высокий суд

Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд – главный судья), канцелярского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа адвокатов. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т.п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд. [1]

Апелляционный суд

В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд – джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это – уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы не решения верховных судов заморских территорий и государств – членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.

Суд короны

Суд короны – это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:

1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);

2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);

3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);

4. исполняющий обязанности судьи. [2]

Барристеры

Барристеры – юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры – более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.

Суды графств

Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90% всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам – это судыграфств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов – простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.

Административные суды (трибуналы)

Гражданская служба

Гражданская служба Великобритании — постоянная политически нейтральная организация, которая поддерживает министерства правительства при исполнении их обязанностей, независимо от политической партии. В отличие от прочих демократий, служащие остаются после смены правительства.

Ядро гражданской службы организовано в виде множества Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним значимым и небольшой командой малозначимых министров. В большинстве случаев министр называется государственным секретарем и членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется ведущим гражданским служащим, в большинстве департаментов называемым постоянным секретарем. Большинство персонала гражданской службы работают на самом деле в исполнительных агентствах, отдельных организациях, подотчётных Департаменту государства.

Региональное самоуправление (devolution)

Ссылки

  1. ↑ Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебник / В.Е. Чиркин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2000. - ISBN 5-7975-0267-4, C. 349-370
  2. ↑ Иностранное конституционное право/Под редакцией И67 проф. В.В. Маклакова. - М.: Юристъ, 1996. - ISBN 5-7357-0102-9, C. 39-68
  3. ↑ Правовые системы стран мира :Энциклопедический справочник /Авт. кол. : Ф. М. Решетников, У, З. Батлер, В. В. Бойцова и др. ; Отв. ред. А. Я. Сухарев. -2-е изд. изм. и доп. -М. :Норма, 2001. - ISBN 5891235277, C. 24-45

Австрия | Азербайджан¹ | Албания | Андорра | Армения¹ | Белоруссия | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Ватикан | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан¹ | Кипр¹ | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия¹ | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция¹ | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония

Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен

Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия


Политическая система Великобритании представляет демократическую, конституционную монархию. Она основана на так называемой Вестминстерской (от Вестминстерского дворца, места заседания Парламента Великобритании) демократической парламентской системе.

Соединенное Королевство уникальное государство. Оно не имеет официальной единой письменной конституции. Вместо этого она основывается на ряде исторических документов, традиционных политических и юридических методов, в совокупности известных как Английское общее право. Основные конституционные документы: Великая хартия вольностей, Петиция о Правах, Билль о Правах, Акт о престолонаследии.

На настоящий момент Её Величество королева Елизавета II, наследственный монарх, является Главой государства Соединенного Королевства Великобритании. Монарх, в соответствии с Актом о престолонаследии 1701 года, принадлежит Церкви Англии, также является Главой государства для многих бывших британских колоний.

Правительство Великобритании возглавляет премьер-министр. Он должен быть членом Палаты Общин и сформировать правительство при поддержке этой структуры. На практике это означает, что лидер политической партии, имеющей абсолютное большинство мест в Палате Общин, назначается премьер-министром. Он затем выбирает министров для своего Кабинета, формирующего исполнительную ветвь власти.

Классически политическая система Великобритании представлена тремя ветвями государственной власти:
Исполнительная – Кабинет министров, управляющий страной и предлагающий новые законы.

Законодательный орган, принимающий законы.

Судебная власть – суды и судьи, гарантирующие, что все подчиняются законам.

Все министры в правительстве являются членами законодательного органа, а некоторые старшие судьи восседают в Палате Лордов. Формально главой судебной власти является премьер-министр. Это яркая иллюстрация того, насколько прагматична и гибка политическая система в Великобритании. Парламент, состоящий из верхней (Лордов) и нижней палаты (Общин) – законодательный орган правительства Великобритании.

Авторы: В. М. Сокольский (Общие сведения, Население, Хозяйство), В. Е. Чиркин (Государственный строй), Э. П. Романова (Природа: физико-географический очерк), А. Ф. Лимонов (Природа: геологическое строение и полезные ископаемые), Л. А. Галофаст, Г. А. Зверева, М. П. Айзенштат, А. Ю. Прокопов, Г. С. Остапенко (Исторический очерк), В. В. Горбачёв (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), Д. В. Соколова (СМИ), Ю. Н. Попов (Философия), Т. Н. Красавченко (Литература), С. Н. Лебедев (Музыка), Е. Я. Суриц (Балет), Е. В. Кочетова, В. А. Погадаев (Театр), А. Н. Дорошевич (Кино), В. В. Кошкин (Цирк) Авторы: В. М. Сокольский (Общие сведения, Население, Хозяйство), В. Е. Чиркин (Государственный строй), Э. П. Романова (Природа: физико-географический очерк); >>

ВЕЛИКОБРИТА́НИЯ (Great Britain), Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland; краткая форма – United Kingdom, UK). Неофициальное название Британия, а также Англия (по названию основной части страны).

Английское право состоит из общего права (Common law), писаного права (Statute law) и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства.


Королева - глава государства и важный символ национального единства. Она является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной власти, главой судебной власти, главнокомандующим всех Королевских Вооруженных сил и "высшим правителем" англиканской церкви.

Королева действует по советам ее министров. Великобритания управляется Правительством Ее Величества во имя Королевы.

Что касается международных отношений, то королева, как глава государства, имеет право объявлять войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или отдавать территории.

Парламент состоит из трех частей - королевы, Палаты Лордов и выборной Палаты Общин. Для прохождения закона необходимо согласие всех трех сторон.

Так как не существует конституции Англии, ограничивающей законодательную власть парламента, он может принять или изменить любой закон. Он также может продлить свой срок действия за пределы обычного (пять лет) без согласия народа. Однако, на практике парламент так не поступает.

Законность акта, принятого парламентом, не может обсуждаться в судах. Палата Общин несет ответственность за принятые законы перед народом, и в XX веке Палата Лордов признала, что Палата Общин имеет над ней превосходство.

Система партий в правительстве предназначена для того, чтобы парламент создавал законы, оглядываясь на выбравший его народ. Максимальный срок действия парламента - пять лет, но на практике общие выборы проводятся до конца срока. Срок действия парламента был продлен лишь дважды - во время Первой и Второй мировой войн.

Граждане Великобритании, вместе с гражданами других стран Содружества и гражданами Ирландии, проживающими в Великобритании, могут голосовать по достижении 18 лет и не имеют никаких препятствий, отстраняющих их от голосования.

Великобритания разделена на 659 избирательных округов, каждый из которых выбирает одного члена Палаты Общин.

Каждый избиратель может проголосовать один раз, обычно в избирательном участке. Участие в выборах не обязательно. Система голосования едина: кандидат выбирается, если он набрал больше голосов, чем любой другой кандидат по этому избирательному округу.

Граждане Великобритании и граждане других стран Содружества, а также граждане Ирландской республики могут принять участие в выборах по достижении 21 года, с условием, если они не дисквалифицированы по каким-либо причинам.

Кандидат также обязан положить в банк 500 фунтов стерлингов, которые ему вернут, если он наберет более 5% голосов.

Максимальная сумма денег, которые кандидат может истратить на предвыборную кампанию - 4330 фунтов стерлингов плюс 3,7 пенсов за каждого члена электората в городском избирательном округе или 4,9 пенсов за каждого члена электората в сельском избирательном округе.

Партии не регистрируются и не признаются формально законом, но на практике многие кандидаты на выборах и почти все выигравшие кандидаты принадлежат к одной из главных партий. На общих выборах в 1997 году лейбористы получили 43% голосов, консерваторы 30,7% голосов, а либеральные демократы - 16,8% голосов.

С 1945 года власть попеременно переходит из рук Консервативной партии, которая была создана в восемнадцатом веке, в руки Лейбористской партии, которая появилась в последнем десятилетии девятнадцатого века.

Новая партия - Либерально-демократическая - была создана в 1988 году, когда Либеральная партия, которая, как и партия Консерваторов, сформировалась в восемнадцатом веке, слилась с Социал-демократической партией, созданной в 1981 году.

Лидеры правящей партии и оппозиции сидят на передних скамейках на разных сторонах Палаты Общин, а их сторонники (члены их партий) сидят позади них.

Внутри парламента партиями управляют парламентские организаторы (Chief Whips) и их помощники, которые выбираются внутри партии.

Годовое содержание из средств бюджета помогает оппозиционным партиям выполнять свою работу в парламенте. Оно выплачивается только тем партиям, члены которых получили по крайней мере два места в парламенте или одно место и 150 тысяч голосов избирателей. Сумма дотаций - 2250 фунтов стерлингов за каждое полученное место, плюс 5,1 фунтов стерлингов за каждые 200 голосов.

Черновые варианты законов принимают форму Биллей парламента. Большинство Биллей имеют дело с функционированием общества и правовой системы в целом. Частные Билли рассматривают личные, корпоративные или местные интересы.

Предложения по изменению законов публикуются в правительственной "Белой бумаге". Черновик закона дается в первом чтении в Палате Общин без обсуждения, затем следует подробное обсуждение основных положений закона во втором чтении, после чего его подробно изучают и вносят необходимые изменения, прежде чем представить к третьему, заключительному чтению в обе палаты парламента.

Билли должны быть приняты в обеих палатах. После принятия закона обеими палатами он поступает на одобрение королеве. На практике это формальность.

Постоянные комитеты обсуждают и изучают изменения в Биллях на стадии комитета и, в определенных случаях, обсуждают их во втором чтении. Каждый комитет насчитывает от 16 до 50 членов, причем в их составе по возможности соблюдается соотношение партий в парламенте.

Выборные комитеты назначаются, обычно на срок действия парламента, чтобы изучить те или иные вопросы, добывая устные и письменные свидетельства. После закрытого обсуждения они докладывают о своих заключениях и делают рекомендации.

Выборные комитеты включают в себя Комитет по Европейскому Праву, Комитет по Науке и Технике и Комитет по Интересам Членов Парламента. В дополнение к официальным комитетам двух палат парламента, существуют неофициальные партийные комитеты.

Комитет Консерваторов и Юнионистов, созданный в 1922 году, состоит из членов Консерваторской партии, заседающих в парламенте. Когда страной правят консерваторы, министры могут посещать заседания Комитета только по приглашению, а когда консерваторы в оппозиции, все члены партии могут посещать заседания.

Палата Лордов обсуждает и изучает политику правительства во время обсуждений и времени, отводимого на вопросы. Также они обсуждают и принимают или отвергают законы, принятые в Палате Общин.

Премьер-министр назначается Королевой, а все остальные министры назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Большинство министров - члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей.

Лорд-канцлер (Lord Chancellor) всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться.

По традиции, премьер-министр назначается государственным казначеем и министром Государственной Гражданской службы. Кабинет премьер-министра находится в доме № 10 на Даунинг Стрит (10, Downing Street) в центре Лондона – его фасад и вход в дом вы часто видите на телевизионной картинке в программах новостей.

Министерства выполняют работу с помощью разветвленной системы комитетов, которые несут на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности означает, что кабинет министров действует согласованно даже в том случает, когда министры не соглашаются по тому или иному вопросу.

Пресс-секретарь премьер-министра напрямую контактируют с парламентарной прессой через постоянные встречи с корреспондентами Лобби.

Корреспонденты Лобби - это группа политических журналистов, обладающих привилегиями доступа в фойе Палаты Общин, где они могут общаться с министрами и другими членами нижней палаты парламента.

Главное назначение Тайного Совета - одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council). Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при заступлении на должность.

Органы местного самоуправления - неотъемлемая часть графств, округов и других административных единиц Великобритании. Местное самоуправление - выборный орган.

Он обладает полномочиями, наложенными на него парламентом, если же он превышает данные полномочия, то жители этой административной единицы могут подать на него в суд.

В Англии существует три типа местного самоуправления: уникальный Большой Лондон (Greater London), шесть так называемых муниципальных графских округов (Metropolitan County Areas) и немуниципальные графства (Non-Metropolitan Counties).

Все муниципалитеты и советы состоят из советников, которых, в свою очередь, выбирают местные жители. Советники выбираются на четыре года. Ежегодно среди советников выбирается президент. Если совет или муниципалитет - городской, то его президента называют мэром (Mayor).

Мэр Лондона носит звание Lord Mayor. Советникам платят заработную плату, а также компенсируют расходы на посещение совещаний и дополнительную организационную работу.

Советники обладают значительной свободой в принятии решений и выполнении возложенных обязанностей. Некоторые решения принимаются всем муниципалитетом, другие, по системе, сходной с парламентской, возлагаются на специально созданные комитеты.

Как и в парламенте, партийный состав комитета должен отражать соотношение политических сил в самом совете.

Комитеты могут создаваться по любому вопросу и заседать как угодно долго, принимая решение. На совещания совета и комитетов могут быть приглашены и посторонние люди, которые могут принимать участие в обсуждении, но не имеют права голоса при принятии решения.

Также посторонние люди могут присутствовать при работе муниципалитета и получить доступ ко всем его документам, и лишь при некоторых, четко очерченных законом обстоятельствах, советники могут засекретить документы и не допускать публику на совещания.

Читайте также: