Тахилалия это в логопедии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наряду с брадилалией (замедленным темпом речи), это нарушение рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи. В данном случае речевые судороги отсутствуют. Структуру дефекта составляет ускоренный темп речи, моторное беспокойство, ускоренное протекание всех психических процессов.

Основные виды тахилали

Выделяют следующие формы тахилалии:

Полтерн неоднороден по своим проявлениям, поэтому внутри этой формы также выделяют полтерн с трудностями формулировки речи, подбора слов, с сенсорными (быстрый речевой темп с нарушением слухового внимания) и моторными нарушениями (быстрый речевой темп с неправильной артикуляцией).

Основные причины развития

Как правило, эта разновидность речевых нарушений возникает по причине следующих факторов:

  • Наследственная предрасположенность.
  • Подражание торопливой речи окружающих (педагогов, родителей и т.д.).
  • Развитие различных патологий головного мозга (эпилепсии, опухоли).
  • Перенесенные ранее черепно-мозговые травмы.
  • Проведенные нейрохирургические вмешательства.
  • Отсутствие взаимосвязи между мышлением, восприятием и речью.
  • Нечёткая артикуляция, при которой ребёнку трудно произносить длинные малоизвестные слова.
  • Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения в головном мозге. Чаще всего тахилалии подвержены гиперактивные, неуравновешенные дети, у которых наблюдается повышенная возбудимость.

Без проведения специальной коррекционной работы, данное расстройство, которое возникло в детском возрасте, может усугубиться в подростковом периоде и сопровождать человека в его взрослой жизни.

Основные симптомы тахилали

У людей с этим расстройством наблюдается речевая и неречевая симптоматика.

В первую группу входят:

К неречевым симптомам относятся:

  • Нарушение общей моторики. Наблюдается подвижность мимики, жестикуляция избыточная и очень быстрая.
  • Беспокойство в поведении, которое отмечается не только в дневное время, но и ночью.
  • Быстрое переключение внимание с одного на другое.
  • Недостаточный объем слуховой, моторной и зрительной памяти.
  • Повышенная эмоциональная возбудимость. При волнении или споре у человека наблюдается сильная потливость, учащенное сердцебиение, покраснение кожных покровов.


Диагностика

Важна комплексная диагностика. Консультация логопеда, невролога, психотерапевта.

Поскольку одной внешней симптоматики недостаточно для диагностики этого расстройства, поэтому врач может назначить электроэнцефалографию, Эхо-ЭГ или МРТ, которые позволяют точно установить диагноз.

Логопед проводит диагностическое обследование речи. Анализируется состояние речевой моторики, особенности связной речи, звукопроизношения, грамматики и лексики. Проводится диагностика устной и письменной речи.


Основные этапы лечения при тахилалии

Медикаментозное лечение тахилалии используется в комплексе с психотерапевтическим и логопедическим воздействием. Препараты необходимы для стабилизации нервной системы, снижения общей возбудимости. Помимо лекарственных средств, активно применяется физиотерапия, ЛФК, бальнеотерапия, а также проводятся занятия с психологом.

Важное место занимает логопедическая работа. Занятия проводятся в коллективной форме, дисциплинируя и организуя пациентов. Первый этап заключается в режиме максимального ограничения речи. На занятиях используется речевая зарядка, громкое чтение, логоритмика, прослушивание правильных образцов речи.


Используются следующие дыхательные упражнения для коррекции тахилалии:

  1. Первый шаг – вдох, второй шаг – выдох, третий шаг – пауза. Далее по кругу, длительность повторений – 2-3 минуты.
  2. Глубокий вдох на 3 счета. Далее небольшая пауза на 1 счет. Выдох также на 3 счета. Вдох через нос, выдох – через рот. Сначала считает логопед, а через несколько повторений ребенок (или взрослый) считает про себя.
  3. Глубокий вдох, затем на выдохе проговариваем звук Ж, Ф, Щ (при этом щеки не должны надуваться). Каждый выдох с проговариванием длится не менее четырех секунд.

Заключительный этап коррекции включает в себя пересказы, чтение про себя, коллективные рассказы и публичное выступление.

Особых различий между лечением у взрослых и детей нет. Единственное, у взрослых пациентов быстрее наступает положительная динамика – спустя 2-3 месяца. У детей улучшения происходят через 6-12 месяцев.

Успешность коррекционной работы зависит от наличия невротических и психических расстройств. Важно, чтобы пациент активно взаимодействовал с логопедом и другими специалистами.

Тахилалия

Общие сведения

Тахилалия (тахифразия) – чрезмерно скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими. Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи. В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, однако не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные. Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

Тахилалия

Классификация тахилалии

Кроме чистых форм тахилалии, встречаются формы патологически ускоренной речи, сочетающиеся с нарушениями фонетики, лексики и грамматики. К таким комбинированным формам относят баттаризм (парафразию) и полтерн (спотыкание).

При баттаризме, наряду с тяжелым расстройством темпа речи, имеет место неправильное построение фразы, аграмматизмы.

Полтерн характеризуется патологически убыстренным, прерывистым темпом речи с несудорожными запинками и паузами. Данная форма тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)
  • полтерн с трудностями подбора слов
  • полтерн с трудностями формулировки речи

Причины тахилалии

В логопедии существуют различные взгляды на причины и механизмы тахилалии. Ускоренный темп речи может наследоваться детьми от ближайших родственников, однако чаще возникновении тахилалии происходит на почве подражания торопливой речи окружающих или и неправильных приемов воспитания детской речи. К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

Возможно развитие тахилалии у больных с опухолями головного мозга; лиц, перенесших ЧМТ, нейроинфекции, нейрохирургические вмешательства. Полтерн может наблюдаться у пациентов с псевдобульбарным параличом, хореей, олигофренией, эпилепсией.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи. Исследования показывают, что преобладание подкоркового ядра паллидума обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи.

Симптомы тахилалии

Наряду с экспрессивной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, поведения, вегетативной нервной системы. Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне. Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти. При резком возбуждении (волнении и споре) легко возникают вазомоторные реакции: потливость, тахикардия, покраснение кожных покровов.

При баттаризме и полтерн нарушаются все стороны речевой деятельности: экспрессивная и импрессивная речь, голос, просодика, речевое дыхание, артикуляционная моторика, лексика, грамматика, семантика.

Диагностика тахилалии

Медицинское обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и психиатром. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования (электроэнцефалография, Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга и др.).

Диагностическое обследование речи при тахилалии проводится логопедом. При этом исследуется состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи) и специфических форм речи (сопряженной, отраженной, шепотной, ритмической). При диагностике устной речи особое внимание обращается на темпо-ритмические характеристики, ударение, паузацию, характеристику голоса. Диагностика письменной речи при тахилалии включает задания на списывание и самостоятельное письмо, чтение слов, фраз и текстов с оценкой их скорости и качества. Психологом проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Тщательное медицинское и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

Коррекция тахилалии

Коррекционная работа при тахилалии склыдывается из медицинского, психотерапевтического и логопедического воздействия. Пациентам с тахилалией назначается медикаментозная терапия, физиотерапия, специальные комплексы лечебной физкультуры, нейроседативный массаж, бальнеотерапия, занятия с психологом.

Целью логопедической работы при тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи.

Логопедические занятия по коррекции тахилалии проводятся в коллективной форме, организуя и дисциплинируя пациентов. На первом этапе пациентам назначается режим максимального ограничения речи. Работа по усвоению медленного темпа речи начинается с использования сопряженной, отраженной речи, вопросно-ответной беседы. На занятиях используется речевая зарядка, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи. На заключительном этапе в работу вводятся пересказы, коллективные рассказы, чтение про себя и, наконец, - публичное выступление, которое затем подвергается анализу.

Курс коррекционной работы при тахилалии занимает 2,5-3 месяца; у детей - до 6-12 месяцев. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.

Прогноз и профилактика тахилалии

Возможность преодоления тахилалии определяется наличием у пациента невротических и психических расстройств, активностью сотрудничества пациента и его родственников с врачом и логопедом, микросоциальной средой, структурой дефекта. При баттаризме и полтерн прогноз неопределенный.

Профилактика тахилалии включает предупреждение и лечение травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга; заботу о нервно-психическом развитии детей и правильном формировании их речи.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Тахилалия, или ускоренный темп речи относится к нейропсихическим расстройствам и зачастую проявляется на фоне первичного заболевания — нервного или психического.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Поэтому к диагностике и лечению тахилалии подходят комплексно. Необходимо, в первую очередь, выявить и устранить причину болезни — только так можно добиться хороших результатов. В противном случае недуг может остаться с человеком на всю жизнь и создавать немало трудностей.

Классификация нарушения речи по типу тахилалии

В норме человек говорит 10 – 12 звуков в секунду, при ускоренном темпе речи — до 30-ти.

Выделяют 3 формы:

Кроме того, выделяют несколько типов полтернов с разными нарушениями: моторными (при этом ребенок не только быстро говорит, но и неправильно произносит звуки), сенсорными (нарушено слуховое внимание), с трудностями подбора слов и формулировки речи.

Причины речевых нарушений

В основе причин и механизмов тахилалии лежат психогенные и соматические факторы, а также привычка. В зоне риска дети с неуравновешенной психикой, гиперактивные, легковозбудимые.

Если кому-то из ближайших кровных родственников поставлен диагноз тахилалия, то риск развития его у ребенка повышается.

Спровоцировать развитие заболевания может опухоль мозга, черепно-мозговая травма, нейроинфекция или психическое расстройство — шизофрения, например.

Не исключен и социальный фактор — ошибки в воспитании малыша, когда поощряется его подражание быстрой речи взрослых.

Симптомы тахилалии у детей

Самые характерные симптомы можно разбить на несколько групп:

2. Навыки чтения и письма. Больные тахилалией испытывают трудности в этой области;

3. Особенности общей моторики. Движения стремительные, нервные, ребенок суетится;

4. Проблемы с вниманием и памятью. Ребенок быстро переключает внимание, не может сосредоточиться на чем-то одном, память плохая;

5. Реакции вегетативной нервной системы. Если ребенок возбужден, у него краснеет лицо, учащается сердцебиение, он потеет.

Эти симптомы являются поводом показать ребенка неврологу.

Комплексная диагностика заболевания

В диагностике болезни принимает участие несколько узких специалистов — невролог, психиатр, логопед.

Невролог оценивает неврологический статус маленького пациента, психиатр выявляется психические отклонения.

Прежде чем поставить ребенку диагноз, проводят обширное обследование, чтобы определить органические причины тахилалии. Для этого используют:

  1. Аппаратную диагностику — МРТ головного мозга, электроэнцефалографию (ЭЭГ), эхоэнцефалографию (Эхо-ЭГ);
  2. Диагностику речи — устной, письменной.

На основании полученных в ходе диагностики данных маленькому пациенту ставят диагноз и назначают схему лечения.

Комплексный подход к лечению

К коррекции тахилалии тоже подходят комплексно. Вот в каких направлениях работают врачи:

  1. Медицинское воздействие. В эту группу входят: медикаментозная терапия, ЛФК, массаж;
  2. Психотерапия. Самыми эффективными считаются телесно-ориентированная терапия, арт-терапия;
  3. Логопедическая коррекция тахилалии. Лучшие результаты дают групповые занятия.

Только сочетание перечисленных подходов дает положительную динамику. Далее рассмотрим техники, которые используют для коррекции тахилалии у детей.

Дыхательная гимнастика: комплекс упражнений

При выполнении упражнений важно считать. Сначала это делает взрослый, через время – сам ребенок.

Упражнение первое. Вдох на 1 – 2 – 3, затем пауза на счет 1 и выдох также на 1 – 2 – 3. Вдыхаем через нос, выдыхаем — через рот. За один подход ребенок делает от 4-х до 6-ти циклов. Упражнение повторять несколько раз в день.

Упражнение второе. Ребенок делает шаг — и вдыхает, еще шаг — выдыхает, на третий шаг делает паузу. Один подход выполнять не дольше 3-х минут. Упражнение делать несколько раз в день, дома или на улице.

Упражнение третье. Ребенок глубоко вдыхает, выдыхает в течение минимум 4-х секунд и проговаривает согласные. Важно не раздувать при этом щеки, каждую букву повторить минимум 4 раза.

Логоритмика — учимся говорить медленно

Все упражнения для коррекции тахилалии нужно делать медленно — только так они будут эффективны. Продолжительность — от 3-х до 5-ти минут.

Упражнение первое. Ребенок один раз хлопает в ладоши и на каждый хлопок произносит слово. Это может быть название города, фрукта, овоща — группы подбираются произвольно, в зависимости от знаний и возраста ребенка.

Упражнение второе. Малыш шагает и считает. Под счет он говорит одно слово — как и в первом упражнении, это может быть название чего угодно. Очень важен не столько смысл сказанного, сколько медленное и четкое проговаривание каждого слова.

Упражнение третье. Это упражнение хорошо делать дома. Родители разбрасывают по комнате игрушки и дают малышу ведерко. Он ходит и собирает в него игрушки. Сначала берет игрушку в руки, четко и медленно называет ее и кладет в ведерко.

Музыкальная терапия: развиваем чувство ритма

Что, как не музыка, способствует развитию чувства ритма? На занятиях логопеды активно используют ритмичную музыку. Она улучшает работу головного мозга и его связи с телом. В результате у детей улучшается внимание, они лучше справляются со стрессом и выражают свои мысли.

Интерактивный метроном — современная техника

Еще одна техника, которую используют в работе с детьми с нарушениями речи, задержкой психического развития и другими диагнозами. Метроном стимулирует деятельность мозга, вследствие чего он лучше обрабатывает поступающую извне информацию. В результате у ребенка стабилизируются поведенческие реакции, он научается планировать свою деятельность, повышается нейродинамика.

Усваиваем медленный темп речи

Вот несколько вариантов заданий для детей:

  • взрослый включает аудиозапись с текстом в медленном темпе. Ребенок слушает ее и так же медленно пересказывает;
  • взрослый медленно произносит фразу, потом так же медленно повторяет ее вместе с малышом;
  • пение в медленном темпе.

Упражнения для коррекции тахилалии можно повторять несколько раз в день максимум по 5 минут.

Работа с текстом: варианты заданий

С текстом можно работать в нескольких направлениях.

Во-первых, попросить малыша медленно рассказать какую-нибудь историю или сказку.

Во-вторых, взрослый называет малышу несколько слов, из которых он должен составить предложение со смыслом.

А вот упражнения для маленьких пациентов, которые умеют читать. Например, малышу дают текст, который он должен потом пересказать. Также можно читать под такт, громко вслух и, наоборот, про себя. Эффективна обычная беседа в форме вопроса-ответа, прослушивание образов правильной речи.

Коррекционная работа длится от полугода до года.

Профилактика тахилалии у детей

Предупредить развитие речевого расстройства может бережное и ответственное отношение к здоровью ребенка — обеспечение его безопасности во избежание черепно-мозговых травм, инфекций. Также важно регулярно посещать педиатра, чтобы своевременно диагностировать возможные проблемы — опухоли мозга, психические или нервные нарушения.

К профилактическим мероприятиям относится также своевременное лечение выявленных заболеваний, в том числе и травм. А также и коррекция поведенческих нарушений, плохой памяти, гиперактивности.

Прогнозы тахилалии у детей

Только лечащий врач может сказать, каких результатов и когда можно ждать. Это зависит от многих факторов — степени выраженности расстройства речи, общего состояния здоровья малыша, своевременности коррекции и усилий, которые приложили родители и сам ребенок (в том числе и работе дома).

Если родители уделяют достаточно внимания ребенку, занимаются с ним, выполняют все назначения врача по формированию речевых навыков, то прогнозы более чем положительные. Главное — не лениться и выполнять все рекомендации специалиста.

Коррекция речевого расстройства — это непростой и долгий путь, но его необходимо пройти ради будущего своего ребенка. В противном случае болезнь может стать причиной социальных и личностных проблем, вплоть до депрессии.

Тахилалия – это отклонение, при котором наблюдается патологическое ускорение речи. Человек проговаривает около 20-30 звуков в секунду, что почти вдвое превышает допустимый темп. Могут наблюдаться пропуски отдельных слов, которые остаются незамеченными пациентом.

Нарушения при тахилалии

Виды, классификация тахилалии

Чаще всего тахилалия встречается в чистом виде и протекает без сопутствующих патологий, но иногда речь может быть патологически ускоренной с наличием ошибок: грамматических, лексических и фонетических. Здесь уже ставится диагноз с наличием отягощающих заболеваний: таких как баттаризм (парафразия) и полтерн (спотыкание).

  1. Если присутствует баттаризм, то пациент неправильно строит фразы, в его речи встречаются аграмматизмы. Количество таких ошибок возрастает при нервном напряжении или эмоциональной нестабильности.
  2. Полтерн – более тяжелое проявление. Речь при нем быстрая, но прерывистая, в ней отмечаются паузы и запинки. Появление судорожных спазмов не характерно.

Полтерн может быть с нарушениями работы со стороны сенсорных органов (зрение, слух), либо моторики. Также могут отмечаться судороги с формулировкой речи и с подбором конкретных слов.

Коррекция тахилалии

Лечение тахилалии комплексное, включает медикаментозное воздействие, работу с психотерапевтом и с логопедом. Целью является коррекция нарушения и установка правильного, размеренного темпа речи. Здесь важно добиться как внутренней стабильности, так и дисциплины от пациента.

Программу корректирует врач, примерный список может включать следующее:

  • прием медикаментов;
  • лечебная физкультура;
  • физиотерапия;
  • бальнеотерапия;
  • консультация психолога;
  • нейроседативный массаж.

В среднем на терапию тахилалии детям может потребоваться от 6 месяцев до года, взрослым достаточно 3-4 месяцев. При наличии рецидивов проводятся повторные процедуры в сочетании с приемом препаратов. Их дозировки и курс контролирует врач, при необходимости доктор назначает или отменяет коллективные сеансы для достижения оптимального результата.

Причины и симптоматика тахилалии

Главный провоцирующий фактор тахилалии – неправильное воспитание ребенка, когда он начинает подражать взрослым, которые разговаривают быстро. К данному заболеванию более склонны неуравновешенные дети, легковозбудимые и гиперактивные. Сначала развивается легкое отклонение, а затем – и стойкое нарушение. Нередко к патологии приводят органические поражения головного мозга: опухоли, травмы, эпилепсия и т.д.

При данном состоянии нет фонетических, лексических и грамматических дефектов. При своевременной помощи логопеда удается быстро исключить патологическое состояние.

Пациенты с тахилалией возбужденные, движения у них быстрые и резкие. Клиника характеризуется дополнительными симптомами:

  • нарушение общей моторики, снижение внимания, зрительной и слуховой памяти;
  • ухудшение эмоционально-волевой сферы, расстройство поведения;
  • гиперактивность ребенка, резкие движения наблюдаются постоянно, даже во сне;
  • могут быть сопутствующие речевые отклонения.

На протяжении многих лет тахилалия успешно лечится в нашей клинике выполнением тренингов и домашних упражнений. Специалисты постоянно наблюдают пациента и контролируют эффективность проводимой терапии. После достижения заметных улучшений результат подкрепляется до стойкого формирования нормальной речи. Наши логопеды справляются с самыми сложными задачами и готовы помочь каждому клиенту!

Читайте также: