Политический режим рк кратко

Обновлено: 02.07.2024

Казахстан является крупным государством на территории постсоветского пространства. Что известно об этой стране? Какая форма правления установлена в Казахстане, каковы особенности ее территориального устройства? С опорой на Конституцию Республики, в этой статье будут предоставлены ответы на все актуальные вопросы об устройстве казахского государства.

Общая характеристика Республики Казахстан (РК)

Согласно первой статье казахской Конституции, РК - это демократическое, унитарное и социально-правовое государство с президентской формой правления. Казахстан принял основной закон страны в 1993 году. Спустя два года была принята новая Конституция. В 1998 году в нее был внесен ряд крупных поправок и изменений.

Государственное устройство Казахской Республики базируется на принципе разделения властей. Все властные органы относятся к одной из трех ветвей: законодательной, судебной или исполнительной. Президент же не зависим ни от одной ветви.

Казахское государство делится на регионы. Всего в стране существует 14 областей и 2 города республиканского значения – Алма-Ата и столица Астана. Есть также Байконур - город с особым статусом, который временно арендует Российская Федерация. Население Казахстана - 18 млн человек.

Форма правления в Казахстане

Что такое "форма правления"? Европейская теория государства и права гласит, что это организация власти в стране. Форма правления представляет характеристику взаимоотношениям между государственными органами. Дается представление о вертикально-горизонтальной системе отношений.


В Республике Казахстан форма правления именуется полупрезидентской, или же смешанной. Насколько совпадает казахская система с классической республиканской, как, например, в США? Безусловно, Казахстану далеко до американского устройства. При разработке Конституции и формировании государственного устройства в начале 90-х годов за основу бралась французская модель. Надо сказать, что само формирование сегодняшней формы правления Казахстана проходило по нескольким этапам. О каждой ступени развития будет подробно рассказано далее.

Становления полупрезидентской формы правления в Республике Казахстан

В апреле 1990 года в Казахской Советской Социалистической Республике был учрежден пост главы государства, то есть президента. Первый Президент избирался народными представителями - членами Верховного казахского совета. Права его в значительной мере ограничивались полномочиями Президента СССР и Советом Министров. К слову, сами министры наделялись полномочиями от Верховного Совета.


В ноябре 1990 года было внесено множество изменений в Конституцию Казахской ССР. Был укреплен статус главы государства. Отныне он стал не просто формальным главой республики, но и председателем распорядительной и исполнительной власти. Министерский Совет был преобразован в Кабмин. Формировался он главой государства. В декабре 1991 года состоялись первые выборы казахского Президента. В этом же месяце была провозглашена независимость Казахстана. Президент становится независимым от советских глав государства. 28 января 1993 года была принята первая казахстанская Конституция, в которой провозглашались принципы демократичности, светскости, разделения властей и приоритета правовых основ. Президент становится единственным главой государства и председателем исполнительной власти Казахстана. Какая форма правления в стране установилась по Конституции? Если Президент был поставлен главой исполнительной власти, то в стране установилось президентское правление. Просуществовало оно до 1995 года.

Смена формы правления

До 30 августа 1995 года в РК действовала норма, согласно которой Правительство формировалось по приказу главы государства. Также президент мог наделять полномочиями премьер -министра, а также ряд исполнительных министров. Однако для этого уже требовалось согласие Верховного Совета.

В декабре 1993 года Президенту была предоставлена возможность делегировать дополнительные полномочия главам местных администраций. Подобная мера была принята из-за массового самороспуска членов Верховного Совета. Весной 1994 года был сформирован первый казахстанский Парламент - Верховный Совет 13 созыва. Спустя год он был признан нелегитимным по указу Президента.


Полгода Казахстан не имел законодательного органа власти. Лишь летом 1995 года был разработан текст второй государственной Конституции. Согласно ее положениям, Президент провозглашался равноудаленным от всех ветвей власти. Ему же присваивался статус арбитра. Установилась президентская форма правления в Казахстане.

В настоящее время нормы 1995 года имеют чуть измененный вид. Так, спустя три года после принятия второй Конституции были расширены полномочия Парламента. Несколько изменились права Президента. В 2007 году в Конституцию были внесены поправки. Правительство должно формироваться в соответствии с партийным большинством Мажилиса - нижней палаты казахстанского Парламента. Данная норма утвердила окончательный переход к смешанной республике.

О Президенте Казахстана

Разобравшись с вопросом о том, какая форма правления в Казахстане установлена на данный момент, следует перейти к подробному изучению каждого государственного органа, который и составляет управленческую систему в стране. Однако начать следует с Президента - главы казахского государства.

Президент РК является высшим должностным лицом. Именно он определяет основные направления внешней и внутренней политики, а также обеспечивает функционирование всех государственных инстанций. Наконец, глава казахстанского государства является верховным главнокомандующим в стране.

В основные полномочия Президента входит создание и обнародование законов, роспуск Парламента, наделение полномочиями некоторых должностных лиц, а также ведение международных переговоров. Остальные функции главы государства РК зафиксированы в Конституции. Президент Казахстана с 1990 года по 2019 год – это Нурсултан Назарбаев.

Правительство

Казахстанский орган исполнительной власти возглавляется премьер-министром. Назначается он главой государства с согласия Парламента. В полномочия Правительства входят следующие моменты:

  • законотворческая деятельность в рамках своих полномочий;
  • разработка социально-экономической, оборонной и социальной программ; ;
  • наделение полномочиями некоторых должностных лиц;
  • выработка мер внешней политики РК;
  • исполнение других функций и полномочий, зафиксированных в казахстанской Конституции.


Правительство Казахстана слагает свои полномочия лишь после избрания главы государства. Ему же исполнительная власть полностью подотчетна.

Законодательная власть

Основным органом законодательной власти в Казахстане является Парламент. Он имеет двухпалатную структуру. В его составе есть Сенат, формируемый сроком на шесть лет, и Мажилис. Сенат состоит из 47 членов. 32 из них избираются представительными областными органами - по 2 представителя от каждого региона. Остальные 15 человек наделяются полномочиями по приказу Президента. Сенат - это верхняя парламентская палата. Основное назначение - рассмотрение законопроектов, принятых Мажилисом.


Мажилис является нижней парламентской палатой. Избирается этот орган на 5 лет. В полномочия данной палаты входит утверждение бюджета страны, решение вопросов мира и войны, ратификация международных договоров и многое другое.

Судебная власть

Система судов также является элементом смешанной формы правления в Казахстане. Особенности и принципы устройства судебной системы в РК регламентированы Конституцией.

Высший судебный орган в стране именуется Верховным Судом. Его председатель и судьи назначаются Сенатом по представлению Президента. Есть также Высший Судебный Совет - общество, занимающееся финансированием всех судов, представлением кандидатур, а также контролем над судебной системой.

В РК существует Конституционный Совет, в обязанности которого входит осуществление функций Конституционного суда. В систему судебной власти Совет не входит.

Государственное устройство в РК

Разобравшись с тем, что по форме правления Казахстан является президентско-парламенстким (смешанным), следует приступить к изучению территориального устройства государства. В казахстанской Конституции сказано, что страна является унитарной. Это означает, что РК есть неделимое государство с одним бюджетом и единой налоговой системой. Все административно-территориальные единицы в стране не обладают самостоятельностью, а целиком зависят от центра.


В РК есть единая система власти: это один Президент, единое Правительство и Парламент. Налоговая, кредитная и денежная системы также централизованы, а потому не могут обладать суверенитетом на местах.

Таким образом, Конституция Казахстана не предполагает наделения регионов некоторой долей суверенитета, как это предусмотрено, например, в США или в России. В рассматриваемом государстве все едино и строго централизовано.

Административное устройство РК

Казахстанская Республика делится на области и районы. Областей в стране 14, районы же находятся в пределах каждой области. Алматы и Нур-Султан являются городами республиканского значения, причем Нур-Султан является государственной столицей. Остальные 14 областей именуются следующим образом:

  • Западно-Казахстанская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области;
  • Акмолинская, Алматинская, Жамбылская, Костанайская, Атырауская, Карагандийская, Павлодарская, Кызылординская, Актюбинская и Мангистауская области.

Всего в казахстанских областях - 11 городских и 160 сельских районов, а также 46 городов. В стране 2453 сельских округа. До вхождения в начале XIX века в Российскую Империю Казахстан состоял из 11 областей. Само государство именовалось Казахским Ханством. В составе Российской империи Казахстан включал в себя Закаспийскую и Уральскую области. При этом Букеевская Орда в 1801-1845 гг. входила в состав Астраханской губернии.

Форма правления и форма государственного устройства Казахстана не раз менялись за тысячелетнюю историю страны. Окончательно сформировалось правление лишь в 2007 году - когда были внесены крупные поправки в Конституцию. Процесс же государственного устройства был завершен к 2001 году - тогда центр Алматинской области был перенесен в Талдыкорган.

Экономическое состояние РК

Характеристику территориального устройства и формы правления Казахстана следует дополнить информацией о финансовом и экономическом состоянии государства.


Национальной валютой в стране является тенге. Министерство бюджетного планирования и экономического состояния отвечает в Казахстане за формирование финансово-экономических связей, а также за их развитие. Первый банк в стране именуется Национальным Банком РК. Все активы в государстве сконцентрированы в Самрук-Казыне - крупнейшем холдинге. Он инвестирует крупные проекты, которые направлены на развитие Казахстана.

В стране особенно развита горнодобывающая промышленность. Государство "питается" за счет нефти, угля, газа, руды и прочих полезных ископаемых. Ведущими отраслями промышленности являются цветная и черная металлургия.

Характеристика суверенитета. Независимость как проявле­ние суверенитета в международных отношениях. Республика Казахстан — демократическое, правовое, светское и социальное государство.

Суверенитет (фр. souverainete — "верховная власть”) сущность государства, определяющая единство государ­ственной власти, ее верховенство и самостоятельность. Его понятие выражает политическую независимость и само­стоятельность государства в осуществлении высшей власти, использовании территории, недр, полезных иско­паемых, воды и воздушного пространства, управлении экономикой, проведении внутренней и вне шн ей политики. Эти характеристики полностью соответствуют положению современного суверенного Казахстана.

Единство государственной власти проявляется в су­ществовании в Казахстане только одной государственной власти и неделимости ее на несколько независимых. Верховенство государственной власти характеризуется ее конституционной правомочностью и действительной спо­собностью устанавливать порядки на всей территории страны, наделять правами и обязанностями чиновников, граждан и организации. Самостоятельность государствен­ной власти проявляется в ее независимости, способности предпринимать действия по собственной инициативе, явля­ется признаком право субъектности во внешней политике и проекцией суверенитета в межгосударственных отношениях.

Суверенитет и независимость — две ступени одного исторического события. Это заключение не претендует на право объяснения закономерностей всемирного процесса исторического развития, а объективно только примени­тельно к приобретению суверенитета и независимости Казахстана.

По сути, объявление Казахстаном, как и другими республиками бывшего Советского Союза, сначала сувере­нитета, а позже — независимости следует рассматривать как две ступени одного исторического события. Это событие — освобождение Казахского государства от многовековой зависимости от России, участие его во всемирной интеграции как субъекта международных отношений. В настоящее время одно историческое событие в жизни страны отмечается двумя датами, и причиной этого стало сложившееся в те годы положение в развитии общества: политические события, происходившие в бывшем СССР во второй половине 80-х — начале 90-х годов, были достаточно динамичны. Нельзя было допустить решения важных политических вопросов — распада гигантской империи, занимавшей одну шестую часть суши, и образования пятнадцати крупных государств — крайними мерами, силой оружия.

По продолжительности во времени эти события по историческим меркам не стали ни быстрыми, ни медленными, а заняли ровно столько времени, сколько необходимо для такого рода коренных перемен. Главное здесь то, что объявление и суверенитета, и незави­симости Республики Казахстан происходило в соответ­ствии с политическими событиями внутри республики. Таким образом, провозглашение суверенитета и незави­симости соответственно 25 августа 1990 г. и 16 декабря 1991 г. — это не события одного дня, а результат продолжавшегося еще с весны 1985 г. процесса общественного развития.

Республика Казахстан демократическое государство. В Конституции Республики Казахстан, принятой в 1995 г., дана политическая характеристика Республики Казахстан. Одно из самых важных положений этой характеристики отражено в пункте 1 статьи 1: "Респуб­лика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. ”, которая отражает начало процесса построения открытого, гражданского общества.

Понятие демократическое государство означает государ­ство с республиканским строем, в котором сначала принимается конституция, на ее основе избираются глава государства и парламент, а после окончания срока их полномочий существует возможность проведения новых выборов, и в котором основным источником власти является народ. Республиканский строй, при любой форме правления — президентской, парламентской или смешанной, — дает широкие возможности для системной защиты интересов и выражения воли большинства казахстанцев через высшие государственные органы.

Вместе с тем при демократическом государстве создаются условия для защиты интересов отдельных граждан, социальных, национальных и других мень­шинств. Согласно Конституции Республики Казахстан, гражданам республики предоставляются широкие права: право свободы слова, совести, определения национальности и языка, право объединений, проведения митингов, демонстраций, участия в шествиях и забастовках, решения коллективных споров, участия в государственной деятель­ности и управлении.

В демократическом обществе регулируются законные рамки деятельности государственного аппарата и государственной службы граждан республики. Одними из прочно установившихся в Республике Казахстан политическими принципами являются общественное согла­сие и политическая стабильность. Политический режим демократического государства использует только демокра­тические средства и методы осуществления власти.

Понятие светское государство отражает отделение государства от религии и религиозных организаций. Религия не оказывает влияния на государственную идео­логию. В Казахстане нет государственной или обяза­тельной религии. Это касается и двух самых распростра­ненных в Казахстане мировых религий — ислама и православия. Не разрешается также создавать полити­ческие партии на религиозной основе. Государственные органы работают, руководствуясь исключительно положе­ниями конституции и созданных на ее основе отраслевых законов.

Каждый гражданин Казахстана пользуется правом свободы совести. Осуществление этого права не связано с его общечеловеческими и гражданскими правами и обязанностями, а также никак ими не ограничивается. Быть верующим или атеистом оличная воля каждого гражданина.

Свобода вероисповедания и законы, регулирующие работу религиозных организаций, находятся под защитой государства. Работа на территории Казахстана иностран­ных религиозных объединений, утверждение руково­дителей этих религиозных организаций в республике возможны только с согласия соответствующих государ­ственных органов.

Правовое государство — цель, качественное свойство, к которому стремится Республика Казахстан. Согласно этой цели, деятельность всех органов и чиновников регулируется правовыми нормами. Превыше всего стоит закон. Все люди, независимо от ранга или каких-либо других преимуществ, равны перед законом. Общество как независимая структура, регулируемая также законом, стабильно развивается.

Конституционное государство — начало и условие правового государства. Его основные принципы

формулируются для граждан так: "разрешено все, что не запрещено законом”, а для государственных чиновников: "разрешено только то, что конкретно указа­но в законе”. Массы, повышая правовую культуру, улуч­шая работу законных систем, создают предпосылки для установления правового государства. Права и свободы человека и гражданина гарантируются на уровне мировых стандартов.

Также к признакам правового государства относятся главенство конституции и закрепление законных прав; установление экономических свобод и четкое разграни­чение экономической деятельности государства; эффек­тивная форма управления и республиканского полити­ческого строительства; целостность политической власти государства и разделение ее на ветви с помощью системы "сдержек и противовесов”; независимость судебной власти; взаимная ответственность государства и гражданина. Все эти признаки отражены в Конституции РК 1995 г. и полностью должны обратиться в реальность.

Социальное государство, как указано в Конституции Республики Казахстан, служит не отдельным людям, группам (классам) или объединениям, а обществу и человеку. Государство пытается не допустить социального неравенства путем равного распределения общественного богатства и трудностей, встречающихся на пути развития общества.

Социальный характер государства проявляется в осуществлении гарантированных конституцией прав на образование, здравоохранение, в развитии науки и культуры, обеспечении занятости населения, защите труда, социальном обеспечении и социальной защите мало­имущих слоев населения. Социальное государство обязуется обеспечить прожиточный минимум каждому человеку и гражданину, а также приемлемые условия существования. Сюда входят и здравоохранение, и обеспечение экологической безопасности жизни человека. Все это достигается путем осуществления общих и целевых социальных программ. Интересы общества и каких-либо конкретных категорий граждан опираются на сложное экономическое планирование и бюджетное финан­сирование.

Социальное государство — это не социалистическое государство. Оно обязуется обеспечить только осуществимую социальную помощь, опираясь на конкретные экономические возможности. А если гражданин не занимается трудом или предпринимательством и в сознании его укоренилась психология уравниловки и паразитизма, то социальное государство не в силах вывести его из этой бездны. Поэтому Конституция РК, закрепляя права и свободы человека и гражданина, отмечает, что обеспечение достойной жизни гражданина — дело не только государства, но и, в первую очередь, самого гражданина.

Вопрос и задания

1. Что означают понятия единство , верховенство и независимость государственной власти? 2. Дайте сравнительную характеристику понятий суверенитет и независимость. 3. Расскажите о государстве — светском, социальном, правовом.

Казахстан - это унитарное государство, президентская республика. Глава государства - президент - избирается Верховным Советом республики. Исполнительная власть в руках президента и правительства. Глава правительства - премьер-министр, назначается президентом с согласия парламента. Двухпалатный парламент осуществляет законодательную власть, состоит из Сената (47 членов) и Мажилиса (77 депутатов)

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

Политический режим Казахстана, государственный строй Казахстана, форма правления в Казахстане, режим правления в Казахстане

Казахстан - это унитарное государство, президентская республика. Глава государства - президент - избирается Верховным Советом республики. Исполнительная власть в руках президента и правительства. Глава правительства - премьер-министр, назначается президентом с согласия парламента. Двухпалатный парламент осуществляет законодательную власть, состоит из Сената (47 членов) и Мажилиса (77 депутатов)

Органы государственного управления

Согласно Конституции , Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент избирается на пять лет из граждан не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.Правительство возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Члены Правительства подотчетны палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.

Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат.Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Местные органы власти

В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

Политические партии

Мониторинг общественного мнения

Точки опроса: Алматы, Астана, Атырау, Караганда,

Кокшетау, Тараз, Уральск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск,

Талдыкорган, Кзылорда.

Всего опрошено – 1903 человека в возрасте от 18 лет и старше

1-ая декада марта 2002г.

На всем пространстве СНГ восторжествовала одна-единственная форма государственного устройства – президентская республика. Тот факт, что по существу все страны, ставшие членами Евразийского “клуба” президентских государств, переживают автократический откат, говорит о наличии проблем, внутренне присущих данной форме государственного устройства.

К исходу первого десятилетия независимости с критикой института президентства в исполнении 1-ого президента Казахстана Н. Назарбаева открыто выступила объединенная демократическая оппозиция республики.Опрос общественного мнения, проведенный АСиП в 11-ти крупных городах Казахстана в 1-ой декаде марта т.г., дает возможность определить наиболее существенные характеристики, связанные с президентской формой правления. Полученные данные интересны тем, что отражают представления среднестатистических казахстанцев о государственном устройстве страны.

“Президентализм” по определению – это форма представительного правления, основанная на принципе разделения властей между исполнительными и законодательными институтами, т.е. между Президентом и Парламентом. В зависимости от того, какой смысл вкладывают респонденты в понятие “президентализм”, можно составить представление об их восприятии и понимании государственного устройства Казахстана.Эмпирически зафиксировано, что в среднем каждый 2-ой опрошенный казахстанец уверен в том, что знает, какой должна быть президентская форма правления.С помощью указанного индикатора удалось обнаружить, что только 6-ая часть опрошенных казахстанцев действительно знает о том, какой должна быть президентская форма правления. Среди тех, кто отметил, что уверен в своем знании, только одна треть (33,7%) на самом деле знает, что принцип разделения властей является фундаментальной характеристикой и сущностью президентской формы правления. Доля респондентов, правильно ответивших на вопрос, варьирует от 1,1% в Талдыкоргане до 30,8% в Семипалатинске.

Полученные ответы свидетельствуют о том, что конкретная политическая ситуация, сложившаяся в республике, является проекцией того смысла, который респонденты в своем большинстве вкладывают в понятие “президентализм”. Таким образом, несмотря на молодость? институт казахстанского президентства уже оброс своей мифологией. Главный миф – сверхсильный президент, обладающий абсолютным контролем над беспрецедентно широким пакетом президентских полномочий, осуществляемых в ущерб законодательной власти. Корни этого мифа лежат в природе перехода от тоталитаризма к демократии. Именно здесь кроются и причины покорности парламента, являющегося “резиновым штемпелем”, узаконивающим решения президента.Тоталитарная государственность наложила отпечаток на характер функционирования президентского правления, который сохраняется благодаря конституционной форме его закрепления. Президент Казахстана воплощает собой высшую государственную власть. От его имени осуществляются исполнительные и законодательные функции власти. Им определяется компетенция государственных органов и высших должностных лиц. Таким образом тенденция развития президентализма в Казахстане имеет свой особый политический стиль. Речь идет о сквозной исторической тенденции усиления централизованной государственности. Соответственно конституционное закрепление президентского режима правления сохраняет принцип “сильной руки”, поскольку он является органичным элементом исторической специфики государственного устройства Казахстана.

Разделение властей – это сложный институт, который практически невозможно поддерживать только по предписанию Конституции. Неукоснительным правилом президентской формы правления, из которого вытекает соблюдение принципа разделения властей, является строго ограниченный, четко определенный срок пребывания президента у власти. При этом он не может быть смещен вотумом недоверия парламента, что не исключает возможности импичмента за какие-либо преступления. Поэтому “президентализм” изначально предполагает существование сильного и жизнеспособного парламента, без которого любой президент может легко превратиться в диктатора.Другим важным моментом, позволяющим отличить президентский режим от непрезидентского, является четкое разграничение 2-х ключевых ролей: главы правительства и главы государства. В непрезидентских режимах избранный президент является главой государства, но не главой правительства. В режимах с президентской формой правления президент избирается как глава правительства и одновременно выполняет роль главы государства.Следует подчеркнуть особо, под президентской формой правления понимается представительное правление, в котором президент избирается в качестве главы правительства на строго установленный срок полномочий, определяемых в соответствии с принципом разделения власти между исполнительными и законодательными институтами.

Исходя из этого определения можно констатировать, что не только внешние атрибуты президентской формы правления в Казахстане отсутствуют, но и утрачены их основные функции. Спрашивается, какую же форму государственного устройства мы имеем? В этой связи респондентам был задан вопрос:

Государственное устройство Казахстана не является ни чисто президентским (как в США), ни полупрезидентским (как во Франции и Португалии, где президент и премьер-министр избираются непосредственно народом, премьер-министр, кроме того, должен получить большинство голосов в парламенте); его нельзя также назвать ни чисто парламентским (как в Великобритании, Венгрии, Чехии и Словакии), ни полупарламентским (как в Уругвае, Хартии 1934 и 1942гг.).Очевидно, что к государственному устройству Казахстана неприменима классификационная шкала Дж. Сартори, включающая 4 вышеперечисленные градации, поскольку эта типология предполагает различные формы представительного правления.

В нашем случае речь может идти об измерительной шкале второго порядка: от подлинно представительного правления до неограниченного авторитаризма (или режима личной власти). И здесь следует разобраться: является ли действующий режим в Казахстане квазипрезидентским или псевдо-президентским ?Доля респондентов, квалифицирующих его как квазипрезидентский, колеблется от 0% в Таразе, Талдыкоргане и Усть-Каменогорске до 20% в Астане; как псевдопрезидентский – от 2,3% в Талдыкоргане до 11,3% в Астане.По определению Ф. Риггса, квазипрезидентский режим характеризует пришедшую в упадок президентскую систему. Его отличительная особенность – президент (или правящая семья, или клика) получает абсолютный контроль над президентскими полномочиями. Псевдопрезидентский режим – это режим личной власти, когда президент предлагает обществу Конституцию, скроенную по авторитарному образцу, а выборный законодательный орган остается беспомощным.

Первая конституция была принята в январе 1993 года. Однако уже в августе 1995 года она была заменена новой конституцией; в 1998 в нее были внесены поправки. По новой конституции Казахстан – демократическое правовое унитарное государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительную власть возглавляет президент, избираемый на пять лет из граждан в возрасте от 35 до 65 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Сенат – 47 депутатов и Мажилис – 67 депутатов), судебную – Конституционный суд и система местных судов (все судьи назначаются президентом на десятилетний срок). [1] [2]

Содержание

Органы государственного управления

Президент

Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, обеспечивает согласованное функционирование всех органов власти. Президент также является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. [3]

Он избирается сроком на 7 лет всеобщим и тайным голосованием граждан старше 18 лет.

  • является верховным главнокомандующим; и распоряжения президента имеют силу закона;
  • имеет право распустить парламент;
  • назначает референдумы и выборы в парламент и созывает его сессии
  • подписывает принятые парламентом законы и может возвратить их для повторного обсуждения;
  • с согласия парламента назначает премьер-министра и по представлению премьера членов правительства
  • с согласия парламента назначает председателя Национального банка, генерального прокурора, председателя Комитета национальной безопасности;
  • назначает глав дипломатических представительств, высших военных руководителей и членов Счётного комитета
  • может отменить постановления правительства и местных органов власти
  • утверждает государственные программы
  • ведёт международные переговоры и подписывает договоры
  • вводит чрезвычайное и военное положение.

Президент может быть смещён за государственную измену совместным заседанием обеих палат парламента. [4]

Должность Президента Казахстана была учреждена 24 апреля 1990 года, с этого момента ее занимает Нурсултан Назарбаев, избранный на нее Верховным Советом Казахской ССР. После этого Нурсултан Назарбаев избирался в 1991 году на первых всенародных президентских выборах, его полномочия продлялись на референдуме 1995 года, затем он избирался на внеочередных выборах 1999 года и на президентских выборах 2005 года.

Исполнительная власть

Правительство

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан во главе с премьер-министром, который назначается президентом с согласия парламента. Возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Пост премьер-министра с 2007 года занимает Карим Масимов.С 2012 года этот пост занимает Серик Ахметов.

Законодательная власть

Высший представительный законодательный орган — парламент страны, состоящий из двух палат — Сената и Мажилиса. Срок полномочий Сената – 6 лет, половина его состава переизбирается каждые 3 года. Из 47 членов Сената 40 избираются представительными органами областей, столицы и городов республиканского значения (по 2 от каждой территориальной единицы), 7 назначаются президентом страны. Мажилис (77 депутатов) избирается на 5 лет всеобщим голосованием: 67 – по одномандатным округам и 10 – по партийным спискам. Парламент Казахстана вносит изменения в конституцию (по предложению президента), утверждает бюджет, программу и отчеты правительства (для вынесения вотума недоверия необходимо набрать две трети голосов в каждой палате), принимает законы (может преодолеть вето президента большинством в две трети голосов), решает вопросы войны и мира, инициирует референдум, ратифицирует международные договоры и т.д. В исключительное ведение Сената входит избрание по представлению президента Верховного суда, утверждение назначения президентом генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности, роспуск местных представительных органов. [5]

Судебная власть

Высшими органами судебной власти являются Верховный суд и Конституционный совет. В Казахстане действуют Верховный суд и местные (областные, районные и городские) суды. Могут создаваться также специальные суды (военные, налоговые). Судьи назначаются президентом (в областных и местных судах – по представлению уполномоченного органа, согласованному с председателем Верховного суда. Финансирование всех судов осуществляется из республиканского бюджета. В Казахстане имеется Конституционный суд, который состоит из 15 членов (по 5 назначаются президентом и обеими палатами парламента), чьи полномочия длятся 13 лет.

Местные органы власти

В административном отношении страна делится на 14 областей и 3 города республиканского значения (Астана, Алматы, Байконур). Их акимы (губернаторы) назначаются президентом, хотя планируется переход к их избранию. Представительные органы власти (маслихаты) в областях и населенных пунктах избираются населением.

Политические партии

Милиция и вооруженные силы

Казахстан унаследовал от Советского Союза милицию и республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ), которые находились под контролем Москвы. Первоначально правительство Казахстана объявило о намерении создать небольшую Национальную гвардию численностью менее 20 тыс. человек для охраны границы и поддержания порядка. Предполагалось, что задачу обороны страны будут выполнять объединенные вооруженные силы Содружества независимых государств (СНГ). Важнейшие военные объекты бывшего Советского Союза, такие, как космодром Байконур и ок. 1150 единиц стратегических ядерных вооружений, остались под контролем Российской Федерации.

Однако создание Россией, Узбекистаном и другими членами СНГ собственных вооруженных сил заставило руководство Казахстана изменить свою позицию. Был разработан план создания полноценных вооруженных сил, включающих сухопутные войска, военно-воздушные силы и даже военно-морской флот. К 1995 численность вооруженных сил Казахстана превысила 35 тыс. человек. Участие казахского контингента в Объединенном батальоне центральноазиатских государств (Центразбат) наряду с узбекским и киргизским контингентами способствовало повышению международного авторитета вооруженных сил страны.

Внешняя политика

В соответствии с соглашением 1994, Россия арендовала у Казахстана на 20 лет космодром Байконур.

Одной из важнейших экономических задач Казахстана является обеспечение транспортировки энергоносителей, в т.ч. огромных запасов нефти, на международный рынок. У Казахстана уже имеются соглашения по транспортировке нефти с Россией и Китаем, рассматривается возможность строительства транскаспийского нефтепровода через Грузию и Турцию.

Примечания

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Казахстан — согласно конституции — унитарная, светская республика с президентской [1] формой правления.

Первая конституция была принята в январе 1993 года. Однако уже в августе 1995 года она была заменена новой конституцией; в 1998 в неё были внесены поправки. По новой конституции Казахстан — демократическое правовое унитарное государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Президент, не относится ни к одной из трёх ветвей власти, и избирается на пять лет из граждан Казахстана не моложе 40 лет, являющиеся гражданами по рождению, проживающие в республике последние 15 лет, свободно говорящие на государственном (то есть казахском) языке и имеющие высшее образование.(Раздел III Конституции). Исполнительную власть осуществляет Правительство, которое образуется Президентом в порядке предусмотренной Конституцией.(Раздел V Конституции). Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Сенат — 49 депутатов и Мажилис — 107 депутатов), судебную власть — система судов посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи избираются или назначаются на должность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом и наделяются полномочиями на постоянной основе [2] [3] (см. раздел VII Конституции). Конституционный Совет осуществляет функции Конституционного суда не относясь к судебной власти (см. раздел VI Конституции). Прокуратура наделена функциями надзорного органа государственной власти не относясь ни к одной из трёх ветвей власти (см. статью 83 Конституции).

Читайте также: