Русская деревня после отмены крепостного права кратко

Обновлено: 30.06.2024

Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.

В середине XIX в. при императоре Александре II началось очередное реформирование системы государственного управления на местах. Однако, прежде чем приступать к непосредственному реформированию учреждений земского и городского управления и самоуправления, правительству было необходимо разрешить вопрос с огромным количеством крепостных крестьян, которых необходимо было освободить от крепостной зависимости и предложить им модель крестьянского самоуправления, которая устроила бы и крестьян, и государство.

Эта система, по замыслу авторов законодательства, была призвана. кроме выполнения фискальных функций, во-первых, защитить крестьянство от бывших крепостников, во-вторых, подготовить его к участию во всесословных органах местного самоуправления 2 Захарова Л.Т. Правительственная программа отмены крепостного права в России // История СССР. 1975. № 2. С. 201. .

Создавалась двухступенчатая система, в которой крестьяне для решения хозяйственных вопросов объединялись в сельские общества, а для ближайшего управления и суда — в волости.

Сельское общество могло объединять крестьян, живших в одном или нескольких селениях, принадлежавших одному или разным помещикам. Управление в рамках сельского общества возлагалось на сход домохозяев и сельского старосту, избираемого на сходе.

На уровне волости это были волостной сход, состоящий из сельских и волостных должностных лиц и выборных от каждых 10 дворов, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Поскольку волостной старшина и волостные судьи выбирались на волостном сходе, а волостное правление состояло из волостного старшины, сельских старост и некоторых других выборных лиц, можно сказать, что в основе формирования волостного управления, как и сельского, лежало выборное начало.

Волость по своему характеру не являлась административно- территориальной единицей российского государства. Скорее всего, волость необходимо признать неким специализированным административным округом, создаваемым для организации крестьянского самоуправления и управления крестьянскими сообществами государственными чиновниками после отмены крепостного права.

Руководить организацией крестьянских волостей должны были губернские присутствия по крестьянским делам. Они включали в себя председателя — губернатора, губернского предводителя дворянства, управляющего палатой государственных имуществ, губернского прокурора, двух членов из местных дворян-помещиков, назначенных министром внутренних дел, и двух членов из местных дворян-помещиков, избранных собранием губернского и уездных предводителей дворянства.

Под руководством присутствия по крестьянским делам в каждом уезде учреждалась особая комиссия под председательством уездного предводителя дворянства из земского исправника и одного из местных помещиков по приглашению губернатора.

Для осуществления связи между сельскими сообществами и государством в лице должностных лиц губернии, а также для способствования разрешению конфликтных ситуаций учреждался институт мировых посредников.

Организация крестьянского самоуправления и учреждение мировых посредников позволили снизить уровень крестьянских волнений и создать опору государственной власти на селе. Однако крестьянского самоуправления как такового не вышло. Зачастую крестьянские старшины назначались губернским руководством, а избранные крестьянами старшины, защищавшие права крестьянства, отстранялись от своих должностей.

Действительными органами крестьянского самоуправления по-прежнему оставались сход и староста, хотя их полномочия насильственно подменялись назначаемыми или навязываемыми крестьянскому населению старшинами.

Крестьянская реформа, начатая в 1861 г., фактически растянулась на десятилетия. Но уже через несколько лет после начата этой реформы правительство Российской империи приступило к реформированию местного управления в губерниях, уездах и городах.

Губернские и уездные земские учреждения состояли из уездных и губернских земских собраний (распорядительные органы) и уездных и губернских управ (исполнительные органы). Как распорядительные, так и исполнительные органы были выборными.

Формирование земских представительных органов производилось путем многоступенчатых выборов и непрямого представительства. Избиратели подразделялись на три курии:

  1. землевладельцы, вне зависимости от сословной принадлежности;
  2. горожане, имевшие в собственности недвижимое имущество в городе;
  3. члены сельских сообществ.

Выборы проводились раздельно по куриям. Сословный характер выборов исключал возможность участия в них всех лиц, проживавших на территории уезда. Особенно это касалось сельского населения, даже несмотря на то, что на территории уезда было несколько крестьянских съездов. Кроме того, участие в выборах существенно ограничивалось имущественным цензом.

Число гласных от каждого избирательного съезда в уездах было различно. В большинстве уездов преобладание получили гласные, избираемые от уездных землевладельцев. Гласные избирались на трехлетний срок.

Губернские гласные избирались так же, как и уездные, на три года на уездных земских собраниях из расчета один губернский гласный на шесть уездных. В губернских земских собраниях гласные от дворян, также как и в уездных земских собраниях, имели абсолютное большинство.

Уездные и губернские земские собрания созывались один раз в год на несколько дней (обычно осенью). Председателями земских собраний являлись уездные и губернские предводители дворянства.

Исполнительные органы уездного и губернского земства — уездные и губернские земские управы — состояли из председателя и членов, избиравшихся уездными и губернскими земскими собраниями. Председатели уездных земских управ утверждались в своей должности губернатором, а председатели губернских управ — министром внутренних дел.

Земские учреждения, осуществляя эти функции, не обладали самостоятельной властью. Для того чтобы приводить в исполнение свои решения, они должны были обращаться к полицейским, т.е. органам государственным.

С течением времени полномочия земств постепенно урезались. Так, были ограничены права земских учреждений по обложению торговых и промышленных предприятий; были признаны незаконными сношения земств различных губерний между собой; земствам запрещалось печатать без разрешения губернатора свои постановления и отчеты о заседаниях и т.д. 4 Шингарев А. Задачи юбилея // Современное слово. 1914. № 2148. 1 (14) января. С. 552-553.

В 1890 г. вышло новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях, которое еще более ограничило права земств, а ценз на участие в выборах был повышен.

Реформирование системы земского управления неразрывно связано и с реформой городского самоуправления. Органы городского самоуправления по Городовому положению 1870 г. — городские избирательные собрания, городские думы (представительные и распорядительные органы), избираемые на четыре года, а также городские управы (исполнительные органы), избираемые городскими думами на срок их полномочий.

Городская управа состояла из головы и, как правило, двух членов управы. В небольших городах, посадах управы могли не образовываться. Их функции исполнял голова. Голова не только возглавлял управу, но и исполнял полномочия председателя думы, а также председательствовал в избирательных собраниях.

Положением 1870 г. избирательное право (пассивное и активное) было предоставлено каждому городскому обывателю, к какому бы состоянию он ни принадлежал. При этом были установлены следующие требования: подданство Российской империи, возраст не моложе 25 лет, наличие в пределах города недвижимой собственности или уплата в пользу города сбора со свидетельств: купеческого, промыслового на мелочной торг и т.п. Соответственно, каждый, кто владел хоть какой-нибудь недвижимостью в городе или в качестве торговца либо ремесленника платил в казну города, пользовался правом не только избирать, но и самому быть избранным в гласные думы.

Численность гласных в городских думах составляла от 30 до 70 человек. В местностях, где число жителей, пользующихся правом голоса, не превышало 300, в городскую думу избиралось 30 гласных. Там, где число жителей было более 300, на каждые 150 человек свыше этого числа прибавлялось по 6 гласных. Однако по Городовому положению 1870 г. общее число гласных не должно было превышать 72 человек. Социальный состав гласных был преимущественно купеческим.

Можно обоснованно утверждать, что Положением 1870 г. городскому общественному управлению была предоставлена широкая самостоятельность в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). В основном же дела решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении.

На губернатора возлагался надзор за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия. В состав губернского по городским делам присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда.

Наряду с Положением о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. Городовое положение 1870 г. необходимо считать чрезвычайно важным и прогрессивным шагом в развитии местного самоуправления в России.

Однако в области городского управления, также как и земского управления, в конце XIX в. произошла контрреформа. В 1892 г. было издано новое Городовое положение, которое урезало избирательные права горожан и значительно уменьшило самостоятельность городовых учреждений самоуправления.


Цель урока: освоение знаний о ветре и отражение этого явления в русском языке и художественных образах.

сформировать представление об образовании ветра, познакомить с видами ветров (бризы, муссоны);

научить описывать ветры разной силы; сформировать представление о значении ветра, ознакомить с розой ветров;

повторить правописание слов данной тематической группы, показать отражение образа ветра во фразеологии и художественной литературе.

развивать логическое мышление на основе причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра;

развивать умение определять направление ветра;

развивать устную речь учащихся, умение строить рассказ по картинке, навыки мелодекламации, навыки правописания.

воспитывать любовь к природе и родному языку, научить видеть красоту окружающего мира, воспитывать глубокое уважение к науке, открывающей загадки окружающего мира.

Оборудование урока: учебники географии и русского языка, сказка Н.Абрамцевой "Сказка о ветре”, запись песни о ветре из к/ф "Дети капитана Гранта”, презентация к уроку, "Музей ветра” (флюгер, барометр, картины художников с изображением ветров, географические карты, диалектизмы Кольского полуострова, фото парусника "Седов”, ветродвигателя), словари.

Причины возникновения ветров.

Бризы и муссоны.

Определение направления и силы ветра.

"Ветер” с точки зрения науки лингвистики.

"Ветер” в русской фразеологии.

"Ветер” в языке поморов.

"Ветер” в художественной литературе.

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,

Кроме Бога одного…

Звучит песня о ветре из кинофильма "Дети капитана Гранта”.

Учитель географии: Объяснение целей и задач урока.

Учитель литературы: Соединение сегодня в одном уроке разных предметов неслучайно. Ведь каждое явление природы, каждое явление нашей жизни, каждое событие изучается разными науками. Только соединение усилий разных наук даёт целостную картину окружающего мира.

Ветер же – это не только интересное природное явление, но это ещё и излюбленный образ народной поэзии и всей художественной литературы. Образ ветра отразился и в языке русского народа, во многих фразеологизмах. Ветер и будет сегодня героем нашего урока.

Кому не знакомы с детства эти слова:

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

Или в другом варианте:

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана –
И желанная страна
Вот уж издали видна…

Конечно, это любимая всеми "Сказка о царе Салтане” А.С.Пушина. Но есть о ветре и много других сказок. Одну из них сочинила писательница Наталья Абрамцева.

Мелодекламация сказки Н.Абрамцевой "Сказка о ветре” (Сергунин, Лебедева, Борисова)

Наталья Абрамцева. Сказка о Ветре.

Жил-был Ветер. Хорошо жил. Весело. Время было жаркое, а потому везде и всюду Ветру радовались. Подует Ветер с поля – запах горячих колосьев принесёт. Люди довольны. Ну, а уж если с моря Ветер влажную солёную прохладу принесёт – люди радуются, нарадоваться не могут.

Ветер умел делать множество вещей. Он дружил с мельницей: помогал молоть золотое зерно. Умел надувать парус лодки и гнать её по синему морю. Умел сушить стираное бельё не хуже солнца. И даже страницы книг умел листать Ветер. Правда, не всегда в нужную сторону.

Так было летом. но вот пришла осень. Холодная, сердитая осень. Небо затянулось серыми тучами. Полил сильный дождь. Все по домам попрятались. И люди, и кошки, и собаки, и зайцы, и волки. Вот только Ветер на улице остался. Не было у него дома.

"Попрошу людей пустить меня в дом погреться”, – решил Ветер.

Подлетел Ветер к самому красивому дому, постучал в окно:

– Пустите меня, пожалуйста! Это я, Ветер! вспомните, как мы дружили летом. сейчас мне холодно…

Но люди плотнее закрывали рамы и отходили от окон.

"Они не узнали меня”, – подумал Ветер. Снова постучал в окно, снова пожаловался на осенний холод и дождь, снова попросил пустить его в дом погреться.

Но люди не понимали слов Ветра. Им казалось, что он просто гудит за окнами.

Вдруг кто-то окликнул Ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и тёплыми, как снежное одеяло. Конечно, это был голос Зимы

– Ветер! – позвала Зима. – Не плачь, Ветер! Я подарю тебе накидку из снежинок. Лёгкую, красивую…

И Зима бросила Ветру накидку из прекрасных снежинок. Ветер примерил накидку и остался очень доволен.

Когда люди посмотрели в окна, они увидели Ветер в снежной накидке и не узнали его. Таким красивым он был.

– Какая красивая новогодняя метелица, – говорили они.

А Ветер летал по заснеженному лесу, размахивал накидкой из снежинок, и ему было немножко обидно, что не ему радовались люди, а красавице метелице.

Учитель географии: Что же такое ветер? Толковый словарь утверждает, что ветер – это движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Но Толковый словарь знает о ветре не всё. Предоставим слово науке Географии, которая рассказывает о ветре подробнее, точнее…

– Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату? (Дым выходит в трубу, вытягивается в трубу).

– Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки и вершины трубы разное давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше. (При подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается приблизительно на 1мм) Дым движется из области высокого давления в область низкого).

Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении)

– Назовите пример такого явления. (Ветер)

Слайд. Атмосфера Земли Ветры Земли

– Известна шутка "Отчего ветер дует? Оттого, что деревья качаются.” На самом деле главная причина возникновения ветра – неравномерное нагревание земной поверхности, а от неё и воздуха, и разница в атмосферном давлении.

Направление и сила ветра.

Подчеркните значения пониженного давления одной линией, повышенного – двумя:

1. 765мм 755 мм
2. 741мм 770 мм

Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях.

– Где ветер будет сильнее? (Во втором случае).
– Почему? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость).

Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова:

Чем больше … , тем больше сила (скорость) ветра.

Обращение к эпиграфу урока.

Учитель литературы: У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: "Мы говорим не ветры, а ветра…” Скажите, а как надо говорить правильно с точки зрения литературных норм? Ветры или ветра? Оказывается, обе формы допустимы, только "ветра” подчёркивают суровость – о тёплых, ласковых ветрах не скажешь "ветра”.

Итак, если говорить о ветре с точки зрения русского языка, то мы отметим, что от существительного "ветер” можно образовать целый ряд однокоренных слов. Давайте посоревнуемся. Кто за тридцать секунд составит самое большое гнездо однокоренных слов к слову "ветер”.

Учитель географии: – Мы с вами говорили о скорости ветра. Теперь работаем с форзацем учебника, описываем признаки одного из ветров: штиль, слабый ветер, сильный ветер, шторм, ураган.

Нам поможет таблица имён существительных, которые обозначают объекты наблюдения:

шест
дым
деревья
дом
небо

Задание: Подберите прилагательные и глаголы к данным существительным, чтобы получилось словесное описание из ветров.

Работа по форзацам.

Учитель литературы: Наши "учёные”-географы хорошо поработали, описывая разные ветры. А теперь самое время поработать "учёным”-лингвистам. Давайте выясним значение фразеологизмов, связанных со словом "ветер”. (Игра с использованием слайда: учитель называет фразеологизм, учащиеся дают толкование). Последний фразеологизм в игре:

Учитель географии: Попутного ветра желали тем, кто отправлялся в дальнюю дорогу по морю. Очень важным становится поведение ветра для человека, оказавшегося в море… Особенно зависели от ветра жители нашего края, поморы, ведь их промыслы всегда были связаны с морем.

Учитель литературы: В нашем уроке ещё одна лирическая страница.

Известно ли вам, ребята, что гимн Кандалакши, созданный Кольским поэтом Николаем Колычевым, начинается с образа ветра? Первая строфа этого стихотворения звучит так:

Словно ветер в дремучей душе лесной,
Словно лёгкой волны поглаживанье…
Ах, как нежно звучит, как шелестно:
Кандалакша моя, Кандалакша моя.

Поэт услышал в названии города шум ветра. Колычеву принадлежит и стихотворение, в котором он утверждает, что ветер имеет цвет. А ведь мы сами убедились, когда описывали разные ветры, что ветер действительно имеет цвет…

Спросил слепой:
– Какого цвета дождь? –
И долго я молчал. И не ответил…
– Не знаешь? – Он задумался. –
Ну что ж,
Скажи тогда, какого цвета ветер?
Не услыхав ответа моего,
Он усмехнулся и заметил:
– Скверно,
Что ты сказать не можешь ничего.
Ты слеп, как я…
К тому же нем, наверно.

Ветер – это излюбленный образ многих поэтов. Например, Пушкин пишет о ветре "чуть дышит ветерок, уснувший на листах”, "грустен ветра дальний вой”, а у Колычева находим такие строки "люблю листвой расцвеченные ветры”, "ветер то снег обрывает с небес, то скулит, вцепившись замёрзшими пальцами в мой подоконник”, "ветер с сопок слизывает снег, как сметану кот, как дети сладости”, о Севере поэт говорит "хмурый край на семи ветрах”. В книге Колычева "Гармония противоречий” в разделе "От моря Белого – до моря Баренца” из 45 стихотворений 15 связаны с образом ветра.

А какие эпитеты-прилагательные к слову "ветер” можете добавить вы к названным в слайде?

Слабый – сильный (антонимы), тихий, лёгкий, попутный, перелётный, тёплый, прохладный, жестокий, суровый, порывистый, шквалистый, штормовой, ураганный, страшный, буйный – из народной поэзии ).

Учитель географии:

– Итак, ветер может принести вред человеку. (с.142) Слайд-фильм "Торнадо”.
– Как человек использовал силу ветра в прошлом? Как использует её сейчас?

Ветер по морю гуляет …

– Кроме скорости, ветры отличаются по направлению.

– Почему ночной бриз будет дуть с суши на море?
– Что такое бриз?

– Почему зимний муссон дует с суши на море?
– Что такое муссон?
– В чём сходство муссона и бриза? (Периодичность – дважды меняют своё направление, возникают на берегу океана, моря. Ветры, сходные с бризом, наблюдаются и на берегах больших рек)

– В чём различие? (Районы распространения – бризы проникают в глубь суши и моря иногда на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. Типичные муссоны особенно распространены в юго-восточной части материка Евразия. В России – рис.77 с.140)

Розу ветров по данным своих наблюдений вы построите на следующем уроке.

Учитель литературы: Пишем на листочках самый короткий "ветреный” диктант: бриз, муссоны, ураган, флюгер, ветреный день, ветряная мельница, юго-западный ветер, ветролом, ветродвигатель, ветрило. (Объяснить, что такое ветрило – устаревшее слово, обозначающее парус).

В русском языке есть не только устаревшие слова, но и диалектизмы. Что они значат?

Что значило выражение "ветреный человек” у поморов? Представьте, совсем не легкомысленного человека, а человека, приехавшего на лодке, с ветром, то есть приезжего гостя. Об этом рассказывает словарь Ивана Севастьяновича Меркурьева "Живая речь кольских поморов”.

Как же называются ветры у поморов? (В учебнике русского языка найти упражнение 73: сиверко, летник, всток, глубник, шелоник). Поморы так и говорили: "Ветер шелоник – на море разбойник”. В языке поморов находим и такое замечательное слово, как "поветерь”. Жизнь поморов во многом зависела от того, насколько ласковыми и дружелюбными были ветры.

Учитель географии:Итак, что мы сегодня узнали на уроке?

– Что такое ветер?
– Что называется бризом?
– Что такое муссон?
– Сколько баллов в шкале, по которой измеряют силу ветра?

– Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра: образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении. (Разница в нагревании моря и суши, разница в давлении, образование ветра).

Ветер, ветерок, ветрище…

Ветер – и работник, и проказник,
Надувает в море паруса,
Может делать сотню дел он разных
И творить в природе чудеса.
Ветерок бывает нежен, ласков:
Летом освежает нас прохладой,
Травам и цветам бормочет сказки…
Иногда ж с ним очень трудно сладить!
Разбушуется, рассердится ветрище,
Обернётся страшным ураганом,
Как разбойник, над землёй засвищет,
Нанося ей вред, и боль, и раны…
Ветер, ветерок, ветрище –
Это всяческие бризы и муссоны…
Снова ветер в небе что-то ищет:
Он за облачком отправился в погоню…

Д. З.: Параграф 38, ст. 1-4 до "Способ построения розы ветров…”. Вопросы 1,2.

Экспонаты "Музея ветра”:

Флюгер;
Барометр;
Рисунок ветряного двигателя.

Таблица: Слово "ветер” на карте мира (Витебская область, Белоруссия, Ветрино, Италия, Беневенто – Попутного ветра)

Таблица "Как называли ветер поморы?”

Левитан И.И. "Свежий ветер”
Остроухов И.С. "Сиверко”
Айвазовский И.К. "Девятый вал”
Дубовской Н.Н. "Притихло”
Рылов А.А. "Зелёный шум”

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Монета к 150-летию отмены крепостного права

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права.

Скажем кратко о сути крестьянской реформы Александра II.

Крестьяне получили личную свободу и право распоряжения своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на свои земли, но были обязаны предоставить крестьянам в постоянное пользование усадьбу с приусадебным участком, а также полевой надел. За это пользование крестьяне обязаны были отбывать барщину или платить оброк. По закону они не могли отказаться от полевого надела хотя бы в первые девять лет (а в последующий период отказ от земли ограничивался рядом условий, затруднявших реализацию этого права).

Было ли в России рабство?

Довольно своеобразно решался вопрос о размерах полевого надела. Повинности и размеры наделов должны были быть зафиксированы в уставных грамотах, которые составлялись в течение 2 лет. Но эти грамоты составляли сами помещики, а проверяли мировые посредники из числа помещиков. Получалось, что между крестьянами и помещиками посредниками были опять-таки помещики.

Условия реформы полностью отвечали интересам помещиков. Крестьяне становились временнообязанными на неопределенный срок. В сущности, феодальная система эксплуатации крестьян была налицо.


Отмена крепостного права. Чтение Манифеста в деревне

Крестьяне продолжали нести повинности за пользование землей. Повинности подразделялись на денежные (оброк) и издольщину (барщину). Основной формой повинностей был денежный оброк, размер его примерно соответствовал дореформенному. Это ясно показывало, что оброк устанавливался не по результату стоимости земли, а доходами, получаемыми помещиком от личности крепостного.

Барщина. Работы на земле помещика подразделялись на конные и пешие дни. Соотношение конных и пеших дней определялось помещиком.

Выкуп полевого надела зависел исключительно от помещика. Далеко не все крестьяне могли внести сразу всю сумму для выкупа, в чем были заинтересованы помещики. Крестьяне получали от правительства выкупную сумму, но погашать ее они должны были в течение 49 лет ежегодно по 6%. Поэтому крестьяне часто были вынуждены отказываться от той земли, которую они по условиям реформы имели право получить.

В результате крестьяне оставались в определенной зависимости от местного дворянства и временно обязанные от своих прежних владельцев.

Последствия крестьянской реформы


"Манифест" об отмене крепостного права


Особенный размах крестьянское протестное движение приняло в черноземных губерниях, Поволжье и на Украине, где крестьяне в основном находились на барщине. Весной и летом 1861 г. отмечался пик крестьянских волнений, а осенью 1861 г. борьба приобретает иные формы: массовые порубки крестьянами помещичьего леса, отказы от уплаты оброка, но особенно крестьянский саботаж барщинных работ: в ряде губерний даже до половины помещичьей земли осталось в тот год необработанной.

Продолжавшиеся крестьянские бунты подавлялись правительством. Но жизнь продолжалась, и крестьяне каждого имения объединялись в сельские общества. Общие хозяйственные вопросы обсуждались и решались на сельских сходах. Исполнять решения сходов обязан был сельский староста, который избирался на 3 года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной староста. В его ведении были полицейские и административные обязанности.

Однако крестьянская реформа все-таки была прогрессивным событием в истории Российской империи. Страна получила возможность модернизации: переходу от аграрного к индустриальному обществу. Свободу получили более 20 миллионов человек, причем мирным путем, тогда как в США, например, рабство было ликвидировано в результате Гражданской войны. Отмена крепостного права имела также большое нравственное значение и повлияло на развитие культуры, хотя интересы помещиков в ней учитывались больше, чем крестьян, и пережитки крепостного строя еще долгое время сохранялись в сознании людей. Проведенная крестьянская реформа еще больше укрепила самодержавие, но рано или поздно она все равно должна была произойти – этого требовало время.

К барину за помощью


Эпоху правления Александра II называют эпохой Великих реформ, а сам император получил прозвище “Освободитель”. Все это связано с реформой императора по отмене крепостного права .


Общество перед реформой 1861 года

Поражение в Крымской войне показало отсталость Российской империи от западных стран практически во всех аспектах экономики и социально-политического устройства государства.Передовые люди того времени не могли не замечать недостатки в насквозь прогнившей системе самодержавного правления. Русское общество к середине XIX века было неоднородным.

  • Дворянство делилось на богатых, средних и малоимущих. Их отношение к реформе не могло быть однозначным. Около 93% дворян не имели крепостных. Как правило эти дворяне занимали государственные должности и зависели от государства. Дворяне у которых были крупные наделы земли и много крепостных крестьян были настроены против Крестьянской реформы 1861 года.
  • Жизнь крепостных крестьян была жизнью рабов, ведь гражданские права у этого социального сословия отсутствовали. Крепостные крестьяне также не являлись однородной массой. В центральной России были в основном оброчные крестьяне. Они не теряли связь с сельской общиной и продолжали платить повинность помещику, нанимаясь в городе на фабрики. Вторая группа крестьян была барщинной и была в Южной части Российской империи. Они работали на земле помещика и платили барщину.

Крестьяне продолжали верить в “доброго батюшку царя”, который хочет освободить их из-под ярма рабства и выделить надел земли. После реформы 1861 года эта вера только усилилась. Несмотря на обман помещиков при проведении реформы 1861 года, крестьяне искренне верили, что царь не знает об их бедах. Влияние народовольцев на сознание крестьян было минимальным.

Александр II выступает перед Дворянским собранием

Рис. 1. Александр II выступает перед Дворянским собранием.

Предпосылки для отмены крепостного права

К середине XIX века в Российской империи происходили два процесса: процветание крепостного права и становление капиталистического уклада. Между этими несовместимыми процессами постоянно происходил конфликт.

Возникли все предпосылки для отмены крепостного права:

  • С ростом промышленности усложнялось и производство. Применение крепостного труда при этом сделалось совершенно невозможным, так как крепостные крестьяне специально ломали станки.
  • На фабриках были нужны постоянные рабочие с высокой квалификацией. При крепостном строе это было невозможно.
  • Крымская война вскрыла острые противоречия самодержавия России. Она показала средневековую отсталость государства от стран Западной Европы.

При этих обстоятельствах Александр II не хотел брать решение по проведению Крестьянской реформы только на себя, ведь в крупнейших западных государствах реформы разрабатывались всегда в специально созданных парламентом комитетах. Русский император решил пойти по этому же пути.

которые читают вместе с этой





Подготовка и начало реформы 1861 года

Поначалу подготовка крестьянской реформы велась тайно от населения России. Всё руководство по проектированию реформы было сосредоточено в Негласном или Секретном комитете, образованном в 1857 году. Однако дела в этой организации дальше обсуждения программы реформы не шли, а вызванные дворяне игнорировали призыв царя.

  • 20 ноября 1857 года был составлен рескрипт, утверждённый царём. В нём от каждой губернии выбирались выборные комитеты дворян, которые обязывались являться ко двору для собраний и согласования проекта реформы.Проект реформы стал готовиться открыто, а Негласный комитет стал Главным комитетом.
  • Главным вопросом Крестьянской реформы стало обсуждение таких вопросов: как освобождать крестьянина от крепостного рабства – с землёй или нет. Либералы, которые состояли из промышленников и безземельных дворян, хотела освободить крестьян и выделить им наделы земли. Группа крепостников, состоявших из зажиточных помещиков была против выделения крестьянам земельных наделов. В конце концов компромисс был найден. Либералы и крепостники нашли компромисс между собой и приняли решение освободить крестьян с минимальными наделами земли за большой денежный выкуп. Промышленников такое “освобождение” устраивало, так как снабжало их постоянными рабочими руками.Крепостников же Крестьянская реформа снабжала и капиталом, и рабочими руками.

Говоря кратко об отмене крепостного права в России в 1861 году, следует отметить три основных условия, которые Александр II наметил выполнить:

  • полное уничтожение крепостного права и освобождение крестьян;
  • каждый крестьянин наделялся наделом земли, при этом ему определялся размер выкупа;
  • крестьянин мог покинуть своё место жительства только с разрешения нового образованного сельского общества вместо сельской общины;

Для решения насущных вопросов и выполнения обязательств по выполнению повинностей и уплаты выкупа крестьяне помещичьих имений объединялись в сельские общества. Для контроля взаимоотношений помещика с сельскими обществами Сенатом назначались мировые посредники. Нюанс был в том, что мировые посредники назначались из местных дворян, которые, естественно, были на стороне помещика при решении спорных вопросов.

Результат проведения реформы 1861 года

Проведение реформы 1861 года выявило целый ряд недостатков:

  • помещик мог переносить место своей усадьбы, где ему заблагорассудиться;
  • помещик мог обменивать наделы крестьян на свои земли до их полного выкупа;
  • крестьянин до выкупа своего надела не являлся его полновластным хозяином;

Появление сельских обществ в год отмены крепостного права, породило круговую поруку. Сельские общины проводили собрания или сходы, на которых на всех крестьян возлагалось исполнение повинностей перед помещиком поровну, каждый крестьянин отвечал при этом за другого. На сельских сходах решались также вопросы о проступках крестьян, проблемы выплаты выкупа и тд. Решения схода имели силу, если они принимались большинством голосов.

  • Основную часть выкупа брало на себя государство. В 1861 году было создано Главное Выкупное учреждение.

Основную часть выкупа брало на себя государство. За выкуп каждого крестьянина выплачивалась 80% от общей суммы, остальные 20 % выплачивал крестьянин. Эта сумма могла выплачиваться единовременно, либо в рассрочку, однако чаще всего крестьянин отрабатывал её трудовой повинностью. Крестьянин расплачивался с государством 49 лет, выплачивая при этом 6% годовых. При этом, одновременно крестьянин выплачивал выкуп за землю, оставшиеся 20%. В среднем, с помещиком, крестьянин расплачивался в течение 20 лет.

Основные положения реформы 1861 года проводились в жизнь не сразу. Этот процесс растянулся почти на три десятилетия.

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века.

К либеральным реформам Российская империя подходила с необычайно запущенным местным хозяйством: дороги между селениями размывало весной и осенью, в деревнях отсутствовала элементарная гигиена, не говоря уж о медицинской помощи, эпидемии выкашивали крестьян. Образование было в зачаточном виде. У правительства не было денег на возрождение деревень, поэтому было принято решение о реформе органов местного самоуправления.

  • 1 января 1864 года была проведена земская реформа. Земство представляло собой местный орган власти, который брал под опеку строительство дорог, организацию школ, строительство больниц, церквей и т.д. Важным пунктом была организации помощи населению, которое пострадало от неурожая. Для решения особо важных задач земство могло облагать население специальным налогом. Распорядительными органами земств были губернские и уездные собрания, исполнительными-губернские и уездные управы.Выборы в земства проводились один раз в три года. Для выборов собирались три съезда. Первый съезд состоял из землевладельцев, второй съезд набирался из городских собственников, третий съезд включал в себя выборных крестьян от волостных сельских сходов.
  • Следующей датой проведения судебных преобразований Александра II стала реформа 1864 года.Суд в России становился гласный, открытый и общественный. Главным обвинителем был прокурор, у подсудимого появился свой защитник-адвокат. Однако главным новшеством было введение на суде присяжных заседателей состоявших из 12 человек. После судебных прений они выносили свой вердикт-“виновен” или “невиновен”. Присяжные заседателями набирались из мужчин всех сословий.Разбором мелких дел занимался мировой судья
  • В 1874 году была проведена реформа в армии. Указом Д. А. Милютина был упразднён рекрутский набор. Обязательной службе в армии подлежали граждане России достигшие 20 лет. Срок службы в пехоте составлял 6 лет, срок службы на флоте 7 лет.

Отмена рекрутского набора способствовала большой популярности Александра II среди крестьянства.

Значение реформ Александра II

Отмечая все плюсы и минусы преобразований Александра II, нужно отметить, что они способствовали росту производительных сил страны, развитию нравственного самосознания у населения, улучшению качества жизни крестьян в деревнях и распространению начального просвещения среди крестьян. Следует отметить и рост промышленного подъёма и положительное развитие сельского хозяйства.

Вместе с тем, реформы совершенно не затронули верхние эшелоны власти, в управлении на местах оставались пережитки крепостничества, помещики пользовались поддержкой дворян-посредников в спорах и открыто обманывали крестьян при выделении наделов. Однако не следует забывать, что это были только первые шаги к новой капиталистической стадии развития.

Что мы узнали?

Либеральные реформы, изучаемые по истории России (9 класс), в целом имели положительные итоги. Благодаря отмене крепостного права окончательно устранялись пережитки феодального строя, но до окончательного становления капиталистического уклада, подобно развитым западным странам было ещё очень далеко.

Читайте также: