Тормоз перестройки это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Царская бюрократия не была однородной. Из ее общей массы выделялась верхушка, из которой и производились назначения на все важнейшие государственные посты, невзирая на уровень подготовки и профессиональную компетентность, а часто из-за близости к импе-раторскому двору, по протекции придворной камарильи или по знатности.

Великая Октябрьская социалистическая революция сломала карательный аппарат буржуазно-помещичьего государства, включив в новый советский государственный аппарат лишь некоторые учетно-регистрационные и хозяйственные учреждения. Первыми декретами Советской власти были упразднены чины и звания (И ноября и 16 декабря 1917 г.).

Из выступления Осинского. «С констатирования того, что у нас возродился бюрократизм, я должен начать свой доклад. Решение дел сосредоточивается в узких коллегиях, которые,— это нам надо прямо констатировать,— в значительной мере отрываются от масс. У нас усиленным образом развивается покровительство близким людям, протекционизм, а параллельно — злоупотребления, взяточничество; и, в конце концов, особенно в провинции, нашими ответственными, иногда партийными, работниками чинятся явные безобразия.

Цит. по; Восьмой съезд РКП(б). Март 1919 года. Протоколы. М., 1959.

В Программе партии, проект которой написан В. И. Лениным, принятой VIII съездом, был специальный пункт, посвященный борьбе с бюрократизмом. Он гласил: «Ведя самую решительную борьбу с бюрократизмом, РКП отстаивает для полного преодоления этого зла следующие меры:

Обязательное привлечение каждого члена Совета к выполнению определенной работы по управлению государством.

Последовательную смену этих работ с тем, чтобы они постепенно охватывали все отрасли управления.

Эта программа сохранила свою актуальность до сегодняшнего дня.

Многоплановая система мер борьбы с бюрократизмом оказалась в противоречии с насаждаемой с конца 20-х годов повой административной системой управления, которая была порождением культа Сталина. Благоприятствующей средой и для культа Сталина, и для административной системы управления стали не только узурпация Сталиным всей полноты власти в партии и государстве, но и определенные настроения народных масс, сложившиеся еще в дореволюционной России. Стоит вспомнить три века монголо-татарского ига, затянувшееся до 1861 г. крепостное право с сохранением и в последующие десятилетия многочисленных остатков крепостничества, включая самодержавие, административно-полицейский гнет, полное отсутствие даже элементарных буржуазных свобод и парламентаризма в царской России. Все это наложило определенный отпечаток на социальную пси-хологию масс, создало в их сознании своеобразный культ единоначалия.

Особенно тяжелые последствия имело применение этого административно-нажимного метода управления для крестьянства. Отступления от ленинской политики повлекли за собой грубые нарушения принципов коллек-тивизации.

Связь между бюрократизмом и режимом культа личности несомненна: первый обусловливает второе. С другой стороны, культ личности есть законченное выражение бюрократизма.

Бюрократ, согласно самому распространенному определению, приведенному, например, и в Советском энциклопедическом словаре, это: 1) лицо, принадлежащее к бюрократии; 2) должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; волокитчик. Уже в этом кратком определении выделены некоторые сущностные черты, свойства, признаки бюрократа, а именно:

нахождение его на государственной службе;

нанесение им ущерба делу (государственному);

принадлежность к особой социальной группе — бю-рократии.

Мне кажется, что первый признак неточен: бюрократы есть и в партийных, и в общественных организациях, а не только на государственной службе; второй — неочевиден; третий же — просто тавтологичен: бюрократ принадлежит к бюрократии, а демократ — к демократии.

Согласен, это определение является слишком широким. Чтобы придать ему более строгий характер, нужно добавить еще три следующих признака:

принадлежность к управляющей подсистеме любого ранга;

осознанное преобладание корыстных (личных или групповых) целей, мотивов деятельности над общественными, социально значимыми;

осознанное, активное и широкое использование узаконенных и неузаконенных привилегий, связанных с его должностным положением.

Думается, пришла пора назвать вещи собственными именами. Бюрократ есть расхититель общественной собственности. Он разворовывает не только и, может быть, не столько материальные и духовные блага, но и ценнейшее общественное достояние — время людей, их нервы и здоровье. Тем самым он разрушает и подрывает самое ценное и самое необходимое для социализма — то, что сейчас мы называем человеческим фактором. Следовательно, бюрократ причиняет ущерб не только экономический, но и политический.

Бюрократия — понятие весьма многозначное. Помимо совокупности бюрократов оно означает и социальное явление, сущность которого состоит в монополии управленческого аппарата на власть; в независимости аппарата управления от исполнителей; в подмене содержания деятельности формой; в выдвижении в качестве групповой цели самосохранения и укрепления аппарата с его привилегиями; наконец, в самом существовании особого привилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ними, то есть собственно бюрократии как социальной группы.

Начнем со второго признака, с собственности.

Параллельно проходил процесс отделения, отчуждения непосредственных производителей от средств производства. Содержание его состояло в следующем: рабочие и колхозники формально оставались собственниками основных средств производства, трудовые коллективы (совокупные работники) формально оставались их владельцами, но в значительной мере лишились такой важнейшей прерогативы собственника и владельца, как распоряжение средствами производства (в сфере производства) и продуктом (в сфере распределения). Напомню, что именно распоряжение является особой формой организации производства, распределения и потреб-ления, относительно самостоятельной стороной производственных отношений. Именно в распоряжении средствами производства реализуются и проявляются реальные экономические (а не только правовые) отношения собст-венности.

С другой стороны, именно бюрократия, в отличие от всех других групп населения, имеет возможность реально выполнять такую важнейшую, ключевую функцию собственника, как распоряжение и средствами производства, и произведенным продуктом.

Третье замечание носит частный характер. На мой взгляд, колхозная собственность была огосударствлена как раз в конце 20 — начале 30-х годов. Сейчас появля-ется все больше свидетельств того, что в результате коллективизации как частная собственность крестьян-единоличников, так и собственность создающихся колхозов была национализирована. И уже с той поры вопрос о пу-тях сближения двух форм общественной собственности, столь оживленно обсуждавшийся еще недавно обществоведами, приобрел схоластический характер, поскольку налицо была единая государственная собственность.

Бюрократия, являясь частью управленческого аппарата, в отличие от рабочих, крестьян и интеллигенции, не производит ни материальных, ни духовных ценностей. Распоряжаясь средствами в собственных корыстных интересах, произвольно перераспределяя их в свою пользу и тем самым принимая участие в процессах производства и распределения, она, в отличие, например, от служащих, не способствует, а мешает этим процессам.

Идем дальше. Посмотрим, какова роль бюрократии в общественной организации труда.

15 Историки спорят

В отличие от рабочих, крестьян и интеллигенции, практически отчужденных от организации труда, и в от-личие от служащих, занятых управленческим, то есть организаторским, трудом, бюрократия переорганизует процессы труда в своих корыстных интересах, то есть с точки зрения общественных интересов дезорганизует его.

Наконец, обратимся к способу получения и размеру доли общественного богатства. По данному признаку между рабочими и крестьянами, как, впрочем, и подавляющим большинством служащих и интеллигенции, принципиальной, качественной разницы нет (несмотря на значительные отклонения для отдельных статистически незначимых групп). Все работники, в отличие от НЕработни- ков, то есть от бюрократов, получают доход в основном за свой труд, причем размеры этого дохода в принципе сопоставимы. Я намеренно не касаюсь вопроса о количестве и качестве труда работников, об очевидном несоблю-дении принципа оплаты по труду, потому что это тема для особого разговора. Бюрократ получает свою долю общественного богатства не за труд (в отличие, напри-мер, от бракодела-исполнителя, получающего доход, как это ни парадоксально, за общественно вредный, но все- таки свой труд), а за место в системе производства и, следовательно, в социальной структуре, за должность, то есть за свою принадлежность к управляющей подсистеме.

Что же касается размера этой доли, то если, за известными исключениями, у трудящихся она в принципе сопоставима и сравнима, то нетрудовой доход бюрократии, особенно с учетом множества привилегий, будучи качественно иным по происхождению и структуре, значительно выше, чем доля бюрократов в обществе. И примеров тому множество.

Думается, что разделение управленческого аппарата на бюрократов и небюрократов представляет огромную практическую трудность. Точно так же как и разделение

1 Бутенко А. При свете гласности.—Московская правда, 1987, 7 мая.

служащих на способствующих производственным процессам и препятствующим им. Дезорганизация процесса труда в силу корыстных интересов — этот признак также представляется уязвимым для критики. В известном смысле он противоречит высказанному тезису о бюрократии как собственнике средств производства. Любой собственник заинтересован в приумножении собственности. Ваш бюрократ, похоже, заинтересован в обратном.

Чиновник может быть некомпетентен, корыстен и т. п., но эти личные качества не меняют природы социальных отношений, если этот чиновник находится под бдительным присмотром масс. Его критикуют за промахи, помогают советами, бьют по рукам, когда он тянет их к государственному карману, наконец, в любую минуту могут сменить.

Мне кажется, что предпосылкой успешной борьбы с бюрократизмом служит в первую очередь, как это ни странно звучит, желание бороться. Казалось бы, его с избытком. Возрастание политической активности масс есть неоспоримый факт. Но пока что в основном выражается она в гигантском потоке писем, захлестнувшем раз-личные инстанции.

Сегодня речь идет о достижении социальной зрелости, которая означает обособление интересов общества от интересов бюрократии, осознание трудящимися своих прав и необходимости за них бороться — бороться не столько словом, сколько делом. Конечно, одного желания мало, это правда, но без желания бороться победа над бюрократией исключена.

Есть еще одна важная вещь, необходимая для борьбы с бюрократизмом,— это умение с ним бороться. Такое умение невозможно без всемерного подъема культурного уровня населения. Мы уже так много говорили об этом, что, кажется, нет нужды повторять эту истину. И если я говорю об этом, то только для того, чтобы подчеркнуть, что культура не сводится к инфраструктуре, то есть к наличию университетов, библиотек, клубов и т. д. Философский энциклопедический словарь указывает, что культура— это, помимо прочего, совокупность отношения людей к природе, между собой и к самим себе.

Однако сама по себе высокая культура — с точки зрения борьбы с бюрократизмом — условие необходимое, но не достаточное. Нужна политическая культура, которая включает в себя и умение отстаивать свои права, и уважение к правам чужим.

В разговоре о политической культуре людей на первый план выступает степень осознания каждым тружеником сущности и целей социализма, с одной стороны, и своих прав и обязанностей — с другой.

Что это — обычная наша рутина и бестолковщина? Истцы не знают, как собрать доказательства, юрисконсульты разводят руками, когда требуется оформить иск, судьям неведомо, как вести процесс. И все, как и прежде, ждут инструкций и разъяснений. Сопоставление этих двух фактов наводит на грустные размышления.

Момент перестройки, момент революционных преобразований характеризуется острой потребностью в прецеденте, почине. Сегодня чрезвычайно важно поддержать любое практическое начинание, перелагающее демокра-тический благовест на язык практики, понятный миллио-нам.

Возможно, нам следует попытаться сформулировать некоторые выводы о путях борьбы с бюрократизмом.

По моему мнению, магистральные пути борьбы с бюрократизмом могут быть сформулированы следующим образом:

Вы говорите именно о том, что я хотел бы выделить как второе магистральное направление борьбы с бюрократизмом. Что я имею в виду?

Все это в комплексе, по моему мнению, может в обозримой исторической перспективе привести к ликвидации бюрократии как особой социальной группы и, следовательно, к уничтожению бюрократизма как социального явления.

Борьба с зсевластием бюрократии уже разворачивается. Уже есть и первые успехи, и первые поражения. Поскольку эта борьба, являясь частью нашей перестройки, затрагивает коренные экономические интересы всех без исключения групп и слоев общества, она неизбежно принимает политический характер и будет весьма длительной и острой. От ее исхода зависят исторические судьбы не только нашей Родины, но и мирового социализма в целом. В. 3. Дробижев — доктор исторических наук


А для начала мы спросили жителей райцентра, что мешает им жить комфортно, уютно в родном поселке. Надеемся, что эти пожелания будут приняты без обид. Вот что мы услышали:

- Гололедица нас в затворники превращает. Страшно по улицам ходить. Дороги еще подсыпают, а на тротуарах – смертоубийство. Около больницы выложили дорожку плиткой – сплошная катушка.

- Плохое информирование про отключение света. Развешивали бы, как раньше, на подъездах, на магазинах объявления. И с четкой информацией: какие улицы, в какое время, а не названия подстанций, нам это ни о чем не говорит. У многих спутниковые тарелки, цифровое ТВ, местное не показывает. Вот и не знаем про отключения. И еще чтобы энергетики соблюдали свой график отключений.

- Так хочется иной раз с друзьями посидеть вечером в уютном кафе. Помнится, был у нас в поселке даже ресторан, там живая музыка была. Приходили сюда люди взрослые, средний, старший возраст. Не напиваться, а просто уютно посидеть в компании, песни попеть. А сейчас в этом возрасте и вовсе некуда податься. Да и молодежи тоже. Какие-то не предприимчивые у нас предприниматели.

-Надо, чтобы кто-то следил за уличным освещением. Сейчас, правда, оно лучше стало. Но не редко бывает, что пол-улицы как в столице иллюминация, а во второй половине – ни огонька.

- Хочется с детьми в выходной в Белоярский съездить, город посмотреть, в музей сходить. Вот бы кто организовал такие маршруты выходного дня.

- Автобус бы по выходным дополнительный между Октябрьским и Андрой: в гости б друг к другу съездить, по магазинам. Хотя бы маршрутки. На такси накладно.

Владимир Грязневич

«Основной темой проходящего в Петербурге Международного инновационного форума стала эволюция технологий. Тема мероприятия соответствует заявлениям руководителей страны о необходимости как можно скорее внедрять цифровые технологии в нашу экономику.

Судя по тому, как часто в последнее время президент Владимир Путин говорит о цифровой экономике, начальство, похоже, наконец, осознало, что сырьевое благополучие 2000-х годов уже никогда не повторится и единственный для России способ не скатиться на обочину цивилизации — развивать новую экономику, основанную на IT-технологиях.

Реальная жизнь, однако, идет своим чередом: предприятия традиционных отраслей осваивают госбюджеты в основном привычными методами. Именно на такие методы по-прежнему ориентировано российское законодательство, что затрудняет переход к более современным моделям.

Результаты удручают

Судя по всему, такая же ситуация характерна для всех традиционных отраслей петербургской промышленности, за исключением, разве что, фармацевтики, где внедрение цифровых технологий началось довольно давно, без всяких усилий государства, а исключительно по инициативе частных собственников предприятий.

Основной причиной торможения перехода на цифровые технологии эксперты называют отсутствие мотивации у предприятий и неадекватное госрегулирование.

Жизнь не вынуждает

Теоретически все руководители предприятий понимают достоинства цифровых технологий, но этого мотива не достаточно для их практического внедрения. Любая замена технологий требует значительных усилий — как организационных, так и финансовых. Чтобы решиться на них, нужны сильные аргументы — либо твердое решение собственника, либо реальная угроза потерять рынки сбыта.

Казалось бы — самое время перейти на новые рельсы. Но нет — петербургские судостроительные гиганты, как, впрочем, и предприятия авиастроения, завалены заказами, главным образом, государственными.

Без конкуренции нет цифровизации

Однако власти ограничивают конкуренцию российских госкомпаний с иностранными. В то же время вклад госкомпаний в ВВП, по данным ФАС, превышает 70%, а число государственных и муниципальных унитарных предприятий за три последних года утроилось.

При этом, как подчеркивает ФАС, такие предприятия по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией. Однако использование на таких рынках административного ресурса и бюджетного финансирования сводит на нет усилия более эффективных игроков. При такой политике перспективы цифровизации становятся призрачными.

На фоне деклараций

Как выясняется, упомянутый законопроект — не единственный пример противоречия реальной политики правительства декларациям начальства о необходимости внедрения цифровых технологий. Так, Алексей Боровков с сожалением отмечает, что сейчас основные усилия и ресурсы руководителей российских компаний направлены на преодоление тех или иных административных барьеров.

Директорский тормоз

Правда, для распространения инициативы Грефа на другие банки и прочие организации придется еще преодолевать сопротивление их директоров. Часть первых лиц бизнеса, по словам Алексея Боровкова, понимает, что лично они не будут востребованы в цифровой экономике, которая предъявляет более высокие требования к руководству компаний. И это, как говорит соруководитель Технета, зачастую обуславливает торможение процессов цифровой трансформации бизнес-процессов.

Подробнее о проблемах цифровой трансформации бизнеса читайте в спецпроекте РБК+.


ПЕРЕСТРО́ЙКА , -и, ж. Действие по знач. глаг. перестроить—перестраивать и перестроиться—перестраиваться. Перестройка здания. Перестройка плана статьи. Перестройка народного хозяйства. Перестройка радиоприемника. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: запасать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «тормоз»

Ассоциации к слову «перестройка»

Синонимы к слову «тормоз»

Синонимы к слову «перестройка»

Предложения со словом «тормоз»

Предложения со словом «перестройка»

Сочетаемость слова «тормоз»

Сочетаемость слова «перестройка»

Афоризмы русских писателей со словом «тормоз»

  • В человека вложена бесконечная не только моральная, но даже физическая сила, но вместе с тем на эту силу наложен ужасный тормоз — любовь к себе…

Дополнительно

Значение слова «тормоз»

ТО́РМОЗ , -а, мн. тормоза́, —о́в и то́рмозы, —ов, м. 1. (мн. тормоза́). Устройство для замедления или остановки движения какой-л. машины.

Значение слова «перестройка»

ПЕРЕСТРО́ЙКА , -и, ж. Действие по знач. глаг. перестроить—перестраивать и перестроиться—перестраиваться. Перестройка здания. Перестройка плана статьи. Перестройка народного хозяйства. Перестройка радиоприемника.

Предложения со словом «тормоз»

После этого можно отпускать педаль тормоза и нажимать на педаль газа.

И не успел он договорить, как впереди за поворотом они услышали резкий скрип тормозов и громкий треск.

С таким же успехом можно было утверждать, что случайно снявшаяся с ручного тормоза машина сознательно уходит с парковки, чтобы совершить наезд на хозяина.

Предложения со словом «перестройка»

Формально они были приурочены к моему 85-летнему юбилею и 30-летию начала перестройки.

Строго говоря, в это время перестройка госорганов уже шла полным ходом.

Уже в первые годы перестройки у городского пространства появились новые функции.

Viva la revolución? Часть 3. Тормоз перестройки. Марко Бранка

В продолжение темы революции мы полезем вверх по иерархической лестнице. Следующий этаж — менеджмент, и его олицетворение — Марко Бранка, как всегда легкий на помине.

По результатам сезона 2009-2010 переход Ибрагимовича в Барселону окончательно и бесповоротно обрел статус шедевра, а директорский тандем Бранка-Ориали был причислен к лику творцов исторического триумфа. С этим трансфером Интер избавился от игрока, портившего командный дух, приобрел нападающего экстра-класса, а на сдачу доукомплектовал состав.

До образцовой трансферной кампании 2009 года Бранка и Ориали провели немало успешных сделок, по крупицам собрав команду, доминировавшую в Италии на протяжении 5 лет. И, хотя утверждают, что основным идеологом тех сделок был именно Бранка, невозможно не заметить, что после ухода Ориали количество сомнительных управленческих решений выросло настолько, что кресло под некогда неприкасаемым техническим директором основательно закачалось. Рассмотрим основные из них.

Назначение новых тренеров по ходу сезона чаще всего происходит по причине того, что тренеры, принятые на работу в межсезонье, показали свою некомпетентность. Именно Бранка настаивал на кандидатурах Бенитеса в 2010 и Гасперини в 2011, и если не самые удачные методы работы испанца оказались неожиданностью, то назначение Гасперини с самого начала вызывало вопросы. После двух промахов Марко кряду, Моратти избравил того от мук выбора и решил продвинуть по службе Страмаччони. Хотя Андреа не впечатлил, президент не вернул Бранке право выбора тренера и назначил Маццарри.


2. Невнятная трансферная политика

Апогей трансферной анархии, учиненной Бранкой, пришелся на прошлое лето, когда в качестве главного тренера был утвержден Страмаччони, не обладавший достаточным авторитетом, чтобы как-то повлиять на селекцию. В итоге, несмотря на желание тренера приобрести реджисту и инсайда для игры по тактике 4-2-3-1, Бранка сделал все по своему разумению и набрал футболистов, ни тактически, ни по уровню не подходящих команде. Только взгляните на эти фамилии: Мудингайи, Гаргано, Сильвестре, Перейра (Паласио выбивается из этого списка, но он далеко не инсайд). И вот, привет тебе, дырявая оборона, безмозглая полузащита и безальтернативная атака. Результат прошлого сезона мы помним.

3. Девальвация героев триплета

Сохранение чемпионского состава в целости преподносилось как главное усиление лета 2010 года, но переподписавшие контракты вчерашние звезды не нашли в себе ни сил, ни мотивации продолжать играть на высоком уровне и стали высокооплачиваем балластом, от которого Бранка избавлялся долго, неэффективно и максимально болезненно для команды и для тренера. Те из них, кого невозможно было продать, подвергались разговору по душам, после которого следовал разрыв контракта и пренеприятный осадок. Каждому из ушедших по трансферу впопыхах искались замены, а если находились, то походили на нелепые карикатуры: Это’О был заменен Форланом, Майкон — Перейрой; Снейдеру и Мотте замены, по мнению Бранки, не требуется и по сей день.

Что уж говорить об упущенной выгоде: например, за того же Майкона Реал предлагал 25 млн летом 2010 года, в 2011 году настал черед МЮ встать из за стола переговоров ни с чем, а ведь за Снейдера и Жулио Сезара они предлагали в сумме более 50 млн евро! И стоило отказывать, чтобы через каких-то 2 года отпускать их за бесценок и с большим скандалом?

Технические ошибки — это то, чего категорически не должен допускать технический директор топ-клуба, но Бранке это раз за разом сходит с рук. Трансфер Форлана, о котором уже упоминалось, был неудачным со всех точек зрения — финансовой, спортивной, имиджевой. Но самое ироничное в нем было то, что он приобретался как усиление под Лигу Чемпионов, но не смог сыграть в осенней ее стадии, так как был заигран за Атлетико. Этот факт, казалось, был известен всем, кроме технического директора Интера.

Менее растиражированный в прессе, но не менее вопиющий случай произошел с Бракой полгода назад: ища усиление в полузащиту, герой статьи наткнулся на кандидатуру Мейрелеша. Ему потребовалось провести несколько переговоров с агентам, потратить массу своего драгоценного времени и денег клуба на перелеты в Стамбул и обратно, прежде чем неожиданно всплыл факт: Рауль уже сыграл за максимально возможное число команд в течение одного сезона. В то, что Интер его бы подписал, верится, конечно, с трудом, но от одного факта априори безнадежных переговоров, согласитесь, не по себе.


Прошло вот уже три года с тех пор, как Интер кардинально сменил жизненную философию: земли — крестьянам, фабрики — рабочим, футбол — футболистам, а звезды пусть посияют где-нибудь на небосводе. Казалось бы, трансферная политика должна быть отражением этой философии, а Бранке просто следовало пойти по проторенной дорожке, следуя примеру Удинезе. Принципиально такая политика проста — покупаем молодых талантов задешево, даем им заматереть и набраться опыта, затем кого-то из них продаем задорого, а кого-то оставляем, превращая в гарант будущих побед. Реализация этой политики, напротив, весьма сложна, поскольку требует создания очень сильной скаутской команды, коей в Интере отродясь не было (ведь для покупки известных игроков скауты не нужны). Для этих целей был приглашен экс-глава скаутов фриулийцев Анджелони, но в одиночку он по определению не был способен делать погоду, посему непосильную трансферную ношу целиком взвалил на себя Бранка. В итоге смена поколений в команде тянется уже три года и не завершена и по сей день, а между тем на ветер было выброшено немало денег.

Не знаю, хорошо или плохо то, что простому болельщику не дают права голоса в отношении кадровой политики клуба, но, будь у меня такое право, я бы первым делом проголосовал за увольнение Марко Бранки, поскольку считаю его одним из главных виновников того положения, в котором оказался Интер. Его тщеславие и самоуверенность привели к тому, что он остался один на один с проблемами, которые он решить не в состоянии.


А для начала мы спросили жителей райцентра, что мешает им жить комфортно, уютно в родном поселке. Надеемся, что эти пожелания будут приняты без обид. Вот что мы услышали:

— Гололедица нас в затворники превращает. Страшно по улицам ходить. Дороги еще подсыпают, а на тротуарах – смертоубийство. Около больницы выложили дорожку плиткой – сплошная катушка.

— Плохое информирование про отключение света. Развешивали бы, как раньше, на подъездах, на магазинах объявления. И с четкой информацией: какие улицы, в какое время, а не названия подстанций, нам это ни о чем не говорит. У многих спутниковые тарелки, цифровое ТВ, местное не показывает. Вот и не знаем про отключения. И еще чтобы энергетики соблюдали свой график отключений.

— Так хочется иной раз с друзьями посидеть вечером в уютном кафе. Помнится, был у нас в поселке даже ресторан, там живая музыка была. Приходили сюда люди взрослые, средний, старший возраст. Не напиваться, а просто уютно посидеть в компании, песни попеть. А сейчас в этом возрасте и вовсе некуда податься. Да и молодежи тоже. Какие-то не предприимчивые у нас предприниматели.

-Надо, чтобы кто-то следил за уличным освещением. Сейчас, правда, оно лучше стало. Но не редко бывает, что пол-улицы как в столице иллюминация, а во второй половине – ни огонька.

— Хочется с детьми в выходной в Белоярский съездить, город посмотреть, в музей сходить. Вот бы кто организовал такие маршруты выходного дня.

— Автобус бы по выходным дополнительный между Октябрьским и Андрой: в гости б друг к другу съездить, по магазинам. Хотя бы маршрутки. На такси накладно.

Наталья Ермакова,

Тормоз перестройки: кто мешает цифровизации России


«Основной темой проходящего в Петербурге Международного инновационного форума стала эволюция технологий. Тема мероприятия соответствует заявлениям руководителей страны о необходимости как можно скорее внедрять цифровые технологии в нашу экономику.

Судя по тому, как часто в последнее время президент Владимир Путин говорит о цифровой экономике, начальство, похоже, наконец, осознало, что сырьевое благополучие 2000-х годов уже никогда не повторится и единственный для России способ не скатиться на обочину цивилизации — развивать новую экономику, основанную на IT-технологиях.

Реальная жизнь, однако, идет своим чередом: предприятия традиционных отраслей осваивают госбюджеты в основном привычными методами. Именно на такие методы по-прежнему ориентировано российское законодательство, что затрудняет переход к более современным моделям.

Результаты удручают

Судя по всему, такая же ситуация характерна для всех традиционных отраслей петербургской промышленности, за исключением, разве что, фармацевтики, где внедрение цифровых технологий началось довольно давно, без всяких усилий государства, а исключительно по инициативе частных собственников предприятий.

Основной причиной торможения перехода на цифровые технологии эксперты называют отсутствие мотивации у предприятий и неадекватное госрегулирование.

Жизнь не вынуждает

Теоретически все руководители предприятий понимают достоинства цифровых технологий, но этого мотива не достаточно для их практического внедрения. Любая замена технологий требует значительных усилий — как организационных, так и финансовых. Чтобы решиться на них, нужны сильные аргументы — либо твердое решение собственника, либо реальная угроза потерять рынки сбыта.

Казалось бы — самое время перейти на новые рельсы. Но нет — петербургские судостроительные гиганты, как, впрочем, и предприятия авиастроения, завалены заказами, главным образом, государственными.

Без конкуренции нет цифровизации

Однако власти ограничивают конкуренцию российских госкомпаний с иностранными. В то же время вклад госкомпаний в ВВП, по данным ФАС, превышает 70%, а число государственных и муниципальных унитарных предприятий за три последних года утроилось.

При этом, как подчеркивает ФАС, такие предприятия по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией. Однако использование на таких рынках административного ресурса и бюджетного финансирования сводит на нет усилия более эффективных игроков. При такой политике перспективы цифровизации становятся призрачными.

На фоне деклараций

Как выясняется, упомянутый законопроект — не единственный пример противоречия реальной политики правительства декларациям начальства о необходимости внедрения цифровых технологий. Так, Алексей Боровков с сожалением отмечает, что сейчас основные усилия и ресурсы руководителей российских компаний направлены на преодоление тех или иных административных барьеров.

Директорский тормоз

Правда, для распространения инициативы Грефа на другие банки и прочие организации придется еще преодолевать сопротивление их директоров. Часть первых лиц бизнеса, по словам Алексея Боровкова, понимает, что лично они не будут востребованы в цифровой экономике, которая предъявляет более высокие требования к руководству компаний. И это, как говорит соруководитель Технета, зачастую обуславливает торможение процессов цифровой трансформации бизнес-процессов.

Подробнее о проблемах цифровой трансформации бизнеса читайте в спецпроекте РБК+.

Читайте также: