Культура древнего средиземноморья кратко

Обновлено: 02.07.2024

Античность – греко-римская древность – цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.

Полис – поселение (город) и прилегающие к нему земельные угодья.

Демократия – политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Римское право – правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

«Здесь вспомнится Рим,

Карфаген и Афины,

Красу мифологии не с чем сравнить.

А как величава минойцев кончина,

История античного мира издавна привлекала внимание исследователей. События этой эпохи нашли отражение в эпосе. Так в чем же особенность цивилизации, которая стояла у истоков европейских традиций?

Первый очаг древнегреческой цивилизации зародился на о. Крит на рубеже III–II тыс. до н. э. По имени мифического правителя – царя Миноса ее называют минойская. Около XV в. до н. э., после извержения вулкана критская культура трагически погибает и на смену ей приходит новая культура – ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и островов Эгейского моря. В XIII–XII вв. до н. э. ахейская культура была уничтожена во времена нашествия северных народов, среди которых, были греки-дорийцы. Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.

В Элладе (так греки называли Грецию) более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства, чем для земледелия. Греки разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом. Еще одним богатством было море: удобные бухты и многочисленные острова создавали условия для мореплавания и торговли. Постепенно страна превратилась в сильную морскую державу. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы.

С VIII по VI вв. до н. э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии.

Около 500 г. до н. э. в истории Греции происходит важный перелом – начинается великая греческая колонизация побережья Малая Азии, Причерноморья, Италии. В античной Греции на основе родоплеменных общин сложилось несколько сот небольших самостоятельных государств – полисов. Полис – город-государство, оно состояло из самого города и прилегающих к нему территорий. Каждый полис имел свои законы и систему управления.

Античную Грецию принято считать родиной демократии, здесь был введен принцип выборности верховного правителя – архонта. Защита демократии и участие в делах полиса были важнейшим правом и обязанностью граждан. В Афинах на собраниях решались вопросы войны и мира и избирались должностные лица.

Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта. Это государство на юге Пелопоннесского полуострова превратило местное население в рабов – илотов. Спартанцы считали, что единственным заслуживающим уважения занятием для мужчин может быть война. Поэтому Спарта вела постоянные войны против соседних полисов. Труд рабов был основой экономики.

Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Север Италии завоевали этруски, которые пришли с Востока и покорили местное население.

В 753 г. до н. э. тремя племенами латинов был основан город Рим. В 451–450 гг. до н.э. в Риме впервые были приняты единые законы для всех. В итоге в V веке, как и в Афинах, сложилась новая политическая система. Потомки основателей города называли себя патрициями, а пришлое население, поселившееся в Риме, называлось плебеями. В 494 году плебеи, в результате протестов, получили право выбирать народных трибунов, которые отстаивали их интересы перед сенатом.

Рост экономического значения и прибыльности средиземноморской торговли спровоцировал правителей древних городов на господство над побережьем Средиземного моря. Первую попытку установления контроля над этой территорией предприняла персидская военная деспотия. Война с персами продолжалась около тридцати лет и завершилась освобождением греческих полисов Малой Азии от их власти. Но многие греческие политики, особенно выдающийся афинский оратор Демосфен, считали Македонию более опасным врагом, чем Персию. Во второй половине IV в. до н. э. благодаря походам (334–324 гг. до н. э.) Александра Македонского возникла гигантская империя, охватывающая Малую, Переднюю, частично Среднюю и Центральную Азию до нижнего течения Инда и Египет. Александру не удалось создать греко-персидскую империю, но его завоевания оказали большое влияние на развитие Средиземноморья.

Наиболее масштабная попытка создания обширной империи была предпринята Римом. В результате завоеваний Рим установил свою власть во всем Средиземноморье. Произошло образование большого государства с множеством провинций с колоссальным притоком рабов в Италию. Но в ходе войн, которые вел Рим с Карфагеном, он вступил в кризис, из которого долго выбирался. Благодаря реформам, проведенным Тиберием Гракхом, Рим смог оправится, и вступил на путь становления.

На роль властителей Рима могли претендовать лишь полководцы, добившиеся крупных побед и популярные в армейской среде. Одним из самых известных, был Гай Юлий Цезарь (102–44 г. до н. э.). Помимо качеств победоносного полководца этот выдающийся деятель, происходивший из патрицианской семьи, проявил себя и как политик, в конечно итоге став пожизненным диктатором. За свое правление Гай Юлий Цезарь вместе со своими соратниками провел множество реформ. Наиболее известной является реформа римского календаря. С 45 года до н. э. появился известный сегодня всем юлианский календарь.

Первым человеком, который приблизился к получению объема власти, свойственному императору, был Октавиан Август, занимавший пост принципа, то есть первого сенатора. В 27–23 годах до н. э. Октавиан сконцентрировал в своих руках ряд обычных и чрезвычайных должностей, позволивших ему управлять Римским государством, избегая установления открытой монархии. В его компетенции находились отношения с иностранными державами и судебные решения государственной важности. За время своего правления Октавиан значительно расширил границы Римского государства, включив в его состав большие территории на Рейне и Дунае, в Испании, а также Египет, Иудею и Галатию.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Археологи из Университета Лестера нашли на берегу залива Пегуэлл в графстве Кент остатки сооружений I века до н. э., которые они считают лагерем на месте высадки войск Юлия Цезаря.

Тренировочные задания:

1. Восстановите последовательность.

  • Захват Рима галлами
  • Земельный закон Тиберия Гракха
  • Марафонская битва
  • Начало Восточного похода Александра Македонского
  1. Марафонская битва
  2. Захват Рима галлами
  3. Начало Восточного похода Александра Македонского
  4. Земельный закон Тиберия Гракха

Подсказка: обратитесь к хронологии истории Античного мира

Разбор задания:

Самым ранним событием из списка является Марафонская битва, произошедшая в 490 г. до н. э. Спустя сто лет галлы захватили Рим. Начало Восточного похода Александра Македонского относится к 334 г. до н. э. Земельный закон Тиберия Гракха появился в 133 г. до н. э.

2. Заполните пропуски.

1. ________ (Перикл, Александр Македонский, Демосфен) – выдающийся полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти.

2. _____ (Сулла, Октавиан Август, Цезарь) – древнеримский политический деятель, превративший Римскую республику в Римскую империю, выдающийся полководец, оратор, писатель, реформатор, ставший пожизненным диктатором.

3. ____ (Ганнибал, Ксеркс, Константин) – карфагенский полководец, один из величайших полководцев и государственных деятелей древности. Был заклятым врагом Римской республики и последним значимым лидером Карфагена перед его падением в серии Пунических войн.

1. Александр Македонский

Разбор задания:

В тексте задания мы видим 3 характеристики и 9 личностей. Цель – правильно сопоставить данные сведения друг с другом. Плюсом подобных заданий является то, что всегда есть выбор, так как соединить отдельные части гораздо проще, чем дать самостоятельный ответ.

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

2. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.

Античная культура средиземноморья считается величайшим творением человечеств. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н.э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, а так же эпической поэзии и драматургии, естественно научного и философского знания.

Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов и необходимость объединения против общего врага. Но единство определялось так же и характерными для античной культуры особенностями, которые будут рассмотрены в работе. Прежде всего, античная культура космологична, греки утверждали следующие эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мера, гармония.

Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Античная архитектура, скульптура, литература и театр являлись предметом изучения и подражания во все последующие века.

1. Представление о красоте у древних греков

Красота и прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Как известно в античной культуре воплощением представлений о красоте становиться культ тела. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человека и наделяли высшей телесной красотой, потому, что не находили более совершенной формы.

Культ тела определялся и более прагматичными причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально – политических задач.

Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыда. Стоило знаменитой афинской красавицы Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее.

Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура.

2. Воплощение эстетического идеала в скульптуре

Итак, человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры, Теория красоты и гармонии нашла свое прямое предназначение в скульптуре древних греков. Далее рассмотрим, как воплощали скульпторы эстетический идеал в своем искусстве.

Меняются и требования, предъявляемые к скульптурным произведениям. Они получают определенное выражение в творчестве Праксителя, Скопаса и Лисиппа.

Гений Скопаса нашел наиболее приемлемую пластическую форму для выражения страсти и порыва.

В эпоху эллинизма даже в скульптурах богинь утрачивалось былое величие, для скульптора не существовало жестких эстетических норм, он показывал и впалую грудь старого рыбака и беззубую старуху. Скульпторы, впервые показавшие человека то младенцем, то дряхлым стариком, хотели передать чисто человеческие чувства и в лице и в фигуре.

3. Формирование стиля в греческой архитектуре

Как уже отмечалось ранее наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура.

Преддверием античной культуры является так называемая эгейская культура – архитектура, скульптура и росписи Крита, Микен, Тиринфа. Знаменитый Кносский дворец на Крите, занимавший площадь 16 тыс. кв. м., своей архитектурой превосходил главную идею античности – при всей своей величественности, он не подавляет человека, а выступает соразмерно ему. Фрески дворца свидедельствуют о том, что герой этого искусства – человек, его впечатления от окружающей жизни кладутся в основу изображения пейзажа и животных.

Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Афинское государство заботилось о культурной жизни своих граждан, представляя им возможность участвовать в праздничествах и посещать театр.

Рост индивидуализма в конце V века до н.э. характеризует греческую культуру в целом. Тяжелые испытания (война со Спартой, эпидемия чумы) разрушают старые представления, рождается новое отношение к миру, который не казался уже простым и ясным. Теперь не гражданин – коллективист, а человек индивидуальный и неповторимый выступает идеалом. Начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание ко всему единичному и особенному усложняет и художественные образы.

Новые традиции сказываются даже в архитектуре – искусстве, отражающем мир, как известно, опосредовано. Вот почему Эрехтейон (конец V века) – храм Афины, Посейдона и Эрехтея в Акрополе – всем своим обликом отличен от простого в восприятии Парфенона. Эрехтейон сложен и ассиметричен, его нужно обойти кругом, чтобы воспринять архитектурные формы.

Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь свих государств в архитектурных памятниках и строительстве новых городов. Расцветают виды искусств, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.

4. Искусство как воплощение представлений древних греков о красоте космоса и человека

Образцом для произведений искусства у греков является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Как было отмечено ранее античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески, это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становиться незыблемым принципом греческого искусства.

Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом.

Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотноситься с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения.

Человек и его качества служили критерием определения даже таких казалось бы, далеких от телесной пластики видов деятельности, как риторика. Один из авторов сравнивал речи известнейшего в Афинах ритора Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи его ученика Демосфена – с воинам, в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами.

Культура античной Греции, отмеченная вышеуказанными, характерными чертами, представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная – искусство.

Наивысшее выражение гармония получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально – эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуально – практических и теоретических проблем.

ством. Частично это объясняется этнической близостью народов, то и дело вторгавшихся на территорию региона, но в основном связано с тем, что скотоводческие племена, проникавшие на территорию оседлых оазисов и смешивающиеся с местным населением, в конечном итоге воспринимали нормы, обычаи и эталоны господствующей здесь культуры.

Творчески используя достижения своих высокоразвитых соседей, в первую очередь Египта и Месопотамии,

народы Восточного Средиземноморья создали собственную, достаточно своеобразную культуру, оказавшую значительное влияние на античный мир.

Уже керамика V—IV тысячелетий до н. э. испытывает сильное воздействие образцов из Месопотамии. По мере развития городов и сложения государств создаются дворцовые комплексы и храмы, но их масштабы

заметно уступают величественным сооружениям Египта и Шумера. Вместе с тем, например, дворец Угарита

занимал площадь около 9000 кв. м и представлял собой сооружение с мощными укреплениями, делавшими его своего рода неприступной цитаделью. Наоборот, дворцовый комплекс Эблы (XXIV—XXIII вв. до н. э.) включал в свой состав обширный дворец для аудиенций, возможно использовавшийся также для общих собраний значительной части населения города. Его оформление колоннадой указывает на связи с шумерской архитектурной традицией. Парадную часть дворца украшали комбинированные панно и мозаичные фризы, при изготовлении которых широко использовались дерево, иногда с золотой обтяжкой, лазурит и стеатит. Весьма выразительны крупные деревянные статуи. Пышность убранства подчеркивалась многочисленной резной мебелью, украшенной мозаикой из раковин. Многое здесь, в частности бородатые быки, напоминает месопотамские сюжеты, но есть и стилистические отличия. Неравенство в образе жизни, ставшее еще более значительным с выделением верховного правителя, закрепляется средствами архитектуры и прикладных искусств.

В обстановке политической раздробленности и постоянной угрозы со стороны соседей города-государства

Восточного Средиземноморья уделяют особое внимание развитию фортификации. Крепостные

стены усиливаются прямоугольными башнями, поверх стен идут зубцы, за которыми скрываются лучники.

Из камня изготовлялись статуи царей и божеств несколько утяжеленных пропорций и с большой долей условности в передаче фигуры. Известны и великолепные скульптурные портреты, например голова одного из

угаритских царей, вырезанная из слоновой кости. Косторезное ремесло, особенно развившееся в Финикии,

достигает большого совершенства. При этом в южных областях заметно воздействие египетских образцов. Таковы плакетки из палестинских поселений, в частности из Мегиддо. На севере, наоборот, ощутимее влияние месопотамских образцов. Это влияние хорошо прослеживается в сидящей статуе царя Алалаха: крупные, пристально смотрящие глаза и положение скрещенных рук характерны для месопотамской скульптуры.

Замечательным произведением местных мастеров является найденная в Угарите золотая чаша с изображением охотничьей сцены. Стремительно мчащийся на колеснице охотник, сопровождаемый распла- ставшейся в беге собакой, настигает дикого козла и туров. Порывистое движение всех фигур передано с огромным мастерством.

В поздней Иудее изобразительное искусство переживает упадок. В VIII—VI вв. до н. э. в связи с развитием

В области науки финикийцы считали своими учителями египтян. В истории географических открытий заслуги финикийских мореплавателей, вышедших через Гибралтар в Атлантический океан и обогнувших Африку, были исключительно велики.

Античные авторы признавали зависимость греческой культуры от восточной, в особенности от финикийской. Первый эллинский математик, физик, астроном и философ Фалес из Милета (VI в. до н. э.), по словам Геродота, был по происхождению финикийцем.




Особая роль принадлежит народам Восточного Средиземноморья в создании алфавита, одного из замечательных дос-


Крылатый юноша с цветком папируса в руке. Нимруд. VIII в. до н.э.

тижений человеческой культуры. По существу, все современные алфавиты или прямо восходят к финикийскому, как греческий и латинский, или созданы с учетом принятой в нем системы. Имеющиеся материалы ясно показывают, что во II тысячелетии до н. э. в небольших городах-государствах Восточного Средиземноморья шли интенсивные поиски наиболее рациональных систем письменности. Клинопись Месопотамии и иероглифика Египта были здесь хорошо

известны и находили свое применение. Однако обе системы были громоздкими и требовали больших профессиональных навыков для запоминания сотен и тысяч знаков. Во II тысячелетии до н. э. в Библе создается слоговое письмо упрощенного типа, так называемое протобиблское письмо, имевшее около 100 знаков. В XV—

VII вв. до н. э. в Угарите употреблялась своеобразная клинописная система — уже алфавитная, содержащая

всего тридцать знаков. Наконец, наиболее совершенной системой оказался финикийский алфавит. Применение этого алфавита (воспринятого впоследствии с некоторыми изменениями греками) сделало грамотность доступной любому гражданину, что имело огромное значение для развития торговли и мореплавания.

Супруга главного бога также порой именовалась просто Баалат (владычица), но чаще носила конкретное имя Астарта, что соответствовало ассиро-вавилонской Иштар, но в отличие от последней ханааней-

Несмотря на многочисленные перемещения различных народов и племен культура Восточного

Средиземноморья отличается отчетливо выраженной преемственностью и определенным внутренним един-

ством. Частично это объясняется этнической близостью народов, то и дело вторгавшихся на территорию региона, но в основном связано с тем, что скотоводческие племена, проникавшие на территорию оседлых оазисов и смешивающиеся с местным населением, в конечном итоге воспринимали нормы, обычаи и эталоны господствующей здесь культуры.

Творчески используя достижения своих высокоразвитых соседей, в первую очередь Египта и Месопотамии,

народы Восточного Средиземноморья создали собственную, достаточно своеобразную культуру, оказавшую значительное влияние на античный мир.

Уже керамика V—IV тысячелетий до н. э. испытывает сильное воздействие образцов из Месопотамии. По мере развития городов и сложения государств создаются дворцовые комплексы и храмы, но их масштабы

заметно уступают величественным сооружениям Египта и Шумера. Вместе с тем, например, дворец Угарита

занимал площадь около 9000 кв. м и представлял собой сооружение с мощными укреплениями, делавшими его своего рода неприступной цитаделью. Наоборот, дворцовый комплекс Эблы (XXIV—XXIII вв. до н. э.) включал в свой состав обширный дворец для аудиенций, возможно использовавшийся также для общих собраний значительной части населения города. Его оформление колоннадой указывает на связи с шумерской архитектурной традицией. Парадную часть дворца украшали комбинированные панно и мозаичные фризы, при изготовлении которых широко использовались дерево, иногда с золотой обтяжкой, лазурит и стеатит. Весьма выразительны крупные деревянные статуи. Пышность убранства подчеркивалась многочисленной резной мебелью, украшенной мозаикой из раковин. Многое здесь, в частности бородатые быки, напоминает месопотамские сюжеты, но есть и стилистические отличия. Неравенство в образе жизни, ставшее еще более значительным с выделением верховного правителя, закрепляется средствами архитектуры и прикладных искусств.

В обстановке политической раздробленности и постоянной угрозы со стороны соседей города-государства

Восточного Средиземноморья уделяют особое внимание развитию фортификации. Крепостные

стены усиливаются прямоугольными башнями, поверх стен идут зубцы, за которыми скрываются лучники.

Из камня изготовлялись статуи царей и божеств несколько утяжеленных пропорций и с большой долей условности в передаче фигуры. Известны и великолепные скульптурные портреты, например голова одного из

угаритских царей, вырезанная из слоновой кости. Косторезное ремесло, особенно развившееся в Финикии,

достигает большого совершенства. При этом в южных областях заметно воздействие египетских образцов. Таковы плакетки из палестинских поселений, в частности из Мегиддо. На севере, наоборот, ощутимее влияние месопотамских образцов. Это влияние хорошо прослеживается в сидящей статуе царя Алалаха: крупные, пристально смотрящие глаза и положение скрещенных рук характерны для месопотамской скульптуры.

Замечательным произведением местных мастеров является найденная в Угарите золотая чаша с изображением охотничьей сцены. Стремительно мчащийся на колеснице охотник, сопровождаемый распла- ставшейся в беге собакой, настигает дикого козла и туров. Порывистое движение всех фигур передано с огромным мастерством.

В поздней Иудее изобразительное искусство переживает упадок. В VIII—VI вв. до н. э. в связи с развитием

В области науки финикийцы считали своими учителями египтян. В истории географических открытий заслуги финикийских мореплавателей, вышедших через Гибралтар в Атлантический океан и обогнувших Африку, были исключительно велики.

Античные авторы признавали зависимость греческой культуры от восточной, в особенности от финикийской. Первый эллинский математик, физик, астроном и философ Фалес из Милета (VI в. до н. э.), по словам Геродота, был по происхождению финикийцем.

Особая роль принадлежит народам Восточного Средиземноморья в создании алфавита, одного из замечательных дос-


Крылатый юноша с цветком папируса в руке. Нимруд. VIII в. до н.э.

тижений человеческой культуры. По существу, все современные алфавиты или прямо восходят к финикийскому, как греческий и латинский, или созданы с учетом принятой в нем системы. Имеющиеся материалы ясно показывают, что во II тысячелетии до н. э. в небольших городах-государствах Восточного Средиземноморья шли интенсивные поиски наиболее рациональных систем письменности. Клинопись Месопотамии и иероглифика Египта были здесь хорошо

известны и находили свое применение. Однако обе системы были громоздкими и требовали больших профессиональных навыков для запоминания сотен и тысяч знаков. Во II тысячелетии до н. э. в Библе создается слоговое письмо упрощенного типа, так называемое протобиблское письмо, имевшее около 100 знаков. В XV—

VII вв. до н. э. в Угарите употреблялась своеобразная клинописная система — уже алфавитная, содержащая

всего тридцать знаков. Наконец, наиболее совершенной системой оказался финикийский алфавит. Применение этого алфавита (воспринятого впоследствии с некоторыми изменениями греками) сделало грамотность доступной любому гражданину, что имело огромное значение для развития торговли и мореплавания.

Супруга главного бога также порой именовалась просто Баалат (владычица), но чаще носила конкретное имя Астарта, что соответствовало ассиро-вавилонской Иштар, но в отличие от последней ханааней-

Общие условия развития римской средиземноморской культуры в I—II вв.

В $I-II$ веке Римская империя достигла своего наивысшего расцвета в экономической, политической и культурной жизни. Именно на это время приходится создание новой средиземноморской культуры, развившейся на римско-италийской основе и впитавшей достижения многочисленных народов, населявших обширную державу.

В Средиземноморском регионе $II$ века сложились экономические, политические и социальные условия, сформировавшие главные особенности латинской культуры как нового исторического феномена.

Какие же факторы способствовали коренному перевороту в культуре и искусстве империи?

  • Рост материально-экономического потенциала государства, располагавшего богатыми ресурсами разнообразных регионов. Римская администрация способствовала созданию стабильной, функциональной хозяйственно устойчивой экономики, снабжавшей общество продовольствием и ремесленными изделиями. Высокий уровень доходности хозяйств обеспечил процветание не только крупным виллам и ремесленным мастерским, но и среднему производству, а также торговле. На основе данных предприятий была создана продуманная налоговая система, доходы которой использовались, в том числе и на нужды культуры.
  • Прочная материальная база для создания и внедрения культурных ценностей, основанная на росте благосостояния общества.
  • Сложная социальная структура общества, характерной особенностью которой была ее разнородность и гетерогенность. Она была основана на сосуществовании самых разнообразных хозяйственных укладах. Начиная от разложения первобытно-общинного строя у народов, проживающих в западных провинциях, до высокоразвитых греческих обществ и эллинистических государств, Египта, римско-италийских областей классического рабовладения.

Романизация имперских провинций, приводившая к социальной унификации разных частей государства.

Все вышеприведенные причины способствовали зарождению сложной, пронизанной многочисленными противоречиями социальной системы, что предопределило наличие постоянной социальной напряженности, а, следовательно, и непрерывный поиск выхода из сложившейся ситуации. Другими словами, сложившаяся система создавала благодатную почву для размышлений, экспериментов, поиска новых смыслов и концепций, культурных ценностей.

Динамичная структура средиземноморского общества, выполнявшего сразу несколько функций. Формирование условий для создания новых культурных продуктов и формирование нового типа общественных отношений, призванных реализовать вышеперечисленные условия.

Новшеством культурных отношений в империи стало создание новой для общества древнего мира прослойки античной интеллигенции, куда относились учителя, риторы, философы, художники, архитекторы, скульпторы, поэты и писатели, представители жреческих институтов разных конфессий. Формируясь в недрах самого общества, интеллигенция включала в свой состав достаточно значительное количество рабов. О чем говорит безымянный характер многих произведений культуры. Поскольку авторство невольников не признавалось римской юриспруденцией.

В $I - II$ веках в Римской империи сложился определенный облик и образ жизни римского гражданина, отличный от жизни греческих полисов и даже римлян эпохи Республики.

Какие же факторы повлияли на этот процесс?

Создание огромной Империи, получившей в Древнем мире статус супердержавы. Проживание в огромном, стабильном, процветающем государстве рождало чувство гордости, силы и всемогущества. Это чувство зародилось не только у представителей правящего класса, оно проникло в средние слои общества, создавая особый психологический климат в стране.

Высокий уровень благосостояния, экономики, развития местного самоуправления, позволяющие римским гражданам активизировать свою политическую и общественную жизнь. А при умелом поддержании общественного порядка и нейтрализовать недовольство угнетаемого населения. Одним из показателей благоприятной атмосферы для развития культуры стал высокий уровень грамотности, составивший примерно 50 процентов. Представители интеллигенции говорили на нескольких языках в частности латыни, греческом, и родном языке своей провинции.

Фундаментальным отличием культуры первых веков империи стал ее городской характер. Римские города отличались высокой благоустроенностью, интенсивностью общественной и культурной жизни. Непременным атрибутом каждого города было наличие театра, амфитеатра, цирка, стадиона, храмов, библиотек, благоустроенных общественных пространств.

Имперская городская среда взрастила капризного горожанина, являвшегося основным потребителем культурных ценностей. И что характерно, интенсивная культурная жизнь развивалась не только в столице, но и в провинциальных городских центрах, а также крупных италийских городах, таких как Путеолы, Кумы, Медиолане, Сиракузы и конечно же в крупных центрах греческой культуры: Афинах, Коринфе, Родосе, Александрии, Антиохии. На западе центрами римской культуры стали Лугудун (Лион), Виндобонне (Вена), Кордуба (Кордова), и многие другие.

Внедрение римско-италийских порядков в городских центрах империи способствовали их романизации и распространению цивилизованного образа жизни на всей территории обширной державы.

В целом, центральные власти положительно относились к процессу романизации территории, но прибегали к ней осторожно, учитывая местные обычаи и традиции. Этот факт способствовал развитию процесса межкультурного влияния и приводил к созданию особых типов провинциальных культур, таких как римско-испанской или римско-галлской.

Проведение определенной политической линии в области культуры, которая впервые в мировой истории стала рассматриваться как одна из важнейших государственных задач. Данная политика проявлялась в различной форме.

Создание системы общеобразовательных школ (в том числе грамматиков и риторов) во всех крупных и средних городских имперских центрах, где оплачивали работу преподавателей.

Возведение за счет бюджета театров и библиотек. Государственную поддержку получали центры с действующими в них философскими и ораторскими школами, например в Афинах, Родосе, Антиохии, Александрии и, конечно же, Риме.

Римские императоры со времен Августа всячески покровительствовали поэтам, философам, ученым, медикам. Не случайно крупнейшим представителем стоицизма был Сенека и сам император Марк Аврелий. Практически все императоры были хорошо образованными людьми, которые считали своим прямым долгом покровительствовать культуре и искусству.

Система культурных ценностей

Номинально, сложившаяся в империи средиземноморская культура являлась продолжательницей римско-италийских традиций, но, по сути была новым историческим явлением.

С течением времени она утратила свой узкий полисный характер и приобрела космополитические черты. Он выразился в формировании системы ценностей, предполагавшей особый стиль жизни. Собственную философию, религию, литературу и искусство, архитектуру и науку, благоустроенный городской быт, известный уровень благосостояния, патриотизм.

Готовые работы на аналогичную тему

Вместе с тем, по мере укрепления центрального и провинциального аппарата имперской власти, развития классического рабовладения, формируется мировоззрение подданичества, сервилизм и угодничество, оборотной стороной которого было презрение к труду, паразитизм, потребительство.

Таким образом, для системы культурных ценностей $I - II$ веков характерен довольно высокий уровень цивилизационного развития, потребительский характер культуры, приводивший к паразитизму, моральному опустошению и общей апатии.

Конечно, не все слои римского общества поддерживали подобную систему ценностей и в целом, данная проблема существовала только для городских жителей, в то время как селяне, среди которых было множество рабов, колонов и низших слоев свободного крестьянства руководствовались иной системой координат. Их повседневная жизнь была наполнена тяжким трудом, заботой о родственниках, необходимостью выполнять свой долг.

Двойственность и противоречивость развития экономики и социальных отношений отразились и в культуре. С одной стороны можно констатировать глубокое развитие старых форм и появление новых. Высшей точкой развития историографии стали труды Тацита, образцом авантюрно-бытового сатирического романа стали произведения Петрония.

Высшей точки развития античного искусства было становление скульптурного и живописного портрета. Творчество знаменитых юристов $II - III$ веков завершают долгий процесс развития фундаментального римского права. С другой стороны, остановили свое развитие такие старые античные жанры как трагедия и эпос, умирает лирика. Литературу захлестывает риторика, появляется новый жанр льстивой придворной литературы. Вкусы тмператорского двора оказывают сильнейшее влияние на широкие общественные круги, содействуют развитию формализма, изощренности. К началу III века вырождается философия, которую насквозь пронизывает мистико-религиозный дух. В науку и искусство проникают магия и астрология. Таким образом, к $III$ веку проступают черты декаданса, подготавливается кризис всех сфер жизни римского общества.

Читайте также: