Деревня собакевича в поэме мертвые души кратко

Обновлено: 05.07.2024

Всё было сделано добротно, основательно, крепко, на совесть.
Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый,
как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева;
посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темными или,
лучше, дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных
поселений и немецких колонистов. Было заметно, что при постройке его зодчий
беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии,
хозяин - удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне
все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно
понадобившееся для темного чулана. Фронтон тоже никак не пришелся посреди
дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку
выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только
три. Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой.
Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни
были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое
стояние. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было
кирчьных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и
как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только
на мельницы да на корабли. Словом, все, на что ни глядел он, было упористо,
без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что
в ней ни было, - все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело
какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло
пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь.
Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства, -
словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "И я тоже
Собакевич! " или: "И я тоже очень похож на Собакевича! "

". При описании характера данного персонажа Гоголь прибегает к приему одушевления неодушевленного. Уже сама деревня, построенная добротно, из массивных бревен (даже колодец срублен из бревен, которые идут только на мельницы и корабли) , кажется, олицетворяет самого Собакевича. Так же и интерьер господского дома: все массивно, прочно, тяжеловесно, кажется, что каждый предмет говорил: “И я тоже Собакевич”. "

Собакевич - хороший хозяин. Он действительно занимается своей усадьбой (поместьем, имением, деревней). Собакевич - это деятельный и основательный помещик. В его усадьбе все постройки прочны, долговечны и надежны. Правда, эти крепкие, добротные постройки выглядят неуклюже, как и сам "богатырь" Собакевич. Дело в том, что Собакевич заботится об удобстве и прочности вещей, а не об их красоте и изяществе. Этот подход имеет свои преимущества: крестьяне Собакевича не страдают от дождя и холода, как, например, крестьяне Плюшкина. В имении Собакевича имеется два леса, господский дом с оградой, крестьянские избы, конюшни, сараи, кухни, колодец, мастерские и т. д.

Помещики встречают Чичикова в своих имениях, которые удивительным образом дополняют характеры персонажей. Деревня Собакевича большая, как и ее хозяин. В ней все сделано прочно, на века и на совесть.

Пейзаж вокруг деревни

Описание деревни Собакевича ведется от лица автора. Гоголь выбирает красивое сравнение с птицей. Деревня стоит посередине двух лесов: березового и соснового. Леса – два крыла, противоположные по цвету. Березовая роща – светлое крыло. Сосновый бор – темное. Что символизируют крылья? Они дают дополнительную характеристику образа. В помещике смешаны темные и светлые начала человека. Классик предупреждает: Собакевич – это сложный персонаж. Его нельзя отнести к какому-то одному типу: отрицательному или положительному. Такие типы, казалось бы, укрепляли Русь. Но на самом деле нет, они заботились только о своей наживе.

Деревянная крепость

Видно было, что помещик требовал прочности для любого строения: дом, сарай, кухня или конюшня. Бревна должны были простоять века.

Классик специально описывает колодец. Даже он в деревне обделан дубом, который используют для строения мельниц и кораблей. Незначительное строение редко находит место на страницах книг. Здесь колодец – это доказательство последовательности хозяина деревни.

Все постройки в деревне должны быть плотными, упористыми, крепкими. Удивляло только их расположение.

Дома крестьян

Избы стояли в деревне неуклюже, разбросаны без определенного порядка. Бревна выбирались самые крупные и крепкие. Каждое бревно было плотно подогнано к другому. В избах чувствовалась прочность. Не было резных узоров, причудливых украшений или каких-либо других изяществ для украшения. Все удивляло простотой и крепостью.

Дома крестьян схожи с помещиком. Никому нельзя было построить дом на свой лад. В этом весь персонаж. Звериная собачья натура не позволяет подчиненным думать по-своему. Жестокий и хитрый он забивает индивидуальность людей, заставляет их думать, что хорошо только то, что он решил. Собакевич пытается сам изменить общественную среду вокруг себя. Именно поэтому цветные крылья не дают птице взлететь, а приземляют, прижимают деревню.

Читатель не может ни признать: хозяин заботится о своих крепостных. Он хочет, чтобы они не болели, не мерзли от холода, как у Плюшкина. Понятна цель такой заботы, но сказать, что это характеризует образ положительно, будет неправильным. В этой заботе, как и у всей деревни, два крыла: светлое и темное. За желанием сделать дома прочными стоит простая цель – нажива. Здоровый мужик принесет больше пользы, чем больной.

Чертов кулак

Сочинение — Описание деревни Собакевича в поэме Мертвые души. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Все усадьбы землевладельцев, посещаемые Чичиковым, замечательно показывали натуры собственников. То же можно сказать и про деревню Собакевича. Она соответствует хозяину – такая же огромная. Всё в имении сделано надёжно и прослужит долгие года.

Повествование о деревне ведется самим писателем. Гоголь отождествляет ее с пташкой. Находится деревня между сосновым и березовым лесом, похожих по описанию писателя на крылья контрастных цветов. Белое крыло — символ березового леса, а черное – сосновой рощи. Аналогия с крыльями придает образу вспомогательную характеристику подсказывая читателю, что у хозяина есть черные и белые стороны. Собакевич — сложный образ. Его нельзя с уверенностью назвать не хорошим, не плохим.

Собственное имение Собакевич защитил деревянными решетками. Изгородью данную ограду нельзя назвать, так из-за нее не легко убежать. Это один из моментов, который свидетельствует о жестком характере собственника. Дерево, используемое для построения имения помещика и сарая, должно было быть наилучшим и сверхпрочным. Даже колодец в имении дубовый.

Все здания на территории деревни располагались беспорядочно и были построены из надежных и больших бревен. В избах крестьян отсутствовали резные узоры и необычные украшения, так как данные изделия быстро изнашивались и нуждались в замене. Собакевич считал это лишним расходом сырья, времени и денежных средств. Ни один из холопов не мог соорудить такой дом, как он хочет. Все постройки должны были соответствовать имению хозяина. Следует отметить, что у Собакевича была животная натура, об этом свидетельствовала его фамилия. Он был твердым и коварным и не разрешал, чтобы у кого-либо в округе было личное мнение и препятствовал любому выражению индивидуальности. Да, помещик беспокоился о своих подчиненных, но только потому, что осознавал, что от больного холопа нет толку и поэтому оберегал их от холода и болезней. Следовательно, данное выявление беспокойства также обладало двумя сторонами – черной и белой.

Деревня Собакевича похожа на сжатый кулак. Чтобы увеличить свой доход помещик Собакевич ввел денежную пошлину. Он будто держал всех и все в своем кулаке, контролировал все. Он был безразличен ко внешнему виду строений, а требовал лишь комфорта и прочности.

Собственными желаниями поменять все в округе в соответствии со своими интересами, он не давал цветным крыльям взлететь, а напротив приземлял деревню.

Вариант 2

Михаил Семенович Собакевич — четвертый помещик, которого посетил Чичиков. Важным элементом в понимании образа и характера Собакевича является описание имения героя.

Деревня Собакевича показалась Чичикову довольно большой. Два леса, берёзовый и сосновый, с двух сторон окружали ее. В самом центре стоял деревянный дом с мезонином, в котором жил Собакевич с супругой. Дом этот представлял собой борьбу архитектора со вкусами помещика. “Зодчий был педант и хотел симметрии”, в то время как хозяин имения больше беспокоился о прочности и удобстве строения. Вместо четырех колонн, задуманных архитектором, дом стоял на трех, одну боковую колонну помещик приказал выкинуть. С одной стороны дома были заколочены все отвечающие окна, вместо них был прорублено одно очень маленькое окошко, предположительно для чулана. Двор был окружен толстой деревянной решеткой. Конюшня, сараи и кухни были построены из толстых массивных бревен, помещик заботился о долговечности своих сооружений.

Деревенские избы также отражали характер Собакевича. Они не были украшены узорами, не содержали в своем устройстве вычурных элементом. Зато они были крепкими, их бревна плотно прилегали друг другу. Крепостные Собакевича не страдали как крестьяне Плюшкина от холода и дождя. Даже деревенский колодец был обделан в прочный долговечный дуб, который, как отмечает автор, в те времена шел на мельницы и на строительство кораблей.

Собакевич предстает перед читателем в образе основательного, твердо стоящего на земле помещика. Его мало заботит эстетическая красота окружающих его строений и вещей, даже мебель в доме Собакевича отражает его вкусы и предпочтения. По словам Чичикова, все в доме помещика было прочно и “неуклюже в высочайшей степени” и все имело странное сходство с хозяином имения.

Собакевич — основательный деятельный помещик. Он хорошо знает свое поместье, живущих в нем крестьян. Герой уделяет особое внимание практичности, удобству и долговечности сооружений в деревне. Он отдает предпочтение прочности и надёжности построек, а не их красоте. Крестьяне похожи на своего помещика, это деятельные, трудолюбивые люди.

Усадьба Собакевича представляет собой важный элемент в характеристика этого персонажа.

В этой статье представлена цитатная характеристика усадьбы Собакевича в поэме "Мертве души": описание деревни (имения, поместья) в цитатах.


Усадьба Собакевича в поэме "Мертвые души": описание в цитатах (деревня, имение, поместье)

Собакевич - хороший хозяин. Он действительно занимается своей усадьбой (поместьем, имением, деревней).

Собакевич - это деятельный и основательный помещик. В его усадьбе все постройки прочны, долговечны и надежны. Имение Собакевича поражает своим порядком и качеством построек.

Правда, эти крепкие, добротные постройки выглядят неуклюже, как и сам "богатырь" Собакевич. Дело в том, что Собакевич заботится об удобстве и прочности вещей, а не об их красоте и изяществе. Этот подход имеет свои преимущества: крестьяне Собакевича не страдают от дождя и холода, как, например, крестьяне Плюшкина.

В имении Собакевича имеется два леса, господский дом с оградой, крестьянские избы, конюшни, сараи, кухни, колодец, мастерские и т.д.

Описание усадьбы Собакевича в цитатах


Ниже представлены цитаты с описанием усадьбы (имения. поместья, деревни) Собакевича из поэмы "Мертвые души":

". Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов.

Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана.

Фронтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три.

Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности.

На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние.

Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирчёных* стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует.

Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. "


Это было описание усадьбы (поместья, имения, деревни) Собакевича в поэме "Мертвые души" Гоголя.

Все имения помещиков, в которых побывал Чичиков удивительным образом дополняли характеры своих владельцев. Деревня Собакевича не стала исключением. Она соразмерна хозяину – такая же большая. Всё в деревне сделано на совесть и простоит века.

Рассказ о деревне ведется самим автором. Н.В. Гоголь сравнивает ее с птицей. Расположена деревня между березовым и сосновым лесом, которые по словам автора словно крылья противоположных цветов. Крыло светлого цвета - символ березовой рощи, а темное – соснового леса. Сравнение с крыльями дает образу дополнительную характеристику намекая читателю на то, что помещик совмещает в себе как светлое, так и темное начало. Собакевич является сложным персонажем. Его нельзя назвать не положительным не отрицательным.

Свое поместье Собакевич окружил решетками, которые сделаны из прочного дерева. Забором такое ограждение не назовешь, ведь через него не просто сбежать. Это одна из деталей, которая говорит о твердом нраве хозяина. Бревна, из которых построены владения помещика будь то дом или сарай должны были быть самыми прочными. Даже колодец в деревне и тот дубовый.

Все деревенские постройки были расположены в хаотичном порядке и сделаны из самых крепких и крупных бревен. В крестьянских избах отсутствовали резные узоры и причудливые украшения, ведь такие украшения быстро приходили в негодность и требовали замены. Собакевич считал это ненужной тратой материала, времени и денег. Никто из крестьян не мог построить такой дом какой ему захочется. Все дома должны были быть похожи на дом помещика. Можно сказать, что помещик обладал звериной собачьей натурой, ведь он не зря носит фамилию Собакевич. Будучи жестоким и хитрым он не позволял чтобы у крестьян было свое мнение и противился любому проявлению индивидуальности. Да, Собакевич заботился о своих крестьянах, но лишь с одной целью. Он понимал, что от больного крестьянина мало толку и поэтому старался чтобы они не мерзли и не болели. Таким образом, подобное проявление заботы тоже имело два крыла – темное и светлое.

Деревня Собакевича напоминает сжатый кулак. Чтобы получить как можно больше выгоды Собакевич ввел денежный оброк. Он будто держал всех и все в своем кулаке, старался все контролировать. Его не интересовала красота построек, его интересовали лишь комфорт и долговечность.

Своими стараниями изменить все вокруг под себя он не давал цветным крыльям взлететь, а наоборот приземлял деревню.

2 вариант

Павел Иванович Чичиков, совершая не вполне законные сделки по покупке мёртвых душ, приехал по этому делу в деревню Михаила Семёновича Собакевича. Всё, с чем он столкнулся у этого помещика, вызвало удивление героя. И прежде всего – сама деревня.

Она показалась Чичикову большой в окаймлении двух лесов, соснового и берёзового. Никакого налёта ветхости, неустроенности, которые всегда присущи российскому захолустью, здесь не замечалось.

Мужицкие избы, и те были срублены прочно, все брёвна точно подогнаны. Ни покривившихся, ни пошатнувшихся строений Чичиков не увидел. Не только дома крестьян, но и сараи, конюшни были сколочены из толстых брёвен, которые переживут не одно поколение людей. Даже колодец был обрамлён крепким столетним дубом.

Правда, избы стояли в каком-то стихийном расположении. Единого плана, видимости улиц не наблюдалось: где было удобно, там и строили. Павел Иванович отметил ещё одну особенность: при очевидной прочности и добротности дома никто не пытался украшать деревянной резьбой, коньками на крышах, цветами. При взгляде на дом самого помещика всё становилось понятным.

Его окружала крепкая деревянная решётка. Никаких эстетических вкусов, представлений об архитектурных стилях хозяин поместья не имел. Все усилия зодчего, который планировал и возводил строение, были потрачены зря. Вопросами симметрии и красоты своего жилища Собакевич не задавался. Им он противопоставил удобство, полезность и экономию.

Изобразив деревню Собакевича, Н.В. Гоголь показал, как происходит духовное оскудение личности, каким примитивным и непривлекательным становится человек, заботящийся только о пользе, сытости и наживе. Ни у Собакевича, ни у его крестьян совершенно нет потребности как-то украсить свою жизнь. А ведь способность видеть, чувствовать и создавать красоту – это то, что отличает человека от животного.

Не случайно в обрисовке героя много зоологизмов. Это и его фамилия, и фрак медвежьего цвета, и мебель, среди которой каждый стул будто кричит, что и он тоже Собакевич. Да и вся деревня при её прочности и добротности наводит на мысль о постепенном и неуклонном одичании её обитателей.

Также читают:

Картинка к сочинению Деревня Собакевича

Популярные сегодня темы

Данная сказка очень интересна по своему содержанию. Дети почерпнут в ней одно, а взрослые люди – другое. Автор показывает два взгляда на жизнь. Взгляд мужчины и мальчика. Однако, те мысли, которые говорит ребенок очень глубокие

Сюжет сказки Ослиная шкура тесно связан с сюжетом еще одной сказки Шарля Перро — Золушкой. У короля погибает жена. Перед смертью она просит его об одном.

Подвал главного героя в произведении написанным Булгаковым, одна из очень значимых деталей. Ведь именно там протекала жизнь возлюбленных Мастера и Маргариты.

Читайте также: