Покажите взаимосвязь эпиграфа и содержания произведения господин из сан франциско кратко

Обновлено: 04.07.2024

Жизнь человека хрупка и тленна, поэтому она
становится отвратительной, если в ней отсутствует
подлинность и красота.

Эпиграфом к первому изданию рассказа были взяты строки из
Апокалипсиса: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий", в последнем
издании Бунин снял этот эпиграф. А эпиграф очень точно отражает
идею рассказа: Вавилон - город господ из Сан-Франциско. И корабль,
плывущий по водам океана, - не ковчег спасения, а город Вавилон,
погибшая цивилизация.

Иван Алексеевич Бунин — писатель XX века, известный на весь мир благодаря своей любовной лирике, а также библейским и философским мотивам в произведениях. Рассказ "Господин из Сан-Франциско" считается классикой русской литературы, и до сих пор огромное количество историков, перечитывая данное произведение, пытаются найти в нём всё больше и больше скрытых смыслов и подтекстов. Однако интерес у многих вызывает эпиграф к рассказу: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий!" Именно об этом и пойдёт речь.

Соотнести содержание текста и эпиграфа довольно непросто.

Одни считают, что город Сан-Франциско, где живет главный герой — это и есть погибшая цивилизация некогда самого крупнейшего города Старого Света. Американский округ "погряз" в разврате и похоти, уже в тот момент казино и игорный бизнес там были развиты на высшем уровне. Как и Вавилон, Сан-Франциско рано или поздно может стать "погибшим" городом. Примером тому и выступают пассажиры корабля и главный герой в частности.

Другие рассуждают, что главный герой- это оммаж вавилонскому царю Валтасару: оба перед своей смертью находились в атмосфере пиров и веселья, пока во внешнем мире происходили страшные события: у стен Вавилона стояли войска врага, готовые напасть, а в рассказе Бунина, судя по временным рамкам, вовсю шла Первая Мировая война. Пользуясь своими высокими чинами, герои посчитали нужным находиться в комфорте, подальше от страшных событий, но смерть их встретила даже в таких, казалось бы, прекрасных условиях.

Третьи же видят и в названии корабля, на котором путешествует герой со своей семьёй, определенную связь с эпиграфом. Бунин хотел показать, что судно, которое не так уж и сильно по атмосфере и людям на нём отличается от Вавилона или Сан-Франциско, как и всем известная затонувшая Атлантида, обречено на скорую гибель, на что указывает образ дьявола, наблюдающего за грешными и праздными людьми на корабле.

Писатель вкладывал в своё произведение мысль о том, что перед смертью все равны: богачи и бедняки, цари и подданные. И показывал он это именно на примере печальной истории Вавилона, города которого погубило грехопадение жителей, их пороки и отношение к жизни, как таковой. Эпиграф дополняет данную мысль, а сам автор проводит параллели и предсказывает скорую гибель тем цивилизациям, которые, как и главный герой, делают целью своей жизни накопление материальных благ.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Бунин Иван Алексеевич

п.1. Тематика и проблематика

3.
Тема – Тема жизни и смерти.
Проблема – Человек не всегда живет в согласии с собой, когда возлагает на будущее все свои надежды.
Важно ценить жизнь. Тогда человек умеет радоваться, не жалеет о прошлом и не ждет чего-то сверхъестественного от будущего. Господин из Сан-Франциско видел свое будущее в радужных красках, но он уже разучился наслаждаться и отдыхать. Я считаю, что умер он потому, что понял свою ошибку, длинною в жизнь.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В рассказе видно отношение автора к цивилизации, к существующему строю. Бунин отрицательно относится к миру капитализма, к разделению общества на богатых и бедных, не принимает его. Пафос его произведения – в чувстве неизбежной гибели буржуазного мира с его грандиозными проектами. Автор выступает противником развития технического прогресса, считая, что в таком подходе человек теряет свое естество.

Бунин выступает против ложного и показного в этой жизни. Он проявляет процесс, раскрывая, что таится под видимым великолепием. В нижнем отсеке парохода котлы брызжут маслом и паром, а люди изнурены тяжелейшим трудом. Происходящее подобно влюбленной паре, играющей за деньги в любовь. Хотя деньги и могут помочь реализовать свои планы, но любовь, дружбу, искреннее отношение не купишь.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Бунин выводит образ цивилизаций, в которой все подчинено зарабатыванию денег, Основной смысл жизни в этом видит не только главный герой, но и остальные ее представители. Я считаю, что в образе господина из Сан-Франциско проявлен внутренний конфликт человека. Он постоянно находится в противоборстве сам с собой, а в итоге борется со смертью, не в состоянии принять ее. А как он может принять смерть, когда еще совсем-то и не жил.

п.4. Литературные приёмы

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт рассказа – это внутренний конфликт главного героя по поводу обретения смысла жизни. Этот человек руководствуется ложными ценностями, заводящими его в тупик.

Фото Господин из Сан-Франциско. Краткое содержание и анализ рассказа Бунина

Кратчайшее содержание рассказа

Много лет господин из Сан-Франциско зарабатывал деньги и сделал состояние. Теперь же он планировал передохнуть: объехать Италию, Испанию, Францию, побывать в Египте и даже в Японии.

Пароход причаливает в Неаполе, семья джентльмена останавливается в прекрасном отеле. Но на улице декабрь, погода ужасна, планы путешественников нарушены. Тогда они перебираются на остров Капри, где должно быть теплее.

На борту маленького пароходика мистер и миссис мучаются морской болезнью. Господин из Сан-Франциско чувствует себя стариком, злится на итальянцев, он почти в отчаянии: страна, куда он приехал развлекаться, вгоняет его в тоску.

После обеда в читальне он садится в глубокое кресло и открывает газету. И тут с ним случается припадок:

Гости мечутся по отелю, в ужасе передавая друг другу страшную новость. Господин из Сан-Франциско еще борется за жизнь, бьется, мотает головой и хрипит, закатив глаза. Намеченные на вечер танцы отменяют, гости предпочитают уйти из отеля в город, а господина из Сан-Франциско укладывают в небольшом номере.

Жена просит перенести тело покойного к нему в комнату, но хозяин отеля заявляет, что это невозможно. Дочь рыдает, поняв, что со смертью отца все уважение к ним исчезло. Хозяин требует, чтобы до утра тело вывезли из гостиницы.

Наутро труп укладывают в ящик из-под содовой воды (гроба не нашлось), грузят на пароходик, и семья из Сан-Франциско навсегда покидает остров.

Стоит чудесная погода. Два горца идут по дороге и глядят сверху на великолепный Капри:

Когда судно проходит мимо острова Капри, наверху, как обычно, идет многолюдный бал. И снова танцует пара фальшивых влюбленных. Никто не знает ни того, что им уже давно наскучило играть в любовь; ни того, что таится глубоко внизу, на дне темного трюма.

Что говорил о рассказе сам Бунин


Иван Бунин в 1915 году

Тема, проблематика и значение рассказа

Суть рассказа достаточно проста: это история о богатом и уважаемом человеке, который оказывается бессилен перед неумолимой смертью. Его внезапная кончина заставляет читателя задуматься о смысле и бессмысленности жизни: зачем жил безымянный господин?

Тема рассказа — смерть. Проблема — смысл жизни человека. Основная идея: смерть обесценивает вещи, которые могли казаться важными при жизни.

Именно эти мысли можно использовать в сочинении, подтвердив их примерами и цитатами из текста.

Символы

Символы в рассказе зачастую объединены попарно. Активно используется антитеза — художественное противопоставление. Роскошное путешествие в Европу противопоставляется возвращению покойника в Америку; шикарный гостиничный номер — комнатушке, где умирает господин из Сан-Франциско; отдых богатых туристов — жизни бедняков на Капри. Это противопоставление жизни и смерти, богатства и бедности, внутреннего и внешнего.

Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско. Образ и характеристика главного героя

Господин из Сан-Франциско не имеет имени. Известно лишь, что ему 58 лет и что он по-настоящему богат. Дано описание его внешности.

Внутренний мир героя описан скупо, мало говорится о его мыслях. Читатель не может заглянуть в душу господина из Сан-Франциско и понять, что там происходит.

Что-то терзало господина из Сан-Франциско. Автор не говорит прямым текстом, что именно, и мы можем лишь догадываться. Создается ощущение, что он предчувствует близкий конец. И все равно смерть приходит внезапно. После приступа американец бьется в конвульсиях, борется за жизнь, но вскоре силы оставляют его, и он испускает дух на железной кровати в скромном гостиничном номере.

Смерть главного героя — кульминация рассказа. Со смертью все прежние условности перестают существовать. Все оказывается фальшью: едва богатый американец умирает, как у итальянской обслуги исчезает всякое уважение к его семье. Тело кладут в ящик из-под содовой и срочно велят вывезти из гостиницы. Даже имени покойного, как выясняется, никто не запомнил.

Бунин не пишет прямо, в чем беда господина из Сан-Франциско. Он не был жаден или высокомерен больше других. Он ничем не отличался от множества таких же туристов. Но жизнь его по гамбургскому счету оказалась пуста и безрадостна. Он не мог насладиться ей в молодости, не смог найти успокоения и в зрелые годы. К 58 годам он превратился в несчастного старика и умер так же бессмысленно, как и жил.

Читайте также: