Домашников борис федорович кратко

Обновлено: 07.07.2024

Борис Фёдорович Домашников (1924—2003) — советский живописец, Народный художник СССР, член-корреспондент РАХ (1997), почётный гражданин г. Уфы (1994) [1] .

Содержание

Биография

Б. Ф. Домашников [2] родился 5 апреля 1924 года в деревне Кригоузово [3] Лухского района Ивановской области в крестьянской семье. В семье было пять детей.

В 1935 году семья переехала в Уфу. В Уфе семья жила на окраине города, в землянке, затем — в коммуналке, много лет спустя получили квартиру по улице Краснодонской. Родители работали в Уфе на моторостроительном заводе. Во время войны военкомат отказался брать его на фронт по состоянию здоровья и Домашников работал в художественной мастерской горкомхоза — писал призывные лозунги, плакаты, солдатские похоронные таблички [4] .

Домашников в 1945 году поступает и в 1950 году заканчивает Уфимское театрально-художественном училище (преподаватели Тюлькин, Александр Эрастович и Порфирий Маркович Лебедев). Поcле окончания училища преподаёт рисование и черчение в школе, работает декоратором в Уфимском кукольном театре [5] .

С 1953 года участвует в выставках в Уфе (1953), Москве (1954), Салавате (1966), Ленинграде (1972), Франции, Англии, Голландии (1976), Японии, ГДР, Польше, Венгрии (1977).

В 60-х годах художник путешествует по Италии, где изучает подлинники античности, был в Самарканде, Новгороде, Пскове, Ростове Великом.

Сын художника, Виктор Борисович Домашников (1956 г.р.), также известный художник [6] Произведения Домашникова находятся во многих музейных (около 40) собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, в Академии художеств, Государственном музее искусств народов Востока, Национальном музее республики Башкортостан в Уфе, Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова, Севастопольском художественном музее и других.

Творчество

Память

В Уфе на улице Салавата установлена мемориальная доска, увековечивающая память Бориса Домашникова [7] . Памятный знак установлен на доме под номером 17, где более 30 лет находилась творческая мастерская Бориса Федоровича.

Сегодня в мастерской работает его сын, художник Виктор Домашников [8] .

Награды и премии

Выставки

Республиканские — с 1949 г. на всех, кроме молодежных 1972, 1976.

Библиография

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Домашников, Борис Фёдорович" в других словарях:

Домашников Борис Фёдорович — (р. 1924), советский живописец. Народный художник СССР (1982). Учился в театрально художественном училище в Уфе (1945 50). Живёт и работает в Уфе. Лирическим пейзажам Домашникова свойственны свежесть восприятия природы, острое чувство… … Художественная энциклопедия

Домашников — русская фамилия. Известные носители: Домашников, Борис Фёдорович (1924 2003) советский живописец, Народный художник СССР. Домашников, Виктор Борисович (род. 1956) – член Союза художников СССР (России) … Википедия

ДОМАШНИКОВ — Борис Фёдорович (род. 1924), живописец, народный художник СССР (1982). Лирические пейзажи, проникнутые острым чувством современности, отличаются свежестью восприятия природы ( Городок в горах , 1963; Ростовский кремль. Весной , 1966), повышенным… … Русская история

Домашников Б. Ф. — ДОМÁШНИКОВ Борис Фёдорович (р. 1924), живописец, нар. худ. СССР (1982). Лирич. пейзажи, проникнутые острым чувством современности, отличаются свежестью восприятия природы ( Городок в горах , 1963; Ростовский кремль. Весной , 1966), повышенным… … Биографический словарь

Уфа — У этого термина существуют и другие значения, см. Уфа (значения). Город Уфа башк. Өфө Флаг Герб … Википедия

Кузнецов, Антон Георгиевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кузнецов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Кузнецов, Антон. Кузнецов Антон Георгиевич … Википедия

Сорокина, Валентина Мефодьевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сорокина. Сорокина Валентина Мефодьевна Дата рождения … Википедия

Почётный гражданин Уфы — почётное звание, присуждаемое за большой вклад в культуру, науку, экономику Уфы. Присваивается один раз в год. Содержание 1 До революции 1.1 Почётные граждане Уфы до 1917 года … Википедия

Художник Борис Домашников (1924–2003 гг.)

Борис Фёдорович Домашников – советский и российский живописец, народный художник СССР (1982 г.), член-корреспондент РАХ (1997 г.), почётный гражданин г. Уфы (1994 г.). Родился 5 апреля 1924 г. в д. Кригоузово Лухского района Ивановской области в крестьянской семье.

В 1935 г. семья переехала в Уфу. В 1950 г. Б.Ф. Домашников окончил Уфимское театрально-художественное училище, преподавал рисование и черчение в школе, работал декоратором в Уфимском кукольном театре. С 1953 г. художник участвует в выставках в России (Уфа, Москва, Ленинград и др.) и за рубежом (Франция, Англия, Голландия, Япония, ГДР, Польша, Венгрия). В 60-е годы – путешествует по Италии, изучая культуру страны, подлинники античности.

Произведения Б.Ф. Домашникова находятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств, Государственном музее искусств народов Востока, Национальном музее РБ в Уфе, БГХМ им. М.В. Нестерова и других.

Картины Домашникова хранятся, помимо частных коллекций, более чем в 40 музеях по всему миру. В 60-е годы Борис Федорович впервые посетил Италию, прибавив к своему художественному опыту изучение подлинников античного искусства, шедевров Возрождения и современной живописи и графики. Он познакомился с Ренато Гуттузо и другими выдающимися мастерами. Следующим этапом творчества стал период поездок по историческим местам России и Востока (Псков, Новгород, Самарканд), где его вдохновляли храмы и монастыри. Написаны они в природном антураже, создающем определенную атмосферу, просветленное настроение.

И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

О смысле жизни он рассуждал так:

Мастерская Б.Ф. Домашникова по улице Салавата, где он работал много лет, отмечена мемориальной доской и стоит на горе над Белой, в исторической части Уфы, недалеко от дома-музея С.Т. Аксакова и дома-музея А.Э. Тюлькина. Это хорошее соседство. Сейчас там творит его сын, художник Виктор Домашников.

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!


Советский живописец, Народный художник СССР , член-корреспондент РАХ (1997), почётный гражданин г. Уфы.

Ученик М. В. Нестерова .

Б. Ф. Домашников родился 5 апреля 1924 года в деревне Кригоузово [ Лухского района Ивановской области в крестьянской семье. В семье было пять детей.

В 1935 году семья переехала в Уфу. В Уфе семья жила на окраине города, в землянке, затем — в коммуналке, много лет спустя получили квартиру по улице Краснодонской. Родители работали в Уфе на моторостроительном заводе. Во время войны военкомат отказался брать его на фронт по состоянию здоровья и Домашников работал в художественной мастерской горкомхоза — писал призывные лозунги, плакаты, солдатские похоронные таблички[4].

Домашников в 1945 году поступает и в 1950 году заканчивает Уфимское театрально-художественном училище (преподаватели Тюлькин, Александр Эрастович и Порфирий Маркович Лебедев). Поcле окончания училища преподаёт рисование и черчение в школе, работает декоратором в Уфимском кукольном театре.

С 1953 года участвует в выставках в Уфе (1953), Москве (1954), Салавате (1966), Ленинграде (1972), Франции, Англии, Голландии (1976), Японии, ГДР , Польше, Венгрии (1977).

В 60-х годах художник путешествует по Италии, где изучает подлинники античности, был в Самарканде, Новгороде, Пскове, Ростове Великом.

Произведения Домашникова находятся во многих музейных (около 40) собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, в Академии художеств, Государственном музее искусств народов Востока, Национальном музее республики Башкортостан в Уфе, Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова , Севастопольском художественном музее и других.

Домашников Борис Федорович

Домашников Б.Ф.

В числе крупнейших мастеров российского пейзажа одним из первых может быть назван Борис Федорович Домашников. Его творчество расширило наше понимание современности, раздвинуло поэтические границы живописи. Талант художника уловил те моменты нового, которые подчас неприметно входят в повседневность и потому для большинства остаются незамеченными.

Поначалу сюжеты картин Домашникова кажутся обычными, давным-давно известными. И в самом деле, поколения пейзажистов воспевали окраины российских городов, прозрачные березовые рощи, сумерки над рекой, гулкие деревянные улочки. Но Домашников увидел все это по-своему. Он — первооткрыватель особой красоты старинных уральских городов, где звонкая новь и патриархальная тишина, современная архитектура и остатки старины являют чудесный сплав нового и старого. Многие полотна Домашникова — тонкие лирические поэмы в цвете, где устоявшаяся красота старого любовно встречает молодое, подчас еще крикливое, пестрое. В их столкновениях художник в первую очередь ищет гармоничных созвучий и почти всегда их находит.

Внимательный зритель быстро почувствует все особенности лирического героя Домашникова, потому что он прост, отзывчив, ему чужда манерность. Этот герой бесконечно влюблен в Россию и радостно приемлет и тенистые уголки старого леса, и стремительно мчащуюся электричку; с удивлением и восторгом рассматривает он сквозь молодую поросль новые корпуса домов, любуется медленно падающими хлопьями снега, вечерними огнями бревенчатых домишек, затейливым хороводом опоясавших голубые холмы. Дыхание современного города, его могучее притяжение и власть лирический герой Домашникова воспринимает тоже по-своему. Он не видит причин для грусти и тоски: для него город не убивает первозданную красоту природы, а вносит свою мелодию в сложную симфонию жизни.

Домашников любит писать и древнерусскую архитектуру. Любуясь ее совершенными пропорциями, ритмами и колористической утонченностью, художник и здесь стремится передать дивную гармонию, соединяющую природу и творения человеческого гения.

Борис Федорович Домашников родился в 1924 году в деревне Кригоузово, недалеко от прославленного Палеха. Семья жила впроголодь, и Домашниковы решили тронуться с насиженного места. Обосновались в Башкирии, в пригороде Уфы, на строительстве моторостроительного завода. На новом месте все было иным. Заманчиво маячили вдали корпуса каменных домов. Они наступали на грязь котлованов, отрытых для будущих заводских цехов. Белые березы, как и в Кригоузове, рассыпаясь стайками, прятались в чернолесье, но прямо к ним тянулись рельсы и мимо месива щебенки, кирпичей мчались красные трамваи.

Пестрота городского быта не стирала в памяти воспоминания о кригоузовских заснеженных полях, резных наличниках изб, голубом льне и белых березах на серебристом небе. Память о деревне жила крепко. Может быть, поэтому решил Борис Домашников после девятого класса стать мукомолом. Год учился в мукомольном техникуме, неожиданно заманчивее оказалась профессия авиатехника. Вдруг грянула война. Отец ушел на фронт. Детство кончилось…

Тайное, все растущее желание заняться рисованием по-настоящему навело художника на мысль устроиться на работу в рекламно-оформительскую мастерскую. Здесь открылась возможность познакомиться и с художниками профессионалами. Четыре военных года — в армию не взяли по состоянию здоровья — стали годами большой производственной работы и самостоятельного освоения изобразительной грамоты. В 1945 году Борис Домашников поступил в только что открытое в Уфе городское театрально-художественное училище на декорационное отделение. Под руководством опытных педагогов П. Лебедева и A. Тюлькина (последнего в свое время «учил вешать краски еще Н. Фешин) он начинает осваивать школу реалистического мастерства.

В художественном музее Уфы особое внимание Домашникова привлекают работы М. Нестерова. В Третьяковской галерее молодой художник открывает для себя и других учителей — А. Саврасова, И. Левитана, В. Серова, И. Остроухова, B. Бялыницкого-Бирулю. И по сей день, уже сложившийся художник считает этих мастеров — главными наставниками и воспитателями.

Домашников Б.Ф. Село Красная Горка

Село Красная Горка

Четко выявилось и еще одно направление в российской живописи — декоративный пейзаж. Из многосложного богатства натуры художники берут только одну грань — колористическую содержательность, стремясь лишь цветом донести до зрителя торжественную гармонию природы. Декоративность присутствует во всех полотнах Домашникова как одно из средств активизации живописной формы. Художник не уплощает форму, не сводит объемно-пространственное богатство натуры к орнаменту цветовых пятен.

Естественно, в живом течении искусства все отмеченные потоки весьма подвижны, нередко один и тот же автор создает самые разные произведения, не укладывающиеся в прокрустово ложе умозрительных концепций. Но тем не менее, направления эти в российском пейзаже выявлены весьма четко, и каждое из них имеет своих приверженцев и последователей.

Творчество Домашникова невозможно полностью отнести ни к одному из них. Хорошо это или плохо? Думается, такая постановка вопроса неверна. Просто как истинный художник Домашников очень индивидуален, ему присуще свое, совершенно определенное восприятие мира, диктующее все — от выбора сюжета картины до ее эмоциональной окрашенности.

Таким путем идет художник к картинной завершенности образа, что очень важно в пейзажной живописи, где зачастую можно встретиться а механическим увеличением этюда до размеров картины.
Работы Домашникова конца 1960-х годов дают возможность говорить о движении его стилистики, отходе от живописи объемно-материальной к более декоративной, от иллюзорной передачи пространства — к его образно-цветовому осмыслению.

Творчество Домашникова убеждает: истинная современность искусство — в выражении главных тенденций жизни, их активном эстетическом утверждении. В его картинах образно запечатлелось время, обретя ясную лирическую окрашенность.

Все это и делает искусство Бориса Федоровича Домашникова правдивым, глубоко поэтичным, способным волновать сердца зрителей разных возрастов, разных душевных склонностей, разных национальностей.

Читайте также: