Меры воздействия на детей в семье кратко

Обновлено: 01.06.2024

В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей В.А. Сухомлинский выступал как решительный противник наказания Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе. А.С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению А.С. Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

Сравните эти две точки зрения и сформулируйте свою позицию.

Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следовательно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка (например, недостаточная координация движений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбуждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со стороны взрослых, чем в карательных мерах. Например, неосторожно ткнул пальцем в красивый воздушный шар, и тот лопнул; полез в лужу за корабликом, упал, промок. Если ребенок ждет за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить свое поведение. Боясь наказания, он будет обманывать взрослых, хитрить, изворачиваться.

Методы семейного воспитания: как вырастить хорошего человека?

Воспитание ребенка в основном происходит в семье. Родителей, близких родственников и особый домашний микроклимат не сможет заменить даже самая элитная школа с опытнейшими психологами. Дети это чувствуют, самой большой потерей для них является утрата родителей, поэтому действенными, но жесткими для непослушного ребенка являются угрозы быть помещенным в интернат на перевоспитание. Методы семейного воспитания – это сочетание поощрения и наказания, кнута и пряника.

Основными методами воспитания и влияния ребенка являются: убеждение, личный пример, поощрение и наказание. Важны не только методы воспитания, а то, как родители их используют на практике. Для одних родителей наказание – это шлепки по мягкому месту, а для других – лишение удовольствий. Можно лишить второго мобильного телефона, а можно – обычных карамелек. Процесс воспитания очень непрост, имеет уйму нюансов, с которыми ежедневно приходится сталкиваться.

Методами воспитания называют способы, с помощью которых проходит направленное педагогическое влияние на поведение, а также сознание ребенка. Способы воздействия несут отпечаток личности родителей, поэтому для каждого папы или мамы есть свои пределы влияния на своего ребенка. Рассмотрим детальнее основные пути воздействия на подрастающую личность.

Методы семейного воспитания – это способы воспитательных воздействий и взаимодействий родителей с детьми, направленные на развитие их сознания, чувств и воли, формирование опыта поведения, организацию жизнедеятельности детей.

Убеждение

Заключается в целенаправленном воздействии на психику с сознанием. Взрослые рассказывают, что хорошо, а что – плохо, приводят действенные доводы для объяснения своей позиции. Рассказы сопровождаются доступными для восприятия примерами, чтобы можно было понять суть без сложных фраз.

Если малыш не уважает хлеб, разбрасывает его по комнате, то его не бьют и не ругают. Ребенку просто спокойно рассказывают, что десятки людей потрудились над тем чтобы свежая булочка, оказалась у них дома на столе. Также подчеркивают, что папа и мама напряженно работали для того, чтобы купить хлеб. Поэтому неуважение к хлебу – это неуважение к родителям, а также к своей семье.

Поощрение и наказание: за и против

Следующие два приема являются наиболее обсуждаемыми, это две стороны одной медали, которую называют воспитанием. Остановимся подробнее на использовании тактики кнута с пряником в различных комбинациях.

Методы стимулирования поведения и деятельности
Поощрение (похвала, благодарность, признательность, одобрение положительного поступка, доброжелательный контакт глаз, физический контакт: поглаживание, обнимание, прижимание к груди, усаживание на колени, пожимание руки и др., поручение задания, подарки, материальное и денежное вознаграждение)
Наказание (замечание, предупреждение, отсроченная беседа, отсрочка исполнения обещанного, отмена исполнения обещанного, отказ выполнить просьбу, лишение привычных развлечений, постановка на время в угол, оставление на время в отдельной комнате, усаживание на время в кресло, на диван, на колени и др.)
Прощение
Соревнование (побуждение)

Поощрение

Это высочайшее искусство процесса воспитания, в зависимости от приемов и методики оно может как навредить, так и поспособствовать лучшему развитию.

Поощрения и наказания в семье

Наказание

Противники применения каких-либо наказаний вообще высказывают сомнения в необходимости подобного метода, но большинство родителей сходятся в пользе метода кнута в противовес прянику.

Наказывать нужно в любом случае, чтобы подрастающее поколение понимало границы дозволенного. Самое главное в наказании – чадо должно понять и уяснить свой проступок, иначе физические или духовные лишения совершенно не имеют никакого смысла.

Наказание – это не только кара и расплата за проступок, это предупреждение подобных действий в будущем. Например, дочка разбила вашу любимую вазу, вы накричали на нее и поставили в угол. Вы не только покарали за проступок, но и создали в ее сознании установку, что за каждое баловство в будущем, заканчивающееся порчей вещей, вы будете ставить проказницу в угол.

Наказание делится на две основные группы: физическое воздействия и запреты. С физическим воздействием не стоит перебарщивать, оно должно быть редким, только за очень серьезные проступки или непослушание. Максимум – это шлепки. С запретами можно действовать гибче – найти источник удовольствия для ребенка и регулировать его.

Есть основные правила, которых следует придерживаться при наказаниях:

  1. Продумайте наказание, сделайте его справедливым и ни в коем случае не нужно унижать достоинство ребенка. Критикуйте поступок, а не личность.
  2. Держите себя в руках, не придумывайте наказание сгоряча. Выберите такую меру наказания, чтобы оно соответствовало проступку.
  3. Не нужно глобально наказывать и все запрещать. Говорите, как про негатив, так и про позитив в поведении. Накажите за порванные шорты во время футбола, зато отметьте, что сын делает чистые подкаты на поле, соблюдает правила игры даже в грязном дворовом футболе.
  4. Если малыш заслужил поощрение, но не получил его, то наказание не должно отменить его. Всегда выполняйте свои обещания: купите ребенку смартфон за хорошую учебу даже тогда, если он разбил окно в соседском доме по случайности сразу после получения годовых отметок. Но потом придумайте наказание за окно.

Личный пример

Дети в своем большинстве копируют поведение родителей, это вполне нормально. Из такого копирования можно извлечь выгоду при воспитании – нужно просто вести себя так, как бы вы хотели, чтобы вели себя ваши дети.

В примере с уважением к хлебу вы должны сами уважать хлеб, ни в коем случае не показывать пренебрежения к этому продукту питания. Ваши дети обязательно оценят такое отношение, возможно, что не придется прибегать к наказаниям.

Будьте внимательны с этим методом воспитания, так как детишки перенимают не только положительные, но отрицательные стороны вашего поведения. Лучший вариант – это вести себя правильно, порядочно, по нормам общества в любых ситуациях. Только тогда вы по праву сможете требовать от ваших наследников вести себя подобающе.


Жестокое обращение с детьми в семье. Соблюдение прав ребенка на защиту от всех форм насилия

В семьях неблагополучных, где уровень культуры ниже или родители злоупотребляют алкоголем, дело обстоит значительно хуже — жестокость здесь становится нормой.

Жестокое обращение с ребенком — это физическое или психическое насилие над ним.

Различают насилие физическое, сексуальное, эмоциональное (психическое) и пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие — это непосредственно рукоприкладство: побои, шлепки, укусы, ожоги, тряска (когда взрослый сильно трясет его). По данным Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, избиениям со стороны родителей подвергаются порядка 2,5 млн детей до 14 лет, около 50 тысяч из них убегают из дома, чтобы избежать очередного нападения. Кроме того, около 30-40% преступлений происходят внутри семьи, 50% из них затрагивают детей (они становятся жертвами или свидетелями преступлений).

Сексуальное насилие (развращение) — вовлечение взрослыми несовершеннолетних с их согласия и без него в сексуальные действия, в проституцию. Демонстрация порнографии так же является сексуальным насилием.

Психологическое насилие — действия, вызывающие у ребенка страх, а также это оскорбления, унижение, отвержение, обвинения, совершение в его присутствии насилия в отношении людей и животных.

Пренебрежение основными нуждами — отсутствие элементарной заботы о ребенке.

Правовая ответственность родителей за жестокость к детям

Жестокое обращение с детьми — это преступление, и за эти действия в российском законодательстве существует несколько видов ответственности.

Уголовная ответственность

За все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст.110-113, 115-119, 124, 125, 131-135, 156, 157 УК РФ).

Административная ответственность

Пренебрежение основными потребностями ребенка и неисполнение обязанностей по его содержанию и воспитанию подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35.).

Гражданско-правовая ответственность

За жестокое обращение с ребенком привлекаются к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ родители или лица, их заменяющие (ст. 69 – лишение родительских прав, ст. 73 – ограничение родительских прав, ст. 77 – изъятие ребенка при угрозе жизни или здоровья).

Наказание и поощрение детей в семье: методы, правила воспитания и советы психологов

3 июня 2020 г. 7:57

О способах воспитания

Поощрение и наказание детей представляет собой две стороны медали, которая носит название воспитания. И чтобы эта медаль стала все-таки золотой, следует понимать, какие именно существуют основные правила поощрения и наказания. Есть несколько отличий методов воспитания ребенка в семье от мер педагогических. Необходимо принимать во внимание то, насколько велико индивидуальное влияние мам и пап на деток. Родителям следует проникнуться целью воспитания, правильно представлять его, чтобы сформировать вполне развитую личность.

Самым важным для любого малыша всегда будет добрая семейная атмосфера. Что бы ни случилось, взрослые должны как можно реже выплескивать при детишках свои отрицательные эмоции. Если малыш не сразу делает, что ему велят старшие, не нужно моментально начинать кричать и использовать силу.

Приоритеты поощрения и наказания в воспитании детей будут играть достаточно важную роль при выборе какого-то метода. Родители, жаждущие воспитать в своем чаде самостоятельность, применяют одни методы воспитания. Те, кто хочет выработать у ребенка послушание, применяют иные.

Общие методы

К таким методам воспитания ребенка в семье относят поощрение, убеждение и наказание. Поощрение подразумевает следующее: подарить подарок, похвалить за хороший поступок или правильно выполненное действие и тому подобное. Убеждение будет построено на верных советах, личном примере старших, растолковывании, что такое хорошо, а что плохо, внушении. Наказание в качестве третьего метода говорит о лишении удовольствий, применении силы и сходных действиях.

Даже если родители убеждены, что они выбрали верный способ, сложностей не избежать. Бездуховные родители не в силах показать детям правильный пример. Родители, использующие авторитарный метод воспитания, либо те, кто не наказывают ребенка никогда, правильную личность воспитать не в силах. Не приводят к положительному результату использование физической силы и давление на психику ребенка. Выбирая, какие методы поощрения и наказания в воспитании детей применить, надо очень серьезно обдумать этот момент, ведь спустя много лет он обязательно скажется на личности выросшего ребенка.

Воспитываем, убеждая: используем диалог

С помощью убеждения можно осуществить сильное воздействие на сознание ребенка. Именно благодаря такому методу путем познания жизненных фактов у подрастающего поколения сформируются правильные взгляды. Подобные представления будут закрепляться в сознании ребенка. Когда он начнет познавать что-то новое, расширит свое мировоззрение.

Сформировать определенные взгляды мама может, применив диалог. Такая форма убеждения наполнена полезной информацией, передающейся от взрослого ребенку. При помощи диалога возможно не только общаться, но и воспитывать детишек в правильном контексте.

Диспут в качестве убеждения

Диспут — один из вариантов убеждения. Ребенок и родители всегда смогут вступить в спор по теме, которая их волнует. Когда происходит столкновение разных мнений, приобретаются новые знания и обновляется видение мира. Благодаря диспуту решаются даже воспитательные задачи. Такое убеждение надо осуществлять в игровой форме. Это ни в коем случае не должно быть похоже на обычную бытовую ссору. Воспитывая ребенка, недопустимо руководствоваться только методом убеждения. Лучше всего использовать его в тандеме с приучением. Убеждение будет максимально эффективным, когда ребенок уверен в эрудиции мамы и папы.

Взаимосвязанные методы

Методы поощрения и наказания детей являются взаимосвязанными. Если их поощряют, признаются хорошие качества и положительная оценка поведения детишек. Если наказывают, осуждаются плохие поступки и выражается отрицательная оценка. Этим двум способам воспитания нужно существовать вместе. Педагогика давно доказала их необходимость, потому что они способны не только закалить характер, но и воспитать ответственность и достоинство. Но в то же время наказанием и поощрением детей в семье не стоит злоупотреблять. Хвалить ребенка надо, так как каждое доброе слово даст ему веры в себя и свои силы. Но не стоит хвалить за то, что уже было достигнуто не один раз либо дано от природы. Наказание как метод воспитания также очень важно. Но недопустимо применять физическую силу или давить на ребенка морально.

Даже если малыш совершил несколько неблаговидных проступков, правильным будет наказывать его только один раз. В воспитании ребенка ведущей воспитательной мерой должно быть именно одобрение, а осуждение — только вспомогательной. Благодаря этому можно сориентироваться на его лучшие качества, а со временем постараться их улучшить. Необходимо, чтобы ребенок сам мог дать оценку своему поведению. Если все-таки родители испытывают некоторые трудности в воспитании ребенка, не знают, как поступить в той или иной ситуации, они могут обратиться за помощью к психологу. Им поможет его консультация. Поощрение и наказание ребенка в семье — это два столпа, на которых зиждется воспитание новой личности.

Когда наказывать не надо

- дети устали или больны,

- их темперамент раздражает родителей (холерик способен вызвать недовольство настырностью, резкостью, упрямством, но наказывать его за это равносильно тому, что рыжеволосого - за цвет волос);

ребенка-флегматика нельзя карать за то, что он медлительный, а сангвиника - за то, что он н- не надо использовать наказания, которые причиняют ущерб здоровью, например, лишение прогулки либо посещения спортивной секции;

- нельзя делать выговор, когда ребенок ест, потому что выговор за столом воспринимается им как попрек тарелкой каши или куском хлеба; - запрещено применять наказание умственной работой либо трудом.

В любой ситуации, даже если она покажется родителю очень сложной и неправильной, надо уважать в своем ребенке личность. Даже когда взрослые наказывают за какой-то совершенный проступок, следует проявлять сдержанность и тактичность.

Ребенок, даже не подозревая об этом, совершенными поступками, собственным отношением к наказаниям и поощрениям прокладывает путь к формированию характера. Неугомонный; - малыш нервный, его не следует наказывать за возбудимость либо плаксивость, а если горластый, то за его громкий голос;

да и вообще — недопустимо наказывать детишек за шум;

Поощрять дозированно

Система поощрения и наказания детей в семье должна работать всегда. Желательно, чтобы не было никаких исключений ни в первом, ни во втором случае. А чтобы делать все максимально правильно, родители должны понимать, какие существуют правила наказания и поощрения детей. Именно благодаря их рациональному применению и своевременному дозированному воздействию на ребенка и будет строиться в дальнейшем его жизнь. По своему воздействию похвала подобна наркотику - ребенок, привыкнув к похвале, будет все время нуждаться в ней. Не должно быть "передозировки".

Когда ребенка не нужно хвалить:

- за то, чего ребенок своим трудом не достиг (ум, здоровье, красота, сила. );

- два и более раз за короткий промежуток времени.

Как правильно поощрять?

- не дожидаясь так называемого разоблачения, ребенок сознательно плохим поведением будет стараться доказать, что он (или она) не идеал;

- ребенок перестает быть искренним, начнет подстраиваться под похвалу, будет стараться попадать только в те ситуации, в которых он сможет покрасоваться наиболее выгодной своей стороной. Поощрение не может быть обещано заранее мамой или папой. Оно должно логически следовать за хорошим поступком со стороны ребенка. Малыша надо научить радоваться своему труду и получать от этого удовольствие, а не ожидать награду.

Финансы, сладости, незаслуженная похвала. Нельзя выражать родительское одобрение только в эквиваленте финансов. Не надо поощрять ребенка деньгами, если он помог по дому или правильно выполнил домашнее задание. Дети успешно занимаются тем, что искренне выбирают, но если они поймут, что за действием их будет ожидать оплата, творчество закончится, и начнется обычное зарабатывание денег. Поощрять шоколадкой, тортом, конфетами и иными сладостями недопустимо! Нельзя создавать из еды культ.

Для родителей купить печенье проще, чем заниматься с ребенком, но лучше от этого ему не будет. Не надо хвалить ребенка за обычные, естественные вещи. Если он оделся сам, помыл за собой посуду или покормил домашнее животное, не надо выражать восторг. Ребенок должен понять, что по своей природе он способен на многие действия, причем особенных усилий ему для этого прилагать не стоит. Поэтому похвала в данном случае будет просто неуместной. Если в семье несколько детей, мама и папа должны убедиться, что другие дети не испытывают чувства зависти или обиды, когда одного из них хвалят и поощряют. Не стоит незаслуженно хвалить ребенка, чтобы расположить его к себе, потому что итогом может стать абсолютно невыносимое его поведение.

А все потому, что дети, почувствовав неискренность, жаждут проявить свою истинную натуру, опровергая похвалу своим поведением. Ребенок обязательно оценит похвалу, если она искренняя. В следующий раз он будет рад сделать приятное родителям. Надо научить ребенка быть благодарным даже за минимальный знак внимания, который к нему проявлен, не обращая внимание на денежную сумму, которая на него была затрачена. Нельзя анализировать вместе с ним стоимость подарков, потому что это приведет к серьезным проблемам, которые касаются вопросов нравственности.

Наказание — редко, но за дело

Говоря о том, как должно правильно осуществляться наказание и поощрение детей в семье, надо обратить внимание вот на что. Многие родители убеждены: чтобы прекратить неподобающее поведение ребенка, лучшим воздействием станут немедленные наказания, а не меры профилактики. Следует понимать, что чем реже будет применяться любой из методов наказания, тем он будет лучше действовать. В противном случае детишки научатся лгать, изворачиваться, будут ощущать агрессию и страх. Наказание окажет воздействие в том случае, если оно применяется достаточно редко и соответствует совершенному проступку.

О правилах наказаний

К правилам наказаний можно отнести следующие:

- оно никогда не должно наносить вред здоровью;

- не бывает так, чтобы ребенок не огорчал родителей, на то он и ребенок;

не нужно его переделывать и допускать, чтобы он находился в постоянном страхе;

- прежде чем наказывать, родители должны подумать, для чего и зачем они это делают;

- делать выговор по прошествии длительного времени недопустимо;

- если у родителей появилось хоть малейшее сомнение в том, надо наказать или нет, не стоит этого делать; - ни одно наказание не должно идти в паре с унижением и походить на торжество силы взрослых людей над детской слабостью;

- за один раз допустимо делать выговор только за один проступок;

смешивать все вместе — не для детского понимания;

- если ребенок уже наказан, а затем был прощен, впоследствии не должно быть никаких напоминаний об этом.

И самое главное, что должны помнить все родители: нельзя карать ребенка лишением любви! Вот такими должны быть меры поощрения и наказания ребенка в каждой семье.

И при соблюдении всех правил он станет родителям еще и другом.

В заключение

Наказание и поощрение детей дошкольного возраста - процесс не такой уж и трудный, как это может показаться на первый взгляд. Для своего любимого чада родители выбирают какой-то определенный метод. И все-таки очень важно помнить, что наиболее правильное воспитание каждого ребенка осуществляется только с применением всего комплекса воздействий на него.

Нельзя всегда только наказывать или только поощрять, убеждать в чем-то или действовать, исходя из личного примера. Воспитание, вобравшее в себя и наказание, и поощрение детей в семье, должно использовать все методы, но применять их следует, исходя из сложившейся ситуации.

Читайте также: