Укажите типы нарушений норм словоупотребления кратко

Обновлено: 07.07.2024

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.



© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.



😊

Как здорово, что Вы предложили нашему вниманию эту таблицу) Мне думается, что ознакомиться с её содержанием будет полезно всем) СПАСИБО.


Всегда пожалуйста, мне такие таблицы временами попадаются)


Мой любимый пример:

"Благодаря буре наш корабль затонул"


©

"Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа" Антон Чехов


Спасибо, интересные примеры, но скорее для изучающих русский, а не для носителей языка.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.


Не знаю, думаю, интересно это не только иностранцам)

Ваши стихи? Звучные)


Моя хроническая ошибка - это написание предлога "Несмотря" раздельно с "не", как деепричастие)


У многих) Я со школы помню: "несмотря на" и "невзирая на" слитно, так как исключения.


Полезно, но 8, 10, 12 - неоправданно. Чем плохо слово специфический? 10 - почему нет? 12 - нелогично в обычной ситуации, но если героя сжигают на костре или пытают калёным железом, потерять сознание не так уж и плохо)


Ну, правила, как правило, рассчитаны на обычные ситуации)


Спасибо, посмеялась от души! Хотя, возможно, так же ошибаюсь))) Сохранила картинку)))


Да не за что, обращайтесь!))


Не морочьте людям головы. Многое зависит от стиля изложения и от особенностей персонажа, если текст используется в качестве прямой речи. Когда персонаж с двумя классами образования изъясняется как профессиональный филолог, это выглядит гораздо хуже


По таблице есть возражения: п.6 правильнее и проще было бы "Для обучения студентов в вузе необходимы. ". Поскольку работают в нем не только преподаватели. С другой стороны, вообще где-нибудь преподаватели низкого класса - нужны? п.8 вообще не согласна. Слова "специфический" и "особый" довольно существенно различаются по смыслу. И если уж говорить о прилагательных, то автору явно виднее, какой оттенок смысла он имел в виду. Другой вопрос, что значение слова должно быть правильным.

Хлебинская Г.Ф. Заслуженный учитель РФ (рус.язык и литература) со стажем 50 лет, канд.пед. наук - ещё не мастер слова. Учитель. Методист. Для школьников. Не в вузе, не для филологов, не для журналистов. Не писатель худ.лит.

Просто допускать школьные ошибки в произведениях - нехорошо. Но когда авторам об этом пишут, некоторые весьма резво (и резко) огрызаются.

Лексические нормы – это употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении. К лексическим нормам относятся нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Лексические нормы (нормы словоупотребления) определяют правильный выбор слова из ряда других, близких ему по значению или по форме, а также употребление слов в тех значениях, которые они имеют в литературном языке. Эти нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых , его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых , чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности: 1) нарушение лексической сочетаемости слов; 2) смешивание паронимов; 3) неточности словоупотребления; 4) плеоназмы; 5) тавтология; 6) речевая недостаточность. Все эти нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.

Выразительность – качество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств. Мы используем средства речевой выразительности для того, чтобы передать свои эмоции, впечатления, дать оценку или воздействовать на чувства собеседника. Лeксичeские нормы в аспекте выразительности: 1) синонимы, 2) антонимы, 3) омонимы, 4) многозначные слова, 5) фразеологизмы.

Лексические нормы с точки зрения развития языка: 1) устаревшие слова (историзмы, архаизмы); 2) возвращение устаревших слов; 3) неологизмы (новая лексика), 4) иноязычные / заимствованные слова.

Наиболее распространённые лексические ошибки

  1. Неправильный выбор слова ( костный тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей ), неточный выбор синонима ( за ответ я получил прекрасную оценку ).
  2. Нарушение норм лексической сочетаемости ( стадо зайцев, под гнётом гуманности ).
  3. Противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными оттенками значения слова ( Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя несмываемые следы. Он внёс непосильный вклад в развитие России ).
  4. Употребление анахронизмов, т. е. исторически несовместимых понятий ( Ломоносов поступил в институт );
  5. Смешение понятий из разных культур ( Ломоносов жил за сотни миль от столицы ).
  6. Неверное употребление фразеологизмов ( Надо вывести его на свежую воду ).

Речевая избыточность и речевая недостаточность

Плеоназмы — обороты речи, в которых сочетаются однородные по значению слова, излишние с точки зрения логики: темный мрак, снилось во сне, говорить словами .

В языке художественной литературы, в поэтическом языке тавтология может использоваться как художественный приём повторения, усиливающий выразительность речи: Знать не знаю, ведать не ведаю; на дворе белым-бело; на пороге стоял старый-престарый старик.

Некоторые однокоренные слова потеряли лексическую связь друг с другом: чёрные чернила; белое бельё, красная краска.

Речевая недостаточность выражается в пропуске слов, что порождает логическую ошибку: Характер Базарова резко отличается от братьев Кирсановых . (Нужно: от характера братьев Кирсановых.)

Смешение паронимов

Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению: телефонный абонент — концертный абонемент , эффектный наряд — эффективный приём, жёстки й диван — жестокий бой и др.

Многие смешивают однокоренные глаголы одеть (одевать) и надеть (надевать) . Одеть можно кого-то, надеть — что-то (на что-то): Одевать капризного ребёнка довольно сложно; в холода надеваю на него комбинезон.

Лексическая сочетаемость

Часто речевые ошибки происходят из-за того, что словосочетания строятся неверно, состоят из слов, не сочетающихся друг с другом:

Благодаря неосторожному обращению с огнём, лес выгорел. (Нужно: Из-за неосторожного обращения с огнём лес выгорел.)

Большое значение в наше время играет бережное отношение к природе . (Нужно: Большое значение в наше время имеет бережное отношение к природе.)

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.



© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Лексические нормы и ошибки употребления

Лексика (лексикология) — раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка с различных точек зрения:

  • изменение значения слов,
  • их происхождение,
  • пополнение словаря заимствованными словами и т.д.

Лексическими нормами считаются нормы:

  • употребления слов в соответствии с их значениями,
  • уместного употребления слов,
  • правильного выбора слова в зависимости от ситуации общения и т.д.

В речи довольно часто можно встретиться с ошибками, относящихся к этому типу.

Типы лексических ошибок (примеры)


Самыми распространенными здесь можно назвать нарушения:

Саша сделал хороший доклад. В докладе он привел много интересных фактов. Доклад получился очень хорошим, так как Саша учел все замечания учителя, который предварительно познакомился с докладом. Доклад очень понравился всем нам.

(это неоправданное использование однокоренных слов): Начало сессии начнется в конце этого месяца.

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.

  • Неоправданное употребление в речи заимствованных слов:
  • Неоправданное употребление устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики:

Список претензий длинен: подавление протестной активности, схлопывание деятельности неправительственных организаций

  • Неоправданное употребление стилистически окрашенных слов

в частности канцеляризмов — слов с ярко выраженной окраской официально-делового стиля :

За неимением красной розы жизнь моя будет разбита (использование отыменных предлогов).

Необходимость усиления внимания изучению… (использование отглагольных существительных).

Я обязательно поговорю с ним по этому вопросу (употребление универсальных слов).

От неизвестного вируса скончался петух.

  • Ошибки на неверное использование синонимов, многозначных слов, омонимов и паронимов

Опасения врачей не оправдались

Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Работа над стилем произведения, выступления, доклада, реферата – это, прежде всего, работа над его лексикой, так как слово – основа для понимания речи. Особого внимания требуют лексические нормы.

Лексические или лексико-стилистические нормы – это нормы, связанные со словоупотреблением, употреблением языковых средств, уместных в определенных ситуациях.

1) лексические ошибки, связанные с выбором слова;

2) лексические ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости;

3) лексические ошибки, связанные с речевой недостаточностью;

Лексические ошибки, связанные с речевой избыточностью (плеоназм, тавтология, повторение слов)

Соблюдение лексических норм является обязательным условием взаимопонимания между людьми. Рассмотрим лексические ошибки, связанные с нарушением этих норм, и способы их устранения.

III. Виды лексических ошибок, связанных с выбором слова:

1) Употребление слова в несвойственном ему значении:

Старцев гарцуетна бричке с ленивым кучером. (Гарцевать можно только верхом на лошади).

2) Неверное использование иноязычных слов:

3) Неточное разграничение значений паронимов, т.е. близких по звучанию однокоренных слов, но имеющих разное значение:

Ему была представленавозможность поехать на юг.

(Перепутаны значения паронимов представить и предоставить. Нужно употребить глагол предоставить, т.е. дать возможность).

Лексическая ошибка смешения паронимов будет, например, в таких фразах:

В магазине продавали недорогую практическую (надо: практичную) обувь.

Игрушка была сделана из желтого искусного (надо: искусственного) меха.

На протяжении длительного времени смешивается употребление глаголов надевать (надеть) и одевать (одеть), но сохраняется их стилистическое разграничение. В соответствии с литературной нормой первый глагол употребляется в тех случаях, когда действие обращено на его производителя (надевать пальто, шубу, сапоги, очки и т. д.), а также в конструкциях с предлогом на (надеватьпальто на ребенка).

Второй глагол употребляется в тех случаях, когда действие обращено на другой предмет, обозначенный прямым дополнением (одевать ребенка, куклу).

В литературной речи употребление глаголов оплатитьи уплатить разграничивается: оплатить проезд (сущ.в вин.п. без предлога) – уплатить за проезд(сущ. в вин. п. с предлогом за).

4) Незнание лексического значения слова:

Слова следует употреблять в строгом соответствии с их семантикой, т. е. значением. К сожалению, в последние годы как в публицистике, так и в устной речи приходится отмечать ошибки в словоупотреблении. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания:

Рассмотрим примеры неправильного выбора слова в связи с незнанием его значения.

1.Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5сентября.

Слово декада не может быть употреблено в этом предложении, так как в переводе с греческого языка означает десяток, десять.

Следует сказать:

Дегустацияузбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5сентября.

2.Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию.

Аннотация– это вступительная статья к книге, в которой содержится обзор тем, в ней изложенных. Следовательно, данное слово не может употребляться в этом предложении. Следует сказать:

Осужденный подал в суд высшей инстанции апелляцию.

В таких случаях говорят об использовании слова без учета его семантики (т.е. значения).

Подобные лексические ошибки возникают в результате стилистической небрежности автора, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка.

Устранять подобные ошибки можно простой лексической заменой.

Практика

Упражнение 28

Выберите из приведённых паронимов тот, который необходим в данном контексте.




1.Он записался на приём по . (жилой-жилищный) вопросу.
2.Вам необходимо поставить печать на . (командировочный-командированный) удостоверение.
3.Гости выставки прошли в . (демонстрационный-демонстративный) зал.
4.Посетители выставки восхищались . (искусная-искусственная) вышивкой по шёлку.
5.(Гарантированное-гарантийное) письмо будет отправлено вам заранее.
6.Фильмы, снятые режиссёром, принадлежат к . (элитное-элитарное) кино.
7.Многие годы эти страны связывают (дружеские-дружественные) отношения.

8.Алеша…(упрямо, упорно) добивался возможности читать книги.

9.Рабочие коллективы борются за…(экономию, экономику) электроэнергии.

11.Одна из самых…(гуманистических, гуманных) профессий на земле – учитель.

12.Бригада сэкономила за счет… (бережливого, бережного) расходования электроэнергии несколько сот тысяч рублей.

13.Последним…(предоставили, представили) слово бухгалтеру.

14.Только… (невежды, невежи) считают, что учеба заканчивается с окончанием школы.

15.Мать при кормлении грудного ребенка должна (одевать-надевать) марлевую повязку.

16.На мебель были…(одеты – надеты) чехлы.

17.Она(одела – надела) браслет на руку.

Упражнение 29

Вместо точек вставьте нужное слово, мотивируйте свой выбор.

1.Коллективу …(присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия за … (одержанные, полученные, достигнутые, завоеванные) успехи в труде.

2.Известно … (любому, всякому, каждому), что даже самые … (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) условия работы еще не… (решают, определяют, обеспечивают, гарантируют) успеха.

3.Этот недостаток можно …(увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом.

4.На месте небольшого завода…(возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат.

Блок информации

Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Работа над стилем произведения, выступления, доклада, реферата – это, прежде всего, работа над его лексикой, так как слово – основа для понимания речи. Особого внимания требуют лексические нормы.

Лексические или лексико-стилистические нормы – это нормы, связанные со словоупотреблением, употреблением языковых средств, уместных в определенных ситуациях.

1) лексические ошибки, связанные с выбором слова;

2) лексические ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости;

3) лексические ошибки, связанные с речевой недостаточностью;

Лексические ошибки, связанные с речевой избыточностью (плеоназм, тавтология, повторение слов)

Соблюдение лексических норм является обязательным условием взаимопонимания между людьми. Рассмотрим лексические ошибки, связанные с нарушением этих норм, и способы их устранения.

III. Виды лексических ошибок, связанных с выбором слова:

1) Употребление слова в несвойственном ему значении:

Старцев гарцуетна бричке с ленивым кучером. (Гарцевать можно только верхом на лошади).

2) Неверное использование иноязычных слов:

3) Неточное разграничение значений паронимов, т.е. близких по звучанию однокоренных слов, но имеющих разное значение:

Ему была представленавозможность поехать на юг.

(Перепутаны значения паронимов представить и предоставить. Нужно употребить глагол предоставить, т.е. дать возможность).

Лексическая ошибка смешения паронимов будет, например, в таких фразах:

В магазине продавали недорогую практическую (надо: практичную) обувь.

Игрушка была сделана из желтого искусного (надо: искусственного) меха.

На протяжении длительного времени смешивается употребление глаголов надевать (надеть) и одевать (одеть), но сохраняется их стилистическое разграничение. В соответствии с литературной нормой первый глагол употребляется в тех случаях, когда действие обращено на его производителя (надевать пальто, шубу, сапоги, очки и т. д.), а также в конструкциях с предлогом на (надеватьпальто на ребенка).

Второй глагол употребляется в тех случаях, когда действие обращено на другой предмет, обозначенный прямым дополнением (одевать ребенка, куклу).

В литературной речи употребление глаголов оплатитьи уплатить разграничивается: оплатить проезд (сущ.в вин.п. без предлога) – уплатить за проезд(сущ. в вин. п. с предлогом за).

4) Незнание лексического значения слова:

Слова следует употреблять в строгом соответствии с их семантикой, т. е. значением. К сожалению, в последние годы как в публицистике, так и в устной речи приходится отмечать ошибки в словоупотреблении. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания:

Рассмотрим примеры неправильного выбора слова в связи с незнанием его значения.

1.Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5сентября.

Слово декада не может быть употреблено в этом предложении, так как в переводе с греческого языка означает десяток, десять.

Следует сказать:

Дегустацияузбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5сентября.

2.Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию.

Аннотация– это вступительная статья к книге, в которой содержится обзор тем, в ней изложенных. Следовательно, данное слово не может употребляться в этом предложении. Следует сказать:

Осужденный подал в суд высшей инстанции апелляцию.

В таких случаях говорят об использовании слова без учета его семантики (т.е. значения).

Подобные лексические ошибки возникают в результате стилистической небрежности автора, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка.

Устранять подобные ошибки можно простой лексической заменой.

Практика

Упражнение 28

Выберите из приведённых паронимов тот, который необходим в данном контексте.

1.Он записался на приём по . (жилой-жилищный) вопросу.
2.Вам необходимо поставить печать на . (командировочный-командированный) удостоверение.
3.Гости выставки прошли в . (демонстрационный-демонстративный) зал.
4.Посетители выставки восхищались . (искусная-искусственная) вышивкой по шёлку.
5.(Гарантированное-гарантийное) письмо будет отправлено вам заранее.
6.Фильмы, снятые режиссёром, принадлежат к . (элитное-элитарное) кино.
7.Многие годы эти страны связывают (дружеские-дружественные) отношения.

8.Алеша…(упрямо, упорно) добивался возможности читать книги.

9.Рабочие коллективы борются за…(экономию, экономику) электроэнергии.

11.Одна из самых…(гуманистических, гуманных) профессий на земле – учитель.

12.Бригада сэкономила за счет… (бережливого, бережного) расходования электроэнергии несколько сот тысяч рублей.

13.Последним…(предоставили, представили) слово бухгалтеру.

14.Только… (невежды, невежи) считают, что учеба заканчивается с окончанием школы.

15.Мать при кормлении грудного ребенка должна (одевать-надевать) марлевую повязку.

16.На мебель были…(одеты – надеты) чехлы.

17.Она(одела – надела) браслет на руку.

Упражнение 29

Вместо точек вставьте нужное слово, мотивируйте свой выбор.

1.Коллективу …(присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия за … (одержанные, полученные, достигнутые, завоеванные) успехи в труде.

2.Известно … (любому, всякому, каждому), что даже самые … (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) условия работы еще не… (решают, определяют, обеспечивают, гарантируют) успеха.

3.Этот недостаток можно …(увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом.

4.На месте небольшого завода…(возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат.

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?


Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

Морфологические ошибки

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

Орфографические ошибки

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Читайте также: