Политический режим белоруссии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Республика Беларусь, согласно конституции — унитарное демократическое социальное правовое государство. Главой государства является президент. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Форма правления характеризуется как смешанная республика [1] , президентская республика [2] или суперпрезидентская республика [3]

Содержание

Конституция Республики Беларусь

Конституция — основной закон Республики Беларусь. Ныне действующая конституция была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем изменения и дополнения в Конституцию вносились три раза (всегда — путём референдума). Согласно результатам референдума 14 мая 1995 года, в Конституцию были внесены положения о равном статусе русского языка с белорусским [источник не указан 526 дней] , а также о возможности Президента распускать парламент и назначать новые выборы в случае грубого или систематического нарушения последним Конституции и законов. На референдуме 24 ноября 1996 года принята новая редакция конституции, расширяющая полномочия президента и реформирующая систему органов власти в стране. На референдуме 17 октября 2004 года из конституции было удалено ограничение на количество президентских сроков, которые может занимать одно и то же лицо.

Законодательная власть

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.

Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996—2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в 2000—2004 годах, третьего — с 2004 года. Основные полномочия Палаты представителей:

  • рассматривает и принимает проекты законов;
  • назначает выборы Президента;
  • даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;
  • выражает вотум недоверия правительству;
  • выдвигает обвинения против Президента.

Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов: по 8 членов избирают областные и Минских городской совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент. Основные полномочия Совета Республики:

  • одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;
  • избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц;
  • контролирует работы местных советов депутатов, может отменять их решение или распустить в случае нарушения законодательства;
  • рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;
  • принимает решение об отрешении Президента от должности.

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Судебная власть

Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.

Президент

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:

  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  • назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
  • подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • имеет право отменять акты правительства;
  • является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь
  • назначает республиканский референдум;
  • может издавать декреты, имеющие силу закона.

Первые президентские выборы в Республике Беларусь состоялись 10 июля 1994. На них победил Александр Лукашенко. Он также побеждал и на всех последующих выборах — в 2001, 2006 и 2010 годах.

Местное самоуправление

Республика Беларусь — унитарное государство, поэтому местное самоуправление решает в основном местные вопросы. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы. К компетенции местных Советов депутатов относится:

  • утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении;
  • установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
  • определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
  • назначение местных референдумов.

Политические партии

Партийная система в Республике Беларусь не развита, что объясняется различными причинами, в числе которых отсутствие традиции партийности, проведение всех выборов по мажоритарной системе, сложные условия для регистрации и деятельности партий, слабое развитие гражданского общества и др. Партии практически не оказывают влияния на политику. К основным партиям относятся:

    ;
  • Партия коммунистов Беларуси; ; ; ; ;
  • Либерально-демократическая партия.

КГБ Белорусии



Примечания

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Общая характеристика политической системы республики

Беларусь – страна, которая в своем составе имеет определенные единицы (области, края, районы, губернии и тому подобное), которые повинуются главному органу власти. Глава государства – президент, которые исполняет основные функции при управлении государством.

Делится власть на следующие подгруппы:

  • Законодательная, которая выполняет функции разработки законов (нижняя палата парламента и Совет Республики)
  • Судебная государственная власть – разрешает судебные проблемы и разногласия между враждующими сторонами согласно Конституции республики, и законами
  • Исполнительная (Совет Министров)

Республика Беларусь имеет в своем составе шесть область, столицей является город Минск. Функции президента состоят в:

  • Реализации стратегии государства
  • Проект становления страны
  • Нормальное функционирование внутренней и внешней политики.


Режим политики государства по своей сути похож на систему постсоветских стран, где главнокомандующим является президент, который управляет практически всеми сферами, включая исполнительную власть, а также территориальную. Президент исполняет и принимает решения, связанные с законодательной властью, которая подразумевает парламент из двух палат, партиями и другими организациями. Все эти нормы политического режима были основана на системе СРСР, Частью которого раньше была и Беларусь.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В конце прошлого века в Беларуси зарождается авторитаризм. Данная политическая система характеризуется подчинением народа государству и тем, кто его возглавляет, основанием государства являются институты. В функции таких организаций входит контроль над обществом, а также поддержка главы государства в контроле над остальными другими институтами. Например, особая форма народовластия, называемая в Беларуси всебелорусским национальным собранием.

Политический режим данной страны трансформируется, то есть несмотря на эволюцию политики Беларуси, она до сих пор соединяет в себе как советскую, так и современную политику, и ее компоненты.

Отличительные признаки политической системы республики Беларуси

Определим следующие факторы, которые характеризуют политический режим республики Беларусь:

  • для нее присуще преобладание в разграничении всевластия. Правительственные полномочия в республике преобладают в законодательной власти.
  • уровень акклиматизации органов местной власти к признанным условиям социально - экономического становления республики развит слабо.
  • здесь не фиксируются ни самодержавные партии, ни колебания в пределах национального масштаба.
  • республика обладает разрозненностью культуры в тех условиях, когда глобально меняются системы ее ценностей

Особенность республики Беларусь является возможность власти, предоставляемой народу. Это происходит в такой форме, как выборы или референдум.

Политический режим республики Беларусь неоднообразен. Структура, присущая политике государства характеризуется тем, что в ней противостоит нынешняя власть и её оппоненты. То есть противостояние в политической реальности характеризуется борьбой между оппонентами внутри власти, и славиться своей идеологией и символикой. На сегодняшний день мы имеем два типа оппонентов:

  • Гражданское большинство
  • Андеграундная оппозиция

Все стороны имеют совокупность собственных убеждений на политику и другие сферы жизни, устройство государства и общества, на законы, стереотипы и другие формы политического поведения.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Характеристику политических режимов Беларуси можно начать с того, что этой стране характерна олицетворенность власти. Александр Лукашенко является президентом страны уже двадцать шестой год (с 1994). Белорусскую власть определяет умение главы державы быть политически подкованным, и удачно взаимодействовать с гражданами государства. Лукашенко принимает все возможные политические решения Беларуси.

Для данной страны также характерна внепартийность, которая предусматривает ситуацию в законодательной власти, когда формируются и нормально функционируют политические партии. Но, в отличии от президента, партии не имеют возможности управлять процессами, связанными с политикой или социальной сферой.

Многие утверждают, что при данном президенте, а им является Александр Лукашенко, пост которому когда-нибудь придётся оставить) страна не потерпит краха, так как глава государства – сильна и харизматичная личность, но при его отсутствии страну будет ждать возможный кризис. Поэтому было бы неплохо найти должного человека, который будет держать власть соответствующе сегодняшнему президенту. Самую большую заинтересованность имеют право составлять чиновники, особенно это касается представителей нижнего и среднего уровней.

Основы государственного устройства Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Беларусь - президентская республика.

Глава государства - Президент Республики Беларусь.

Взаимодействие властей

Основным принципом реализации государственной власти в Республике Беларусь является принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Суть этого принципа в том, чтобы власть не была сосредоточена в руках какого-то одного государственного органа, а была разделена между органами трех ветвей власти. Указанные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Ключевая роль в государственном механизме отводится Главе государства. Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент Республики Беларусь наделяется необходимыми конституционными полномочиями, позволяющими ему обеспечивать взаимодействие органов государственной власти между собой и точное осуществление ими своих функций. Такая модель придает устойчивость и стабильность государственному механизму, препятствует возникновению противостояния между ветвями власти.

Взаимодействуя с законодательной властью, Президент имеет право законодательной инициативы, уполномочен на подписание или отклонение законов. Президент имеет право принимать специальные акты, имеющие силу закона, - декреты. Декреты, указы и распоряжения Президента обязательны на всей территории Беларуси.

Президент оказывает влияние на формирование и деятельность исполнительной власти. С согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра. Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь и отменять акты Правительства. Принимаемые Президентом решения обязательны для исполнения Правительством.

Президент участвует в формировании судебной ветви власти, назначая с согласия Совета Республики судей Верховного Суда. Президент назначает 6 судей Конституционного Суда, а также иных судей.

Наделение Главы государства соответствующими полномочиями одновременно означает и возложение на него обязанности, которая не может быть возложена ни на один другой орган, - выступать гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Государство - самый сложный из всех механизмов, созданных человечеством. Чтобы он исправно функционировал и не давал сбоев, необходимо наличие определённых рычагов управления. Одним из таковых является создание системы правления. Эта статья познакомит читателя с формой правления и государственным устройством Белоруссии.

форма правления белоруссии

Основной закон

Действующая Конституция республики была принята на референдуме в марте 1994 года, а законную силу приобрела через две недели - 30 марта.

Основой данного нормативно-правового акта послужил проект Конституции Российской Федерации от 1993 года.

Принятый документ функционировал без изменений два с лишним года. Но со временем некоторые положения вступили в противоречие с действующими реалиями. Речь идёт о том объёме полномочий, которыми изначально был наделён Верховный Совет Республики Беларусь. Например, он мог изменять положения Конституции, назначать проведение выборов и референдума, определять военную доктрину, а также избирать высших должностных лиц республики: председателя Национального банка, председателя Контрольной палаты, генерального прокурора.

Президент и правительство в лице Кабинета министров были наделены весьма ограниченными полномочиями (об этом говорит даже отсутствие в документе отдельной главы о роли и полномочиях Кабинета министров).

В 1996 году страну настиг очередной политический кризис, причиной которого стали разногласия между Верховным Советом Республики и президентом А. Г. Лукашенко (избранным ещё в 1994 году). Именно по его инициативе в конце ноября 1996 года был проведён референдум, по итогам которого форма правления Белоруссии из парламентской республики превратилась в парламентско-президентскую. Полномочия премьер-министра - главы правительства - были значительно расширены. Например, теперь он мог назначать высших должностных лиц республики, речь о которых шла выше.

Очередное изменение положений Конституции произошло в результате референдума в 2004 году, также инициированного президентом республики. По его итогам А. Г. Лукашенко получил право участвовать в президентских выборах неограниченное количество раз.

С того момента и по настоящее время форма правления в Белоруссии не изменилась.

Фундаментальные положения, которые содержит документ высшей юридической силы, следующие: Конституция РБ определяет устройство и функционирование экономической, политической и социальной сфер жизни общества, закрепляет основные права и свободы граждан. Состоит из преамбулы и 146 статей, заключённых в 9 разделов.

какая форма правления в белоруссии

Форма правления Республики Беларусь

Классическая теория государства и права выделяет несколько форм правления, но самыми распространёнными среди них являются две: монархия и республика. Вторые могут быть парламентскими, президентскими и смешанными. Все зависит от того, какому из государственных органов принадлежит большая полнота власти.

Как видно по названию самого государства, форма правления Белоруссии - республика.

Характеризуется она следующими моментами:

  • выборность главы государства и государственных органов, что полностью исключает передачу властных полномочий по наследству;
  • наличие у граждан широкого круга личных и политических прав.

Глава республики выступает гарантом Конституции, а также прав и свобод человека. В его лице реализуются основные положения внутренней и внешней политики.

Законодательная власть Республики Беларусь

Как и в большинстве стран мира, законодательная ветвь власти в республике представлена двухпалатным парламентом - Национальным Собранием:

  • Нижняя палата (или палата представителей), состав которой включает 110 членов. Депутатом может стать любой гражданин в возрасте от 21 года. Кандидат должен набрать большее количество голосов в том округе, от которого он баллотируется (мажоритарная система). Эта палата парламента наделена достаточно широкими полномочиями, например, представители могут рассматривать и принимать проекты законов, а также имеют право выразить вотум недоверия правительству и выдвинуть обвинения против президента. Любопытно, что в состав первой палаты представителей вошли члены Верховного Совета, распущенного в 1996 году.
  • В составе верхней палаты парламента (Совета Республики) 64 члена, 56 из них выборные, а 8 членов назначаются президентом. Основной функцией Совета является отклонение или принятие проектов законов, выдвинутых нижней палатой. Таким образом, законом станут только действительно важные и проработанные акты. Верхняя палата также принимает решение об отстранении президента от занимаемой должности.

Поскольку форма правления Белоруссии – президентская республика, то участники Национального Собрания избираются всеобщим тайным голосованием сроком на 4 года.

Члены обеих палат обладают депутатской неприкосновенностью на весь срок их полномочий.

белоруссия форма правления и государственное устройство

Президент, его полномочия

Первым президентом и практически бессменным лидером Республики Беларусь стал Александр Григорьевич Лукашенко, избранный на должность в начале июля 1994 года.

Как уже сказано выше, глава государства не всегда обладал таким широким кругом полномочий, как сейчас. До референдума 1996 года практически вся полнота власти принадлежала Верховному Совету Республики. И только после достаточно ожесточённой политической борьбы форма правления Белоруссии из парламентской превратилась в президентскую, что свидетельствует о значимой роли главы государства в общественной жизни.

Наиболее важные полномочия президента (полный перечень закреплён в отдельной главе Конституции):

  1. Может назначать референдумы, выборы в палаты парламента и представительные органы на местах, а также распускать палаты.
  2. Назначает на пост премьер-министра и определяет структуру правительства.
  3. По согласию с верхней палатой парламента назначает председателей и судей Верховного, Конституционного и Высшего хозяйственного судов.
  4. Обращается с посланиями к народу и парламенту.
  5. Решает вопросы о приёме/прекращении гражданства, предоставляет убежище.
  6. Является главнокомандующим вооружёнными силами страны.

Президентом может стать гражданин республики по достижении возраста 35 лет, обязательно проживающий на территории государства не менее 10 лет перед выборами и обладающий избирательными правами.

Выбирается он на срок 5 лет путём всетерриториального, свободного и равного голосования.

форма правления в белоруссии в настоящее время

Исполнительная и судебная ветви власти республики

Исполнительная власть в стране представлена правительством - Советом министров под началом премьер-министра. Благодаря закрепленной в Конституции форме правления в Республике Беларусь, все члены назначаются президентом. С 2014 года эту должность премьем-министра занимает А. В. Кобяков.

Правительство координирует работу и несёт ответственность за деятельность министерств, комитетов и ведомств, ему подчиненных.

Статья 107 Конституции РБ регламентирует деятельность Совета министров:

  1. Разработка доктрин внутренней и внешней политики, их реализация.
  2. Разработка бюджета страны, предоставление президенту отчета о его исполнении.
  3. Проведение единой финансовой, экономической, кредитной и государственной политики во всех сферах жизни.

Как и везде, судебная власть в РБ реализуется по принципам территориальности и специализации через суды.

Судебная система представлена следующими звеньями: суды первой инстанции (городские и районные), областные суды, суд города Минска, Верховный и Конституционный суды Республики, экономические суды.

форма правления республики беларусь

Политические партии

Президентская форма правления в Республике Беларусь разрешает иметь партийную систему. Партий немного, они не принимают активного участия в политической жизни государства. Отчасти это связано с выработанной государством политикой в отношении некоммерческих организаций: ещё в 2011 году в Уголовном кодексе страны появилась норма, предусматривающая ответственность за использование ими иностранной денежной помощи.

Если верить источникам, на сегодняшний день в Белоруссии функционирует больше десятка политических партий, часть которых поддерживает официальную политику государства:

  • Компартия Беларуси;
  • Белорусская аграрная партия;
  • Белорусская социально-спортивная партия;
  • Республиканская партия;
  • Белорусская партия труда и справедливости;
  • Белорусская патриотическая партия.

Часть из них не поддерживают политику действующего президента:

Еще есть партии конструктивной оппозиции:

  • Социал-демократическая партия Народного Согласия;
  • Либерально-демократическая партия.

государственный строй белоруссии

Местное самоуправление

Государственный строй Белоруссии предполагает организацию местного управления. В 2010 году был принят Закон РБ "О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь", который и заложил основные принципы организации власти на местах.

Основное звено местной власти – местные советы. Они поделены на три уровня:

  • Первичный, в состав которого входят поселковые, сельские и городские (районного подчинения) советы.
  • Базовый, включает городские (областного подчинения) и районные советы.
  • Областной, в его составе областные советы.

Существующие органы местного самоуправления ответственны за экономическую и социальную политику в подвластных им территориальных единицах, принимают бюджет и отчитываются о его исполнении.

форма правления в республике беларусь

Управление государственной безопасностью

Комитет государственной безопасности (КГБ) создан в 1991 году после реорганизации КГБ БССР, и основной его задачей является защита государственного и конституционного строя республики. КГБ состоит из нескольких отделов: разведка, контрразведка, по борьбе с организованной преступностью и др.

Его основными задачами являются:

  • защита территориальной целостности страны;
  • информирование главы государства о состоянии национальной безопасности;
  • помощь другим органам в развитии республики;
  • организация внешней разведки;
  • борьба с террористической и иными видами угроз;
  • организация мер по защите государственных секретов и другие.

В статье было рассмотрено, какая форма правления в Белоруссии и описано государственное устройство страны. Можно сказать, что республика сохранила множество элементов советского строя. Такая форма управления (президентская республика) дает стране видимые преимущества. К ним относятся стабильность и эффективность правления, ведь именно президент определяет политическую направленность государства. При этом управление происходит централизованно.


Следует также отметить, что проблематика установления классовой сущности государственной власти далеко не исчерпывается феноменом Белоруссии. Полемику вызывает Венесуэла, Никарагуа, Зимбабве, Сирия, Приднестровье и ряд других стран, о которых у нас говорят ещё реже.

Итак, к сущности социально-политического строя в Белоруссии. На мой взгляд, этот теоретический вопрос лучше рассмотреть методом исключения.

Первая фаза коммунизма, именуемая в простонародье социализмом, определяется по совокупности признаков, которые можно свести к двум взаимосвязанным принципам: i) обобществление основных средств производства, то есть господство в экономике социалистического сектора с планированием при ii) диктатуре рабочего класса, то есть, условно говоря, власти коммунистической партии. Первая фаза коммунизма — это общество уничтожения классовых различий. Классический пример — СССР с 1936 по конец 1980-х. Из современных стран общество на первой фазе коммунизма находится в КНДР.

В свою очередь, в современной Белоруссии рыночная экономика и полноправное господство частной собственности на средства производства. Следовательно, уже поэтому коммунизм исключается.

Переходный период от капитализма к коммунизму, именуемый в простонародье по аналогии с советской историей нэпом, определяется по совокупности признаков, которые также можно свести к двум взаимосвязанным принципам: i) диктатура рабочего класса и ii) командные высоты в экономике — плановый социалистический сектор — в руках социалистического государства. При нэпе имеется известное допущение капитализма и других укладов. Именно здесь возникают сложности в рассмотрении Белоруссии. Например, КПБ, согласно её программе, борется против попыток реставрации капитализма в стране, стало быть, признаёт в Белоруссии как минимум социалистический характер государства.

Некоторые считают, что политический режим, который возглавляет Лукашенко, можно считать диктатурой рабочего класса, так как, во-первых, остановив программу либеральных реформ, он сохранил многие предприятия советского производства и некоторые социальные блага, во-вторых, его реально поддерживает основная масса народа, в-третьих, в основе белорусской экономики лежит сильный госсектор, а государство защищает интересы наёмных работников. Чем не переходный период?

Против такой точки зрения обычно приводят следующие факты: развитие частного сектора, социальное расслоение, отсутствие планирования в госсекторе, постепенное сворачивание социальных благ, наличие принципа разделения властей и формы буржуазного парламентаризма.

Возникает закономерный вопрос, как научно грамотно определить классовый характер конкретного государства? Всякий разговор о частностях неизбежно выливается в демагогию спора сторонников и противников Лукашенко.

В данном случае для нас принципиально то, что социалистическое государство, то есть диктатура рабочего класса, несмотря на всю свою специфику, всё же ещё остаётся классовым государством, то есть машиной классового господства и подавления.

Отсюда следует, что классовый характер государства определяется субъективным фактором. Ленин учил, что диктатура рабочего класса — это власть, которая реализует цель построения коммунистического общества.

Однако трезвая оценка белорусской государственной идеологии марксизма-ленинизма в ней не усматривает, но положительное отношение к интересам народа, к чувству социальной справедливости и отрицательное отношение к буржуазии имеются.

Исходя из субъективного фактора классовый характер государства определяется объективным содержанием политики власти — ведёт она к построению коммунизма или перманентному утверждению производственных отношений капитализма.

В Белоруссии, соответственно, налицо утверждение капитализма и развитие страны на базе капитализма. Белорусские государственные предприятия, являющиеся локомотивом развития экономики, не составляют единую монополию, обращённую на пользу народа, не соревнуются и не вытесняют частный сектор.

Кроме того, классовый характер государства определяется формами и степенью организации самого господствующего класса. Государство вообще есть определённая организация класса.

В основе осуществления диктатуры рабочего класса лежит прежде всего партийная организация класса. Затем наиболее приспособленный вариант формы власти — это Советы, хотя от этой формы возможны и отступления в пользу парламентаризма. Но касательно Белоруссии мы видим, что массы пролетариата не организованы в революционный класс, у них отсутствует партия авангардного типа, а власть в Белоруссии представляет собой типичную буржуазную республику. Пролетарские массы участвуют в политике лишь посредством голосований. И массовые организации не являются институтами диктатуры рабочего класса, так как они беспартийны.

Таким образом, государственную власть в Республике Беларусь с научной точки зрения нельзя считать диктатурой рабочего класса.

Однако при этом и полноценной диктатурой буржуазии данная власть не является. В пользу этого говорит содержание политики Лукашенко, учитывающей интересы трудящихся, в том числе пролетариата. В надстройке белорусского общества имеется немало социалистических элементов, сохранённых после разрушения СССР. Государственный аппарат Белоруссии в значительно меньшей степени засорен буржуазным элементом, чем это обычно бывает при капитализме. Многие законы с классовой точки зрения имеют половинчатый характер, защищают трудящихся от произвола и даже отчасти от эксплуатации капиталистов. Социальная политика Лукашенко отличается от социальной политики типичных буржуазных стран тем, что в большей степени служит интересам пролетариата, чем просто компенсирует степень эксплуатации и утихомиривает народ. Кроме того, можно однозначно утверждать, что политический режим, возглавляемый Лукашенко, отчасти опирается на массы пролетариата, что, правда, не превращает его, в силу вышеобозначенных причин, в диктатуру рабочего класса. Власть в Белоруссии объективно опирается на ту часть класса буржуазии, которая тесно сплетена с высшим чиновничеством. Причём не имеющая доступа к аппарату государства буржуазия находится в резкой оппозиции Лукашенко.

Читайте также: