Политический кризис 1912 1913 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Это стало одной из причин провала немецкого наступления на Париж и успеха англо-французских войск в битве на реке Марна.

Галицкая битва (10 августа — 11 сентября) привела к значительной военно-стратегической победе России: русская армия продвинулась на 280-300 км, заняв Галицию и ее древнюю столицу Львов.

В ходе последовавших затем боев в Польше (октябрь — ноябрь 1914 г.) германская армия отразила попытки продвижения русских войск в пределы своей территории, но нанести русским армиям поражение ей не удалось.

Следует отметить, что российским солдатам и офицерам приходилось сражаться в исключительно сложных условиях. Неподготовленность России к войне проявилась особенно остро в плохом снабжении армии боеприпасами. Член Государственной думы В.В.

Частью повседневной деятельности думы были и запросы к правительству по поводу незаконных действий властей. Но они были недостаточно действенными в результате неисполнения их правительственными органами.

С созданием Государственной думы проблема действительной модернизации политического строя страны решена не была.


После революции 1905-1907 гг. в России сложился целый спектр политических партий, которые отражали интересы самых различных социальных групп. Характерной чертой было создание множества партий, которые часто мало отличались друг от друга и быстро распадались.

В 1906 г. в стране существовало до 50 партий, в 1917 г. — более 70, а всего с конца XIX в. и до окончания гражданской войны (1920) — около 90 (Спирин Л.М. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России. М., 1977.

Политический кризис 1912 1913 в россии кратко

Либеральный кабинет, зависевший от поддержки ирландских депутатов, после долгих проволочек внес в 1912 г. в парламент билль о гомруле.

Согласно этому биллю власть в Ирландии передавалась Днуиалатному парламенту в составе сената, назначаемого английским правительством, и палаты общин, избираемой на основе действующих избирательных законов.

Из ведения ирландского парламента изымались вопросы войны и мира, руководство вооруженными силами, сношения с иностранными государствами, введение новы налогов, полиция и т. д.

Политический кризис 1912 1913 в россии краткое содержание

Английский парламент мог отменить любой акт парламент в Дублине.

Исполнительная власть оставалась в руках английского лорда-лейтенанта. Даже в таком виде билль о гомруле встретил решительное сопротивление английских консерваторов.

Трижды он принимался палатой общин, но встречал упорное сопротивление в палате лордов.

Однако консерваторы решили не уступать. Поскольку конституционные средства были исчерпаны, консервативная партия стала действовать иным путем.

На первый план был выдвинут так называемый олстерский вопрос.

Политический кризис 1912 1913 в россии краткое описание

Все это обусловило незавершенность аграрных преобразовании, политическую гибель и физическую смерть последнего крупного российского реформатора П.А.Столыпина, который был убит в Киеве 18 сентября 1911 года террористом.

Промышленный подъем способствовал вложению средств в строительство новых дорог, портов, школ, больниц. Благоустраивались города. Каждый четвертый из более чем 800 городов имели телефонную сеть, почти все уличное освещение, пятая часть водопровод и канализацию.
Предвоенное десятилетие было отмечено небывалым расцветом искусства и литературы. Достаточно вспомнить о всемирном успехе русского балета Дягилева, достижениях русского авангарда как в области музыки (Стравинский), так и в области живописи (Кандинский, Малевич, Ларионов), о расцвете поэзии в творчестве символистов (Белый, Блок), акмеистов (Гумилев) или футуристов (Маяковский).

Однако экономический рост не сопровождался политической стабильностью в стране.
Само становление думской монархии вносило в политическую жизнь дестабилизирующие элементы.

Обострились и социальные противоречия. В города хлыну­ли массы беднейшего крестьянства. Ряды городской бедноты пополнили и те вернувшиеся из Сибири переселенцы, которым не удалось устроиться на новом месте.

Заметный подъем общественного движения наблюдался с весны 1912г.

Это было связано с расстрелом 4 апреля забасто­вавших рабочих на Ленских золотых приисках, требовавших улучшения условий труда. Началась резкая политизация рабоче­го движения. В апреле 1912 г.

по всей стране прошло около 1000 политических стачек с 360 тыс. участников. В первомайских стачках и демонстрациях участвовало уже не менее 400 тыс. че­ловек.

В 1913 г. стачечная волна поднялась еще выше — бастовали около 2 млн человек, причем более 1,2 млн были участниками политических стачек. Предприниматели ответили на забастов­ки локаутами, т. е.

Староста, кто в классе отсутствует?

Начнём с ваших таблиц.

Показываем как вы выполнили домашнее задание.

Один представитель от группы рассказывает содержание своей таблицы, остальные дополняют его. В это время остальная часть класса проверяет свои таблицы.

Так, хорошо, мы посмотрели какие партии образовались в Российской империи в начале 20 века.

Манифест 17 октября 1905 года провозгласил создание Думы.

Разработка проекта Думы была поручена Булыгину, именно он назвал Думу Государственной Думой. гос. Совет получил статус верхней палаты, а Гос.

Для борьбы с революционе­рами он продолжал совершенствовать систему репрессивно — карательных мер. Жестоким даже по российским меркам стало судопроизводство по политическим делам.

19 августа 1906 г., пос­ле покушения эсеров на Столыпина, в чрезвычайном порядке был принят указ о введении военно-полевых судов. Отныне судо­производство надлежало вести офицерам, на него отводилось не более 48 ч, приговор приводился в исполнение в течение суток.

С легальным оппозиционным движением власти боролись, закрывая неугодные органы печати, ликвидируя общества и организации даже сугубо просветительского характера. Толь­ко за 1907—1909 гг. по приказу правительства прекратили свое существование 356 профессиональных союзов рабочих.

Большое значение Столыпин придавал подавлению оппози­ции со стороны Думы. 10 мая 1907 г.

Положение усложнялось также противоречием, возникшим между Грецией и Болгарией по поводу вопроса, связанного с обладанием Салониками.

Балканский вопрос 1912

Ещё в XV столетии турки начали завоевание балканских территорий. На землях Балканского полуострова проживало тогда около пятнадцати народов, отличавшихся от своих захватчиков национальной принадлежностью, вероисповеданием и мировоззрением. Много раз против владычества Османской империи на полуострове вспыхивали стихийные восстания, но ни одно из них не окончилось победой. В XIX веке под влиянием антиколониальных войн и выступлений в регионе произошёл ряд освободительных войн. На политической карте мира возникли такие государства, как Болгария, Греция, Сербия, Румыния, Черногория. Несмотря на данный факт, самоопределения по-прежнему не смогли добиться албанцы, а на находившихся к тому времени всё ещё под контролем турецкого правительства землях проживало большое количество болгар, сербов и греков. Также эти территории исторически считались составными частями новообразованных государств Балканского полуострова.

Итало-турецкая война, начавшаяся осенью 1911 года, снова показала слабость османов и послужила импульсом к началу переговоров между правительствами балканских государств о консолидации их действий. Первое время мало кто верил, что Болгария, Сербия, Греция и Черногория смогут совместно выступить против Турции, ведь противоречия между этими странами были слишком остры. Однако наличие схожих внешнеполитических целей и задач помогло сблизиться этим государствам.

Балканский вопрос 1912

Спустя два месяца, в мае 1912 года, Болгарией и Сербией была подписана секретная конвенция, которая определяла численность выставлявшихся против Турции войск, а также при необходимости и против Австро-Венгрии, если последняя вмешается в военное противостояние. Позже к заключённым соглашениям присоединились Греция и Черногория. Так на Балканском полуострове, как и задумывала Россия, образовался сильный союз против австро-германского блока. Но последующие события стали развиваться не по плану. Балканская лига, вместо того, чтобы противостоять Австро-Венгрии, начала подготовку к войне с Османской империей. Так за счёт помощи союзников Болгария и Сербия хотели осуществить свои территориальные притязания.

Первая Балканская война

Черногория 25 сентября 1912 года первой начала военные действия против Турции, 5 октября в войну вступили Сербия и Болгария, а через день к союзникам присоединилась Греция. Так началась Первая Балканская война. Османская армия в течение месяца была разгромлена войсками коалиции. Сербские труппы дошли до побережья Адриатического моря, а болгарские — до Чаталджинских высот, которые были расположены недалеко от Константинополя. Захват этого города болгарскими войсками казался уже практически решённым вопросом.

Балканский вопрос 1912

Необычайные успехи Балканской лиги произвели неизгладимое впечатление на всю тогдашнюю Европу. Причём, противники этого альянса даже не сумели скрыть своего разочарования. С победоносным шествием болгар ещё могли как-то смириться в Вене, но вот торжество сербской армии, продемонстрировавшей прекрасную боеспособность, ввело австро-венгерский генштаб в замешательство. Этот успех обострил опасности, которые следовали из нового установившегося порядка на Балканах. Всем было понятно, что общаться с победителями тем же образом, каким общались с ними, когда ещё не проявилась их собственная сила, а также слабость и ветхость османов, уже невозможно. И, естественно, враги балканцев, раздражённые и озадаченные непредвиденными итогами войны, приложили все усилия к тому, чтобы лишить победителей плодов заслуженной ими победы.

В тот период в наиболее тяжёлой ситуации оказались сербы, над которыми всегда нависала угроза австро-венгерского вторжения. Успехи армии Сербии, хоть они и были очень неприятны Венскому кабинету, сами по себе ещё не давали повода к желаемому вмешательству. Однако вскоре таковой представился в связи с политическими событиями, последовавшими из сербских побед.

Царь Болгарии Фердинанд I


Царь Болгарии Фердинанд I

Раздел Македонии и Вторая Балканская война

Пока народы Балкан сражались плечом к плечу с общим врагом, заключённое ими соглашение от 29 февраля 1912 года служило гарантом их союзнической верности. Однако период боевых действий оказался слишком непродолжительным. Война была жестокой, но короткой, и, в целом, победа далась альянсу довольно легко. А с ней пришла пора раздоров и недоразумений, грозивших свести на нет итоги совместно достигнутых успехов.

Бухарестский договор и его последствия

В августе 1913 года был подписан Бухарестский мирный договор, в результате которого изолированная Болгария вынуждена была согласиться с территориальными претензиями своих соседей. Для австро-венгерских амбиций заключённый мир значил тяжёлое моральное поражение из-за повторного успеха Сербии. Сам факт существования этой страны на самых подступах к империи Габсбургов вызывал сильнейшее негодование у Вены. Для болгар мир значил крушение надежд честолюбивого Фердинанда на образование Царства Трёх Морей (Адриатического, Мраморного и Чёрного). Горечь несбывшихся мечтаний и затаённая обида против тех, на кого указали в качестве виновников разочарования, тесно соединили судьбу политики Болгарии с правительством Австро-Венгрии, как это впоследствии наглядно продемонстрировал 1914 год.

Тип урока: изучение нового материала.

Урок рассчитан на 2 учебных часа (пара).

На предыдущем уроке учащиеся получили опережающие задания:

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Формирование мотивации и определение целей урока.
  3. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)
  4. Изучение нового материала.
    1. П.А. Столыпин и его политика.
    2. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
    3. Другие реформы П.А. Столыпина. Итоги реформ.
    4. Политический кризис 1912-1913 гг. (выносится на самостоятельное изучение дома)

    Основные понятия: военно-полевые суды, прогрессивная партия, переселенческая политика, отруб, хутор, локаут.

    Важнейшие события: III и IV Государственные думы, аграрная реформа П.А. Столыпина, Ленский расстрел.

    • 1906 г. 19 августа – указ о введении военно-полевых судов,
    • 1906 г. – начало аграрной реформы П.А. Столыпина,
    • 1907-1912 гг. – работа III Государственной думы,
    • 1912 г. – расстрел рабочей демонстрации на Ленских приисках,
    • 1912-1917 гг. – работа IV Государственной думы
    1. Первичное закрепление материала.
    2. Подведение итогов урока.
    3. Домашнее задание.
    4. Рефлексия.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Формирование мотивации и определение задач урока.

    Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Как изучить, понять со всей объективностью реформаторский курс сегодняшнего руководства страны?

    Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно-исторических примеров. Реформы П.А. Столыпина, проводимые в начале ХХ века – один из таких примеров.

    Учащиеся мотивируются на серьезную работу на уроке, так как в конце урока будет проведен тест по новому материалу, выставлены оценки. Определение задач урока.

    III. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)

    Объясните термины: военно-полевые суды, Прогрессивная партия, хутор, отруб, переселенческая политика, локаут.

    IV. Изучение нового материала.

    1. П.А. Столыпин и его политика.

    Вопросы:

    • Какое событие и почему явилось завершением революции 1905-1907 гг.?
    • Почему это событие вошло в историю как третьеиюньский государственный переворот?

    Вопрос: Как определял свой политический курс П.А. Столыпин?

    Организация работы учащихся с текстовым материалом с. 53-56 учебника.

    После просмотра организуется обмен мнениями о политическом курсе Столыпина.

    Вопросы:

    • Сравни сословный и партийный состав III Государственной думы с предыдущими. Сделайте вывод. (Дума утратила свой демократический характер, она стала буржуазно-помещичьей)
    • Чем еще III государственная дума отличалась от предыдущих? (оппозиция правительству составляла меньшинство). Почему?
    • На какие политические силы в думе Столыпин мог опираться при проведении репрессивных мер? (монархисты, октябристы)
    • Какие политические силы могли поддержать Столыпина в проведении реформ? (либералы, кадеты, прогрессисты)
    • Добилось ли правительство своих целей, изменив избирательный закон? Сделайте вывод.

    2. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

    Слово учителя: Жесткая политика правительства в отношении революционного движения в основном принесла желаемый результат. Левые партии оказались обескровлены арестами или эмиграцией лидеров, а также внутренними раздорами. Однако Столыпин не собирался ограничивать свою деятельность исключительно репрессивными мероприятиями. С первых же месяцев работы в качестве главы правительства он разрабатывает и пытается осуществить широкую программу реформ.

    Проблемный вопрос: Как вы полагаете, почему спад революционного движения для П.А. Столыпина стал сигналом к проведению реформ, а не наоборот?

    Учитель: П.А. Столыпин был крупным реформатором, он выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на то, чтобы Россия заняла достойное место среди развитых стран мира. Но главные свои усилия он направил на изменение общинного уклада русской деревни – аграрную реформу.

    Основные цели реформы:

    • создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина;
    • развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность, создание хуторских и фермерских хозяйств;
    • образование широкого рынка для промышленности;
    • переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины.

    Далее изучение данного вопроса организуется путем просмотра учебного материала с.56-58, ознакомления с содержанием документов (Приложение, Рабочие листы 2-4)

    Задание учащимся:

    • Выделите основные направления аграрной реформы;
    • Интерпретируйте содержание каждого направления;
    • Подведите итоги аграрной реформы.

    Реформа укрепила позиции богатого крестьянина;

    Реформа не решила основных противоречий в деревне:

    1. сохранялось помещичье землевладение;
    2. не была разрушена община;
    3. обработка земли по-прежнему осуществлялась примитивными орудиями труда;
    4. 0,5 млн. крестьян вернулось.

    3. Другие реформы П.А. Столыпина. Итоги реформ.

    Выступление учащегося о других реформах П.А. Столыпина (кратко)

    Вывод учащихся: Результаты столыпинских реформ были противоречивыми: несмотря на заметные успехи, в целом решить такими средствами аграрную проблему не удалось. Кроме того, возникли значительные социальные группы, пострадавшие в ходе реформы (разорившиеся крестьяне-единоличники, неудачные переселенцы)

    Организация работы учащихся в группах (3 группы)

    Задание. Используя материалы урока и текст учебника, провести подбор фактов и способ их изложения, соответствующий каждой из перечисленных позиций.(1 группа – 1-ая позиция, 2 группа – 2-ая позиция, 3 группа – 3-я позиция)

    4. Политический кризис 1912-1913 гг. (Самостоятельное изучение дома, составление тезисного плана с. 62-63)

    V. Первичное закрепление нового материала.

    Учащиеся выполняют тест (критерии оценок и ответы представлены на экране)

    1 вариант

    Политический режим называется третьеиюньским:
    А) по дате выпуска нового избирательного закона;
    Б) по дате создания нового законодательного органа;
    В) по названию обращения П.А. Столыпина к народу России.

    Основной политической силой в III Государственной думе были:
    А) социал-демократы и эсеры;
    Б) кадеты;
    В) октябристы.

    Переселенческая политика в ходе аграрной реформы предполагала:
    А) выезд крестьян в ближневосточные страны;
    Б) переселение крестьян из Сибири в европейскую часть страны;
    В) переселение крестьян из центра на окраины страны.

    Указ П.А. Столыпина о выходе крестьян из общины был принят:
    А) 10 октября 1906 г.;
    Б) 9 ноября 1906 г.;
    В) 7 ноября 1907 г.

    Столыпинская аграрная реформа не предполагала:
    А) свободный выход крестьян из общины;
    Б) переселение крестьян из центра в Сибирь и в Казахстан;
    В) частичный передел помещичьих земель;
    Г) создание индивидуальных крестьянских хозяйств/

    2 вариант

    Какая из приведенных характеристик состава III Государственной думы лишняя:
    А) количество трудовиков и социал-демократов незначительно;
    Б) октябристы являются основной политической силой;
    В) число кадетов резко увеличилось.

    В качестве необходимых условий для проведения своих реформ П.А. Столыпин выдвигал:
    А) согласие оппозиционных партий с реформами;
    Б) финансовую поддержку европейских стран;
    В) 20 лет спокойного развития.

    Реформы П.А. Столыпина в целом были направлены на:
    А) развитие буржуазных отношений в стране;
    Б) воссоздание дореволюционных порядков;
    В) развитие социалистических отношений в стране.

    Найдите верное утверждение:
    А) целью аграрной реформы П.А. Столыпина было усиление общины;
    Б) целью аграрной реформы Столыпина было уравнительное землепользование крестьян;
    В) целью аграрной реформы Столыпина было создание индивидуальных крестьянских хозяйств.

    Соотнесите термины и их определения:
    А) единый цельный наследственный участок, получаемый крестьянским хозяйством;
    Б) участок земли, получаемый крестьянином при выходе из общины, с переселением на него дома и хозяйственного двора.
    1) хутор; 2) отруб.

    Столыпинские реформы активно проводились в период:
    А) с 1906-1911 гг.;
    Б) с 1909-1914 гг.;
    В) с 1910-1914 гг.

    Ответы:

    1 вариант: 1. а; 2. в; 3. в; 4. в; 5. б; 6. в;

    2 вариант: 1. в; 2. в; 3. а; 4. в; 5. а-2, б-1; 6. а.

    VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

    VII. Домашнее задание:

    параграф 6, термины и даты учить, вопрос о политическом кризисе – составить тезисный план.

    Третьеиюньская монархия (думская монархия) период в истории России с 1907 по 1917 годы. Это период между революциями, когда у страны был шанс выскочить из кризиса, но этим шансом она не воспользовалась. События этих 10-ти лет очень важно подробно изучать, поскольку они привели к развалу Российской Империи.

    Третьеиюньская монархия характеризуется:

    Примечательно другое - если попытаться найти в истории аналог периода 1907-1917, то по целому ряду факторов этим периодом будут 90-е после развала СССР. Посмотрите на особенности думской монархии по пунктам выше и сравните с тем, что творилось в России в 90-е. Ситуация один в один. То есть, сколько бы современные историки не говорили о том, насколько прекрасной была Российская Империя, это не соответствует действительности. В здоровом обществе не случится 3 революции за 10 лет.

    Третьеиюньская монархия - манифест от 3 июня 1907 года

    История появления термина

    Первая госдуарсвтенная Дума

    Избирательный кодекс от 3 июня 1907 наделял правом голоса всех, но при этом разделял население на 4 курии (категории):

    • Землевладельцы. Это помещики, дворяне и другие привилегированные слои населения.
    • Городские обыватели. Дополнительно делились на 2 курии, разделяя богатых и остальных.
    • Крестьяне всех категорий.
    • Рабочие всех категорий.

    На таких принципах формировалась Дума, а вместе с ней и третьеиюньская монархия. Здесь может возникнуть вопрос - если во главе угла думская монархия, то при чем здесь Николай 2, и может страну развалила Дума, а не царь. Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть состав 3-ей государственной Думы, работавшей с 1907 по 1912 годы. Ее состав: монархисты (33%), октябристы (34%), кадеты (12%), прогрессисты (6%), национальные партии (5%) и дальше ряд мелких партий. Монархисты и октябристы вместе составляли 67% Думы, и обе партии были процарские. То есть, в Думе у Николая 2 всегда было большинство.

    Попытка укрепить власть

    Сначала успокоение, потом реформы.

    П.А. Столыпин

    После событий 1905-1907 главная задача Николая 2 и его окружения стало предотвращение новой революции. События 1907-1917 нужно рассматривать именно с этой точки зрения. И это крайне любопытный период русской истории, поскольку он показывает как страна за 10 лет развалилась. Практически все шаги власти толкали страну к краху.

    Репрессии

    Всего за 2,5 года репрессиям было подвергнуто порядка 26 тысяч человек!

    Национальная политика

    Идея национализма, в какой бы форме она не преподносилась, не может способствовать подъему многонациональной страны. В результате мы получили 1917 год, когда страна развалилась на Россию, Украину, Финляндию, Польшу, Белоруссию, Молдавию и так далее. То есть думская монархия усугубила и без того острый национальный вопрос.

    Еврейская проблема

    Третьеиюньская монархия одной из своих задач ставила решение еврейского вопроса. Здесь также прослеживается явная параллель с событиями 90-х годов и развалом СССР: все внутриполитические проблемы страны попытались возложить на плечи одной нации. Первая мера в этом направлении касалась получения образования. Число евреев в учебных заведениях столицы не должно было превышать 3% от учащихся. В других городах - 5%. За пределами городов - 10%.

    Еврейская проблема при Николае 2

    Особый резонанс в антиеврейском вопросе 1907-1917 годов получило дело Бейлисома. М. Бейлисом был обвинен в убийстве в Киеве русского мальчика А. Ющинского. Следствие обвинило еврея в ритуальном убийстве. В итоге суд присяжных обвиняемого оправдал, а Министерству юстиции был нанесен страшный репутационный удар.

    Разложение элиты

    Самодержавие в России всегда опиралось на элиту. В роли элиты дворянство выделилось еще при Петре 1, а Жалованная грамота Екатерины 2 сделала это сословие реально привилегированным. Для сохранения страны/строя/системы государство и элита должны смотреть в одну сторону, причем и те и другие должны быть заинтересованы в текущей власти. В российской же империи сложилась парадоксальная ситуация - власть все больше отдалялась и от простых людей и еще больше от элиты. Виной тому - отмена крепостного права 1861 года. Как бы это ни дико звучало на первый взгляд, но именно эта реформа нанесла удар и по крестьянам и по помещикам. Первым землю в личное пользование практически не давали (если давали, то ее не хватало даже для собственного пропитания), а вторые массово нищали. В результате дворянство вырождалось, и когда в 1917 году произошла революция, выяснилось, что ни императору (он уже ничем не управляет) ни элите (у нее нет ни сил ни желания) Российская Империя не нужна. Большевикам оставалось только подобрать то, что оказалось никому не нужным.

    Киса Воробьянинов - прообраз разложившейся элиты

    Реформы и их роль

    Главное действующее лицо в Третьеиюньской монархии, кроме Николая 2, был Петр Аркадьевич Столыпин. Относительно этого человека ходит множество слухов и легенд, в частности сегодня стало модно рассуждать насколько это был гениальный реформатор. Не будем сейчас подробно останавливаться на этом вопросе, отметим только, что реформы по большому счету провалились и привели страну к революции 1917 года. Но самое главное другое - реформы Столыпина носят не экономический характер. Их главная задача была разрушить крестьянскую общину, как элемент коллективного сопротивления крестьян власти. Сделать этого не удалось - из общины вышло только 25% крестьян. Я это специально подчеркиваю. Реформы главной задачи не решили, но выстроили противоречия, вылившиеся в развал страны. Но Столыпин сегодня это великий реформатор.

    Столыпин, безусловно, желал добра России и делал все, чтобы страна преодолела кризис. Но получилось наоборот - все его реформы и начинания толкали страну в пропасть.

    Читайте также: