Политические учения античности кратко

Обновлено: 02.07.2024

На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка.

Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально - логическому способу его познания и объяснения.

В Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли.

Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон – попытки рационализации. Мудрецы настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. Многие их них сами были активными участниками политических событий, правителями или законодателями и приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов – существенная отличительная черта благоустроенного полиса.

Софисты: справедливость, и законы, и формы государства являются следствием определенного соглашения между людьми, которое носит временный характер и может быть изменено в зависимости от тех или иных обстоятельств.

Пифагор, пифагорейцы: идея необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты. Определяющую роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о числах. Число - это начало и сущность мира. Исходя из этого, они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям. Первыми начали теоретическую разработку понятия “равенство”. Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы.

Демокрит: в государстве представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению.

Платон: государство возникло для удовлетворения многообразных потребностей людей, которые в одиночку не могли доставить себе все нужное для жизни. Идеальная форма государства – аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Решительно выступал против демократии как власти многих (большинства), которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль.

Формы государства подразделялись им на три “правильные” и три “неправильные”. “Правильные” - это монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление большинства), при которых власть преследует цель достижения общего блага; “неправильные” формы - это тирания, олигархия и демократия, когда у власти находятся те, кто правит в интересах личной выгоды.

Политические идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей, прежде всего у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) - знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя.

Государство - достояние народа, возникшее в результате согласия в вопросах права и общности интересов. При этом причиной его образования является, помимо естественной потребности людей к общению и стремления к безопасности, охрана собственности. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступает право, закон.

В истории возникновения и развития древнегреческой политической мысли более или менее отчетливо выделяются три периода. Ранний период (IX-VI вв. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (Гомер, Гесиод) и формируется философский подход к проблемам государства и права (Пифагор и его последователи, Гераклит). Второй период (V - первая половина VI в. до н.э.) - это время расцвета древнегpечeской и политико-правовой мысли, нашедшего свое отражение в учениях Демокрита софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Третий период (вторая половина IV-II в. до н.э.)- период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадения греческих полисов сперва под власть Македонии, а затем Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась, как идеология свободных. Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики.

В процессе развития древнегреческой политической и правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу (Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон), и зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.

Концептуальную завершенность программы стабилизации политической структуры полиса приобрели в теориях Платона и Аристотеля.




Более реально выглядит творчество Аристотеля(384-322 гг. до н.э.), которое явилось наивысшим достижением античной политической мысли. Он перевел ее развитие из плоскости публицистики или утопизма в плоскость научной теории.

Аристотель стал начинателем специфического античного либерализма, всей либеральной тенденции в мировой политической мысли вообще. Способ и содержание решения проблемы, предложенные Аристотелем в условиях полиса, аналогичны рецептам либеральной мысли Нового времени, возникших в принципиально других условиях.

Осмысливая феномен величия Римского государства, Полибий видит первопричину его успехов в очень мастерском одновременном сочетании позитивных элементов трех возможных форм правления, которые взаимно сдерживают и уравновешивают одна другую: консульской власти (царского начала), власти сената (аристократического начала) и власти народного собрания (демократического начала). При этом ни одному из трех элементов римской власти не отдается явного предпочтения, они взаимно дополняют и взаимоограничивают друг друга.

Древнегреческая политическая мысль нашла свое продолжение у древних римлян.

Возникновение государства не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности оно (государство) носит божественный характер и основано на всеобщем разуме и справедливости.

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В истории возникновения и развития древнегреческой политической мысли более или менее отчетливо выделяются три периода. Ранний период (IX-VI вв. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (Гомер, Гесиод) и формируется философский подход к проблемам государства и права (Пифагор и его последователи, Гераклит). Второй период (V - первая половина VI в. до н.э.) - это время расцвета древнегpечeской и политико-правовой мысли, нашедшего свое отражение в учениях Демокрита софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Третий период (вторая половина IV-II в. до н.э.)- период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадения греческих полисов сперва под власть Македонии, а затем Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась, как идеология свободных. Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики.

В процессе развития древнегреческой политической и правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу (Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон), и зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.

Концептуальную завершенность программы стабилизации политической структуры полиса приобрели в теориях Платона и Аристотеля.

Более реально выглядит творчество Аристотеля(384-322 гг. до н.э.), которое явилось наивысшим достижением античной политической мысли. Он перевел ее развитие из плоскости публицистики или утопизма в плоскость научной теории.

Аристотель стал начинателем специфического античного либерализма, всей либеральной тенденции в мировой политической мысли вообще. Способ и содержание решения проблемы, предложенные Аристотелем в условиях полиса, аналогичны рецептам либеральной мысли Нового времени, возникших в принципиально других условиях.

Осмысливая феномен величия Римского государства, Полибий видит первопричину его успехов в очень мастерском одновременном сочетании позитивных элементов трех возможных форм правления, которые взаимно сдерживают и уравновешивают одна другую: консульской власти (царского начала), власти сената (аристократического начала) и власти народного собрания (демократического начала). При этом ни одному из трех элементов римской власти не отдается явного предпочтения, они взаимно дополняют и взаимоограничивают друг друга.

Древнегреческая политическая мысль нашла свое продолжение у древних римлян.

Возникновение государства не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности оно (государство) носит божественный характер и основано на всеобщем разуме и справедливости.


Оглавление

  • 1. Место политологии среди гуманитарных наук
  • 2. Структура политологии как научной дисциплины
  • 3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии
  • 4. Предмет и объект политологии
  • 5. Методы политологии
  • 6. Сравнительная политология как метод политологии
  • 7. Типы политических методологий
  • 8. Функции политологии как науки и учебной дисциплины
  • 9. Политические отношения и сущность политики
  • 10. Человек как объект и субъект политики
  • 11. Политическая мысль античности
  • 12. Правильные и неправильные формы правления по Аристотелю
  • 13. Политические идеи Средневековья и Возрождения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11. Политическая мысль античности

В древности в Греции и Риме политическая мысль развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Существование полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, а это предполагает выбор оптимальных форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности до наших дней.

Он сформулировал представление об идеальном государстве и его особенностях: а) власть принадлежит способным людям; б) присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; в) политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого выражается в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; г) принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Он дал характеристики реальных типов государственного устройства его времени, которые были искажением идеального образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (недостатком он считал обострение противоречий между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления).

Государственность в Древней Греции возникла в начале I тысячелетия до н. э. в форме городов-государств – полисов. К середине I тысячелетия до н. э. древнегреческие полисы достигли своего расцвета, как экономического, так и политического. Этому способствовала развитая морская торговля.

Они стали центрами культуры, науки и философии.

Политико-правовую мысль Древней Греции принято делить на три периода:

Однако междоусобные войны привели в упадок древнегреческие города-государства. Во второй половине IV в. до н. э. они были покорены Македонией, а позже (II в. до н. э.) – Римом.

Общие черты древнегреческой политико-правовой мысли:

  1. Политико-правовые концепции разрабатывались в рамках общефилософских учений, за исключением первых, ранних представлений Гомера, Г есиода.
  2. Политико-правовые представления основаны на эмпирических знаниях. Проблемы возникновения государств, классификация форм правления, техника отправления власти – это те вопросы, которые разрабатывались благодаря опыту, накопленному в полисах.
  3. Этический характер учений, которые опирались на такие нравственные идеалы как, свобода и равенство.

В полисах устанавливаются разные формы правления: демократия в Афинах и Абдерах, олигархия в Фивах и Мегарах, близкая к аристократии (с пережитками царского и военно-лагерного правления) в Спарте, тирания в Сиракузах.

В древности в Греции и Риме политическая мысль развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Существование полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, а это предполагает выбор оптимальных форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности до наших дней.

Он дал характеристики реальных типов государственного устройства его времени, которые были искажением идеального образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (недостатком он считал обострение противоречий между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления).

Не менее актуальные для современности идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.). Наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Политико-правовая мысль Древнего Египта

4. Политико-правовая мысль Древнего Вавилона

4. Политико-правовая мысль Древнего Вавилона Особого расцвета государство Вавилона достигает при Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Из своей великой столицы он управлял колоссальной по тем временам империей — от Персидского залива на юге до далекой Ниневии. Царствование

5. Политико-правовая мысль Древнего Ирана (Персии)

5. Политико-правовая мысль Древнего Ирана (Персии) Особое место в пантеоне богов древних персов занимал Митра — бог солнца и солнечного света, который считался небесным покровителем при заключении договоров. Образец справедливого правителя в индоевропейских религиях.

44. Политическая мысль Нового времени

44. Политическая мысль Нового времени Эпоха буржуазных революций в Европе положила конец средневековью, началось Новое время. У людей появилась возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о

104. Политическая мысль в США

104. Политическая мысль в США Американская политическая мысль прошла ряд этапов: 1) с конца XIX в. до Первой мировой войны; 2) между двумя мировыми войнами; 3) после Второй мировой войны и до сегодняшних дней.На первом этапе (более организационном) при крупных университетах

Политическая система

Политическая система Существующая в Великобритании двухпартийная система сложилась в конце XVII века, когда были образованы партии тори и вигов.Начиная с первой мировой войны, фаворитами избирателей являются Консервативная и Лейбористская партии, попеременно сменяющие

Политическая система

Политическая система Провозглашение Третьей республики, а затем и утверждение в ее государственном строе парламентского режима вывели на новое важное место в политической системе политические партии. В силу традиций французского общественного движения политические

Глава 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Глава 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1.Брахманизм Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих

Глава 4 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Глава 4 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 1. Лао-цзы Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (учитель Лао, VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ

2. Русская юридическая мысль начала XX в.

2. Русская юридическая мысль начала XX в. Самый значительный сдвиг в области правопонимания, в особенности природы общеустроительных (конституционных) законов, произошел после введения в России начал конституционного правления и партийных размежеваний в предвыборной

Читайте также: