В конце выступления оратор резюмируя кратко обобщил свои предложения

Обновлено: 05.07.2024

Неправильный выбор служебного слова,
приводящий к разрушению смысла предложения

Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге.

Депутаты приобретают всероссийскую известность благодаря скандалам. Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

Ошибка в выборе паронима

4. Нарушены нормы сочетаемости слов

В Думе начались слухи о том, что предстоит смена правительства. При появлении артиста аплодисменты публики выросли еще больше. Улучшение уровня сервиса в магазинах ждать придется еще долго. Не опоздайте купить облигации по самой дешевой стоимости! Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. Его стремление стать летчиком осуществилось. Нам удалось решить эти трудные проблемы. Нам необходимо повысить свое духовное развитие. После революции очевидцы того времени выступили с воспоминаниями. Журналист спросил у актрисы каверзный вопрос. Было ясно, что вопрос идет о смене руководителя банка. Единственный в нашем городе технический вуз объявил о снижении приема студентов на будущий год.

5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов

Убийство надолго выбивает Раскольникова из нормы. Его слова сыграли свое дело. Народ не верит политикам, сыплющим бисером красивые фразы. История с коробкой из-под ксерокса стала басней во языцех. Никто не торопится петь нам фимиамы. Ребята сломив голову бросились бежать к деревне. Докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. Соперник пришел в панику от такого натиска. Львиное количество вкладов не была возвращена гражданам. Неожиданное известие поставило передо мной неразрешимый тупик. Я согласился на это скрипя сердцем. В этих событиях важную скрипку играют военные. Ваше предложение выеденного гроша не стоит. Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены. Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь. Нашим спортсменам не привыкать одерживать успехи на мировых первенствах. Я возлагаю на эту встречу очень большую роль, поскольку она может иметь неизгладимые последствия для жизнедеятельности нашего предприятия. Наши замечания не возымели никакого воздействия на коллегу. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Всегда и во всем надо понимать меру. В наши дни добро, к сожалению, не имеет места для существования. Эта номинация занимает большое и важное значение. Эти два понятия чрезвычайно близки друг к другу. Большую роль в жизни ребенка имеет семья. Губернатор делал самые категоричные выражения в адрес политических противников. В напряженной ситуации военные решили помахать мускулами. Преступники обвели охранников, как детей. Как ни пытался я позолотить пилюлю, начальник был очень обижен. Из всех качеств человека честность и порядочность стоят на главном месте.

6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)

Этот невероятный случай случился со мной в юности. Для неподготовленного ученика урок длится длиннее. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального. Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень. Проект гостиницы был спроектирован молодым архитектором. Пологий берег реки зарос густыми зарослями. Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям. Недостатком ее книги является недостаточная разработка вопросов. Мы гонимся в погоне за славой и деньгами. По случаю новогоднего праздника президент обратился к народу с приветственным телеобращением. При ближайшем рассмотрении налицо просматривается кризис культуры.

7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)

8. Смешение разностильных элементов

В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. За неимением красной розы, жизнь моя будет разбита. На самом краешке причала стоишь ты голову задрав. Семья Ростовых проживала в Отрадном. Отвечая на вопрос о содержании диссертации, соискатель надерзил оппоненту. Печорин не был выдержанным человеком, он мог вспылить, несправедливо заругаться на Бэлу.

Неправильный выбор служебного слова, приводящий к разрушению смысла предложения

Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге. (Нужно: …но мы с ним на короткой ноге или …тем не менее мы с ним на короткой ноге).

Депутаты приобретают всероссийскую известность благодаря скандалам. (Неправильно использован предлог. Предлог благодаря указывает на благоприятную причину нынешнего состояния (благодаря силе и выносливости спортсмен выиграл соревнование); на неблагоприятную причину указывают предлоги из -за , по причине (из-за травмы он не мог выступать. Нужно: из-за скандалов или по причине скандалов). Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса. (Нужно: из-за пожара или по причине пожара).

Ошибка в выборе паронима

План-конспект урока развития речи в 9 классе. (2 часа)

Пусть говорят?.(Речевые и грамматические ошибки).

Тип урока: комбинированный урок с элементами технологии обучения как исследования, дифференцированного обучения.

Систематизировать знания по нахождению и предупреждению языковых ошибок;

Развивать умения и навыки по исправлению языковых ошибок;

Познакомиться с классификацией языковых ошибок, допускаемых в сочинениях, изложениях;

Расширить словарный запас учащихся;

Добиваться активного владения богатствами русской устной и письменной речи;

Учиться более осмысленно относиться к правильному выбору слов и их форм, к построению синтаксических конструкций;

Развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, навыка самоконтроля;

Воспитание бережного отношения к родному языку.

Создать условия для усвоения новых знаний о языковых ошибках, используя элементы исследования;

Формировать умение применять полученные теоретические знания при работе с языковым материалом;

Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал.

Россия - великая страна. Что, по вашему мнению, можно отнести к национальному достоянию нашего народа?

Полезные ископаемые, природные богатства, история… русский язык.

Действительно, русский язык - национальное достояние. Можно ли считать, что богатства нашего языка неистощимы? Можно ли считать,что речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Вы указали на влияние на речевую культуру СМИ. А может ли речь работников СМИ служить образцом литературного языка?

Без сомнения, определённое влияние на культуру речи современных подростков оказывает и поп-культура?

Почему в общении использование слов-жаргонизмов становится нормой? Конечно, эти вопросы - материал не одного урока.

Говорить и писать правильно, не допускать ошибок. Почему это важно? (Взаимопонимание)

Как могли возникнуть эти шутки?

Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают.

Нулей, которые знают своё место,- считанные единицы.

Жаль, что близкие иногда бывают такими далёкими.

Конечно, ты волк, но какой серый.

Мы можем сделать вывод, что языковые ошибки влияют на взаимопонимание.

3.Формулирование темы и целей урока.

Тема нашего урока - Речевые и грамматические ошибки.

Исходя из темы попробуйте поставить цели урока. Что мы с вами должны сделать, чтобы не допускать этих ошибок?

систематизировать знания по нахождению и предупреждению языковых ошибок;

развивать умения и навыки по исправлению языковых ошибок;

познакомиться с классификацией языковых ошибок, допускаемых в сочинениях, изложениях;

расширить свой словарный запас;

добиваться активного владения богатствами русской устной и письменной речи;

учиться более осмысленно относиться к правильному выбору слов и их форм, к построению синтаксических конструкций.

4.Обобщение и систематизация знаний по теории. Работа с таблицей.

Речевые ошибки и недочёты

Употребление слова в несвойственном ему значении

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов

Употребление слов иной стилевой окраски

Наблюдается широкое использование мобильных телефонов. Мы любуемся природой, но видим предпосылки к одиночеству

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Ему тяжело видеть, как разрушают берёзовую рощу руки бетонного шоссе. Время стремительно мчится вперёд, но в наших силах использовать его на полную катушку.

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

Глубокая весна. Труд создаёт радость. Его статья делает пользу.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Люди полностью проходят путь, полный страданий. Поэт не может поэтически выразить то новое…

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своём воображении.

Исправьте ошибки.(по цепочке)

1. На одно мгновенье мальчики забылись.

2. Печорин обладает талантом творческого доверия.

3. У Чацкого нет сообщников.

4. Пётр видел в Саше соотечественника по борьбе.

5. Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого.

6. К Онегину стали обращаться с уважением.

7. Перед нами возникает мещанская семья.

Слова для справок: растерялись, дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстаёт

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Раздаточный материал. Исправьте ошибки прямо в карточке.

Пушкин выразил характеры людей того времени.

Фонвизин изображает свои взгляды в критических статьях.

Простакова груба со своими придворными.

Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость.

Умственная ограничение Коробочки доходит до абсурда.

Народ терпел двойственный гнёт.

Тургенев завоевал мировую признательность.

Она поборола боязнь и страх

Манилов долго думал и размышлял.

Вскоре он воротился обратно.

Татьяна очень великой любовью полюбила Онегина.

Он негодовал от возмущения.

Светило огненное, как огонь, солнце.

Они проявили свою инициативу.

Герасим пошёл к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принёс домой.

Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли по полевой дорожке. Ребята набрали много грибов и ягод.

Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии.

Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные.

Потом он пошёл к реке. Потом увидел плот.

На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.

К грамматическим относятся нормы:

словообразовательные (правила образования слов),

морфологические (образование форм слов разных частей речи),

синтаксические (правила построения словосочетаний и предложений).

Найдите грамматические ошибки.

Вчера ещё здесь (в Североморске) было около четыреста камер.

Операцию будут проводить пятидесятью процентами акций холдинга.

Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно

Найдите ошибки при образовании форм существительных.

Выполнение упражнений с самопроверкой

Подчеркните карандашом выбранный вами вариант ответа.

1.Для проведения бесед и докладов были подобраны опытные (лекторы - лектора).

2. Многие (цехи - цеха) завода переориентированы на выпуск новой продукции.

3. Пастух приложил свою дудочку к губам, и над лугом поплыли нежные (тоны - тона) свирели.

4. На холсте Левитана нежные голубые (тоны - тона) неба передают прозрачность утреннего воздуха.

5. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры - шофера).

6. (Выборы - выбора) губернатора области показывают, что многие политические противники заключают (договоры - договора) о сотрудничестве.

7. Коммерческий банк выдал долгосрочные (вексели - векселя) некоторым преуспевающим фирмам.

8. Л.Н. Толстой сумел создать неповторимые художественные (образы - образа).

9. В летнее время у многих людей начинаются (отпуски - отпуска).

10. В нашем кондитерском отделе всегда свежие (торты - торта)

Используйте нужную форму кратких прилагательных

1.Этот метод лечения действ… и безболез… .

2. Актёр был естеств… в своём поведении.

3. Твой приход очень своеврем… .

4. Край был безлюден, пустын… и безжизн… .

5. Вид гор со снежными вершинами, окрашенными закатом, был величеств… и торжеств… .

6. Момент был для всех торжеств… .

7. Директор школы был ответств… за каждого ученика.

8. Фельетон, по мысли Кольцова, в какой-то степени родств… корреспонденции.

Исправьте ошибки в предложениях

1.Главная бухгалтерия обслуживает сегодня тридцать два яслей. -

3.Трое бракованных плоскогубцев были проданы по сниженной цене.

4.За день торговый центр продал тридцать трое брюк.

5.В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

1.К пятнадцатому апрелю тысяча девятьсот девяносто девятому году намечено открытие выставки известного в нашем городе художника.

2.Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.

3.Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI веке, является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.

4.В двухтысячном шестом году потребление энергии предприятиями области возрастёт в 1,3 раза.

Наш язык существует века. Разве он стал бы таким великим и могучим,если бы к нему относились так безответственно?

Язык_ этот не что-то застывшее. Он находится в вечном движении. На него влияют множество факторов. Один из них -речь дикторов, журналистов, которая должна являться образцом.А так ли это?

7. Найдите ошибки в речи журналистов, дикторов.

Наташа Ионова (ГлюкоZa)

9.Найдите и исправьте ошибки. (по цепочке)

Ненормативное использование поэтами-песенниками языковых средств очень распространено и негативно сказывается на культуре речи не только подростков, но и старшего поколения. Поэтому проблема, решение которой связано с повышением уровня культуры речи нашего общества, очень актуальна. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.

Димка, ну чё, прочитал?

Прикольно или стрёмно?

А тут, блин праздник.Ну и подкатил Онегин к подруге своего дружбана. Тот за ствол.

Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в беде.

А как говорите вы? Проверьте себя.

11.Самостоятельная работа с карточками.

Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.

2. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

3. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:

4. Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.

5. Устраните ошибки, вызванные употреблением рядом или близко однокоренных слов.

Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.

2. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

3. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:

4. Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.

5. Устраните ошибки, вызванные употреблением рядом или близко однокоренных слов.

Читайте также: