Политические отношения это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель лекции - обеспечить представление о сущности и разновидностях политических отношений и процессов, а также особенностях этих явлений в современной России. В лекции получили освещение общетеоретические суждения в отношении данных феноменов, а также отражение концептуальных положений применительно к российским политическим реалиям в постсоветский период.

1. Политические отношения: сущность и особенности.

2. Политические отношения в современной России.

3. Политический процесс: сущность, основные черты, типология.

4. Особенности политического процесса в современной России.

Политические отношения могут рассматриваться в качестве разновидности социальных отношений. Социальные отношения представляют собой совокупность взаимодействий между социальными субъектами. Это относительно устойчивые и длительные связи, которые имеют одновременно тенденции к самовоспроизводству и к изменению. Социальные отношения возникают на самой различной основе, например, на профессиональной, территориальной, религиозной, экономической, культурной, национальной, классовой и пр. Таким образом, содержание социальных отношений весьма разнообразно и определяется сферой социальной жизнедеятельности.

Политические отношения возникают на основе стремления социальных субъектов занять доминирующие позиции в обществе, а также легитимизировать эти позиции. Основанием политических отношений между различными социальными группами выступает политическая, прежде всего государственная власть, а также политические позиции (статусы), права и свободы. Завоевание, удержание и использование государственной власти составляет основное содержание политических отношений.

Такое свойство социальных и политических отношений, как длительность, обеспечивает их институционализацию. Иными словами, результатом политических отношений часто становится формирование политических институтов. Политические институты способствуют самовоспроизводству социально-политических отношений, поддерживая таким образом их относительную стабильность, они регламентируют и канализируют политические отношения.

Таким образом, политические отношения - это разновидность социальных отношений, выделяемых на основе их содержания. Это длительные устойчивые взаимодействия между субъектами политики, возникающие по поводу власти, чаще всего государственной.

Политические отношения могут существовать в различных формах. Чаще всего выделяют две основные формы политических отношений, а именно сотрудничество и соперничество. В основе сотрудничества лежат общие цели, интересы, стремления объединить усилия для решения общих задач. Примерами сотрудничества в политике являются создание избирательных блоков, политических партий и организаций, содействие в разрешении политических конфликтов и пр.

Отношения соперничества или политическая борьба, возникают на основе стремления опередить, отстранить, нейтрализовать или уничтожить конкурентов при достижении идентичных целей. Политическая борьба возникает, например, в результате стремления реализовать лидерские качества, победить на выборах, занять доминирующие позиции в системе международных отношений и т.д.

Наряду с отношениями сотрудничества и соперничества (борьбы) в политологии также выделяют отношения нейтралитета, основной характеристикой которых является стремление к самосохранению, сохранению существующего порядка или баланса сил. Это отношения добровольного невмешательства в политическую борьбу, политические конфликты, отказ вступать в политические союзы, коалиции, а также действовать в их рамках.

Отношения политической изоляции предполагают чаще вынужденное (но возможно и добровольное) отсутствие взаимодействия с другими субъектами политики. Сущность политической изоляции составляет пребывание в замкнутом пространстве, обособление, разобщение.

Политические отношения могут также быть институционализированными и неинституционализированными. Институционализированные отношения осуществляются через законодательные нормы и процедуры. Они регламентированы специальными правилами (Конституцией и другими законами, указами, распоряжениями, регламентами и пр.). Считается, что высокая степень институционализации политических отношений способствует их стабильности и предсказуемости, поскольку ограничивает деятельность политических субъектов. Именно институционализированные отношения считаются признаком развитых и демократических государств. Неинституционализированные (внеинституциональные отношения) осуществляются в неправовом поле, они скрыты от многих акторов политики, влекут за собой нарастание коррупции, обладают существенным конфликтным потенциалом, поскольку не ограничивают субъектов в плане выбора целей, средств деятельности и влекут за собой непредсказуемые последствия часто для всей политической системы.

Типы и формы политических отношений относительно устойчивы, то есть длятся достаточно продолжительные периоды, но могут также менять свое содержание и направленность. Такие свойства социальных и политических отношений, как длительность, устойчивость и изменчивость, а также институционализированность, способствуют реализации процессуальных свойств политической жизни. То есть политические отношения составляют основу политических процессов, а доминирующие формы политических отношений определяют преобладание определенных разновидностей политических процессов.

2. Политические отношения в современной России обладают рядом специфических черт. В качестве основных можно назвать их этатистский и патерналистский характер; сильную персонифицированность; скрытость и потенциальную конфликтность.

Четвертая особенность политических отношений в нашей стране связана с наличием некоторого конфликтного потенциала. Отметим, что наиболее острые политические конфликты имели место в начале преобразований и были связаны с территориальными и межэтническими противоречиями, взаимодействием между центром и регионами, между законодательной и исполнительной властью, между политической и экономической элитой, а также с неблагополучной социально-экономической ситуацией. В то же самое время протестные выступления граждан, особенно учитывая остроту ситуации начала 1990-х и степень общественного недовольства, были относительно редкими. Данное обстоятельство политологи объясняют целым рядом причин. В России, во-первых, не сложилось институтов, обладающих существенной независимостью (профсоюзов, политических партий), которые могли бы канализировать протестные действия граждан. Во-вторых, в общественном сознании россиян имеет место традиционно негативное отношение к конфликту. Конфликт и открытые действия в нем воспринимаются как крайне нежелательное явление, которого следует избегать, проявляя терпение и прощение. В-третьих, сложная социально-экономическая ситуация, а также ослабление идеологического контроля со стороны государства способствовали росту в сознании россиян индивидуалистических ценностей (таких как семья, здоровье, достаток), в результате чего граждане России стали меньше интересоваться политикой, и тем более, стремиться активно в ней участвовать.

Данные обстоятельства, помноженные на достаточно рациональные, взвешенные и в определенной мере патриотичные действия представителей правящего класса, способствовали тому, что, уже начиная с середины 1990-х, а особенно в 2000-е годы конфликтный потенциал начал снижаться. Повышение уровня благосостояния россиян, разрешение наиболее острых межэтнических и политических противоречий повлекли за собой спад социально-политической напряженности. Тем не менее, некоторые обстоятельства свидетельствуют о том, что конфликтный потенциал все же присутствует. Наибольшую значимость в этом отношении имеют недемократическое распределение денежных доходов и материальных благ, продолжающееся усиление социального неравенства, неоднозначные результаты реформ в сфере здравоохранения и образования, в сфере ЖКХ и трудовых отношений. Определенный деструктивный потенциал несут в себе и демографические проблемы, связанные с уменьшением числа русских и ростом числа иммигрантов из стран бывшего СНГ. Социальное положение последних (как хорошие показатели социально-экономической адаптации, так и дезадаптация, толкающая на путь преступлений) вызывают недовольство представителей титульной нации. Более того, усиление миграционных потоков лишь подчеркивает разницу экономического статуса различных регионов России, стремление регионов-доноров к экономической самостоятельности. Таким образом, ситуация в постсоветской России характеризуется комплексом весьма значительных противоречий, формируя конфликтный потенциал в социальных, в том числе, политических, отношениях.

3. Политические отношения, как указывалось выше, составляют основу политического процесса, который рассматривается современной наукой как явление сложное и многогранное. Политический процесс - это одна из базовых категорий политической науки. Однако в определении политического процесса существуют разночтения. Тем не менее, все разнообразие политологических определений политического процесса можно свести к двум основным подходам.

Первый подход акцентирует политическое действие и взаимодействие как исходные начала политического процесса. По сути, такой подход близок к социологическому. В рамках данного подхода политический процесс интерпретируется как совокупность взаимодействий между социальными субъектами и носителями политической власти на основе выполнения ими политических ролей и функций. Данный подход в наибольшей степени распространен в американской политической науке.

Попытка объединить эти два подхода (деятельностный и динамический) была предпринята, в частности, отечественным исследователем А. И. Соловьевым, который предлагает следующее определение политического процесса. Политический процесс - это совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов[45].

Политический процесс существует во множестве разновидностей - типов, выделяемых в рамках различного рода классификаций. Рассмотрим некоторые из них.

Так, в зависимости от масштаба политический процесс может быть мировым, охватывающим все страны, региональным, протекающим в рамках конкретного региона мира или отдельной страны, а также местным - на уровне локальных территориальных образований или сообществ.

В зависимости от порядка, последовательности и равномерности политического развития политический процесс может быть стабильным или нестабильным. Стабильный политический процесс происходит в рамках устойчивых, регулярно воспроизводимых норм и правил, регламентирующих политическую эволюцию. В рамках такого политического процесса его субъекты стремятся следовать правовым нормам, прежде всего, конституционным. То есть важный признак стабильного политического процесса - это легитимность политических практик. Кроме того, стабильный политический процесс предполагает воспроизводство некоторых неписаных норм, которые, тем не менее, способствуют стабильному функционированию политических институтов. Например, в Великобритании нет закона, в соответствии с которым правительство формирует лидер партии, победившей на парламентских выборах, но это неписаное правило существует уже весьма долго, способствуя стабильности политической системы.

Учитывая взаимозависимость политической ситуации в современном мировом сообществе, политическая стабильность рассматривается как особая ценность и одно из важных условий эволюции общества в направлении демократии, поскольку демократический политический процесс основан на правовых процедурах. Вместе с тем в истории имели место примеры, когда стабильность обретала негативную значимость с точки зрения общественно-политического развития. В частности, чрезмерную устойчивость обретали авторитарные и тоталитарные режимы (в Португалии и Испании в 1930-х - начале 1970-х годов). Излишняя политическая стабильность может провоцировать застойные явления, когда политическая ситуация перестает отвечать требованиям времени. К примеру, в отечественной политической истории, когда, в частности, темпы обновления советского партийного руководства отставали от запросов жизни, у власти оставались представители так называемой геронтократии, не способные полноценно осуществлять возложенные на них функции.

Политическая эволюция - это политический процесс, характеризующийся относительно медленными темпами политических изменений. Она предполагает осуществление перемен путем реформ, учитывающих возможности правящего класса, возможностей общества, его интересов и ресурсов.

4. Политический процесс во всех перечисленных разновидностях имеет место во всех странах. Сочетание тех или иных его качеств порождает специфические черты политического процесса в конкретном государстве в конкретные периоды времени. Современный российский политический процесс также обладает рядом особенностей.

Приступая к характеристике современного российского политического процесса, необходимо отметить, что он является частным случаем политического процесса, его региональной и исторической разновидностью.

Важнейшая черта современного российского политического процесса - это его незавершенность. Постсоветский период в развитии нашего государства насчитывает к данному моменту полтора десятка лет. Он имеет свое начало: в широком плане - это пора перестройки, охватывающая временной отрезок с 1985 по 1991 годы, а в узком - с конца 1991 года, когда прекратил свое существование СССР, и Россия вступила в пору самостоятельного существования. Но это еще продолжающийся, незаконченный период. Современный российский политический процесс представляет собой переход от советского к постсоветскому политическому состоянию российского общества.

В определенной мере он отражает общемировую тенденцию демократизации политической жизни, под знаком которой прошел весь XX век. Сначала это выражалось в сломе самодержавно-абсолютистской системы в 1917 году, в последующем утверждении советской политической системы и ее эволюции в течение 1917-1991 годов. Узловым пунктом эволюции советского общества стала пора перестройки, когда определенная часть советского политического класса при значительной поддержке населения инициировала изменение темпов и содержание политической эволюции.

Выводы

2. Особенностями политических отношений являются построение в соответствии с принципами этатизма и патернализма, персонифицированность, скрытый и потенциально конфликтный характер.

3. Политический процесс является важной гранью политики. Он обладает своими специфическими чертами и свойствами, проявляющимися во многообразии его типов. Пристальное внимание к различным характеристикам политического процесса представляет собой необходимое условие его научного анализа.

4. Исследование современного российского политического процесса имеет как познавательное, так и прикладное значение. Понимание его сущностных характеристик на основании фактов позволяет понять эволюцию российского общества, политической системы и государства как важнейшего ее компонента.

Литература

Зудин, А.Ю. Традиционализация и ускорение политических инноваций: к постановке проблемы [Текст] / А.Ю. Зудин // Общественные науки и современность. – 2007. - № 4.

Избирательный процесс в современной России: состояние, тенденции, перспективы [Текст] / И.А. Батанина [отв. ред.]. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2006.

Корольков, Н., Цветкова, Е., Киселёв, В., Фролов, С. Современная Россия: стабильность или застой? [Текст] / Н. Корольков, В. Киселев, С. Фролов // Власть. – 2006. - № 2.

Кретов, Б.И. Политический процесс в России [Текст] / Б.И. Кретов // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 5.

Политические отношения, институты процессы: общемировые тенденции и российская специфика [Текст] // Вестник МГУ. Сер. 12. – 2006. - № 5,6.

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Сборник учебных материалов [Текст] // Е.Ю. Мелешкина (отв. ред.). - М.: Весь мир, 2001.

Региональные политические процессы: зарубежный опыт и Россия [Текст]: Материалы круглого стола // Вестник МГУ. Сер. 12. – 2006. - № 4, 5.

Смолин, О.Н. Политический процесс в современной России [Текст] / О.Н. Смолин. - М., 2006.

Шевелев В.Н. Российская модернизация в контексте опыта ХХ столетия [Текст] / В.Н. Шевелев //Социально – гуманитарные знания. – 2005. - № 4.

Шевелев В.Н. Российская модернизация в контексте опыта ХХ столетия [Текст] / В.Н. Шевелев //Социально – гуманитарные знания. – 2005. - № 4.

Политические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия социальных групп, которые возникают в процессе политической деятельности. Их зарождение происходит тогда, когда потребность в управлении и регулировании общественных процессов начинает осуществляться под руководством государственной системы. Если обратиться к истокам, можно заметить, что такие отношения берут свое начало в экономике общества, точнее, в тех взаимодействиях, которые возникают в результате удовлетворения наиболее важных и основных потребностей населения.

Политические отношения имеют как положительные (взаимосвязь индивидов, представляющих различные социальные группы, кооперация), так и отрицательные (конкуренция) характеристики, которые способствуют как объединению, так и разобщению людей. Однако суть таких взаимоотношений заключается в установлении связи между жизнью социальных субъектов и теми проблемами и интересами, которые присущи всему обществу в целом. Как раз государство и выступает в роли структурного элемента, который осуществляет контроль над поддержанием этой связи.

Заметим, что политическая жизнь и властные отношения являются взаимосвязанными. Так, режим не только упорядочивает и нормирует эти отношения, но и влияет на специфику их характера. Так, в государстве с тоталитарной формой правления они полностью зависят от вертикали власти. Что касается демократического общества, целью политических отношений здесь является контроль, управление и регулирование. Заметим, что немаловажную роль в их функционировании и формировании играет нормативно-правовая база, которая присуща конкретному государству.

Еще несколькими факторами, которые влияют на политические отношения, являются следующие: политическая культура населения страны и эффективность проводимой политики в государстве. Заметим, что такой вид взаимодействия формируется на основе взаимосвязей, которые образовываются между социальными слоями и этническими группами людей. Они характеризуются определенной устойчивостью и являются результатом расстановки политических сил и реализации программы правящей верхушки государства.

Заметим, что все общественные отношения становятся политическими, если они начинают включать в себя использование власти центрального и местного значения.

Политические отношения проявляются в таких основных формах:

- государственные органы-учредительные организации;

- государство-общественные организации негосударственной принадлежности;

- политические партии-неполитические организации;

- отношения между государствами на международном уровне;

- государство-международные политические объединения.

В основе каждого вида подобных отношений лежат интересы и цели, которые могут расходиться или совпадать. Именно от характера взаимодействия этих понятий определяется специфика развития отношений между участниками политической жизни. Они также зависят от экономических и социальных характеристик, а также от общественной политической культуры и волеизъявления субъектов государственной власти.

Политические отношения, таким образом, представляют собой совокупность многоуровневых и различных по своей сути видов взаимодействия политических субъектов. Их регуляция осуществляется путем применения комплекса социальных норм, например, политических принципов, традиций, а также правовых и этнических законов. Заметим, что если в обществе изменяются действующие субъекты политической жизни, это неуклонно влечет за собой изменения принципов отношений в этой сфере.

Политические отношения — это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления. Это взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти. Любые общественные отношения приобретают политический характер, если они включают использование власти в центре и на местах.

  • государственными органами и учреждениями (например, между правительством и парламентом);
  • государством и социальными группами (например, между государством и предпринимателями);
  • государством и негосударственными общественными организациями и движениями (например, между государством и церковью);
  • политическими партиями, а также между политическими партиями и неполитическими организациями (например, между партиями и профсоюзами);
  • государством и гражданами;
  • различными государствами на международной арене;
  • государством и международными политическими объединениями (например, ООН, НАТО).

Проявления этих взаимосвязей могут быть различными: отношения соперничества, конкуренции (например, между политическими партиями); взаимной ответственности (например, между гражданином и государством); поддержки (например, избиратели и определенная партия); сотрудничества (например, определенная партия и профсоюзы); союза (скажем, несколько государств); конфликта (например, между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

В основе этих отношений лежат интересы и цели, совпадение или расхождение которых предопределяет развитие взаимодействия участников политической жизни. Характер взаимоотношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

Итак, политические отношения — это совокупность многообразных, многоуровневых взаимосвязей и взаимодействий субъектов политики. Они регулируются комплексом социальных норм: политическими принципами, традициями, правовыми и этическими нормами.


Оглавление

  • 1. Место политологии среди гуманитарных наук
  • 2. Структура политологии как научной дисциплины
  • 3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии
  • 4. Предмет и объект политологии
  • 5. Методы политологии
  • 6. Сравнительная политология как метод политологии
  • 7. Типы политических методологий
  • 8. Функции политологии как науки и учебной дисциплины
  • 9. Политические отношения и сущность политики
  • 10. Человек как объект и субъект политики
  • 11. Политическая мысль античности
  • 12. Правильные и неправильные формы правления по Аристотелю
  • 13. Политические идеи Средневековья и Возрождения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Политические отношения и сущность политики

Выделяют три основные группы определений политики:

социологические, характеризующие политику через другие общественные явления — экономику, право, мораль, культуру;

субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;

научно сконструированные, раскрывающие ее деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и носителей власти.

Политикой называются действия, направленные на власть, ее обретение, удержание и использование.

Главный аспект общественного существования политики возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий.

Сутью политики является подавление сильными слабых. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении, можно называть политикой.

Характерные черты политики:

а) Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действий;

б) Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности;

в) Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства как социального института, служащего для всего общества;

г) Связь с действиями и интересами больших масс людей.

Эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга.

К элементам политики относят субъектов политики, политическое сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть, политические отношения.

Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политические отношения — отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций.

Читайте также: