Антропологическое понимание человека кратко
Обновлено: 02.07.2024
1. Философское учение о человеке в истории философии.
2. Понятие человека в современной философии.
У меня множество заветных мыслей, секретов и загадок. Но самая большая тайна – это я сам. Необыкновенное существо, способное познавать мир, любить, страдать, переживать страх. Я человек, и на земле нет другого создания, которое могло бы сравниться с потомком Адама.
Человек стал размышлять о том, кто он, едва научившись выражать свои мысли и чувства. Он издревле пытался понять самого себя. Эта глубинная потребность раскрыть собственную тайну составляет сущность человеческого.
Особую значимость проблема человека приобрела в наше время. В конце 20- начале 21 века человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных кризисов, которые угрожают жизни в целом. "В тисках" информационно-техногенного общества человеческая личность постепенно нивелируется. Как следствие, человек как бы потерял веру в свою исключительность, уникальность, разумность своих деяний, он потерял свое место в природе. И со всей остротой встал вопрос: Что есть человек? Какова его природа и предназначение?
Человека изучают многие науки, но каждая под своим углом зрения. И только философия дает целостный взгляд на человека: определяет фундаментальные проблемы его бытия, смысл существования и деятельности, резервы и возможности его организма, мышления, решает проблемы смерти и бессмертия.
Познать человека – это означает познать весь мир. Недаром античные философы, сравнивая человека с Космосом, определяли его как Микрокосм – малый образ Космоса.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет
У каждой всё особое, своё
И нет планет, похожих на неё.
У каждого есть тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший лист.
Есть в мире этом самый страшный час.
Но это всё неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.
Таков закон безжалостной игры.
Философская антропология –это философская наука, которая изучает человека как особый родсущего во всём его природном и социальном многообразии. ФА исследует происхождение и развитие человека как социокультурного существа, выявляет его место в общей картине бытия.
Изучение человека, как в научном, так и в философском смысле – сложнейшая задача: человек не вещь, которую можно изучать в лабораторных условиях. Кроме этого, человек – это существо, которое незавершенно в своем развитии: биологическом, социальном и культурном, а двойственность природы человека определяет многообразие его бытия. Поэтому сложно описать свойства и сущность человека. Главным методом познания в философской антропологии служит самопознание: человеческая мысль направлена на самого себя: т.е. объект исследования совпадает с субъектом.
Философское понимание сущности человека важно для медицинскойтеории и практики. Философия вооружает медицину знаниями о материальной, духовной и социальной составляющими человека. Она дает медикам ответы на мировоззренческие вопросы о человеческом бытии – о смысле его жизни и деятельности, о факторах социального воздействия на биологический потенциал человека, о возможностях мышления, о смерти и бессмертии человека. Философское знание как квинтэссенция человеческой мудрости, служит развитию духовной культуры личности медика и помогает преодолевать субъективные и обыденные суждении и представления о человеке.
Развитие взглядов о человеке в истории философии
Размышления о человеке и его места в мире появляются уже в древней философии. Феномен человека в философии осмысливался с двух позиций:
Исходя из этого, в истории философии сложилось несколько подходов в понимании места человека в мире: космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм.
Космоцентризм (натурализм) – человек есть живое существо, обладает родовыми свойствами: разумом, речью. Источником этих свойств является Космос или природа. Человек – это часть природы, микрокосм , следовательно, вся человеческая история связана с космической историей. В космоцентризме высшей ценностью является Космос, а человек лишь его осколок, частичка.
Теоцентризм (религиозная философия) – человек есть замысел и творение Бога. Теоцентризм высоко поднял человека над животным миром. Человек есть высшее, существо, т.к. т.к. несет на себе знак божественного предназначения и отпечаток личности Творца - разум, воля, свобода выбора.
Человек в христианстве получает абсолютную ценность. Отсюда осуждение насилия, убийства, самоубийства. Христианская философия впервые поставила проблему нравственного совершенствования человека и смысла его жизни. Но, возвысив дух человека, она принизило его тело, как источник всех человеческих несчастий. Это связано с учением о первородном грехе.
Антропоцентризм – человек есть неповторимый феномен Вселенной, вершина природной эволюции, центр и цель мироздания. Истоки антропоцентризма уходят в древность, когда человек бессознательно очеловечивал природу, наделяя ее своими чертами. В античной философии идею антропоцентризма сформулировал Сократ. Он считал, что человек – это не дробная часть природы, в человеке заключена вся природа, т.к. человек заключает в себе целый мир в зародыше, он является объединяющим началом всех живых и неживых существ и вещей. Кроме этого, человек есть нравственное существо, и цель его жизни – развитие в себе добродетелей. Поэтому человек должен постоянно познавать самого себя. Протагор, современник Сократа, сказал, что человек – это мера всех вещей. Поэтому человек есть центр и цель мироздания.
Все эти концепции, несмотря на различия, тем не менее, оценивают человека как уникальное, неповторимое, высшее существо.
Мы источник веселья и – скорби рудник.
Мы вместилище скверны и – чистый родник.
Человек, словно в зеркале ми, - многолик.
Он ничтожен и – он же безмерно велик (Омар Хайям).
Душа -это сфера непосредственных переживаний человека – чувства, эмоции, страдания, переживания. Это интимно-личностный аспект человека. Душа подвижна, склонна к изменениям. Понятие души присутствует уже в ранних религиозных верованиях первобытных людей.
Дух –это сфера высших ценностей и идеалов, это то, что выше человека в его природном, животном проявлении. Если высшим приматам присуща примитивная орудийная деятельность и интеллект, а также способность понимать устную речь человека (до 500 слов), то в области духа пути человека и животного расходятся навсегда. В области духовного человек ищет устойчивые основания своего бытия и поднимается до осознания своей значимости. Лейбниц: у животного нет самосознания, оно не осознаёт себя. Животное и видит и слышит, не зная, что оно видит и слышит. Только человек благодаря духу способен к рефлексии, к осмыслению мира и себя в мире, только он способен переживать своё бытие. Он способен в своём восприятии надстроить над миром идеальное царство мыслей и сублимировать(преобразовать) свою животную энергию (инстинкты, влечения) в духовную деятельность – искусство, науку, религию, философию, творчество. Благодаря духу человек формирует нравственные принципы и идеалы, которые являются смысловыми.
1. Философское учение о человеке в истории философии.
2. Понятие человека в современной философии.
У меня множество заветных мыслей, секретов и загадок. Но самая большая тайна – это я сам. Необыкновенное существо, способное познавать мир, любить, страдать, переживать страх. Я человек, и на земле нет другого создания, которое могло бы сравниться с потомком Адама.
Человек стал размышлять о том, кто он, едва научившись выражать свои мысли и чувства. Он издревле пытался понять самого себя. Эта глубинная потребность раскрыть собственную тайну составляет сущность человеческого.
Особую значимость проблема человека приобрела в наше время. В конце 20- начале 21 века человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных кризисов, которые угрожают жизни в целом. "В тисках" информационно-техногенного общества человеческая личность постепенно нивелируется. Как следствие, человек как бы потерял веру в свою исключительность, уникальность, разумность своих деяний, он потерял свое место в природе. И со всей остротой встал вопрос: Что есть человек? Какова его природа и предназначение?
Человека изучают многие науки, но каждая под своим углом зрения. И только философия дает целостный взгляд на человека: определяет фундаментальные проблемы его бытия, смысл существования и деятельности, резервы и возможности его организма, мышления, решает проблемы смерти и бессмертия.
Познать человека – это означает познать весь мир. Недаром античные философы, сравнивая человека с Космосом, определяли его как Микрокосм – малый образ Космоса.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет
У каждой всё особое, своё
И нет планет, похожих на неё.
У каждого есть тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший лист.
Есть в мире этом самый страшный час.
Но это всё неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.
Таков закон безжалостной игры.
Философская антропология –это философская наука, которая изучает человека как особый родсущего во всём его природном и социальном многообразии. ФА исследует происхождение и развитие человека как социокультурного существа, выявляет его место в общей картине бытия.
Изучение человека, как в научном, так и в философском смысле – сложнейшая задача: человек не вещь, которую можно изучать в лабораторных условиях. Кроме этого, человек – это существо, которое незавершенно в своем развитии: биологическом, социальном и культурном, а двойственность природы человека определяет многообразие его бытия. Поэтому сложно описать свойства и сущность человека. Главным методом познания в философской антропологии служит самопознание: человеческая мысль направлена на самого себя: т.е. объект исследования совпадает с субъектом.
Философское понимание сущности человека важно для медицинскойтеории и практики. Философия вооружает медицину знаниями о материальной, духовной и социальной составляющими человека. Она дает медикам ответы на мировоззренческие вопросы о человеческом бытии – о смысле его жизни и деятельности, о факторах социального воздействия на биологический потенциал человека, о возможностях мышления, о смерти и бессмертии человека. Философское знание как квинтэссенция человеческой мудрости, служит развитию духовной культуры личности медика и помогает преодолевать субъективные и обыденные суждении и представления о человеке.
Развитие взглядов о человеке в истории философии
Размышления о человеке и его места в мире появляются уже в древней философии. Феномен человека в философии осмысливался с двух позиций:
Исходя из этого, в истории философии сложилось несколько подходов в понимании места человека в мире: космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм.
Космоцентризм (натурализм) – человек есть живое существо, обладает родовыми свойствами: разумом, речью. Источником этих свойств является Космос или природа. Человек – это часть природы, микрокосм , следовательно, вся человеческая история связана с космической историей. В космоцентризме высшей ценностью является Космос, а человек лишь его осколок, частичка.
Теоцентризм (религиозная философия) – человек есть замысел и творение Бога. Теоцентризм высоко поднял человека над животным миром. Человек есть высшее, существо, т.к. т.к. несет на себе знак божественного предназначения и отпечаток личности Творца - разум, воля, свобода выбора.
Человек в христианстве получает абсолютную ценность. Отсюда осуждение насилия, убийства, самоубийства. Христианская философия впервые поставила проблему нравственного совершенствования человека и смысла его жизни. Но, возвысив дух человека, она принизило его тело, как источник всех человеческих несчастий. Это связано с учением о первородном грехе.
Антропоцентризм – человек есть неповторимый феномен Вселенной, вершина природной эволюции, центр и цель мироздания. Истоки антропоцентризма уходят в древность, когда человек бессознательно очеловечивал природу, наделяя ее своими чертами. В античной философии идею антропоцентризма сформулировал Сократ. Он считал, что человек – это не дробная часть природы, в человеке заключена вся природа, т.к. человек заключает в себе целый мир в зародыше, он является объединяющим началом всех живых и неживых существ и вещей. Кроме этого, человек есть нравственное существо, и цель его жизни – развитие в себе добродетелей. Поэтому человек должен постоянно познавать самого себя. Протагор, современник Сократа, сказал, что человек – это мера всех вещей. Поэтому человек есть центр и цель мироздания.
Все эти концепции, несмотря на различия, тем не менее, оценивают человека как уникальное, неповторимое, высшее существо.
Мы источник веселья и – скорби рудник.
Мы вместилище скверны и – чистый родник.
Человек, словно в зеркале ми, - многолик.
Он ничтожен и – он же безмерно велик (Омар Хайям).
Душа -это сфера непосредственных переживаний человека – чувства, эмоции, страдания, переживания. Это интимно-личностный аспект человека. Душа подвижна, склонна к изменениям. Понятие души присутствует уже в ранних религиозных верованиях первобытных людей.
Дух –это сфера высших ценностей и идеалов, это то, что выше человека в его природном, животном проявлении. Если высшим приматам присуща примитивная орудийная деятельность и интеллект, а также способность понимать устную речь человека (до 500 слов), то в области духа пути человека и животного расходятся навсегда. В области духовного человек ищет устойчивые основания своего бытия и поднимается до осознания своей значимости. Лейбниц: у животного нет самосознания, оно не осознаёт себя. Животное и видит и слышит, не зная, что оно видит и слышит. Только человек благодаря духу способен к рефлексии, к осмыслению мира и себя в мире, только он способен переживать своё бытие. Он способен в своём восприятии надстроить над миром идеальное царство мыслей и сублимировать(преобразовать) свою животную энергию (инстинкты, влечения) в духовную деятельность – искусство, науку, религию, философию, творчество. Благодаря духу человек формирует нравственные принципы и идеалы, которые являются смысловыми.
Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.
Что такое антропология?
Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.
Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.
Объект и предмет изучения антропологии
Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.
Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.
Методы антропологии
В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:
- морфологические (изучение переменчивости строения тела и особенностей, связанных с половым диморфизмом, здоровьем и прочими факторами);
- генетические (изучение механизмов передачи наследственной информации);
- демографические (изучение демографии и популяционной генетики);
- физиологические (изучение особенностей функционирования систем человеческого организма и его адаптации к окружающей среде);
- психологические (изучение мышления, общения и прочих форм взаимодействия);
- этнологические (изучение популяций, народов, социальных групп);
- математические (статистические исследования и прочие инструменты анализа закономерностей).
История развития антропологии
Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.
В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.
Физическая (биологическая) антропология
Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.
В рамках физической антропологии существует три раздела:
- Антропогенез. Данный раздел изучает происхождение и эволюцию человека, пытаясь понять механизмы и причины, которые привели к появлению современных биологических особенностей нашего организма и поведения. Продолжительность процессов, изучаемых в рамках данного направления, измеряется десятками и сотнями тысячелетий.
- Этническая антропология (расоведение). Данный раздел изучает этнические и расовые особенности людей. Важно не проводить лишних параллелей между расоведением и расизмом, который всегда был формой ущемления человеческих прав. Расоведение является наукой, которая изучает естественные особенности людей, принадлежащих к определенному этносу, а также причины, из-за которых возникли данные особенности.
- Морфология. Этот раздел изучает, как зависят физиологические и психологические особенности человека от возраста, пола, этнической принадлежности и прочих условий.
Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.
Культурная (социокультурная) антропология
Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.
С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.
Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.
Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.
Заключение
Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.
Философия человека, или философская антропология относится к разделу социальной философии. Человека нельзя понять без учета его многообразных социальных связей, постоянного изменения в процессе общественного развития.
В круге обсуждений философии был поставлен один из первых вопросов о человеке как о предмете философского анализа". Необходимо подчеркнуть, что эта проблема человека рассматривала его как уникального творения Вселенной, она лежит в основе "вечных" философских проблем, так как любая философская традиция в основе своего содержания имеет отношение человека к миру.
Философская антропология как раздел социальной философии
Еще мыслители и философы античности интересовались проблемой человека. В истории философии существовало много философских школ, и каждая из них поднимала вопрос о происхождении человека, его особенностях, смысле его существования, его способностях, возможности его усовершенствования и т.д.
Но единая систематическая теория человека появилась только в Новое время в философии. Особая значимость антропологии подчеркивалась в работах К. А. Гельвеция ("О человеке") и И. Канта ("Антропология"). Они определяли особую роль этой науки как для социальной философии, так и для философии в целом.
И. Кант выделил четыре важных вопроса, на которые была обязана отвечать философия:
- что я могу знать?
- что я должен делать?
- на что я могу надеяться?
- что такое человек?
В результате постановки этих вопросов, философия сведет три первых вопроса к четвертому. Он также считал антропологию фундаментальной философской наукой, и что все остальные научные дисциплины в конце концов сведутся к ней.
Особый интерес ученые проявляли к человеку в ХХ в. Этот период характеризуется ненадежностью и неопределенностью многообразия представлений о человеке.
Основатель современной философской антропологии М. Шелер писал, что за последние 10 тыс. лет наша эпоха является первой, когда человек стал совершенно проблематичен. Проблематичность человека состояла в том, что он не знает, чем он является, при этом четко определяет, что не знает этого.
В философии наметился так называемый антропологический поворот. В это время возникает тенденция обосновывать не только все знание, но и весь мир. Обоснование дается с позиции понимания человека. Антропологию выделили в отдельный раздел философии, при этом она стала еще и основополагающим разделом философии.
Предпринимались настойчивые попытки не относить человека к центру мироздания, преодолеть "антропологический сон" и "антропологическое безумие". Был предложен объективный подход к знанию, к очищенной от человека онтологии.
Преувеличение значения философской антропологии и стремление устранить саму проблему человека из "объективной" философии создали крайние и неверные позиции.
Философская антропология является частью социальной философии. Она руководствуется простой мыслью, лежащей в ее основе. Философская антропология выдвигает человека в центр мироздания – только реализация упомянутого ранее "внутреннего" подхода к объектам, изучаемым науками об обществе, подхода, предполагающего преломление всего мира через изучаемые объекты.
Для реалистичной философской антропологии поставлена цель, согласно которой ей необходимо найти "золотую середину" между "внутренним" и "внешним" подходами к такому сложному социальному объекту, каким является человек.
Неясность понятия "человек"
Но рассматривая это определение с точки зрения своего содержания, оно видится вполне неопределенным. Французский писатель П. Веркор, работая над своей книгой "Люди или животные", размещает такой эпиграф: "Все несчастья на земле происходят от того, что люди до сих пор не уяснили себе, что такое человек, и не договорились между собой, каким они хотят его видеть".
Далее писатель подчеркивает, что человечество похоже на клуб для избранных, доступ в который весьма затруднен. И только мы можем решить, кого допускать в этот клуб.
Какие признаки могут послужить основой для определения живого существа человеком? На что мы делаем упор, когда причисляем к классу людей одни живые существа и исключая из него другие? Кратко говоря, какие признаки формируются у нас в голове, говоря о понятии "человек"?
На данный вопрос не существует четкого ответа. Мы можем найти десятки и десятки разных определений человека.
Одним из самых старых и известных из них является определение человека как животного, который наделен разумом. Но здесь возникает другой вопрос. Что такое разум, которого лишено все живое, кроме человека?
Платону надоели эти споры о сущности человека, поэтому он определял человека как двуногое бесперое существо. Давая определение человеку, не обязательно раскрывать его сущность, для этого достаточно, чтобы оно позволяло отграничивать определяемый объект от всех иных.
В спор с Платоном вступил Диоген Синопский. Он взял цыпленка и общипал его, затем бросил к ногам Платона, сказав: "Вот твой человек". Затем Платону пришлось сделать некоторые уточнения. Он описал человека как двуногое бесперое существо с широкими ногтями.
Еще один философ дал такое описание человека как существо с мягкой мочкой уха. Но все эти определения ориентированы на сугубо внешние и случайные особенности человека и ничего не говорят о нем, по существу.
Французский сатирик Ф. Рабле описывал человека как животное, которое способно смеяться (у Аристотеля есть сходная характеристика). В этом Ф. Рабле поддержал французский философ А. Бергсон. Он подчеркивал отличительную особенность человека в способности к ионизации, смеху, и способности смешить других.
В каждой эпохе встречаются свои определения человека, они представлялись для своего времени наиболее глубокими. Древние греки описывали человека как разумное животное, для христиан он был существом с бессмертной душой, для антропологов современности, человек определяется как животное, которое могло производить орудия труда. В психологии человеком называют животное, которое может использовать язык, в этики – это существо с "чувством высшей ответственности", для теории эволюции – млекопитающее с громадным мозгом и т.д.
Особенности современного подхода к философии человека
Такое количество определений сущности человека и его отличительные особенности связано, конечно, с недостаточной ясностью содержания понятия "человек".
Если существует какой-либо объект, имеющий множество различных представлений о нем, его особенностях и сущности, есть единственное решение: обозначить два крайних полюса таких представлений и ограничить их общее пространство. В пределах этого пространства будет осуществляться анализ данного объекта. В дальнейшем, в процессе развития науки, последующие исследования позволят продвинуться далее и конкретизировать позицию.
Два полярных подхода к анализу природы человека просматриваются среди разнообразных современных подходов. Один подход относится к антропологическому истолкованию человека, а другой – социологическому, или социальному.
Различные промежуточные определения человека можно поместить между этими двумя противоположными понятиями. Антропологическое понимание человека предполагает реализацию внутреннего похода к анализу социальных объектов, а социологическое истолкование описывает частный случай внешнего подхода к обществу.
Для закрытого, коллективистического общества характерно социологическое понимание человека, а для индивидуалистического, открытого общества – антропологическое понимание.
АНТРОПОЛО́ГИЯ (от антропо. и . логия), совокупность дисциплин, изучающих человека, его физич. и психич. организацию, социальную деятельность и культуру. Первое употребление термина принадлежит Аристотелю. В период формирования А. как науки (18 – сер. 19 вв.) преобладало широкое понимание А. как универсальной науки о человеке – его естеств. истории, физич. организации, психологии, культуре, языке. В это время появились первые общие концепции природы человека и человеческого общества, предвосхищающие теории географич. детерминизма и эволюционизма. А. Р. Ж. Тюрго сформулировал идею последоват. смены охотничьей, скотоводческой и земледельческой стадий развития человеческого общества; К. Линнеем определено место человека в биологич. классификации. Систематизации знаний о человеке способствовали гуманитарные науч. открытия 1-й пол. 19 в.: развитие сравнительно-исторического языкознания , периодизации в археологии и др. Большое значение для становления знаний о древнейшей человеческой истории имели открытия в археологии первобытности. К сер. 19 в. в А. возобладал эволюционистский взгляд на человека, связанный, в частности, с развитием изучения биологии человека и с возникновением симиальной теории Ч. Дарвина.
Читайте также: