Индульгенция в православии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Обычно считается, что индульгенции — специальные грамоты об отпущении грехов – были явлением западного христианства. Как известно, торговля ими стала одной из главных причин Реформации в начале XVI века.

Гораздо менее известно, что индульгенции были и на Востоке, причем даже западная Реформация не повлияла на их популярность среди православных. В начале восемнадцатого века Иерусалимский патриарх Досифей Нотарас (1641—1707), например, писал об индульгенциях как о всем известной и древней традиции:

Практика выдачи индульгенций, существовавшая вначале неофициально, получила официальное подтверждение на Константинопольском соборе 1727-го года.

Похоже, Петр I оказал Русской церкви большую услугу, ликвидировав как раз в это время патриаршество, иначе бы и наша церковь непременно замазалась в этом деле.

Индульгенция XVIII века, которую Иерусалимский патриарх Авраамий послал греческим монахам в Валахии. Оригинал находится в Историческом музее Бухареста.

Написана честно. Надеюсь на ваш читательский интерес.


Книга содержит очерк древней русской истории, написанный с позиций современного исторического знания.

Библиографический список состоит из 100 изданий.

Тираж книги я распространяю сам. Начал рассылку. Сделать заказ можно, написав на мой мейл


Индульгенция, выданная 13 мая 1345 года в Авиньоне 12 архиепископам и епископам для прихода Святого Креста, больницы и всех церквей и часовен города Швебиш-Гмюнд © Hauptstaatsarchiv Stuttgart

Католицизму в Средние века был свойственен мистический юридизм и своеобразный квантитативный подход: все грехи классифицировались в соответствии с их тяжестью, для каждого из них (не считая смертных) была установлена мера наказания. Считалось, что римский папа имеет право определять степень благодатности того или иного действия и того или иного святого места, а также силу того или иного святого заступника. Исходя из этого основанием для индульгенции признавались некоторые дела — например, паломничество или молитва в определенной церкви.

Индульгенции как возможность избежать "мести" Бога, индульгенции как способ "заплатить за грехи", индульгенции как смягчение жестоких церковных наказаний, ужасные злоупотребления индульгенциями как начало периода реформации, индульгенции как стимул участия в крестовых походах, индульгенции как политическое оружие папы.


Это подход стали использовать и в отношении Бога

Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и неспособная изменять грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться, по крайней мере, внешнего признания своей дисциплинарной власти.

Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний требовала их смягчения посредством какой-нибудь замены

Взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, еще в IX в. казался богохульным

Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай

Пожертвования церквам и монастырям, ради искупления грехов, стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.


В XI в., при папе Александре II, впервые появляется название indulgentia

Чтобы поощрить участие в Крестовых походах, на Клермонском соборе (1095–1096 гг.) было объявлено крестоносцам и лицам, поддерживавшим крестовый поход денежною помощью, полное или частичное прощение Божьего наказания, как для них лично, так и для их близких родственников, живых и умерших. Такой способ поощрения пережил крестовые походы.

Постепенно имеющие деньги могли получить прощение даже будущих грехов

Со временем право отпущения грехов и полное прощение перешло в руки одного папы

Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение перешло, мало по малу, в руки одного папы. Но за то тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало по малу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме (1466 г.) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками.

Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на индульгенции

Утверждали, что огромные заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел, которая предоставлена в распоряжение Церкви, для раздачи из ее благодати достойным. Климент VI, в половине XIV века утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища.

Ужасные злоупотребления в этом деле стали одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации

Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение. Бесстыдство, с которым Лев Х в 1514 и 1516 гг., под предлогом войны с турками, на самом же деле для постройки храма святого Петра в Риме и покрытия издержек своего двора, отдал на откуп индульгенции и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации.

Знаменитые тезисы, прибитые Лютером в 1517 г. к дверям дворцовой церкви были направлены только против злоупотребления индулигенциями

В споре Лютера против торговли индульгенциями, производившейся преимущественно доминиканцами, схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября 1517 г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге, были направлены не против индульгенции, а против злоупотребления ими, т.е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением.


Индульгенции за крестовые походы

Бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение

Кроме принятия участия в Крестовых походах, ндульгенции даровались и за участие в борьбе Церкви против еретиков

Но все, же более частым употреблением пользовались индульгенции по поводу освящения храмов

Индульгенции стали орудием, посредством которого Римские папы боролись с политическими противниками

Грамота о предоставлении индульгенции. 1399 г. (ГИМ)

[лат. indulgentia - снисхождение, милость, освобождение от долга; англ., франц. indulgence; итал. indulgenza; испан. indulgencia; нем. Ablass, Ablassbrief, römische Gnade], в Римско-католической Церкви освобождение от временного наказания за отпущенные в таинстве Покаяния грехи, а после смерти - от страданий в чистилище, очищающих от неискупленной вины за прощенные грехи. До кон. XVI в. И. также называли соответствующую грамоту, извещавшую о таком освобождении (littera remissionis, littera indulgentialis, littera indulgentiae).

Становление практики И.

Развитие учения и практики И.

Исходя из сложившегося понимания И. как освобождения от епитимии или, позднее, от временного наказания за грехи, католич. богословы XI-XIII вв. указывали, что предварительное раскаяние и отпущение грехов в таинстве Покаяния являются важнейшим и строго обязательным условием для получения И. ( Bernard. Clar. Ep. 363, 458; Petr. Lomb. Sent. IV 16, 20. 112(4); Raimund. Pen. Sum. paen. III 34, 36, 63, 65; Thom. Aquin. Quaest. quodlibet. 2. 8. 2 и др.). Наряду с этим нек-рые богословы считали необходимым совершение дел милосердия ( Raimund. Pen. Sum. paen. III 34, 36, 65, 67), а также допускали предоставление И. умирающему в случае его искреннего раскаяния ( Petr. Lomb. Sent. IV 20; Raimund. Pen. Sum. paen. III 34 и др.).

Богословское развитие учения об И. было тесно связано с 3 основными пунктами:

2. Католич. богословами допускалась и обосновывалась возможность исполнения др. человеком наказания, возложенного на грешника в таинстве Покаяния (напр., близкими и друзьями за умершего). Такая епитимия ставилась выше епитимии, исполняемой самим грешником, поскольку совершалась из любви к ближнему, а не в заботе о собственном благе ( Petr. Lomb. Sent. IV 20. 112(4); Raimund. Pen. Sum. paen. III 34. 58; Thom. Aquin. Sum. contr. gent. III 158. 7).

Учение о сверхдолжных заслугах

Часовня Порциункола в нефе выстроенной над ней базилики Санта-Мария дельи Анджели (1569-1679) в Ассизи


Часовня Порциункола в нефе выстроенной над ней базилики Санта-Мария дельи Анджели (1569-1679) в Ассизи

Ранние (нач. XII в.) епископские И. из Юж. Франции и Сев. Испании содержали сокращение епитимий на 20 или 40 дней, впосл. срок епископских И. увеличился до неск. лет. Легатские И., как правило, были 100-дневными. Поводом для объявления таких И. были празднества, связанные с освящением храмов и почитанием святых. С XIV в. распространение получили И., изданные сразу неск. епископами; как правило, они предназначались для сбора средств на строительство храмов и благотворительность. В XV в. появились епископские и легатские И. для городских цехов и братств, связанных с ополчением.

В 1294 г. папа Римский Целестин V даровал аналогичную порциункольской И. всем паломникам, посещающим ц. Санта-Мария ди Коллемаджо в Л'Акуиле (Италия) в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.). Впосл. такой вид И. был предоставлен за выполнение схожих условий и посещение орденских храмов тринитариев в праздник Св. Троицы, храмов цистерцианцев в день памяти Бернарда Клервоского (20 авг.), храмов кармелитов в праздник Пресв. Девы Марии горы Кармель (16 июля), храмов иезуитов в день памяти Игнатия Лойолы (31 июля) и др.

С XIII в. широко распространялись папские и епископские И. в пользу благотворительных учреждений. Уже в 1114 г. Павийский еп. Гвидо даровал И. за пожертвования госпиталю в Портальберо, а госпиталь в Хальберштадте к 1284 г. имел 14 папских И. сроком на 40 дней. Неоднократно право собирать пожертвования за распространение папских И. даровалось бернардинцам, заботившимся о приютах для паломников на альпийских перевалах, а также благотворительным учреждениям госпиталитов (в т. ч. антонитам, монахам ордена св. Лазаря, братьям Св. Духа, Тевтонскому (Немецкому) ордену, иоаннитам (впосл. Мальтийский орден) и др.). В 1309 г. папа Климент V разрешил епископам выдавать 100-дневные И. за милостыню на сиротские дома (Regestum Clementis papae V. 1885-1892. N 4199).

Активно практиковалось дарование И. (как правило, 40-дневных) для сбора средств на сооружение и ремонт мостов и дорог, что являлось обязанностью не только светских, но и духовных властей (в т. ч. в связи с паломничествами). К числу древнейших известных И. такого рода принадлежат папские И. сер. XI в. за строительство моста через р. Арно под Фучеккьо (Тоскана, Италия). В XIII-XIV вв. епископские и папские И. за сооружение мостов выдавались в Юж. Франции, где в XII в. возникли мирские и монашеские братства по строительству и ремонту мостов (напр., в Бонпа (c 1084), Авиньоне, Лионе и др.), а также в Германии (особенно по течению Дуная) и Англии. С XIII в. имели распространение И. за помощь в строительстве дамб (гл. обр. в Нидерландах), гаваней, укреплений (в пограничных регионах Вост. Пруссии, на Кипре, в Испании и др.). С сер. XII в. папские и епископские И. использовались для сбора средств на выкуп христиан из сарацинского, позднее из турец. плена, распространением к-рых, гл. обр., занимались монашеские ордена тринитариев и мерcедариев. С сер. XIII в. выдавались также И. за помощь потерпевшим кораблекрушение. В этот же период начинают выдаваться папские И. для привлечения пожертвований на содержание школ и университетов.

Помимо материальных целей дарование И. нередко использовалось для решения социально-политических задач. Напр., в 1229 г. папский легат объявил полную И. для профессоров и студентов, к-рые будут учиться и преподавать в освобожденной от катаров Тулузе, чтобы противостоять еще сохранявшемуся влиянию еретиков в этом регионе. В 1230 г. папа Римский Григорий IX предоставил полную И. всем, кто поселялся на отвоевывавшемся у мавров о-ве Мальорка. С 1493 г. папой Римским Александром VI подобная И. даровалась тем, кто с разрешения исп. короля переселялись в исп. колонии в Америке.

К XIV в. в покаянной практике Пенитенциалии в основном стали применяться не для определения должных епитимий за грехи, которые практически перестали накладываться на кающихся, а для подсчета необходимых И., отпускавших сроки временного наказания. С этим связано и увеличение количества предоставляемых И., потребность в к-рых резко возросла.

Злоупотребления в практике И.

В некоторых случаях для предотвращения злоупотреблений И. на местах вмешивались Римские папы. В 1330 г. папа Иоанн XXII провел судебный процесс против госпиталитов ордена св. Иакова из Альтопашо (Тоскана, Италия), своевольно расширивших дарованные им по предоставлению И. привилегии.

Реформация и Контрреформация

Продажа индульгенции. Гравюра Й. Броя Старшего из Аугсбурга. Ок. 1530 г.

В XIX в. практика предоставления И. переживает новый подъем. Папы Пий IX и Лев XIII даровали большое количество И., в т. ч. полные И. при празднованиях чрезвычайного (экстраординарного) юбилейного года в 1854, 1857, 1867, 1869 (в связи с подготовкой к Ватиканскому I Собору), 1879, 1881, 1886 гг., а также во время праздников Святейших Тела и Крови Христовых (1849), Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии (1854), Святого Сердца Иисуса (1856). Эта практика сохранялась и в XX в., когда полные И. были дарованы, напр., при праздновании 50-летия явления Пресв. Девы Марии в Лурде (1907), Благовещения (1931), чрезвычайного юбилейного года (1933), Непорочного Сердца Пресв. Девы Марии (1944), Успения (1950) и др.

В Кодексе 1917 г. сохранялось, но не регламентировалось различие между полной (plenaria) и частичной (partialis) И.: полная И. совершенно освобождает от временного наказания за прощенные грехи, частичная снимает лишь определенное количество дней или лет этого наказания в соответствии с предусмотренными сроками епитимий (подлинный срок наказания и та его часть, от к-рой освобождает И., известны лишь Богу). Полная И. может быть получена только раз в день, даже если предписанное для ее получения действие будет совершено неоднократно; частичная И. может быть получена несколько раз в день (CIC (1917). 928). 26 мая 1898 г. папа Лев XIII утвердил декрет Конгрегации индульгенций и реликвий, воспрещавший давать частичную И. на срок более 1 тыс. лет (DTC. Vol. 7. Col. 1627). В разъяснениях католических богословов и канонистов подчеркивалось, что получение полной И. в большинстве случаев практически неосуществимо, т. к. даже 1 незначительный (venialia) грех, не получивший отпущения в таинстве Покаяния, препятствует получению полной И. (см.: DTC. Vol. 7. Col. 1623; DDC. T. 5. Col. 1345-1346). Ввиду этого Кодекс 1917 г. указывал, что полная И. предоставляется т. о., чтобы неспособные получить ее все равно принимали частичную И. (CIC (1917). 926).

Предоставление И. гл. обр. зависело от наличия юрисдикции (potestate ordinaria), а не сана (CIC (1917). 912). Кардиналы могли давать 200 дней И. на территории, где они обладали юрисдикцией, или в к.-л. институтах, находившихся под их протекцией (титулярные рим. церкви; для кардиналов, являвшихся правящими епископами,- в их диоцезах) (CIC (1917). 239 § 1, 24); зап. патриархи, примасы и архиепископы имели право предоставлять 100 дней И. на территории своих провинций и архиеп-ств (CIC (1917). 274 § 2); епископы, а также апостольские викарии и префекты (даже не будучи епископами) - 50 дней во вверенных им еп-ствах или территориях (CIC (1917). 294 § 2; 349 § 2, 2). Декретом Апостольской пенитенциарии от 20 июня 1942 г. количество предоставляемых дней И. было увеличено, составив для кардиналов 300 дней, архиепископов - 200 дней, епископов, др. ординариев, апостольских викариев и префектов - 100 дней (AAS. 1942. Vol. 34. P. 240). В дополнениях к Кодексу 1917 г. право давать 6 раз в год полную И., применимую в т. ч. и к душам умерших, было предоставлено нунциям и апостольским делегатам на территории их миссии в силу делегированной им власти ( Vermeersch, Creusen. 1934. T. 2. N 200-221).

Согласно Кодексу 1917 г., правящие епископы на территории своих диоцезов могли 2 (с 1942 - 3) раза в год давать по установленной формуле папское благословение с предоставлением полной И., а аббаты и прелаты nullius, апостольские викарии и префекты на территории, находившейся в их юрисдикции,- 1 раз (с 1942 - 2) в год (CIC (1917). 914). Также папское благословение с полной И. мог дать любой пресвитер больному в случае близкой смерти (CIC (1917). 468 § 2). За епископами, в т. ч. без к.-л. юрисдикции (титулярными), сохранялось право давать годичную И. при освящении храма (CIC (1917). 1166 § 3). Помимо особых предписаний в Кодексе 1917 г. оговаривалось право кардиналов и епископов предоставлять И. при использовании благословленных ими священных предметов (четок-розариев, медальонов, крестов, икон и статуй и др.) (CIC (1917). 239 § 1, 5; 349 § 1, 1). Данные И. распространялись как на паству прелата, так и на паломников и др. лиц, временно находившихся на территории его юрисдикции (CIC (1917). 927). Кодекс 1917 г. давал право епископам, аббатам и прелатам nullius, апостольским викариям и префектам, генеральным настоятелям монашеских орденов и конгрегаций создавать привилегированные алтари в кафедральных соборах, аббатских, монастырских и приходских церквах (CIC (1917). 916).

Современное католическое учение об И.

Современная практика предоставления И.

Читайте также: