Кратко сформулированные положения текста называются

Обновлено: 04.07.2024

тезисы — 3.1.7 тезисы: Сжато сформулированные положения и мысли, опубликованные до начала конференции, симпозиума и съезда; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

тезисы — 1) Жанр научной литературы, представляющий собой краткую запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулированных в сжатой форме. Они подразделяются: а) на первичные (авторские) и б) вторичные, созданные на основе… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Тезисы — Жанр научной литературы, представляющий собой краткую запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулированных в сжатой форме. Они подразделяются: 1) на первичные (авторские) и 2) вторичные, созданные на основе… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

ТЕЗИСЫ — любое утверждение в споре или изложении к. л. теории; положения, кратко излагающие к. л. идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В Т. лаконично раскрывается содержание вопроса, темы. Составление тезисов одна из форм… … Педагогический словарь

Тезисы — мн. Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, статьи и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Тезисы — – см. Жанры научной литературы … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Тезисы — любое утверждение в научном споре или изложение какой либо теории, положения, кратко излагающее какие либо идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В тезисах лаконично раскрываются содержание вопроса, темы … Исследовательская деятельность. Словарь

тезисы — делопр. краткое изложение текста документа или выступления … Краткий словарь терминов из области делопроизводства

Кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи называются: тезисами.

Краткое письменное изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку, профессиональную деятельность и личные качества человека, претендующего на ту или иную работу, называется: резюме.

Лишний элемент справочно-библиографического описания книги :– адрес издательства.

Монография :– это научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса.

Научная статья и монография :– это оригинальные сочинения исследовательского характера.

Научно-обобщенный подстиль: – это лишнее среди подстилей.

Научный стиль употребляется в : научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности.

Неподготовленность, эмоциональность, естественность, непринужденность, свобода выбора слов и выражений характерны для:разговорного стиля.

Обоснование актуальности выбранной темы; постановка цели и конкретных задач исследования; определение объекта и предмета исследования; выбор методов (методики) проведения исследования; описание процесса исследования; обобщение результатов исследования; формулирование выводов и оценка полученных результатов: – это основные этапы в общей схеме научного исследования.

Объективность, точность, логичность, доказательность, обобщенность, насыщенность характерны для: научного стиля.

Основной тезис : – это утверждение, которое требует обоснования.

Основные жанры научного стиля: – монография, реферат, статья, рецензия, аннотация, доклад, лекция.

Основные функции официально-делового стиля: связь между учреждениями и организациями.

Основные функции разговорного стиля: непосредственное общение в неофициальной обстановке.

Первый элемент в библиографическом описании книги: – фамилия и инициалы автора.

Письменная научная речь: – это речь монографий, научных статей, учебников и справочников.

По содержанию, по представленному в них материалу тезисы бывают: первичные (оригинальные) и вторичные.

По структуре планы бывают: простыми и сложными.

Порядковые числительные: седьмой.

Программа исследования, в которой указаны его теоретико-методологические предпосылки называется введением исследования.

Примеры, содержащие конструкции родительного падежа (все примеры):

Выяснение закономерностей формирования структуры производства;

Определение закономерностей развития образования;

Изменение котировки курса валют;

Выявление развития общественного производства;

Определение политического курса страны;

Выявление интеграции экономики мирового пространства;

Изучение вопросов образования;

Объединение предприятий страны;

Изыскание средств и методов механизации и автоматизации работ;

Совокупность устройств автоматизации программ;

Создание информационных систем производства;

Средства для решения задач оборонного характера.

Примеры отглагольных существительных (все примеры):

Примеры общеупотребительных слов:

Примеры общенаучных слов:

Примеры слов-терминов:

Примеры терминологических словосочетаний:

Гиперинфляция в экономике

Жанр научно-информативного подстиля: реферат

Жанр собственно научного подстиля(академического): монография

Жанр учебно-научного подстиля: лекция

Простой план изложения предмета речи, содержащий в себе изображение действий событий во времени и раскрывающий тесно связанные между собой события, явления, действия, как объективно происходившие в прошлом, называется : повествованием.

Процесс мыслительной и письменной фиксации читаемого текста называется:конспектированием.

Публицистический стиль используется в: выступлениях в печати, на телевидении.

Разговор между двумя говорящими, выражающийся чаще всего в вопросе и ответе называется : диалогом.

Разновидности (подстили) научного стиля: собственно научный (академический), учебно-научный, научно-информативный, научно-популярный.

Расписка, как документ, подтверждает: получение чего-нибудь.

Рассуждение как функциональный тип речи: – это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.

Реферат :– это краткое, чаще всего письменное изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ).

Реферат, который дает анализ информации, приведенный в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы, называется: реферат-доклад.

Реферат, который охватывает несколько первичных текстов и дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу, называется: реферат-обзор.

Реферат, научная статья, курсовая и дипломная работы, магистерская диссертация:– это основные жанры научных сочинений.

Реферат, содержащий в обобщенном виде все основные положения первичного текста, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения - это реферат-конспект.

Реферат, содержащий лишь основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа, и где все второстепенное опускается, называется: реферат-резюме.

Реферат-конспект, реферат-доклад, реферат-обзор, реферат-резюме : – это подвиды (виды) реферата.

Реферирование: – это извлечение из текста важной информации и создание нового текста.

Рецензия представляет собой: критическую оценку произведения.

Рецензия:-это жанровая разновидность научного стиля речи.

Речь, обращенная к себе или слушателям, называется: монологом.

Свободный пересказ, косвенная речь, собственно цитирование: – это три основных способа цитирования.

Слова: договор, контракт, доверенность используются в официально-деловом стиле.

Слово или словосочетание научного языка, точно и однозначно называющее какое-либо специальное понятие раскрывающее его содержание :– это название произведения.

Создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, длинным их перечислением является: основной функцией описания.

Специфические черты научного стиля: точность, логичность, ясность.

Справочно-библиографические данные еще называют : выходными данными.

Сравнения, эпитеты, метафоры используются в: художественном стиле.

Стиль учебных пособий, учебников, монографий : это научный стиль.

Структура и содержание аннотации :– это библиографическое описание и текст аннотации.

Структура и содержание информативного реферата состоит из: вводной части, собственно реферативной части и заключительной части.

Существительные с абстрактным значением: мышление, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения.

Сфера применения художественного стиля: – художественная литература.

Тезисы должны содержать: краткую и точную формулировку какой-либо мысли.

Текст аннотации включает в себя:

Тип и назначение аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник, статья и др.);

Задачи, поставленные автором аннотируемого документа;

Структуру аннотируемого документа;

Предмет и тему произведения;

Основные положения и выводы автора;

Характеристику вспомогательных и иллюстративных материалов;

Характеристику дополнений, приложений аннотируемого документа;

Указание на назначение работы, ее адресата;

Общая оценка работы;

Метод, которым пользовался автор.

Тема исследования, научная проблема и гипотеза исследования, объект и предмет исследования, общая цель и конкретные задачи исследования, научна новизна и актуальность:– это структурные элементы введения научной работы

Термин: – это слово или словосочетание научного языка, точно и однозначно называющее какое-либо специальное понятие.

Термины, используемые в экономической науке: кредит, бизнес, аудит, менеджер.

Требования, предъявляемые к реферату: информативность; объективность; неискаженное фиксирование всех положений первичного текста;

Укажите суффикс, употребление которого неприемлемо в научном стиле речи: -еньк-.

Фамилия автора, инициалы; название статьи (монографии, книги); город, в котором издан данный источник; год издания; том (часть, выпуск); количество страниц: – это полное библиографическое описание источника.

Художественный стиль используется в: стихах, сказках, романах.

Цель публицистического стиля: воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей.

Цель разговорного стиля: общение, обмен мыслями, впечатлениями.

Цель художественного стиля: воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.


Что такое тезисы? Когда мы их применяем и для чего они нужны? А когда нам могут понадобиться выписки? И для чего? На уроке мы дадим ответы на все эти вопросы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Тезисы. Выписки"

· Выясним, что такое тезисы.

· Узнаем, как правильно составлять тезисы.

· Выясним, как оформляются выписки.

Например, если нам нужно рассказать об истории русской письменности, план может выглядеть примерно так:

· Докириллическая письменность славян

· Деятельность Кирилла и Мефодия

· Первые славянские алфавиты

· Кто был создателем кириллицы?

· Основные реформы кириллицы

И сейчас мы составили простой тематический план, поскольку каждый пункт – это просто обозначение того, о чем мы собираемся сказать.

Но что именно мы будем говорить в этих пунктах? Иногда хочется, чтобы информация в плане стала более подробной.

Попытаемся развернуть каждый пункт нашего плана и понять, что именно мы будем доносить до слушателя в той или иной части речи.

Например, в первой части речи мы можем обозначить, что гипотез о докириллической письменности славян существует много, но существование этой письменности так и не считается подтверждённым.

Дальше нам придётся кратко обрисовать, кто такие Кирилл и Мефодий.


Переходим к алфавитам – мы знаем, что это глаголица и кириллица. Основную мысль можно выразить так: глаголица была создана раньше кириллицы, однако не прижилась из-за своей сложности.


Четвёртый пункт нашего плана. Тут мы ответим на вопрос. Создателем кириллицы считают ученика Кирилла Климента.

Про реформы кириллицы можно говорить долго. Но допустим, что мы обозначим только петровскую реформу и реформу тысяча девятьсот восемнадцатого года.

И вот у нас получился план уже совершенно другого вида. Это то, что называется тезисным планом.


Но что же такое тезисы? Обычно с этим понятием мы сталкиваемся при изучении истории. Или при написании научных работ.

Из каждой части текста мы можем сделать какой-то вывод, как-то обобщить информацию в тексте.

И значит, мы можем выписать тезисы – в своей формулировке или в виде цитат.

При этом тезис не просто озаглавливает часть текста, а кратко излагает её положение.

Посмотрим, как один и тот же пункт плана будет выглядеть в тезисах.


Перед тем, как составить тезисы, обычно составляют общий план речи.

Посмотрим на примере первых пунктов из двух наших планов, чем отличается план от тезиса.

В тематическом плане мы использовали назывное предложение. А тезис – это обычное двусоставное предложение.

Пункт плана – это разновидность заглавия: обозначается то, о чём говорится в предложении.

А тезисы – это очень краткий пересказ части текста: показывается, что именно говорится в тексте.

Считается, что сформулировать тезисы текста довольно сложно. Это требует не только знания материала, но и умения формулировать основную мысль очень сжато.

Но если тезисы сформулированы правильно, они могут серьёзно помочь при подготовке к реферату, докладу и так далее.

Как правильно составить тезисы? Примерно так же, как и составить план.

Сначала мы читаем текст по абзацам.

Обязательно выделяем ключевые слова.

Определяем тему каждого абзаца.

Нужно осознать мысль автора, которую он вкладывает в каждую часть текста.

После этого нужно сопоставить результаты. Если нужно, мы объединяем абзацы.

И если тезисы составлены правильно, мы сразу же увидим это по их признакам:

- наши тезисы будут краткими и информативными, в них не будет лишней информации.

- эмоции в них тоже будут отсутствовать.

- наконец, мы должны легко понимать текст тезисов.

Но тогда получается, что тезисы – это просто очень краткий пересказ текста?

Да, получается так. Краткий и безэмоциональный.

Итак, тезисы – это краткое изложение основных положений текста.

Тезисы формулируются в виде двусоставных предложений.

Тезисы содержат основную мысль каждой части текста.

Тезисы можно выражать в своей формулировке или в виде цитат.

Кстати, о цитатах. Всю ли информацию в тексте мы можем сократить?

Иногда мы не можем весь текст пересказать в тезисах. Ведь некоторые элементы этого текста слишком важны, и нам нужно донести до слушателей мысль полностью.

Допустим, что какой-то абзац настолько важен, что нам хочется использовать его в своей работе целиком.

В таком случае мы обращаемся к выпискам.

При таком виде работы с текстом информация передаётся дословно, записывается точно.


Вот она. И предположим, что мы делаем реферат о Пушкине-драматурге.

На этой странице мы можем отыскать подходящую для нас информацию – последнее предложение. Это – та часть, которая нужна нам.

Но как эта часть будет выглядеть при вставке в наш реферат? Мы перепишем её полностью, ничего не изменяя. Только обязательно возьмём её в кавычки.

Часто такое указание делается в виде сноски в квадратных скобках. Тогда первая цифра обозначает порядковый номер этого произведения в списке нашей литературы. А дальше идёт указание на страницу.


Но зачем нам вообще выписки?

Иногда в книге может быть не всё посвящено тому вопросу, который мы собираемся рассмотреть. Тогда мы просто выписываем те моменты, которые нам нужны.

Или же при подготовке к выступлению мы просматриваем несколько книг. И во всех есть нужная нам информация, просто она чем-то отличается. Тогда мы делаем выписки, чтобы сопоставлять информацию, приводить мнения из разных источников.

Главное – чтобы выписки в вашем готовом выступлении были правильно оформлены.

Итак, выписка – это дословная, точная запись какой-либо части текста. Выписки обычно оформляются в виде цитат.

При оформлении выписки необходимо указать её источник.

Выписки могут нам помочь при подготовке к докладу, сочинению, реферату и так далее.

Тезис

Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.

Определение тезиса — что это такое

Тезис это..

В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.

Что такое тезисы

В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.

После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Тезисный план — как писать научные тезисы

Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.

Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:

  1. Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
  2. Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше работать в тандеме с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
  3. Цель работы.
  4. Задачи, которые вы ставите перед собой.
  5. Актуальность выбранной темы.
  6. Методы исследования.
  7. Основные положения работы (гипотезы, которые вы выдвигаете).
  8. Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
  9. Перспективы.

Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.

Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.

Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.

Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)

В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.

Тезисы в сочинениях


Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.

Аргументы могут быть такими:

  1. Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
  2. Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
  3. Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.

Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.

Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.

Тезисы по теме отцы и дети

Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:

  1. Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
  2. Пустые мечты приводят к разочарованиям.
  3. Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.

Персонаж сочинения

Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Краткое резюме

Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.

Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.

Читайте также: